Научная статья на тему 'Порядок проведения и организация учета специальной оценки условий труда'

Порядок проведения и организация учета специальной оценки условий труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1051
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ РАБОТНИКАМ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / РАБОЧИЕ МЕСТА / ОХРАНА ТРУДА / EMPLOYEE BENEFITS / SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS / INSURANCE CONTRIBUTIONS / JOBS / HEALTH AND SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельгуй А.Э., Ковалева Н.Н., Дворецкая Ю.А.

В работе рассматривается система нормативного регулирования порядка проведения и специальной оценки рабочих мест, приводится весь перечень требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим данную работу. Кроме того, авторы анализируют систему административной и уголовной ответственности за не соблюдение норм специальной оценки условий труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper considers the system of normative regulation on the procedures and special assessments of jobs, provides the entire list of requirements for organizations engaged in this work. In addition, the authors analyze the system of administrative and criminal liability for not following the rules of special assessment of working conditions

Текст научной работы на тему «Порядок проведения и организация учета специальной оценки условий труда»

УДК 336.22

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

А.Э. Мельгуй, Н.Н. Ковалева, Ю.А. Дворецкая

В работе рассматривается система нормативного регулирования порядка проведения и специальной оценки рабочих мест, приводится весь перечень требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим данную работу Кроме того, авторы анализируют систему административной и уголовной ответственности за не соблюдение норм специальной оценки условий труда.

Ключевые слова: вознаграждения работникам, специальная оценка условий труда, страховые взносы, рабочие места, охрана труда.

Специальная оценка условий труда законодательно введена с 1 января 2014 года на основании двух федеральных законов: «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»» от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.

Указанные федеральные законы коренным образом изменили ранее действовавший порядок оценки условий труда. Если ранее параллельно существовали две процедуры: аттестация рабочих мест и государственная экспертиза условий труда, то теперь введена в действие единая процедура, предусматривающая новые подходы к оценке условий труда работников. Целью новой концепции является реализация обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Следует отметить, что введение новых правил направлено на коренной слом прежних подходов к аттестации рабочих мест, которые не гарантировали безопасность работников и не стимулировали работодателей к обеспечению качественных и безопасных условий труда персонала. Новые законодательные инициативы направлены на стимулирование работодателей по обеспечению современных и безопасных рабочих мест, а значительное ужесточение санкций за нарушения требований законодательства, призвано в принудительном порядке обеспечить выполнение требований по улучшению качества условий труда работников.

Впервые законодатель устанавливает четкое, исчерпывающее определение нового термина, связанного с аттестацией рабочих мест и экспертизой условий труда: «специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников» [4].

Исходя из законодательно закрепленного определения, становится ясна задача специальной оценки условий труда, которая заключается в установлении соответствия условий рабочего места нормам трудового права. Данная процедура направлена на определение рабочих мест, условия работы на которых наносят непосредственный вред здоровью работников, либо являются потенциально опасными в связи с высокой вероятностью травматизма или большой вероятностью приобретения профессиональных заболеваний. Если труд работника осуществляется в таких условиях, то он в обязательном порядке должен иметь дополнительные гарантии и получать компенсирующие выплаты или предусмотренные законодательством льготы.

При этом добросовестные работодатели, которые осуществляли аттестацию рабочих мест по правилам ранее действующего законодательства, имеют право на переходный период. Если работодатель произвел аттестацию рабочих мест до 1 января 2014 года по нормам ранее действовавшего законодательства, то он освобождается от специальной оценки условий труда, на период истечения сроков произведенной аттестации рабочих мест, но не более чем до 31 декабря 2018 года. Таким образом, добросовестные работодатели могут учитывать результаты ранее проведенных аттестаций рабочих мест для требований новых законодательных норм и использовать их результаты для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и пр.

Остальные организации должны провести специальную оценку условий труда в сроки предусмотренные законодательством (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Сроки проведения специальной оценки условий труда

Незамедлительно До 31 декабря 2018 года

Организации, в которых имеются рабочие места: - с опасными или вредными условиями труда; - условия труда на которых позволяют работнику претендовать на досрочную трудовую пенсию по старости. Все остальные организации.

Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году (то есть с момента вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда»» от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ), считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы для специальной оценки условий труда

С вступлением в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, значительно расширена категория рабочих мест, подлежащих специальной оценке (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Категории рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда

До 1 января 2014 года С 1 января 2014 года

Рабочие места, осуществление трудовой деятельности на которых предусматривает использование ручных инструментов, машин, механизмов, установок, устройств, транспортных средств, оборудования, аппаратов, а также рабочие места, осуществление трудовой деятельности на которых связано с источниками опасности. Все категории рабочих мест, кроме: - рабочих мест персонала, осуществляющего трудовую деятельность в домашних условиях (надомный труд); - рабочих мест персонала, осуществляющего трудовую деятельность на дистанционной основе; - рабочих мест наемных работников физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями (например, няни, домработницы, садовники и т.д.).

Специальная оценка условий труда по рабочим местам офисных работников напрямую не предусматривалась законодательством и являлась объектом дискуссии. Специальная оценка условий труда по рабочим местам офисных работников становится обязательной. Специальная оценка условий труда работников государственных и муниципальных органов регулируется законодательными и подзаконными актами о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Повторная специальная оценка условий труда регулируется Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», который устанавливает период ее проведения не реже чем один раз в пять лет, кроме рабочих мест, по которым необходимо проводить внеплановую аттестацию.

Внеплановая специальная оценка условий труда по конкретному рабочему месту проводится в случаях, определенных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н:

- если это предусмотрено результатами государственной экспертизы условий труда, проведенной для оценки качества аттестации рабочих мест;

- если имеется предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и обязательного к исполнению работодателем;

- при расширении производства и вводе в эксплуатацию новых рабочих мест;

- при мотивированном обращении работника о проведении повторной специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

- при мотивированном обращении представителя первичной профсоюзной организации о проведении повторной специальной оценки условий труда на конкретном рабочем месте;

- при производственной необходимости замены оборудования, если это может ухудшить уровень влияния вредных и опасных производственных факторов на конкретные рабочие места;

- при изменении технологических процессов, которые способны ухудшить уровень влияния вредных и опасных производственных факторов на конкретные рабочие места;

- при изменениях в составе средств коллективной защиты;

- в случае регистрации факта несчастного случая на производстве;

- в случае медицинского подтверждения профессионального заболевания работника, если имеются основания считать причиной данного заболевания, существующие на его рабочем месте вредные или опасные факторы.

Изменения в правовой базе четко указывают, что обязанность по проведению и компенсации затрат по проведению специальной оценки условий труда возлагается на работодателя. При этом при осуществлении специальной оценки условий труда законодательно закреплена определяющая роль сторонней специализированной организации, которая проводит данную процедуру. При этом законом «О специальной оценке условий труда» к ней предъявляются определенные требования, которые обобщены в таблице 3.

Таблица 3 - Требования, предъявляемые к специализированной организации, имеющей право на проведение специальной оценки условий труда_

Требования к организации Критерии выполнения

1. Уставный вид деятельности. Организация должна предусмотреть в своих учредительных документах в качестве одного из основных видов деятельности проведение специальной оценки условий труда.

2. Квалификация персонала. Специализированная организация должна иметь в своем штате не менее пяти экспертов, которые в установленном порядке получили сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

3. Наличие узкоспециализированных специалистов. Специализированная организация должна иметь в своем штате не менее одного эксперта, который получил высшее образование и имеет диплом установленного образца по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

4. Наличие специализированных лабораторий. Важным условием, является наличие в составе специализированной организации в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории или центра, которые обязательно должны быть аккредитованы национальным органом РФ по аккредитации в установленном законодательством порядке. Областью аккредитации данного структурного подразделения должно являться проведение исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

5. Отношения с заказчиками. Специализированная организация должна являться абсолютно независимой по отношению к работодателю.

6. Принадлежность к профессиональному сообществу. Специализированная организация, осуществляющая специальную оценку условий труда, обязательно должна быть внесена в специальный реестр.

Кроме привлечения сторонней организации, работодатель должен создать комиссию, в которую необходимо включить представителя работодателя, председателя профсоюзной организации и специалиста, отвечающего за охрану труда. Еще одним участником данной процедуры является работник, осуществляющий свою деятельность на данном рабочем месте.

Таким образом, с введением новых законодательных норм по специальной оценке условий труда, значительно повышается роль как самого работника, осуществляющего трудовой процесс на конкретном рабочем месте, так и профсоюзной организации, членом которой данный работник является.

Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» четко определены права и обязанности всех сторон, связанных с проведением специальной оценки условий труда.

Однако прежде чем обратится к специализированной организации, которая проведет специальную оценку условий труда, работодатель должен сформировать специальную комиссию и утвердить график проведения специальной оценки условий труда.

Состав и порядок деятельности комиссии должны быть утверждены приказом работодателя. В соответствие с требованиями Федерального закона «О специальной оценке условий труда», численность специальной не регламентируется, однако в ее состав обязательно должны входить представители работодателя, в числе которых обязаны присутствовать специалист по охране труда и представитель профсоюзной организации. Возглавлять специальную комиссию должен руководитель организации-работодателя или его уполномоченный представитель, а численность специальной комиссии должна быть нечетной.

До начала проведения процедуры специальной оценки условий труда, специальная комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, по которым будет проводиться специальная оценка условий труда, а также предоставить перечень аналогичных рабочих мест, которые не были включены в список для проведения аттестации.

Согласно нормам Федерального закона «О специальной оценке условий труда», аналогичными рабочими местами

признаются рабочие места:

- которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

- на которых работники осуществляют деятельность по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20% от общего числа аналогичных рабочих мест. На остальные рабочие места результаты специальной оценки распространяются автоматически.

После создания специальной комиссии внутри организации и определения рабочих мест, которые подлежат специальной оценки условий труда, необходимо заключить договор гражданско-правого характера со специализированной сторонней организацией, которая осуществит специальную оценку.

Выбрать такую организацию можно воспользовавшись реестром организаций, проводящих специальную оценку условий труда, который опубликован Министерством труда и социальной защиты РФ на своем сайте по ссылке http://akot.rosmintrud.ru.

В ходе специальной оценки условий труда эксперты сторонней специализированной организации проводят всестороннюю оценку рабочих мест на наличие или отсутствие вредных и опасных производственных факторов. Рабочие места организации, по которым не выявлено наличие вредных и опасных производственных факторов, заносятся в специальную декларацию. Форма декларации утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

Данная декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов не выявлены. Декларация подается работодателем в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту своего нахождения.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются предусмотренным законодательством испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Классификация условий труда по степени вредности и опасности предусматривает четыре класса условий труда на рабочих местах (См. таблицу 4).

Таблица 4 - Классификация условий труда по степени вредности и опасности

1 класс Оптимальные условия труда 2 класс Допустимые условия труда 3 класс Вредные условия труда 4 класс Опасные условия труда

Условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника. Условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены). Условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: Условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.

Подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без

потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет). Подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности._

Подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в

__период трудовой деятельности. _

По окончании процедуры специальной оценки условий труда на рабочих местах, специализированная организация должна составить отчет. Отчет составляется согласно требованиям Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». Отчет подписывается всеми членами специальной комиссии, созданной работодателем для проведения специальной оценки условий труда, и утверждается председателем специальной комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда содержит следующие положения:

- сведения о специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда (с приложением копий документов, подтверждающих ее полномочия на проведение данной процедуры);

- перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда (с указанием рабочих мест, на которых идентифицированы вредные и опасные производственные факторы);

- карты специальной оценки условий труда (должны содержать исчерпывающую информацию об установленных классах (подклассах) условий труда по каждому рабочему месту);

- протоколы проведения исследований и измерений (по всем идентифицированным вредным и опасным производственным факторам);

- протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

- сводную ведомость специальной оценки условий труда;

- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

- заключения эксперта специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Работодатель обязан ознакомить под роспись с Отчетом о проведении специальной оценки условий труда каждого

работника, осуществляющего трудовую деятельность на рабочих местах, по которым была осуществлена специальная оценка. На данную процедуру законодательство отводит 30 календарных дней с момента утверждения отчета. Кроме того, сведения о результатах специальной оценки условий труда должны быть размещены на официальном сайте организации.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда становится очень важным документом для бухгалтерских служб предприятия. Так, с 1 января 2015 года, предоставление отчетности в Фонд социального страхования РФ должно содержать сведения о проведенной специальной оценке условий труда.

Кроме того, классификация условий труда по степени вредности и опасности определяет размер страховых взносов, отчисляемых в Пенсионный фонд РФ. Тут прослеживается четкая тенденция - чем выше класс вредности рабочего места, тем выше отчисления в Пенсионный фонд РФ (см. таблицу 5.) Такой порядок установлен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Таблица 5 - Размер отчислений в Пенсионный фонд РФ в зависимости от классификации условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности_

Класс условий труда Подкласс условий труда Тариф пенсионных взносов по результатам проведенной специальной оценки условий труда, % Общий размер отчислений в Пенсионный фонд РФ, %

1 класс - оптимальные условия труда 1 0 22

2 класс - допустимые условия труда 2 0 22

3 класс - вредные условия труда 3.1 2 24

3.2 4 26

3.3 6 28

3.4 7 29

4 класс - опасные условия труда 4 8 30

Таким образом, игнорирование организацией проведения специальной оценки условий труда, затрудняет предоставление отчетности в Фонд социального страхования РФ, а также делает некорректным расчет пенсионных взносов. Это может привести к штрафным санкциям к организации, за нарушение действующего законодательства по исчислению взносов в Пенсионный фонд РФ.

Результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на специализированную организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

В Федеральной государственной информационной системе учета существует четкая градация объектов учета, предусмотренная статьей 18 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (см. таблицу 6.)

Таблица 6 - Объекты учета в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда._

Объект учета в отношении работодателя Объект учета в отношении рабочего места Объект учета в отношении специализированной организации, проводившей специальную оценку условий труда

1. Полное наименование. 1. Индивидуальный номер рабочего места. 1. Полное наименование.

2. Место нахождения и место осуществления деятельности. 2. Код профессии работника или работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. 2. Регистрационный номер записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

3. Идентификационный номер налогоплательщика. 3. Страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте. 3. Идентификационный номер налогоплательщика.

4. Основной государственный регистрационный номер. 4. Численность работников, занятых на данном рабочем месте. 4. Основной государственный регистрационный номер.

5. Код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. 5. Класс условий труда на данном рабочем месте, а также класс условий труда в отношении каждого вредного и опасного производственных факторов с указанием их наименования, единиц их измерения, измеренных значений, соответствующих нормативов условий труда, продолжительности воздействия данных вредных и опасных производственных факторов на работника. 5. Сведения об аккредитации испытательной лаборатории, в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории.

6. Количество рабочих мест. 6. Основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости (при наличии). 6. Сведения об экспертах организации, проводившей специальную оценку условий труда, участвовавших в ее проведении, в том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда. 7. Сведения о произошедших за последние пять лет несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях, выявленных у работников, занятых на данном рабочем месте. 7. Сведения о применявшихся испытательной лабораторией средствах измерений, включающие в себя наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер средства измерений, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования измерявшихся вредного и опасного производственных факторов.

8. Распределение рабочих мест по классам (подклассам) условий труда. 8. Сведения о качестве результатов проведения специальной оценки условий труда (соответствие или несоответствие результатов проведения специальной оценки условий труда требованиям ФЗ).

Также результаты специальной оценки условий труда применяются в случаях, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Основными целями применения результатов специальной оценки условий труда, являются следующие:

- разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

- информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;

- осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

- организации в случаях, установленных законодательством РФ, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

- установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций;

- установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

- решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- оценка уровней профессиональных рисков.

Следует отметить, что начиная с 1 января 2015 года, значительно ужесточается административная и уголовная ответственность за не соблюдение норм специальной оценки условий труда.

Согласно правовых норм, содержащихся в статье 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12. 2001 г № 195-ФЗ, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей в размере от 5000 до 10000 рублей;

- на юридических лиц, то есть работодателей - от 60000 до 80000 рублей.

При повторном нарушении размер штрафов значительно возрастает:

- на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей в размере от 30000 до 40000 рублей;

- на юридических лиц, то есть работодателей - от 100000 до 200000 рублей.

Кроме того, штрафные санкции могут быть заменены отстранением руководящих лиц организации от занимаемой должности на срок от одного года до трех лет, а деятельность организации или индивидуального предпринимателя может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Более серьезные последствия за не проведение в организации специальной оценки условий труда наступают, если в организации произошел несчастный случай. Если отсутствие результатов специальной оценки условий труда при несчастном случае будет являться доказательством вины работодателя, то вступают в действие нормы статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13. 06. 1996 г. № 63-ФЗ.

Тут возможны разные варианты. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека наказывается:

- штрафом в размере до 400000 рублей;

- либо суммой в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;

- либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов:

- либо исправительными работами на срок до 2 лет;

- либо принудительными работами на срок до 1 года;

- либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или без такового.

Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности смерть человека, то данное деяние наказывается принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц, то данное деяние наказывается принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Таким образом, новые правила проведения специальной оценки условий труда, значительно повышают роль данной процедуры в хозяйственной деятельности предприятия и влияют как на управленческие действия руководства организации в части повышения эффективности охраны труда, так и на формирование форм отчетности во внебюджетные фонды.

This paper considers the system of normative régulation on the procédures and special assessments of jobs, provides the entire list of requirements for organizations engaged in this work. In addition, the authors analyze the system of administrative and criminal liability for not following the rules of special assessment of working conditions.

Keywords: employee benefits, special assessment of working conditions, insurance contributions, jobs, health and safety.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30. 12. 2001 г. № 195-ФЗ

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. 06. 1996 г. № 63-ФЗ

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г № 421-ФЗ

4. О специальной оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ

5. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

6. Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. № 33н

7. Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н

8. О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. № 80н

9. Ковалева Н. Н., Киреева В. П. Влияние заработной платы на формирование финансового результата организации: отечественный и зарубежный опыт//Вестник Брянского государственного университета. №3 (2011): Проблемы социально-

экономического развития сферы образования. Теоретические и методологические аспекты экономической науки. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами. Инвестиции, инновации. Бухучет и финансы. Брянск: РИО БГУ, 2011. - С. 275-279

10. Мельгуй А. Э., Дворецкая Ю. А. Вознаграждения работникам: новая категория в российском бухгалтерском учете // Вестник Брянского государственного университета. №3 (2) (2012): Проблемы социально-экономического развития сферы образования. Теоретические и методологические аспекты экономической науки. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами. Инвестиции, инновации. Бухучет и финансы. Брянск: РИО БГУ2012. - С. 289-293

11. Мельгуй А. Э. Лечение работника: как исчислить налог на доходы физических лиц // Главбух. - 2001. - №9. - С. 20.

12. http://www.rosmintrud.ru - сайт Министерства труда и социальной защиты РФ

Об авторах

Мельгуй А.Э. - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, mae@mail.ru

Ковалева Н.Н. - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского kovaleva-nat@yandex.ru

Дворецкая Ю.А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, dvorezul@mail.ru

УДК 33.331.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Л.С. Митюченко, И.И. Щерба, А.А. Зайцев

В статье рассматриваются пути формирования стратегии и тактики эффективного использования персонала на промышленных предприятиях, способствующих развитию промышленности и обеспечению их конкурентоспособности, как на отечественном, так и на мировых рынках. Ключевые слова: система управления персоналом, промышленное предприятие, адаптация сотрудников, стажировка сотрудников, индивидуальные программы развития, рабочее место, корпоративная культура, программа стажировки, система наставничества, удовлетворенность персонала.

Система управления персоналом промышленных предприятий достаточна схожа между собой и включает основные элементы системы управления персоналом современных организаций, включая все этапы процесса, от планирования трудовых ресурсов до обучения руководящих кадров компании [4].

Для совершенствования системы управления персоналом и повышения эффективности деятельности персонала промышленных предприятий мы предлагаем, расширить систему управления персоналом по следующим направлениям:

-расширение процесса адаптации новых сотрудников;

- проведение опроса удовлетворенности сотрудников.

Для расширения процесса адаптации новых сотрудников мы предлагаем следующий порядок проведения стажировок сотрудников:

1. Подготовительный этап стажировки

Для сотрудников, принятых/переведенных для стажировки на позиции:

- категорий «Инженерно-технические работники» и «Трейдеры» (за исключением руководителей) разрабатываются «Программы стажировки»;

- категорий «Средние менеджеры», руководители категории «Трейдеры» и «Топ-менеджеры» разрабатываются «Индивидуальные программы развития».

Для стажеров необходимо организовать рабочее место с учетом правил эргономики и удобство пользователя. Ответственность за организацию и техническое оснащение рабочего места возлагается на непосредственного руководителя [1].

Организованное рабочее место предполагает наличие письменного/компьютерного стола, кресла/стула, оргтехники и канцелярских принадлежностей. Этот набор варьируется в зависимости от функциональной необходимости конкретного работника и требований к организации его рабочего места. Ответственность за составление «Заявки на сервисное обслуживание» в центр информационных технологий современного крупного промышленного предприятия на регистрацию нового пользователя интранет-сети, подключение к Интернету и настройку учетной записи электронной почты возлагается на руководителя нового сотрудника.

2. Формирование программы стажировки

Специалист по обучению отдела обучения и развития департамента управления персоналом (далее - специалист по обучению) должен разработать для нового сотрудника «Программу стажировки», которая рассчитана на весь период стажировки, начиная со дня приема.

Руководитель назначает новому сотруднику наставника, который планирует, сопровождает и оценивает работу нового сотрудника в период стажировки.

Основой для формирования «Программы стажировки» является «Должностная инструкция» должности, на которую принимается сотрудник.

На основании информации о соответствии необходимым компетенциям, формируется «Программа стажировки» нового сотрудника, которая содержит в себе перечень мероприятий, контрольные даты, фамилии ответственных за ознакомление сотрудника с новой информацией.

«Программа стажировки» включает в себя следующие разделы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.