Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
561
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКУПКА ТОВАРОВ / РАБОТ / УСЛУГ / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хаширова А.В.

В статье рассмотрена проблематика правового регулирования поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Исследована эффективность государственных и муниципальных торгов в условиях современной конкуренции. Объемы закупок товаров в условиях рыночной экономики постоянно увеличиваются. Исходя из методологических аспектов исследования современного законодательства о торгах, данные закупки можно считать мотивацией для производства конкурентоспособных товаров, а также программ государства по поддержке отечественных производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

УДК 330

А.В. Хаширова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

В статье рассмотрена проблематика правового регулирования поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Исследована эффективность государственных и муниципальных торгов в условиях современной конкуренции. Объемы закупок товаров в условиях рыночной экономики постоянно увеличиваются. Исходя из методологических аспектов исследования современного законодательства о торгах, данные закупки можно считать мотивацией для производства конкурентоспособных товаров, а также программ государства по поддержке отечественных производителей.

Ключевые слова: закупка товаров, работ, услуг, конкуренция, правовое регулирование, государственные и муниципальные нужды.

Ни для кого не секрет, что переход от плановой экономики к рыночной системе оказал существенные изменения в формирование Российского законодательства. Неоднозначность правового поля 1990-х гг. и особенности правоприменительной практики в переломный период, привели к росту коррупционной составляющей российской экономики.

Целями данного исследования является анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отношения по осуществлению государственных и муниципальных закупок. Эффективной реализации норм права по данному вопросу препятствуют отдельные проблемы, требующие глубокого теоретического изучения и научного обоснования. [1]

Сфера закупок стала одной из областей регулирования с значительной коррупционной составляющей, что связанно с тем что рынок покупателя-монополиста способен выбирать продавца, качество и вид продукта исходя из личных предпочтений.

Система закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд на современном этапе развития является основной областью, которая нуждается в эффективном правовом регулировании. Данный вывод обусловлен тем, что на осуществление данных закупок выделяется большой объем денежных средств, соответственно, интерес субъектов предпринимательской деятельности, значительно вырастает.

Контракт с государством позволяет формировать денежный оборот в компаниях на длительный период времени, тем самым обеспечив ее стабильное существование. Положение нынешнего законодательства в сфере закупок направлены на удовлетворение основных потребностей государства в тех товарах, которые соответствуют требованиям и имеют самую низкую цену.

К данному типу договоров применяется Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ-№44), а также другие нормативно-правовые акты.

Данный Федеральный закон направлен на достижение определенных результатов в виде эффективного осуществления бюджетных расходов при наличии различных объектов закупки. Ведущим механизмом достижения результата которого следует считать создание условий, более подходящих к рыночной конкуренции.

Однако одной из проблем является то, что нынешнее законодательство не регламентирует в достаточной мере понятийный аппарат, отсюда возникают трудности в реализации данных положений. Из вышесказанного следует, что все недостаточно четко урегулированные вопросы в сфере государственных и муниципальных закупок приводят к появлению проблем в их финансировании. ФЗ-№44 уделяет особое внимание эффективности осуществления государственных закупок, но в то же время в законе отсутствует нормативно закрепленное определение понятия эффективности, что ухудшает контроль реализации принципа эффективности закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. [2]

© Хаширова А.В., 2019.

Научный руководитель: Стародумова Светлана Юрьевна - кандидат юридических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 1-1(88)

Федеральном законе от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ-№223) дает неполное «положение о закупке» и представляется недостаточно некорректным, так как заказчики основываясь на это «положение», проводят неограниченное количество закупок.

Таблица 1

Сравнительный анализ норм ФЗ № 44 и ФЗ № 223_

ФЗ - №44 ФЗ - №223

Заказчик Органы власти (государственные, муниципальные), Росатом, Роскосмос, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные и муниципальные казенные учреждения. Бюджетные учреждения. Унитарные предприятия, если закупка проходит за счет бюджетных средств. Предприятия с долей государства в уставном капитале более 50 %. Естественные монополии. Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, приобретающие продукцию: за счет грантов; как субподряд; за счет собственных доходов. Унитарные предприятия, если тратят собственные средства. Юридические лица с инвестиционными проектами более 500 млн руб. с господдержкой.

Участники Юридические лица (не офшоры). Физические лица. Индивидуальные предприниматели. Заказчик в документации к некоторым закупкам (средства для реабилитации инвалидов, создание произведений литературы и искусства и другие) может установить для себя право заключить контракт сразу с несколькими участниками. Юридические лица. Физические лица. Индивидуальные предприниматели. Коллективные участники.

Виды тендеров Конкурс: открытый; открытый в электронной форме; с ограниченным участием; с ограниченным участием в электронной форме; двухэтапный; двухэтапный в электронной форме. Электронный аукцион. Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы). Могут быть как офлайн, так и в электронной форме. Запрос котировок. Запрос котировок в электронной форме. Запрос предложений. Закупка у единственного поставщика. Конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений). Конкурентная закупка в электронной форме. Закрытая конкурентная закупка. Закупка у единственного поставщика. Другие способы, указанные в Положении.

Пробелы так же существуют и в процессе осуществления закупок. Часть 1. 1 статьи 31 ФЗ-№44 предоставляет право заказчику устанавливать требование, согласно которому информация о поставщике должна отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков.

Рассматриваемая норма предоставляет такую возможность только в отношении юридических лиц и не содержит сведений о физических лицах, что в свою очередь позволяет недобросовестным индивидуальным предпринимателям участвовать в закупках. Отсюда следует, что необходимо дополнить данный пункт сведениями о физическом лице - участнике закупок, в том числе и об индивидуальном предпринимателе.

Так же стоит отметить, что основные полномочия контрактного управляющего в данном Федеральном законе не разграничены. В частности пункт 4 части 4 статьи 38 регламентирует, что к полномочиям контрактного управляющего отнесено обеспечение осуществления закупки, в том числе контрактов, что также может быть отнесено и к функциям комиссии по осуществлению закупок.

Отсутствие разграничений полномочий между контрактным управляющим и комиссией может являться препятствием для привлечения должностных лиц к ответственности за нарушение положений законодательства в данной сфере.

Нельзя согласиться с мнением о том, что искоренить коррупцию в системе государственных закупок невозможно. Необходимо увеличивать эффективность комплексных мер по снижению коррупции в данной сфере. Последние законодательные инициативы позволяют эффективно реализовывать прописанные в законе механизмы борьбы с коррупцией. [3]

В заключение хотелось бы отметить, что роль договора поставки для государственных нужд продолжает оставаться актуальной. Содержание изменений нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения по поставкам товаров для государственных и муниципальных нужд, способствует усилению

ответственности поставщиков за нарушение условий договора, а также направлено на увеличение контроля за целевым использованием средств государственного бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Библиографический список

1.Мельников В.В. Государственные и муниципальные закупки. Часть 1. Эволюция способов закупок в Российской Федерации // Учебное пособие - 2017. - С. 79

2.Кичик К.В. Законодательство России о публичных закупках. Публичные закупки: проблемы правоприменения // Обзорная статья - 2015. - С. 44-56

3.Архипов Ю.Г. Основы правового регулирования в сфере государственных и муниципальных закупок. // Учебное пособие - 2015. - С.156

4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 29.07.2018).

5.Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 27.12.2018).

6.Федеральном законе от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"(ред. от 28.11.2018).

ХАШИРОВА АНГЕЛИНА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Российский государственный социальный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.