Научная статья на тему 'Правовое регулирование договора лизинга воздушных судов по законодательству РФ'

Правовое регулирование договора лизинга воздушных судов по законодательству РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
916
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Позднякова Ю.Е., Фарафонтова Е.Л.

Правовое регулирование договора лизинга воздушных судов гражданской авиации по законодательству Российской Федерации в данный момент имеет свои несовершенства, а именно отсутствие специального федерального закона, регулирующего данный вид деятельности. В тезисах рассматриваются правовые проблемы в сфере реализации правоотношений лизинга воздушных судов гражданской авиации, заключения договоров лизинга в отношении данных объектов, необходимость государственного регулирования и контроля этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование договора лизинга воздушных судов по законодательству РФ»

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

причинил ему вред, оно может обратиться с просьбой о помощи в идентификации этого объекта, на которую другие государства-участники отвечают в максимально возможной степени. Условия оказания такой помощи являются предметом соглашения между заинтересованными сторонами.

В статье 7 поясняется, что ссылки на государства, за исключением статей 8-12, рассматриваются как относящиеся также к любой международной межправительственной организации, которая осуществляет космическую деятельность и приняла на себя права и обязанности, содержащиеся в конвенции.

В статье 8 говорится о том, что Конвенция открыта для подписания всеми государствами в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Любое государство, которое не подписало Конвенцию до вступления ее в силу, может присоединиться к ней в любое время. Конвенция подлежит ратификации государствами, подписавшими ее.

Согласно статьи 9 каждое государство-участник Конвенции может предлагать поправки к ней. Эти поправки вступают в силу для каждого государства принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств — участников Конвенции.

Статья 10 говорит о том, что через 10 лет после вступления в силу Конвенции вопрос о ее пересмотре будет включен в предварительную повестку дня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, с целью на основе опыта применения конвенции определить, нуждается ли она в пересмотре. Конвенция может быть пересмотрена и ранее - в любое время через 5 лет после её вступления в силу - по просьбе одной трети государств-участников.

Рассмотрение вопроса о пересмотре конвенции на пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН 3 декабря 1986г. подтвердило её актуальность и эффективность. По результатам рассмотрения Генеральная

ассамблея призвала присоединиться к конвенции все государства, какие этого еще не сделали[5].

В статье 11 устанавливает правила выхода участников из конвенции. Согласно статьи любое государство-участник может выйти из Конвенции, письменно уведомив об этом Генерального секретаря Организации Объединённых Наций. Выход вступает в силу через год после получения уведомления.

Статья 12 устанавливает что подлинный текст Конвенции хранится у Генерального секретаря ООН, который рассылает копии всем присоединяющимся к Конвенции государствам.

На сегодняшний день данная Конвенция имеет высокое значение для регулирования международных отношений в области космического права. Она успешно решает проблему идентификации космических объектов, однако с развитием технологий может потребоваться уточнение списка объектов, подлежащих регистрации.

Библиографические ссылки

1. Резолюция ГА ООН 1721 В (XV) от 20 декабря 1961.

2. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство.

3. Registration of Objects Launched into Outer Space [Электронный ресурс]. URL: http://www.oosa.unvienna. org/oosa/SORegister/regist.html (дата обращения: 28.03.2014).

4. Васьков С. А., Малков С. П., Нормативно-правовое обеспечение космической деятельности : монография / СПбГУАП. СПб., 2003. 164 с.

5. Резолюция ГА ООН 2777 (XXVI) от 3 декабря 1986.

© Плывч М. О., 2014

УДК 34.096

Ю. Е. Позднякова Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский федеральный университет, Красноярск

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ЛИЗИНГА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ

Правовое регулирование договора лизинга воздушных судов гражданской авиации по законодательству Российской Федерации в данный момент имеет свои несовершенства, а именно отсутствие специального федерального закона, регулирующего данный вид деятельности. В тезисах рассматриваются правовые проблемы в сфере реализации правоотношений лизинга воздушных судов гражданской авиации, заключения договоров лизинга в отношении данных объектов, необходимость государственного регулирования и контроля этой сфере.

В современной деловой практике одним из основных видов предпринимательской деятельности является лизинг, который относится к наиболее распространенным формам бизнеса. В мировой авиации лизинг является достаточно важным предпринимательским фактором развития гражданской авиации: из-за значительной капиталоемкости отрасли лизинговые механизмы часто становятся единственным

эффективным методом приобретения новых самолетов.

По мнению экспертов, российский авиапарк нуждается в обновлении. Более 50% пассажирских перевозок выполняется на устаревшем низкоэффективном парке ВС, что сводит на нет возможности российских авиакомпаний на равных конкурировать с компаниями ближнего и дальнего зарубежья.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

Развитие авиационного лизинга будет способствовать наполнению федерального бюджета, так как при производстве каждого самолета поступление в бюджет составляет около 40 % стоимости воздушного судна.

В законодательстве и теории гражданского права отсутствуют понятия договора авиационного лизинга, и договора лизинга воздушных судов, поэтому будем опираться на обычное определение лизинга, как вид финансовой аренды.

Согласно российскому законодательству лизинг представляет собой вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Лизинговые отношения рассматриваются законодательством как инвестиционные и осуществляемые в рамках треугольника: поставщик (производитель) -лизингодатель (инвестор) - лизингополучатель (пользователь) [1].

Договор финансовой аренды воздушных судов -это договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем воздушное судно, предназначенное для предпринимательских или иных профессиональных целей, у конкретного продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за определенную плату во временное владение и пользование.

Стандартный договор финансового лизинга связывает трех лиц: продавца (изготовителя) имущества, его приобретателя (арендодателя) и арендатора. Однако участники лизинга связаны не одним, а, как правило, двумя договорами. Арендодатель заключает с продавцом выбранного арендатором имущества договор купли-продажи, а с арендатором - договор финансовой аренды. Оба договора взаимосвязаны: как правило, арендатор, а не арендодатель, осуществляет выбор продавца и согласовывает все условия договора купли-продажи. Арендатор договаривается о предмете договора купли-продажи, его цене, месте и сроках поставки [2].

Каждый вид деятельности нуждаются в четкой нормативной проработке, в связи с чем государство должно принимать законодательные меры по определению правовых средств обеспечения лизинга авиатранспорта.

Правовую основу данного определения составляют Воздушный кодекс РФ, определяющий понятие

воздушного судна [4]; Федеральный закон «О государственном регулировании развития гражданской авиации», определяющий понятия «авиационная техника» и «летательный аппарат» [5]; Федеральный закон РФ «О финансовой аренде (лизинге)», который содержит определение договора финансовой аренды (лизинга) [1]; Конвенция УНИДРУА, закрепляющая понятие и цель заключения договора лизинга [6].

Ключевой правовой проблемой в сфере лизинга воздушных судов является отсутствие специального федерального закона о лизинге воздушных судов, а также каких-либо иных нормативных правовых актов, которые в комплексном виде могли бы регулировать специфику правоотношений в сфере лизинга данного объекта недвижимости [3].

Государственной Думой когда то был разработан Проект № 206888-4 Федеральный закон РФ «О государственном регулировании авиационного лизинга», который регулирует особенности авиационного лизинга, устанавливает меры государственной поддержки и предоставляет участникам авиационного лизинга права для защиты их интересов. Однако по ряду причин законопроект был отклонен.

На сегодняшний день основные проблемы лизинга воздушных судов все те же: значительная стоимость предмета лизинга; длительные сроки эксплуатации воздушных судов, увеличение сроков возврата кредитных средств, необходимость государственной поддержки и гарантий финансовых рисков. Их невозможно разрешить без законодательного закрепления, следует вернуться к вопросу принятия закона, положения которого будут удовлетворять интересы участников лизинговых отношений.

Библиографические ссылки

1. О финансовой аренде (лизинге) : федер. закон от 29.10.98 г. № 164-ФЗ.

2. Газман В. Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. М., 1997.

3. Ваганов А. А. Правовой режим воздушных судов как предмета лизинга // Политика и общество. 2013. № 2.

4. Воздушный кодекс Российской федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ в ред. от 05.12.2013.

5. О государственном регулировании развития гражданской авиации : федер. закон от 08.01.1998 № 10-03 (ред. от 23.07.2010).

6. О международном финансовом лизинге : Конвенция УНИДРУА от 28.05.88 (по сост. на июль 2011 г.).

© Позднякова Ю. Е., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.