Научная статья на тему 'Правовое регулирование деятельности физических лиц на внутреннем рынке как феномен интеграционной правовой системы'

Правовое регулирование деятельности физических лиц на внутреннем рынке как феномен интеграционной правовой системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ВНУТРЕННИЙ РЫНОК / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / SINGLE INTERNAL MARKET / EUROPEAN UNION / EURASIAN ECONOMIC UNION / INTEGRATION LEGAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Школа Оксана Вадимовна

Осуществлен анализ построения основ единого внутреннего рынка на интеграционном пространстве в контексте регулирования деятельности физических лиц, проведено сравнение норм международно-региональной интеграционной правовой системы на примере Евросоюза с действующим национальным законодательством российского государства, выявлены возможности их внедрения на постсоветском пространстве в рамках построения евразийской интеграционной правовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Школа Оксана Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDIVIDUALS ACTIVITIES LEGAL REGULATION IN THE SINGLE MARKET AS A PHENOMENON OF THE INTEGRATION LEGAL SYSTEM

In article the analysis of creation of bases of single domestic market on integration space is carried out, comparison of norms of international and regional integration legal system on the example of the European Union with the existing national legislation of the Russian state is given, some possibilities of their introduction in the former Soviet Union within creation of the Euroasian integration legal system are revealed.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование деятельности физических лиц на внутреннем рынке как феномен интеграционной правовой системы»

УДК 342

ББК 67 © О.В. Школа, 2018

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ КАК ФЕНОМЕН ИНТЕГРАЦИОННОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Оксана Вадимовна Школа,

старший инспектор управления по работе с личным составом Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: ovsjanka@inbox.ru

Аннотация. Осуществлен анализ построения основ единого внутреннего рынка на интеграционном пространстве в контексте регулирования деятельности физических лиц, проведено сравнение норм международно-региональной интеграционной правовой системы на примере Евросоюза с действующим национальным законодательством российского государства, выявлены возможности их внедрения на постсоветском пространстве в рамках построения евразийской интеграционной правовой системы.

Ключевые слова: единый внутренний рынок, Европейский союз, Евразийский экономический союз, интеграционная правовая система.

THE INDIVIDUALS ACTIVITIES LEGAL REGULATION IN THE SINGLE MARKET AS A PHENOMENON OF THE INTEGRATION LEGAL SYSTEM

Oksana V. Shkola,

Chief Inspector of Department for work with personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. In article the analysis of creation of bases of single domestic market on integration space is carried out, comparison of norms of international and regional integration legal system on the example of the European Union with the existing national legislation of the Russian state is given, some possibilities of their introduction in the former Soviet Union within creation of the Euroasian integration legal system are revealed.

Keywords: single internal market, European Union, Eurasian economic Union, integration legal system.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Школа О.В. Правовое регулирование деятельности физических лиц на внутреннем рынке как феномен интеграционной правовой системы. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):15-8.

В виду стремительного развития евразийской экономической интеграции и существенной роли, отведенной российскому государству в данном процессе, выступает в качестве актуальной задача построения эффективного механизма регулирования ее фундаментальных основ с учетом имеющейся специфики и успешного опыта зарубежных решений — а именно соответствующей интеграционной правовой системы. В указанном контексте представляется необходимым проведение анализа правового регулирования элементов, составляющих базис построения внутреннего рынка, являющегося основой развития как западноевропейской, так и евразийской интеграций.

При этом следует подчеркнуть, что указанный аспект регулирования, напрямую относящийся к экономической сфере общественных отношений, формирует как элемент сегментарной правовой системы, свойственной такой международной орга-

низации как, например, ВТО — в сфере торговли, участниками которой являются и некоторые рассматриваемые субъекты, так и элемент евразийской правовой системы, основополагающей целью которой также является налаживание экономического сотрудничества и устранение экономических барьеров для создания реального экономического союза пяти государств постсоветского пространства, что позволяет сделать вывод о единстве рассматриваемого феномена в различных типах интеграционных правовых систем.

Так, опыт социального и экономического развития Европейского союза дает определенное основание для конкретизации некоторых направлений совершенствования регулирования деятельности физических лиц на пространстве Евразийского экономического союза, поскольку понятие внутреннего рынка, являющееся основой интеграционного права Евросоюза и введенное ЕЕА [1], обеспечивает в

№ 3 / 2018

Вестник экономической безопасности

15

Ресурсы капитала, техники, технологии и оборудования

технико-производственный структурный элемент

технологический структурный элемент

Ресурсы, сопутствующие экономической

энергетический структурный элемент

продовольственный структурный элемент

Ресурсы прав, информации и людские ресурсы

информационно-правовой структурный элемент

структурный элемент -человеческие ресурсы

Рис. Экономические ресурсы внутреннего рынка

соответствии со ст. 26 ДФЕС свободное движение лиц, услуг, товаров и капиталов [2]. В связи с указанным осуществление имеющих основополагающее значение свобод предполагает беспрепятственную организацию производительных факторов, обеспечивающую стабильное развитие и функционирование экономики, в частности — труда, реализуемого человеческими ресурсами, то есть физическими лицами [3] (см. рис.).

Осуществление целей построения единого внутреннего рынка обеспечивается результатами политики [4], которые направлены на повышение благосостояния государств — членов ЕС и упрочнение связей между этими государствами и достигаемыми на основании принципов свободного перемещения физических и юридических лиц, являющихся субъектами экономической деятельности (предпринимателей, наемных работников и коммерческих организаций). При этом реализация указанных принципов в отношении первой категории лиц осуществляется определенными совокупностями правовых норм [5], которые регулируют свободы передвижения:

• с целью проживания работающих граждан Евросоюза;

• трудящихся, а также членов их семей;

• трудящихся и иных лиц, которые не являются

гражданами Евросоюза.

При этом в основе правового регулирования указанных категорий лиц непременно лежит институт гражданства Евросоюза, свойственный лишь данной интеграционной правовой системе.

Рассматривая в сравнении правовые основы такой деятельности на рынке Российской Федерации, необходимо в первую очередь отметить, что все субъекты финансово-хозяйственной деятельности также подразделяются на физических и юридических лиц, первых из которых возможно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от статуса физического лица, в зависимости от вида осуществляемой деятельности, в зависимости от формы получаемого дохода.

В целях определения места физических лиц в российской правовой системе, а также наиболее полного анализа особенностей их деятельности для формирования эффективного механизма евразийской интеграции представляется целесообразным в качестве ведущего основания классификации использовать разделение рассматриваемых субъектов на физических лиц, которые осуществляют (индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, глав крестьянских (фермерских) хозяйств) и не осуществляют предпринимательскую деятельность (работающих по найму, получающих доходы из других источников), а также отдельных категорий физических лиц (осуществляющих предпринимательскую деятельность, нотариусов, адвокатов и др.).

Необходимо отметить, что деятельность указанных физических лиц на российской территории регламентируется в первую очередь нормами гражданского законодательства, и принятыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами. Трудовое же законодательство распростра-

16

Вестник экономической безопасности

№ 3/2018

няется на физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, а получающих доходы от трудовой деятельности по найму.

Указанная классификация актуальна также в целях определения правового статуса физических лиц, поскольку в зависимости от видов осуществляемой ими деятельности формируется, например, перечень уплачиваемых в доход бюджета государства налоговых платежей, оттуда же вытекают иные права и обязанности. Указанное направление актуально также для иных государств — участников ЕАЭС в виду общего постсоветского фундамента построения правовых систем.

Анализ правовых норм ЕС, развивавшихся поначалу в разном ключе в национальных правовых системах государств-членов ЕС, выявил ряд областей, характеризующихся наличием единых подходов, которые реализуются в рамках различных правопорядков. В указанном контексте элементы права не выступают лишь в качестве национально государственных, но и создают начала общего права (jus commune) [6] и могут приниматься за основу в деятельности по развитию права ЕАЭС, в итоговом варианте представляющуюся как совокупность правовых норм, осуществляющих регулирование посредством унификации и гармонизации норм национального трудового законодательства государств-членов отношения физических лиц (например, работников с работодателями) и другие тесно связанные с ними отношения аналогично европейскому опыту и практики гармонизации законодательства России и Евросоюза [7], функционально-структурный механизм реализации данных правовых положений на евразийском пространстве.

В перспективных целях развития отношений России на евразийском интеграционном пространстве видится необходимым постепенное выравнивание условий жизни и труда путем прогресса. В данной связи интересна ранее действовавшая норма Договора о ЕЭС, устанавливавшая, что за социальную политику ответственны государства-члены, а такие наднациональные органы как Комиссия обладают компетенцией по организации и стимулированию по социальным вопросам тесной совместной их работы, проводимой путем консультирования [8].

Прежде всего, необходимо делать акцент на правовом обеспечении защиты прав человека в со-

ответствии с их всеобъемлющим и первостепенным значением. Также судебная практика [9] дает возможности такого выравнивания при требовании равного вознаграждения [10] и эффективной защиты прав работников [11].

Кроме того, интересны для заимствования положения статьи 151 ДФЕС, подчеркивающие значимость основных направлений деятельности ЕС в рамках внутреннего рынка и предусматривающие совместное достижение социально-политических целей — а именно улучшению условий жизни и труда и содействие занятости, с тем чтобы осуществлять их поэтапное выравнивание при условии сохранения достижений, проведения диалога между предпринимателями и трудящимися, социальной защиты, а также развития человеческих (трудовых) ресурсов в целях достижения долговременного высокого уровня занятости и противодействия социальному отторжению.

Кроме того, механизмы решения отдельных вопросов, которые в европейской практике регламентированы директивами (например, об общих стандартах и процедурах, подлежащих применению в государствах-членах к возврату незаконно пребывающих граждан третьих стран [12]; об установлении минимальных стандартов в отношении санкций и мер к работодателям незаконно пребывающих граждан третьих стран [13]; об установлении условий въезда и пребывания граждан третьих стран в целях высококвалифицированной работы [14]) также могут быть интегрированы в евразийскую правовую систему в целях налаживания эффективного функционирования ЕАЭС.

Таким образом, опыт правового регулирования Европейским союзом деятельности физических лиц, как трудовой, так и частной, предпринимательской, имеет важное значение в реализации идеи построения общего (внутреннего) рынка, а его положительная интеграция с учетом специфики ЕАЭС и роли России может стать фактором успешного развития правовой системы Евразийского экономического союза.

Литература

1. Единый европейский акт (ЕЕА) (вместе с заключительным актом и декларациями) (подписан в г. Люксембурге 17.02.1986 и в г. Гааге 28.02.1986).

№ 3 / 2018

Вестник экономической безопасности

17

2. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. «Европейский союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями». М.: Инфра-М, 2008.

3. Школа О.В. Роль трудовых ресурсов в процессе обеспечения экономической безопасности государства. / Фундаментальные основы обеспечения экономической безопасности и стабильного развития экономики Российской Федерации: сборник научных трудов. М.: Международный центр изучения проблем экономической безопасности противодействия легализации преступных доходов, 2013.

4. Решение Суда ЕС от 29.09.1987 C-126/86=Slg. 1987, 3697 (Zaera).

5. Например, Регламент Европейского парламента и Совета № 562/2006/ЕС OJ. L 105. 13.04.2006. P. 1, устанавливающий Кодекс ЕС о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский пограничный кодекс).

6. Постовалова Т.А. Трудовое право Европейского союза: теория и практика. М., Проспект, 2015.

7. Наку А.А. Тенденции Российско-Европейских отношений. Стратегические и практические аспекты гармонизации законодательства РФ и ЕС.

Часть II / А.А. Наку, Т.В. Шашихина. М.: РЕЦЭП, 2005.

8. Решение Суда ЕС от 09.07.1987 по делу C-281 u.a./85=Slg. 1987, 3203, Rn. 14 (Deutschland, VK u.a./KOM — Migrationspolitik).

9. Решение Суда ЕС от 17.03.1993 по делу C-72 und 73/91=Slg. 1993, I-887 (Sloman Neptun).

10. Решение Суда ЕС от 08.04.1976 C-43/75=Slg. 455; Teil 2 B Rn. 30 (Defrenne II).

11. Решение Суда ЕС от 07.12.1995 по делу C-449/93=Slg. 1995, I-4291; Teil 2 C Rn. 13 (Rockfon).

12. Директива № 2008/115/ЕС Европейского парламента и Совета от 16 декабря 2008 г. об общих стандартах и процедурах, подлежащих применению в государствах-членах к возврату незаконно пребывающих граждан третьих стран.

13. Директива № 2009/52/ЕС Европейского парламента и Совета от 18 июня 2009 г. об установлении минимальных стандартов в отношении санкций и мер к работодателям незаконно пребывающих граждан третьих стран.

14. Директива № 2009/50/ЕС Совета от 25 мая 2009 г. об установлении условий въезда и пребывания граждан третьих стран в целях высококвалифицированной работы.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

Учебник

8-е

издание

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 671 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).

Новое, восьмое, издание учебника актуализировано с учетом последних изменений в российском законодательстве. Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

18

Вестник экономической безопасности

№ 3/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.