строительство, № 2 (220), 2011. — [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ais.by/story/12610
УДК 364.013
Яроцкая А.В. студент магистратуры кафедра социальных технологий Волгоградский государственный университет
Россия, г. Волгоград ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: В статье проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая деятельность социальных служб по профилактике отклоняющегося от нормы поведения несовершеннолетних. Отмечается, что нормативно-правовая база, регулирующая социальную работу с подростками девиантного типа, состоит из пяти уровней, исходя из субъектов их издания. Сделан вывод о том, отечественным законодателем созданы предпосылки для развития социальной работы с девиантными подростками, тем не менее, в современных условиях существует проблема ее реализации на практике. Так, необходима государственная и общественная поддержка всех ведомств, несущих ответственность за благополучие и интересы трудных подростков.
Ключевые слова: социальные работники, несовершеннолетние, девиантное поведение, закон, профилактика.
Yarotskaya A. V., student of magistracy department of social technologies Volgograd state university Russia, Volgograd LEGAL REGULATION OF ACTIVITY OF SOCIAL WORKERS
WITH TEENAGERS OF DEVIANT BEHAVIOUR IN RUSSIAN
FEDERATION
Summary: The article analyzes the regulatory framework governing activities of social services for prevention of abnormal behavior of minors. It is noted that regulatory framework governing social work with adolescents of deviant type, consists of five levels, based on the subjects of their publication. It was concluded that the domestic legislator created prerequisites for development of social work with deviant adolescents, however, in modern conditions there is a problem of its implementation in practice. So, state and public support of all departments responsible for welfare and interests of difficult adolescents is necessary.
Key words: social workers, minors, deviant behavior, law, prevention.
Девиация как социальное явление порождает рост преступности в среде несовершеннолетних, подрывает основы благополучного развития общества, нарушение общественных моральных норм и принципов, что представляет опасность его устойчивым основам, и без соответствующей реакции со стороны социальных институтов произрастает в глубокую проблему, вплоть до разрастания девиантных групп и процветания преступности. Система противодействия девиантному поведению несовершеннолетних эффективно функционирует только при наличии ее правового обеспечения. Правила и нормы профилактики девиантного поведения закреплены в нормативно-правовых документах социальной работы. Правовые основы социальной работы представляют собой систему нормативно-правовых актов, которые обеспечивают законность принятия решений социальными работниками, а также упорядоченность деятельности социальных учреждений.
Нормативно-правовая база, регулирующая социальную работу с подростками девиантного типа, состоит из пяти уровней, в соответствии с субъектами их издания. Первый уровень нормативно-правовой базы включает в себя регламентирующие и рекомендательные документы международного сообщества. К ним следует отнести учредительные акты, декларации, конвенции, рекомендации, резолюции ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО и прочие международные правовые акты. Второй уровень нормативно -правовой базы - российские юридические акты федерального значения. К ним относят Конституцию Российской Федерации, кодексы РФ, федеральные законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, приказы Министерства труда и социальной защиты РФ. Третий уровень нормативно -правовой базы - документы регионального уровня. К ним относят указы, распоряжения главы субъекта Российской Федерации. Четвертый уровень нормативно-правовой базы - муниципальные нормативно-правовые акты районного значения. К ним принято относить постановления, распоряжения глав муниципальных образований, и пятый уровень - внутриучрежденческие документы.
Правовое поле социальной работы с несовершеннолетними в РФ сформировалось в период 1990-х как система юридических средств, которые устанавливают правоотношения между объектами и субъектами социальной работы. Правовые нормы и законодательная база выполняют контролирующую и организующую функции относительно формирования и функционирования учреждений социального обслуживания, регулируя принципы, а также содержание их деятельности. Первостепенное значение здесь имеют такие нормативно-правовые документы как:
- Конституция РФ (1993 г.), провозгласившая государственную защиту семьи и детей, а также развитие социальных служб и охрану материнства и детства;
- Конвенция ООН «О правах ребенка» (1990 г.) и Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) регламентирующие нормативно-правовые нормы соблюдения прав и свобод
детей;
- Уголовный кодекс РФ, который устанавливает меры наказания (уголовной ответственности) за причинение подросткам тяжкого вреда здоровью - побои, насилие и т.д., которые повлекли за собой стойкие нарушения здоровья, инвалидизацию и мер административной ответственности за другие, менее тяжкие формы проявления противоправных действий;
- федеральные законы (ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г.; ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.; ФЗ № 195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 г.), определяющие правовую основу деятельности социальных работников с подростками девиантного типа [2, с. 515].
Нельзя не согласиться с тем, что в современном обществе подростки с девиантным поведением представляют собой сложную социальную проблему, в деле решения которой возникает целый ряд задач, которые необходимо решить. Существенной проблемой реализации направлений социальной работы с девиантными подростками оказывается различие норм, прописываемых в законодательстве, с практическими условиями его реализации [1, с. 22]. Так, российское законодательство зачастую не соответствует требованиям, нуждающихся в современных формах и методах профилактики девиаций учреждений социальной сферы и образования. Еще одной проблемой выступают расхождения в правовой сфере российского и международного законодательства в вопросах защиты прав детей и решения всевозможных конфликтов.
Представляется нужным отметить существенные недостатки в ныне существующей системе профилактики подростков с девиантным поведением:
- необеспеченность должного взаимодействия, ввиду отсутствия хорошо отлаженных механизмов, общеобразовательных учреждений с учреждениями профилактической направленности;
- невовлеченность социального института семьи в систему профилактической работы с несовершеннолетними, ввиду отсутствия конкретных приемов и методов привлечения к такой работе родителей;
- ведение с девиантными подростками в образовательных учреждениях, прежде всего, работы коррекционной направленности, вместо реализации конкретных профилактических мер.
Одним из аспектов, выявляющих пробелы законодательства, касается работы попечительских советов при воспитательных колониях. Правительство РФ 13 октября 1997 г. утвердило постановление № 1295 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы». Попечительский совет, осуществляющий деятельность при воспитательной
колонии, оказывает содействие в организации учебной и воспитательной работы, а также занимается вопросам социальной защиты заключенных, помощи освобождающимся лицам в бытовом и трудовом устройстве. В УИК РФ прописаны основные права заключенных, формы участия общественных организаций в деятельности учреждений исполнения наказаний, законодательство РФ гарантирует осужденным охрану их прав и свобод, защиту интересов, однако, существенной проблемой становится отсутствие нормативно-правовой базы, которая бы регламентировала работу попечительских советов в пенитенциарных учреждениях. Принимающиеся же на областном уровне законы о попечительстве касаются в первую очередь не учреждений исполнения наказаний, а учреждений работы с инвалидами, детскими домами, домами престарелых и т.д., которые в свою очередь имеют совершенно другую специфику. Исходя из этого, существует потребность в принятии федерального закона, регламентирующего деятельность попечительских советов в учреждениях заключения несовершеннолетних.
Стоит отметить, что на данный момент наиболее существенную роль в деле профилактики девиантного поведения играет ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который определяет направления деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также устанавливает ответственность федеральных Министерств, субъектов РФ в организации проведения профилактических работ. Введение данного закона способствовало развитию сети учреждений социальной защиты, комплексному решению проблем подростков, за счет эффективной организации взаимодействия с учреждениями социальной сферы.
Указанный закон содержит ряд положений, которыми руководствуются специалисты по социальной работе, в реабилитационных центрах, учреждениях социально-психологической помощи молодежи. В частности, в данном федеральном законе прописаны категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная реабилитационная, социально-педагогическая, профилактическая работа; обозначены основания и сроки проведения индивидуальной профилактической работы с подростками. Однако если бы в данном правовом документе содержались основные направления профилактики девиантного поведения среди молодежи, то он был бы совершенным. В данной связи ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» можно признать совершенным, при условии принятия поправки, в которой были бы закреплены основные направления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан.
Таким образом, можно сделать вывод, что российским законодательством созданы необходимые условия для развития социальной
работы с девиантными подростками. В настоящее время необходима поддержка всех структур, которые несут ответственность за благополучие и интересы подростков. Прежде всего, необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для того, закрепления в правовых актах соответствующих положений деятельности социальных работников в данной области, чтобы реализовывать положения законодательных документов в сфере социальной работы с девиантными подростками.
Использованные источники:
1. Маликова Е.В. Девиантное поведение молодежи: классификация, типология, проблемы // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2015. № 49. С. 20-24.
2. Новиков Р.А., Коровкина Н.Н., Новикова А.А. Нормативные акты, регламентирующие социальную работу с девиантными подростками в РФ // В сборнике: Теоретические и практические исследования XXI века: труды международной научно-практической конференции. 2014. С. 513-518.