Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В СТРАНАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА ПОСЛЕ "АРАБСКОЙ ВЕСНЫ"'

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В СТРАНАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА ПОСЛЕ "АРАБСКОЙ ВЕСНЫ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРАБСКАЯ ВЕСНА / МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВА ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА / ПРАВА ЖЕНЩИН / ГЕНДЕРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРАВА И СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заика А. М.

Женщины неизменно играют большую роль в движениях, призывающих к модернизации общества на Ближнем Востоке и в Северной Африке, они приняли широкое участие и в событиях так называемой «Арабской весны». При этом хотя цели, которые ставились протестующими, в большинстве своем не были достигнуты, данные события актуализировали полемику о положении женщин в арабском обществе. В контексте изучения данной проблематики особый интерес представляют государства Персидского залива, которые, декларируя общую нацеленность на модернизацию, сохраняют множество элементов традиционного общества. Несмотря на высокие темпы экономического роста, социальная сфера, одним из важнейших аспектов которой являются гендерные отношения, развивается значительно медленнее. В статье рассматривается, как различные группы жителей стран Персидского залива оценивают определенные аспекты правового статуса женщины спустя десять лет после событий «Арабской весны». В рамках данного исследования был проведен социологический опрос, в котором были рассмотрены три аспекта правового положения женщин в странах Персидского залива: согласование действий с родственниками-мужчинами, трудоустройство и процесс наследования движимого и недвижимого имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF WOMEN IN THE PERSIAN GULF COUNTRIES

Women have consistently played an important role in the movements leading to the modernization of society in the Middle East and North Africa, they took a major part in the events of the so-called “Arab Spring”. At the same time, although the goals set by the protestors were mostly not achieved, these events actualized the controversy about the status of women. In the context of studying this issue, the States of the Persian Gulf are of particular interest, which, declaring a common focus on modernization, preserve many elements of traditional society. Despite the high rates of economic growth, the social sphere, one of the most important aspects of which is gender relations, is developing much slower. The article examines how different groups of residents of the Persian Gulf countries assess certain aspects of a woman’s legal status ten years after the events of the “Arab Spring”. In terms of the research, the survey on three aspects (the coordination of actions with male relatives, employment and the process of inheritance of movable and immovable property) of the legal status of women was held.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В СТРАНАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА ПОСЛЕ "АРАБСКОЙ ВЕСНЫ"»

Арабистика Евразии, т. 6 № 2, Июнь 2023

Y *YV jjjjj 'Y.j tA^ljjVl Cil^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, v. 6 No. 2, June 2023

АРАБИСТИКА ЕВРАЗИИ EURASIAN ARABIC STUDIES

ЕВРАЗИЯ АРАБ ИСТИНАСЫ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

A^jUll fjkJI

HISTORICAL SCIENCES

Исторические науки

Научная статья УДК 930.85

10.26907/2619-1261.2023.6.2.80-97.

Правовое положение женщин в странах Персидского залива после

«Арабской весны»

Александр Михайлович Заика

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия sasha.yakushevich@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-6014-6760

Аннотация. Женщины неизменно играют большую роль в движениях, призывающих к модернизации общества на Ближнем Востоке и в Северной Африке, они приняли широкое участие и в событиях так называемой «Арабской весны». При этом хотя цели, которые ставились протестующими, в большинстве своем не были достигнуты, данные события актуализировали полемику о положении женщин в арабском обществе. В контексте изучения данной проблематики особый интерес представляют государства Персидского залива, которые, декларируя общую нацеленность на модернизацию, сохраняют множество элементов традиционного общества. Несмотря на высокие темпы экономического роста, социальная сфера, одним из важнейших аспектов которой являются гендерные отношения, развивается значительно медленнее.

В статье рассматривается, как различные группы жителей стран Персидского залива оценивают определенные аспекты правового статуса женщины спустя десять лет после событий «Арабской весны». В рамках данного исследования был проведен социологический опрос, в котором были рассмотрены три аспекта правового положения женщин в странах Персидского

Заика А. М. Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии.

2023. т. 6. № 2. С. 80-97.

залива: согласование действий с родственниками-мужчинами, трудоустройство и процесс наследования движимого и недвижимого имущества.

Ключевые слова: Арабская весна, мусульманское право, государства Персидского залива, права женщин, гендерное исследование, права и свободы

Для цитирования: Заика А. М., Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии. 2023. т. 6. № 2. С. 80-97. 10.26907/2619-1261.2023.6.2.80-97.

History

Original article

The legal status of women in the Persian Gulf countries

Alexander M. Zaika

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia sasha.yakushevich@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-6014-6760

Abstract. Women have consistently played an important role in the movements leading to the modernization of society in the Middle East and North Africa, they took a major part in the events of the so-called "Arab Spring". At the same time, although the goals set by the protestors were mostly not achieved, these events actualized the controversy about the status of women. In the context of studying this issue, the States of the Persian Gulf are of particular interest, which, declaring a common focus on modernization, preserve many elements of traditional society. Despite the high rates of economic growth, the social sphere, one of the most important aspects of which is gender relations, is developing much slower.

The article examines how different groups of residents of the Persian Gulf countries assess certain aspects of a woman's legal status ten years after the events of the "Arab Spring". In terms of the research, the survey on three aspects (the coordination of actions with male relatives, employment and the process of inheritance of movable and immovable property) of the legal status of women was held.

Keywords: Arab Spring, Muslim law, Gulf States, women's rights, gender research, rights and freedoms

For citation: Zaika A. M. The legal status of women in the Persian Gulf countries. Eurasian Arabic Studies. 2023;6(2):80-97. (In Russ.). 10.26907/26191261.2023.6.2.80-97.

Заика А. М. Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии.

2023. т. 6. № 2. С. 80-97.

Введение

Борьба за права женщин, активизировавшаяся в XIX в. по всему миру, привела к формированию многочисленных идейных течений, целью которых является обеспечения равноправия вне зависимости от половой принадлежности. Данный процесс не обошел стороной и арабский мир.

Несмотря на то, что большинство стран добились значительного прогресса в обеспечении и улучшении правового статуса женщин посредством законодательной реформы и разработки политики, по-прежнему существует большой разрыв между тем, что содержится в законе, его применением и тем, что происходит на практике, в дополнение к существующему противоречию между Конституцией и законами, касающимися общественной жизни, с одной стороны, и семейными и другими законами (например, уголовными) - с другой.

В этом исследовании, посвященном правам женщин и гендерному равенству в Бахрейне, Кувейте, Омане, Катаре, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах, представлен социально-культурный, политический и экономический анализ положения женщин в регионе Персидского залива.

Исходя из этого, представляется важным рассмотреть правовое положение женщин в странах Персидского залива. Для этого предполагается изучить, как различные группы жителей стран Персидского залива оценивают определенные аспекты правового статуса женщины спустя 10 лет после событий «Арабской весны», проанализировав мнения о наличии дискриминации по отношению к женщинам и ситуации в регионе на основе мнений респондентов.

Для этого в статье будут рассмотрены три аспекта правового положения женщин: необходимость согласования действий с родственниками-мужчинами, трудоустройство, а также наследование и операции с движимым и недвижимым имуществом.

Чтобы получить ответы на вопросы, в каждом разделе при анализе мнений опрошенные были разделены на группы: местные жители, выходцы из арабских стран и экспаты из Европы и Америки.

Материалы и методы исследования

В статье осуществляется системный анализ наличия отличий между законодательными нормами и их правоприменением на основе изучения мнений жителей рассматриваемого региона.

Заика А. М. Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии.

2023. т. 6. № 2. С. 80-97.

Арабистика Евразии, т. 6 № 2, Июнь 2023 Y *YV jJJjJ 'Y.j tl tA^ljjVl Cil^lj^ll Eurasian Arabic Studies, v. 6 No. 2, June 2023

АРАБИСТИКА ЕВРАЗИИ EURASIAN ARABIC STUDIES

ЕВРАЗИЯ АРАБ ИСТИНАСЫ

В работе применен метод системного анализа и сравнительно-сопоставительного анализа. Системный анализ законодательств позволил выявить уже произошедшие изменения в нормативно-правовых актах и определить имеющиеся тенденции к изменениям на предоставление женщинам большей свободы.

Сравнительно-сопоставительный анализ был применен при сравнении мнений жителей рассматриваемого региона в рамках изучения конкретных проблематик.

Посредством метода сплошной выборки были выделены основные источники для исследования: нормативные акты, регламентирующее правовое положение женщин в странах в Персидском заливе, и проведенное автором интервью.

С помощью системного подхода удалось рассмотреть указанные ранее источники в качестве структур, устанавливающих определенные рамки поведения для женщин.

Интервью проводилось на различных площадках, таких как онлайн-форумы, соцсети, сайты для языковой практики. На основании опроса респондентов были рассмотрены три аспекта правового положения женщин: согласование действий с родственниками-мужчинами, трудоустройство, наследование операции с движимым и недвижимым имуществом.

Предполагаемые практические результаты данного исследования состоят в том, что они могут быть в дальнейшем использованы в качестве базы для исследовательской, аналитической, курсовой и проектной деятельности авторами, рассматривающими тему правового положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны».

Множество ученых со всего мира занимались и продолжают заниматься проблемой правового положения женщин в арабских странах. Л. Р. Сюкияйнен, крупнейший российский исследователь мусульманского права, написавший ряд работ по разным его аспектам, не посвятил отдельного исследования этой проблематике. В учебном пособии «Ислам и права человека в диалоге культур и религий» Леонид Рудольфович анализирует разный статус мужчин и женщин, гендерное равенство и рассматривает необходимость для мужа нести расходы жены в странах ислама, подробно не анализируя ситуацию в странах Персидского залива [1].

Работа "Improving Educational Gender Equality in Religious Societies" отдельно посвящена проблематике гендерного равенства в некоторых странах до и после «Арабской весны» и возможности женского трудоустройства, однако данное исследование подробно не рассматривает наследование

Заика А. М. Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии.

2023. т. 6. № 2. С. 80-97.

Арабистика Евразии, т. 6 № 2, Июнь 2023 Y *YV jJJjJ 'Y.j tl tA^ljjVl Cil^lj^ll Eurasian Arabic Studies, v. 6 No. 2, June 2023

АРАБИСТИКА ЕВРАЗИИ EURASIAN ARABIC STUDIES

ЕСРАЗИЯАРАБИСТИКАСЫ

движимого и недвижимого имущества, фокусируясь на том, как религия повлияла на правовой статус женщин в Турции и Иране [2].

К. Голковская в статье "Arab women in the Gulf and the narrative of change: the case of Qatar" уделяет особое внимание женскому образованию и трудоустройству, а также повышению социальной роли женщин, не упоминая вопрос согласования действий с родственником-мужчиной и отличия в наследовании для разных полов [3].

Монография "Empowering Women after the Arab Spring", выпущенная М. Шалаби, рассматривает концепции брачного соглашения и, в частности, право женщин вступать в брак без разрешения родственников, необходимость получения разрешений от мужчин для принятия каких-либо решений и преимущественность права опеки в ОАЭ, но остальные страны Персидского залива в рамках исследования почти не рассматриваются [4].

В первом томе сборника статей "Arabia, the Gulf, and the Red Sea" издательства Journal of Arabian studies в выпуске за 2011 г. внимание уделяется миграции в странах Аравийского полуострова, западным университетам, открытым в Кувейте и нефтехимической промышленности в Саудовской Аравии [5].

Несмотря на то, что существуют отдельные исследования положения женщин в странах Персидского залива, ранее не проводилось соотнесение законодательных норм с результатами опроса жителей этих стран о реальном правоприменении данных актов. Работы, написанные до или сразу после «Арабской весны», запечатлели ситуацию на определенной исторической стадии, данное же исследование является своего рода продолжением изучения проблемы на современном этапе. Научная новизна исследования обусловлена в первую очередь тем, что в рамках работы было опрошено более 150 респондентов, столкнувшихся с применением этих законов в странах Персидского залива. Автор начал проводить опрос 6 июня 2022 г., последний ответ был получен 30 декабря 2022 г. Опрошенным были заданы следующие вопросы:

1) Должна ли женщина в Вашей стране получать разрешение от опекуна, чтобы работать, путешествовать и управлять имуществом?

2) Считаете ли Вы, что женщины в Вашей стране подвергаются дискриминации?

В случае неполного ответа в конкретных случаях задавались уточняющие вопросы. Автор руководствовался следующим принципом при классификации опрошенных: «местные» - это респонденты, который родился и вырос в одной из стран Персидского залива; «приезжие арабы» - это люди, родившиеся в

Заика А. М. Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии.

2023. т. 6. № 2. С. 80-97.

арабских странах, не относящихся к рассматриваемому региону; «экспаты» это граждане, иммигрировавший из неарабской страны.

Диаграмма 1. Процентное соотношение опрошенных

Под правами женщин в статье понимается система неотъемлемых и неотчуждаемых прав, свобод и обязанностей для каждой женщины, девочки, девушки независимо от ее возраста, гражданства, расы, этнической или религиозной принадлежности.

Результаты

Необходимость получения согласия от родственника-мужчины

Согласно законодательству стран Персидского залива, для осуществления ряда действий женщины должны получать согласие от родственников-мужчин, опекунов, как правило именуемых walT (мн. ч.: awHya) или же wasT (мн. ч.: а^^уа). Так, женщина может вступить в брак только с согласия опекуна [Семейный кодекс Катара, статья 28; Семейный кодекс КСА, статья 13; Семейный кодекс Бахрейна, статья 28; Семейный кодекс ОАЭ, статья 28; Семейный кодекс Омана, статья 19; Семейный кодекс Кувейта, статья 8]. Подписанный без опекуна брачный контракт считается недействительным.

Так, отец девушки-шиитки подал иск в 2009 г. с просьбой развести его дочь с суннитом, поскольку она вышла замуж в 2008 г. без отцовского

Заика А. М. Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии.

2023. т. 6. № 2. С. 80-97.

Арабистика Евразии, т. 6 № 2, Июнь 2023 Y >YV jJJjJ iY.j tl tA^ljjVl Cil^lj^ll Eurasian Arabic Studies, v. 6 No. 2, June 2023

АРАБИСТИКА ЕВРАЗИИ EURASIAN ARABIC STUDIES

ЕСРАЗИЯАРАБИСТИКАСЫ

согласия. Вердикт, вынесенный в январе 2010 г., состоял в расторжении брачного контракта и разводе пары [6].

В научной литературе положение дел рассматривается по-разному. Так, Сумайя аль-Кохлани, доцент кафедры политологии университета ОАЭ, в своей работе "Improving Educational Gender Equality in Religious Societies. Human Rights and Modernization Pre-Arab Spring" утверждает: «Родственник мужского пола является важным компаньоном для женщин из-за предполагаемой потребности в защите от иностранных мужчин, с которыми женщина, согласно ее религии, не должна иметь никакого общения. Женщине может быть отказано в праве ходить в школу, если школа находится далеко от дома и нет родственника мужского пола, который мог бы сопровождать ее. Ей также может быть отказано в праве посещать школу, если единственная местная школа является школой совместного обучения или если в ней нет женщин-учителей. Порядок разделения был выведен из коранического аята [24: 31]. Это условие мужского сопровождения ограничивает способность женщин свободно передвигаться, что необходимо для получения образования и, в свою очередь, успешной карьеры» [2].

Доктор Насер Ясин, ведущий исследователь института Бейрута и Роберт Хоппе, преподаватель международных отношений в американском университете Бейрута, отмечают в своей книге "Women, Civil Society and Policy Change in the Arab World" без ссылок на законодательные акты: «Саудовская Аравия, например, является одной из стран, которая полностью придерживается суннитской интерпретации шариата со многими заимствованиями ваххабитского подхода, что приводит к строгим вариантам законов о личном статусе: многоженство, «вилайя» или юридическая опека мужчины над его родственницей-женщиной в браке, образовании и работе, 'махрам' или неспособность женщин путешествовать без мужчины, неравенство в наследовании и многие другие» [7].

Говоря о Саудовской Аравии, стоит упомянуть важное изменение, произошедшее в 2019 г.: была отменена законодательная норма, в результате чего женщинам было предоставлено больше прав и возможностей в различных семейных делах, в том числе путешествиях, что ограничило полномочия мужчин по опеке. Согласно решениям, изданным в нескольких королевских указах и опубликованным в официальной газете, паспорт выдается всем гражданам страны старше 21 года, не нуждающихся в разрешении на поездку. Поправки также впервые предоставляют женщинам право регистрировать рождение ребенка, получать официальные семейные документы в дополнение к

Заика А. М. Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии.

2023. т. 6. № 2. С. 80-97.

праву опеки над несовершеннолетними детьми без нотариального разрешения или личного присутствия супруга1.

Научный исследователь М. Дейхим из Майсурского университета отмечает: «Бахрейнские женщины обладают большей автономией, свободой и безопасностью по сравнению с женщинами других стран региона, поскольку у них есть Национальная хартия действий, которая в некоторой степени «раскрепостила» женщин. В 2006 году в Бахрейне была женщина-судья, и отмена разрешения мужчин на получение паспорта женщиной стала серьезным изменением в этом консервативном обществе» [8].

Женщинам предоставлена свобода быть экономически независимыми.

Результаты опроса показывают, что большая часть коренных жителей стран Персидского залива считает, что законодательно женщины не обязаны получать разрешения от отца для заключения брака или управления имуществом, при этом уточняя, что устное «благословение» от отца девушки все же получают, так как «...это исходит из религии». Сальма, одна из опрошенных, бахрейнка, считает важной проблему женской безработицы: «Несмотря на имеющиеся достижения, все еще остается множество проблем, требующих решений, для способствования большему балансу между полами инклюзивной среды. Если бы у меня была возможность, то для этого я бы обеспечила больше возможностей для женского трудоустройства, обязав все компании нанимать не менее 30% сотрудниц».

Другие опрошенные отметили законодательную необходимость в получении разрешений. Мнение опрошенных девушек выражает фраза 18-летней кувейтки Су'ад: «Для нашего собственного блага необходимо получать разрешение от опекуна делать то, что хотим, чтобы мы не попали в беду».

Ответы экспатов разделились: переехавшие из стран Запада отмечают, что ситуация с согласованием действий с мужчиной в семье сложная, зависит от этических норм: если девушка хочет, она будет работать, учиться и путешествовать без разрешений после совершеннолетия, в то время как проживающие в Персидском заливе выходцы из других арабских стран считают, что если дело доходит до брака, то женщине нужно разрешение.

Большинство опрошенных положительно относятся к происходящим изменениям. Некоторые экспаты считают необходимым предоставить женщинам больше прав.

1 https://arabic.euronews.com/2019/08/02/world-saudi-arabia-lifts-travel-restrictions-on-women-grants-them-greater-control1 (дата обращения: 13.07.2022)

■ Отмечают, что женщины должны получать разрешение от родственников-мужчин

■ Не считают, что женщины должны получать разрешение от родственников-мужчин

Саудовская Аравия ОАЭ Катар Оман Бахрейн Кувейт

Диаграмма 2. Опрос коренных жителей

■ Отмечают, что женщины должны получать разрешение от родственников-мужчин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Не считают, что женщины должны получать разрешение от родственников-мужчин

80

Саудовская Аравия ОАЭ Катар Оман Бахрейн Кувейт

Диаграмма 3. Опрос экспатов

Трудоустройство

Семейные законодательства некоторых стран [Семейный кодекс Кувейта, статья 69, пункт 5; Семейный кодекс КСА, статья 42; Семейный кодекс Бахрейна, статья 56, пункт Б] прямо не говорят о необходимости получения разрешения от мужа для трудоустройства, однако подчеркивают, что, если супруг посчитает, что

это вредит интересам семьи, он может перестать выплачивать жене nafaqa (денежное содержание) или потребовать, чтобы она уволилась. Однако мужчины не могут заставить своих жен работать [Семейный кодекс Бахрейна, статья 56, пункт «В»].

Рассматривая проблематику трудоустройства, нельзя не отметить принятые в 2019 г. в Саудовской Аравии нововведения, связанные с работой, которые увеличат возможности трудоустройства для женщин, которые составляют значительную часть безработных среди саудовцев. Правила гласят, что все граждане имеют право на труд «без какой-либо дискриминации по признаку пола, инвалидности или возраста» . Ранее, в 1985 г., в Саудовской Аравии был подписан королевский указ, запрещавший женщинам работать во всех сферах деятельности, кроме женского образования и ухода за больными. Он также запрещал женщинам общаться с мужчинами на рабочем месте .

Женщин также привлекает предпринимательство, и создание в 2000 г. Ассоциации деловых женщин Катара отразило и поддержало это развитие. Данные показывают, что с 2003 по 2005 гг. женщинам было выдано 1360 лицензий на ведение бизнеса, и что в 2005 г. женщины составляли почти 17% активных предпринимателей. Поскольку многие арабские предприятия являются семейными, что помогает женщинам сочетать личное с профессиональным, ожидается, что это число будет неуклонно растет [3].

Самым известным оманским законом, защищающим права женщин, является закон, закрепленный в Королевском указе № 35/2003 оманского законодательства о труде, который предоставляет женщинам право на равенство на рабочем месте. В указе также учитываются обстоятельства, характерные для женщин. Таким образом, запрещается принуждать женщин к работе с 18:00 до 6:00, за исключением особых обстоятельств, определенных министерством труда. Кроме того, женщин нельзя принуждать к работе, которая может отрицательно сказаться на их здоровье, или привлекать к тяжелому физическому труду.4 Можно увидеть, как закон защищает местных девушек и уравнивает их с мужчинами на рабочем месте. Статья 11 оманского законодательства о труде требует от работодателей обеспечивать равенство всех работников, когда характер и условия их труда схожи. Статья 80 требует,

2 https://arabic.euronews.com/2019/08/02/world-saudi-arabia-lifts-travel-restrictions-on-women-grants-them-greater-control1 (дата обращения: 13.07.2022)

3 The Arab Human Development Report 2005 Towards the Rise of Women in the Arab World. P. 185. https://www.undp.org/arab-states/publications/year%E2%80%99s-arab-human-development-report-marks-fourth-four-part-series-has-made-significant-contribution-debate-development (дата обращения: 12.06.2022).

4 https://arabic.euronews.com/2019/08/02/world-saudi-arabia-lifts-travel-restrictions-on-women-grants-them-greater-control (дата обращения: 13.07.2022).

Заика А. М. Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии.

2023. т. 6. № 2. С. 80-97.

чтобы женщинам и мужчинам выплачивалась равная заработная плата за одну и ту же работу5.

Интересное явление выделяет М. Дейхим: «Король Саудовской Аравии, похоже, поддерживает либеральные движения феминисток, и за последние несколько лет произошли некоторые изменения. Он помогал в трудоустройстве только женщинам на производственных предприятиях и в торговые центры. Индустрия гостеприимства и некоторые правительственные ведомства, которые занимаются удовлетворением потребностей женщин, теперь доступны для женщин, поскольку они полностью контролируются женщинами. Женщин также приглашают на различные образовательные курсы, которые были им недоступны» [8].

Важно отметить в рассмотрении проблематики как явное доказательство произошедших изменений факт того, что в период с 1960-2000 гг. занятость женщин на Ближнем востоке и в Северной Африке выросла на 47%. Бахрейн стал лидером роста, там скачок составил 668%, в ОАЭ - 548%, в Кувейте - 486%6.

Коренные жители ОАЭ обращают внимание на то, что во многих странах женщины не могут работать в некоторых сферах, однако Ее Высочество Шейха Фатима бинт Мубарак назначила в каждом учреждении должность, на которой должна быть женщина. Кроме того, в правительстве важные посты занимает много представительниц «прекрасного» пола, где они играют важную роль.

Общее отношение местных и приезжих арабов к проблематике получения разрешений для трудоустройства выражает мнение 38-летнего Ахмада, маркетолога из Бахрейна: «Юридически женщины обязаны получать разрешение от опекуна на ряд действий, но это не считается проблемой, потому что почти все хотят, чтобы женщины работали, путешествовали, управляли имуществом за исключением случаев, когда опекун-фанатик. Часто женщины получают должности лучше, чем мужчины». Респонденты также отмечают, что необходимость получения разрешений связана с религией: жена должна «слушаться» мужа, так как «. в исламе женщина -ядро здорового общества, сердце семьи».

На фоне вышесказанного выделяется позиция 43-летнего оманца Маджида, указывающего на то, что оманские женщины по-прежнему сталкиваются с угрозой безработицы и даже составляют самый большой процент лиц, ищущих работу. Чем выше образовательный уровень женщин, тем выше уровень безработицы.

5 https://hdr.undp.org/content/arab-human-development-report-2005 (дата обращения: 12.07.2022)

6 https://www.atheer.om/en/2709/how-omani-law-safeguards-the-status-of-women/ (дата обращения: 17.06.2022).

Заика А. М. Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии.

2023. т. 6. № 2. С. 80-97.

Экспаты, однако, смотрят на рассматриваемую проблему более оптимистично. Переехавшие из светских стран отмечают, что, например, в Омане женщины работают и в розничной торговле, и в государственном секторе, и в королевской полиции, не получая одобрения от родственника-мужчины. Они считают важным указать, что у женщин нет обязанности работать, потому что мужчина несет финансовую ответственность, даже если его жена работает. Одна из опрошенных отметила: «Женщины в Саудовской Аравии не подвергаются дискриминации. Раньше правила относились к ним, как к последовательницам отца или мужа, но сейчас они свободнее мужчин».

В Бахрейне по закону женщины наравне с мужчинами могут владеть землей и бизнесом, инвестировать в рынки и быть владелицами коммерческих и торговых лицензий. Группа аль-Рашеда и Торговые корпорации al-'izz (аль-Изз) принадлежат и управляются бахрейнскими женщинами [9]. Примечательно, что из рассматриваемых стран только Бахрейн входит в число 100 лучших стран, демонстрирующих самое высокое соотношение работающих женщин и мужчин [10].

Опрошенные всех типов одобряют изменения, произошедшие в сфере трудоустройства по отношению к женщинам, однако считают, что все еще есть, над чем работать, в том числе заинтересовывать предпринимателей в предоставлении рабочих мест женщинам.

■ Отмечают законодательную необходимость получения женщиной разрешения для трудоустройства

■ Отмечают отсутствие законодательной необходимости получения женщиной разрешения для трудоустройства

80

Саудовская Аравия ОАЭ Катар Оман Бахрейн Кувейт

Диаграмма 4. Опрос коренных жителей

Заика А. М. Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии.

2023. т. 6. № 2. С. 80-97.

Отмечают законодательную необходимость получения женщиной разрешения для трудоустройства | Отмечают отсутствие законодательной необходимости получения женщиной разрешения для трудоустройства

О

Саудовская Аравия ОАЭ

Катар

Оман

Бахрейн

Кувейт

Диаграмма 5. Опрос экспатов

Наследование и операции с движимым и недвижимым имуществом

В соответствии с законодательствами рассматриваемых стран муж, если у его жены нет наследующего потомка, наследует половину ее имущества, а при его наличии - одну четверть. В случае смерти мужа его жена наследует в два раза меньше, чем наследники мужского пола: если после последнего нет наследников, то она получит четверть имущества покойного, а при наличии наследников лишь одну восьмую [Семейный кодекс КСА, статьи 209, 210; Семейный кодекс Катара, статьи 253, 254; Семейный кодекс ОАЭ, статьи 322, 323, 324; Семейный кодекс Омана, статьи 243, 244, 245]. Стоит отметить, что если жен несколько, то суммарно они вместе получают, как одна жена.

Законодательство Катара подчеркивает, что при разделе наследства мужчине должна принадлежать доля двух женщин вне зависимости от того, идет речь о первой, второй или третей очереди наследников [Семейный кодекс Катара, статьи 283, 284, 286].

В выпуске «ЮНИСЕФ» за 2011 г. делается важное уточнение: «Шиитские женщины имеют право наследовать все имущество своего отца только в случаях отсутствия прямого наследника мужского пола, в случае смерти мужа женщины не наследуют его имущество. Законы шариата предписывают, что законная доля женщины составляет половину доли ее братьев мужского пола» [11].

Местные жители, как и выходцы из других арабских стран, считают, что указанные законы на деле исполняются в полной мере и действительно защищают права женщин. Они считают правильным, что муж наследует в два раза больше

Заика А. М. Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии.

2023. т. 6. № 2. С. 80-97.

жены, которая в арабском мире находится под защитой окружающих ее мужчин: отца, братьев, мужа, сына. Кроме того, Захид, 28-летний выходец из Саудовской Аравии, последние 3 года проживающий в Великобритании, уверен, что в Саудовской Аравии женщины законодательно защищены лучше, чем на Западе, и саудовские принципы наследования это хорошо отражают.

Мухаммад, 43-летний юрист из Омана, считает дискриминационным по отношению к женщинам закон, запрещающий им передавать свое гражданство детям, рожденным от мужчины, не имеющего гражданства одной из стран совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.

Экспаты смотрят на рассматриваемую тему в другом ключе. Так, свое несогласие с тем, что процесс раздела наследства основан на законах, выражает 38-летняя Дороти, педагог для детей с особыми потребностями, выходец из Зимбабве, живет в ОАЭ более трех лет: «Если муж умирает, то жена, по сути, лишается всего. Вдова сталкивается с такой ситуацией: семья мужа решает, что будет с имуществом, даже если она вложила часть собственных финансов». Однако Соня, 29-летняя британка, работающая в Катаре преподавателем, считает, что «...страны Залива очень безопасны для женщин, и это действительно чистое место для жизни. Как правило, ко всем относятся с уважением, даже когда женщина стоит в очереди, некоторые арабские мужчины позволяют идти первой из доброты и уважения. Я приехала из страны, где правительство и люди, как правило, не уважают друг друга, никто не заботится о женщинах и, несмотря на принятые законы, существует множество случаев нарушений прав женщин. Я предпочитаю жить в Персидском заливе, и я бы рекомендовала переехать сюда».

■ Считают, что законы о порядке наследования на деле исполняются в полной мере н действительно защищают права женщин

■ Не считают, что законы о порядке наследования на деле исполняются в полной мере и действительно защищают права женщин

ЛлАлМ

Диаграмма 6. Опрос коренных жителей

Заика А. М. Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии.

2023. т. 6. № 2. С. 80-97.

■ Считают, что законы о порядке наследования на деле исполняются в полной мере и действительно защищают права женщин

■ Не считают, что законы о порядке наследования на деле исполняются в полной мере и действительно защищают права женщин

Ii Ii М М

Диаграмма 7. Опрос экспатов

Выводы

В арабском мире существует множество инициатив, направленных на улучшение положения женщин, искоренение неравенства и создание условий, способствующих расширению их прав и возможностей участия в социальных институтах. Несмотря на активную борьбу за освобождение от половой дискриминации, усилия активистов сталкиваются со многими препятствиями. Не все проблемы, некоторые из которых были рассмотрены в данной работе, решаются так, как этого хотят правозащитники или соответствующие организации. Для отражения восприятия правовой ситуации и того, насколько законы соблюдаются в действительности, правовые акты были соотнесены с мнениями людей, проживающих в Персидском заливе.

Подводя итоги исследования, необходимо отметить не только общие тенденции, но и отдельные особенности по некоторым из рассматриваемых стран.

В соответствии с законодательствами стран Залива, женщины не должны получать согласие от родственников мужчин. Данная работа показывает, что выводы ученых Ясина Н. и Хоппе Р. о наличии такой необходимости, к которым они пришли в своей работе в 2019 г., уже не актуальны, так как за последние несколько лет было внесено много законодательных изменений. Данное исследование демонстрирует, что большинство (93%) жителей Залива считают, что эти разрешения не нужны. Мнения экспатов по рассматриваемой проблематике разделились: выходцы из других арабских стран говорят о необходимости разрешений при регистрации брака, а экспатрианты из светских государств указывают, что девушка получает полное право распоряжаться своей жизнью с совершеннолетия (47% от общего числа опрошенных данной категории отмечают «свободу» женщин в рассматриваемом аспекте).

Арабистика Евразии, т. 6 № 2, Июнь 2023 Y *YV jJJjJ tY.j tl tA^ljjVl Cil^lj^ll Eurasian Arabic Studies, v. 6 No. 2, June 2023

АРАБИСТИКА ЕВРАЗИИ EURASIAN ARABIC STUDIES

ЕСРАЗИЯАРАБИСТИКАСЫ

По проблематике женского трудоустройства также можно отметить несколько трендов. За последние годы, тем более за последние десятилетия, было принято много законодательных актов, дающих женщинам больше свободы в выборе своей деятельности. Кроме того, законодательства стран Персидского залива не содержат указаний о необходимости разрешений от мужа или отца для того, чтобы женщина могла подписать трудовой контракт. Результаты опроса показывают, что экспаты не видят ограничений для женщин, которые представлены во всех сферах, говоря об отсутствии необходимости нотариальных разрешений от родственников-мужчин, в то время как местные жители и выходцы из других арабских государств отмечают, что на деле ситуация отличается от того, что указано в нормативно-правовых актах.

Важно отметить, что все законодательства подчеркивают, что женщины получают определенную часть наследства в случае смерти отца или мужа. Коренные жители и выходцы из других арабских стран уверены, что эти законы и вправду «действуют в полной мере», поддерживая женщин и закрепляя их права. Среди мнений экспатов можно выделить два основных направления мысли: первое, которое указывает, что на деле законы не соблюдаются, и все решается мужчинами, и второе, абсолютно противоположное и очень схожее с позицией местных, сторонники которого говорят о том, что значимость женщин в таких важных решениях не преуменьшена, а их права официально защищены.

Данное исследование является одним из первых шагов изучения данной проблематики в глобальном контексте с использованием метода опроса для изучения правовой ситуации в арабском обществе на данном историческом этапе. Автор планирует продолжить исследование темы прав женщин, рассматривая наиболее актуальные проблемы.

Таким образом, работа показывает разницу между нормативными актами и их правоприменением. Это что дает пространство для дальнейшего исследования, а именно - для выявления причин данного расхождения.

1. Сюкияйнен Л. Р. Ислам и права человека. М.: Садра, 2014. С. 48-58.

2. Al-Kohlani A. S. Improving Educational Gender Equality in Religious Societies. Human Rights and Modernization Pre-Arab Spring. Al Ain: Palgrave Macmillan, 2018. P. 47.

Список источников

Заика А. М. Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии.

2023. т. 6. № 2. С. 80-97.

3. K. Golkowska. Arab women in the Gulf and the narrative of change: the case of Qatar // Lodz: International Studies. Interdisciplinary Political and Cultural Journal, vol. 16, № 1, 2014. P. 51-64.

4. Marwa S. Introduction: Deconstructing Women's Empowerment in the Middle East and North Africa // Empowering Women after the Arab Spring. New York: Springer, 2016. P. 1-18.

5. Onley J. Journal of Arabian studies. Arabia, the Gulf, and the Red Sea, vol. 1. New York: Routledge, 2011. P.127.

6. Al-Khawaja M. Family Law in Bahrain. Copenhagen: Bahrain Center for Human Rights, 2014. P. 12.

7. Yassin N., Hoppe R. Women, Civil Society and Policy Change in the Arab World. Beirut: Palgrave Macmillan, 2019. P. 37.

8. Deihim M., Homball K. Women's right in the Persian Gulf: some relations // London: GreenField Advanced Research Publishing House. International Journal of Advanced Research in Management and Social Sciences, vol. 4, №2 2, 2015. P. 119-130.

9. Seikaly M., Roodsaz R., Corine van Egten C. The Situation of Women in the Gulf States. European Union: Brussels, 2014. 218 p.

10. Sidani Y. U. Muslim women at work. Beirut: Palgrave Macmillan, 2018. 94 p.

11. Jalal S. Situational analysis of women and girls in the MENA and Arab states region New York: UNICEF, 2011. P. 189.

Bibliographic References

1. Sukiyainen L. R. Islam i prava cheloveka [Islam and human rights], M. Sadra, 2014. P. 48-58. (In Russ.).

2. Al-Kohlani A. S. Improving Educational Gender Equality in Religious Societies. Human Rights and Modernization Pre-Arab Spring. Al Ain: Palgrave Macmillan, 2018. P. 47.

3. K. Golkowska. Arab women in the Gulf and the narrative of change: the case of Qatar. Lodz: International Studies. Interdisciplinary Political and Cultural Journal. 2014;16(1):51 -64.

4. Marwa S. Introduction: Deconstructing Women's Empowerment in the Middle East and North Africa. Empowering Women after the Arab Spring. New York: Springer, 2016:1-18.

5. Onley J. Journal of Arabian studies. Arabia, the Gulf, and the Red Sea, vol. I. New York: Routledge, 2011. P.127.

Заика А. М. Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии.

2023. т. 6. № 2. С. 80-97.

6. Al-Khawaja M. Family Law in Bahrain. Copenhagen: Bahrain Center for Human Rights, 2014. P. 12.

7. Yassin N., Hoppe R. Women, Civil Society and Policy Change in the Arab World. Beirut: Palgrave Macmillan, 2019. P. 37.

8. Deihim M., Homball K. Women's right in the Persian Gulf: some relations. London: GreenField Advanced Research Publishing House. International Journal of Advanced Research in Management and Social Sciences. 2015;4(2): 119-130.

9. Seikaly M., Roodsaz R., Corine van Egten C. The Situation of Women in the Gulf States. European Union: Brussels, 2014. 218 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Sidani Y. U. Muslim women at work. Beirut: Palgrave Macmillan, 2018. 94 p.

11. Jalal S. Situational analysis of women and girls in the MENA and Arab states region New York: UNICEF, 2011. P. 189.

Информация об авторе

Александр Михайлович Заика -студент Санкт-Петербургского

государственного университета, Санкт-Петербург; Россия; https://orcid.org/0000-0002-6014-6760, e-mail: sasha.yakushevich@bk.ru

Information about the author

Alexander M. Zaika - the student of Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia;

https://orcid.org/0000-0002-3695-483X, e-mail: ibragimova_guzelya@bk.ru

Статья поступила в редакцию 05.04.2023; одобрена после рецензирования 02.05.2023; принята к публикации 22.05.2023.

The article was submitted 05.04.2023; approved after reviewing 02.05.2023; accepted for publication 22.05.2023.

Раскрытие информации о конфликте интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflicts of Interest Disclosure: The author declares Conflicts of Interest Disclosure.

Заика А. М. Правовое положение женщин в странах Персидского залива после «Арабской весны» // Арабистика Евразии.

2023. т. 6. № 2. С. 80-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.