Научная статья на тему 'Правовое положение человека и гражданина в условиях особых правовых режимов (конституционное регулирование)'

Правовое положение человека и гражданина в условиях особых правовых режимов (конституционное регулирование) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1277
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА / ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галенпольский Федор Станиславович

В статье рассматриваются вопросы определения правового статуса человека при чрезвычайном и военном положении, а также элементы правового статуса, которые подвергаются определенному правовому воздействию при этих чрезвычайных ситуациях. Также в статье проводится анализ гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод с точки зрения возможности и целесообразности их ограничения при чрезвычайном или военном положении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое положение человека и гражданина в условиях особых правовых режимов (конституционное регулирование)»

ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

© 2004 г. Ф. С. Галенпольский

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ (КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ)

Особые правовые режимы, под которыми в

данной работе будут пониматься чрезвычайное 1 2 положение и военное положение - достаточно

сложные комплексные правовые институты, при применении которых вносятся изменения в регулировании многих сторон общественнополитической жизни. К примеру, в условиях чрезвычайного положения и военного положения могут вноситься временные изменения в систему государственных органов, может на время изменяться статус органов местного самоуправления, могут временно изменяться отношения между Российской Федерацией и ее субъектами.

В данной работе нами будет рассматриваться лишь один аспект применения особых правовых режимов - влияние их на правовое положение человека и гражданина, причем конституционное регулирование этого вопроса. За скобками оставим вопросы процедуры введения чрезвычайного положения и военного положения, а также - меры, связанные с изменением правового положения человека и гражданина, предусмотренные федеральными конституционными законами. Задачей данного исследования является, таким образом, рассмотрение конституционных предпосылок применения мер, предусмотренных федеральными конституционными законами «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» в сфере правового положения человека и гражданина.

Именно вопрос о правовом положении человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения и военного положения является наиболее актуальным, поскольку затрагивает максимальное число субъектов, тогда как иные вопросы, связанные, к примеру, с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, при всей их безусловной важности и общественной

1 «Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей» (Ст. 1, ч. 1 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. с изм. от 30 июня 2003 г.)

2 Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии (Ст. 1, ч. 1 Федерального конституционного закона «О военном положении» от 30 января 2002 г.)

значимости, напрямую на людей, оказавшихся на территории, где введено чрезвычайное положение, не влияют.

Ввиду многозначности использования понятия «правовое положение человека и гражданина» в современной российской юридической литерату-

3

ре , несколько слов о том, какие элементы нами будут включаться в данное понятие. Представляется, что правовое положение человека и гражданина состоит из трех групп элементов.

Во-первых - это так называемые «предста-тусные» элементы, т. е. элементы, предшествующие правовому статусу: правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособ-ность); принципы взаимоотношений человека и гражданина с обществом и государством; гражданство. Указанные элементы правового положения проявляют себя в качестве предстатусных, поскольку создают общие предпосылки для физического лица в обладании правами и обязанностями.

Во-вторых - это собственно сам правовой статус - права, свободы и обязанности. Данная группа элементов правового положения является центральной частью правового положения, его сердцевиной, поскольку составляет важнейшую часть, смысл всего института правового положения человека и гражданина.

В-третьих - это так называемые «послеста-тусные», или «пост-статусные» элементы, т. е. элементы, вытекающие из правового статуса, обусловленные правовым статусом: гарантии правового положения (механизм реализации прав и свобод, а также механизм их защиты); законные интересы; ответственность. Послестатусный характер указанных элементов заключается в их подчиненной, служебной роли по отношению к правовому статусу, зависимость их существования именно от правового статуса.

Сразу уточним, что при желании всем элементам правового положения можно придать элементарный вид прав или обязанностей, например, принцип равноправия представить как право на равноправие; гражданство - как право на гражданство; конституционные гарантии правосудия - как право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными в законе, право на судебную защиту прав и свобод, право на получение квалифицированной юридической помощи и т. д. Но в таком случае утрачивается функциональная специфика различных элементов правового положения, и с этой точки зрения такое упро-

3 подробнее об этом см. в работе: Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. М., 1997. 304 с.

щение конструкции правового положения человека и гражданина вряд ли имеет какой-либо смысл. При таком подходе можно, в конце концов, прийти к выводу, что в действительности существует лишь право на жизнь, а все остальное - лишь гарантии его нормального осуществления.

Останемся на позициях, позволяющих отличать различные содержательно и функционально обособленные элементы правового положения. Отметим в этой связи, что наименование второй главы Конституции Российской Федерации («Права и свободы человека и гражданина») не вполне точно: данная глава включает нормы о правовом положении человека и гражданина, а не только его права и свободы.

Помимо различных элементов внутри правового положения человека и гражданина можно выделить различные уровни регулирования. В данной работе внимание будет сконцентрировано на конституционном уровне правового регулирования, таким образом, речь пойдет об основах правового положения человека и гражданина.

Основы правового положения человека и гражданина включают в себя:

■ общую правосубъектность (не включают особую отраслевую);

■ конституционные принципы взаимоотношений человека и гражданина с обществом и государством (не включают специфические отраслевые принципы);

■ конституционные принципы гражданства;

■ основные, конституционные права и свободы (не включают отраслевые);

■ конституционные обязанности (не включают отраслевые);

■ конституционные гарантии правового положения (не включают отраслевые);

■ конституционную ответственность (не включают отраслевую).

Таким образом, основы правового положения человека и гражданина закладывают фундамент правового положения человека и гражданина.

Примечательно, что в Конституции Российской Федерации чрезвычайное положение упоминается именно в контексте правового положения человека и гражданина не только первоначально, но и наиболее развернуто, в ст. 56 второй главы Конституции, как раз и посвященной правовому положению человека и гражданина. И уже после, в ст. 88 главы четвертой Конституции, посвященной Президенту Российской Федерации и в ч. 1 ст. 102 главы пятой Конституции, посвященной Федеральному Собранию Российской Федерации, упоминается чрезвычайное положение в контексте полномочий соответствующих субъектов по его введению и утверждению.

Сопоставим объем рассматриваемых статей Конституции Российской Федерации:

Статья 56:

«1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных

местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации.

Статья 88:

«Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе».

Статья 102:

«1. К ведению Совета Федерации относятся:

...б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;...».

Очевидно, что более подробная характеристика чрезвычайного положения, данная в ст. 56 Конституции Российской Федерации, обусловлена не только тем, что это - первое упоминание о чрезвычайном положении в Конституции, что глава о правовом положении человека и гражданина просто предшествует главам о Президенте Российской Федерации и Федеральном Собрании, но и тем особенным значением, которое придается правам и свободам человека и гражданина в правовой системе современной России вообще, и в условиях чрезвычайного положения - в частности. В принципе, само расположение глав в Конституции отражает, собственно, ту же закономерность. Ведь уже ст. 2 главы второй Конституции Российской Федерации об основах конституционного строя России закрепляет: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

В рассмотренной нами ч. 1 ст. 56 Конституции Российской Федерации указаны две причины ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения: обеспечение безопасности граждан и защита конституционного строя.

Имея в виду соотносимость правовых ценностей, в ряду целей введения чрезвычайного положения следовало бы первым указать все же защиту конституционного строя. Этот подход реализован создателями Конституции в норме ч. 3 ст. 55 Конституции в общем предписании: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Но в рамках данной работы мы, как уже было указано, обратим внимание именно на правовое положение человека и гражданина, изменяющееся в условиях чрезвычайного положения.

Сразу же становится очевидно, что на пред-статусные элементы правового положения человека и гражданина правовой режим чрезвычайного положения не влияет. Ни правосубъектность, ни принципы взаимоотношений человека и гражданина с обществом и государством, ни гражданство в

условиях чрезвычайного положения не изменяют своего содержания или объема.

Изменения касаются, во-первых, прав, свобод и обязанностей, т. е. правового статуса, во-вторых - гарантий правового положения и вопросов ответственности, т. е. пост-статусных элементов.

Вопросы, связанные с ограничением прав и свобод человека и гражданина, находят свое отражение в рассмотренной ст. 56 Конституции Российской Федерации: часть третья этой статьи содержит указание на те права и свободы, а также гарантии, которые не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения. Как известно, такие конституционные права и свободы называются абсолютными.

Не подлежат ограничению положения следующих норм Конституции Российской Федерации:

В части личных прав и свобод:

1. Право на жизнь (ст. 20).

2. Право на достоинство личности (ст. 21, ч. 1).

3. Запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 21, ч. 2).

4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23, ч. 1).

5. Запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24, ч. 1).

6. Обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24, ч. 2).

7. Свобода совести (ст. 28).

В части социально-экономических прав и свобод:

1. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34)

2. Право на жилище. Запрет произвольного лишения жилища (ст. 40)

В части гарантий правового положения человека и гражданина:

1. Право на судебную защиту прав и свобод (ст. 46).

2. Право на обжалование в суд действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 46, ч. 2).

3. Право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46, ч. 3).

4. Право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47, ч. 1).

5. Право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47, ч. 2).

6. Право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48, ч. 1).

7. Право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48, ч. 2).

8. Презумпция невиновности (ст. 49).

9. Запрет на повторное осуждение за одно и то же преступление (ст. 50, ч. 1).

10. Запрет на использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст. 50, ч. 2).

11. Право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50, ч. 3).

12. Освобождение от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51).

13. Право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

14. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

15. Запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст. 54).

Как видно, в наибольшей степени Конституцией защищаются от ограничений личные права и свободы, а также гарантии прав и свобод.

Такое положение личных прав и свобод вполне объяснимо: по своей природе многие из них относимы к естественным правам и свободам, по своему содержанию они настолько важны, что не могут быть ограничены, поскольку их ограничение зачастую несовместимо с элементарным выживанием человека просто как биологического существа, а также - как свободной личности.

Закрепление гарантий правового положения человека и гражданина тоже логично: благодаря этим гарантиям обеспечивается возможность пользоваться вышеуказанными правами, а также защищать их.

Вызывают вопросы помещения социальноэкономических прав и свобод в этот перечень не подлежащих ограничениям прав и свобод, поскольку такие права и свободы, как известно, не являются абсолютными по своей природе и зависят от условий существования гражданского общества. Единственной возможной причиной включения их в этот перечень можно предположить конкретные исторические, социально-политические условия создания действующей Конституции Российской Федерации и наличие в рядах создателей Конституции политических сил, обожествляющих предпринимательскую деятельность и свою недвижимость.

В любом случае, не включение в этих условиях в список абсолютных прав права частной собственности отрицает системность изложенного запрета и подвергает сомнению действительную невозможность ограничения свободы предпринимательства. Если возможно ограничение права частной собственности в принципе, то как можно обеспечить невозможность ограничения одной из форм ее реализации?

Так или иначе, в действительности законодатель в федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» производит ревизию конституционной нормы в этой части, что абсолютно не соответствует правовой доктрине о высшей юридической силе Конституции; фактически же таким способом, не вполне легально, исправляется нелогичность создателей Конституции.

Не меньше вопросов порождает и запрет ограничения права на жилище. Сложно себе представить невозможность ограничения права на жилище, например, в условиях преодоления последствий землетрясения, когда число разрушенных зданий может многократно превышать число сохранившихся. Неужели простой здравый смысл не подсказывает, что вряд ли в таких условиях кто-то будет всерьез говорить о невозможности ограничения права на жилище у лиц, чье жилище сохранилось?

Политические права и свободы полностью исключены из списка абсолютных (не подлежащих ограничению) конституционных прав и свобод. Это вполне оправданное положение, особенно имея в виду чрезвычайное положение в узком (собственном) смысле слова, т. е. вводимое вследствие социальных конфликтов: условия социального противостояния - не самое лучшее время для реализации политических прав и свобод.

После анализа не подлежащих ограничению прав и свобод вызывает несомненный интерес перечень прав и свобод, лишенных создателями Конституции статуса абсолютных. Методом исключения, такой перечень несложно создать. И здесь мы сталкиваемся с весьма интересной ситуацией. Если в перечне абсолютных прав и свобод, рассмотренном выше, нами было сделано всего две оговорки относительно неоправданного включения в список прав и свобод, то гораздо больше проблем с ситуацией не включения отдельных прав и свобод в этот список. Условно назовем такие права и свободы «проблемными».

Следует признать, что федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» мер, направленных на ограничение «проблемных» с этой точки зрения прав и свобод, не предусматривают. Но интригует позиция Конституции по данному вопросу: в ситуации четкого определения прав и свобод, признаваемых Конституцией абсолютными, Конституция содержит принципиальное допущение возможности ограничения в отношении всех остальных прав и свобод, и это не может не вселять опасений, что федеральный законодатель, пользуясь отсутствием в Конституции категорического запрета на такое ограничение, когда-нибудь его введет в отношении «проблемных» прав и свобод.

Итак, права и свободы, которые, согласно Конституции, могут подлежать ограничению в условиях чрезвычайного положения:

В части личных прав и свобод:

1. Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22, ч. 1).

2. Запрет задержания лица без судебного решения на срок более 48 часов (ст. 22, ч. 2)

3. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23, ч. 2).

4. Неприкосновенность жилища (ст. 25).

5. Право определять и указывать свою национальную принадлежность и запрет на принуждение к определению и указанию своей национальной принадлежности (ст. 26, ч. 1).

6. Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26, ч. 2).

7. Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (ст. 27, ч. 1).

8. Право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и - гражданам Российской Федерации - беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27, ч. 2).

9. Свобода мысли и слова (ст. 29, ч. 1).

10. Запрет на принуждение к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ст. 29, ч. 3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29, ч. 4).

Интересен этот перечень несколькими нормами.

В первую очередь - нормами ст. 26: возникает вопрос, чем руководствовались создатели Конституции, не включая право на национальную самоидентификацию и право на пользование родным языком в число абсолютных прав и свобод. С трудом представляются как обстоятельства, заставляющие ограничить такие права и свободы, так и цели, достигаемые путем соответствующих ограничений.

Во-вторых - норма части 3 ст. 29: данная норма содержит негативно обрисованное право каждого воздерживаться от выражения своих мнений и убеждений и запрет на принуждение к выражению их или отказу от них. Неужели такое право может быть ограничено в демократическом государстве?

Совершенно не ясны способы ограничения рассмотренных прав и свобод.

В части политических прав и свобод возможным ограничениям подлежат:

1. Право на объединение (ст. 30, ч. 1).

2. Запрет на принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30, ч. 2).

3. Право граждан собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31).

4. Право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32, ч. 1).

5. Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32, ч. 2).

6. Право граждан на равный доступ к государственной службе (ст. 32, ч. 4).

7. Право граждан участвовать в отправлении правосудия (ст. 32, ч. 5).

8. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Перечень политических прав и свобод более разумен и оправдан, хотя и здесь можно обнаружить проблемные положения.

Во-первых, норма ч. 2 ст. 30 является негативно сформулированным правом воздерживаться от вступления в общественные объединения и запрет на принуждение к такому действию, равно как и к принудительному нахождению в общественном объединении помимо воли лица. Почему такая свобода не должна сохраняться в условиях чрезвычайного положения - не ясно.

Во-вторых, возможность ограничения свободы петиций и иных обращений в органы публичной власти на основании ст. 33 также не вполне оправдана. Представляется, что такие обращения не вредны даже в условиях чрезвычайного положения, как один из каналов «обратной» связи властей с гражданами. В то же время, следует иметь в виду, что особый случай обращения в государственные органы - за защитой своих прав - все же невозможно ограничить, так как он предусматривается специальными нормами ст. 46-48; 50 ч. 3; 52, указанными в ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации.

В части социально-экономических прав и свобод:

1. Право частной собственности (ст. 35, ч. 1).

2. Запрет внесудебного лишения имущества (ст. 35, ч. 2).

3. Право наследования (ст. 35, ч. 4).

4. Право иметь в частной собственности землю (ст. 36).

5. Свобода труда (ст. 37, ч. 1).

6. Запрет принудительного труда (ст. 37, ч. 2).

7. Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ст. 37, ч. 3).

8. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ст. 37, ч. 4).

9. Право на отдых (ст. 37, ч. 5).

10. Право на социальное обеспечение (ст. 39, ч. 1).

11. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 ч. 1).

12. Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

13. Право на образование (ст. 43, ч. 1).

14. Свобода творчества, преподавания (ст. 44, ч. 1).

15. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44, ч. 2).

Не все бесспорно и с перечнем социальноэкономических прав и свобод.

Чем объяснить возможность ограничения права наследования? Маловероятно, что именно в условиях чрезвычайного положения сколько-нибудь значимое число наследников примется

реализовывать свое право - принимать наследство. Ведь, по сути, право наследования - весьма скоротечно. Оно возникает с момента открытия наследства, продолжается в течение срока принятия наследства, который, между прочим, в несколько раз превышает срок введения чрезвычайного положения, и заканчивается с принятием наследства. После этого наследник становится собственником, а право частной собственности подлежит возможным ограничениям.

Сомнения и в отношении права на социальное обеспечение. Почему оно может ограничиваться, не ясно. Можно себе представить ситуацию, когда у государства в условиях чрезвычайного положения в силу разных причин нет возможности выплачивать пенсии и пособия, но ведь это -вопрос о реализации права, а не о самом праве. Нельзя забывать, что чрезвычайное положение -временная мера. Как можно временно (на месяц) ограничить право на социальное обеспечение? Одно дело, когда ограничиваются права собственника: это означает, что его правомочия в условиях чрезвычайного положения может осуществлять иной субъект, но кто может осуществлять правомочия пенсионера, и как это может содействовать устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения?

Аналогичная проблема и с правом на охрану здоровья и медицинскую помощь. Реализация этого права в условиях чрезвычайного положения зачастую затруднена, но вот что может заставить ограничить такое право, и какие результаты достигаются такими ограничениями - представляется весьма смутно.

Гораздо сложнее ситуация с конституционным регулированием правового положения человека и гражданина в условиях военного положения. В системе российского права военное положение является правовым институтом, сходным с институтом чрезвычайного положения, но отличным от последнего. Это видно хотя бы по тому, что полномочия Президента Российской Федерации по введению чрезвычайного положения и военного положения закрепляются в нормах различных статей Конституции Российской Федерации 4

Следовательно, положение частей 1 и 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации о возможности и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина, а также категорических запретах ограничения отдельных прав и свобод в условиях чрезвычайного положения не распространяется на случай военного положения. В этих условиях ограничения прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные федеральным конституционным законом «О военном положении», имеет конституционное обоснование исключительно в лице ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

4 Ст. 88 и ст. 87 Конституции РФ соответственно

Таким образом, нормы ч. 3 ст. 55 и ч. 1 и 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации находятся в разном соотношении друг к другу в условиях чрезвычайного положения и военного положения.

В ситуации чрезвычайного положения норма

ч. 3 ст. 55 Конституции выполняет по отношению к норме ч. 3 ст. 56 Конституции, условно говоря, субсидиарную функцию - если норма части 3 ст. 56 содержит категорический запрет ограничения прав и свобод, рассмотренных нами выше, то норма части 3 ст. 55 лишь указывает пределы и цели ограничения остальных прав и свобод.

Совершенно иная роль нормы части 3 ст. 55 Конституции при введении военного положения: в условиях отсутствия в Конституции Российской Федерации перечня не подлежащих ограничению в рамках режима военного положения прав и свобод: норма части 3 статьи 55 становится основным регулятором отношений в сфере ограничения прав и свобод человека и гражданина при введении военного положения.

Отсутствие в Конституции Российской Федерации фиксированного перечня прав и свобод человека и гражданина, не подлежащих ограничению в условиях военного положения, видимо, можно объяснить иным характером угроз, которые служат основаниями для введения военного положения по отношению к обстоятельствам, служащим основаниями для введения чрезвычайного положения.

Если масштаб внутренних угроз как при введении чрезвычайного положения вследствие социальных конфликтов, так и при введении чрезвычайного положения вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

можно предварительно, хотя бы примерно, оценить, то размер внешних угроз, с которыми может столкнуться государство, просчитывается гораздо менее точно. Поэтому у государства нет уверенности в том, что в наиболее сложной и неблагоприятной ситуации ему не придется пойти на вынужденное сокращение слишком многих прав и свобод человека, вследствие этого создатели Конституции не посчитали возможным в таких условиях связывать руки государству формально определенным перечнем абсолютных, не подлежащих ограничению прав и свобод. Тем не менее, уже на уровне федерального конституционного закона «О военном положении» законодатель, при формулировке мер, применяемых в условиях военного положения, ориентируется на список прав и свобод нормы ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации.

Безусловно, только конституционным регулированием правовое положение человека и гражданина в условиях особых правовых режимов чрезвычайного и военного положения не исчерпывается, но основы регулирования и исходная система закладываются именно в Конституции.

□ □ □ □ □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.