Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ПРОЧНОГО МИРА В ЙЕМЕНЕ'

УСЛОВИЯ ПРОЧНОГО МИРА В ЙЕМЕНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
317
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Йемен / «Арабская весна» / кризис / Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива / южный вопрос / хуситы / Yemen / the Arab spring revolution / the Cooperation Council of the Arabic States of the Persian Gulf / the Southern issue / the Houthis

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А С. Эль-джабери

Йеменский политический кризис, начавшийся после президентских выборов 2006 года, отразился на всех сферах жизни. Такое положение дел угрожает не только стабильности Йеменского государства и его существованию, но и региональной безопасности. Глубокий политический и экономический кризис привел к февральской революции 2011 года, одной из революций так называемой арабской весны. Но революция не привела к положительным изменениям, и ситуация стала еще более сложной, несмотря на инициативу, представленную Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Начало войны в марте 2015 года стало логическим завершением многих серьезных ошибок, допущенных йеменскими политическими силами и международным сообществом в управлении кризисом. В исследовании анализируются исторические причины неудачи февральской революции, полученные результаты и мотивы Совета сотрудничества стран Персидского залива для запуска данной инициативы. Кроме того, в исследовании определяются необходимые условия достижения и обеспечения прочного мира в стране, начиная с улучшения ухудшающейся экономической ситуации, усугубляемой войной, и необходимости ряда политических мер, таких как перестройка основных политических партий и организаций в Йемене и поиск решения южного вопроса и проблемы хуситов. Исследование также фокусируется на борьбе с терроризмом как глобальной проблемой, требующей регионального и международного консенсуса в отношении единого глобального толкования терроризма и установления конкретных глобальных стандартов для борьбы с данным явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR LASTING PEACE IN YEMEN

The Yemeni political crisis, which began after the 2006 presidential election, affected all sides of life, with the situation threatening not only the stability of the Yemeni state and its existence, but also regional security. The deep political and economic crisis led to the February 2011 revolution, one of the so-called Arab spring revolutions. But the revolution failed and the situation became even more complex, despite the initiative presented by the Cooperation Council of the Arabic States of the Persian Gulf (CCASPG). The study analyzes the historical reasons for the failure of the February Revolution and the results obtained. It also discusses the motives of the CCASPG to launch this initiative. The researcher explains that the CCASPG countries have not been able to achieve a sustainable political settlement because of the political objectives on which the initiative was based. In addition, the study identifies the necessary conditions that must be achieved to ensure lasting peace in the country, starting with the improvement of the deteriorating economic situation exacerbated by the war and the need for some supportive policy measures, such as the restructuring of the main political parties and organizations in Yemen, the Southern issue and the Houthis issue. The study also focuses on countering terrorism as a global issue, requiring a regional and international consensus on a single global interpretation of terrorism and setting specific global standards to combat this phenomenon.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ПРОЧНОГО МИРА В ЙЕМЕНЕ»

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla i t^J^ljjVl ^l^ljjll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ HISTORY AND ARCHEOLOGY

УДК 94

Оригинальная Статья Original Paper

УСЛОВИЯ ПРОЧНОГО МИРА В ЙЕМЕНЕ

А.С. Эль-Джабери Йеменский телеканал [email protected]

Поступила в редакцию: 26 декабря 2020 г. Submitted: December 26, 2020 Одобрена рецензентами: 21 февраля 2021 г. Reviewed: February 21, 2021 Принята к публикации:25 февраля 2021 г. Accepted: February 25, 2021

Аннотация

Йеменский политический кризис, начавшийся после президентских выборов 2006 года, отразился на всех сферах жизни. Такое положение дел угрожает не только стабильности Йеменского государства и его существованию, но и региональной безопасности.

Глубокий политический и экономический кризис привел к февральской революции 2011 года, одной из революций так называемой арабской весны. Но революция не привела к положительным изменениям, и ситуация стала еще более сложной, несмотря на инициативу, представленную Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Начало войны в марте 2015 года стало логическим завершением многих серьезных ошибок, допущенных йеменскими политическими силами и международным сообществом в управлении кризисом.

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla i t^J^ljjVl ^l^ljjll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

В исследовании анализируются исторические причины неудачи февральской революции, полученные результаты и мотивы Совета сотрудничества стран Персидского залива для запуска данной инициативы.

Кроме того, в исследовании определяются необходимые условия достижения и обеспечения прочного мира в стране, начиная с улучшения ухудшающейся экономической ситуации, усугубляемой войной, и необходимости ряда политических мер, таких как перестройка основных политических партий и организаций в Йемене и поиск решения южного вопроса и проблемы хуситов. Исследование также фокусируется на борьбе с терроризмом как глобальной проблемой, требующей регионального и международного консенсуса в отношении единого глобального толкования терроризма и установления конкретных глобальных стандартов для борьбы с данным явлением. Ключевые слова: Йемен, «Арабская весна», кризис, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, южный вопрос, хуситы

Для цитирования: Эль-Джабери А.С. Условия прочного мира в Йемене // Арабистика Евразии. 2021. № 13. С. 60-82.

CONDITIONS FOR LASTING PEACE IN YEMEN

Ahmed S. Aljaberi Yemen TV [email protected]

Abstract

The Yemeni political crisis, which began after the 2006 presidential election, affected all sides of life, with the situation threatening not only the stability of the Yemeni state and its existence, but also regional security.

The deep political and economic crisis led to the February 2011 revolution, one of the so-called Arab spring revolutions. But the revolution failed and the situation became even more complex, despite the initiative presented by the Cooperation Council of the Arabic States of the Persian Gulf (CCASPG).

The study analyzes the historical reasons for the failure of the February Revolution and the results obtained. It also discusses the motives of the CCASPG to launch this initiative. The researcher explains that the CCASPG countries have not been able to

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla i t^J^ljjVl ^l^ljjll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

achieve a sustainable political settlement because of the political objectives on which the initiative was based.

In addition, the study identifies the necessary conditions that must be achieved to ensure lasting peace in the country, starting with the improvement of the deteriorating economic situation exacerbated by the war and the need for some supportive policy measures, such as the restructuring of the main political parties and organizations in Yemen, the Southern issue and the Houthis issue. The study also focuses on countering terrorism as a global issue, requiring a regional and international consensus on a single global interpretation of terrorism and setting specific global standards to combat this phenomenon. Keywords: Yemen, the Arab spring revolution, the Cooperation Council of the Arabic States of the Persian Gulf, the Southern issue, the Houthis

For citation: Aljaberi, A.S. (2021). Conditions for lasting peace in Yemen. Eurasian Arabic Studies, 13, 60-82. (In Russian)

ВВЕДЕНИЕ

Имел ли Йемен потенциал для изменения жизни общества без народного восстания? С уверенностью можно ответить, «да», существовали те самые возможности, которые есть в истории каждого государства и, как правило, они редко повторяются. Имелись в наличии разнообразные способы решения острых вопросов мирным путем, которые были упущены, как случайно, так и намеренно.

Соглашения о единстве 1990 года (22 мая 1990 г. была провозглашена Йеменская Республика в результате добровольного объединения Йеменской Арабской Республики и Народной Демократической Республики Йемен) стали важной вехой в истории Йемена, которые привели к качественным улучшениям в жизни йеменского народа.

Однако региональные и племенные противоречия, которые снабжены религиозными лозунгами, позволили «силам отсталости и охранникам (Храма) деспотизма» нивелировать эту возможность, которая больше никогда не повторится.

Силы, которые выиграли войну в 1994 году, могут оправдать свои воинственные лозунги, начав процесс выполнения условий документа (Пакта и Соглашения), чтобы доказать миру сепаратизм Юга, поскольку война не ограничивалась Социалистической партией. Но власти доказали своей

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla i t^J^ljjVl ^l^ljjll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

последующей политикой, что им больше, чем кому-либо, характерен менталитет разделения и исключения.

Произошли крупные изменения, когда президент Йемена Али Абдалла Салех 17 июля 2005 года объявил, что он больше не будет баллотироваться на следующий срок. Это объявление сопровождалось информационной кампанией, запланированной президентскими СМИ, целью которых было заставить людей потребовать, чтобы Али Абдалла Салех снова остался у власти.

Выборы 2006 года стали началом реального усугубления политического кризиса в Йемене.

Политические и социально-экономические проблемы страны резко обострились после выборов 2006 года, частичные решения не принесли ощутимых результатов. Режим внезапно оказался лицом к лицу с народным восстанием, которое стремилось свергнуть режим и все его символы.

Президент Йемена мог бы извлечь выгоду из событий февральской революции 2011 года, если бы проанализировал сложившуюся ситуацию со всех сторон. У него была возможность поставить оппозицию в настоящий тупик, который вызвал бы угрозу самому ее существованию, если бы он 10 марта 2011 года решил радикально перестроить политическую систему, а не мобилизовать племена на стадионе «Революция» в Сане в свою поддержку. Если бы тогда он решил изгнать всех коррупционеров со своих постов в государственных органах и учреждениях и избавиться от центров интересов, которые формировались во время его руководства страной, опираясь на гнев народа и тем самым восстановить утраченную популярность.

В этот раз Али Абдалла Салех снова упустил возможность улучшить свой имидж перед народом, а затем события обострились, и многие молодые люди, которые мечтали о лучшем будущем, стали заложниками своих мечтаний, которые сломали им жизнь.

Война разразилась в Сане между ополченцами партии «Ислах» и силами, преданными президенту Салеху, после разделения армии между сторонами. Страна оказалась в безнадежной ситуации. Это создало условия для подписания «Инициативы ССАГПЗ» (Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива) (документ, созданный странами-членами ССЗ, с целью урегулирования политической ситуации в Йемене).

В этой работе мы попытаемся изучить наиболее важные условия для установления устойчивого мира в Йемене, который гарантирует безопасную жизнь для всех.

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021

jjla i ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность этой проблемы заключается в чрезвычайной необходимости вывести Йемен из кризиса, который сопровождал его политическое и экономическое развитие на протяжении более пяти десятилетий. Мы проанализируем следующие вопросы, которые, по нашему мнению, имеют первостепенное значение в области миростроительства:

1. Крах февральской революции в Йемене.

2. «Инициатива ССАГПЗ».

3. Наиболее важные условия построения безопасного будущего в Йемене РЕЗУЛЬТАТЫ

Крах февральской революции в Йемене:

Революция преуспела в том, чтобы подтолкнуть людей к движению, но не достигла целей проведения изменений. Она не закончилось мирно, а превратилась в прокси-войну. Не следует думать, что эта революция сделала Йемен демократическим государством, Йемен еще не достиг даже порога демократии. «Революция в Йемене преуспела только в том, чтобы вытеснить А. Салеха от власти, но Йемену нужно было изменить всю политическую систему и ее институты». Этого не произойдет даже на досрочных выборах. Дана Стонсер говорил: что «Тридцать три года правления, в ходе которого режим установил военную хватку тирании, были похожи на систему племен, которые иногда разделяют власть под названием «поверхностная красота» («демократия») (2012

Помимо наследования и партнерства между членами системы, правительственные чиновники, старшие менеджеры и старейшины часто занимают руководящие должности, которые соответствуют функциям их родителей и родственников, становятся членами парламента или заменяются должностями, занимаемыми родителями и родственниками. Это не трудно заметить. Вот почему многие поняли, что структура политической системы не изменится после ухода президента.

«Двумя силами, которые доминируют в парламенте, являются Всеобщий Народный Конгресс и партия («Братья-мусульмане») (Ислах), имеющие тесные отношения с йеменским племенным сообществом, поэтому изолирование Салеха от президентства не означает изоляции его от режима, он все еще возглавляет (ВНК), а его родственники развернуты в армии» (2012 и

многие из лидеров и сторонников режима, бежавшего на революцию, не оправдывали своего побега на арену революции.

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021

jjla i ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

Великий поэт Йемена Абдулла аль-Бардуни призвал к постоянной революции против отсутствия справедливости с самого начала, и его поэзия остается катализатором революции. Его стихи нашли подходящее место в ходе революции 2011 года.

Революционные события также ворвались в провинцию Ходейда, которая долгое время страдала от большой несправедливости, Революционные события в Ходейде были более настоящими и могущественными, руководствуясь их историей анти-монархии [43-42 ^ ^ '2011 ^1], не говоря уже о других провинциях страны.

Несмотря на то, что народ поддерживал ее, к сожалению, февральская революция потерпела неудачу. Однако есть много факторов, которые способствовали тому, что революция зашла в тупик. Эти факторы можно определить следующим образом:

1. Раскол армии между президентом Салехом и его партией, с одной стороны, и Партией «Ислах», с другой.

2. Разделение политической системы на два лагеря.

3. Присоединение большой группы коррумпированных чиновников в ряды революции, которые ранее покинули президента Салеха.

4. Раздробленность независимой молодежи и ее неспособность к объединению.

5. Глубокие различия между левыми и модернистскими силами Йемена привели к отсутствию их ведущей роли в революционном процессе.

6. Отсутствие всеобъемлющей революционной программы, которая могла бы объединить революционеров вокруг главной задачи революции.

7. Появление изображения лидеров «Аль-Каиды» и «Хезболлы» рядом с фотографиями шейха аль-Зиндани и генерала А.М. аль-Ахмара на площади Революции, там же были расположены пропагандистские и информационные материалы изданые «Хизбаллой», «Аль-Каидой», «Ансар аш-Шариат» и Исламской партией.

Все это нанесло большой ущерб репутации революции перед местным и международным общественным мнением. «Инициатива ССАГПЗ»:

Многие наблюдатели считают, что Инициатива «ССАГПЗ» не направлена на то, чтобы положить конец политическому, экономическому и культурному ухудшению ситуации в Йемене, и не отражает стремления этих стран создать состояние социальной гармонии в соседней стране, остро нуждающейся в стабильности и прогрессе. Скорее, она отражает другие цели, которые эти государства стремятся достичь.

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021

jjla i ^Г ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

Наблюдатели объясняют эту точку зрения тем, что формулировка этой инициативы подверглась многочисленным исправлениям и улучшениям в соответствии с интересами некоторых внутренних и региональных сил, а также отражает состояние глубокой обеспокоенности, испытываемой этими странами в связи с революционным взрывом молодежи и растущей мотивацией для качественного преобразования революции.

Страны «ССАГПЗ» оказались в реальной дилемме, навязанной йеменской народной революцией. Они не смогли понять, что «сегодняшняя революция -это глава древней истории, которая создает новую историю, из-за обоснованности ее истоков и ее основных целей» [521 ^ '1991 '^Ъ^1], и считают, что президент силой и авторитетом, а также при помощи правительственных учреждений и военных сил сможет отменить и подавить протесты.

Эти страны действовали таким образом, словно хотели доказать народам Персидского залива, что судьбой любой идеи о революционных действиях будет сдерживание и репрессии, и что эти режимы не потерпят даже саму идею революции.

Страны ССЗ, подписавшие Инициативу, находились в состоянии ожидания -когда йеменский режим и оппозиционные партии достигнут соглашения, которое положит конец революции.

Такая ситуация сохранялась до принятия резолюции 2014 Советом Безопасности от 21 октября 2011 года и подписания этой инициативы Салехом 23 ноября 2011 года. Согласно данному плану, Али Абдалла Салех должен был передать свою власть. Президент Йемена официально соглашался подписать эту инициативу несколько раз, но в последний момент менял свое решение [Отставка с четвертой попытки, 2011]. Суть Инициативы «ССАГПЗ»:

Из вышеизложенного ясно, что эта инициатива представляет собой безопасность и политическую необходимость «ССАГПЗ» (Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива), а именно, что революция запрещена в этой части мира, и чтобы этого не произошло, «ССАГПЗ» осознал, что у них есть две возможности в определении их позиции в революции:

Во-первых, если бы они были близки к выбору йеменского народа и поддержали его право на реальные перемены, они бы открыли двери для таких ситуаций в своих странах. Но революция не разрешена для бедных, тогда как обстоят дела с богатыми, которые живут в роскоши?

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021

jjla i ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

Во-вторых, если эти страны позволили ситуации превратиться в гражданскую войну, то, это угрожает им настолько, насколько революция угрожает этим режимам. Гражданская война в Йемене может заставить миллионы людей бежать в страны Персидского залива, что делает эти страны особенно уязвимыми в плане протестов. В том числе их подчинение контролю террористических групп и организованных преступных синдикатов. Таким образом, наилучшим выходом из такой ситуации является повторное применение модели примирения между республиканцами и монархистами в 1970 году, что произошло после осады Саны, которой предшествовал «переворот в ноябре 1967 года, который разрушил республиканскую систему, а Республиканский совет продемонстрировал умеренность, которую хотела Саудовская Аравия» [530 ^ '1991'^>ц^]. Другими словами, страна была переведена в состояние непрерывной холодной войны, где революция не выигрывает полностью, не рушится полностью и республиканский режим, но также не может победить своих противников.

В своем пересмотренном варианте эта инициатива направлена на улучшение условий для мирного политического перехода власти. Таким образом, режим Салеха нашел лазейку, чтобы сорвать всю инициативу, хотя она предлагала президенту, его семье и всем лицам, которые с ним работали, «иммунитет от уголовного преследования в обмен на передачу власти вице-президенту Абду Раббо Мансуру Хади» [Отставка с четвертой попытки, 2011]. Резолюция Совета Безопасности № 2014 от 2011 года повлияла на содержание оперативного механизма инициативы ССЗ. Механизм полностью игнорировал вопрос об отставке президента и считал, что «президентский указ № 24 от 12 сентября 2011 года, является безотзывным разрешением от президента его заместителю со всеми необходимыми президентскими полномочиями для ведения переговоров, подписания и реализации этого механизма, обеспечения соблюдения этого механизма вместе со всеми конституционными полномочиями, связанными с его осуществлением1.

Исполнительный механизм был основан на пункте 4 резолюции Совета Безопасности, который включает «обязательство президента Йемена незамедлительно подписать Инициативу «ССАГПЗ» ...» .

Исполнительный механизм также не только заставил избранного президента и правительство Соглашения созвать Конференцию по национальному диалогу,

1 Исполнительный механизм Инициативы ССАГПЗ был опубликован в газете «Эль-таврия», № 2163 от 24.11.2011 г.

2 Резолюции Совета Безопасности ООН, № 2014 от 2011 года.

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021

jjla i ^Г ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

но также определил ее функции. Конференция по национальному диалогу должна предшествовать формированию конституционной комиссии, предусмотренной в инициативе ССАГПЗ от 2011 года.

Но было слишком поздно, время ушло. Ситуация находилась не только вне контроля государств Персидского залива, но даже вне контроля гарантов инициативы. Это произошло из-за оппортунистической политики, принятой этими странами в отношении ситуации в Йемене. Данная инициатива для урегулирования ситуации в Йемене была изначально обречена на провал. Наиболее важные условия построения безопасного будущего в Йемене: «Инициатива ССАГПЗ» и резолюция Совета Безопасности, возможно, не являются лучшим решением всех проблем государственной власти, потому что они ограничены решением одной проблемы, но они ставят всех в начало пути, который может привести к верному решению. Эта инициатива могла бы быть успешной, если бы ей предшествовали экономические и инвестиционные стимулы для оживления экономики страны, но передача власти Абду Раббо Мансуру Хади не решила проблемы Йемена. Напротив, новоназначенный президент проявил тот же менталитет, что и президент Али Абдалла Салех, и использовал те же инструменты для осуществления власти. Хади не только сохранил властные структуры и местные советы, которые он унаследовал от президента Салеха, но и привел бывших коррумпированных чиновников, а также людей, которые готовы стать коррупционерами и еще более преданны ему, нежели государству, и назначил их на руководящие должности. Политическое будущее страны связано с рядом рациональных решений, которые могут быть приняты различными политическими силами, но препятствий в этом контексте больше, чем проявление доброй воли или опора на численное превосходство той или иной политической фракции. Самая большая дилемма, с которой сталкивается проект строительства гражданского государства, - это сочетание религиозных и политических инструментов и вооруженных формирований в управлении политической конкуренцией. Помимо необходимости достижения национального консенсуса в отношении верховенства Конституции, закона и прав человека, многие усилия должны быть сосредоточены на следующих задачах: А. Реконструкция страны после войны:

До войны 2015 года дети в Йемене страдали от задержки роста и низкорослости, а также от высоких показатели детской смертности3. Большая

3 См. статью К. Фотишка «Как избежать устойчивого краха? Газета «Аш-шареа», № 17 от 10 октября 2009 г.

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021

jjla i ^Г ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

часть детей в стране страдает от недоедания, а 500000 детей умирают от дефицита продовольствия. Только очень небольшая часть населения имела доступ к медицинской помощи, при этом менее 35% населения проживали в городах, где сосредоточены усилия государства в области здравоохранения. Однако эти услуги были очень ограничены, а материнская смертность высока. Теперь их жизнь стала полностью под угрозой.

После 1994 года уровень безработицы резко возрос. В 2008 году Министерство социальных дел и труда Йемена провело исследование рынка труда и обнаружило значительный разрыв между созданием рабочих мест и спросом. Исследование показало, что необходимо обеспечить 200 000 рабочих мест в год для удовлетворения спроса, а также дополнительно 35 000 рабочих мест в год для тех, кто был в списках ожидания предыдущих лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эта ситуация продолжалась до 2011 года, когда начались народные протесты, а затем произошли перебои с электричеством, водоснабжением и другими коммунальными услугами.

«Коррупция в Йемене уже вызвана слабостью государственных учреждений», -говорит Кристофер Фотишк. И это, согласно докладу Агентства США по международному развитию (ШАГО) за 2006 год. Фотишк выделил четыре источника коррупции: бюджет, система закупок, военно-коммерческая система и аппарат правящей партии ВНК4.

За четыре года войны ситуация ухудшилась во всех аспектах жизни. В международных отчетах говорится, что эта война разрушила почти все, на что можно было бы положиться в базовой инфраструктуре.

Всемирный банк отмечает, что невозможно улучшить ситуацию в Йемене без прекращения войны. И что перспективы на будущее будут зависеть от темпов снижения -0,5% в 2018 году и в последующие годы.

Всемирный банк подчеркивает, что «даже если к середине 2018 года можно сдержать насилие с соответствующими улучшениями в финансовых и монетарных учреждениях, ожидается, что восстановление ВВП начнется в 2019 году, при этом ожидаемый темп роста составит более 17,9% ВВП. Что, вероятно, позволит восстановить мир и возможность возобновления добычи углеводородов, что будет способствовать восстановлению государственных доходов, но даже в этом случае ожидаемый рост приведет лишь к очень небольшому снижению уровня бедности.

4 См. статью К. Фотишка «Как избежать устойчивого краха? Газета «Аль-Васат», № 125 от 25 ноябрь 2009 г.

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla t ^Г tAj^iljjVl ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

Вместо этого ожидается, что уровень бедности останется на уровне 75% в 2018 году и 73% в 2019 году из-за мрачных перспектив в Йемене, которые все еще будут нуждаться в значительной иностранной помощи для постконфликтного восстановления и реконструкции.

В частности, будет потребность в иностранной помощи для восстановления основных служб и восстановления доверия в йеменском институциональном строительстве» [2018 tApl^iaVI jliVI

Следует отметить, что темпы экономического роста в Йемене низкие по сравнению с потребностями, как на индивидуальном уровне, так и по всей стране. Процесс развития, который может поднять Йемен с уровня наименее развитых стран до уровня стран со средним уровнем развития, требует огромных ресурсов.

Война, согласно оценкам Министерства планирования и международного сотрудничества, привела к снижению ВВП на 47%, что является очень высоким показателем потерь по сравнению с потерями стран Ближнего Востока во время войн, которая колеблется в пределах 6-15% ВВП, в то время, когда этот показатель низкий на глобальном уровне [2018

По разным данным, в результате войны более 70 000 человек погибли или получили ранения [Davies, 2018]. Потери инфраструктуры затронули тысячи объектов, включая аэропорты, порты, заводы, мосты, школы, туристические объекты, фермы, больницы, заправочные станции и т.д. Денежная стоимость экономических потерь составила около 100 миллиардов долларов [United nations: Yemen].

Б. Переобразование политических сил:

Невозможно безопасно ориентироваться в будущем, если политические силы не осознают истинный характер политической практики и, если они не действуют эффективно и продуктивно, в соответствии с требованиями критической стадии развития.

Отношения между партиями и основными политическими силами во время политического кризиса 2009-2011 годов были глубоко противоречивыми, но с началом всеобщей войны в 2015 году эти же силы стали жертвами разрыва между разрушительными внутренними течениями.

Этого не произойдет без перестройки политических партий, организаций и движений на национальной сцене.

Такими политическими партиями и движениями являются Партия всеобщего народного конгресса (ВНК), Партия «Ислах», Социалистическая партия (ЙСП) и Нассерская объединённая народная организация (НОНО).

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla t ^Г t^J^ljjVl ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

Движение Хуситов и Южное движения должны быть признаны как новые силы, которые влияют на продолжающуюся войну в Йемене не только потому, что они обладают оружием, но и потому, что они поддерживаются народными массами в районах, которые находятся под их контролем.

Кроме того, существуют политические силы и другие вооруженные группы, которые появились с 2011 года, и во время нынешней войны. Всеобщий народный конгресс (ВНК)

Шейх Абдулла Аль-Ахмар в своих мемуарах упомянул, как был создан Всеобщий народный конгресс. В Йеменской Арабской Республике они хотели создать политическую партию на севере, потому что у южан уже была своя партия. Членство в ВНК изначально ограничивалось личными качествами старейшин, старших офицеров армии и безопасности, торговцев и некоторых руководителей секретных партий.

ВНК в 2018 году уже не тот, который был до 2011 года, и, после убийства его лидера Салеха, стал совсем другим. Этот факт должен быть признан всеми членами ВНК), поскольку он поможет им перестроиться вне рамок личных интересов и доминирования центров сил. Нет сомнений в том, что ВНК потерял много возможностей для саморазвития и растратил много финансовых, людских и национальных ресурсов, но интерес политического процесса требует его существования как активной политической партии.

Однако самая серьезная ошибка в деятельности ВНК, как сказал помощник генерального секретаря Всеобщего народного конгресса Ахмед Обейд бин Даджер в интервью телеканалу «Аль-Саида» (январь 2012 г.) «Мы игнорировали государственное строительство с 1990 года» и «Мы пренебрегли вопросом построения права и верховенства права». И «Мы пренебрегли вопросом построения закона и верховенства закона», - говорит Моджахед аль-Кухали, бывший министр в интервью телеканалу «Аль-Саида» (январ 2012 г.). Тем не менее, существует разница между халатностью и неудачей. Посол ЕС в Йемене Мишель Серфона Дорсо в интервью телеканалу «Аль-Саида» (февраль 2012 г.) прокомментировал ситуацию в стране, сказав: «Страна стоит на коленях» из-за «отсутствия политической воли для проведения реформ». ВНК должен будет критически пересмотреть свой предыдущий опыт и не ждать, пока другие сделают это от его имени. Йеменская ассоциация реформ «Ислах»

Создание Партии «Ислах» ничем не отличается от создания ВНК. В конце 1970-х годов филиал «Братьев-мусульман» в Йемене создал Вооруженный

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla t ^Г t^J^ljjVl ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

исламский фронт, который поддерживал режим Салеха в его войне против Национального фронта.

По словам шейха аль-Ахмара в его мемуарах, партия «Ислах» была создана на основе указаний Салеха с целью воспрепятствования осуществлению некоторых соглашений о единстве.

Поражение ЙСП и оккупация юга в войне 1994 года заставили руководство «Ислах» отказаться от ВНК, хотя «Братья-мусульмане» были ядром ВНК. Однако президент Салех позже подтвердил, что партия «Ислах» для него была просто козырем, использованным и сожженным.

Партия «Ислах» является влиятельной силой, но ее главная проблема с другими политическими силами заключается в том, что она действует как мифическое существо с тремя головами - религиозным, политическим и племенным - каждая из них опаснее, чем другая. Опыт показал, что она не может работать исключительно политическим методом. И эта проблема волнует не только политические силы, но, и общество в целом. Негативное отношение партии к женщинам является одним из препятствий на пути ее политического развития. Эта позиция была выражена одним из шейхов, когда он прокомментировал доклад, представленный на четвертом съезде «Ислах»: «Я считаю, что это не отражает нас, - он подразумевает доклад -полное выражение как исламское движение».

Это произошло в то время, когда рядом с ним сидели семьсот женщин-членов, ожидающих своего выдвижения в партийные органы на предстоящих сессиях конференции. Шейх продолжал удивляться: «Если мужчина и женщина отправятся в мир политики, то кто останется дома?». Тогда одна из женщин ответила ему, что мы читаем в политической программе, что общество будет ходить только с мужчинами и женщинами ...»5

Как написал член партии «Ислах», призывая отказаться от стереотипов в использовании (фикха) в политике и отвергнуть догму личности, он считает себя и своих последователей «поколением борьбы против организационного поклонения»6 . Когда между партией «Ислах» и ее членами возникают противоречия, тогда не удивительно, что между ней и остальными политическими силами возникают конфликты.

Партия «Ислах» не принимает никакой критики в свой адрес, и это ни в коем случае не новая информация. Абдулла аль-Бардуни в своей книге «Культура и революция в Йемене» сказал, что предыдущий опыт не может «заверить

5 Бюллетень (Хивар), № 1, изданный Форумом арабских сестер по правам человека, май 2007 г.

6 См. статью К. Фотишка «Как избежать устойчивого краха? « Газета «Аль-Васат», № 125. от 25 ноябрь 2009 г.

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla t ^Г tAj^ljjVl AJJJ»J| ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

мусульманское братство» в том, что они связаны с мусульманами, которые говорят: «Наш Господь - Бог, а наш дом - наша Родина» [ 512 ^ '1991'^>ц^]. То же самое относится к Южному движению «Аль-Хирак аль-Джануби» со всеми его фракциями и хуситами. Если фракции южного движения используют обвинение в «измене» друг против друга и против своих противников, то хуситы, как и партия Ислама и другие исламские группы, используют такфир против друг друга и против своих противников.

Все они не принимают в свой адрес ни критики, ни каких-либо замечаний. Некоторые считают, что Хуситы - это иранская партия в Йемене, но все знают, что существуют партии, племена и агенты, которые десятилетиями финансировались Саудовской Аравией через так называемую «Специальную комиссию».

Согласно Абдулле Хуссейну Тахешу, интервью с которым было опубликовано в газете «Аль-Нас», № 233, от 9 ноября 2009 г., Саудовская Аравия «прекратила выплачивать зарплату йеменским шейхам и деятелям, присоединившимся к движению (Аль-Шабааб аль-Мумин)», т.е. хуситам.

Никто не возражал против роли шейхов или саудовской практики в Йемене. Удивительно, когда Хасан аль-Ашмури считает, что «Защита Саудовской Аравии от Хуситов, является ответственностью йеменской армии». Мало того, утверждает он, «Исторически лидерами были саудиты, а мы (йеменцы) были в основном пешеходами и солдатами»7. Но история учит нас тому, что в то время Саудовская Аравия не существовала как государство или отдельный народ. Многие лидеры «Ислах», в том числе Заид Аль-Шами (интервью газете «Ахбар аль-Йом», № 323, от 27 января 2012 г.) выступают против того, чтобы «извиниться перед южанами за войну 94 года и ее последствия и отвергают призыв переработать соглашение о единстве между севером и югом». Они отказываются признать существование южной проблемы, принимая прежнюю официальную позицию, под тем предлогом, что признание ее открывает дверь к разделению страны. Есть те, кто объясняет эту позицию по южному вопросу, в состоянии неопределенности, которое сопровождало мнение партии «Ислах» в течение последнего периода8. Это не происходит из-за двусмысленности - это прямой результат подхода такфира к противникам. Йеменская Социалистическая партия (ЙСП) и Насеристская объединенная народная организация (НОНО ):

7 Аль-Ашмури, Х. Йеменская армия должна защищать саудовскую границу. Газета «Аль-Нас», № 233, от 9 ноября 2009 г.

8 Насер, А. Южный вопрос. Газета «Аль-Тарик», № 580, от 4 февраля 2012 г.

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla t ^Г t^J^ljjVl ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

Проблема восстановления политических партий и сил также затрагивает ЙСП и НОНО. Несмотря на различные обстоятельства создания двух партий, для них характерны те же проблемы.

Многие наблюдатели отмечали, что партия озабочена политическими конфликтами вне ее организационных рамок, забывая при этом о ее хрупком организационном статусе и отсутствии связи между ее членами, органами и поколениями. Наиболее ярким замечанием в отношении устава, является положение Генерального секретаря партии, которое полностью игнорируется уставом и не было исправлено в ходе сессий Политбюро и Центрального комитета.

На своей пятой конференции в 2005 года, партия также продолжила создание новых партийных органов, которые оказались неэффективными. Кроме того, эти органы подчиняются региональным и племенным балансам и не соответствуют цели, для которой они были созданы. Наряду с этим, решение пятой конференции о предоставлении женщинам 30% руководящих должностей в партийных органах не было реализовано.

Идеология партии и новые принципы, на которых она основана, четко не определены и поэтому должны быть переосмыслены и уточнены. Для этой партии будет важно решить политические и организационные дилеммы и выполнить решения Пятого съезда, с тем чтобы партийные посты были заполнены в соответствии с поправками, содержащимися в Уставе, и не использовать проблемы, с которыми сталкивается страна, чтобы избежать применения этих поправок.

НОНО же необходимо пересмотреть многие ее политические ориентации. В частности, рассмотреть политическую идеологию, на которой она основана, которая больше не соответствует условиям сложившейся ситуации. Новые исторические условия не допускают какого-либо исключения другого мнения или разделения общества на слои и фракции. Южный вопрос

Война 1994 года привела не только к исключению южного партнера из политического процесса, но и к уничтожению южной идентичности. И помимо разграбления всего государственного имущества на юге, ВНК, и партия «Ислах» после войны работали над тем, чтобы распустить все военные учреждения и органы безопасности на юге, а не объединить их в рамках государственных институтов. Военные и сотрудники службы безопасности также были насильно уволены. Многие должностные лица были отстранены от

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla t ^Г tAj^ljjVl AJJJ»J| ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

должности, а значительная часть государственных служащих была отправлена на пенсию.

В результате этой войны южане чувствуют масштаб огромных потерь, которые они понесли в различных аспектах политической, экономической, культурной и социальной жизни.

Южный вопрос опирается на множество национальных и международных документов. После шестимесячного диалога все йеменские стороны подписали Пакт и Соглашение в Иордании 21 февраля 1994 года. В июне 1994 года Совет Безопасности ООН принял резолюции 924 и 931 по Йемену. Однако эти решения не были выполнены, но их юридическая сила все еще остается в силе. Кроме того, есть и другие региональные документы, подтверждающие южную проблему, в том числе: коммюнике, выпущенное Советом министров государств ССПЗ в саудовском городе Абха от 5 июня 1994 года, и Декларация министров (Дамасской декларации государств) в Кувейте от 5 и 6 июня 1994 года [2018

Ход событий на юге развивался после различных попыток отвергнуть новую реальность, навязанную войной 1994 года. Восстание Мукалы в Хадрамауте было началом, затем, в 2007 году, был создан «Аль-Хирак аль-Джануби». После того, как режим отказался выполнить требования, выдвинутые Движением военных в отставке, «Аль-Хирак аль-Джануби» выдвинул лозунг о восстановлении южного государства.

Южане участвовали в февральской революции 2011 года, полагая, что политические силы будут работать с ними, чтобы найти справедливое решение южной проблемы. Тем не менее, эти силы, особенно те, которые организовали Национальный консультативный форум 2009-2010, отвергли то, что они приняли в национальном документе спасения.

«Инициатива ССАГПЗ» и ее исполнительный механизм не затрагивали проблему Юга, создавая впечатление, что государства Персидского залива хотят сохранить ухудшающуюся ситуацию в Йемене. Однако следует отметить, что позиция этих государств остается неоднозначной в этом вопросе. По словам Н. Сереброва, огромное несчастье Южного движения заключается в том, что «Появление конкурирующих фракций в структурах вооруженных сил, основанных на преданности Саудовской Аравии или Объединенным Арабским Эмиратам, и хаос в правовом поле разрушают социальную и политическую структуру Юга, создавая угрозу его фрагментации» [Серебров]. Эта проблема возникла во время войны 2015 года.

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla t ^Г t^J^ljjVl ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

Хуситский вопрос

Хуситы в течение многих лет были культурным движением, далеким от политики. Оно даже получило поддержку от правящей партии ВНК, которая стремилась противостоять религиозному влиянию партии «Ислах». Однако движение изменило свой старый подход с начала 2000 года, стало антиправительственным движением и подняло политические лозунги, осуждающие США и Израиль.

После ее большой экспансии, «Аль-Шабааб аль-Мумин» превратились в военную армию движения Хуситов. Хусейн Бадр аль-Дин аль-Хуси выбрал горы Марран в качестве командного центра и базы для нападения на власть. Этот сдвиг в сущности движения привел к конфронтации с службами безопасности с 2004 года.

Политические преобразования Хуситов произошли в ходе шести войн, которые они вели против йеменского государства. Затем движение достигло самых высоких этапов его политико-религиозного развития, захватив столицу Йемена Сану 21 сентября 2014 года, а 21февраля 2015 года, Хуситы объявили конституционную декларацию, которая свергла президента Хади и распустила парламент, а затем они захватили всю страну.

После этого в марте 2015 года началась тотальная война с вмешательством арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией под предлогом восстановления легитимности президента Хади.

Существуют внутренние и внешние факторы, которые способствовали возникновению и распространению движения Хуситов9 .

1. Внутренние факторы: сочетание экономических, племенных и географических факторов. Доступ к оружию является важным фактором, который придал им мобильность и эффективность, и есть другие факторы, связанные с поведением правительства, конкуренции и различных политических сил, а также с сильным присутствием террористических групп

2. Внешние факторы можно суммировать:

а. Американский фактор и характер взглядов США на регион в качестве важного координационного центра.

б. Саудовский фактор, который всегда был решающим в направлении событий, через утилитарные отношения Саудовской Аравии с чиновниками, старшими офицерами, племенными шейхами.

9 Аль- Хадж, А. Г, Йеменские племена и хуситы. Газета «Аль-Иттихад», № 12433. от 20 июль 2009 г.

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla t ^Г tAj^ljjVl AJJJ»J| ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

в. Вмешательство Ирана в дела Йемена, на что президент Салех пожаловался в то время. Иран поставил Хуситам в 2011 году оружие через суда Джейхан 1 и Джихан 2.

г. Отсутствие роли России. Борьба с терроризмом:

Распространение экстремизма в Йемене является результатом многих сложных событий, в том числе наличия крупного центра экстремизма из-за деятельности Исламского фронта с начала 70-х годов прошлого века. В Йемен также вернулись многих из тех, кто сражался против сил Советского Союза в Афганистане наряду с США. После этого йеменский режим вознаградил этих «моджахедов» в обмен на борьбу вместе с ним против Юга в войне 94-го года, присоединив их к вооруженным силам и службам безопасности. «Йемен стал важной станцией для многих боевиков, покидающих Афганистан, и правительство Йемена либо не хочет, либо не может ограничивать деятельность этих групп», - говорится в сообщении Госдепартамента. «В 1980-х и 1990-х годах йеменский режим использовал методы политического ислама и исламистских активистов для подавления внутреннего инакомыслия». Во время гражданской войны в 1994 году исламисты сражались против сил Юга. В подобных заявлениях утверждалось, что «Исламские боевики боролись за поддержку правительства в Сааде». Соединенные Штаты обвиняют правительство Йемена в укрывательстве террористических элементов. Бывший президент США Дональд Трамп в своем выступлении перед Конгрессом заявил, что политика и действия некоторых членов йеменского правительства и других по-прежнему угрожают миру в Йемене, стабильности и безопасности... 10 Для борьбы с терроризмом необходимо, прежде всего, найти ответы на тесно взаимосвязанные вопросы, например, как сосуществовали джихадистские группировки после заявлений правительства о борьбе с терроризмом в партнерстве с международным сообществом?

Как эти группы проникли в город Саада в 2009 году, когда государство подняло знамя борьбы с терроризмом? Как можно интерпретировать отношения между некоторыми лидерами режима и элементами «Аль-Каиды», как сообщают некоторые новостные репортажи? Почему произошло вооруженное столкновение между армией Адена Абьяна и другой исламской группировкой в Абьяне? И так далее.

10 http ://almandeb.news/?p=36402

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla t ^Г t^J^ljjVl ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

Короче говоря, на все эти и многие другие вопросы нет конкретных ответов и их не будет до тех пор, пока не будет решен ряд проблем, касающихся содержания государства.

Чтобы противостоять терроризму, международное сообщество должно заставить противоборствующие стороны и страны, финансирующие войну, прекратить войну в Йемене. ВЫВОДЫ

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Отсутствие роли Российской Федерации в кризисе в этом чувствительном регионе не только не способствует развитию государственного устройства в Йемене, но и наносит ущерб региональной безопасности и затрагивает интересы России в Персидском заливе и на Ближнем Востоке, в целом. Таким образом, Москве следует играть примиряющую роль между противоборствующими сторонами в стране, с которой у нее исторические связи, насчитывающие 100 лет.

2. Ход политических событий показывает, что Хади стал частью йеменской проблемы, а не инструментом ее решения. Он шел по тому же пути, что и президент Салех, и хотел стать главой государства и лидером партии Салеха, что привело к ожесточенной битве с ним.

Очевидно, что после прихода к власти Хади начал задумываться о создании собственной политической системы, основанной на структуре нынешней системы. Хади не мог быть арбитром среди всех политических сил, а президентское учреждение избегает последствий конфликта.

3. Восстановление разрушенного войной в Йемене требует реальных усилий со стороны самих йеменцев. Однако это не принесет плодов без поддержки международного сообщества через следующие действия:

а. Необходимо определить стороны, которые будут нести расходы на реконструкцию, и время, необходимое для их осуществления. Это должно быть гарантировано пятью постоянными членами Совета Безопасности специальной резолюцией.

б. Необходимы гарантии от международного сообщества, которое будет обеспечивать целостность и прозрачность всех операций по восстановлению от финансовой, административной, функциональной и политической коррупции и, чтобы ООН контролировала это путем принятия обязательного решения.

в. Международное сообщество, страны-доноры и бизнесмены должны поощрять широкий инвестиционный процесс по восстановлению Йемена,

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla t ^Г t^J^ljjVl ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

обеспечению экономической стабильности и созданию возможностей для устойчивой занятости, тем самым ускоряя ликвидацию безработицы.

4. Использование оружия как средства разрешения внутренних конфликтов контрпродуктивно, так как, опыт показывает, что война 1994 года не укрепила единство страны и не привела к политической стабильности и экономическому росту, а, наоборот, способствовала повсеместной политической, финансовой и административной коррупции. Это привело к обострению южного вопроса, а война 2015 года еще больше усугубила политическую ситуацию между Севером и Югом.

Точно так же все войны в Сааде подкрепили идею о том, что использование религии, оружия и коррупции является наиболее близким и простым способом достижения власти.

5. Международному сообществу необходимо будет определить сторону или стороны, ответственные за разжигание и финансирование войны в Йемене в 2015 году, и тем самым вынудить их выплатить необходимую компенсацию за материальный и людской ущерб, нанесенный стране.

6. Все вооруженные группы должны быть распущены и разоружены, чтобы обеспечить мир в стране, независимо от формы устройства последующего государства. Деятельность религиозных групп также должна быть рационализирована с применением условий, изложенных в Законе о политических партиях и организациях, который запрещает создание политических партий и организаций на религиозной, сектантской, этнической или региональной основе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мы считаем, что идея проведения конференции по общенациональному диалогу была правильной, но методы ее реализации были не верными.

Всем известно, что противоречия в Йемене были не только между Севером и

Югом: Север и Юг были полны глубоких противоречий и внутренних

конфликтов. Итак, с самого начала мы думали, что было бы лучше провести

многоуровневую конференцию по национальному диалогу:

Первый уровень: Диалог между политическими и общественными силами на

юге;

Второй уровень - это диалог между политическими и общественными силами на севере;

Третий уровень: диалог Север-Юг.

8. Борьба с терроризмом является сложной проблемой на глобальном уровне, поскольку она связана с совокупностью противоречивых международных интересов. Кроме того, террористические группы часто используются для

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla t ^Г t^J^ljjVl ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

достижения геополитических и геостратегических интересов, и Сирия и Йемен могут быть примером этого.

Поэтому международное сообщество заинтересовано в том, чтобы найти четкое и конкретное определение феномена терроризма, чтобы с ним можно было успешно бороться. Борьба с терроризмом - это комплексный процесс, охватывающий не только военную и национальную безопасность, но также культурную, образовательную, экономическую и многие другие сферы. Это означает, что перспективы международного сотрудничества в этом вопросе широки и имеют большое значение.

ЛИТЕРАТУРА

.254 '^J .^IJLlpJIJ O^I .(j.jà '2012) .1

.jUil jjljj .^-aL^j ^Ijâàil ûjjj .(jjjj£I '2011) . kj^l ^ '^A_laaJl .2

https://abaadstudies.org/pdf-5.html -MjH J^

AAJLA Î^^A^ .ô^jil ^ ¿-âtajll .(1991) ^^ t^jjûjjil .3

4. Отставка с четвертой попытки? (24 ноября 2011) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ukrrudprom.com/digest/Otstavka_s_chetver toypopitki.html (дата обращения: 25.01.2020) https://www. alban ^IjJl J^ .(2018 'ЦЫ) .M^SVI .5

kaldawli.org/ar/country/Yemen/publication/economic-outlook-april-2018

UJJIJ O^jil ^j^i Ajjl^ajâVI .(^.^»¿.1 '2018) JJ^'A '^jjAJl .1

jil j^il JLÎ

https://studies.aljazeera.net/ar/reports/2018/08/180828103009408.html

7. Davies, N.J. S. (2018, November). Yemeni War Deaths Have Been Underestimated by 5 to 1. Consortium news. Retrieved from https:// mintpressnews.ru//251780/

8. United nations: Yemen. (n.d.). Retrieved from ye.one.un.org/content/dam/unct/yemen/docs/unct-ye-YHRP-doc-2018-Ar.pdf

Jfi' ?94 Àjjjj^il ¿j^aii '2018) 'jj$ ■■•A .9

https://alyoum8.net/news/27696 -WjJl 10.Серебров С. Н. Йеменский тупик: причины, угрозы, сценарии выхода [Электронный ресурс]. URL:

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla t ^Г t^J^ljjVl ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

https://russiancouncil.ru/papers/Yemen-Policybrief14-ru.pdf обращения: 20.01.2020)

(дата

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Stuncer, D. (2012, February). Al-yaman wal dTmuqratTyat [Yemen and Democracy]. Elaph, 254. (In Arabic)

2. Al-Hatami, A. (2011, October). Turat al-fuqara' Tf thamiyat. Tawazn al-nar [The revolution of the poor in Tihama. Fire balance]. Retrieved from https://abaadstudies.org/pdf-5.html (In Arabic)

3. Al-Barduni, A. (1991). al-Thaqafat walturath fT al-yaman [Culture and revolution in Yemen]. Damascus, Syria: matba'at al-katab al-'rabT. (In Arabic)

4. Otstavka s chetvertoy popytki? [Retirement on the fourth try?]. (2011, November). Retrieved from http://www.ukrrudprom.com/digest/ Otstavka_s_chetvertoypopitki.html (In Russian)

5. al-Yaman: al-'afaq al-aqtisadTyat [Yemen: Economic Outlook]. (2018, April). Retrieved from https://www. albankaldawli.org/ar/country/ Yemen/publication/economic-outlook-april-2018 (In Arabic)

6. Al-Bashari, M.G. (2018, August). al-Takalufat al-aqtisadTyat lharb al-yaman uatharuha cli atraf al-sira' [The economic cost of the Yemen war and its impact on the parties to the conflict]. Retrieved from https://studies.aljazeera.net/ar/reports/2018/08/180828103009 408.html (In Arabic)

7. Davies, N.J. S. (2018, November). Yemeni war deaths have been underestimated by 5 to 1. Consortium news. Retrieved from https:// mintpressnews.ru//251780/

8. United nations: Yemen. (n.d.). Retrieved from ye.one.un.org/content/dam/unct/yemen/docs/unct-ye-YHRP-doc-2018-Ar.pdf

9. Mashur, M. (2018, August). Ma hTya marag'Tat al-qadTyat al-gunubTt qabla 'am 94 [What are the references to the southern issue before 1994]. Retrieved from https://alyoum8.net/news/27696 (In Arabic)

10.Serebrov, S.N. (n.d.). Yyemenskiy tupik: prichiny, ugrozy, stsenarii vykhoda. [Yemeni impasse: reasons, threats, exit scenarios]. Retrieved from https://russiancouncil.ru/papers/Yemen-Policybrief14-ru.pdf (In Russian)

Арабистика Евразии, № 13, Май 2021 jjla t ^Г t^J^ljjVl ^l^lj^ll

Eurasian Arabic Studies, № 13, May 2021

Информация об авторе

доктор политических наук Ахмед Синан Элъ-Джабери Йеменский телеканал Сана, Йеменская республика drahmedal2007@yahoo. com

Information about the author

PhD in Politics Ahmed Senan Aljaberi Yemen TV

Sana, Republic of Yemen [email protected]

Раскрытие информации о конфликте интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflicts of Interest Disclosure: The author declares Conflicts of Interest Disclosure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.