Научная статья на тему 'Правовое положение института курултая в Кыргызской республике'

Правовое положение института курултая в Кыргызской республике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
563
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Ключевые слова
НАРОДОВЛАСТИЕ / НАРОД / ДЕМОКРАТИЯ / ВЫБОРНАЯ ВЛАСТЬ / СХОДЫ ГРАЖДАН / КУРУЛТАЙ / СИСТЕМА НАРОДОВЛАСТИЯ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ. КЫРГЫЗСКИЙ КУРУЛТАЙ / АССАМБЛЕЯ НАРОДА КЫРГЫЗСТАНА / ВСЕМИРНЫЙ КУРУЛТАЯ КЫРГЫЗОВ / КУРУЛТАЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА / DEMOCRACY / THE PEOPLE / ELECTORAL POWER / GATHERINGS OF CITIZENS / KURULTAI / DEMOCRACY SYSTEM / REPRESENTATIVE DEMOCRACY. KYRGYZ KURULTAI / THE ASSEMBLY OF PEOPLES OF KYRGYZSTAN / THE WORLD KURULTAI OF THE KYRGYZ PEOPLE / KURULTAI REPRESENTATIVES OF THE LOCAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бакиров Артур Жылдызбекович

Данная статья рассматривает и проводит анализ правовых основ института курултая, его правовую регламентацию в современной политико правовой системе Кыргызской Республики. Определяет понятие, сущность курултая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое положение института курултая в Кыргызской республике»

LEGAL SCIENCES

The Legal status of kurultai-institute in the Kyrgyz Republic Bakirov A. (Republic of Kyrgyzstan) Правовое положение института курултая

в Кыргызской Республике Бакиров А. Ж. (Кыргызская Республика)

Бакиров Артур Жылдызбекович /Bakirov Artur - соискатель, старший преподаватель, кафедра международных прав, Международный университет Кыргызстана, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: данная статья рассматривает и проводит анализ правовых основ института курултая, его правовую регламентацию в современной политико -правовой системе Кыргызской Республики. Определяет понятие, сущность курултая.

Abstract: this article examines and analyzes the legal framework Kurultai institution, its legal regulation in modern political - legal system of the Kyrgyz Republic. It defines the concept, the essence of Kurultai.

Ключевые слова: народовластие, народ, демократия, выборная власть, сходы граждан, курултай, система народовластия, представительная демократия. Кыргызский курултай, Ассамблея народа Кыргызстана, всемирный Курултая кыргызов, курултай представителей местного сообщества.

Keywords: democracy, the people, democracy, electoral power, gatherings of citizens, Kurultai, democracy system, representative democracy. Kyrgyz Kurultai, the Assembly of Peoples of Kyrgyzstan, the World Kurultai of the Kyrgyz people, Kurultai representatives of the local community.

Существование курултая как государственного института, позволяло на протяжении многих веков принимать оптимальные и эффективные решения коллегиального характера, которые в свою очередь является неотъемлемым составным элементом народовластия. Институт народного курултая имелся во всех кочевых и оседлых народах в различных формах, однако содержание у всех было одинаковое - это народовластие.

Кыргызстан имеет вековую традицию народовластия. Одной из самых древнейших и действенных, эффективных форм народовластия в нашей стране является курултай.

События последних лет были трудными для кыргызского народа и, для того, чтобы общество смогло преодолеть кризис и выжить как национальное и гражданское целое, оно должно реагировать на происходящее. Вот почему так актуальна тема национального диалога, понимаемого широко как общенациональное обсуждение актуальных проблем общества.

Кыргызский курултай - это система участия общества в управлении своими делами, в государственной работе. Поэтому, на сегодняшний день становится очевидным, что курултай становится одним из важных институтов демократического государства.

Так, после распада Советского Союза кыргызское общество подверглось существенным изменениям, и перешло в то состояние, которое называется кризисом идентичности. Были утеряны прежние цели, резко произошла смена общественных ценностей. Сама структура общества потеряла прежнюю определенность и качество.

В 1992 году начался процесс формирования национальных организаций, ставивших своей целью защиту интересов этнических групп и обеспечение их

49

языковой и культурной идентичности. К 1994 году было создано свыше 20 таких организаций [1, 51]. Руководители 11 национальных организаций 7 декабря 1993 года обратились к Президенту Кыргызской Республики с предложением созвать Курултай народа Кыргызстана для обсуждения общих проблем и выработки решений и поиску путей выхода из кризисного состояния в интересах дальнейшего укрепления межнационального согласия в стране. Президент поддержал эту инициативу, утвердив своим Указом организационный комитет по проведению Курултая народа Кыргызстана для рассмотрения вопросов укрепления межнационального согласия и дружбы между народами Кыргызской Республики.

Состоявшийся 22 января 1994 года первый Курултай народа Кыргызстана принял решение о создании Ассамблеи народа Кыргызстана - массовой общественной организации, призванной выражать национальные интересы этносов, образующих народ Кыргызстана, обеспечивать общенародную солидарность в Кыргызской Республике [2, 384].

Создание Ассамблеи народа Кыргызстана стало новаторским и, как показывает время, эффективным путем к формированию общественно-государственной системы поддержания межэтнического согласия и гражданского мира в республике. По сути дела Ассамблея народа Кыргызстана стала уникальным народным Парламентом, обеспечивающим представительные права всем и каждой этнической группе, проживающей на кыргызской земле, настоящим Домом Дружбы народов.

В целях содействия укреплению единства Кыргызстана и межнационального согласия, развитию и взаимообогащению духовных ценностей и традиций каждого этноса, входящего в народ Кыргызстана, в декабре 1995 года был издан Указ Президента КР о проведении Второго Курултая народа Кыргызстана [3]. Далее, в целях дальнейшего укрепления единства и межнационального согласия народа Кыргызстана, активного содействия развитию и взаимообогащению духовных, культурных ценностей и традиций всех населяющих республику этносов были проведены более пяти Курултаев наpода Кыргызстана с участием Ассамблеи народа Кыргызстана.

Как мы видим, с момента приобретения Кыргызской Республикой суверенитета институт курултая был возрождён, но он не был должным образом внедрен в правовую систему, не понятно и не отрегулировано было его правовое положение.

Итак, в соответствии с п.2 ст.52 Конституции Кыргызской Республики, по вопросам, имеющим государственное и общественное значение рекомендуется практиковать проведение народных курултаев. Решение народного курултая носит рекомендательный характер и направляется в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления [4].

В ст. 52 Закона КР «О местном самоуправлении» отмечается, что для принятия решений по важнейшим делам местного значения, требующих обсуждения с членами сообщества, местные сообщества могут проводить курултаи, собрания, сходы и другие формы прямого волеизъявления. С целью учета широкого спектра общественного мнения и участия населения в решении важнейших вопросов организации его жизнедеятельности могут проводиться курултаи местных сообществ, районов, областей (Ст. 53) [5].

В 1996 году было издано Положение о сельском курултае, утвержденное Указом Президента Кыргызской Республики от 24 октября 1996 года N УП-309 [6], в котором говорилось, что для принятия коллективных решений по важнейшим вопросам местного значения, требующим обсуждения с членами сообщества, согласно принципам местного самоуправления в сельских местностях созываются сельские курултаи, на которых могут обсуждаться вопросы принятия Устава местного сообщества, внесения изменений и дополнений в него, проблемы социально-экономического развития сообщества, создания коммунальной собственности и ее управления, а также не противоречащие законам Кыргызской Республики иные

50

вопросы, касающиеся внутренней жизни сообщества. Тем не менее, данный акт не определял статус института курултая, не уточнялась значение и сила решений, принятых на курултае и т.д.

В целях дальнейшего укрепления основ народовластия и совершенствования местного самоуправления, повышения роли местных сообществ в управлении делами местного значения и установлении действенного демократического контроля за деятельностью исполнительно-распорядительных органов местной власти принимается новое положение о народном курултае представителей местного сообщества в 2001 году. Где отмечается, что народный курултай - это представительная форма участия членов местного сообщества в управлении делами местного значения, осуществляемом путем избрания ими делегатов курултая в соответствии с Положением, и обсуждении на курултае важных вопросов жизнедеятельности местного сообщества.

Здесь говорится, что Народный курултай вправе рассматривать все жизненно важные вопросы местного сообщества.

Значительной, на наш взгляд, с правовой точки зрения является норма о том, что решения народного курултая, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики и Уставу местного сообщества, обязательны для исполнения на всей территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Данный акт является революционным, так как вшивает институт курултая в правовую материю и структуру государственного управления, в частности, на уровне местного самоуправления Кыргызской Республики.

В результате исследования правового положения института Курултая в нашей стране, мы видим, что, пожалуй единственным нормативным актом, регламентирующим статус курултая в Кыргызской Республике является Положение о народном курултае представителей местного сообщества, утвержденное Указом Президента КР от 2 мая 2001 года УП N 152 «О мерах по повышению роли народных курултаев представителей местных сообществ Кыргызской Республики в управлении делами местного значения» [7]. Стало очевидным, что правовое положение института курултая в свете усиления его роли в жизнедеятельности Кыргызской Республики требует значительных доработок.

Кроме того, в 2012 году депутатами парламента Кыргызской Республики инициируется проект Закона Кыргызской Республики «О курултаях», который представляет собой более или менее правовую регламентацию всех видов курултаев.

Анализируя развитие института курултая, можно выявить три типа курултаев: Всемирный курултаи кыргызов, где собираются активисты, влиятельные люди кыргызского общества со всех уголков мира, которые поднимают судьбоносные вопросы, по результатам которого принимается решение рекомендательного характера; народные курултаи, где решаются важные вопросы жизни населения, определяется внешняя политика, решаются вопросы войны и мира; курултай представителей местного сообщества для управления делами местного значения; четвертый вид курултаев, которые еще не получили правовую регламентацию со стороны законодательства Кыргызсана - курултаи представителей различных конфессий и профессиональных деятелей.

В современном определении институт курултая понимается в двух аспектах: первое регламентируется согласно законодательству Кыргызской Республики как народный курултай - представительная форма участия членов местного сообщества в управлении делами местного значения, осуществляемом путем избрания ими делегатов курултая в соответствии законодательством; второе - курултай - консультативный орган всенародного представительства в форме участия членов местных сообществ по всей республике в управлении делами государственного значения, осуществляемом путем избрания ими делегатов курултая и обсуждении на курултае важных вопросов жизнедеятельности государства, включая отчеты государственных органов власти и органов местного самоуправления.

Литература

1. Акаев А. Раздумья на судьбоносном этапе [Текст]: монография / А. А. Акаев.-Бишкек: Илим, 1994. - 51 с.

2. Чотонов У. Ч. Кыргызстан по пути суверенитета. Историко-политический анализ / У. Ч. Чотонов. - Бишкек, 2007. - 384 с.

3. Указ Президента КР от 1 декабря 1995 года УП N 329 «О проведении Второго Курултая народа Кыргызстана».

4. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года // «Эркин-Тоо», № 61 от 06.07.2010.

5. Закон КР от 15 июля 2011 года № 101 «О местном самоуправлении» // «Эркин -Тоо», №59 от 22.07.2011.

6. Положение о сельском курултае, утвержденное Указом Президента Кыргызской Республики от 24 октября 1996 года N УП-309.

7. Положение о народном курултае представителей местного сообщества (Утверждено Указом Президента Кыргызской Республики от 2 мая 2001 года N 152).

© А.Ж. Бакиров, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.