Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ'

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК РОССИИ / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулакова Н.Н.

Статья посвящена рассмотрению правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, его прав и обязанностей при осуществлении функции надзора и управления за национальной банковской системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF THE BANK OF RUSSIA

Article is devoted to consideration of legal status of the Central Bank of the Russian Federation, its rights and obligations in case of implementation of function of supervision and management behind a national bank system.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ»

УДК 336.717

Кулакова Н.Н. студент магистратуры 1 курса финансово-экономический факультет Брянский государственный университет

Россия, г. Брянск ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ Статья посвящена рассмотрению правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, его прав и обязанностей при осуществлении функции надзора и управления за национальной банковской системой.

Ключевые слова: Банк России, коммерческие банки, банковская система.

student of a magistracy of 1 rate Kulakova N. N.

financial and economic faculty Bryansk state university Russia, Bryansk LEGAL STATUS OF THE BANK OF RUSSIA Article is devoted to consideration of legal status of the Central Bank of the Russian Federation, its rights and obligations in case of implementation of function of supervision and management behind a national bank system. Keywords: Bank of Russia, commercial banks, bank system. Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации [1].

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение

мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России [2].

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не

отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства [3].

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Использованные источники:

1. Беспалов Р.А., Беспалова О.В. Финансы: Учебное пособие / Брянск, 2016. 200 с.

2. Беспалов Р.А., Калютик В.Ю. Особенности реализации банковской стратегии развития безналичных расчетов // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10-10. С. 14-17.

3. Куликов А. Г. Деньги, кредит, банки. - М.: «КноРус», 2013. - 656 с.

УДК 338

Кулик А. О. студент 3 курса факультет «Финансы и кредит» Блохина И.М., к. э. н.

доцент

Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ

ЛИЦ

Аннотация: В статье исследуется НДФЛ не только как инструмент, обеспечивающий доходную базу бюджетов бюджетной системы государства, но и преимущественно как средство макроэкономического регулирования. Однако следует сказать, что, несмотря на большое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.