Серiя: TexHÍ4HÍ науки ISSN 2225-6733
УДК 656.073.28
© Пархотько А.В.1, Зинченко С.Г. 2
СИНТЕЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ
МОРСКОГО ПОРТА
В статье рассмотрена система информационных потоков технологического процесса морского порта. Описана проблематика дискретности систем обмена информацией в пределах порта. Определены показатели, влияющие на скорость обмена данными в информационной системе. Описан алгоритм и функциональный смысл взаимодействия менеджмента с производственными участками на уровне информационных потоков при организации погрузочно-разгрузочных работ. Построена математическая модель документооборота в рамках информационной системы управления перегрузочным процессом порта. Предложена усовершенствованная структура информационных потоков погрузочно-разгрузочного процесса в логистической информационной системе порта.
Ключевые слова: судно, погрузка, порт, информационный поток, логистическая информационная система, операции, менеджмент.
Пархотько А.В. Зшченко С.Г. Синтез лог^тичних шформацшних потошв мор-ського порту. У статт1 розглянута система Шформацшних потоюв технолог1ч-ного процесу морського порту. Описана проблематика дискретност1 систем обм1-ну ¡нформащею в межах порту. Визначеш показники, що впливають на швидюсть обмШу даними в Шформацшнш системi. Описаний алгоритм i функцгональний сенс взаемодИ' менеджменту з виробничими дтянками на рiвнi Шформацшних потоюв при оргатзацп навантажувально-розвантажувальних робт. Побудована мате-матична модель документообiгу в рамках Шформацшног системи управлШня пере-вантажувальним процесом порту. Запропонована вдосконалена структура Шформацшних потоюв процесу вантаження-розвантаження в логiстичнiй Шформацшнш системi порту.
Ключовi слова: судно, вантаження, порт, Шформацшний потт, логiстична Шфо-рмацшна система, операцИ', менеджмент.
A. V. Parkhotko, S. G. Zinchenko. Synthesis of logistic information streams of seaport.
Sequence of operations of seaport work includes a number of operations, dealing with loading, unloading and servicing of ships, reception and shipping freights. Information processing is the cornerstone of material streams management. Information streams of the port cover interaction of internal and external users of information: management of the port, production divisions, public institutions and the clients of the port. Thus, the technological process can be presented as a turn of information streams. Economic efficiency of work of the port depends on the servicing of ships speed. Timely actions of the management thanks to information streams optimum transport accelerate information and documents internal turn and, respectively, minimize unproductive down-time and increase freight turnover of the port. The article deals with the system of information streams of the technological process of the seaport. Information exchange problems within a port have been described. The indicators influencing the data exchange speed in the information system have been defined. The algorithm and functional sense of the management and production sites interaction in organizing loading and unloading has been described. The mathematical model of document flow within the information management system has been made up. The advanced organization of information streams of loading and unloading in the logistic information system of the port has been offered.
1 аспирант, Восточноукраинский национальный университет им. В. Даля, г. Северодонецк, andrey777mail@ukr. net
2 канд. экон. наук, нач. отдела системы управления качеством, ГП «ММТП», г. Мариуполь, [email protected]
Серiя: TexHÍ4HÍ науки ISSN 2225-6733
Keywords: vessel, loading, port, information stream, logistic information system, operations, management.
Постановка проблемы. Технологический процесс работы морского порта включает следующие операции и приемы:
1) прием грузов к перевозке - подготовка порта, его отдельных территорий, причалов, складов к приему грузов, прием грузов от отправителя, включая взвешивание, маркировку и другие операции, оформление документов, размещение и хранение грузов в порту;
2) подготовка порта к приему судов - подготовка причалов и всех средств порта, включая портовые буксиры, для приема судов определенных типов и размеров, о прибытии которых порт получает извещение заблаговременно; подготовка необходимых средств к погрузке, составление грузовых планов;
3) погрузка судов - доставка грузов к причалу, погрузка и штивка грузов в трюмах, оформление грузовых документов;
4) подготовка порта к отходу судна - оформление грузовых документов, подготовка необходимых средств, включая буксиры, осмотр судна и оформление его отхода [1].
Основные рабочие процессы при обеспечении выгрузки грузов с судов: подготовка к приему судов для выгрузки грузов, выгрузка грузов и сдача их получателю. Они включают операции аналогичные тем, что и при приеме грузов от отправителей для последующей погрузки на суда.
При погрузке/выгрузке судов большую роль в отношении скорости обработки судна, сохранности грузов и безопасности грузовых операций играет применяемая технология перегрузочных работ.
Технология погрузочно-разгрузочных работ определяет продолжительность стоянки судна в порту и затраты на перевалку груза, и поэтому оказывает существенное влияние на эффективность транспортного процесса в целом. В портах обычно технологический процесс перегрузки разрабатывается для отдельных грузов с учетом специфики груза и существующей материальной базы порта, подготовленности персонала и имеющегося опыта.
Технологический процесс перегрузки представляет собой совокупность ряда операций и определяет:
• характер и последовательность действий, совершаемых с грузом;
• типы и количество применяемых машин, приспособлений и грузозахватных устройств;
• количество портовых рабочих, их расстановку и приемы работ при выполнении различных операций.
Под технологическими операциями подразумеваются совершаемые с грузом действия (захват, перемещение, укладка и т.п.), которые в совокупности обеспечивают основную цель перегрузочного процесса - изменение местоположения и продвижение груза. Каждая операция выполняется на определенном рабочем месте (трюм, вагон, склад, причал и т.д.), в зависимости от чего она именуется судовой, вагонной, кордонной, внутрипортовой или складской.
Вариант перегрузки груза определяется по местоположению груза в начале и в конце технологически завершенного процесса его перегрузки в порту, например «судно-вагон», «лихтер-судно», «судно-склад» и т.п.
Существуют два основных варианта грузовых работ в портах: прямой вариант и вариант с прохождением груза через склад.
Прямыми вариантами являются: «судно-вагон», «судно-автомашина», «судно-судно» или «вагон-судно», «автомашина-судно». При такой организации груз передается с одного вида транспорта непосредственно на другой.
Варианты с прохождением груза через склад: «судно-склад-вагон», «судно-склад-автомашина», «судно-склад-судно», «вагон-склад-причал-судно» и т.д. При этом груз остается в порту до погрузки на судно или после выгрузки с судна. Более экономичными являются прямые варианты, т.к. они предполагают в общей сложности меньший объем грузовых работ за время прохождения груза через порт и отсутствие расходов по хранению груза на складе. Избираемые варианты работ должны быть максимально эффективными.
Как видно из приведенного описания, на всех этапах технологического процесса присут-
Серiя: Техшчш науки ISSN 2225-6733
ствуют взаимодействие человека с механизмами, документарные и межличностные отношения. Каждый этап описан технологическими картами и инструкциями. Соответственно информация различного характера постоянно передается, обрабатывается и потребляется. При этом наблюдается многокритериальность информационных потоков. Например, информация со складов содержит числовые и текстовые данные (наименования грузов, количество, единицы измерения, время операций, дата операций, наименования судов, грузополучателей и грузовладельцев). Информация, генерируемая коммерческим отделом, также содержит числовую и текстовую информацию (кроме данных, получаемых со склада, дополнительно содержит данные о суммах отгрузок, номера контрактов и др.). Таким образом, информация о грузах, проходящих через порт, постоянно обрабатывается и дополняется.
Следует отметить, что научному исследованию информационных потоков, действующих в инфраструктуре порта, уделяется недостаточно внимания.
Подробное изучение характера и состава информации, систематизация транспортных информационных потоков позволит создавать эффективные системы передачи и хранения информации, а также эффективные логистические информационные системы. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта (морского порта).
Как известно, в основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах [2]. При этом информация, представляющая собой совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций, получила название информационный поток. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.
Распространенное упрощенное описание принципов происхождения и взаимодействия информационных потоков способствует применению классических методов построения логистических информационных систем. Однако, в таком специфическом бизнесе, как морской бизнес, необходимы специальные знания для всеобъемлющего осмысления и проектирования логистических информационных и управляющих систем. В связи с этим возникает диссонанс между наличием научного описания общего понимания обращения информационных потоков на предприятиях и необходимостью адаптации данных подходов с учетом специфики морской направленности. Такая конвертация не всегда бывает успешной ввиду абстрактности понимания целей и различного опыта менеджмента.
Фактором, сдерживающим научное исследование и осмысление технологического процесса морского порта и сопровождающих его схем обращения информации, является режим-ность деятельности. Большинство документов, описывающих внутренние техпроцессы, являются документами внутреннего пользования.
Экономическая эффективность работы порта зависит от скорости обработки судов. Своевременные действия менеджмента, благодаря оптимальному транспорту информационных потоков, обеспечивают ускорение внутреннего оборота информации и документов и, соответственно, сведение к минимуму непроизводительных простоев техники и повышению грузооборота порта.
Анализ последних исследований и публикаций. В работах Макеевой ЮН. [1], Гад-жинского А.М. [2], Миротина Л.Б. [3], Аникин Б.А. [4], Кузьбожева Э.Н. [5] и др. неоднократно говорилось о логистике и роли информационных потоков в процессе управления деятельностью предприятия. Так, в работе Кузьбожева Э.Н. предлагается рассматривать информацию не только как элемент системы, но и как самостоятельную систему, состоящую из подсистем (элементов). Однако вопрос транспорта информационных потоков в перегрузочном процессе порта в настоящее время проработан недостаточно.
Целью данной работы является синтез информационных потоков морского порта на различных стадиях технологического процесса, а также построение структуры комплексной информационной системы.
Изложение основного материала. Система информационных потоков - совокупность физических перемещений информации, которая дает возможность осуществить любой процесс, реализовать какое-либо решение [5].
Производство услуг портом - сложный производственный процесс, в ходе которого про-
В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХШЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2015р. Серiя: Техшчш науки Вип. 31
ISSN 2225-6733
исходит взаимодействие между различными подразделениями порта с различной скоростью и разными способами. Схематически потоки информации, связанные с процессами погрузки-разгрузки судов, внутри логистической информационной системы предприятия можно представить в виде блок-схемы (рис. 1). Участниками данного процесса являются:
- коммерческая служба;
- диспетчерская;
- грузовые районы;
- служба главного технолога;
- железнодорожный отдел;
- автохозяйство;
- железнодорожный цех;
- база внутрипортовой механизации (БВМ).
Рис. 1 - Процесс взаимодействия структурных подразделений порта при организации погрузочно-разгрузочных работ
Входящими данными процесса являются грузы, предназначенные для перевозки.
Исходящими данными процесса являются переработанные грузы в соответствии с условиями договоров.
Функциональный смысл взаимодействия следующий:
- заместитель директора порта по эксплуатации организовывает проведение работы по взаимодействию с заказчиками и контролирует возможность оказания портом услуг по перевалке грузов, а также организовывает работу технических служб порта, обеспечивает бесперебойную работу эксплуатационного оборудования;
- коммерческая служба организовывает поиск клиентуры, договорные взаимоотношения с поставщиками и заказчиками, контролирует процесс выполнения услуг портов в части объемов перевалки грузов;
- служба главного технолога организовывает безопасную и качественную обработку грузов в соответствии с разработанными рабоче-технологическими картами;
- диспетчерская координирует действия участков погрузки-разгрузки порта в соответствии с оперативным планом работы порта;
- база внутрипортовой механизации (БВМ) обеспечивает поддержку в рабочем состоянии технологического оборудования порта, проведение плановых и аварийных ремонтов;
- грузовые районы обеспечивают грузооборот порта от береговых средств перемещения грузов до судна и обратно с использованием или без использования складских территорий порта;
- железнодорожный цех и железнодорожный отдел, а также автохозяйство обеспечивают погрузку-выгрузку грузов на железнодорожный и автотранспорт.
Классическая направленность информационных потоков, присущая не только порту, но и
Серiя: Технiчнi науки ISSN 2225-6733
любому крупному предприятию, - «иерархическая», то есть сверху вниз и обратно (рис. 2).
Здесь информация транспортируется последовательным способом, что сказывается на скорости принятия решений менеджментом порта, который можно выразить в виде функции:
где v - скорость обработки данных и принятия решений, ед/час;
о - количество звеньев (участников) в цепочке непрерывного информационного потока, ед.;
а - глубина автоматизации обработки данных на каждом участке, %.
Следует отметить, что данные, получаемые менеджментом, поступают одновременно из различных производственных подразделений. От скорости поступления и обмена информацией, зависит оперативное согласование действий, связанных с погрузкой-выгрузкой судов, подготовка необходимых документов и соответственно время обработки судов, а также выполнение грузового плана порта [1].
На сегодня главным фактором, сдерживающим скорость транспорта информации, является наличие бумажного документооборота. В силу объективных причин, часть операции требуют оформления документов на бумаге. Поэтому глубина автоматизации а (формула 1) является величиной, зависящей от внедрения информационных средств обработки и передачи данных.
Применение методов автоматизированной обработки и передачи данных, а также объединение информационных потоков менеджмента и производственных подразделений повышает достоверность данных и ускоряет принятие решений, соответственно, положительно влияет на непрерывность графика работы порта [1].
В связи с растущим спросом на новые возможности современных информационных технологий во всех сферах деятельности актуальной является задача усовершенствования системы электронного документооборота.
Одним из основных начальных этапов проектирования любой автоматизированной системы, как известно, является выбор или разработка математической модели в аналитическом виде или, если это затруднительно в связи со спецификой области применения, то имитационное моделирование [6]. В качестве математической модели информационной системы управления перегрузочным процессом порта выбрана методология, которая предполагает проведение декомпозиции процесса документооборота до совокупности элементов и их отношений между собой [7]. Эти элементы можно разделить на три категории: участники (сотрудники организации), состояние документов и действия участников.
Таким образом, формально процесс документооборота может быть представлен в виде
Рис. 2 - Информационные потоки процесса погрузки-разгрузки
V = I (о, а),
(1)
В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХШЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2015р. Серiя: Техшчш науки Вип. 31
ISSN 2225-6733
трех конечных множеств и связей элементов этих множеств между собой. Математическая модель этого процесса может быть представлена в виде:
Дт = {У, Д, Ф}, (2)
где ДТ - формальная модель документооборота;
У - множество участников;
Д - множество действий;
Ф - множество состояний документов.
Множество определяется как конечное множество ролей, которые могут быть назначены фактическим участникам документооборота. Д определяется как конечное множество действий, выполнение которых допустимо в пределах рассматриваемой системы документооборота. Ф - конечное множество состояний, которые могут принимать документы после произведения действий из множества Д участником из множества У .
Например, общий алгоритм информационной системы можно представить в виде следующих элементов:
У ={менеджмент порта, рабочие} - множество участников (сотрудников);
Д = {разработка оперативного плана, разработка технологических карт, работа с контрагентами порта} - множество действий участников;
Ф = {проект плана, договора, финальная версия плана, договоры с признаком «завершено», договоры с признаком «в разработке», договоры, коносаменты, счета с признаком «печать»} - множество состояний документа.
Для того чтобы логистическая информация отвечала потребностям управляющих звеньев технологического процесса и эффективно поддерживала процесс планирования и оперативную деятельность, информационная система должна опираться на шесть принципов: доступность, точность, своевременность, выявление исключительных ситуаций, гибкость, соответствующее оформление [3]. Выполнение таких требований успешно реализуется в логистических информационных системах (ЛИС). При этом направленность и последовательность передачи информации меняется на более эффективную (рис. 3).
Рис. 3 - Информационные потоки процесса погрузки-разгрузки в логистической информационной системе порта
Как видно из рисунка 3, каждый участник технологического процесса имеет возможность постоянного обмена информацией с другими участниками. Описанное взаимодействие может быть реализовано в виде системы управления базами данных (СУБД) с учетом специфики выполнения операций на каждом этапе технологического процесса.
Применение современных логистических информационных систем в учете позволяет
Серiя: TexHÍ4HÍ науки ISSN 2225-6733
снизить временные затраты не только на ввод данных, но и сводит к нулю время на передачу информации лицу, принимающему решение по управлению технологическим процессом, систематизирует данные и унифицирует их для дальнейшего использования.
Выводы
В ходе исследования показано влияние структурной организации информационных потоков на скорость обращения оперативной информации в порту. Проведенные исследования методики организации технологического процесса морского порта позволяют:
1. Применить научный подход к формированию понимания транспорта информационных потоков в условиях морского порта.
2. Дать основы для построения эффективной информационной системы.
3. Проводить исследования возможности интеграции в логистическую информационную систему порта для различных этапов технологического процесса.
Построение эффективной информационной системы с использованием современных средств передачи и обработки данных, правильного учета задействованных ресурсов способствует эффективности работы порта.
Список использованных источников:
1. Макеева Ю.Н. Организация и технология перегрузочных процессов в портах. Оптимизация технологических схем : учебное пособие для ВУЗов / Ю.Н. Макеева; Ростовский государственный университет путей сообщения. - Ростов-на-Дону, 2007. - 237 с.
2. Гаджинский А.М. Логистика : учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А.М. Гаджинский. - 2-е изд. - М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. - 228 с.
3. Миротин Л.Б. Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов (склады, транспортные узлы, терминалы) / Л.Б. Миротин. - М. : Экзамен, 2003. - 448 с.
4. Аникин Б.А. Логистика : учебник / Б.А. Аникин. - М. : Инфра-М, 2002. - 368 с.
5. Кузьбожев Э.Н. Логистика : учебное пособие / Э.Н. Кузьбожев, С.А. Тиньков. - М. : КНОРУС, 2004. - 224 с.
6. Свиридова О.В. Разработка автоматизированной системы управления документооборотом на транспортном предприятии / О.В. Свиридова // Современные наукоёмкие технологии. -2012. - № 9. - C. 88.
7. Шевчук В.П. Выбор математической модели измерительной информации в управляющих системах / В.П. Шевчук, О.В. Свиридова // Научное обозрение. - 2010. - № 2. - С. 22-25.
Bibliography:
1. Makeeva Yu.N. Organization and technology of reloading processes in ports. Optimization of technological schemes : manual for higher education institutions / Yu.N. Makeeva; Rostov State Transport University. - Rostov-on-Don, 2007. - 237 p. (Rus.)
2. Gadzhinsky A.M. Logistika : the textbook for the highest and average special educational institutions / A.M. Gadzhinsky. - 2nd prod. - M. : Information and implementation center «Marketing», 1999. - 228 p. (Rus.)
3. Mirotin L.B. The integrated logistics of accumulative and distributive complexes (warehouses, transport knots, terminals) / L.B. Mirotin. - M. : Ekzamen, 2003. - 448 p. (Rus.)
4. Anikin B.A. Logistika : textbook / B.A. Anikin. - M. : Infra-M, 2002. - 368 p. (Rus.)
5. Kuzbozhev E.N. Logistik : manual / E.N. Kuzbozhev, S.A. Tinkov. - M. : KNORUS, 2004. -224 p. (Rus.)
6. Sviridova O.V. Development of an automated control system doumentooboroty at transport enterprise / O.V. Sviridova // Modern high technologies. - 2012. - № 9. - C. 88. (Rus.)
7. Shevchuk V.P. A choice of mathematical model of measuring information in the operating systems / V.P. Shevchuk, O.V. Sviridova // Scientific review. - 2010. - № 2. - P. 22-25. (Rus.)
Рецензент: А.М. Берестовой д-р техн. наук, проф., АМИ ОНМА
Статья поступила 06.12.2015