Научная статья на тему 'Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений: проблемы и перспективы'

Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
768
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шахматов А. В., Паседько Ю. В., Ставцев В. Г., Цыбиков А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений: проблемы и перспективы»

А.В. Шахматов*, Ю.В. Паседько**, В.Г. Ставцев***, А.Д. Цыбиков****

Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений: проблемы и перспективы

На современном этапе развития российского общества в период проведения так необходимых нашей стране демократических социально-экономических и политикоправовых реформ обострилась проблема роста криминальной угрозы национальной безопасности. Так, в 2005 г. зарегистрировано 3554738 преступлений, что на 22,8% превысило показатели 2004 г. Среди них почти треть (1076988; рост - 15%) преступлений относится к категории тяжких и особо тяжких1. Анализ современного состояния преступности дает достаточные основания прогнозировать дальнейшее осложнение криминогенной обстановки. Следуя положениям Концепции национальной безопасности Российской Федерации2

- основного политико-правового документа, в котором сформулированы важнейшие направления и принципы государственной политики в области противодействия преступности,

- общество и государство должны консолидировать усилия по ограничению экономической и социально-политической основы противоправных явлений, выработке комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного предупреждения и пресечения преступлений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств, для создания надежной системы контроля за уровнем преступности. Усилия общества и государства должны быть направлены на формирование системы мер действенной социальной профилактики и на воспитание законопослушных граждан.

В этой связи в настоящее время как никогда актуальным становится вопрос развития превентивной стратегии государственной политики в борьбе с преступностью. Предупреждение преступлений, выступающее составным элементом уголовной политики страны, на сегодняшний день становится важнейшим направлением государственно-правовой политики. По справедливому утверждению Р. Нургалиева, гораздо проще для правоохранительных органов и спокойнее для граждан предотвращать преступления. Поэтому в 2006 г. генеральной линией названо создание и обеспечение работы общегосударственной системы профилактики правонарушений с разработкой комплексной многоуровневой модели этой системы3. При этом, конечно, нельзя не учитывать, что профилактика преступлений, осуществляемая формальными институтами государства и неформальным контролем со стороны семьи и других социальных групп, ни в коей мере не является панацеей от преступности. Однако правильно и рационально организованная государством система предупредительного воздействия на девиантное поведение и преступность способна оказывать эффективное сдерживающее влияние на эти негативные социальные явления.

Проблема предупреждения преступлений - проблема сложная и многогранная, и уже длительное время является предметом изучения со стороны философов и правоведов. Не смолкают споры о повышении эффективности превентивной деятельности государственных органов и общества в целом и сегодня.

Процесс предупреждения преступности в настоящий момент не имеет самостоятельной единой правовой базы. Он представляет собой конгломерат разных законов и иных

* Начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, полковник милиции.

** Адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник милиции.

*** Соискатель кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник милиции.

**** Начальник криминальной милиции ОВД Усть-Вымского района МВД Республики Коми, подполковник милиции.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

нормативных актов, в которых наряду с определением полномочий соответствующих субъектов правоохранительной сферы закреплены и соответствующие профилактические функции.

Фундаментальной основой для разработки и реализации предупредительной деятельности против преступности является Конституция Российской Федерации.

Важные положения, определяющие основные принципы и направленность предупреждения преступности, содержатся в ряде международно-правовых актов, признанных Россией. К ним прежде всего относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью.

Национальное законодательство о предупреждении преступлений представлено совокупностью норм предупредительно-профилактического характера, которые заключены в нормах уголовного, пенитенциарного, уголовно-процессуального, административного, гражданского, трудового права и некоторых других отраслей права.

Отдельные предупредительные меры содержат федеральные законы прямого действия, например, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом» и т.д. Спектр мероприятий, направленных на профилактику преступлений, предусматривают обсуждаемые в настоящее время проекты законов «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с организованной преступностью».

Наиболее целостно и последовательно в настоящее время происходит становление структурного блока системы предупреждения преступлений, представленного специальной профилактикой. Так, в нормах действующего Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусмотрены основные направления деятельности по профилактике преступлений несовершеннолетних. К ним относятся:

- нормы о задержании лица, совершившего преступление;

- нормы об условном осуждении, применении принудительных мерах воспитательного воздействия к правонарушителям;

- нормы уголовно-исполнительного права, регламентирующие порядок освобождения из мест лишения свободы;

- трудовое и бытовое устройство освобожденных;

- условно-досрочное освобождение, административный надзор;

- нормы уголовно-процессуального права о необходимости выявления причин и условий конкретного преступления;

- о мерах по их устранению посредством вынесения представлений следователя и частных определений суда;

- нормы административного права, регламентирующие оборот оружия, содействующие предупреждению пьянства, наркотизма, проституции;

- нормы гражданско-семейного права, предусматривающие ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, регламентирующие порядок лишения либо ограничения родительских прав.

И положения планируемых к разработке законопроектов «О профилактике бродяжничества и попрошайничества в Российской Федерации», «О социальной помощи лицам, отбывшим наказание, и контроле над их поведением» подчинены исключительно целям предупреждения противоправного поведения наиболее криминогенных слоев современного российского общества.

Большое значение в обеспечении правовой основы профилактической деятельности, особенно в начале правовых реформ в начале 1990-х гг., имели Указы Президента Российской Федерации. Среди них прежде всего можно назвать Указы:

- «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» (от 12 февраля 1993 г. № 209);

- «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 06 сентября 1993 г. № 1338);

- «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» (от 02 ноября 1993 г. № 1815).

Они сыграли свою роль в деле повышения эффективности превентивной работы государственных органов в борьбе с преступлениями и правонарушениями.

Важная роль в правовом регулировании предупреждения преступности отводится ведомственным нормативным актам. Среди них прежде всего следует назвать акты МВД России, подробно регламентирующие профилактику, осуществляемую территориальными органами внутренних дел в целом и отдельными его подразделениями и службами, например, «Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

Большое значение для развития правовой регламентации и самого процесса предупреждения преступлений имеют Федеральные целевые программы усиления борьбы с преступностью. Эти программы содержат все направления по противодействию преступности с целью радикального изменения криминогенной обстановки в стране. В них есть разделы, посвященные профилактике правонарушений, усилению борьбы с преступлениями против личности, преступными посягательствами на жилища и хранилища, с экономическими преступлениями и коррупцией, с организованной преступностью, терроризмом и др.

Главной задачей в формировании предупредительной системы на сегодняшний день является создание прочного правового фундамента для ее функционирования. В качестве решения этой задачи ученые уже традиционно называют принятие единого и целостного нормативно-правового акта, закрепляющего основы предупреждения преступлений.

Идея о создании такого закона имеет многолетнюю историю. В ходе работы расширенного заседания Всесоюзного координационного бюро по криминологии, состоявшегося в мае 1988 г. в Баку, мысль о подготовке закона о комплексной предупредительно-профилактической деятельности в борьбе с преступностью, который должен был лечь в основу системы законодательства борьбы с преступностью, была воспринята всеми участниками практически единодушно4.

Развивая сегодня мысль о разработке унифицированного правового акта о криминологической профилактике, ученые предлагают разнообразные пути ее реализации. Часто высказываются мнения, не исключающие возможности принятия кодексов предупреждения преступлений, с той лишь оговоркой, что эти кодексы будут чрезвычайно объемными, если в них будут инкорпорированы профилактические положения, содержащиеся во всех нормативных актах, всех отраслях права. Конечно, такой подход может вызвать значительные правореализационные трудности и потребует пересмотра всего существующего законодательства, особенно административного.

Более обстоятельной, на наш взгляд, является иная точка зрения, обосновывающая необходимость подготовки такого правового акта, где будут установлены принципы, цели, задачи законодательства о профилактике, содержание этого законодательства, основные виды, методы, формы профилактики, субъекты и основы их компетенции. Этот нормативный акт должен быть ориентиром, стандартом предупредительного реагирования5.

При этом, несмотря на то, что существует объективная необходимость в принятии Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений», этого еще не произошло.

Проект Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» № 10090-3 уже долго обсуждается в комитетах Государственной Думы Российской Федерации. Он состоит из четырех основных разделов.

Первый раздел «Общие положения» определяет задачи Закона, понятие и принципы профилактики правонарушений. В нем называется круг субъектов профилактики, правовая основа их деятельности, участие общественных объединений и населения в профилактике правонарушений. Разграничены предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в предупреждении преступлений.

Второй раздел «Общее предупреждение преступлений» посвящен мерам общего профилактического воздействия. В этом разделе предусмотрены три основных направления общего предупреждения.

1. Выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению. Каждый государственный орган в пределах своей компетенции обязан выявлять обстоятельства и ситуации социального, психологического, управленческого, экономического и иного характера, непосредственно обусловливающие или облегчающие возможность совершения преступлений и принимать меры к их устранению.

О выявленных причинах преступлений и условиях, способствующих их совершению, государственные органы информируют соответствующие компетентные государственные органы, организации, полномочные принимать меры к их устранению.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

2. Правовое воспитание, которое представляет собой целенаправленную систематическую деятельность субъектов предупреждения преступлений по формированию правового сознания, правовой культуры и правомерного поведения. Оно должно осуществляется в рамках системы общего, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, деятельности средств массовой информации и правового просвещения населения.

К формам правового воспитания данным проектом закона отнесены:

- правовая пропаганда,

- правовое обучение,

- оказание юридической помощи гражданам,

- пропаганда законопослушного поведения в средствах массовой информации.

3. Криминологическая экспертиза, которая проводится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, обладающими необходимыми познаниями в соответствующей сфере деятельности.

Третий раздел проекта посвящен индивидуальному предупреждению преступлений. В нем указаны меры индивидуального предупреждения и основания их применения. К мерам индивидуального предупреждения данный проект закона относит:

- профилактическую беседу, которая состоит в разъяснении лицу его ответственности перед обществом, социальных и правовых последствий продолжения антиобщественного поведения, убеждении в необходимости следовать установленным нормам поведения;

- направление информации о причинах и условиях антиобщественного поведения руководителям организаций, общественных объединений для применения мер профилактического воздействия, а также устранения причин и условий, способствующих такому поведению;

- постановку на профилактический учет лиц, поведение которых указывает на возможность совершения ими преступлений. Он направлен на наблюдение и контроль за их поведением, оказание профилактического воздействия на таких лиц и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению;

- установление наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, судимых за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;

- оказание социальной помощи профилактируемым лицам. Им по данному проекту закона может оказываться содействие в бытовом и трудовом устройстве, в предоставлении им психолого-педагогической, медицинской, консультативно-правовой и иной помощи

Четвёртый раздел проекта - «Организационное и ресурсное обеспечение предупреждения преступлений» посвящен регулированию материальной базы профилактической деятельности.

В качестве организационного обеспечения проект закона провозглашает такие принципы организации предупредительной деятельности, как:

- планирование предупреждения преступлений, которое осуществляется субъектами государственной системы предупреждения преступлений путем разработки соответствующих планов и программ;

- использование отечественного и зарубежного опыта предупреждения преступлений;

- контроль и надзор в сфере деятельности по предупреждению преступлений, который осуществляют в установленном порядке органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры;

- ответственность должностных лиц за непринятие мер по предупреждению преступлений или превышение полномочий при осуществлении этой деятельности.

Проект Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» носит рамочный характер: он определяет основные положения по регулированию предупреждения преступлений на уровне законодательства Российской Федерации, предоставляя возможность субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления с учетом их компетенции разрабатывать нормативные правовые акты, связанные с деятельностью по предупреждению преступлений и детализирующие положения Федерального закона.

Необходимость принятия Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» определяется реформированием общественных отношений, требующих соответствующих изменений в профилактической деятельности государства, а

также тем, что, несмотря на серьезность ситуации с преступностью, правовое регулирование профилактической деятельности сегодня носит фрагментарный характер.

Подготовлен к принятию Государственной Думой Российской Федерации и другой важный законопроект «О предупреждении насильственных преступлений в семье». Он состоит из трех разделов.

В первом закреплена государственная система предупреждения насильственных преступлений в семье; учреждения социальной защиты от насильственных преступлений в семье и обязанности и права работников таких учреждений; специально предусматривается введение в систему судоустройства Российской Федерации семейных судов на правах районного суда.

Во втором разделе предусмотрены специальные меры предупреждения насильственных преступлений в семье. К их числу отнесены: административный арест до 15 суток; принудительный обмен помещений в ситуации совершения насилия в семье; лишение родительских прав; назначение курса психотерапии, в т.ч. принудительной, и др.

Третий раздел предусматривает информационное обеспечение предупреждения насилия в семье. В нем закрепляется обязанность должностных лиц детских воспитательных и учебных учреждений сообщать в правоохранительные органы о случаях семейного насилия в трехдневный срок. Здесь также устанавливается обязательность профилактического учета семей, в которых совершены насильственные преступления, и лиц, совершивших такие деяния.

Принятие законодателем рассмотренных (и некоторых других) законопроектов безусловно создаст в нашей стране надлежащую правовую основу для предупреждения преступности, так необходимую в настоящее время.

1 См.: Оперативная ситуация: январь-декабрь 2005 года. По данным ГИАЦ МВД России // Щит и меч. 2006. 23

февраля.

2 См.: Российская газета. 2000. 18 января.

3 См.: Выступление министра внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиева на расширенном заседании коллегии МВД России // Российская газета. 2006. 18 февраля.

4 См.: Криминологические проблемы совершенствования законодательства о борьбе с преступностью: Материалы расширенного заседания Всесоюзного координационного бюро по криминологии. Баку, 1988.

5 См.: Устинов B.C. Концепция закона о профилактике преступлений // Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. М., 2002. С. 84.

Л.А. Щербич*

Криминалистическая характеристика преступления как один из важнейших элементов структуры криминалистической методики расследования преступлений в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина

Разработка методик расследования видов (групп) преступлений, остается одним из важных направлений развития не только криминалистики как науки, но и её заключительного раздела - криминалистической методики расследования преступлений. Типичные методики расследования преступлений, построенные по видам преступлений установленным уголовным законом, к которым относится методика расследования преступлений в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина, весьма разнообразны, что ставит перед учеными вопросы, связанные с внутренней организацией данных комплексов.

* Докторант Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, подполковник милиции.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (32) 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.