УДК 34:656.073 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10066
ББК 67 © Е.П. Клименко, 2019
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТОМ В СОВЕТСКИХ МОРСКИХ ПОРТАХ (КОНЕЦ 1930-х гг.)
Екатерина Петровна Клименко, старший преподаватель кафедры истории и теории государства и права, кандидат юридических наук
Таврическая академия «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (295007, Республика Крым, Симферополь, пр-т академика Вернадского, д. 4) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается диспетчерское управление погрузочно-разгрузочными работами в морских портах СССР; исследуется история возникновения диспетчерской службы и ее роль в управлении транспортом. Приведены сведения относительно учреждения диспетчерской службы и первые нормативные акты, регулирующие ее работу в советский период. Определены структура, цели и задачи диспетчерской службы в портах. Установлены правовое положение, права и обязанности субъектов, ответственных за осуществление диспетчерского обеспечения. Делается вывод о том, что диспетчеризация стала одним из важнейших средств управления погрузочно-разгрузочными работами в портах, и для ее осуществления был разработан особый правовой механизм.
Ключевые слова: диспетчер, погрузочно-разгрузочные работы, торговый порт, грузчик, диспетчерская связь, сменно-суточный план работы порта, карго-план, план обработки судна.
LEGAL REGULATION OF THE DISPATCHING SERVICE IN THE SYSTEM OF TRANSPORT MANAGEMENT IN THE SOVIET SEA PORTS (END OF 1930S)
Ekaterina P. Klimenko, senior teacher of department of history and theory of the state and right, candidate of legal sciences Taurian academy «Crimean federal university of V.I. Vernadsky» (295007, Republic of Crimea, Simferopol, pr-t academician Vernadsky, d. 4) E-mail: [email protected]
Annotation. This article is devoted to the issue of dispatching control of loading and unloading operations in the sea ports of the USSR. First of all, the history of dispatching service and its role in transport management is investigated. In addition, the author provides information on the establishment of the dispatching service and the first regulations governing its work in the Soviet period. The structure, goals and tasks of dispatching service in ports are defined. In addition, the work reveals the legal status, rights and obligations of the entities responsible for the implementation of Supervisory support in ports. The author concludes that dispatching has become one of the most important means of management of loading and unloading operations in ports, and a special legal mechanism has been developed for its implementation.
Keyword: dispatch, loading and unloading, commercial port, loader, dispatch communication, the shift-day plan of work of port, cargo-plan, plan processing vessel.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Клименко Е.П. Правовое регулирование диспетчерской службы в системе управлении транспортом в советских морских портах (конец 1930-х гг.). Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):31—36.
Правовое регулирование вопросов погрузочно-разгрузочных работ в торговом флоте в СССР в 19201930-х гг. является актуальной не только теоретической, но и практической проблемой, которая, однако, не нашла еще своего должного отображения в трудах историков права. Между тем, правовая и административная организация подобного рода операций в торговых портах и сегодня остается одной из важнейших их функций, от качественного исполнения которой во многом зависит не только деятельность самих портов, торгового флота, но и железнодорожного транспорта, промышленных предприятий.
Следует отметить, что отдельные особенности организации управления торговых портов, в том
числе с определением функций каждой их составной административной части, нашли свое отражение в трудах А.В. Коваля [1, с. 52-59; 2, с. 61-77; 3, с. 268291]. Такие вопросы, как правовое регулирование норм и ставок на погрузочно-разгрузочные работы в портах в 20-30-х гг. ХХ в., а также правовое регулирование труда грузчиков в торговых портах в этот же период были раскрыты в наших публикациях [4, с. 45-56; 5, с. 217-225].
Кроме того, расценки и нормы на погрузочно-разгрузочные работы в изучаемый период наши свое отображение в специализированных изданиях [6-9], в том числе и основные правила проведения погру-зочно-разгрузочных работ в каждом отдельном порту
[10; 11]. Однако, организационно-правовая форма проведения исследуемых операций так и не нашла своего отражения как в узконаправленных, так и в научных исследованиях. Так, в издании «Обязательные постановления по Новороссийскому торговому порту и приписным портам Анапа и Геленджик на 1932 г.» находим гл. VI «О погрузке и выгрузке, передвижении и хранении товаров в порту» (пп. 49-65). Однако, в данной главе есть только общие правила производства данных операций, но без указания кто за что отвечает, какова организация их проведения [12].
Во многом, очевидно, это связано с затянувшейся реформой управления водного транспорта вообще и торговых портов в частности, продолжавшейся практически все 1930-е гг. Что, безусловно, сопровождалось различными, зачастую противоречивыми, преобразованиями во всех сферах деятельности торгового флота.
К середине 1930-х гг. можно заметить появление нормативных актов, направленных на разрешение данной проблемы. К таковым мы относим Приказ НКВТ от 9 апреля 1934 г. № 118, которым вводилось с 1 апреля 1934 г. в действие «Временное положение о морском торговом порте». Именно этот документ предусматривал введение диспетчерского управления погру-зочно-разгрузочными работами. Указывалось, что «для обеспечения круглосуточного производственного процесса на погрузочно-разгрузочных работах, осуществления единого сметно-суточного производственного плана по всем хозрасчетным звеньям портового хозяйства, участвующим в транспортно-перевалочном процессе, непосредственно при начальнике порта полагалась диспетчерская часть».
Она организовывалась из расчета непрерывной круглосуточной работы по всем хозяйственным единицам порта с обеспечением на каждую смену ответственного диспетчера по всему порту в целом. При этом главному диспетчеру и ответственному сменному диспетчеру подчинялись все производственные звенья порта в период выполнения погрузо-разгрузочных работ (п. 7) [12].
В дальнейшем был издан приказ народного комиссара морского флота СССР С. Дукельского от 17 апреля 1940 г. № 197 «О введении «Типового положения о диспетчерском руководстве морским транспортным сухогрузным флотом» и «Типового положения о диспетчерском руководстве погрузочно-разгрузочными работами морского порта».
Слово «диспетчер» происходит от английского «dispatch», что означает «отправлять», «быстро выполнять» [13, с. 415]. Словарь современного русского литературного языка дает такое определение слову «диспетчер». Это лицо, устанавливающее порядок движения транспорта, ход работы предприятия, отдельных звеньев и исполнителей. А диспетчерская система — это централизованное управление движением на железных дорогах, работой объединенных электростанций и т.п. [14, с. 907]. Толковый словарь Ушакова поясняет, что диспетчер — это участковый распорядитель железнодорожного, трамвайного и т.п. движения [15, с. 293].
Простейшая форма диспетчерской службы возникла в период промышленной революции XVIII-XIX вв. в связи с переходом от кустарного и полукустарного к фабрично-заводскому производству. Первоначально основной функцией диспетчерской службы было распределение рабочей силы, сырья и материалов и учет готовой продукции. В дальнейшем диспетчеризация стала одним из важнейших средств управления в промышленности, энергетике, на транспорте, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и др. [16, с. 69].
На крупных морских портах диспетчеризация предусматривает создание нескольких диспетчерских пунктов, работа которых координируется главным диспетчером с центрального пункта, оснащенного современными средствами радио- и телефонной связи, автоматики, телемеханики и вычислительной техники. Отдельные диспетчерские пункты, как правило, организуют в районе погрузочно-разгрузочных работ [17, с. 310].
Типовое положение о диспетчерском руководстве погрузочно-разгрузочными работами морского порта состоит из девяти основных частей: I. «Цель и содержание работы диспетчерского аппарата порта»; II. «Структура диспетчерского аппарата»; III. «Обязанности и права диспетчерского аппарата»; IV. «Порядок приема и сдачи дежурства»; V. «Оперативное диспетчерское планирование, учет и анализ работы порта»; VI. «Диспетчерская информация»; VII. «Взаимоотношения диспетчерского аппарата порта»; VIII. «Диспетчерские совещания»; IX. «Диспетчерская связь и справочно-руководящий материал».
В первой части «Цель и содержание работы диспетчерского аппарата порта» указано, что диспетчерская система является формой организации централизованного круглосуточного, непрерывного руко-
водства погрузо-разгрузочными работами порта на основе сменно-суточного плана порта.
Диспетчерская система должна обеспечить: организацию погрузо-разгрузочных работ на судах и в вагонах в порту в соответствии со сменно-суточным планом, выполнение месячных планов, рентабельную работу порта, максимальное ускорение обработки судов и вагонов, полную сохранность грузов и тары при погрузке, выгрузке и перевалке.
Диспетчерский аппарат порта состоит из: а) диспетчерской порта, имеющей в своем составе главного диспетчера и его заместителя, сменных дежурных диспетчеров, плановика-экономиста по оперативному планированию, учету и анализу; б) диспетчерских пунктов на погрузо-разгрузочных участках, обслуживаемых дежурными диспетчерами и нарядчиками-операторами; в) диспетчерских пунктов в автогужевой базе и конторе плавучих средств; в состав этих пунктов входят дежурные диспетчеры; г) диспетчерско-инфор-мационного пункта на железных дорогах, состоящего из дежурных операторов-информаторов [18, с. 5-6].
В портах с небольшим объемом перегрузочных работ на погрузо-разгрузочных участках или при наличии в порту только одного участка диспетчерских пунктов на этих участках не создается, а диспетчерский аппарат порта усиливается одним дежурным нарядчиком. Структура диспетчерского аппарата и установление штатов для каждого порта определяется начальником порта и утверждается Цуморпортом. Главный диспетчер порта осуществляет свои функции на основе Положения, указаний начальника порта, которому он непосредственно подчинен, и директивных указаний вышестоящих органов.
Круг обязанностей главного диспетчера довольно широк. Он включает не только организационно-управленческие, но идеологические задачи с целью повышения производительности в порту. К основным обязанностям относятся: а) обеспечение выполнение плана погрузо-разгрузочных работ порта; б) руководство всей работой диспетчерского аппарата порта; в) ежедневное посещение рабочих мест погрузо-разгру-зочных участков, дежурных диспетчерских участков по вопросам выполнения ими сменно-суточного плана работы порта; г) создание необходимых условий для обеспечения широкого развертывания стаханов-ского-блидмановского движения в порту через начальников участков других хозяйств и через диспетчерский аппарат и др.
В соответствии с вышеуказанными функциями главному диспетчеру порта предоставлялось право давать распоряжения и указания всему диспетчерскому аппарату порта и требовать точного исполнения их, получать от начальников отделов, секторов и групп управления порта все срочные справки по вопросам, связанным с выполнением сменно-суточного плана работы порта и др. [18, с. 6-7]. Ежедневно в 18 часов при начальнике порта главным диспетчером созывалось диспетчерское совещание.
Заместитель главного диспетчера в период отсутствия последнего полностью выполняет его обязанности, пользуясь всеми его правами. В обязанности заместителя главного диспетчера порта входит: участие в оперативном планировании и своевременное предоставление диспетчерской отчетности, а также анализов о выполнении сменно-суточного плана.
Сменный дежурный диспетчер порта осуществляет непрерывное, круглосуточное руководство по-грузо-разгрузочными работами в порту на основе сменно-суточного плана и обеспечивает выполнение сменно-суточного плана. К ведущим обязанностям дежурного диспетчера порта входят: немедленное принятие мер к устранению нарушений сменно-суточного плана, обеспечение своевременного распределения рабочей силы и механизмов по участкам и подготовку рабочих мест в соответствии со сменно-суточным планом и др.
В соответствии с принятым положением дежурный диспетчер порта не обладает широкими правами. В частности, установлено, что он может давать письменные и устные распоряжения, а также указания всем работникам порта относительно выполнения ими сменно-суточного плана. Дежурный диспетчер участка подчинен начальнику погрузо-разгрузочного участка и во время отсутствия начальника является его заместителем. На дежурного диспетчера участка возлагаются такие обязанности, как заблаговременное ознакомление с местными условиями работы и организация подготовки рабочих мест, составление приказов-нарядов отдельным бригадам и т.д.
Последняя пятая группа работников диспетчерского аппарата представлена дежурными диспетчерами отдельных хозяйств порта. В круг ключевых обязанностей дежурного диспетчера входят: а) своевременное составление и вручение приказов-нарядов исполнителям; б) инструктирование и контроль за точным и своевременным выполнением отдельными транспорт-
ными единицами порученной им работы и т.п. Дежурному диспетчеру предоставлено право давать распоряжения всем работникам данного хозяйства по выполнению сменно-суточного плана [18, с. 7-9].
Для осуществления своих обязанностей члены диспетчерского аппарата располагают целым комплексом способов и средств, которые детально регламентированы рассматриваемым Положением. Прежде всего, определено значение сменно-суточного плана как оперативного документа, который лежит в основе диспетчерской системы руководства эксплуатационной деятельностью порта. Сменно-суточный план работы порта осуществляется на период с 0 до 24 часов. План этот разрабатывается плановиком диспетчерской порта на основе планов-заявок, получаемых от погрузо-разгрузочных участков и других хозяйств порта, а также заявок клиентуры. При составлении сменно-суточного плана погрузо-разгрузочных работ должно быть предусмотрено: а) выполнение графика судов, судо-суточных норм и норм погрузки и разгрузки вагонов; б) полное использование механизированных перегружателей; в) создание условий для стахановско-блидмановской работы бригад грузчиков и лиц, обслуживающих механизмы.
Работы по погрузке-разгрузке судов и вагонов и хозяйственные работы, как правило, должны планироваться после составления плана по погрузке-разгрузке судов и вагонов [18, с. 11-12]. Как показывает многолетний опыт сменно-суточного планирования работы порта, фактические показатели, как правило, существенно отличаются от плановых, это объясняется однозначным значением плановых показателей недостаточности необходимой нормативно-справочной информации [19, с. 45].
Следующим организационным документом, который определяет состав и последовательность выполнения мероприятий по подготовке и организации обработки судна является план обработки судна. На каждое судно, приходящее в порт, главный диспетчер порта должен заранее составить план работы судна, учитывая проекты-планы его обработки, составленные на участке. Этот план намечает весь технологический процесс обработки судна и устанавливает очередность и сроки отдельных операций.
При составлении плана обработки судна в основу берутся: а) график или расписание движения судов; б) технические нормы погрузки и разгрузки, обеспечивающие выполнение судо-суточных норм. План
обработки судов служит основой для составления суточного плана заявки работы участка и плана работы порта.
Груз должен размещаться на судне таким образом, чтобы обеспечить хорошие мореходные качества судна и безопасность плавания. Размещение груза на судне предварительно наносится на грузовой план (карго-план), проект которого составляется организацией, производящей погрузку [20, с. 183]. Карго-план служит руководством при погрузке и разгрузке и преследует цель обеспечить полное использование грузовместимости и грузоподъемности судна, сохранность грузов при перевозке, удобную и быструю их погрузку и выгрузку, а также достаточную остойчивость судна, его допустимую осадку, общую и местную прочность корпуса. На карго-плане указывается наименование грузов, число мест отдельных партий, их объем, положение центра тяжести и порт назначения [21, с. 397-398]. Все невыгодные последствия неправильно или неудачно составленного карго-плана ложатся на перевозчика [20, с. 183]. Никаких других документов диспетчерский аппарат вести не должен.
Следует упомянуть и о диспетчерской информации как одного из технических средств, используемых в диспетчерском руководстве. Диспетчерская переговорная связь предназначена для быстрой передачи распоряжений в любой пункт, связанный с выполнением перевозочной работы, для передачи и приема сообщений о прибытии и отправлении грузов [22, с. 221]. Дежурный диспетчер участка круглосуточно должен получать от дежурного оператора-информатора порта на железнодорожной станции, от прораба и бригадира грузчиков, от нарядчиков, от заведующих складам, от заведующего бункеровой базой необходимую ему информацию.
Во всех случаях задержек, грозящих отклонением и срывом работ по плану, лицо, непосредственно руководящее работой по данному объекту, должно немедленно сообщать об этом дежурному диспетчеру участка. Диспетчерская информация должна передаваться по телефону, с обязательной записью в диспетчерском журнале, или, в исключительном случае, письменно.
Большое внимание в принятом Положении уделялось внешним и внутренним отношениям персонала. В седьмой главе даются пояснения касательно взаимоотношений диспетчерского аппарата порта. Отдельно очерчиваются взаимоотношения с погрузо-
разгрузочными участками порта, с диспетчерским аппаратом пароходства, с капитанами судов, с морскими агентствами, а также с железной дорогой.
Вопросы регулирования диспетчерской связи и справочно-руководящего материала отражены в заключительном разделе Положения. Все диспетчерские телеграммы и радиограммы, посылаемые диспетчерским аппаратом порта судам, пароходствам и в Наркомфлот или направляемые с судов, пароходств и Наркомфлота, передаются по проволочной и беспроволочной связи преимущественно перед всеми другими ведомственно-оперативными телеграммами и радиограммами. Каждый диспетчер должен иметь на своем столе постоянно действующие телефоны — внутренний, городской и прямой диспетчерский (если в данном порту установлена прямая диспетчерская телефонная связь).
Диспетчерский аппарат порта должен иметь месячный план грузооборота, месячный график подачи судов, справочники действующих судо-суточных норм и норм погрузки и разгрузки вагонов, справочники действующих технических норм выработки грузчиков и механизмов, план порта с нумерацией причалов и складов и другую необходимую документацию [18, с. 17-18]. За диспетчерским аппаратом должны быть закреплены средства передвижения, которые находятся в ведении дежурного диспетчера порта и используются только по его указанию.
На основании вышеизложенного следует сделать заключение о том, что диспетчерская система является формой организации централизованного круглосуточного, непрерывного руководства погрузо-раз-грузочными работами порта на основе сменно-суточного плана порта. Диспетчерская служба была учреждена «Временным положением о морском торговом порте» в 1934 г. В исполнение этого документа в 1940 г. был принят приказ «О введении «Типового положения о диспетчерском руководстве морским транспортным сухогрузным флотом» и «Типового положения о диспетчерском руководстве погрузочно-разгрузоч-ными работами морского порта». Названные акты охватывали такие вопросы, как права и обязанности диспетчерского аппарата, порядок приема и сдачи дежурства, оперативное диспетчерское планирование, учет и анализ работы порта, диспетчерскую информацию, взаимоотношения диспетчерского аппарата порта, диспетчерские совещания, а также диспетчерскую связь и справочно-руководящий материал.
Литература
1. Коваль А.В. Реформы управления портами в СССР в 1931-1933 гг. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2016. Т. 2 (68). № 1. С. 52-59.
2. Коваль А.В. Реформа управления речным и морским транспортом 1930 г. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2017. Т. 3 (69). № 3. С. 61-77.
3. Коваль А.В. Развитие системы управления торговыми морскими портами в СССР в 19231929 гг. // Власть закона. 2016. № 1. С. 268-291.
4. Клименко Е.П. Правовое регулирование норм и ставок на погрузочно-разгрузочные работы в портах в 20-30-х гг. ХХ в. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2018. Т. 4 (70). № 2. С. 46-56.
5. Клименко Е.П. Правовое регулирование труда грузчиков в торговых портах в 20-30-х гг. ХХ в. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2018. Т. 4 (70). № 2. С. 217-225.
6. Свод грузовых тарифов речного и морского транспорта ССССР. Ч. II. Алфавит к номенклатуре грузов. Тарифное руководство № 10-О. Введено с 1 апреля 1940 г. М.: Водный транспорт, 1940.
7. Нормы и Расценки на погрузочно-разгрузоч-ные работы Ленинградского торгового порта // Издание ленинградского торгового порта. 1934.
8. Нормы и расценки на погрузочно-разгрузочные работы Новороссийского Торгового порта. Новороссийск: тип. Из-ва «Пролетарий Черноморья», 1935.
9. Фрахтование иностранного тоннажа. М.: Государственное транспортное издательство, 1935.
10. Обязательное постановление по Новороссийскому торговому порту и приписным портам Анапа и Геленджик на 1932 г. Новоросийск, тип. «Крас-ноеЧерноморье» СКПО.
11. Сборник обязательных постановлений по Ленинградскому торговому порту. Л.: Издание Ле-ноблисполкома и Ленсовета, 1937.
12. Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г. «О реорганизации органов управления водного транспорта». Исторические материалы // URL://istmat.info/node/39924
13. Левин Д.Ю. Диспетчерские центры и технология управления перевозочным процессом: Учеб. пособие. М.: Маршрут, 2005.
14. Словарь современного русского литературного языка. Т. 3. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1954.
15. Толковый словарь русского языка: В 3 т. Т. 1. / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. М.: Вече, Мир книги.
16. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю.С. Осипов; Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 9. Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. М., 2007.
17. Большая советская энциклопедия. В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. Т. 8. М., 1972.
18. Типовое положение о диспетчерском руководстве погрузо-разгрузочными работами морского порта. М.: Госмориздат, 1940.
19. Ветренко Л.Д. Управление работой морского порта. СПб.: Изд-во ЗАО «Строка», 2000.
20. Маковский А.Л. Правовое регулирование морских перевозок грузов. М.: Издательство «Морской транспорт», 1961.
21. Большая советская энциклопедия. Т. 7. 3-е изд. / Гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1972.
22. Акулиничев В.М. Организация перевозок на промышленном транспорте: Учебник. М., 1983.
References
1. Koval'A.V. Reformy upravleniya portami v SSSR v 1931-1933 gg. // Uchenyye zapiski Krymskogo fed-eral'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridich-eskiye nauki. 2016. T. 2 (68). № 1. S. 52-59.
2. Koval' A.V. Reforma upravleniya rechnym i morskim transportom 1930 g. // Uchenyye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskiye nauki. 2017. T. 3 (69). № 3. S. 61-77.
3. Koval' A.V. Razvitiye sistemy upravleniya tor-govymi morskimi portami v SSSR v 1923-1929 gg. // Vlast' zakona. 2016. № 1. S. 268-291.
4. Klimenko E.P. Pravovoye regulirovaniye norm i stavok na pogruzochno-razgruzochnyye raboty v por-takh v 20-30-kh gg. XX v. // Uchenyye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskiye nauki. 2018. T. 4 (70). № 2. S. 46-56.
5. Klimenko E.P. Pravovoe regulirovaniye truda gruzchikov v torgovykh portakh v 20-30-kh gg. XX v. // Uchenyye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskiye nauki. 2018. T. 4 (70). № 2. S. 217-225.
6. Svod gruzovykh tarifov rechnogo i morskogo transporta SSSSR. Ch. II. Alfavit k nomenklature gru-
zov. Tarifnoye rukovodstvo № 10-0. Vvedeno s 1 ap-relya 1940 g. M.: Vodnyy transport, 1940.
7. Normy i Rastsenki na pogruzochno-razgru-zochnyye raboty Leningradskogo torgovogo porta // Iz-daniye leningradskogo torgovogo porta. 1934.
8. Normy i rastsenki na pogruzochno-razgru-zochnyye raboty Novorossiyskogo Torgovogo porta. Novorossiysk: tip. Iz-va «Proletariy Chernomor'ya», 1935.
9. Frakhtovaniye inostrannogo tonnazha. M.: Go-sudarstvennoe transportnoe izdatel'stvo, 1935.
10. Obyazatel'noe postanovleniye po Novorossiys-komu torgovomu portu i pripisnym portam Anapa i Ge-lendzhik na 1932 g. Novorosiysk, tip. «KrasnoyeCher-nomor'ye» SKPO.
11. Sbornik obyazatel'nykh postanovleniy po Le-ningradskomu torgovomu portu. L.: Izdaniye Lenoblis-polkoma i Lensoveta, 1937.
12. Postanovleniye TSIK i SNK SSSR ot 15 marta 1934 g. «O reorganizatsii organov upravleniya vodnogo transporta». Istoricheskiye materialy // URL://istmat.in-fo/node/39924
13. Levin D.Yu. Dispetcherskiye tsentry i tekhno-logiya upravleniya perevozochnym protsessom: Ucheb. posobiye. M.: Marshrut, 2005.
14. Slovar' sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka. T. 3. M.-L.: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1954.
15. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: V 3 t. T. 1. / Pod red. prof. D.N. Ushakova. M.: Veche, Mir knigi.
16. Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya: V 30 t. / Predsedatel' nauch.-red. soveta Yu.S. Osipov; Otv. red. S.L. Kravets. T. 9. Dinamika atmosfery — Zheleznodorozhnyy uzel. M., 2007.
17. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. V 30 t. / Gl. red. A.M. Prokhorov. 3-e izd. T. 8. M., 1972.
18. Tipovoye polozheniye o dispetcherskom rukovod-stve pogruzo-razgruzochnymi rabotami morskogo porta. M.: Gosmorizdat, 1940.
19. Vetrenko L.D. Upravleniye rabotoy morskogo porta. SPb.: Izd-vo ZAO «Stroka», 2000.
20. Makovskiy A.L. Pravovoye regulirovaniye morskikh perevozok gruzov. M.: Izdatel'stvo «Morskoy transport», 1961.
21. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. T. 7. 3-e izd. / Gl. red. A.M. Prokhorov. M., 1972.
22. Akulinichev V.M. Organizatsiya perevozok na promyshlennom transporte: Uchebnik. M., 1983.