УДК 339.92
Петровская А.П. магистрант
ФГАОУВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИВ.И. ВЕРНАДСКОГО» ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Россия, г. Симферополь ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК В АТР Аннотация. Одним из наиболее ярких правовых явлений конца XX -начала XXI в. стало появление и бурное развитие транснациональных корпораций (ТНК) в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В данной статье определено понятие правосубъектности ТНК, особенности деятельности ТНК в данном регионе, рассмотрены основные механизмы правового регулирования деятельности ТНК в АТР, документы и соглашения, обуславливающие механизм их действий.
Ключевые слова: транснациональные корпорации, АТР, международное право, регулирование деятельности, инвестиции, конвенция.
Annotation. One of the most striking phenomena of the legal end of XX -beginning of XXI century is the emergence and rapid development of transnational corporations (TNCs) in the Asia-Pacific Region (APR). This article defines the concept of legal personality TNC features, TNC activities in the region, the basic mechanisms of legal regulation of the activities of TNCs in the Asia-Pacific region, documents and agreements stipulating the mechanism of their action.
Keywords: transnational corporations, APR, international law, the regulation of the activities, investments, convention.
Деятельность транснациональных корпораций во второй половине ХХ в. начала активно влиять на мировую торговлю. Особый интерес для изучения данного процесса представляет Азиатско-Тихоокеанский регион, обладающий мощнейшим производственным потенциалом, высокой численностью населения (около 3,5 млрд. чел.) и емкостью внутренних рынков. Любая деятельность ТНК должна соответствовать правовой среде государства, в которой функционирует компания. Либерализация инвестиционных и внешнеэкономических режимов, сопровождаемая ростом активности ТНК, приводит к тому, что большая часть рынков утрачивает свой национальный характер, становясь региональными и глобальными. В этой связи важным аспектом деятельности ТНК становится вопрос об их правовом регулировании на международном уровне.
Прежде чем изучать правовую среду ТНК, необходимо дать определение данному понятию. На сегодняшний день существует множество точек зрения на трактовку сущности ТНК, так, согласно Большому экономическому
словарю, транснациональная корпорация (ТНК) — корпорация, компания, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий [1].
Как правило, ТНК базируются преимущественно в развитых странах, большая половина которых находится в США, Японии и Европейском Союзе. Главной отраслью специализации крупнейших ТНК является электронная промышленность, которая занимает 17% активов крупнейших ТНК мира. После электронной промышленности следует химическая, фармацевтическая и автомобильная. Транснациональным корпорациям принадлежат производственные мощности как в стране-базирования, так и в принимающей стране. Масштабное развитие деятельность ТНК получила во второй половине ХХ в. Именно с тех пор особую важность приобрел вопрос правового регулирования ТНК.
В 1980-1990-х гг. важную роль в экспорте капитала в соседние страны Азии стали играть новые индустриальные страны первого эшелона -Тайвань, Сингапур, Республика Корея, Гонконг. Экспорт капитала был связан с перемещением трудоемких производств в страны с более дешевой рабочей силой по мере повышения технологического уровня промышленности стран НИС первой волны. Внутрирегиональные инвестиции стали одним из факторов индустриализации, модернизации и ускоренного экономического развития всего Азиатско-Тихоокеанского региона [2].
Азиатские ТНК осуществляют свою деятельность с учреждения торговых представительств, постепенно переходя к местному производству. Как правило, корпорации из стран АТР открывают производственные филиалы, специализирующиеся на определенных типах продукции в разных частях Азиатско-Тихоокеанского региона, в дальнейшем все филиалы связываются в единую глобальную производственную цепь. Инвестиции, осуществляемые транснациональными корпорациями из Японии, Республики Корея и КНР, укрепляют интеграционные связи в АТР посредством внутри-региональной торговли и производственных сетей. Однако, действия транснациональных корпораций по усилению внутрирегиональной интеграции были бы неэффективны без политической поддержки государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому благодаря развитой правовой базе, правительства стран всячески оказывают поддержку созданию и развития ТНК.
Общий механизм регулирования деятельности ТНК располагается на трех уровнях:
- международный,
- региональный,
- национальный.
На международном уровне существует несколько основополагающих соглашений о торговле ТНК, в частности, «Хартия экономических прав и обязанностей государств» [3]. Хартия была опубликована в 1974 году, в ней содержались положения, направленные на ограничение деятельности ТНК, а также прописан основополагающий принцип: государство имеет право «регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действий своей национальной юрисдикции и принимать меры к тому, чтобы такая деятельность не противоречила законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства». Эти принципы и другие содержаться в Хартии ст.2.
В рамках ООН в 1974 г. была сформирована Комиссия по ТНК и был создан Центр ООН по ТНК. Целью создания Центра стало осуществление проверки деятельности ТНК, определение их влияния как на национальную экономику, так и на мировую, а также тенденции их развития. Важным документом, который был создан действующей Комиссией Центра был Кодекс поведения ТНК. В проекте Кодекса описаны принципы деятельности ТНК: уважение суверенитета стран, в которых корпорации ведут деятельность, соблюдение законодательства, деятельность ТНК не должна противоречить экономической политике развития страны, как в межнациональном, так и в региональном масштабе, также в Кодексе были определены обязательства ТНК и права на их пребывание на территории страны-реципиента [4].
В 1993 году Центр по ТНК перешел под правление ЮНКТАД, в это время развивающиеся страны начали идти на уступки для ТНК, принимая законы, способствующие притоку капитала в страну, поэтому важность вопроса о принятии Кодекса снизилась, именно поэтому документ так и не утвержден на сегодняшний день.
На региональном уровне также существует ряд соглашений в рамках ЕС, ОЭСР, СНГ и других стран. В 1976 году приняты «Руководящие принципы для многонациональных предприятий ОЭСР», которые обеспечивают деятельность этих предприятий в соответствии с политикой правительств в целях укрепления основы взаимного доверия между предприятиями и обществами, в которых они работают. Декларация содержит в себе основные принципы для транснациональных предприятий. Положения полностью соответствуют национальному праву о картелях и конкуренции. Соблюдение документа не носит обязательный характер [5].
Важным шагом в отношении правовой деятельности ТНК стала подготовка Многостороннего соглашения по инвестициям в 1995 году.
Основными его пунктами стали: доступность всех нормативно-правовых актов в области инвестирования, ключевые принципы деятельности - принцип наибольшего благоприятствования и предоставления национального режима, исключение определенных ограничительных торговых барьеров и вопрос по регулированию споров между странами.
Соглашения ТРИМС и ТРИПС регулируют определенные аспекты деятельности ТНК. Данные соглашения были приняты по итогам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Соглашение ТРИПС дает возможность ТНК проникнуть на национальные рынки и расширить свой контроль практически на все секторы национальных производственных рынков, сельского хозяйства и сферы услуг. Цель ТРИПС — обеспечение преимущества технологического характера для стран "первого мира" на длительный срок.
В свою очередь, ТРИМС призвано урегулировать поведение правительств по вопросам иностранных инвестиций в производственной сфере. В основе Соглашения лежит установление национального режима и устраняет количественные ограничения для осуществления инвестиционных проектов.
Еще одним важным правовым документом выступают соглашения между несколькими корпорациями о сотрудничестве. Данный механизм регулирования деятельности ТНК считается эффективным как для многостороннего сотрудничества компаний, так и для двустороннего.
Создаваемые ТНК в странах АТР во многих случаях только с большой долей условности можно отнести к национальной промышленности. Де факто они являются структурным элементом ТНК страны базирования, и могут быть вообще не связаны с национальной экономикой принимающей страны. Инвестиции ТНК в экономики принимающих стран часто носят «анклавный» характер. Страна получает капитал, но часто не имеет других выгод - в виде новых технологий и инноваций, новых рынков сбыта, развития человеческого капитала [7, с.10].
Для механизма регулирования транснациональных отношений выделяют основные направления работы:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы каждого принимающего государства для сбалансированного международного торгово-экономического сотрудничества;
2. Стандартизация механизмов регулирования деятельности ТНК, создание единого правового, административного и организационно-технического пространства, которое может быть достигнуто путем подписания многосторонних межгосударственных соглашений.
3. Повышение уровня информационно-коммуникационной обеспеченности систем регулирования транснационального бизнеса, что
обеспечивает возможность сбора, обработки, анализа и распространения огромного количества данных статистического характера.
Для наиболее эффективного правового регулирования ТНК, важным является международно-правовая унификация норм, регулирующих создание и деятельность транснациональных корпораций. Доктрина международного частного права признает за ТНК особые качества (экономическое единство при юридической множественности), принципиально отличающие его от любого классического юридического лица. Поэтому, прежде всего, для развития и привлечения ТНК стране-реципиенту необходимо содействие местной законодательной и исполнительной власти.
Использованные источники:
1.Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов // М.: Книжный мир, 2003.
2.Киреева, А. А. Южнокорейские ТНК: история выхода на рынки АТР // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37).
3.Хартия экономических прав и обязанностей государств. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/rights_and_duties. shtml
4.Кодекс поведения транснациональных корпораций (ТНК). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unctad.org/ru/docs/iteiit20073_ru.pdf
5.Руководящие Принципы ОЭСР для Многонациональных Предприятий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/economic_or ganization/russiaoecd/doc20130410_31
6.Конвенция о транснациональных корпорациях. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.lawmix.ru/abro/5733/
7.Gorda, A. Features of formation and development оf global value chains / Global competition on the markets for labor, education and innovations. - 2016. - 2е издание . - с. 10-14.