Научная статья на тему 'Правовое положение организации, осуществляющей специальную оценку условий труда'

Правовое положение организации, осуществляющей специальную оценку условий труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
428
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА / РАБОТОДАТЕЛЬ / ЗАКОН О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ / SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS / EMPLOYER / LAW ON A SPECIAL ASSESSMENT / RIGHTS AND DUTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирсанов Роман Васильевич

Исследуются права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда, согласно положениям соответствующего Федерального закона. На основе обращения к иным нормативным правовым актам и отдельным практическим примерам автором формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of the organization which is carrying out the special assessment of working conditions

In article the rights and obligations of the organization of the organization which is carrying out a special assessment of working conditions according to provisions of the relevant Federal law are investigated. On the basis of the appeal to other regulations and separate practical examples the author formulates suggestions for improvement of the current legislation.

Текст научной работы на тему «Правовое положение организации, осуществляющей специальную оценку условий труда»

ТРУДОВОЕ И ПЕНСИОННОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 1 (42). С. 183-186. УДК 331.45

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА

LEGAL STATUS OF THE ORGANIZATION WHICH IS CARRYING OUT THE SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS

Р. В. КИРСАНОВ (R. V. KIRSANOV)

Исследуются права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда, согласно положениям соответствующего Федерального закона. На основе обращения к иным нормативным правовым актам и отдельным практическим примерам автором формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: специальная оценка условий труда; работодатель; закон о специальной оценке; права и обязанности.

In article the rights and obligations of the organization of the organization which is carrying out a special assessment of working conditions according to provisions of the relevant Federal law are investigated. On the basis of the appeal to other regulations and separate practical examples the author formulates suggestions for improvement of the current legislation.

Key words: special assessment of working conditions; employer; law on a special assessment; rights and duties.

По прошествии года с момента вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда» [1] (далее -Закон о спецоценке) всё ещё сложно подводить какие-либо, даже промежуточные, итоги. Тем не менее можно предпринять попытку анализа замысла отечественного законодателя в части установления прав и обязанностей организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Такая попытка видится актуальной, в особенности с учетом некоторого ужесточения требований к таким организациям с начала 2015 г.

Права и обязанности данных участников процесса специальной оценки регламентируются ст. 6 соответствующего Закона. Их совокупность представляет собой некоторый компромисс между необходимостью обеспе-

чить качественные исследование и идентификацию неблагоприятных факторов на рабочих местах и потребностью сохранения независимости оценивающей организации от работодателя. Начиная исследование прав, которыми располагает организация, нужно обратить внимание на право отказа в установленном порядке от проведения специальной оценки в случае, когда при проведении возникла (может возникнуть) угроза для жизни и здоровья её работников.

Части 9 и 10 ст. 12 Закона о спецоценке предполагают принятие соответствующего решения комиссией по проведению специальной оценки, сформированной работодателем. Не совсем при этом понятно совместное использование терминов «вправе» и «при невозможности» («комиссия вправе принять

© Кирсанов Р. В., 2015

183

Р. В. Кирсанов

решение о невозможности проведения»), поскольку, как видно из существа вопроса, некие обстоятельства, препятствующие проведению оценки, могут иметь объективный характер, и, следовательно, комиссии остается лишь признавать соответствующий факт. Нельзя забывать и о том, что действующий на основании заключенного трудового договора работник проводящей спецоценку организации в соответствии со ст. 4 ТК РФ может отказаться от выполнения опасной для жизни и здоровья работы.

К числу широко известных работ с повышенной опасностью, к примеру, традиционно относятся электро- и газосварочные работы снаружи и внутри емкостей из-под горючих веществ, работы в закрытых резервуарах, цистернах и т. п., в топках и дымоходах котлов, где существует риск отравления или удушья работников, работы внутри горячих печей, взрывные работы и т. п. Вряд ли можно себе представить проведение специальной оценки условий труда на взрывных работах, где используются промышленные взрывчатые вещества первого класса опасности, и комиссии объективно остается лишь констатировать факт невозможности проведения оценки.

Второе право - обжалования предписаний должностных лиц уполномоченного федерального органа государственной власти. В Постановлении Правительства Российской Федерации № 599 от 30 июня 2014 г. «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по специальной оценке условий труда а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда» [2] утверждены Правила допуска организаций к проведению оценки. Необходимо учитывать, что до конца 2014 г. право проведения спецоценки сохранялось и за теми организациями, которые ранее проводили аттестацию рабочих мест по условиям труда. Надзорными органами в этой связи не всегда учитывались оговорки ст. 19 Закона о спецоценке, позволяющие организациям, проводящим оценку, не учитывать требования п. 2 ч. 1 до 31 декабря 2014 г. включительно.

В соотношении прав и обязанностей организации, проводящей спецоценку, наблюдается явный дисбаланс - количество прав существенно меньше количества обязанностей. Как представляется, последнее легко может быть объяснено преимущественно императивным характером норм института охраны труда и огромной важностью для государства и общества соответствующих правоотношений.

Первая обязанность предполагает предоставление по требованию работодателя, представителя профсоюзной организации обоснования результатов проведения спецоценки, дачу работникам разъяснений по поводу проведения спецоценки на их рабочих местах. Если буквально толковать данное положение Закона, то получается, что работодатель и профсоюзный представитель могут претендовать на получение всего объема информации, касающейся спецоценки, а работники - лишь на получение тех сведений, которые касаются ситуации непосредственно на их рабочих местах. Включение в Закон о спецоценке представителя выборного профсоюзного органа организации существенно повышает шансы на объективность проведения подобной оценки - поскольку относительно независимый субъект, к тому же имеющий основной задачей защиту трудовых прав работников, способен резко снизить вероятность «договорной» и потому необъективной оценки по соглашению между заказчиком и исполнителем, как это практиковалось порой в эпоху аттестации рабочих мест.

Обязанность предоставления по требованию работодателя необходимых документов, подтверждающих соответствие проводящей спецоценку организации требованиям Закона, думается, должна быть заменена на безусловную обязанность предоставления документов даже и без требования работодателя. В условиях тотальной правовой безграмотности это выглядит вполне обоснованным и резко сокращает возможности мошенничества со стороны организаций, чья деятельность согласно федеральному Реестру приостановлена, либо вообще из него исключенных.

Также проводящая спецоценку организация должна, как указывает Закон, «применять утвержденные и аттестованные в поряд-

184

Правовое положение организации, осуществляющей специальную оценку условий труда

ке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие проверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений». Столь емкая формулировка означает, что для получения достоверных результатов специальной оценки условий труда организации нужно использовать лишь такое оборудование, которое прошло надлежащую проверку и включено в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Последний образован во исполнение ряда положений Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» [3] и Приказа Минпромторга РФ от 17 июня 2009 г. № 529 «Об утверждении Стратегии обеспечения единства измерений в России до 2015 года» [4]. Так, в частности, на основе ознакомления с данными Фонда можно получить всю необходимую информацию о соответствующих средствах - номер в государственном реестре, наименование средства, указание на его тип, сведения об изготовителе, заводской номер и т. п. (к примеру, 57790-14 -газоанализаторы типа СЕАН-Н, изготовитель - ООО «Бюро аналитического приборостроения “Хромдет-Экология”», г. Москва, срок свидетельства - 02.07.2019). Такого же рода сведения содержатся и по поводу методов иследований и методик измерения факторов производственной среды и трудового процесса.

В ряде установленных Законом о спецоценке случаев организация обязана не проводить такую оценку либо приостановить её проведение. Это возможно тогда, когда работодатель не предусматривает необходимых сведений, обусловленных заключенным между ним и проводящей оценку организацией гражданско-правовым договором; когда работодатель не обеспечивает требуемых для проведения исследований и измерений неблагоприятных производственных факторов условий. В рассматриваемых случаях основой для принятия решения об отмене либо приостановлении проведения спецоценки лежит бездействие работодателя, ставящее под угрозу получение объективных результа-

тов мероприятия. Это может произойти, к примеру, если работодателем своевременно не предоставлена техническая документация на производственное оборудование.

Чрезвычайно актуальна в современных экономических условиях и обязанность проводящей спецоценку организации хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, если эта тайна стала достоянием организации в ходе осуществления ею своей деятельности. Нужно отметить, что специфика сохранения охраняемой законом тайны в этой статье отражена далеко не полностью, ведь коммерческая тайна - далеко не единственный вид тайны, находящейся под правовой защитой.

Исходя из п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [5], таковая отождествляется с неким режимом информационной конфиденциальности. Последний позволяет её владельцу при определенных обстоятельствах увеличить свои доходы, избежать неоправданных для него расходов, сохранить свое положение на товарном рынке и т. п. Сотрудники проводящей специальную оценку организации порой имеют все возможности в ходе выполнения своей работы для получения такой тайны. Поэтому упоминание в Законе о спецоценке подобной обязанности выглядит вполне уместным. Вместе с тем законодателю не следовало забывать и о потребности в защите го -сударственной, врачебной и иной тайны. Так, ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [6] определяет врачебную тайну как информацию о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Нельзя, следовательно, исключать вероятности и того, что при проведении специальной оценки экспертам организации могут стать известными сведения о характере болезни, поставленном пациенту диагнозе и т. п. В этой связи видятся целесообразными не только корректировка соответствующих положений ст. 6 Закона о спецоценке, но и особое указание в заключаемом между организацией и работодателем гражданскоправовом договоре обязанности организации

185

Р. В. Кирсанов

не разглашать конфиденциальную информацию, к которой она получила доступ в ходе проведения специальной оценки.

Отраженные в настоящей статье отдельные особенности Закона о спецоценке нельзя, разумеется, считать неискоренимыми недостатками, существенно влияющими на эффективность процесса проведения специальной оценки. Вместе с тем оставление ст. 6 Закона в ныне существующей редакции также сложно будет считать конструктивным решением.

1. О специальной оценке условий труда : Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ // СЗ РФ. - 2013. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6991.

2. О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекраще-

ния деятельности по специальной оценке условий труда а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда : Постановление Правительства Российской Федерации № 599 от 30 июня 2014 г. // СЗ РФ. - 2014. - № 27. -Ст. 3780.

3. Об обеспечении единства измерений : Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ // СЗ РФ. - 2008. - № 26. - Ст. 3021.

4. Об утверждении Стратегии обеспечения единства измерений в России до 2015 года : Приказ Минпромторга РФ от 17 июня 2009 г. № 529. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. О коммерческой тайне : Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ // СЗ РФ. - 2004.

- № 32. - Ст. 3283.

6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // СЗ РФ. - 2011.

- № 48. - Ст. 6724.

186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.