Научная статья на тему 'Правовое регулирование деятельности революционных трибуналов при проведении красного террора в годы гражданской войны'

Правовое регулирование деятельности революционных трибуналов при проведении красного террора в годы гражданской войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
843
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование деятельности революционных трибуналов при проведении красного террора в годы гражданской войны»

Федоренко Сергей Александрович

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник филиала по Ставропольскому краю ВНИИ МВД России, г. Ставрополь

Правовое регулирование деятельности революционных трибуналов при проведении красного террора в годы гражданской войны

Основную роль в ■ проведении политики красного террора играли революционные трибуналы и ВЧК. Революционные трибуналы (так же, как и суды) могли руководствоваться законами свергнутых правительств, но лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

Защищая принцип революционного правосознания, большевики исходили из того, что: во-первых, судить по старым законам нельзя, ибо это законы старого эксплуататорского строя; во-вторых, интересы революции превыше всего и при судебном разбирательстве нужно исходить из этого; в-третьих, законы, как и право, в скором времени в новом обществе отомрут вместе с государством.

Большевики не были первооткрывателями революционного правосознания. Как и в других вопросах, они опирались на Маркса. Основопо-

ложник марксизма был противником использования законов свергнутых правительств в суде. К. Маркс в речи перед судом присяжных в Кельне 9 февраля 1849 г. говорил: «Вы не можете сделать старые законы основой нового общественного развития, точно так же, как и эти старые законы не могли создать старых общественных отношений. Из этих старых отношений они возникли, вместе с ними они должны и погибнуть... Когда успешно совершают революцию, можно повесить своих противников, но нельзя произносить над ними судебный приговор... После совершенной революции или контрреволюции нельзя обращать ниспровергнутые законы против защитников этих самых законов»1.

Российский большевик Стучка, цитируя эти слова Маркса, отметил: «Мы, как и Маркс, должны стоять не на почве законности, а стать на почву революции»2.

Первый декрет о суде был принят СНК 24 ноября 1917 г. Позже были приняты еще несколько декретов и СНК и ВЦИК о суде. Чем-то они отличались друг от друга. Но были и существенные положения, которые повторялись из декрета в

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. М., 1972. С. 256, 259.

2 Стучка П. На почве законности или на почве революции // Правда. 1917. 24 мая.

_52

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2007 • №4(18)

декрет. Все суды и революционные трибуналы должны были решать вопросы, руководствуясь революционной совестью или революционным (либо социалистическим или классовым) правосознанием.

31 января 1918 г. СНК при рассмотрении вопроса о разграничении функций органов розыска и пресечения, следствия и суда ограниченно трактовал права ВЧК: «В Чрезвычайной комиссии концентрируется вся работа розыска, пресечения и предупреждения преступлений, все же дальнейшее ведение дел, ведение следствий и постановка дела на суд предоставляется следственной комиссии при трибунале»1.

Следует отметить, что до лета 1918 г. ВЧК использовала право на внесудебную репрессию относительно редко. Это признавали и противники режима большевиков. Так, Л. Шапиро в своей работе «Коммунистическая партия Советского Союза» отмечал: «Однако в первые месяцы террор применялся лишь от случая к случаю и не принимал организованного характера вплоть до лета 1918 г. начала гражданской войны, убийства нескольких большевистских лидеров и покушения на Ленина»2.

5 сентября 1918 г. СНК принял постановление «О красном терроре». В нем отмечалось, «что для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и внесения в нее большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую республику защитой от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры»3.

В постановлении о «красном терроре» были изложены методы террора, его направленность и организация . Из текста данного документа следует, что в нем предусмотрены только два вида наказания: расстрел и изолирование политических противников советской власти. Постановлением предусматривалось массовое применение этих мер и уже не в персональном порядке, как это имело место ранее, а к целым организациям,

определенным слоям населения. Принципиально новым было и то, что террор вводился по всей стране (до этого террор применялся при чрезвычайном и осадном положении в отдельных городах и губерниях).

Характеризуя программу террора, выдвигаемую данным постановлением, следует отметить ряд его положений. Во-первых, этим постановлением СНК закреплял право на террор за центральными органами власти и подчинял им местные карательные органы. Террор отныне проводится центром с помощью подчиненных ему чрезвычайных комиссий. Во-вторых, в постановлении ничего не говорилось о сроках введения террора и его прекращении в будущем. Фактически это означало, что прекращение красного террора возможно только с санкции центра. В-третьих, СНК выдвигал ряд мер, регламентирующих террор и делающих его подконтрольным центру. Вводилась определенная отчетность, публичность, вводился партийный контроль над его проведением. Это была своеобразная программа красного террора сверху в противовес террору снизу - самосуду, организованному местными органами власти.

В целях привлечения революционных трибуналов к проведению террора Кассационный отдел ВЦИК 6 октября 1918 г. опубликовал в Известиях ВЦИК Постановление «О подсудности Революционных трибуналов»5. Постановление определяло, во-первых, точный перечень преступлений подсудных революционным трибуналам, во-вторых, состав преступлений и круг лиц, совершивших преступления, в отношении которых могла быть применена смертная казнь по приговору революционного трибунала. Постановление позволяло приговаривать к высшей мере наказания за восемь составов преступлений. Причем оно предоставляло широкие возможности трибуналам к осуждению к смертной казни не только лиц, которые непосредственно участвовали в совершении указанных преступлений, но и тех, кто принимал участие косвенно или не знал о характере и целях преступного деяния6.

В ходе осуществления красного террора была подготовлена инструкция о расстрелах и арестах с последующим заключением в концлагерь. (Эта инструкция полностью воспроизведе-

1 Из истории ВЧК. М., 2005. С. 79, 91.

2 Спирин Л.М. Классы и партии в гражданской войне в России. М., 2007. С. 214.

3 Декреты Советской власти. Т. 3. М., 1964.С. 267.

4 Там же. С. 291-292.

5 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. С. 35-37.

6 Жильцов С.В., Малько А.В. Смертная казнь в России: историко-теоретическое исследование. Тольятти, 2001. С. 235-237.

53

на на основе архива КГБ в книге Альбац Е. «Мина замедленного действия»)1. По этой инструкции подлежали расстрелу: все бывшие жандармские офицеры по специальному списку, утвержденному ВЧК; все имеющие оружие без разрешения, если нет налицо смягчающих обстоятельств; все с обнаруженными фальшивыми документами, если они подозреваются в контрреволюции; изобличенные в сношениях с российскими и иностранными контрреволюционерами; все активные деятели контрреволюционных партий (кадеты, октябристы и проч.); все активные члены партии социалистов-революционеров центра и правых (активными членами считались руководители организаций всех комитетов от центральных до местных городских и районных; члены боевых дружин и выполняющие их поручения)2. Прочие враги и подозрительные подлежали заключению в концентрационный лагерь.

Жесткость нормативно-правовых актов усугубляла правоприменительная практика чекистских органов. Чаще всего следственные дела вели полуграмотные люди, которые не затрудняли себя процессуально закрепленными доказательствами вины обвиняемых. При следствии и вынесении приговоров чекисты руководствовались не столько правовыми актами, а принципом революционного правосознания. Этим принципом в основном руководствовались и суды, и революционные трибуналы.

Красный террор достиг своего апогея в сентябре-октябре 1918 г.

Списки расстрелянных и арестованных публиковались в газетах с указанием причин применения к ним той или иной меры наказания.

Решения VI Всероссийского съезда Советов о точном соблюдении законов и об амнистии формально означали окончание массового красного террора. В связи с официальной линией на ослабление террора сторонники «обуздания» ВЧК активизировались. В декабре 1918 г. НКЮ предложил проект реорганизации ВЧК и революционных трибуналов. В нем предусматривалось изъять у чрезвычайных комиссий право внесудебного рассмотрения дел и сохранить за ними функции предупреждения и пресечения преступ-

лений. Чрезвычайные комиссии должны были подчиняться ревтрибуналам3.

В связи с тем, что некоторые большевики предлагали вообще ликвидировать чрезвычайные комиссии или реформировать их, решено было подготовить соответствующий проект4. 8 января 1919 г. Каменев направил Ленину проект резолюции о реформе ЧК и ревтрибуналов, в котором предусматривалась немедленная ликвидация ВЧК и ее местных органов, а функции борьбы с контрреволюцией предлагалось передать ревтри-буналам5.

Руководство ВЧК выступило категорически против упразднения чекистских органов. Пе-терс писал о невозможности ликвидировать чрезвычайные комиссии, пока существует контрре-волюция6. Дзержинский соглашался, что право вынесения приговоров можно передать из ЧК в революционные трибуналы, но если последние будут находиться при чрезвычайных комиссиях7. 20 января заместитель председателя ВЧК Петерс представил Ленину проект Положения о ВЧК и губ. ЧК, в котором предусматривалось сохранение чрезвычайных комиссий8. 4 февраля 1919 г. вопрос о чрезвычайных комиссиях рассматривался на пленуме ЦК РКП(б). Пленум поручил комиссии в составе Дзержинского, Сталина и Каменева разработать положение о ЧК и ревтрибуналах, руководствуясь следующими директивами: «1) право вынесения приговоров должно быть, передано из ЧК в ревтрибуналы; 2) аппарат ЧК должен остаться в качестве (1) розыскных органов и (2) органов непосредственной борьбы с вооруженными выступлениями (бандитскими, контрреволюционными и т.п.); 3) за ЧК сохраняется право расстрелов при военном положении (если это право предусмотрено самими постановлениями об объявлении той или иной местности на военном положении)... ». Кроме того, решено было поручить партийным и советским органам печати дать в ряде статей точное понятие о ревтрибунале как органе революционной расправы в отличие от суда как такового9.

Спустя несколько дней после принятия обращения ЦК, 17 февраля 1919 г., ВЦИК принял постановление о правах ЧК и ревтрибуналов, в

1 Альбац Е. Указ. соч. С. 81-83.

2 Там же.

3 Велидов А.С. На страже завоеваний Октября // История СССР 1970. № 1. С. 6.

4 Правда. 1919. 5 янв.; Известия ВЦИК. 1919. 25 янв., 1 фев.

5 Известия ЦК КПСС. 1989. № 7. С. 161.

6 Известия ВЦИК. 1919. 25 янв.

7 Известия ВЦИК. 1919. 30 янв.

8 Известия ЦК КПСС. 1989. № 7. С. 161.

9 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 9. Л. 1.

_54

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2007 • №4(18)

основу которого были положены директивы ЦК. В соответствии с этим постановлением1 право вынесения приговоров по всем делам, возникавшим в чрезвычайных комиссиях, передавалось трибуналам. Но за ЧК оставили право при наличии вооруженного выступления (контрреволюционного, бандитизма и т.д.) непосредственного наказания для пресечения преступления. Еще шире были полномочия ЧК в местностях, объявленных на военном положении. (Там ЧК практически могла наказать за любое преступление). Кроме всего, чрезвычайные комиссии имели право заключения в административном порядке в концентрационный лагерь.

Постановление ВЦИК от 17 февраля предоставляло революционным трибуналам ничем не ограниченное право в определении меры наказания. Они могли при рассмотрении дела допускать или не допускать защиту и обвинение, вызывать или не вызывать свидетелей2.

Таким образом, дискуссия о ВЧК и революционных трибуналах завершилась принятием документа, который расширил права судебно-карательных органов. Но одновременно и за чрезвычайными комиссиями были оставлены большие полномочия.

Внесудебные функции ВЧК продолжали расширяться и далее. 11 июня 1919 г. Ф.Э. Дзержинский по поручению ВЧК выступил на объединенном заседании Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) с предложением предоставить чрезвычайным комиссиям право выносить приговоры о высшей мере наказания продавцам кокаина, взломщикам общественных лавок, поджигателям, фальшивомонетчикам, шпионам, предателям и некоторым другим категориям преступников. Центральный Комитет партии поручил Ф.Э. Дзержинскому совместно с представителем Наркомюста подготовить проект декрета ВЦИК с перечнем преступлений, караемых расстрелом. ЦК РКП(б) вынес также решение подтвердить «всем судеб-

ным и правительственным органам необходимость особо суровой репрессии за политические, должностные, грабительские и т.п. преступле-ния»3.

В 1919 г. расширяются и ужесточаются права и революционных трибуналов для осуществления террора. Так, 18 марта декретом ВЦИК вносятся дополнения в процессуальные права. Ревтрибуналы были вправе прекратить допрос и не допрашивать остальных свидетелей, если признавали дело и обстоятельства, для проверки которых вызывались свидетели, достаточно выясненными. Ревтрибуналы могли не допускать прения сторон после заключения судебного следствия, если признавали дело выясненным в достаточной степени судебным следствием4.

Таким образом, в годы гражданской войны карательные органы и, прежде всего, ВЧК и ревтрибуналы были наделены чрезвычайными полномочиями. В первые два месяца своего существования ВЧК имела ограниченные права. В соответствии с постановлениями СНК от 7 декабря 1917 г. и 31 января 1918 г. она могла осуществлять розыск и предварительное расследование дел. Но вскоре, в феврале 1918 г., ВЧК дали право на внесудебную репрессию, включая и расстрел.

До середины 1918 г. порядок организации деятельности, полномочия ревтрибуналов по существу не отличались от местных народных судов. Их отличала только подсудность. Ревтрибуналы решали все контрреволюционные дела и наиболее опасные общеуголовные преступления.

Но летом 1918 г. ситуация изменилась. Ревтрибуналы, как и ВЧК, получили право применения высшей меры наказания. В конце 1918-нача-ле 1919 и начале 1920 гг. были попытки регулирования этих карательных органов с целью ослабления террора, но они не давали результата. Террор, ослабевая на короткий промежуток времени, вновь набирал обороты.

55

1 СУ РСФСР 1919. № 12. С. 130.

2 Там же.

3 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 20. Л. 3.

4 Титов Ю.П. Развитие системы советских революционных трибуналов. М., 1987. С. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.