Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 23 (62). № 1. 2010 г. С.254-266.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
УДК 342.7
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В ШВЕЙЦАРСКОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ
Королева-Борсоди Н. В.
Крымский центр Европейского университета финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса, Симферополь, Украина [email protected]
На основе анализа положений действующего швейцарского законодательства и международно-правовых актов в статье освещаются вопросы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, правила их въезда и выезда, пребывания и поселения на территории Швейцарской Конфедерации. Отдельно обозначены основания привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к юридической ответственности за нарушение указанных правил и виды такой ответственности.
Ключевые слова иностранный гражданин, лицо без гражданства, Швейцарская Конфедерация, разрешение на непродолжительное пребывание, вид на жительство, разрешение на постоянное место жительство.
В конце ХХ-начале XXI вв. для многих европейских стран актуальным стал вопрос роста численности так называемых «легальных иммигрантов» (иностранцев, присутствующих в соответствующей стране на законных основаниях). Например, численность иностранных граждан в 2006-2009 гг., проживающих в Австрии возросла до 10.4 % населения страны (более 870 тыс.) [16], в Германии - до 8,8 % (7,2 млн.) [13], в Италии - до 6,5 % (3,9 млн.) [14], во Франции - до 5,8 % (более 3,5 млн.) [17]. Швейцарская Конфедерация не стала тому исключением. По данным Союзного офиса по статистике на 31 декабря 2008 г. на территории Швейцарии проживало 1 669 715 иностранных граждан, что составило 21,7% постоянно проживающего в Швейцарии населения. За прошедшие менее 30 лет численность иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Швейцарии, возросла почти вдвое: в 1980 г. их насчитывалось 913 497 человек, в 1990 г. - 1 127 109 человек, а в 2000 г. - 1 424 370 человек [15]. Поскольку стремление Украины к европейской интеграции делает необходимым исследование накопленного в государствах Европы опыта правового регулирования, тема данной статьи является безусловно актуальной. Целью статьи стало исследовании правового положения граждан и лиц без гражданства в Швейцарской Конфедерации.
Правовое положение указанных выше лиц определяется, прежде всего, Союзной Конституцией, конституциями субъектов (кантонов), союзными законами и иными нормативно-правовыми актами Швейцарской Конфедерации. Так, согласно ст. 121 Союзной Конституции законодательство о въезде и выезде, пребывании и поселении иностранок и иностранцев, а также о предоставлении убежища подлежит ведению Союза. Основным законом, регулирующим вопросы въезда и выезда, пребывания и поселения иностранных граждан на территории Швейцарской Конфедерации, является Союзный Закон «Об иностранных гражданах» от 16.12.2005 г. [7]
Немаловажное значение среди источников, регулирующих правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Швейцарской Конфедерации, также отводится международным нормативным правовым актам, участником которых выступает Швейцарская Конфедерация, и международным договорам и соглашениям, заключенным между Швейцарской Конфедерацией и государством гражданства иностранного гражданина.
Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята резолюцией 40/144 Генеральной Ассамблеи от 13.12.1985), относит к категории «иностранного гражданина» любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится. Иными словами, иностранный гражданин - это физическое лицо, принадлежащее к постоянному населению иностранного по отношению к Швейцарской Конфедерации государства, пользующееся защитой такого государства и наделенное совокупностью прав и обязанностей. Согласно Конвенции о статусе апатридов, которая была принята 28.09.1954 г. Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 526 А (XVII) Экономического и Социального Совета ООН от 26.04.1954 г., под термином «апатрид» подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона. Иностранный гражданин признается законно прибывшим в Швейцарию, если он выполнил распоряжения, касающиеся предъявления документов легитимации, визы, контроля на границе, и если к нему не применялся один из таких персональных запретов, как выдворение, запрет или ограничение въезда на территорию страны.
Все иностранные граждане, прибывающие на территорию Швейцарской Конфедерации, срок пребывания которых в Швейцарии не превышает 3 месяца [7, ст. 5; 9, ст.ст. 2-4; 5, ст. 5, ч. 1, п. «а»; 3]:
1) обязаны иметь при себе действительный паспорт или иной проездной документ для пересечения границы (если иное не установлено двусторонними или многосторонними соглашениями).
Паспорт или иной проездной документ для пересечения границы считается действительным, когда он: а) удостоверяет личность владельца и его принадлежность государству, которое его выдало; Ь) был выдан в соответствии с действующими международно-правовыми нормами странами или территориальными единицами, признанными всеми странами-участниками Шенгенского соглашения; с) был выдан странами или международными единицами, не признанными всеми странами-участниками Шенгенского соглашения, но выдавшее такой паспорт или проездной документ государство гарантирует возвращение своих подданных на свою территорию в любое время, и такой документ признается Исполнительным комитетом действительным; ё) является проездным документом беженца, выданным в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев от 28.07.1951 г.; е) является проездным документом лица без гражданства, выданным в соответствии с Конвенцией о статусе апатридов от 28.09.1954 г. Союзная Служба по миграции может установить исключения из вышеперечисленных правил в отношении обязательного наличия паспорта у лица, въезжающего на территорию Швейцарии.
2) обязаны иметь действительную визу на право въезда в Шенгенскую зону, если такое лицо является гражданином страны третьего мира, входящей в список стран, для подданных которых получение визы является обязательным согласно Регламента № 539/2001 Совета [4]. В связи с присоединением Швейцарской Конфедерации к Шенгенскому соглашению, с 15.12.2008 г. иностранные граждане получили право въезда на территорию Швейцарии при наличии действительной шенгенской визы, а визы, выдаваемые посольствами Швейцарии, являются действительными для всей Шенгенской зоны.
3) располагать доказательствами в отношении целей и условий пребывания на территории Швейцарии; достаточными средствами к существованию во время пребывания в Швейцарии, в том числе для возвращения в страну происхождения или транзита, в которую такому иностранному гражданину гарантировано право въезда, или быть в состоянии законно приобретать указанные средства; представить необходимые гарантии о том, что иностранный гражданин за время пребывания на территории Швейцарии не будет ходатайствовать об оказании ему социальной помощи (доказательствами достаточности средств могут быть наличные деньги или банковские вклады, гарантия третьего лица о покрытии расходов, дорожные чеки и т.д.);
4) не входить в категорию лиц, к которым была применена процедура выдворения с территории Швейцарии или в отношении которых содержатся данные в Шен-генской информационной системе о запрете въезда в Шенгенскую зону;
5) представить необходимые гарантии о том, что иностранный гражданин покинет территорию Швейцарии в установленные сроки;
6) не представлять никакой опасности для общественного порядка, внутренней безопасности, здравоохранения и международных сношений, как Швейцарии, так и стран-участников Шенгенского соглашения, том числе не числиться в национальных базах данных стран-участников, содержащих перечень лиц, которым запрещен въезд на их территорию по перечисленным выше мотивам.
Для пребывания на территории Швейцарской Конфедерации более 3 месяцев иностранный гражданин не только должен соответствовать указанным выше (п. 1, 4 и 6) условиям въезда, но и обязан: а. иметь действительную визу на право въезда в Швейцарию; Ь. соответствовать условиям, установленным в отношении целей пребывания на территории Швейцарии такого гражданина.
Союзная Служба по миграции может в отдельных случаях предоставить право въезда иностранным гражданам в Швейцарию с целью их пребывания на ее территории не более 3 месяцев, исходя из гуманитарных мотивов, национальных интересов или в соответствии с международными обязательствами [9, ст. 2, чч. 3-4; 5, ст. 5, ч. 4, п. «с»].
Согласно статьям 10-11 СЗ «Об иностранных гражданах» каждый иностранный гражданин, прибывший законно в Швейцарию, может находиться на ее территории, не осуществляя деятельность, приносящую доход, без специального разрешения в течение 3 месяцев или до истечения срока действия визы. Свыше указанного срока такой гражданин имеет право находиться на территории Швейцарской Конфедерации только после получения специального разрешения, и такое разрешение должно быть им получено до его въезда в Швейцарию.
Иностранный гражданин, который собирается заниматься в Швейцарии деятельностью, приносящей доход, должен получить визу для въезда на территорию Швейцарии независимо от срока такого пребывания. Хотя страна, являющаяся участником Шенгенского соглашения, может предусмотреть исключения в отношении лиц, которые осуществляют деятельность, приносящую доход, во время их пребывания на территории страны [9, ст. 4, ч. 2; 4, ст. 4]. Под деятельностью, приносящей доход, понимается любая работа по найму или независимо от работодателя, которая приносит прибыль, даже если она осуществляется таким иностранным гражданином бесплатно [8, ст.ст. 1-2].
Согласно статьям 4, 5 вышеуказанного Постановления и статьям 4, 5 Регламента Европейского Сообщества № 539/2001 при пребывании на территории Швейцарии не более 3 месяцев получение визы является необязательным для:
- лиц, освобожденных от обязанности получения визы в силу норм Приложений 1-4 к Общим консульским правилам для дипломатических представительств и консульств.
- владельцев действительных дипломатических, служебных или специальных паспортов Боливии, Доминиканской Республики, Колумбии, Марокко, Перу, Туниса и Эквадора, так же как других иностранных государств, с которыми Швейцария заключила двусторонние или многосторонние соглашения об этом, а также владельцев действительных дипломатических паспортов Ирана;
- членов экипажей воздушных судов и членов других экипажей при исполнении своих обязанностей и владеющих лицензией или сертификатом члена экипажа в соответствии с Приложением № 9 к Соглашению о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. [2, ч. 2]
Освобождены от обязанности получения визы следующие категории иностранных граждан, прибывающих на территорию Швейцарии с целью осуществления деятельности, приносящей доход:
- подданные Австралии, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Гватемалы, Канады, Мексики, Никарагуа, Сальвадора, Соединенных Штатов Америки и Уругвая, если такая деятельность осуществляется ими не более 8 дней в течение 1 календарного года;
- подданные государств, с которыми Швейцария заключила двусторонние или многосторонние соглашения по данному вопросу и в соответствии с целями, предусмотренными в соглашении.
При пребывании на территории Швейцарии более 3 месяцев получение национальной визы является необязательным для:
- подданных государств, с которыми Швейцария заключила двусторонние или многосторонние соглашения по данному вопросу;
- иностранные граждане, которые имеют действующие вид на жительство, разрешение на поселение или пограничное разрешение или удостоверение личности члена Департамента (Министерства) иностранных дел.
Существует несколько видов разрешений на пребывание на территории Швейцарской Конфедерации, которые выдаются иностранным гражданам в зависимости от цели их пребывания в Швейцарии.
Во-первых, это разрешение на непродолжительное пребывание на территории Швейцарии (разновидность Permis В). Оно выдается, как правило, на срок до 1 года, хотя действие такого разрешения может быть продлено до 2 лет.
Новое разрешение на непродолжительное пребывание на территории Швейцарии может быть выдано только после прерывания пребывания такого гражданина в Швейцарии по истечении срока, на который выдано разрешение.
Самым распространенным из разрешений на пребывание на территории Швейцарской Конфедерации является вид на жительство (разновидность Permis B), которое предоставляется на срок более 1 года, и он может быть продлен, если за время пребывания на территории Швейцарии иностранного гражданина не появились поводы для его аннулирования.
Разрешение на постоянное место жительство (Permis С) выдается бессрочно при соответствии иностранного гражданина следующим условиям: a. он находился на территории Швейцарии не менее 10 лет, имея разрешение на непродолжительное пребывание или вид на жительство, среди которых последние пять лет непрерывно он проживал на территории Швейцарии на основании предоставленного ему вида на жительство (в срок 5 лет на засчитывается время учебы или профессиональной переподготовки); b. отсутствуют основания для аннулирования его пребывания на территории страны. Разрешение на постоянное место жительства может быть предоставлено иностранному гражданину и ранее указанного выше срока при наличии к этому веских оснований. Например, по истечении 5 лет его проживания на территории Швейцарии на основании предоставленного ему вида на жительство, если такой иностранный гражданин хорошо интегрировался в жизнь в Швейцарии, свободно владеет одним из государственных языков.
Временное пребывание лица на территории Швейцарии с целью, например, получения образования или профессиональной переподготовки не засчитываются в этот срок 5 лет непрерывного пребывания.
Лицам для осуществления деятельности, приносящей доход, в пограничной зоне предоставляется пограничное разрешение нахождения на территории Швейцарии (Permis G) сроком на 5 лет и может быть продлено, если отсутствуют основания для его аннулирования. Одно из основных условий действия такого разрешения - еженедельное возвращение иностранного гражданина на свое постоянное место жительства за границей. Такое пограничное разрешение может быть выдано и на других условиях, определяемых в каждом конкретном случае [7, ст.ст. 32-35].
Разрешение на нахождение на территории Швейцарии в связи с осуществлением деятельности, приносящей доход (Permis L), предоставляется лицам для осуществления деятельности, приносящей доход, не проживающим в приграничной зоне сроком от 120 дней до 1 года на срок действия контракта и может быть вновь выдано по истечении срока, на который выдано разрешение, если отсутствуют основания для его аннулирования и такое лицо продолжает осуществлять деятельность, приносящую доход. В некоторых случаях такое разрешение дает право находиться на территории Швейцарии до 90 дней в течение 1 года, на который выдано разрешение. При изменении места работы иностранный гражданин обязан уведомить соответствующие органы об этом в течение 8 дней [12].
Еще одним из видов разрешений на право нахождения на территории Швейцарской Конфедерации является разрешение с налоговым соглашением - так называемое «^emis avec la convention fiscale» (разновидность Permis В). Данное разрешение может быть выдано иностранным гражданам, которые располагают в Швейцарии задекларированным свободным капиталом в размере не менее 1 млн. швейцарских франков, и их годовой доход составляет не менее 150 тыс. швейцарских франков. Указанное разрешение дает право находиться на территории Швейцарии в течение 180 дней в течение срока, на который выдано разрешение [12].
Согласно статьям 61-63 СЗ «Об иностранных гражданах» действие разрешения на поселение (вида на жительство) считается оконченным: когда иностранный гражданин заявил о своем отъезде из страны;
a. когда иностранный гражданин получает разрешение в другом кантоне;
b. в связи с истечением срока, на который было выдано разрешение;
c. в связи с выдворением или высылкой;
d. он находился за границей в течение шести месяцев; по ходатайству, заявленному до истечения этого срока, срок может быть продлен до 4 лет.
Разрешение на непродолжительное пребывание и вид на жительство могут быть аннулированы в случае, если:
- иностранному гражданину разрешение на проживание было выдано путем обмана или на основании заявления, содержащего неправильные данные или утаивающего существенные факты;
- иностранный гражданин был приговорен к долгосрочному лишению свободы или к нему были применены меры, установленные ст. 64 (помещение в психиатрическую больницу) или ст. 61 (помещение в специальное учреждение для подростков) Уголовного Кодекса Швейцарской Конфедерации;
- иностранный гражданин серьезно или повторно посягнул на безопасность и общественный порядок Швейцарии или другого государства или своими действиями подвергает их такой опасности или представляет угрозу для внутренней или внешней безопасности Швейцарии;
- иностранный гражданин не соблюдает условия, на основании которых ему было выдано разрешение на проживание.
Уполномоченный орган союзной или кантональный власти в случае такой необходимости имеет право произвести задержание лиц, которые лишены вида на жительство или разрешения на постоянное проживание: с целью объявления им решения, относящегося к их статусу пребывания на территории страны; а также с целью установления их личности и гражданской принадлежности.
В случае если задержание может превысить 24 часа, этому лицу должна быть предоставлена возможность урегулировать все свои срочные личные дела. Контроль за законностью задержания при наличии ходатайства об этом осуществляется компетентной судебной властью [7, ст. 73].
Союзная Служба по миграции имеет право отказать в одобрении выдачи первоначального разрешения или ограничить действие кантонального решения, в частности, относительно срока разрешения на пребывание в стране и его целей:
— иностранный гражданин более не отвечает условиям, на основании которых ему было выдано разрешение на проживание;
— при наличии неблагоприятных сведений в отношении иностранного гражданина;
— иностранный гражданин, который переселился в Швейцарию, не следует целям, указанным им в ходатайстве о предоставлении ему разрешения на пребывание в стране;
— у такого гражданина отсутствуют интересы для нахождения в Швейцарии;
— более не отвечает условиям, на основании которых ему было выдано разрешение на проживание, или такие условия были аннулированы.
В возобновлении вида на жительство может быть отказано, если иностранный гражданин, который переселился в Швейцарию, не следует целям, указанным им в ходатайстве о предоставлении ему разрешения на пребывание в стране; если у такого гражданина отсутствуют интересы для нахождения в Швейцарии, или он более не отвечает условиям, на основании которых ему было выдано разрешение на проживание, или такие условия были аннулированы. Союзная Служба по миграции выдает вид на жительство или разрешение на въезд в случае выдачи первоначального разрешения на непродолжительное пребывание [8, ст. 86].
Условия проживания иностранных граждан на территории Швейцарии регулируются Союзным Законом «Об иностранных гражданах» от 16.12.2005 г. и Постановлением «О разрешении въезда, пребывания и занятия деятельностью, приносящей доход» от 24.10.2007 г.
Как основные права и обязанности владельца соответствующего разрешения на пребывание на территории Швейцарии можно обозначить следующее. Во-первых, владелец разрешения на непродолжительное пребывание на территории Швейцарии, вида на жительство или разрешения на постоянное проживание имеет право свободно выбирать для себя место жительства на всей территории кантона, который выдал ему такое разрешение.
Во-вторых, при переезде на постоянное место жительства в другой кантон владелец разрешения на непродолжительное пребывание на территории Швейцарии обязан вначале получить разрешение на поселение в этом кантоне. Владелец вида на жительство имеет такое право, если является безработным в кантоне своего постоянного места проживания и при отсутствии поводов, на основании которых его вид на жительство может быть аннулирован. Владелец разрешения на постоянное проживание имеет право переехать в другой кантон при отсутствии оснований для аннулирования его разрешения. Временное нахождение в другом кантоне не требует специального разрешения [7, ст.ст. 36-37];
В-третьих, иностранцы, выезжающие за пределы кантона или коммуны своего постоянного места жительства для осуществления в течение рабочей недели деятельности, приносящей доход, или получения образования, обязаны заявить о своем прибытии в компетентные органы власти по месту работы или учебы в течение 14 дней с момента приезда только в том случае, если суммарно за календарный год такое нахождение за пределами кантона или коммуны постоянного места жительства составляет более 3 месяцев. После окончания учебы или завершения осуществления
деятельности, приносящей доход, иностранный гражданин обязан уведомить компетентную службу о своем отъезде в течение 14 дней;
Арендодатель, который предоставляет за плату жилую площадь, иностранному гражданину обязан заполнить соответствующий бюллетень прибытия при его поселении путем внесения в него данных из легитимационных документов такого иностранного гражданина, и передать указанный бюллетень, подписанный иностранным гражданином, в компетентные органы кантональной власти [8, ст.ст. 17-19].
Иностранный гражданин, который не осуществляет деятельность, приносящую доход, не обязан заявлять о своем прибытии в Швейцарию, также как и испрашивать специальное разрешение, если его пребывание не превышает 3 месяцев в течение 6-месячного периода времени, начиная с первого дня пересечения границы Швейцарии. Иностранные граждане, пребывание которых на территории Швейцарии без цели осуществления деятельности, приносящей доход, будет составлять более 3 месяцев, должны течение 14 дней со дня въезда в страну уведомить о своем прибытии, подав соответствующие документы в полицию по делам иностранных граждан по месту своего жительства для урегулирования своих условий дальнейшего пребывания в Швейцарии, если его пребывание на территории Швейцарии будет составлять более 3 месяцев [7, ст.ст. 10-12; 8, ст.ст. 9-12].
Иностранцы, прибывшие с целью осуществления деятельности, приносящей доход, и имеющие соответствующее разрешение на занятие такой деятельностью не обязаны заявлять о своем прибытии в Швейцарию, также как и испрашивать специального разрешения, если их пребывание не превышает четырех месяцев в течение 12-месячного отрезка времени, начиная с первого дня пересечения границы Швейцарии (за исключением работников кабаре и артистов, которые обязаны заявлять о своем прибытии независимо от длительности их пребывания на территории Швейцарии). Если пребывание иностранных граждан превышает четыре месяцев в течение 12-месячного отрезка времени, они обязаны уведомить о своем прибытии соответствующие органы власти для получения возможности осуществления своей деятельности. В случае необходимости продления срока пребывании иностранного гражданина на территории Швейцарии из-за невозможности покинуть Швейцарию в сроки, установленные визой, или в случае изменения цели своего пребывания такой гражданин, который имеет действующую визу свыше 3 месяцев, должен обратиться с ходатайством о ее продлении в компетентный кантональный орган власти по вопросам иностранных граждан за 14 дней до истечения срока действия визы.
При заявлении о своем прибытии на территорию Швейцарской Конфедерации каждый иностранный гражданин должен представить действительный легитимаци-онный документ для получения разрешения на проживание в Швейцарии.
Компетентный орган имеет право потребовать предоставить выписку из досье криминального учета страны происхождения или проживания, а также иные документы, необходимые для выдачи разрешения.
При выезде из Швейцарии иностранный гражданин обязан уведомить об этом за 14 дней до отъезда соответствующий компетентный орган по месту своего жительства в Швейцарии. При переезде в другой кантон или коммуну иностранный гра-
жданин обязан уведомить в течение 14 дней компетентный орган как по своему прежнему, так и по новому месту проживания [7, ст.ст. 10-12; 8, ст.. 15].
Согласно статье 121 СКШК иностранки и иностранцы могут быть высланы за пределы Швейцарии, если они угрожают безопасности страны. Порядок их высылки и выдворения регулируется специальным нормативно-правовым актом - Постановлением «О высылке и выдворении иностранных граждан» от 11.08.1999 г. [10], а также Союзным Законом «Об иностранных гражданах». Согласно статьям 64-67 СЗ «Об иностранных гражданах» иностранный гражданин подлежит высылке компетентными швейцарскими органами власти в любое время и без принятия формального решения в случаях, если такое лицо: а) не имеет необходимого разрешения нахождения на территории Швейцарии; Ь0 более не отвечает условиям возможности нахождения на территории Швейцарии без специального разрешения, установленным ст. 5 указанного Закона.
Мотивированное решение о высылке иностранного гражданина принимается компетентным органом власти при наличии безотлагательного требования. Такое решение может быть обжаловано высылаемым лицом в течение 3 дней с момента его принятия. Однако подача жалобы не приостанавливает исполнение решения.
По требованию, орган власти, рассматривающий жалобу, принимает решение по нему в течение 10 дней. Если иностранный гражданин серьезно или повторно своими действиями посягнул на общественную безопасность и порядок, подвергает опасности или ставит под угрозу внутреннюю или внешнюю безопасность страны, такое решение приводится в исполнение незамедлительно.
Если при прохождении паспортного контроля при пересечении границы в аэропорту иностранному гражданину отказано во въезде на территорию Швейцарии, такой гражданин обязан немедленно покинуть швейцарскую территорию. Мотивированное решение принимается соответствующим органом в течение 48 часов. Обжаловано указанное решение также может быть в течение 48 часов с момента его принятия. Однако, подача жалобы не приостанавливает исполнение решения.
Орган власти, рассматривающий такую жалобу, обязан либо отклонить ее, либо удовлетворить в течение 72 часов. В случае необходимости проведения подготовки высылки иностранного гражданина, такой гражданин имеет право находиться в транзитной зоне аэропорта до 15 дней.
Иностранный гражданин подлежит высылке из Швейцарии компетентными органами, если ему было отказано в выдаче разрешения на пребывание на территории Швейцарии, либо такое разрешение было аннулировано или не продлено.
При принятии решения о высылке иностранного гражданина устанавливается разумный срок, в течение которого он должен покинуть территорию Швейцарии. Если иностранный гражданин серьезно или повторно своими действиями посягнул на общественную безопасность и порядок, подвергает опасности или ставит под угрозу внутреннюю или внешнюю безопасность страны, такое решение приводится в исполнение незамедлительно.
Согласно действующему законодательству компетентные органы власти Швейцарской Конфедерации также имеют право запретить иностранному гражданину въезжать в Швейцарию в случаях, если он: а) серьезно или повторно посягнул
на безопасность и общественный порядок Швейцарии или другого государства или своими действиями подвергает их такой опасности; Ь) своими действиями привел к затратам по социальной помощи; с) был выслан или выдворен; ё) был заключен под стражу на подготовительной стадии, с целью высылки или выдворения или за неподчинение в силу статей 75-78 СЗ «Об иностранных гражданах».
Согласно статьям 67-69 СЗ «Об иностранных гражданах» Союзная Служба полиции после проведения консультаций со Службой по анализу и предупредительным мерам также может запретить иностранному гражданину въезжать на территорию Швейцарии с целью защиты внутренней и внешней безопасности Швейцарии. Запрет на въезд принимается на определенный по времени срок, но в серьезных случаях этот запрет может быть установлен на неограниченный срок. Орган власти, принявший вышеуказанное решение, может досрочно снять запрет на въезд при наличии к этому веских оснований. В некоторых случаях иностранный гражданин подлежит выдворению из страны Союзной Службой полиции после проведения консультаций со Службой по анализу и предупредительным мерам с целью поддержания внутренней или внешней безопасности Швейцарии. Как правило, при принятии решения о выдворении иностранного гражданина устанавливается разумный срок, в течение которого он должен покинуть территорию Швейцарии.
Запрет на въезд в отношении выдворенного иностранного гражданина может быть принят как на определенный, так и на неограниченный срок. Орган власти, принявший вышеуказанное решение, может досрочно снять запрет на въезд при наличии к этому веских оснований. Если иностранный гражданин серьезно или повторно посягнул на безопасность и общественный порядок Швейцарии или другого государства или своими действиями подвергает их такой опасности или представляет угрозу для внутренней или внешней безопасности, такое решение о выдворении приводится в исполнение незамедлительно.
Исполнение решения о выдворении или высылке осуществляется компетентным органом кантона в следующих случаях: а) при установлении срока, в течение которого иностранный гражданин обязан покинуть территорию Швейцарии; Ь) иностранный гражданин может быть выслан или выдворен незамедлительно; с) в отношении такого иностранного гражданина проводятся предварительные мероприятия по высылке или выдворению.
Союзный Закон «Об иностранных гражданах» предусматривает административную и уголовную ответственность:
- за нарушение иностранными гражданами правил въезда, выезда и за нелегальное проживание иностранных граждан на территории Швейцарской Конфедерации (ст. 115 УК Швейцарии);
- за подстрекательство иностранных граждан к нелегальному въезду, выезду и нахождению на территории Швейцарской Конфедерации (ст. 116 УК Швейцарии);
- за принятие на работу иностранных граждан без специального разрешения (ст. 117 УК Швейцарии);
- за обман органов власти в отношении пребывания на территории Швейцарской Конфедерации (ст. 118 УК Швейцарии);
— несоблюдение решения об определении места жительства для высланного или нарушение запрета въезда в определенный регион Швейцарской Конфедерации (ст. 119 УК Швейцарии) и т.д. [7, ст. 120^ 6]
С другой стороны, органы государственной власти уполномочены на создание иностранцам равных со швейцарскими гражданами условий проживания в швейцарском обществе. В Швейцарской Конфедерации действует специальное Постановление «Об интегрировании иностранцев» от 24 октября 2007 г. [11]
Для реализации функций по интегрированию иностранных граждан в жизнь Швейцарской Конфедерации на ее территории осуществляют свою деятельность Союзная служба по миграции и Союзная комиссия по миграционным вопросам (административно присоединена к Союзной Службе по миграции). Данные службы, в свою очередь, координирует свою деятельность с другими компетентными союзными и кантональными органами, а последние привлекают к этому органы коммун.
Интегрирование иностранцев представляет собой многопредметную задачу, направленную на учет органами государственной власти (как на союзном, так и на кантональном, и коммунальном уровнях) интересов иностранных граждан, а также оказание им поддержки в обустройстве. Это, прежде всего: а) возможность получения школьного и профессионального образования, доступа на рынок труда и к организациям социального обеспечения и здравоохранения; Ь) учет особых потребностей женщин, детей и молодежи; с) выдачи субсидий:
1) на улучшение уровня общего образования иностранных граждан и создание благоприятных условий для их обучения национальным языкам;
2) с целью социального интегрирования иностранных граждан;
3) с целью гарантирования иностранным гражданам права на равные условия доступа в публичные структуры, в особенности к получению школьного, профессионального образования, на рынок труда и к системе здравоохранения;
4) с целью поддержания экспериментальных проектов, внедрение которых благоприятствует нововведениям национальной значимости и способствует обмену опытом между службами, ответственными за вопросы интегрирования иностранных граждан, и третьими лицами.
Закон может установить для беженцев и вынужденных переселенцев, пользующихся социальной помощью, обязанность принятия участия в мерах, направленных на их интегрирование: посещение обязательных образовательных курсов или программ. В случае нарушения указанного условия в соответствии с союзным и кантональным правом к ним могут быть применены соответствующие меры в виде сокращения размера предоставляемой социальной помощи. Положительный результат, получаемый от посещения образовательных курсов или программ, учитывается при рассмотрении ходатайства о предоставлении вида на жительство [11, ст. 2-6, 910].
Изложенное дает основания для вывода о наличии в Швейцарии достаточно эффективного и гибкого правового регулятора статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, порядка их въезда (выезда) и пребывания в Конфедерации, которые может быть заимствован украинским законодателем. Последующие исследова-
ния данной проблемы в науке могут пойти в направлении углубления анализа нормативно-правовых актов Швейцарии, который был начат в данной статье.
Список литературы
1. Constitution fédérale de la Confédération suisse (Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации) от 18.04.1999 г. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://www.admin.ch/ch/f/rs/c101.html
2. Annexe VII, Règlement (Ce) du Parlement Européen et du Conseil établissant un code communautaire relatif au régime de franchissement des frontières par les personnes (code frontières Schengen) (Приложение № VII, Регламент № 562/2006 Европарламента и Совета, устанавливающего общие правила, регулирующие порядок пересечения физическими лицами границ (Правила о границах Шенгенс-кой зоны) от 15.03.2006 г. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32006R0562:FR:N0T
3. Instructions consulaires communes adressées aux représentations diplomatiques et consulaires de carrière (Приложение № 11 к Общим консульским правилам для дипломатических представительств и консульств) от 28.04.1999 г. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32006R0562:FR:N0T
4. Règlement (CE) du Conseil fixant la liste des pays tiers dont les ressortissants sont soumis a l'obligation de visa pour franchir les frontières extérieures des Etats membres et la liste de ceux dont les ressortissants sont exemptes de cette obligation (Регламент Европейского Сообщества № 539/2001) от 15.03.2001 г. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32006R0562:FR:N0T
5. Règlement (Ce) du Parlement Européen et du Conseil établissant un code communautaire relatif au régime de franchissement des frontières par les personnes (code frontières Schengen) (Регламент № 562/2006 Европарламента и Совета, устанавливающего общие правила, регулирующие порядок пересечения физическими лицами границ (Правила о границах Шенгенской зоны) от 15.03.2006 г. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32006R0562:FR:N0T
6. Code pénal suisse (Уголовный Кодекс Швейцарской Конфедерации) от 21.12.1937 г. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://www.admin.ch/ch7f/rs/c311_0.html
7. Loi fédérale sur les étrangers (Союзный Закон «Об иностранных гражданах») от 16.12.2005 г. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://www.admin.ch/ch/f/rs/c142_20.html
8. Ordonnance relative a l'admission, au séjour et a l'exercice d'une activité lucrative (OASA) (Постановление «О разрешении въезда, пребывания и занятия деятельностью, приносящей доход») от 24.10.2007 г. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://www.admin.ch/ch/f/rs/c142_201.html
9. Ordonnance sur l'entrée et l'octroi de visas (Постановления «О въезде и предоставлении виз») от 22 октября 2008 г. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://www.admin.ch/ch/f/rs/c142_204.html
10. Ordonnance sur l'exécution du renvoi et de l'expulsion d'étrangers (OERE) (Постановление «О высылке и выдворении иностранных граждан») от 11.08.1999. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://www.admin.ch/cMyrs/c142_281.html
11. Ordonnance sur l'intégration des étrangers (OIE) (Постановление «Об интегрировании иностранцев») от 24 .10.2007 г. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://www.admin.ch/ch/f/rs/c142_205.html
12. Autorisations de séjour. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://www.miralux.ch/perm_fr.htm
13. Foreign population. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://www.statistik-portal.de/Statistik-PortalУenУen_jb01_jahrtab2.asp
14. La popolazione straniera residente in Italia. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://www.istat.it/salastampaУcomunicatiУnon_calendario/20091008_00/testointegrale20091008.pdf
15. La population de la Suisse 2008. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://www.bfs.admin.ch/bfs/portal/fr/index/themen/01/22/publ.Document.125302.pdf
16. Population by citizenship and country of birth. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://www.statistik.at/web_en/statistics/population/population_change_by_demographic_characteristics
/population_by_citizenship_and_country_of_birth/index.html
17. Population selon la nationalité. [Электронний ресурс]. - Режим доступа:
http://www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?reg_id=0&ref_id=NATTEF02131
Королева-Борсодi Н. В. Правове становище шоземних громадян та oci6 без громадянства у Швейцарськш КонфедерацИ / Н. В. Королева-Борсоди // Учет записки Тавршського нащонального утверситету îm. В. I. Вернадського. - Серш: Юридичш науки. - 2010. - Т. 23(62). № 1. 2010. - С. 256268.
На базi положень дтачого швейцарського законодавства та меж народно-правових актiв висвгг-люються питання статусу iноземних громадян та оиб без громадянства, правила ïx в'ïзду та вшзду, перебування та поселення на територiï Швейцарськоï Конфедерацп. Окремо зазначенi пiдстави притя-гання iноземниx громадян та осiб без громадянства до юридичноï вiдповiдальностi за порушення ви-щезазначених правил та види такоï вiдповiдальностi.
Ключовi слова: шоземний громадянин, особа без громадянства, Швейцарська Конфедерацiя, до-звiл на недовге перебування, вид на проживання, дозвш на постiйне проживання, висилка, штегруван-ня, вiдповiдальнiсть.
Koroleva-Borsodi N. Legal status of foreign citizens and stateless persons in the Swiss Confederation / N. Кoroleva-Borsodi // Scientific Notes of Tavrida National V. I. Vernadsky University. -Series : Juridical sciences. - 2010. - Vol. 23 (62). № 1. 2010. - Р. 256-268.
The questions of the foreign citizen's and stateless people's status, the rules of their entry and departure, stay and settlement on the territory of the Swiss Confederation are examined in the article on the basis of the analysis of the current Swiss legislation and legal international documents. The bases and types of foreign citizen's and stateless person's legal liability for the violation of the above-mentioned rules are separately described.
Keywords: foreign citizen, stateless person, Swiss Confederation, short residence permit, residence permit, permanent residence, deportation, integration, liability.
НадШшла до редакцИ' 21.04.2010 р.