ПРОБЛЕМЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
Абдуллаева М.А.,
аспирантка Дагестанского государственного университета
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ
Многие исследователи неверно понимают положение женщины в исламском обществе. Эта одна из основных тем не только в мусульманском праве, но и в международном праве вообще.
До недавнего времени положение женщины в исламе оценивалось как приниженное, с ущемлением прав, свободы слова и мнения. Считалось, что поведение женщины-мусульманки сохраняет средневековые пережитки и к современным условиям мало подходит. Все эти представления были связаны с недостаточной изученностью и пониманием сущности морально-правового положения женщины в исламе. Однако сегодня, когда появился наибольший доступ к первоисточникам этой религии, к трудам мусульманских ученых, становится ясно, что, действительно, отстало не религиозно-этическое учение ислама, а наше представление о нем, и, в частности, наше представление о женщине в исламе, природа и сущность которой остается неизменной.
История показывает, что до возникновения ислама за женщиной в различных обществах не признавалось должного права, и ее положение оставляло желать лучшего. Например, в Японии им не разрешалось молиться и участвовать в любых религиозных отправлениях. В Китае им было запрещено входить в храмы. В Египте женщин часто и самым варварским обычаем приносили в жертву на берегах Нила. По законам Рима женщина была полностью зависима от мужа, не обладала имуществом и не могла считаться свидетелем. Договоры или завещания ее не считались действительными. В Индии она была лишена права читать священные тексты, считалась собственностью мужа, имуществом.
На женщину смотрели как на низшее существо. Ее можно было продавать, дарить. После смерти мужа женщина передавалась по наследству родственнику супруга. О существовании такого обычая упомянул сам пророк Мухаммед: «Когда мужчина умирал, его наследники брали в жены женщину своего родственника и могли не отпускать ее. Родственники мужа имели больше прав над ней, чем ее родственники»1.
Арабы до ислама нередко даже закапывали в землю живыми новорожденных дочерей, боясь нищеты. Знать общества полагала добродетелью убивать девочек в младенчестве, пока они не навлекли позора на семью.
1 Ибн Касир. Толкование Великого Корана (на арабском языке). Хиван, 1983. Т. 1. С. 464.
569
Если ее оставляли в живых, то она жила в унижении. Женщина не могла получить наследство, даже если отец был богатым. Наследником мог быть только мужчина.
Неравенство между мужчиной и женщиной проявлялось и в мерах наказания. Например, если преступником был мужчина, а женщина жертвой, ущерб мог и не возмещаться.
Ислам оказал положительное воздействие в плане улучшения положения женщины и дал ей более устойчивый правовой статус, чем в доисламской Аравии. Например, ислам запретил убивать детей: «И не убивайте ваших детей из боязни обеднения: Мы пропитаем их и вас; поистине, убивать их великий грех!»1. Он отверг джахилийские 2 обычаи, которые узурпировали права женщин. Коран установил равенство между мужчиной и женщиной, исходя из того, что они сотворены из одной души. Коран подчеркивает, что Бог сотворил все виды живых существ парами, также были сотворены и человеческие существа. «Он тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее»3. «Он сотворил вас из единой души, потом сделал из нее ей пару...»4.
Запреты религии, налагаемые на поведение мусульманина, касаются и женщин. Женщина-мусульманка подчиняется тем же правилам и законам, что и мужчина. Женщине запрещается участие в лотереях, играх на скачках и в других азартных играх. Алкогольные напитки запрещены женщине так же, как и мужчине. Соблюдение этого запрета особенно значимо для женщины, поскольку она является матерью. Она передает свое здоровье ребенку, новым поколениям и будущему человечества. Хотя мужчины и женщины близки друг другу духовно, ислам учитывает особенности женского пола в социальной жизни. Так, некоторые различия прав исходят из исполняемых ими жизненных функций и обязанностей, предписанных самой их природой. Возложенная на женщину обязанность деторождения накладывает на нее тот груз, от которого освобожден мужчина, и он обязан содержать семью. По исламу, женщина является источником нежности и милосердия, то есть того, в чем нуждается ребенок. Она была создана в основном для рождения и воспитания детей, и мужчина должен охранять женщину в исполнении ей основной обязанности. Превосходство мужчины над женщиной объясняется тем, что мужчина имеет больше ответственности и больше обязанностей. И это не значит, что участие женщины в решении семейных проблем непозволительно.
1 Священный Коран считается первым и основным источником мусульманского права. Структурно он состоит из 114 сур (глав). Коран, сура 17:33(31) / перевод И.Ю. Крачковского. Изд. 2-е. М.: Наука, 1986. С. 213. Далее ссылка на Коран будет производиться по данному изданию.
2 Джахилийя — доисламская эпоха, период язычества.
3 Коран, сура 7:189.
4 Коран, сура 39:8.
Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, уделяет большое внимание регламентации семейно-брачных правоотношений и правовому положению женщины, в частности. Вместе с тем следует отметить, что в мусульманском обществе религия являлась, а в некоторых странах мусульманского мира поныне остается основой регулирования этих правоотношений.
Важный научный интерес представляет изучение идейных и социальных концепций и основ ислама по семейно-правовому положению женщин. Для Российской Федерации такое изучение и научный анализ имеют практическое значение, так как семейные отношения у народов Татарстана, Башкортостана, Ингушетии, Дагестана и Чеченской Республики практически регулируются не только соответствующими нормами российского законодательства, но и нормами исламского права.
В соответствии с исламом брак является двусторонним договором, основанным на взаимном согласии сторон и учитывающим целый набор взаимных обязательств. Для того, чтобы этот договор имел силу, необходимо публичное выражение согласия на брак обоими новобрачными (то есть жениха и невесты). Без их согласия брачный договор считается недействительным. Свидетельство о согласии на брак невесты должен выразить и покровитель — самый близкий мужчина из близких родственников или судья по делам шариата, если нет покровителя. Покровитель (отец, брат, дядя или опекун) не должен отказывать в женитьбе на девушке. Отказ может быть разумен только в случае, если у жениха плохая репутация. Кроме покровителя, свидетельствовать о довольстве двух сторон должны два справедливых свидетеля. Необходимо строгое соблюдение всех условий для того, чтобы семья состоялась. Согласно всем существующим хадисам, женщину ни в коем случае нельзя принуждать к замужеству с тем, кого она не желает.
Кроме того, женщина получает от своего мужа махар пропорциональный его средствам, который ни в коем случае не должен превышать возможностей жениха. Без махара свадьба также не признается состоявшейся. Такое право женщины заставляет усомниться в том, что женщина в исламе ущемлена в правах. И как пишет богослов А.Баязитов: «В то время как у европейцев невеста приносит с собой в дом жениха приданое, у мусульман, наоборот, жених платит за невесту махар. После этого не логичнее ли сказать, что у мусульман женщина стоит выше, чем у европейцев»2. Были времена в истории Европы, когда женщина, не имевшая приданого, не
1 Махар — имущество, выделяемое мужем жене при заключении равноправного брака. Махар принадлежит только жене и обеспечивает ее в случае смерти мужа или развода по его требованию.
2 Баязитов А. Ислам и прогресс. СПб., 1898. С. 73.
могла выйти замуж. А при попытке заработать на приданое прибегала к безнравственным поступкам. В исламе же все это недопустимо.
Не обошел молчанием ислам вопрос о замужестве вдовы. Ислам не принижает роль женщины как жены ни при каких обстоятельствах. Она имеет право выйти замуж, если муж умер, и в этом нет ничего непристойного. Вдова сама должна изъявить желание на вторичный брак.
Ислам допускает многоженство. В мусульманском обществе ничто не препятствует возможности полигамии, она столь же уважаема, как и моногамия. Позволение заключать брак с несколькими женщинами дается при условии соблюдения полной справедливости по отношению ко всем женам. В Коране по этому поводу указывается: «...И женитесь на тех, что приятны вам, женщинах и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной»1.
Закон не навязывает многоженство, а только разрешает его в определенных случаях. Мусульманская религия позволяет полигамию, учитывая различные обстоятельства жизни людей. Одной из предпосылок полигамии может быть особая демографическая ситуация, когда количество женщин превышает количество мужчин. (И это проблема не только общества военного периода. Например, в настоящее время в трудоспособном возрасте мужчин умирает в четыре раза больше, чем женщин)2. Полигамия обусловлена тем, что преследует цель защиты женщин от распутства, цель создания ими семьи. Ислам не допускает, чтобы женщины жили в одиночестве, решая все экономические и прочие жизненные проблемы. В таких условиях мужчина берет на себя ответственность более чем за одну женщину и заботится о них. И можно осмелиться сказать, что полигамия ислама проявляет заботу о праве женщины на семью.
По мусульманскому закону женщина имеет право на развод, если муж не способен выполнять супружеский долг. Следует, тем не менее, отметить, что ислам не одобряет развода. Женщина в исламе так же, как и мужчина, несет ответственность за сохранение крепкой семьи, живущей в любви, симпатии, спокойствии, удовольствии и утверждает, что если женщина без принятой законной причины попросила развод, то этим она уже совершила крупный грех. Пророк Мухаммед говорил: «Из разрешенных вещей самая нежелательная в глазах Аллаха — развод»3. Не разрешается и мужу давать развод жене без уважительной причины. Но если все попытки примирения жены и мужа оказались тщетными, расторжение брака допустимо. При разводе
1 Коран, сура 4:3.
2 Султанова Р.И. Россия и Башкортостан: проблемы демографии // Мать и дитя у народов Башкортостана. Уфа, 2001. С. 44.
3 Коран, сура 2:230.
права женщины охраняются юридически. Если развод объявляет муж, то мужчине предъявляется ряд требований. Муж не должен забирать брачный дармахар.
Права женщин проявляются и в вопросе собственности. Ислам из всех религий в свое время сделал наибольшее для обеспечения экономической независимости женщины. Из истории известно, что в некоторых европейских странах замужняя женщина не имела прав обладания собственностью независимо от мужа. Собственность, которая принадлежала незамужней женщине, после замужества переходила в право собственности мужа. Ислам с самого начала своего возникновения узаконил экономические права женщин.
Коран узаконил право женщины на наследство. Женщина может получить наследство от мужа, отца, матери, брата, детей. Суры Корана гласят, что заповеди Аллаха по отношению к наследству, оставленному детям и родителям в случае смерти, преследуют цель соблюсти справедливость и улучшить положение наследников. Исламская система законов не оставляет места для несправедливостей в распределении наследства и исключения женщины из права наследования. Однако доля наследства женщины меньше доли наследства мужчины, но не намного. «Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну долю, подобную доле двух дочерей»1. Данное положение объясняется тем, что женщина всегда должна находиться под опекой мужчины (отца, брата, мужа), которые содержат ее и обеспечивают ее женские потребности. Кроме того, женщина получает махар от своего мужа. Очевидно, что женщине легче удовлетворить свои материальные потребности, чем обремененному обязанностями мужчине. В таком случае понятно, почему мужчина имеет право на большую часть наследства.
По шариату женщина имеет равные права с мужчиной в вопросе приобретения собственности и абсолютные права на свою собственность, которую она получила в наследство, в дар, как приданое или заработала собственным трудом. Также она свободна в распоряжении своей собственностью: может подарить или продать ее по своему усмотрению. Любая собственность, которую женщина приобретает самостоятельно, принадлежит ей независимо от мужа. Она может доверить мужу распоряжение ее собственностью, но, если она предпочитает распоряжаться или управлять своей собственностью самостоятельно, муж не имеет права вмешиваться в ее дела. Замужняя женщина может собственность вложить в общее хозяйство семьи, но она не обязана так поступать. Ведение общего хозяйства находится в полной ответственности мужа. Если жена поможет мужу в деле, потратив из собственных средств, это будет считаться благотворительностью.
1 Коран, сура 4:12(11).
Показателем того, что женщина может обладать независимым от мужчины имуществом, является призыв ислама ко всем (мужчинам и женщинам) выплачивать закят. Закят — особый налог в пользу нуждающихся мусульман, который должен выплачивать каждый взрослый и дееспособный мусульманин с посевов, скота, золота и серебра, а также предметов торговли. В уплате этого налога женщина приравнена к мужчине. Однако здесь есть послабления для женщин: налогообложению не подлежат личные украшения женщин.
Женщина по исламу имеет право и должна получать образование и профессию. Стремление к знаниям в самом широком смысле этого слова фактически является священным предписанием, возложенным на каждого мусульманина. В любой главе Корана можно найти наставления стремиться к знаниям. «Разве сравняются те, которые знают и которые не знают?»1. «Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени»2.
Когда в мусульманских обществах существует социальное разделение ролей между мужчинами и женщинами, доходящее до того, что женщина не имеет права работать, получать образование, вести общественную деятельность, тогда это на самом деле противоречит самим канонам ислама.
Несомненно, ислам оказывает значительное влияние на общественную и личную жизнь женщины, проявляясь в различных сферах человеческой жизни, определяя моральные и духовные ценности и устанавливая строгие нормы, но в правовом отношении интересы и особенности женщины учтены и защищены. Проблемой остается лишь реализация прав женщины, закрепленных в исламе.
Этот стих можно трактовать в исламе как указание на полное равноправие женщин. Это подтверждают и примеры из истории.
Например, для всех мусульманских стран, расположенных на территории трех континентов, от Испании до Индонезии, первой женщиной, владевшей престолом, была Султан Делийского тюркского мусульманского государства Разия-Хатун. Среди женщин-государынь, законных властительниц в средневековом мусульманском мире, второй по времени (после Вази-ти) была жена египетского султана Шаджара Малика Салиха Шаджар.
Перечисленные женщины были монархами в исламских государствах.
Женщины-мусульманки во многих исламских странах преуспевали на поприще науки, имели дипломы, преподавали в медресе фикх (права, составная часть шариата), хадисы (предания о жизни и деятельности Пророка).
Примером, свидетельствующим о том, что и в современной жизни исламская религия не ограничивает прав женщин, является тот факт, что на
1 Коран 39:12(9).
2 Коран 58:12(11).
Перспективы развития трудового договора
Шония Г.В.
выборах в 1964 г. в Пакистане, где большинство жителей — фанатичные мусульмане, сестра основателя государства Мухаммада Али Джинны — Фати-ма Джинны была избрана членом парламента. В Пакистане министром дважды была избрана мусульманка Беназир Бхутто.
Люди путают два совершенно разных понятия: равенство и сходство. Права женщины равны правам мужчины, но вовсе неодинаковы. Женщина в исламе — такая же независимая личность, как и мужчина, со всеми человеческими качествами и душевными стремлениями. Ее мнение всегда принимается во внимание и не игнорируется лишь потому, что она женского пола. Женщина может свободно заключать контракты, заниматься предпринимательством, самостоятельно принимать решения, владеть деньгами и т.д. Что касается права наследования, то и она его имеет. Однако доли, которые получают мужчина и женщина, различны. Доля наследования у мужчины чуть больше, но причина этого кроется не в превосходстве его над женщиной, а в обязанностях мужчины, возложенных на него Аллахом. Ислам защищает женщину как духовно, так и материально.
Теперь очевидно, что положение женщины в исламе высоко и реально подходит к ее женской природе. Я считаю, что в общественной жизни мусульманка играет не менее важную роль, чем мужчина, только принцип участия не всегда одинаковый. Ислам требует, чтобы женщина оставалась полноправным членом общества. Экономическая независимость женщин была с самого начала законодательно установлена исламом. И если в некоторых мусульманских странах достоинства и свобода женщины не всегда обеспечиваются, это не значит, что ислам является причиной неравенства между мужчиной и женщиной и главным препятствием на пути цивилизованного развития мусульманки.