Научная статья на тему 'Перспективы коммерциализации результатов научнотехнической деятельности, полученных при исполнении государственных контрактов в области использования данных дистанционного зондирования Земли'

Перспективы коммерциализации результатов научнотехнической деятельности, полученных при исполнении государственных контрактов в области использования данных дистанционного зондирования Земли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ ЗЕМЛИ / КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муракаев И.М., Хурматулин В.В., Цыбулевский С.Е.

В статье изучается вопрос выявления потенциально возможных рисков, характерных для участников космической деятельности, работающих с такими результатами интеллектуальной деятельности, как базы данных, сформированные при исполнении государственных контрактов в области использования данных дистанционного зондирования Земли, и способных ограничить использование указанных результатов научнотехнической деятельности в виде нематериальных активов в коммерческом обороте. Кроме того, рассматривается процесс конвергенции потенциальных корпоративных участников коммерческого оборота в целях реализации совместных проектов в ракетнокосмической промышленности. Дается краткая характеристика исследуемых рисков, возможных вариантов верификации причин их проявления, включая варианты нивелирования рисков при реализации ранее запланированных программноцелевых мероприятий, направленных на существенное снижение уровня критической зависимости российских пользователей космической информацией от использования данных зарубежных операторов, осуществляющих дистанционное зондирование Земли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Муракаев И.М., Хурматулин В.В., Цыбулевский С.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы коммерциализации результатов научнотехнической деятельности, полученных при исполнении государственных контрактов в области использования данных дистанционного зондирования Земли»

Перспективы коммерциализации результатов научно-технической деятельности, полученных при исполнении государственных контрактов в области использования данных дистанционного зондирования Земли

сч

1Л £

Б

а

2 ©

Муракаев Ильнур Марсович,

к.э.н., ФГУП «Организация «Агат», nurchih@mail.ru

Хурматулин Валерий Вакильевич,

к.т.н., ФГУП «Организация «Агат», KhurmatullinVV@agat-roscosmos.ru

Цыбулевский Сергей Евгеньевич,

начальник Департамента корпоративного управления ФГУП «Организация «Агат», tsybulevsky@mail.ru

В статье изучается вопрос выявления потенциально возможных рисков, характерных для участников космической деятельности, работающих с такими результатами интеллектуальной деятельности, как базы данных, сформированные при исполнении государственных контрактов в области использования данных дистанционного зондирования Земли, и способных ограничить использование указанных результатов научно-технической деятельности в виде нематериальных активов в коммерческом обороте.

Кроме того, рассматривается процесс конвергенции потенциальных корпоративных участников коммерческого оборота в целях реализации совместных проектов в ракетно-космической промышленности. Дается краткая характеристика исследуемых рисков, возможных вариантов верификации причин их проявления, включая варианты нивелирования рисков при реализации ранее запланированных программно-целевых мероприятий, направленных на существенное снижение уровня критической зависимости российских пользователей космической информацией от использования данных зарубежных операторов, осуществляющих дистанционное зондирование Земли. Ключевые слова: Ракетно-космическая промышленность, дистанционное зондирование Земли, коммерческое использование полученных результатов.

Предметная область. Экономика предприятий ракетно-космической промышленности (РКП). Исследование возможности использования результатов дистанционного зондирования Земли, полученных в рамках выполнения государственных контрактов в коммерческих целях.

Цель. Цель статьи - исследование потенциальных возможностей Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в части использования полученных результатов научно-технической деятельности в виде нематериальных активов, являющихся результатом интеллектуальной деятельности, в коммерческом обороте.

Методология проведения работы. Методологической основой настоящей статьи являются проведенные комплексные исследования существующего порядка работы уполномоченного оператора дистанционного зондирования Земли на российском рынке, а также исследование вопросов, касающихся использования результатов научно-технической деятельности в коммерческом обороте экономических субъектов Российской Федерации, и вступления в ВТО.

Метод. Проводимые исследования по теме статьи носят обобщённый научно-популярный характер и анализируют представленные предприятиями РКП отчётные данные для целей подготовки методической основы по снижению вероятности наступления негативных последствий в виде проявления исследуемых рисков.

Результат. Анализ полученных в ходе исследования результатов позволяет сделать вывод о том, что помимо решения организационно-правовых вопросов, связанных с порядком использования результатов интеллектуальной деятельности, как уже полученных, так и получаемых в процессе использования данных дистанционного зондирования Земли и создания необходимой инфраструктуры для работающих на данном рынке отечественных операторов, необходимы серьезные капиталоёмкие инвестиции в целях осуществления усилий по наращиванию и самой космической группировки отечественных космических аппаратов.

Вывод. Реализация проектов, связанных с перспективами вовлечения в коммерческий оборот результатов интеллектуальной деятельности в виде баз данных с информацией о результатах дистанционного зондирования Земли, требует безотлагательного решения ряда ключевых юридических вопросов.

Одним из декларированных интересов Российской Федерации в области космической деятельности, согласно Основным положениям Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом Российской Федерации от 19.04.2013 № Пр-906) [1], является гарантированное получение данных дистанционного зондирования Земли, в том числе путем развития отечественного коммерческого сектора космической деятельности.

Достижение поставленной цели предполагает целенаправленные, осмысленные действия заинтересованных сторон в данном направлении, включая первоочередную реализацию программно-плановых мероприятий, заложенных в Федеральной космической программе России на 2016-2025 годы (далее - ФКП России или Программа).

Анализ первого этапа реализации Программы (2016 - 2020 годы) показывает, что в заявленном периоде предполагается наращивание группировки космических аппаратов социально-экономического и научного назначения до минимального размера, способного обеспечить решение стоящих задач.

В настоящее время орбитальная космическая группировка космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (КА ДЗЗ) состоит: из трех космических аппара-

тов, работающих в штатном режиме: «Ка-нопус-В №1», «Ресурс-П №1», «Ресурс-П №2», и одного космического аппарата, работающего за пределами гарантийного срока - «Ресурс-дК» [2].

Для сравнения космическая группировка КА ДЗЗ США по состоянию на 2015 год насчитывала порядка 36 спутников, при этом, доля рынка от использования в коммерческих целях данных и продуктов ДЗЗ составляла 61%. Страны Европы: Франция, Италия, Германия в 2015 году имели группировку КА ДЗЗ, состоящую из порядка 23 спутников и занимаемая этими странами доля рынка данных и продуктов ДЗЗ составляла 25%.

Основные конкуренты из стран Восточной Азии, включая Индию - Китай и Японию, обладающих группировкой КА ДЗЗ, насчитывающей порядка 51 спутника, а занимаемая доля рынка данных и продуктов ДЗЗ от использования их коммерческого потенциала составляет 2,3%. Оставшиеся страны, относящееся к числу крупных игроков на международном космическом рынке услуг ДЗЗ, в число которых входят Канада и Израиль, владеют 8 спутниками ДЗЗ и занимают оставшийся крупный сегмент рынка данных и продуктов ДЗЗ. При этом по экспертным оценкам ведущих российских производителей КА ДЗЗ доля России на рынке данных и продуктов ДЗЗ не превышает 0,2% [3].

Таким образом, предварительная оценка текущей тенденции, связанной с ситуацией на коммерческом рынке использования данных ДЗЗ, показывает высокую степень международной конкуренции между технически индустриально развитыми странами, обладающими современными технологиями [4] в области создания космических аппаратов ДЗЗ и использования полученных результатов ДЗЗ.

Высокая степень международной конкуренции на рынке использования данных ДЗЗ, являющихся результатом научно-технической деятельности в контексте мейнстрима участия России во Всемирной международной организации (ВТО) обозначила ряд вопросов, связанных с использованием как на внутреннем, так и внешнем рынках результатов научно-технической деятельности, созданных (полученных) предприятиями ракетно-космической промышленности (РКП) в процессе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ЙИОКР и ТР) по государственным контрактам.

Анализ дефиниции - «результат научно-технической деятельности» показал,

что она напрямую соотносится с понятием - «результат научно-исследовательских работ - научные исследования, результат опытно-конструкторских работ - образец нового изделия - новая технология» [5]. Статья 772 Гражданского кодекса Российской Федерации подразумевает получение результатов работ, способных к правовой охране. Результаты научно-технической деятельности, созданные при выполнении государственных контрактов и получившие правовую охрану в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, обретают статус интеллектуальной собственности (ИС) с вытекающими правоотношениями при их использовании в условиях международного космического рынка.

Вопросы охраны интеллектуальной собственности в рамках ВТО регулируются Соглашением ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) [6]. Такие основные соглашения ВТО, как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) [7], Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) [8], Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение ТРИПС составляют правовую основу деятельности ВТО. При том, что Соглашение ТРИПС является наиболее сложным по своей правовой природе среди перечисленных выше соглашений для понимания юридических аспектов оборота объектов интеллектуальной собственности российскими практиками, работающими по внешнеэкономическим контрактам.

Особенностью Соглашения ТРИПС является то, что часть его положений представляют собой бланкетные нормы права, носящие отсылочный характер ко множеству международных соглашений и конвенций, касающихся регулирования вопросов интеллектуальной собственности.

Правовая конструкция ряда норм Соглашения ТРИПС представляется наиболее ёмкой, шире правовых рамок многосторонних договоров и соглашений, что необходимо учитывать при работе на международном рынке при заключении договоров, касающихся использования и оборота результатов научно-технической деятельности, полученных предприятиями РКП.

В тоже время Соглашение ТРИПС имеет свои отличия от принципов и положений ряда договоров, соглашений, конвенций, действующих в системе Всемирной организации интеллектуальной

собственности (ВОИС) [9], и включает основные положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности [10], Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений [11], Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем [12].

Стандарты эффективного правоприменения Соглашения ТРИПС предусмотрены статьями 41 - 44 и обязывают членов ВТО принимать эффективные меры законодательной защиты и охраны ИС -«права на интеллектуальную собственность защищаются в судебном порядке».

Одним из существенных отличий Соглашения ТРИПС от других международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности на которое следует обратить внимание, является то, что данное соглашение содержит положение о принудительном осуществлении прав на ИС.

Знание основных положений, указанных выше международных актов предприятиями РКП, являющимися участниками внешнеэкономической деятельности, обеспечит квалифицированную правовую защиту прав на результаты научно-технической деятельности за рубежом как самих предприятий, так и Российской Федерации в целом.

Возвращаясь к теме заявленного исследования следует отметить, что второй этап реализации Программы (20212025 годы) предполагает поддержание созданной российской космической группировки в работоспособном состоянии, а к 2025 году увеличение состава орбитальной космической группировки КА ДЗЗ до 41 аппарата. При этом, что немаловажно, за счет бюджетных средств будет создаваться только часть КА ДЗЗ.

Реализация запланированных мероприятий в первую очередь направлена на существенное снижение уровня критической зависимости российских пользователей космической информацией от использования данных зарубежных операторов, осуществляющих дистанционное зондирование Земли.

Одним из основных заявленных принципов осуществления Федеральной космической программой России на 20162025 годы [13] помимо оптимизации бюджетных расходов является принцип привлечения внебюджетных источников финансирования для достижения запланированных целей Программы, что полностью укладывается в логику реализации второго этапа Программы в части создания КА ДЗЗ.

О £

ю

5

г

5

сч

1Л £

б

а

2 о

Возвращаясь к теме настоящей статьи следует заметить, что практическая реализация поставленных в Федеральной космической программе России на 20162025 годы задач предполагает решение ряда закоренелых ключевых проблем, существующих не один год в ракетно-космической промышленности, к числу которых относится проблема коммерциализации результатов научно-технической деятельности, в том числе в виде использования данных дистанционного зондирования Земли, как результата интеллектуальной деятельности, являющегося по своей правовой природе нематериальным активом, подлежащим учёту [14].

Основополагающий подход в данном случае должен базироваться на необходимости формирования возобновляемого источника покрытия расходов федерального бюджета, понесенных на изготовление и доведение до режима эксплуатации КА ДЗЗ [15].

В качестве возможных вариантов описанного подхода представляется целесообразным рассмотреть следующие возможности:

1. Использование механизма амортизации [16], как источника возмещения ранее понесенных затрат и формирования на его основе средств фонда для последующего инвестирования в создание новых КА ДЗЗ.

2. Передача в аренду оператору КА ДЗЗ в целях коммерческого использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных при его эксплуатации, при условии обременения в виде приоритетности безвозмездного получения органами государственной власти необходимых для обеспечения обороны и безопасности данных ДЗЗ.

3. Формирование простого товарищества, участники которого будут совместно проводить эксплуатацию КА ДЗЗ в целях их коммерческого использования с учетом приоритетности указанной ранее в пункте 2, при этом, КА ДЗЗ могут находится в собственности Российской Федерации или Госкорпорации «Роскос-мос», а эксплуатацию будет осуществлять привлекаемая организация (второй товарищ), организовывая деятельность по маркетингу ДЗЗ и т.д. за счет собственных средств. Результаты финансовой деятельности простого товарищества будут распределяться пропорционально взносам товарищей.

Выбор из числа предложенных вариантов, либо рассмотрение иных возможностей, в любом случае, потребует определение балансодержателя и правообла-

дателя КА ДЗЗ, поскольку, коммерческие отношения являются отношениями равноправных партнеров, т.е. в их основе лежат права на тот или иной продукт (услугу), принадлежащий ее собственнику.

Однако, до настоящего момента времени не определен правовой статус КА ДЗЗ, а именно лица, являющееся собственником, либо правообладателем данных космических объектов; да и сама правовая дефиниция понятия космический объект не раскрывается в полном объеме законом Российской Федерации от 20 августа 1993 № 5663-1 «О космической деятельности» [17] и Гражданским кодексом Российской Федерации [18]. Следует сразу сделать оговорку о том, что в данном случае речь идет об аппаратах, созданных за счет средств федерального бюджета и это не относится к ситуации, где заказчиком выступает коммерческая организация, полностью оплатившая создание КА ДЗЗ.

На сегодняшний день остается достаточно неразработанным правовой институт собственника и правообладателя КА ДЗЗ, поскольку космическая группировка КА ДЗЗ создавалась за счет средств федерального бюджета, то и логично предположить, что юридически ее собственником является Российская Федерация. При этом соответствующие правоотношения не находят своего должного отражения в нормативно-правовом поле, регулирующем порядок использования КА ДЗЗ [19].

Одновременно, с началом процесса коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, полученных с использованием данных дистанционного зондирования Земли и необходимостью определения собственника (балансодержателя) КА ДЗЗ, необходимо регламентировать правовое поле, связанное с оборотом космических аппаратов, наработав соответствующие нормативно-правовые документы по вовлечению в хозяйственный оборот как самих космических аппаратов, так и получаемых результатов от их использования, поскольку сам по себе КА ДЗЗ является объектом основных средств, с использованием которого оказывается соответствующая услуга, подлежащим бухгалтерскому учету [20].

Ведь ни для кого не является секретом, что правовая дефиниция понятия «космический аппарат» раскрывается в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 804 «Об утверждении Правил предоставления в 2012 - 2016 годах субсидий из

федерального бюджета на поддержку организаций, осуществляющих имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов» [21], регулирующим правоотношения в области имущественного страхования, а не коммерческого оборота.

Принятие нормативного акта соответствующего правового уровня должно исправить существующую ситуацию и определить правосубъектность участников коммерческого оборота, использующих результаты интеллектуальной деятельности в виде данных ДЗЗ в целях извлечения выгоды [22].

Коммерциализация заложенного ресурсного потенциала КА ДЗЗ является особенно актуальной задачей в свете происходящего секвестрования бюджетных средств по космическим программам России и желанием государства покрыть расходы, ранее понесенные из федерального бюджета на создание ракетно-космической техники.

Поэтому возможное создание фонда накопительных инвестиций за счет использования возможностей, предоставленных ст. 253 Налогового кодекса России [23] путем начисления амортизационных начислений на КА ДЗЗ, являющихся основными средствами [24], потребует соответствующего обновления нормативного регулирования со стороны Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в части уточнения способов и порядка проведения начислений, ведь согласно п.17 приказа Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» амортизация не начисляется по объектам основных средств, числящихся на забалансовом учете некоммерческих организаций. По ним производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом.

Исходя из сказанного, в целях подтверждения и частичной компенсации фактически понесенных затрат необходимо организовать порядок учета расходной части средств федерального бюджета на создание КА ДЗЗ, включив в стоимость результата ДЗЗ, реализуемого потребителю, как часть суммы амортизационных отчислений космических аппаратов, так и наземной космической инфраструктуры, задействованных в его получении.

Создание понятных и прозрачных правил учета, как понесенных затрат, так

и созданных КА ДЗЗ, существенно облегчит условия работы всем участникам процесса, использующим данные ДЗЗ. Йачи-нать решение вопроса коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, получаемых с использованием КА ДЗЗ, необходимо в первую очередь с проведения комплекса инвентаризационных мероприятий с уже полученными данными ДЗЗ, условно представляющими из себя архив данных ДЗЗ, находящийся в силу исполнения договорных обязательств у уполномоченного Госкорпорацией «Роскосмос» оператора.

Поскольку договорные правоотношения между государственными заказчиками и уполномоченным оператором, оказывающим услуги по получению и обработке ДЗЗ, предусматривали в том числе работу по архивации спутниковой информации с КА ДЗЗ, но при этом нигде не оговаривалось создание архива данных ДЗЗ, то необходимо сформировать четкое правовое понимание содержания архива и его формы, а также определить заказчика, оплатившего для собственных нужд необходимый объем полученных и обработанных данных, как то: Роскосмос, МЧС России, Минобороны России, Рос-картография, Росгидромет и другие субъекты, являющиеся государственными заказчиками по соответствующей ФЦП.

Поскольку архивные данные дистанционного зондирования Земли получались с КА ДЗЗ, созданных за счет средств федерального бюджета, то их правообладателем является Российская Федерация, правомочия обладателя от имени которой осуществляло Федеральное космическое агентство, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти [25].

Необходимо обратить внимание на следующее. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ст. 6 определено, что от имени Российской Федерации правомочия обладателя информации осуществляются государственными органами в пределах их полномочий, в случае с Рос-космосом полномочия обладателя информации данных ДЗЗ определены постановлением Правительства Российской Федерации № 370 от 10 июня 2005 г. «Об утверждении Положения о планировании космических съемок, приеме, обработке, хранении и распространении данных дистанционного зондирования Земли с космических аппаратов гражданского назначения высокого (менее 2 мет-

ров) разрешения» и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ [26].

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» [27] со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального космического агентства Корпорации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, передаются полномочия по управлению и распоряжению принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе данные дистанционного зондирования Земли из космоса), полученные при выполнении работ по заказам Федерального космического агентства.

Отвечая на вопрос о возможности передачи результатов ДЗЗ (архива данных) в собственность оператора - Госкорпорации «Роскосмос» или уполномоченного им лица, необходимо определить правовые основания идентификации существующего архива данных дистанционного зондирования Земли, т.к. юридические полномочия собственника, определенные Гражданским кодексом Российской Федерации, предполагают возможность собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 215-ФЗ делегирует Госкорпорации «Рос-космос» полномочия по управлению и распоряжению принадлежащими Российской Федерации данными дистанционного зондирования Земли из космоса.

Соответственно, если полномочия по владению - обладанию не переданы Корпорации, то логично предположить, что они остались у Российской Федерации, как владельца КА ДЗЗ, либо могли быть делегированы федеральным органам исполнительной власти, осуществлявшим финансирование работ по получению данных ДЗЗ.

В рамках полномочий, предоставленных и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, обладатель информации вправе разрешать, либо ограничивать доступ к информации, включая определение порядка и условий такого доступа; передавать другим лицам по договору или на ином установленном законом основании и т.д. Кроме того, обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать законные права и интересы других лиц.

Резюмируя сказанное, следует говорить о том, что на пути решения вопроса коммерциализации результатов научно-

техническом деятельности в виде использования результата интеллектуальной деятельности, представляющего данные, полученные с КА ДЗЗ необходимо оперативно решить две ключевые задачи:

1) Определить правообладателя и балансодержателя КА ДЗЗ, обеспечив тем самым субъекта правообладателя всей полнотой правоспособности по вовлечению получаемых результатов ДЗЗ в хозяйственный оборот и возможностью создания фонда для последующего инвестирования в создание новых КА ДЗЗ.

2) Обеспечить корректное формирование архивных данных ДЗЗ путем проведения инвентаризации архивных данных дистанционного зондирования Земли находящихся у уполномоченных операторов, по результатам которой составить описи архивных данных ДЗЗ, полученных и оплаченных по заявкам Роскос-моса и иных заинтересованных субъектов, а также определить стоимостные параметры получившихся архивных данных ДЗЗ. Особое внимание в ликвидационных процедурах Роскосмоса следует уделить выполнению работ по инвентаризации РНТД, созданных при выполнении государственных контрактов по ДЗЗ, а также формированию пакета документов, позволяющего вовлечь его в коммерческих оборот.

Кроме того, следует не забывать, что Россия, как член ВТО должна обеспечить адекватную политику по привлечению в космическую отрасль инвесторов, в том числе и зарубежных, для которых имеет значение высокий уровень правовой охраны прав на ИС.

Одной из основных задач в области коммерциализации РНТД на международном космическом рынке предстоит решать патентным службам предприятий РКП путём выработки надлежащей политики в области выявления и дальнейшей правовой охраны созданных в результате выполнения государственных контрактов в области НИОКР и ТР результатов научно-технической деятельности.

Таким образом, с полной уверенностью можно говорить о том, что для успешной реализации проектов, связанных с перспективами использования в коммерческих целях получаемых результатов, необходимо решить ряд вопросов организационно-правового характерах [28].

Литература

1. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http:// www.federalspace.ru по состоянию на 06.05.2013.

О

3

ю

S

г

5

сч ni £

Б

а

2 ©

2. Web: www.novosti-kosmonavtiki.ru

3. http://www.tssonline.ru/articles2/ sputnik/orynke-distantsionnogo-zondirovaniya-zemli-iz-kosmosa-i-ego-normativno-pravovom-regulirovanii-sostoitsya-li-razvitie-rossiyskogo-rynka-dzz?-/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Муракаев И.М., Цыбулевский С.Е. «Перспективы развития высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности с учетом технологического уклада российской экономики на примере ракетно-космической промышленности» // Научно-прикладной журнал «Микроэкономика», Выпуск № 2, 2017, с.29-32.

5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410, ст.ст.769,772.

6. «Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС/TRIPS) [рус., англ.] (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Соглашение на русском языке опубликовано в издании: Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2818 - 2849.

7. «Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года» (rATT/GATT) [рус., англ.] (Вместе с <Договоренностями в отношении положений о платежном балансе, освобождения от обязательств, о толковании статей II:1 «b», XVII, XXIV, XXVIII>, «Марракешским протоколом...»)-(Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Соглашение на русском языке опубликовано в издании: Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2524 - 2538.

8. «Генеральное соглашение по торговле услугами» (ГАТС/GATS) [рус., англ.] (Вместе с Приложениями <Об изъятиях из обязательств по статье II>, <О перемещении физических лиц, поставляющих услуги в соответствии с Соглашением>, <По авиатранспортным услугам>, <По финансовым услугам>, <О переговорах по услугам морского транспорта>, <По телекоммуникациям>) (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Соглашение на русском языке опубликовано в издании: Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2785 - 2817.

9. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности» (Подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979) // Конвенция ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 19.09.1968 № 3104-VII с заявлением: «Союз Советских Соци-

алистических Республик заявляет, что Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, регулирует вопросы, затрагивающие интересы всех стран, и поэтому она должна быть открыта для участия всех государств в соответствии с принципом их суверенного равенства».

10. «Парижская конвенция по охране промышленной собственности» (Заключена в г. Париже 20.03.1883) (с изм. от 02.10.1979) // Документ вступил в силу для СССР 1 июля 1965 года (согласно информации на сайте ВОИС http:// www.wipo.int по состоянию на 24.03.2017).

11. «Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // «Бюллетень международных договоров», № 9, 2003.

12. «Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации» [рус., англ.] (Вместе с «Законами, правилами и другой информацией...», «Формой уведомления о товарах, содержащих шифровальные средства», «Техническими барьерами в торговле», «Перечнем двухсторонних и многосторонних соглашений в сфере СФС, участником которых является Российская Федерация (с последними изменениями от 4 августа 2011 года)», «Документами, распространенными... в неформальном режиме под символами серии «JOB», начиная с последнего формального заседания Рабочей группы 23 марта 2006 г.») (Принят 16.11.2011 - 17.11.2011) // Документ опубликован не был.

13. http://www.roscosmos.ru/22347/

14. Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт нематериальных активов» (ПБУ 14/ 2007)».

15. Приказ Минфина России от 19.11.2012 № 115н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02».

16. Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» (ПБУ 6/01)».

17. Закон РФ от 20.08.1993 № 56631 (ред. от 13.07.2015) «О космической деятельности» // «Российская газета», № 186, 06.10.1993.

18. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // «Собра-

ние законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

19. Цыбулевский С.Е. «Использование фактора формирования нового корпоративного облика ракетно-космической промышленности при вариативности поиска источников внутренних инвестиций предприятий космической отрасли» // Вестник Московского авиационного института, том 22 03.2015.

20. Муракаев И.М., Цыбулевский С.Е. «О применении метода декомпозиции ранее полученных результатов НИОКР и ТР для последующего формирования из них материальных и нематериальных активов, используемых в производственной деятельности предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности» // Периодический научный сборник «Современные тенденции развития науки и технологий» Выпуск № 1 часть 5, 2017 г. По материалам XXII Международной научно-практической конференции г. Белгород, 31 января 2017 г.

21. Постановлении Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 804 «Об утверждении Правил предоставления в 2012 - 2016 годах субсидий из федерального бюджета на поддержку организаций, осуществляющих имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов» // «Собрание законодательства РФ», 20.08.2012, № 34, ст. 4732.

22. Цыбулевский С.Е. «Корпоративные риски в ракетно-космической промышленности» // Аналитический журнал Ресурсы Информация Снабжение Конкуренция, Выпуск М-2016 октябрь-декабрь с.164-167.

23. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, № 32, ст. 3340.

24. Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» пБу 6/01» // зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2001 № 2689) «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 20, 14.05.2001.

25. Постановление Правительства РФ от 10.06.2005 № 370 «Об утверждении Положения о планировании космических съемок, приеме, обработке, хранении и распространении данных дистанционного зондирования Земли с космических аппаратов гражданского назначения высокого (менее 2 метров) разрешения» // «Собрание законодательства РФ», 20.06.2005, № 25, ст. 2507.

26. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.

27. Федеральный закон от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» // «Собрание законодательства РФ», 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4341.

28. Цыбулевский С.Е. «Обеспечение устойчивого инновационного развития ракетно-космической промышленности через формирование её нового корпоративного облика» // М., Вестник ФГУП «ЦНИИ Центр», Выпуск № 3, 2016, с.104-115.

The prospects of

commercialization of the results of scientific and technical activity received at performance of the state contracts in the field of use of data of remote sensing of Earth Murakayev I.M., Hurmatulin V.V.,

Tsybulevsky S.E. Federal State Unitary Enterprise Agat

Organization The article examines the issue of identifying the potential risks typical for participants in space activities, working with such intellectual activity results as databases formed during the execution of government contracts in the field of using remote sensing data, and which can limit the use of these scientific and technical results in Form of intangible assets in commercial turnover. In addition, the process of convergence of potential corporate participants of commercial turnover is considered for the implementation of joint projects in the rocket and space industry. A brief description of the risks under study, possible options for verification of the causes of their manifestation, including options for leveling risks in the implementation of previously planned program-targeted measures aimed at significantly reducing the level of critical dependence of Russian users of space information from the use of these foreign operators performing remote sensing of the Earth.

Taking into account the specifics of the economic and legal position of the Russian Federation as a WTO member, a number of international legal acts regulating the issues of the turnover of intellectual property on the international market are considered and recommendations are offered to potential participants from among the representatives of the rocket and space industry that carry out economic activities with international counterparties. Since the commercialization of the inherent resource potential of the remote sensing spacecraft is a particularly urgent task in the light of the periodically occurring sequestration of budgetary funds

for Russia's space programs and the state's desire to cover the expenses previously incurred from the federal budget for the development of rocket and space technology, this article proposes a number of urgent solutions aimed at Harmonization of relations of potential participants of possible commercial turnover of this type of intangible asset.

Keywords: Rocket and space industry, remote sensing of the Earth, commercial use of the results obtained.

References

1. The text of the document is given in

accordance with the publication on the website http://www.federalspace.ru as of 06/05/2013.

2. Web: www.novosti-kosmonavtiki.ru

3. http://www.tssonline.ru/articles2/

sputnik/orynke-distantsionnogo-zondirovaniya-zemli-iz-kosmosa-i-ego-normativno-pravovom-regulirovanii-sostoitsya-li-razvitie-rossiyskogo-rynka-dzz? - /

4. Murakaev IM, SE Tsybulevsky «Prospects for the development of high-tech industries of domestic industry, taking into account the technological structure of the Russian economy on the example of the rocket and space industry» // Scientific and Applied Journal «Microeconomics», Issue No. 2, 2017, p.29-32.

5. «Civil Code of the Russian Federation

(Part Two)» of 26.01.1996 No. 14-FZ (as amended on March 28, 2017) // «Collection of Legislation of the Russian Federation», January 29, 1996, No. 5, art. 410, st.st.769,772.

6. «Agreement on Trade-related Aspects

of Intellectual Property Rights» (TRIPS) [Russian, English] (concluded in Marrakech on 15.04.1994) // The agreement in Russian is published in the edition: Collection of Legislation of the Russian Federation. September 10, 2012 No. 37 (annex, part VI). Pp. 2818 - 2849.

7. The General Agreement on Tariffs and

Trade of 1994 (GATT) [Russian, English] (Together with <Arrangements for the provisions on the balance of payments, exemption, on the interpretation of Articles II: 1 «b», XVII, XXIV, XXVIII>, «Marrakesh Protocol ...») (concluded in Marrakech on 15.04.1994) // The agreement in Russian is published in the edition: Collection of Legislation of the Russian Federation. September 10, 2012 No. 37 (annex, part VI). P. 2524 - 2538.

8. «General Agreement on Trade in Services» (GATS / [GATS]) [Together with the Annexes <On Exemptions from Obligations under Article II>, <On the Movement of Individuals Delivering Services in Accordance with the Agreement>, < On air transport services>, <Financial services>, <About negotiations on maritime transport services>, <By telecommunications>) (concluded in Marrakech on 15.04.1994) // The agreement in Russian is published in the edition: Collection of Legislation of the Russian Federation. September 10, 2012 No. 37 (annex, part VI). P. 2785 - 2817.

9. The Convention Establishing the World

Intellectual Property Organization «(Signed in Stockholm on July 14,

1967, amended on 02.10.1979) // The Convention was ratified by the Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR of September 19, 1968 No. 3104-VII with the statement:» The Union of Soviet Socialist Republics declares that The Convention, which establishes the World Intellectual Property Organization, regulates issues affecting the interests of all countries, and therefore it must be open to the participation of all states in accordance with the principle of their sovereign equality. «

10. «Paris Convention for the Protection of Industrial Property» (concluded in Paris on 20.03.1883) (as amended on 02.10.1979) // The document entered into force for the USSR on July 1, 1965 (according to information on the WIPO website http: / / /www.wipo.int as of 24.03.2017).

11. «Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works» of 09.09.1886 (as amended on 28.09.1979) // «Bulletin of International Treaties», No. 9, 2003.

12. «Report of the Working Group on the accession of the Russian Federation to the World Trade Organization» [Russian, English] (Together with «Laws, regulations and other information ...», «Notification form for goods containing encryption tools», «Technical Barriers to trade «,» List of bilateral and multilateral agreements in the sphere of SPS, to which the Russian Federation is a party (with the latest changes of August 4, 2011) «,» Documents distributed ... in the informal mode under the symbols of the «JOB» series, With the last form nogo Working Group Meeting March 23,

2006 «) (Adopted 16.11.2011 -17.11.2011) // The document has not been published.

13. http://www.roscosmos.ru/22347/

14. Order of the Ministry of Finance of Russia No. 153n of December 27,

2007 «On approval of the Accounting Regulations» Accounting for intangible assets «(PBU 14/2007)».

15. Order of the Ministry of Finance of Russia on November 19, 2012 № 115n «On approval of the Accounting Regulation» Accounting for expenses for research, development and technological work «PBU 17/02».

16. Order of the Russian Finance Ministry of 30.03.2001 number 26n «On Approval of the Regulations on accounting» Accounting of fixed assets «(PBU 6/01).»

17. Law of the Russian Federation No. 5663-1 of 20.08.1993 (as amended on 13.07.2015) «On Space Activities» // Rossiyskaya Gazeta, No. 186,

06.10.1993.

18. «Civil Code of the Russian Federation (Part One)» of November 30, 1994 No. 51-FZ (as amended on July 3, 2016) // «Collection of Legislation of the Russian Federation»,

05.12.1994, No. 32, art. 3301.

19. Tsybulevsky S.E. «The use of the factor of formation of a new corporate image of the rocket and space industry in search of sources of variability in domestic investment enterprises of the space industry» // Bulletin of the Moscow Aviation Institute, Volume 22 03.2015.

О À

es

S

i? 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.