Научная статья на тему 'Правовое регулирование частных военных и охранных компаний'

Правовое регулирование частных военных и охранных компаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
313
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧАСТНАЯ ВОЕННАЯ КОМПАНИЯ / НАЕМНИКИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОМБАТЫ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / PRIVATE MILITARY COMPANY / MERCENARIES / LEGAL REGULATION / COMMANDERS / ARMED FORCES / MILITARY CONFLICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муравьев Денис Александрович

В статье анализируется правовое регулирование деятельности частных военных и охранных компаний в международном и российском законодательстве. Разбирается проблема в определении частных военных компаний. Делается оценка действий Правительства Российской Федераций и вывод о дальнейшем развитии правового регулирования частных военных и охранных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION PRIVATE MILITARY AND SECURITY COMPANIES

The article analyzes the legal regulation of the activities of private military and security companies in international and Russian legislation. Understands the problem in identifying private military companies. An assessment is made of the actions of the Government of the Russian Federation and a conclusion on the further development of the legal regulation of private military and security companies.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование частных военных и охранных компаний»

УДК 343

Муравьев Денис Александрович Уральский государственный юридический университет

Институт юстиции Россия, Екатеринбург den.myr.2000@gmail.com Muravev Denis Alexsandrovich Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ И ОХРАННЫХ

КОМПАНИЙ

Аннотация: в статье анализируется правовое регулирование деятельности частных военных и охранных компаний в международном и российском законодательстве. Разбирается проблема в определении частных военных компаний. Делается оценка действий Правительства Российской Федераций и вывод о дальнейшем развитии правового регулирования частных военных и охранных компаний.

Ключевые слова: частная военная компания, наемники, правовое регулирование, комбаты, вооруженные силы, военные конфликты.

LEGAL REGULATION PRIVATE MILITARY AND SECURITY

COMPANIES

Annotation: the article analyzes the legal regulation of the activities of private military and security companies in international and Russian legislation. Understands the problem in identifying private military companies. An assessment is made of the actions of the Government of the Russian Federation and a conclusion on the further development of the legal regulation of private military and security companies.

Key words: private military company, mercenaries, legal regulation, commanders, armed forces, military conflicts.

Стоит отметить, что правовое регулирование частных военных компаний находится на очень низком уровне. Конкретных международных норм, касающихся правового регулирования частных военных и охранных компаний на сегодняшний день, просто отсутствуют. В связи с этим большинство бойцов частных военных и охранных компаний осуществляют свою деятельность в качестве специальных сотрудников таких, как советников, инструкторов, технических специалистов и прочих. Согласно этим документам, сотрудники формально лишаются права ношения военной формы определенной стороны, участия в военных действиях, оружие разрешается носить только для самообороны, однако это не мешает сотрудникам частных военных и охранных компаний нарушать законы, при этом уходить от ответственности.

Государства все шире пользуются услугами частных военных и охранных компаний в зонах, где происходят вооруженные конфликты. В мире наблюдается тенденция на сокращение численности армий, увеличение числа частных военных и охранных компаний. Но создание частных военных и охранных компаний чревато определенными проблемами, определить степень данной проблемы и её разрушительную силу предоставляется на данный момент практически невозможным. В международном сообществе преобладает точка зрения о том, что желательно регламентировать их деятельность. Существует большая неразбериха в определении статуса сотрудников частных военных и охранных компаний в связи с множеством законов касающихся наемников, комбатов и других гражданских лиц. Тем не менее сотрудников частных военных компаний можно определить к любой из представленных категорий. Понятие наемник недостаточно отражает статус сотрудника частных военных компаний, а получение статуса комбата практически нереально для сотрудников частных военных компаний [5].

В Российской Федераций нет законов регулирующих деятельность частных военных и охранных компаний. Существует только статьи за подготовку наемников и за само наушничество [1]. Президент РФ поддержал в 2012-м году идею легализации частных военных компаний. В их же пользу высказывался вице-премьер Рогозин. В октябре 2014-го уже поступил на рассмотрение соответствующий законопроект.

Под понятием частные военные и охранные компании понимают частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; и консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников [3].

Четкого нормативного акта регулирующего работу частных военных и охранных компаний нет. Поэтому для определения правового положения необходимы следующие факторы: вид проводимой операции; международно -правовое положение самих сотрудников.

Международное право определяет наёмника как человека, завербованного для участия в вооруженном конфликте, руководствующегося личной выгодой, воюющего за вознаграждение, превышающее вознаграждение участников регулярной армии не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте [3]. В большинстве стран мира наемничество запрещено, в том числе в Российской Федерации. Организация Объединенных Наций определяет наемничество как преступное деяние против человечества выставляя его наравне с геноцидом, убийством и пиратством [6, с 43]. Но для определения человека наемникам необходимо полное соответствие определению наемника. Из-за этого большинство

сотрудников частных военных и охранных компаний не является наемниками и не попадают под действие законодательства о наемниках.

Первое средство, при помощи которого сотрудники частных военных компаний могут быть квалифицированы как комбатанты и которое соответствует по принципу «от противного» критерию определения наемника, состоит в том, чтобы определить, принадлежат ли они к личному составу вооруженных сил стороны в конфликте [5]. Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, являются комбатантами, то есть они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях [3]. Поэтому необходимо определить, были ли сотрудники частных военных компаний включены в личный состав вооруженных сил стороны в конфликте, как это определено в Женевской конвенции. Представимы редкие случаи, когда такое включение имеет место. В самом деле, если бы все они были включены в личный состав вооруженных сил, это сняло бы все вопросы о регулировании деятельности частных военных компаний и категоризации их сотрудников по международному праву. Однако проблема состоит в том, что цель частных военных компаний как раз обратная — передать частному сектору функции, которые ранее были монополией правительственных властей.

Решением проблемы могло бы стать принятие всех сотрудников частных военных компаний в состав регулярных вооруженных сил страны. Но международные нормы не предписывают каких-либо специальных мер, по которым государства должны будут принимать для того, чтобы регистрировать в составе вооруженных сил. Включение в состав государства сотрудников частных военных компаний зависит только от воли и внутреннего распорядка страны.

Также для решения проблемы отсутствия регламентации частных военных компаний был принят «Документ Монтре». В нем содержится около 70 рекомендаций для регулирования деятельности сотрудников частных военных и охранных компаний. Согласно этому документу, ответственность за

действия частных военных компаний несут государства-контрагенты, а также государства территориальной юрисдикции. Контроль за деятельностью документа осуществляют все государства, обязуясь пресекать нарушения документа со стороны частных военных и охранных компаний, расследовать нарушения, принимать законы, регулирующие деятельность частных военных и охранных компаний согласно Документу Монтре, искать и привлекать к ответственности нарушителей [3].

Проблема в принятии данного документа, как основу правового регулирования частных военных и охранных компаний состоит в том, что данный документ приняло небольшое количество стран, Российская Федерация данный документ не приняла, а также в отсутствии ответственности за невыполнение обязательств по данному документу [3].

В Российской Федерации официально частных военных компаний нет. Одновременно с тем, нередко мелькает информация о деятельности за рубежом отечественных частные военные компании такие, как Редут-Антитеррор, РСБ-Групп, Тигр Топ Рент Секьюрити и прочие. Официально направлением их работы является охрана или защита в определенных зонах повышенной террористической активности, военный консалтинг и прочие. То есть, весь комплекс мероприятий, который законами не запрещается: в РФ -консультирование, охрана, а за рубежом - работа в полном объеме и соответственно законодательству определенной страны.

Также на месте частных компаний стоят частные охранные предприятия, существующие на основании законов о оружии, о частной охранной деятельности. Но закон о частной охранной деятельности не регулирует вопросы о деятельности вне территории Российской Федерации.

Также частные в силу своего вне государственного характера нельзя охарактеризовать как вооруженные силы Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность вне территории Российской Федерации.

В Соединённых Штатах Америки регулирование оказания таких услуг осуществляется с помощью закона «О контроле над экспортом вооружений». Соответственно ему частные военные компании для деятельности за рубежом лицензируется госдепартаментом. Он же контролирует выполняемость контракта. А сделки суммой свыше 50 млн $ и вовсе должны быть одобрены конгрессом страны.

В Южно-Африканской Республике частные военные компании лицензирует нацкомитет по контролю над простым вооружением, соответственно Акту о наемниках от 1998 года - закон о регулировании иностранной военной помощи.

Необходимость в создании законодательства в Российской Федерации вызвана текучкой профессиональных кадров, готовых работать именно в данной специальности. Они не способны переквалифицироваться на другие места работы в силу определенных причин [5]. Отсутствие частных военных компаний в Российской Федерации для других стран несомненно плюс. Из страны утекаю военные профессионалы. Именно наши военные тренируют иностранные подразделения. После принятия закона о регулировании частных военных и охранных компании в Российской Федерации начнется развитие данной сферы, устранив проблему утечки кадров за границу.

Также существует необходимость принятия всеми странами международного права о частных военных и охранных компания. Иначе такие компании смогут проводить античеловечную деятельность, не подлежа юридической ответственности.

Список литературы:

1. Вооруженные силы как основные специальные субъекты обеспечения обороны страны, Вербицкая Т. В / «Военное право», 2014.

2. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных

конфликтов (Протокол I)» / Права человека. Сборник международных договоров. Т. I (часть вторая). Универсальные договоры. - Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 1994. С. 1027 - 1106.

3. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), 1977 года / Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература - 1990. С. 570 -635.

4. Международное гуманитарное право и частные военные и охранные компании [Электронный ресурс] // Международный комитет красного креста: сайт // URL: http://www.icrc.org/web/rus/ siterus0.nsf/html/pmsc-faq-150908.

5. Шарпаев В. И. Новая воспитательная модель в армии: личностно-гуманистический аспект // «Образование и наука», 2005.

6. Ковальских Д. А. Особенности законодательной регламентации правил подследственности уголовных дел военными следственными органами // Военно-юридический журнал, с. 2017

7. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» (Принята 14.12.1974 на 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) / Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 199 - 202.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 27.12.2018) / «Собрание законодательства РФ» - 1996.- № 25.

9. Камерон Л. Частные военные компании: их статус по международному гуманитарному праву и воздействие МГП на регулирование их деятельности // Международный журнал Красного Креста. - 2006. - Т.88, № 863 - С. 63-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.