Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЗЗ КАК СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЗЗ КАК СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
188
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ ЗЕМЛИ / EARTH REMOTE SENSING / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ / STATE BORDERS / СВОБОДА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / FREEDOM OF SCIENTIFIC RESEARCH / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ложковой Петр Николаевич

Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), т.е. наблюдение поверхности Земли авиационными и космическими средствами - это высокотехнологический вид космической деятельности, доступный лишь некоторым государствам. ДЗЗ быстро коммерциализируется, и государство часто сотрудничает с частными компаниями. ДЗЗ осуществляется без учета государственных границ, т.е. представляет собой деятельность в интересах всего человечества. Свобода научных исследований, к которым относится и ДЗЗ, закреплена в нормах международного права. Но свобода ДЗЗ не должна наносить ущерб другим государствам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ложковой Петр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ERS AS A MEANS OF SCIENTIFIC RESEARCH - FUNDAMENTAL AND APPLICATION

Earth remote sensing (ERS), e.a. observation of the Earth from the space with aviation and space technologies, is a highly technological activity, available only to several states. ERS is intensely commercialized and states often cooperate with private companies. ERS does not recognize state borders, that is, it is an activity in the interests of all humankind. The freedom of scientific research, one of which is ERS, is fixed in the international law rules. Yet the freedom of scientific research must not interfere with interests of other peoples

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЗЗ КАК СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

ЛОЖКОВОЙ Петр Николаевич,

адвокатЛОКА Адвокатская фирма «ТонковЪ и Партнеры»,

магистр (РАНХиГС)

12.00.10 - международное право; европейское право

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЗЗ КАК СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), т.е. наблюдение поверхности Земли авиационными и космическими средствами - это высокотехнологический вид космической деятельности, доступный лишь некоторым государствам. ДЗЗ быстро коммерциализируется, и государство часто сотрудничает с частными компаниями. ДЗЗ осуществляется без учета государственных границ, т.е. представляет собой деятельность в интересах всего человечества. Свобода научных исследований, к которым относится и ДЗЗ, закреплена в нормах международного права. Но свобода ДЗЗ не должна наносить ущерб другим государствам.

Ключевые слова: дистанционное зондирование Земли, государственные границы, свобода научных исследований, государственно-частное партнерство.

LOZHKOVOJ Petr Nikolaevich,

lawyer LOCKE Law firm «Tankovy and Partners»,

master of (RANHiGS)

LEGAL REGULATION OF ERS AS A MEANS OF SCIENTIFIC RESEARCH - FUNDAMENTAL AND APPLICATION

Abstract. Earth remote sensing (ERS), e.a. observation of the Earth from the space with aviation and space technologies, is a highly technological activity, available only to several states. ERS is intensely commercialized and states often cooperate with private companies. ERS does not recognize state borders, that is, it is an activity in the interests of all humankind. The freedom of scientific research, one of which is ERS, is fixed in the international law rules. Yet the freedom of scientific research must not interfere with interests of other peoples.

Key words: earth remote sensing, state borders, freedom of scientific research, stateprivate partnership.

УДК - 341 ББК- 67

А. Понятие дистанционного зондирования Земли из космоса

Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) — это наблюдение поверхности Земли авиационными и космическими средствами, оснащенными различными видами съемочной аппаратуры [18]. В более широком виде это — система методов для определения природы и установления состояния объектов, находящихся на земной поверхности, составляющих ее часть, или пребывающих под земной поверхностью, путем наблюдений с установок, летящих в воздухе или космосе [2, с. 9; 25, с. 111].

Принято считать, что технология дистанционного зондирования Земли — это результат космических технологий, появившихся в конце 1950-х — начале 1960-х годов, после первого запуска искусственного спутника Земли Советским Союзом 4 октября 1957 г. Однако отметим, что первую опытную воздушную съемку осуществил 18 мая 1886 г. над Санкт-Петербургом поручик А.М. Кованько, положивший начало развитию воздушного фотографирования в России. Первый фотоснимок был получен с высоты 800 м, второй - с высоты 1200 м. Третий снимок был произведен над Петропавловской крепостью с высоты 1350 м.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

Первые снимки Земли из космоса в США были получены в октябре 1946 г. с высоты 104,6 км фотоаппаратом, который был установлен на запущенной с полигона «White Sands» (штат Нью-Мексико) ракете А-4. В Советском Союзе реальные снимки из космоса были получены летом 1957 г. с помощью разработанного на Красногорском механическом заводе малогабаритного фотоаппарата АФА-39, поднятого ракетой на высоту около 120 км. Практическое применение космических снимков началось с момента запуска первых космических аппаратов фоторазведки, разработанных в рамках военных программ [11, с. 3, 4].

Это был самый разгар «холодной войны», и космические технологии, как и многие другие, создавались и использовались прежде всего в военных целях. Вскоре стало ясно, что обзор Земли из космоса открывает огромные возможности и в области метеорологии, а позднее их стали применять и в исследованиях природных ресурсов и состояния природной среды.

Искусственные спутники весьма разнообразны. Международный союз электросвязи выпустил классификацию, основанную на типах их использования, — фиксированные, мобильные, передающие, навигационные, исследующие Землю. Спутники различают также по их расположению на орбите: геостационарные, то есть висящие над одной и той же точкой поверхности, обычно в районе экватора на высоте 36 000 км; нестационарные, то есть перемещающиеся по орбите, в свою очередь, делят на находящиеся на средней орбите, на высоте 10—25 000 км; и низкоорбитальные - 250-1 500 км [15]. Именно последние две категории спутников используются для зондирования, геостационарные обычно обслуживают прогнозы погоды и связь [26].

На спутниках устанавливается разнообразное техническое оборудование, в том числе системы камер, инфракрасные, микроволновые и ультрафиолетовые сенсоры, радары и лазеры [14, с. 728].

Техническая сторона дела может быть описана примерно так: спутник получает изображение с помощью двух типов зондирующих систем - трехполосного отра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

жателя и четырехполосного многоспект-рового сканера. Они определяют наличие отражения, фиксируют сигнал, поступающий с накопителей, и учитывают радиацию, излучаемую Землей.

Спутник обходит Землю примерно 14 раз в сутки на высоте, которая считается небольшой — чаще всего около 1 000 км; орбита представляет собой, скорее, круг, а не эллипс, проходит через полярные области Земли и рассчитывается так, чтобы максимально использовать солнечное освещение планеты. Каждый снимок может достигать размеров 185 кв. км, и за одни сутки спутник делает 200 таких снимков. Каждый спутник способен за 18 дней охватить всю земную поверхность [16, с. 708, 709].

Все данные, собранные спутником, почти мгновенно передаются на приемные станции, находящиеся на поверхности Земли, и могут накапливаться для последующей передачи дальше. Такие приемные станции сооружены в разных местах на поверхности, на всех континентах.

Дистанционное зондирование может быть активным и пассивным.

Активное зондирование производится путем направления электромагнитного излучения на объект и затем считывания его энергетического отражения; пассивное зондирование — это фиксирование собственного электромагнитного излучения самого объекта [25, с. 112].

И прямое, и отраженное излучение предоставляет множество данных, сочетание которых характерно только для данного объекта. Его характеристики, полученные путем зондирования из космоса, подтверждаются или не подтверждаются сравнением с данными, полученными на поверхности; затем проводятся необходимые корреляции. Спектральные характеристики объекта, как, например, рисунок распределения энергии, не только отличают данный объект от других, но и могут указывать на его плотность, характер поверхности, содержание влаги и иные физические и химические свойства [17, с. 132].

Аппаратура, в сущности, применяется одинаковая, позволяющая обнаруживать на земле объекты линейным размером до

30 м [24, с. 453, 454]. В настоящее время аппаратура достигла такой эффективности, что позволяет читать номера автомобилей и даже детали кредитных карт.

Применяемые системы телесканирую-щих камер делают в среднем два снимка в минуту, причем разные камеры настроены на прием разных частей видимого и инфракрасного спектра.

Качество получаемых данных в большой степени зависит от качества аппаратуры, которое называют «разрешением» и делят на четыре категории: пространственное разрешение — от 1 до 1 000 м, спектральное разрешение - от ультрафиолетового до инфракрасного, радиометрическое разрешение - обычно от 8 до 14 бит, временное разрешение - частота пролета спутника над тем или иным участком [19].

Первыми деятельность по дистанционному зондированию стали проводить Советский Союз и США; в нашей стране соответствующее оборудование размещалось на обитаемых космических станциях, США практиковали посылку автоматических спутников [23]. Позднее наши зондирующие системы также стали размещаться на спутниках [4, с. 5].

В настоящее время сильно расширился круг государств, обладающих техническими и технологическими возможностями, позволяющими вести дистанционное зондирование. Кроме Советского Союза, США и Германии, которые были монополистами в этой области в конце ХХ в., теперь такие возможности есть и у таких государств, как Алжир, Бразилия, Великобритания, Индия, Италия, Канада, Китай, Колумбия, Нигерия, Тайвань, Турция, Франция, Южная Корея, Япония [27].

Данные, полученные в результате зондирования, определяют, как «цифровые файлы, содержащие сведения, основанные на географических характеристиках местности» [11, с. 4].

Информация, полученная дистанционным зондированием, обрабатывается, толкуется и распространяется различными путями. Научно-технический подкомитет Комитета ООН по космосу выделил шесть аспектов обработки данных дистанционного зондирования:

- получение данных;

- предварительная обработка;

- хранение данных;

- распространение данных;

- анализ информации;

- использование информации [29, с. 8].

Первые четыре категории затрагивают,

так сказать, первичную стадию с участием спутников, которые собирают и затем передают информацию с помощью телеметрии, фотографий или магнитной записи [28]. Первичную стадию проходит информация, которая извлечена из данных дистанционного зондирования, но требует дальнейшего анализа.

Четвертая и пятая категории касаются информации, полученной в ходе процесса анализа, а также информации, полученной из альтернативных источников.

Обработка данных, полученных при дистанционном зондировании, технически не составляет большой проблемы для развитых государств, обладающих надлежащим оборудованием и обученным персоналом. Однако для развивающихся стран обработка и оценка такой информации может быть сложной проблемой. У многих из них нет обученных специалистов, которые могли бы расшифровать информацию, полученную со спутников; в то же время развивающиеся страны часто выражают опасения в том, что ненадлежащие лица, правительства, корпорации или частные лица могут с помощью тонких технологий получать даже больше информации о ресурсах страны, чем их собственные правительства [24, с. 456].

Хотя эти государства прекрасно осознают, как полезны могут быть для них данные дистанционного зондирования, они неоднократно выражали опасения возможных последствий передачи этих данных третьим странам, особенно без их согласия. Поэтому именно гарантии против несанкционированной передачи данных вызывают много дебатов.

Хотя дистанционное зондирование осуществляется спутниками и другими техническими устройствами, зарегистрированными в отдельном государстве, его очень заметная черта - переход через государственные границы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

Как видно из технических характеристик, зондирующий спутник осматривает весь земной шар, и основную пользу от зондирования можно получить именно при таком трансграничном подходе. Это подтверждает опыт использования данных, полученных от зондирования.

Дистанционное зондирование применяется в разнообразных целях, которые можно классифицировать по различным категориям.

1. Прежде всего, выделим цели сохраняющегося военного значения деятельности по дистанционному зондированию:

- определение места нахождения крупных войсковых соединений и их перемещение;

- расположение военных баз, виды их вооружения, в том числе ракетные шахты;

- наличие и размеры военно-промышленного потенциала.

2. Вне военного использования дистанционное зондирование проникает во все сферы хозяйствования. С его помощью становится доступно:

- предотвращение природных катастроф, когда прогноз извержения вулкана, наводнение, сползание горных селей приносит пользу населению географических регионов;

- определение видов на урожай, что позволяет не только строить продовольственную стратегию каждого государства, но и планировать развитие мировых рынков продовольствия;

- природоохранные мероприятия как измерение степени загрязнения воздуха, воды и почвы; в последние годы насущной проблемой становится отслеживание последствий потепления климата, которое выражается прежде всего в таянии полярных ледяных шапок и ледников в горах; сюда же следует отнести наблюдение за массовой миграцией животных в пустынных и арктических районах;

- отслеживание состояния рыбных запасов в разных районах Мирового океана, независимо от их нахождения в границах государств, в их юрисдикции или в открытом море;

- во многих случаях удается установить наличие запасов пресной воды в недрах,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

залежи полезных ископаемых, проследить состояние лесов и почвы в полях;

- для нашей страны несомненную пользу составляет мониторинг вечной мерзлоты, а также слежение за состоянием трубопроводного транспорта, то есть газо- и нефтепроводов.

С учетом высокой разрешающей способности космической оптики в некоторых странах данные зондирования начинают использоваться как доказательства в суде [22, с. 35].

Б. Принцип свободы научных исследований в современном международном праве применительно к дистанционному зондированию Земли из космоса В конце ХХ в. совпали два знаменательных процесса в отношении человечества к своей планете. С одной стороны, развитие технологий привело к появлению новых способов эксплуатации живых и минеральных ресурсов в недрах суши, в воде и под водой и даже на планетах и астероидах в космосе. С другой стороны, развитие экономики и вовлечение в экономические процессы все новых действующих лиц требовало большего количества нового сырья для производства. С юридической точки зрения эти два процесса, соединившись, выдвинули реальный запрос на создание правового режима доступа к поискам и эксплуатации новых полезных ископаемых в тех районах Земли, которые прежде были недоступны не только для эксплуатации, но и для исследования.

Поэтому в конце ХХ в. началось бурное развитие международного космического права и параллельно - международного морского права. Третья Конференция ООН по морскому праву, которая провела огромную работу по кодификации имеющихся и формулированию новых норм международного морского права, завершилась принятием Конвенции ООН по морскому праву [6]. В обеих отраслях шли в целом схожие процессы [8, с. 223-236], и результаты, в общем, также были похожи. Разработан целый ряд норм, регулирующих новые виды деятельности.

Следует отметить, что примерно в это же время развивалось международно-правовое регулирование Антарктики [3], которая также представляет собой огромное, богатое ресурсами пространство, куда не ступала нога человека. Однако в данном регионе главная задача была не создать правила для эксплуатации природных богатств, а оградить его от прямого разграбления и окончательной гибели.

Примечательно, что во всех трех пространствах — в море, в космосе и в Антарктике — большое значение, придаваемое получению знаний, выразилось в установлении свободы научных исследований.

В Договоре об Антарктике [5] прямо предусмотрена свобода научных исследований: «Свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях, как они применялись в течение Международного геофизического года, будут продолжаться в соответствии с положениями настоящего Договора» (ст. II). Кроме того, стороны договорились обмениваться всей информацией, которая относится к научным исследованиям, а также обмениваться персоналом исследовательских станций (ст. III). Принцип свободы научных исследований сохранен и в подписанном 4 октября 1991 г. Протоколе об охране окружающей среды к Договору об Антарктике [10, с. 208-237], хотя любая деятельность в Антарктике подлежит строгой регламентации и контролю.

Наиболее подробно положения о научных исследованиях разработаны в международном морском праве. Во всеобъемлющий документ международного морского права - Конвенцию ООН по морскому праву, включена часть XIII «Морские научные исследования». В статье 238 говорится: «Все государства, независимо от их географического положения, и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования». А статья 239 подтверждает это право: «Государства и компетентные международные организации поощряют и облегчают развитие и проведение морских научных исследований в соответствии с настоящей Конвенцией».

Кроме того, во многих других статьях Конвенции регулируется порядок проведения научных исследований в различных зонах юрисдикции государств в зависимости от полноты этой юрисдикции (во внутренних водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе) [1].

В открытом море, где все государства обладают одинаковыми правами, предусмотрена свобода научных исследований как часть издавна признаваемой свободы открытого моря (ст. 257). За время, прошедшее после принятия Конвенции ООН по морскому праву (принята в 1982 г., вступила в силу для России в 1997 г.), развивается проведение международными организациями морских научных исследований. Ю.В. Боброва и В.В. Голицын как пример одного из крупнейших международных проектов приводят Программу «Арго», проводившуюся в рамках Глобального эксперимента по усвоению океанических данных [20], который, в свою очередь, является частью Глобальной системы наблюдений за океаном [21]. Эта система представляет собой совместный проект Международного научного совета, Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО, Программы ООН по окружающей среде, Всемирной метеорологической организации [1]. Таким образом, признается значение научных исследований во всемирном масштабе.

Положения о свободе морских научных исследований трудно переоценить, поскольку эти положения признаны 168 государствами, ратифицировавшими Конвенцию [12] (оговорки к Конвенции не предусмотрены, она ратифицируется «в пакете»). При этом данные положения применяются к 2/3 поверхности нашей планеты, составляющим Мировой океан. Такая ситуация делает норму о свободе научных исследований общепризнанной, то есть действующей для всех участников международных отношений, независимо от конкретного признания. При этом, по справедливому наблюдению Ю.Б. Кругловой, «соблюдение норм международного права в области морских научных исследований и контроль над названной деятельностью

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

практически целиком возлагается на государственные органы прибрежных государств» [7, с. 186].

Что касается научных исследований в космосе, то именно этот вид деятельности был и в значительной мере остается основным среди других видов космической деятельности. Именно в Договоре о принципах деятельности по исследованию и использованию космоса принцип свободы научных исследований закреплен в качестве общепризнанного.

В. Принципы ДЗЗ — воплощение основных принципов международного права

Работа в направлении упорядочения дистанционного зондирования Земли из космоса началась в Комитете ООН по космосу в середине 1970-х годов, причем в поручении Генеральной Ассамблеи Комитету говорилось о том, что необходимо «изучить международно-правовые последствия дистанционного зондирования Земли из космоса». Поскольку в Комитете ООН по космосу действует консенсус как принцип принятия решений, то разработка Принципов заняла почти 14 лет. В работе Юридического подкомитета над этой темой выявилось множество разногласий, так что достичь первоначально поставленной цели - создания соответствующей конвенции - не удалось. И только в 1986 г. удалось принять Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН под названием «Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства» [9]. Формальный статус документа — это резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, так что он обладает лишь рекомендательной юридической силой. Однако следует учесть, что Генеральная Ассамблея приняла их единогласно, значит, уже в момент своего рождения принципы пользовались широкой международной поддержкой.

Обратим внимание и на то, что практика их применения показывает готовность государств в точности исполнять эти принципы. Конечно, они не имеют конкретного юридического применения непосредственно в международных отношениях; на их основе формируется национальное законодательство государств. Ни оспаривания, ни

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 12 • 2017

искажения принципов на практике не было. А.В. Яковенко, указывая на длительность и единообразие применения принципов, полагает, что они приобрели характер обычно-правовых норм [13, с. 107].

В резолюции 15 принципов, мы не будем анализировать каждый из них в отдельности, а проследим общее содержание.

Общечеловеческий характер деятельности по дистанционному зондированию закреплен в принципе втором: такая деятельность предназначается на благо и в интересах всех стран независимо от уровня их экономического, социального или научно-технического развития и с особым учетом нужд развивающихся стран.

В нескольких принципах устанавливается обязательность соблюдения международного права, включая Устав ООН и договоры о космической деятельности, и особенно подчеркивается связь принципов с Договором по космосу, а также необходимость сотрудничать с другими государствами и учитывать их интересы. Мало того, деятельность по дистанционному зондированию должна вестись на благо и в интересах всех стран. Однако, по сравнению с Договором по космосу, здесь содержится и новое обязательство: эта деятельность осуществляется на основе уважения принципа полного и постоянного суверенитета всех государств и народов над своими богатствами и природными ресурсами с должным учетом признаваемых по международному праву прав и интересов других государств и организаций, находящихся под их юрисдикцией. В принципах развиты некоторые положения, содержавшиеся в договорах на космическую тему, относительно борьбы с загрязнением космического пространства и земной поверхности.

Особый интерес для нас представляет Принцип XII, поскольку он касается отношений между зондирующим и зондируемым государствами. Здесь предусмотрено, что, как только получены первичные данные и обработанные данные о территории, находящейся под его юрисдикцией, зондируемому государству предоставляется доступ к ним на недискриминационной основе и на разумных условиях оплаты. Зондируемому государству предоставляется

также доступ к проанализированной информации о территории, находящейся под его юрисдикцией, которой располагает любое государство, участвующее в деятельности по дистанционному зондированию на той же основе и на тех же условиях, с учетом нужд и потребностей развивающихся стран. Кроме того, зондирующее государство по просьбе зондируемого государства должно вступить с ним в консультации с целью предоставления возможности участия и увеличения получаемых от этого взаимных выгод.

Авторы, писавшие о принципах, отмечают, что в них отражены изменения, происшедшие в космической деятельности после принятия Договора по космосу. Например, А.В. Яковенко так говорит о коммерческой стороне этой деятельности: «Специфика рынка ДЗЗ состоит в работе на нем одновременно государственных и частных субъектов права, имеющих зачастую разные интересы. Так, в осуществлении запусков и эксплуатации спутников, проводящих зондирование, пока доминируют государственные компании. От государственного сектора в настоящее время также поступает порядка 80% заказов на съемки из космоса как в целях обороны, так и, например, охраны окружающей среды и городского планирования. Однако для мобилизации средств на нужды программ ДЗЗ в условиях нехватки бюджетных средств правительственным органам многих стран, включая Россию, приходится идти на коммерциализацию этой деятельности» [13, с. 112].

Таким образом, несмотря на своеобразие космической деятельности, в данной области также действуют основные принципы международного права.

Список литературы:

[1] Боброва Ю.В., Голицын В.В. Морские научные исследования и программа «Арго»: международно-правовое регулирование // http: //lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2996 (дата размещения 23.07.2014).

[2] Воробьева А.А. Дистанционное зондирование Земли: Научно-методическое пособие. СПб., 2012.

[3] Голицын В.В. Антарктика: тенденции развития режима. М., 1989.

[4] Дистанционное зондирование Земли из космоса: Обзор законодательства и правоприменительной практики. М., 2009. Электронная версия / Под общ. ред. А.А. Балагурова // http://www.readybiz.ru.

[5] Договор об Антарктике. Подписан 1 декабря 1959 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 31. Ст. 32.

[6] Конвенция ООН по морскому праву. Принята 10 декабря 1982 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 48. Ст. 5493.

[7] Круглова Ю.Б. Международный контроль при проведении морских научных исследований // Российский ежегодник международного права. 2007. СПб., 2008.

[8] Постышев В.М. Концепция общего наследия человечества применительно к Луне и ее природным ресурсам // Советский ежегодник международного права. 1987. М., 1988.

[9] Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства. UN GA Res 41/65, 1986.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике от 4 октября 1991 г. // Международное публичное право: Сборник документов / Составители К.А. Бе-кяшев, А.Г. Ходаков. Том 2. М., 1996.

[11] Пудовкин О.Л. Дистанционное зондирование Земли из космоса: гидрометеорологическая система Земли. М., 2014.

[12] Сайт Департамента ООН по морскому праву: http:/ /www.un.org/Depts/los/ reference_files/chronological_lists_of_ ratifications.htm#The%20United%20 Nations% 20Convention%20on%20the%20Law%20of% 20the%20Sea (посещение 17 января 2017 г.).

[13] Яковенко А.В. Дистанционное зондирование Земли из космоса // Московский журнал международного права. 2000. № 1, 37.

[14] Christol C.Q. The Modern International Law of Outer Space. 1982.

[15] Columbia University, Center for International Earth Science Information Network, CIESIN Thematic Guides // http'// www.ciesin.orgfrG/RS/sattech.html.

[16] DeSaussure H. Remote Sensing by Satellite: What Future for an International Regime? // American Journal of International Law. V. 71. 1987.

[17] Doyle S.E. Remote Sensing By Satellite: Technical and Operation Implications for International Cooperation // Legal Implications of Remote Sensing from Outer Space. Nicholas

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

Mateesco Matte, Hamilton DeSaussure eds., 1976.

[18] Earth Science Reference Handbook. A Guide to NASA's Earth Science Program and Earth Observing Satellite Missions // NASA, 2006. Page 31. «Key EOSDIS Science Data Product Terminology».

[19] Earth System Science Data Resources // NASA NP-2007-11-859-GSFC. P. 13. «Data Terminology and Formats».

[20] Global Ocean Data Assimilation Experiment // URL: http://www.godae.org.

[21] Global Ocean Observing System // URL: http://www.ioc-goos.org.

[22] Harris R. Current Status and Recent Developments in UK and European Remote Sensing Law and Policy // Journal of Space Law. V. 34, 2008.

[23] Hearings on Remote Sensing of Earth's Resources Before the House Committee on Science and Astronautics, 92d Cong., 2d Sess. 18-19 (2002).

[24] Krafft S.P. Recent Development. In Search of a Legal Framework for the Remote Sensing of the Earth from Outer Space // International and Comparative Law Review. V. 4. 1981.

[25] Magdelenat J.-L. The Major Issues in the «Agreed» Principles on Remote Sensing // Journal of Space Law. V. 9. 2001.

[26] NASA and World Book // http// www.nasa.gov / worldbook / artificial satellitesworldbook.html.

[27] National Remote Sensing, Air and Space Law Center, Jan. 3, 2007 // http://www. spacelaw.olemiss.edu/activitiesandevents/ 2007/RS%20. Law%20Global%2OSurvey.pdf.

[28] Report of the Legal Sub-Committee on the Work of its 18th Session, General Assembly. Committee on the Peaceful Uses of Outer Space, at 7, U.N. Doc. A/AC. 105/240 (1979).

[29] United Nations Committee on Peaceful Uses of Outer Space. Scientific and Technical Subcommittee. U.N. Doc. A/AC.105/170 (1996).

Spisok literatury:

[1] Bobrova Yu.V., Golicy'n V.V. Morskie nauchny'e issledovaniya i programma «Argo»: mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie // http://lexandbusiness.ru/view-article. php?id=2996 (data razmeshheniya 23.07.2014).

[2] Vorob'eva A.A. Distancionnoe zondirovanie Zemli: Nauchno-metodicheskoe posobie. SPb., 2012.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

[3] Golicy'n V.V. Antarktika: tendencii razvitiya rezhima. M., 1989.

[4] Distancionnoe zondirovanie Zemli iz kosmosa: Obzor zakonodatel'stva i pravo-primenitel'noj praktiki. M., 2009. E'lektronnaya versiya / Pod obshh. red. A.A. Balagurova // http://www.readybiz.ru.

[5]Dogovor ob Antarktike. Podpisan 1 dekabrya 1959 g. // Vedomosti Verxovnogo Soveta SSSR. 1961. № 31. St. 32.

[6] Konvenciya OON po morskomu pravu. Prinyata 10 dekabrya 1982 g. // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1997. № 48. St. 5493.

[7] Kruglova Yu.B. Mezhdunarodny'j kontrol' pri provedenii morskix nauchny'x issledovanij // Rossijskij ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. 2007. SPb., 2008.

[8] Posty'shev V.M. Koncepciya obshhego naslediya chelovechestva primenitel'no k Lune i ee prirodny'm resursam // Sovetskij ezhe-godnik mezhdunarodnogo prava. 1987. M., 1988.

[9] Principy', kasayushhiesya distancionnogo zondirovaniya Zemli iz kosmicheskogo prostranstva. UN GA Res 41/65, 1986.

[10] Protokol ob oxrane okruzhayushhej sredy' k Dogovoru ob Antarktike ot 4 oktyabrya 1991 g. // Mezhdunarodnoe publichnoe pravo: Sbornik dokumentov / Sostaviteli K.A. Bekyashev, A.G. Xodakov. Tom 2. M., 1996.

[11] Pudovkin O.L. Distancionnoe zondirovanie Zemli iz kosmosa: gidrometeo-rologicheskaya sistema Zemli. M., 2014.

[12] Sajt Departamenta OON po morskomu pravu: http://www.un.org/Depts/los/ reference_files/chronological_lists_of_ ratifications.htm#The%20United %20Nations% 20Convention%20on%20the%20Law%20of% 20the%20Sea (poseshhenie 17 yanvarya 2017 g.).

[13] Yakovenko A.V. Distancionnoe zondiro-vanie Zemli iz kosmosa // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2000. № 1, 37.

[14] Christol C.Q. The Modern International Law of Outer Space. 1982.

[15] Columbia University, Center for International Earth Science Information Network, CIESIN Thematic Guides // http'// www.ciesin.orgfrG/RS/sattech.html.

[16] DeSaussure H. Remote Sensing by Satellite: What Future for an International Regime? // American Journal of International Law. V. 71. 1987.

[17] Doyle S.E. Remote Sensing By Satellite:

Technical and Operation Implications for International Cooperation // Legal Implications of Remote Sensing from Outer Space. Nicholas Mateesco Matte, Hamilton DeSaussure eds., 1976.

[18] Earth Science Reference Handbook. A Guide to NASA's Earth Science Program and Earth Observing Satellite Missions // NASA, 2006. Page 31. «Key EOSDIS Science Data Product Terminology».

[19] Earth System Science Data Resources // NASA NP-2007-11-859-GSFC. P. 13. «Data Terminology and Formats».

[20] Global Ocean Data Assimilation Experiment // URL: http://www.godae.org.

[21] Global Ocean Observing System // URL: http://www.ioc-goos.org.

[22] Harris R. Current Status and Recent Developments in UK and European Remote Sensing Law and Policy // Journal of Space Law. V. 34, 2008.

[23] Hearings on Remote Sensing of Earth's Resources Before the House Committee on

Science and Astronautics, 92d Cong., 2d Sess. 18-19 (2002).

[24] Krafft S.P. Recent Development. In Search of a Legal Framework for the Remote Sensing of the Earth from Outer Space // International and Comparative Law Review. V. 4. 1981.

[25] Magdelenat J.-L. The Major Issues in the «Agreed» Principles on Remote Sensing // Journal of Space Law. V. 9. 2001.

[26] NASA and World Book // http//www. nasa.gov/worldbook/artificial satellitesworldbook.html.

[27] National Remote Sensing, Air and Space Law Center, Jan. 3, 2007 // http://www. spacelaw.olemiss.edu/activitiesandevents/ 2007/RS%20. Law%20Global%2OSurvey.pdf.

[28] Report of the Legal Sub-Committee on the Work of its 18th Session, General Assembly. Committee on the Peaceful Uses of Outer Space, at 7, U.N. Doc. A/AC. 105/240 (1979).

[29] United Nations Committee on Peaceful Uses of Outer Space. Scientific and Technical Subcommittee. U.N. Doc. A/AC.105/170 (1996).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.