Научная статья на тему 'Правовое положение адвокатов и юрисконсультов в КНР и в странах Средней Азии'

Правовое положение адвокатов и юрисконсультов в КНР и в странах Средней Азии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
832
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДВОКАТ / АДВОКАТСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ СТАТУСА АДВОКАТА / ЮРИСКОНСУЛЬТ / КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ / ПОЛНОМОЧИЯ АДВОКАТА И ЮРИСКОНСУЛЬТА / LAWYER / LAW FIRM / PROCEDURE FOR OBTAINING A LAWYER’S QUALIFICATION / LEGAL COUNSEL / CORPORATE LAWYER / POWERS OF A LAWYER AND LEGAL COUNSEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ербахаев Евгений Алексеевич

Цель: Сравнение правового положения адвокатов по праву КНР (в статье не исследуется статус адвокатов Тайваня, ОАР Гонконг и Макао), республик Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызской Республики и Туркменистана. Исследование правового положения юрисконсультов в КНР и Республике Казахстан. В рамках данной статьи автор не ставит задачи представить читателям правовое положение иностранных адвокатов, осуществляющих профессиональную деятельность в указанных странах. Методология: Использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: В статье проанализированы условия осуществления адвокатской деятельности и полномочия адвокатов в рассматриваемых государствах. Представлена информация о формах адвокатских образований и саморегулируемых организациях адвокатов в указанных республиках. Проведено сравнение трех видов юрисконсультов в КНР, а именно юрисконсультов основной ступени, юрисконсультов, оказывающих юридические услуги путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или путем создания коммерческой организации, и корпоративных юристов. Сопоставлено правовое положение адвокатов и юрисконсультов в Республике Казахстан. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает учебно-методологической и практической значимостью, поскольку является одной из первых опубликованных в РФ работ, посвященных правовому статусу адвокатов и юрисконсультов в КНР. Также впервые в российской юридической литературе осуществлено сравнение статуса адвоката в пяти государствах Средней Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ербахаев Евгений Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The status of lawyers and legal counsel in the PRC and in the countries of Central Asia

Purpose: The comparison of the legal status of lawyers under the law of the People’s Republic of China (PRC), the Republic of Kazakhstan, Uzbekistan, Tajikistan, the Kyrgyz Republic and Turkmenistan. The research of the legal status of legal counsels in the PRC and the Republic of Kazakhstan. The author doesn’t purpose to present to the reader the status of foreign lawyers engage in professional activities in the these countries within the framework of this article. Methodology: Formal-legal and comparative-legal methods were used. Results: In article the conditions for engaging advocate activity and the powers of lawyers in these counties are analyzed. The information on the law firm and other bar associations also of self-regulatory organizations of lawyers in these republics is presented. The author compares the status of legal counsels in the PRC and the Republic of Kazakhstan. 3 types of legal counsels in PRC are compared, namely, basic legal counsels, legal counsels providing legal services by registering as an individual entrepreneur or by establishing a commercial organization and corporate lawyers. The legal status of lawyers and legal counsels in the Republic of Kazakhstan is compared. Novelty/originality/value: This article has methodics and practical importance as is one of the first research devoted to status of an advocates and legal counsels in the PRC and published in the Russian Federation. Also, first time in Russian legal literature, the status of a lawyer in 5 countries of Central Asia is compared.

Текст научной работы на тему «Правовое положение адвокатов и юрисконсультов в КНР и в странах Средней Азии»

Ербахаев Е.А.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АДВОКАТОВ И ЮРИСКОНСУЛЬТОВ В КНР И В СТРАНАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Цель: Сравнение правового положения адвокатов по праву КНР (в статье не исследуется статус адвокатов Тайваня, ОАР Гонконг и Макао), республик Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызской Республики и Туркменистана. Исследование правового положения юрисконсультов в КНР и Республике Казахстан. В рамках данной статьи автор не ставит задачи представить читателям правовое положение иностранных адвокатов, осуществляющих профессиональную деятельность в указанных странах.

Методология: Использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Результаты: В статье проанализированы условия осуществления адвокатской деятельности и полномочия адвокатов в рассматриваемых государствах. Представлена информация о формах адвокатских образований и саморегулируемых организациях адвокатов в указанных республиках. Проведено сравнение трех видов юрисконсультов в КНР, а именно юрисконсультов основной ступени, юрисконсультов, оказывающих юридические услуги путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или путем создания коммерческой организации, и корпоративных юристов. Сопоставлено правовое положение адвокатов и юрисконсультов в Республике Казахстан.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает учебно-методологической и практической значимостью, поскольку является одной из первых опубликованных в РФ работ, посвященных правовому статусу адвокатов и юрисконсультов в КНР. Также впервые в российской юридической литературе осуществлено сравнение статуса адвоката в пяти государствах Средней Азии.

Ключевые слова: адвокат, адвокатские образования, порядок приобретения статуса адвоката, юрисконсульт, корпоративный юрист, полномочия адвоката и юрисконсульта.

Еrbakhaev E.A.

THE STATUS OF LAWYERS AND LEGAL COUNSEL IN THE PRC AND IN THE COUNTRIES OF CENTRAL ASIA

Purpose: The comparison of the legal status of lawyers under the law of the People's Republic of China (PRC), the Republic of Kazakhstan, Uzbekistan, Tajikistan, the Kyrgyz Republic and Turkmenistan. The research of the legal status of legal counsels in the PRC and the Republic of Kazakhstan. The author doesn't purpose to present to the reader the status of foreign lawyers engage in professional activities in the these countries within the framework of this article.

Methodology: Formal-legal and comparative-legal methods were used.

Results: In article the conditions for engaging advocate activity and the powers of lawyers in these counties are analyzed. The information on the law firm and other bar associations also of self-regulatory organizations of lawyers in these republics is presented. The author compares the status of legal counsels in the PRC and the Republic of Kazakhstan. 3 types of legal counsels in PRC are compared, namely, basic legal counsels, legal counsels providing legal services by registering as an individual entrepreneur or by establishing a commercial organization and corporate lawyers. The legal status of lawyers and legal counsels in the Republic of Kazakhstan is compared.

Novelty/originality/value: This article has methodics and practical importance as is one of the first research devoted to status of an advocates and legal counsels in the PRC and published in the Russian Federation. Also, first time in Russian legal literature, the status of a lawyer in 5 countries of Central Asia is compared.

Keywords: lawyer, law firm, procedure for obtaining a lawyer's qualification, legal counsel, corporate lawyer, powers of a lawyer and legal counsel.

Правовое положение адвокатов и юрисконсультов в КНР

Согласно статье 2 Закона КНР «Об адвокатах» от 15.05.1996 (в редакции от 01.09.2017) (далее -Закон, Закон КНР, Закон Китая) [1] адвокатом (#№) является лицо, получившее разрешение на осуществление адвокатской деятельности, оказывающее юридические услуги по договору или по назначению. Адвокат защищает права и законные интересы клиента, стремится к правильному применению закона, поддержанию социальной справедливости и истины.

Порядок приобретения статуса адвоката КНР включает следующие этапы:

1. Прохождение государственного юрисдик-ционного квалификационного экзамена (такой экзамен является единым для судей, прокуроров, нотариусов и адвокатов) и получение сертификата о его прохождении;

2. Прохождение в адвокатском образовании стажировки продолжительностью не менее года;

3. Получение разрешения на осуществление адвокатской деятельности (это автоматически дает его владельцу статус адвоката IV (низшего) уровня и является отправной точкой для получения им в будущем статуса адвоката III, II и самого высшего, I уровня). Закон предусматривает получение разрешения на осуществление адво-

катской деятельности также адвокатским образованием;

4. Вступление в местную ассоциацию адвокатов (местные ассоциации адвокатов создаются в провинциях, автономных районах, городах центрального подчинения. В городах с районным делением также могут быть созданы такие ассоциации (статья 43 Закона КНР «Об адвокатах»). Например, в Пекине как городе центрального подчинения создана Пекинская ассоциация адвокатов, также существуют ассоциации адвокатов районов Пекина, в частности, ассоциации адвокатов районов Чаоян, Фэнтай и т. д.). «Прописка» в местной ассоциации адвокатов осуществляется по месту нахождения адвокатского образования, с помощью которого будет осуществляться профессиональная деятельность. Адвокаты, вступившие в местную ассоциацию адвокатов, одновременно становятся членами Всекитайской ассоциации адвокатов.

Должно ли лицо, претендующее на звание адвоката, иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности? Меры по внедрению государственного юрисдик-ционного квалификационного экзамена, утвержденные приказом Министерства юстиции КНР от 25.04.2018 № 140 (далее - Меры по внедрению экзамена) [2], устанавливают два альтернативных правила относительно характера высшего образования претендента на должность адвоката. Согласно правилу 1 необходимо высшее юридическое образование не ниже степени бакалавра. В соответствии с правилом 2 высшее образование может быть получено не по юридической специальности, однако претендент должен обладать опытом работы по юридической профессии не менее трех лет. Оба правила объединяет одно условие, а именно: образование должно быть получено по очной форме обучения. Для приобретения статуса «профессионального адвоката» #№) статья 8 Закона Китая выдвигает требование о стаже юридической работы не менее 15 лет.

Адвокатом по праву КНР может стать только гражданин этой страны. Такое правило мы обнаруживаем не в Законе, а в Мерах по внедрению экзамена. Согласно подпункту 1 пункта 9 указанных Мер подать заявление о сдаче юрисдикцион-ного экзамена могут только лица, обладающие гражданством КНР.

Адвокат может осуществлять деятельность как в собственном адвокатском кабинете, так и в рамках адвокатского бюро. Закон КНР также регламентирует третью форму адвокатского образования - юридическая консультация, финан-

сируемая за счет государственного бюджета (до внесения в Закон КНР «Об адвокатах» изменений в 2007 г. адвокатские образования также могли создаваться в форме кооперативных адвокатских фирм).

Адвокатское бюро может быть создано не менее чем тремя адвокатами, имеющими стаж адвокатской деятельности более 3-х лет. Адвокатское бюро может быть образовано по модели обычного полного товарищества либо по модели особого полного товарищества (особенностью особого полного товарищества является неограниченная ответственность товарищей, вследствие умысла или грубой неосторожности которых кредиторам причинены убытки, и ответственность иных товарищей перед этими кредиторами в размере, равном их вкладу в общее имущество товарищества). К деятельности адвокатских бюро применяются правила Закона КНР «О товариществах» от 23.02.1997 в части, не противоречащей Закону КНР «Об адвокатах».

Поскольку товарищества в КНР не являются юридическими лицами, то и адвокатские бюро тоже. Также не являются юридическими лицами адвокатский кабинет и юридическая консультация, финансируемая за счет государственного бюджета.

Адвокат может осуществлять деятельность только в рамках одного адвокатского образования (статья 10 Закона).

Глава 4 Закона устанавливает права и обязанности адвокатов. Процессуальные законы КНР (Гражданский процессуальный закон КНР от 04.04.1991 (в редакции 2017 г.), Уголовно-процессуальный закон КНР от 01.07.1979 (в редакции 2018 г.), Административно-процессуальный закон КНР от 04.04.1989 (в редакции 2017 г.)) также содержат положения о полномочиях адвокатов. Так, в частности, адвокат вправе выступать в качестве юридического консультанта I), представителя стороны в процедурах примирения, в гражданском и административном процессе, в третейском разбирательстве (^ША), защитника подозреваемого, обвиняемого в уголовном процессе (^^А). Участвуя в гражданском, административном и уголовном процессе, адвокат вправе, используя разрешение на осуществление адвокатской деятельности и удостоверение адвокатского образования, собирать доказательства. О праве адвоката на сбор доказательств говорит и статья 61 ГПК КНР от 09.04.1991.

Адвокату запрещено осуществлять иную деятельность, не связанную с оказанием юридической помощи. Так, положения статьи 27 и пун-

кта 3 статьи 50 Закона КНР говорят, что адвокатским образованиям запрещено заниматься хозяйственной (предпринимательской) деятельностью. Поскольку адвокатские образования не являются юридическими лицами, то рассматриваемые положения, по сути, адресованы адвокатам. Пункт 25 Мер наказания адвокатов и адвокатских образований за незаконные действия (утв. приказом Министерства юстиции КНР от 07.04.2010 № 122 [3]) содержит перечень видов деятельности, запрещенных для адвокатов. Так, например, адвокат не может «создать предприятие, осуществлять полномочия генерального директора юридического лица или его законного представителя». Лицу, которому присвоен статус адвоката, запрещается одновременно находиться на государственной службе или быть членом постоянного комитета собрания народных представителей любого уровня (статья 11 Закона).

Может ли адвокат заниматься преподавательской и научной деятельностью? Ответ на этот вопрос зависит от того, обладает лицо статусом «полного адвоката» или «адвоката по

совместительству» Только последний

вправе совмещать адвокатскую и преподавательскую (научную) деятельность. Такое совмещение возможно только при одновременном соблюдении следующих условий:

1. Лицо работает в должности преподавателя (научного сотрудника);

2. Преподавательская (научная) деятельность осуществляется по основному месту работы;

3. Работодатель дал согласие на совмещение преподавательской (научной) деятельности с адвокатской деятельностью (статья 12 Закона КНР, пункт 7 Мер регулирования деятельности адвокатов, утв. приказом Министерства юстиции КНР от 18.07.2008 № 112 (в редакции 2016 г.) (далее -Меры регулирования деятельности адвокатов) [5], и Меры регулирования совмещения деятельности адвоката, утв. Министерством юстиции КНР 25.11.1996 (далее - Меры регулирования совмещения деятельности адвоката) [6]). Порядок приобретения статуса «адвоката по совместительству» не отличается от порядка приобретения статуса «полного адвоката».

Количество «адвокатов по совместительству» в одном адвокатском образовании не может превышать количества осуществляющих в нем деятельность «полных адвокатов» (пункт 8 Мер регулирования совмещения деятельности адвоката).

Конкурирующей с системой китайских адвокатов является система юрисконсультов основной ступени Слова «основной

ступени» в наименовании таких юрисконсультов объясняются особенностью системы юстиции КНР, в которой присутствуют также народные суды основной ступени, органы народной прокуратуры основной ступени. Такая система возникла в 80-х годах прошлого столетия в условиях дефицита адвокатских ресурсов.

В целом правовое положение юрисконсультов основной ступени схоже с положением адвокатов. Для осуществления своей профессиональной деятельности юрисконсультам основной ступени необходимо сдать экзамен и получить разрешение на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг (пункты 2, 9 Мер регулирования деятельности юрисконсультов основной ступени, утв. приказом Министерства юстиции КНР от 30.03.2000 № 60 (в редакции 2017 г.) (далее -Меры регулирования деятельности юрисконсультов основной ступени) [7]).

Интересным является решение вопроса о совмещении преподавателями юридических вузов и факультетов, работниками правовых НИИ основной деятельности с деятельностью юрисконсульта основной ступени. В отличие от порядка приобретения преподавателями и научными сотрудниками статуса адвоката порядок приобретения ими статуса юрисконсульта основной ступени не предполагает учет мнения их работодателей (пункт 14 Мер регулирования деятельности юрисконсультов основной ступени). Приобретение преподавателями статуса юрисконсульта основной ступени может быть ограничено нормативными актами, регулирующими деятельность специализированных учебных заведений, например военных.

Как и адвокаты, юрисконсульты основной ступени вправе выступать в качестве юридических консультантов, представителей сторон в процедурах примирения, в гражданском и административном процессе, в третейском разбирательстве. Однако им запрещено быть защитниками в уголовном процессе.

От юрисконсультов основной ступени отличаются юрисконсульты которым не требуется получать разрешение на осуществление юридической деятельности и которые не образуют обязательную профессиональную корпоративную структуру. Такие юрисконсульты могут выполнять работу по трудовому договору в коммерческом юридическом лице, оказывающем консультационные услуги, например в компании с ограниченной ответственностью либо выступить его учредителем.

Создание и условия деятельности такого коммерческого юридического лица регламентированы Положением Министерства юстиции КНР и Управления промышленно-торговой администрации КНР «Об усилении управления юридическими консультационными организациями» от 15.07.1989 (далее - Положение об усилении управления юридическими консультационными организациями) [8]. Например, в штате должно быть более восьми сотрудников, для которых эта коммерческая организация должна быть основным местом работы, из них не менее пяти сотрудников должны иметь юридическое образование не ниже высшего или иметь стаж работы по юридической специальности более 5 лет (включая работу в качестве преподавателя юридических дисциплин или работника НИИ в области права). В числе штатных сотрудников «юридических консультационных организаций» также могут выступать и адвокаты (пункт 1 раздела 3 Положения об усилении управления юридическими консультационными организациями). Хотя в указанном Положении не сказано, какие это адвокаты, а именно, «полные адвокаты» или «адвокаты по совместительству», опираясь на буквальное толкование Закона КНР об адвокатах, в частности, статьи 10 («Адвокат осуществляет свою деятельность не более, чем в одном адвокатском образовании»), можно прийти к выводу, что адвокатами, о которых говорит Положение об усилении управления юридическими консультационными организациями, могут быть только «адвокаты по совместительству». Между тем работу по совместительству, в том числе и адвокатов, данное Положение прямо запрещает (пункт 1 раздела 3, абзац 3 пункта 2 раздела 5). Следовательно, адвокаты не могут осуществлять свою профессиональную деятельность в коммерческих организациях, оказывающих правовые консультационные услуги.

Самостоятельное место в сфере правовой поддержки бизнеса занимают корпоративные («ин-хаус») юристы (А^Й^). Корпоративные юристы могут обладать статусом «адвоката по совместительству» или не обладать им. К первым применяются правила Закона КНР и иных законов, регулирующих адвокатскую деятельность. Что касается вторых, то их положение повторяет положение юрисконсультов (Й^). Законодательство КНР не содержит требований к гражданству корпоративных юристов (А^Й^), выполняющих работу по трудовому договору и не обладающих статусом «адвоката по совместительству», и юрисконсультов (Й^).

Так, они вправе выступать в качестве юридических консультантов (пункт 4 раздела 4 Положения об усилении управления юридическими консультационными организациями), представлять интересы своих доверителей в производстве, осуществляемом третейскими судами (статья 29 Закона КНР «Об арбитраже» от 31.08.1994 (в редакции 2017 г.) [9]), но не вправе выступать процессуальными представителями при рассмотрении дел государственными судами.

Правовое положение адвокатов и юрисконсультов в Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Узбекистан, Республике Таджикистан и Туркменистане

Основными источниками правового регулирования адвокатской деятельности в указанных государствах являются законы об адвокатах, а именно Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» от 05.07.2018 № 176^1 ЗРК (в редакции 2019 г.) (далее - Закон Казахстана) [10], Закон Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» от 14.07.2014 № 135 (далее - Закон Кыргызстана) [11], Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре» от 27.12.1996 № 349-1 (далее - Закон Узбекистана) [13], Закон Республики Таджикистан «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» от 18.03.2015 № 1182 (в редакции 2017 г.) (далее - Закон Таджикистана) [14], Закон Туркменистана «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Туркменистане» от 10.05.2010 № 105-ГУ (в редакции 2015 г.) (далее -Закон Туркменистана) [15]. Положения Закона Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности», содержащие нормативное определение понятия «адвокат», продублированы в пункте 1 статьи 2 ГПК Кыргызской Республики от 25.01.2017 № 14 (в редакции 2019 г.) [12].

Адвокаты Республики Казахстан вправе осуществлять профессиональную деятельность путем создания адвокатской конторы или индивидуально без регистрации юридического лица, а также могут оказывать юридическую помощь в рамках юридической консультации, созданной в качестве структурного подразделения (филиала) коллегии адвокатов (статья 49 Закона Казахстана). Последняя в соответствии со статьями 50, 53-55, 65-68 Закона Казахстана обеспечивает координацию деятельности адвокатов и управление ими. В каждой области, в каждом городе республиканского значения и в столице создается одна коллегия адвокатов. Такие территориальные коллегии

выступают членами Республиканской коллегии адвокатов. Адвокатские конторы, коллегии адвокатов и Республиканская коллегия адвокатов являются некоммерческими организациями.

Адвокаты Кыргызской Республики вправе осуществлять профессиональную деятельность путем создания коллегии адвокатов, адвокатского бюро или индивидуально в форме адвокатского кабинета (часть 2 статьи 16 Закона Кыргызстана). Согласно статьям 16.2 и 16.3 Закона Кыргызстана коллегия адвокатов и адвокатское бюро являются некоммерческими организациями. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом (часть 3 статьи 16.1 Закона Кыргызстана). Деятельность всех адвокатов регулирует и контролирует Адвокатура (некоммерческая организация с самостоятельной организационно-правовой формой). На территории областей, городов Бишкек и Ош создается территориальная адвокатура (филиал Адвокатуры) (статья 2 Закона Кыргызстана).

Самоуправляемой организацией всех адвокатов в Республике Узбекистан выступает Палата адвокатов. В Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте создаются ее территориальные управления (статья 12-1 Закона Узбекистана). Согласно статьям 4, 4-1-4-4 Закона Узбекистана адвокаты вправе осуществлять свою деятельность индивидуально (посредством адвокатского бюро), путем создания адвокатской фирмы, коллегии адвокатов или в созданной территориальным управлением Палаты адвокатов юридической консультации. Отметим, что адвокатскую контору в Республике Казахстан, адвокатское бюро в Кыргызской Республике и в КНР, адвокатскую фирму в Республике Узбекистан объединяет один общий признак: наличие соглашения, заключенного не менее чем между двумя адвокатами-партнерами (в КНР не менее чем между тремя партнерами). Палата адвокатов, адвокатское бюро, адвокатская фирма и коллегия адвокатов являются некоммерческими организациями. Юридическая консультация не обладает статусом юридического лица.

В статьях 25, 27-30 Закона Таджикистана закреплены формы адвокатской деятельности, а именно адвокатский кабинет, юридическая консультация, коллегия адвокатов и адвокатское бюро. Координацию деятельности адвокатов осуществляют Союз адвокатов Республики Таджикистан и его территориальные органы (статьи 1, 37, 43 Закона Таджикистана). Союз адвокатов Республики Таджикистан, юридическая консультация, коллегия адвокатов и адвокатское бюро являются некоммерческими организациями. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона Таджикистана

адвокатское бюро создается Союзом адвокатов, если на территории города или района отсутствуют адвокатский кабинет, юридическая консультация или коллегия адвокатов.

Статья 18 Закона Туркменистана говорит, что адвокат вправе осуществлять свою деятельность в составе коллегии адвокатов велаята (велаят - административно-территориальная единица Туркменистана верхнего уровня [16]), города с правами велаята через юридическую консультацию, осуществлять свою деятельность самостоятельно, а также совместно с другими адвокатами создавать адвокатское объединение (об объединении говорится также в статье 30 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Туркменистане», в соответствии с которой «адвокаты, не работающие в юридических консультациях коллегии адвокатов велаята, города с правами велаята, объединившись в целях оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам, в соответствии с требованиями законодательства Туркменистана могут создать одну из форм объединений». При этом закон не раскрывает, какие объединения могут создать адвокаты). Еще об одной форме адвокатской деятельности говорится в части 2 статьи 30 Закона Туркменистана: адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность самостоятельно, могут заключить между собой договор о совместной деятельности для совместного оказания юридической помощи. К такому договору необходимо применять положения главы 27 «Совместная деятельность (товарищество)» ГК Туркменистана от 17.07.1998 [17]. Юридические консультации создаются коллегиями адвокатов велаятов в этрапах (этрап - административно-территориальная единица Туркменистана второго уровня [18]), городах с правами этрапов и являются их структурными подразделениями (часть 2 статьи 19, статья 29 Закона Туркменистана). Саморегулируемыми профессиональными организациями всех адвокатов в рассматриваемой стране являются коллегии адвокатов. На территории каждого велаята, города с правами велаята может быть образована и действовать одна коллегия адвокатов (часть 1 статьи 19 Закона Туркменистана).

Пункт 1 части 1 статьи 9 и статья 26 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Туркменистане» устанавливают обязательное членство адвокатов в коллегиях адвокатов велаята, города с правами велаята. В Республике Казахстан адвокаты являются членами коллегий адвокатов, созданных в каждой области, в каждом городе республиканского значения и в столице (пункт 1 статьи 32, подпункт 3 пункта 7 статьи 33, статьи 32,

58 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»). Профессиональное сообщество адвокатов Кыргызской Республики основано на обязательном членстве в Адвокатуре (часть 1 статьи 2, статья 15, часть 5 статьи 32 Закона «Об адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности»). Адвокаты Республики Узбекистан должны быть членами Палаты адвокатов (часть 9 статьи 3-1, часть 1 статьи 12-1 Закона «Об адвокатуре»). Каждый адвокат Республики Таджикистан является членом Союза адвокатов этой страны (статья 1, часть 1 статьи 3, статья 5, статья 19, часть 6 статьи 37 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»). Общее сравнение саморегулируемых организаций адвокатов и форм осуществления адвокатами своей деятельности во всех рассматриваемых государствах представлено в таблице 1.

Как и в КНР, в исследуемых странах Центральной Азии регламентировано получение адвокатом лицензии на осуществление адвокатской деятельности (пункт 1 статьи 32, статья 41 Закона Казахстана, статья 15, часть 1 статьи 16, часть 1 статьи 19 Закона Кыргызстана, часть 1 статьи 3, статья 3-1 Закона Узбекистана, статья 9 Закона Туркменистана). В Республике Таджикистан отсутствует лицензирование адвокатской деятельности. Квалификационная комиссия выносит решение о присвоении статуса адвоката (статья 16 Закона Таджикистана).

Рассмотрим условия получения такой лицензии и вынесения решения о присвоении статуса адвоката.

Во-первых, правовое регулирование адвокатской деятельности в пяти государствах Средней Азии наравне с аналогичным правовым регулированием в КНР допускает приобретение статуса адвоката (внутригосударственного адвоката) только гражданами этих стран (пункт 1 статьи 32 Закона Казахстана, статья 15 Закона Кыргызстана, часть 1 статьи 3 Закона Узбекистана, часть 1 статьи 2 Закона Таджикистана). Российская Федерация, наряду с Великобританией, Германией, Украиной и другими государствами, относится к группе стран, чье право разрешает приобретение статуса адвоката иностранным гражданином. Позиция России по этому вопросу особенно оправдана по отношению к гражданам стран ближнего зарубежья, которые умеют говорить на русском языке, могут понять «букву и дух» российского права и хотят приобрести статус адвоката по праву РФ. По нашему мнению, существующий в России подход поощряет тенденцию сохранения изучения русского языка. От внутригосударствен-

ных адвокатов необходимо отличать иностранных адвокатов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность в зарубежном государстве в установленных законом и международными договорами порядке и пределах.

Стать адвокатом по законодательству Туркменистана может только его гражданин, постоянно проживающий в этой стране (часть 1 статьи 8 Закона Туркменистана).

Во-вторых, адвокатом может стать только лицо, имеющее высшее юридическое образование (пункт 1 статьи 32 Закона Казахстана, часть 1 статьи 19 Закона Кыргызстана, часть 1 статьи 3 Закона Узбекистана, часть 1 статьи 12 Закона Таджикистана, часть 1 статьи 8 Закона Туркменистана).

В-третьих, законодательство пяти рассматриваемых стран обоснованно предъявляет требования к профессиональному опыту будущих адвокатов, а именно к наличию у них стажа по юридической специальности (профессии) и (или) прохождению ими стажировки в адвокатском образовании. В силу пункта 6 статьи 38, статей 39-41 Закона Казахстана лицо, претендующее на занятие адвокатской деятельностью, обязано пройти стажировку в коллегии адвокатов продолжительностью от 6 месяцев до года (стажировку не проходят лица, прекратившие полномочия судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 12 пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (пункт 8 статьи 38 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»)). Закон Кыргызстана вместо прохождения стажировки говорит о наличии у претендента на статус адвоката стажа работы по юридической специальности не менее года (часть 1 статьи 19). Закон Таджикистана содержит альтернативную норму о профессиональном правовом опыте: статус адвоката может приобрести гражданин Республики Таджикистан, имеющий не менее 2-х лет стажа работы по юридической специальности либо прошедший стажировку в адвокатской структуре (часть 1 статьи 12). В стаж работы по юридической специальности, необходимый для приобретения статуса адвоката, включается работа в следующих должностях: в качестве судьи, прокурора и следователя; на государственных должностях в органах государственной власти и государственной службе, требующих высшего юридического образования; на должностях в юридических службах организаций, независимо от организационно-правовых форм, требующих высшего юридического образования; на должностях в на-

учно-исследовательских учреждениях, требующих высшего юридического образования; в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; в качестве помощника адвоката (часть 4 статьи 12 Закона Республики Таджикистан «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»).

Регламентированный Законом «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» перечень должностей совпадает с перечнем должностей, установленным Законом Республики Таджикистан «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», за исключением того, что Закон Кыргызстана упоминает муниципальные должности, требующие высшего юридического образования, должность нотариуса, а также допускает преподавательскую работу по юридическим дисциплинам в учреждениях среднего профессионального образования. Срок стажировки составляет от 6 месяцев до года (часть 1 статьи 34 Закона Таджикистана).

Самые «суровые» требования мы встречаем в законах Узбекистана и Туркменистана. Часть 2 статьи 3-1 Закона Узбекистана устанавливает, что, по общему правилу, лицо, претендующее на приобретение статуса адвоката, должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее

2-х лет, а также пройти стажировку в адвокатском формировании сроком не менее 3-х месяцев. В соответствии с частью 3 статьи 3-1 Закона Республики Узбекистан «Об адвокатуре» лицо, имеющее стаж по юридической специальности не менее

3-х лет в качестве работника юридической службы государственных органов, органов хозяйственного управления, государственных предприятий, учреждений и организаций, в должности судьи, следователя, дознавателя или прокурора, освобождается от прохождения стажировки в адвокатском формировании.

Чтобы стать адвокатом в Туркменистане, необходимо иметь стаж работы по правовой специальности не менее 2-х лет и пройти стажировку в коллегии адвокатов продолжительностью от 6 месяцев до года (части 1 и 2 статьи 9, часть 2 статьи 12 Закона Туркменистана). Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Туркменистане» не говорит, освобождаются ли от прохождения стажировки лица, имеющие стаж работы по смежным профессиям, например стаж работы судьей. Также обходит стороной данный вопрос и Закон КНР «Об адвокатах». К положениям указанных законов применяется буквальное толкование, поэтому даже «лица, покинувшие пост судьи,

...должны пройти стажировку» [19]. Общее сравнение требований к образованию, опыту работы и стажировке лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, во всех рассматриваемых государствах представлено в таблице 2.

И, наконец, исследуемые законы пяти республик Центральной Азии вводят систему проверки профессиональных знаний и опыта. О квалификационном экзамене сказано в части 1 статьи 19 Закона Кыргызстана (от сдачи квалификационного экзамена освобождаются лица, имеющие 5-летний стаж работы: 1) в следственных подразделениях правоохранительных органов; 2) в качестве судьи; 3) в отделах аппаратов Президента, Жогорку Кенеша, Правительства на должностях, требующих наличия высшего юридического образования; 4) в качестве депутата Жогорку Кене-ша, имеющего высшее юридическое образование (часть 4 статьи 19 Закона «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности»)), части 2 статьи 3-1 Закона Узбекистана, части 3 статьи 12 Закона Таджикистана (адвокаты, действующие на территории Республики Таджикистан в соответствии с законодательством Республики Таджикистан до вступления в силу Закона Республики Таджикистан «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», имеющие стаж адвокатской деятельности более 10 лет или стаж в области юриспруденции более 20 лет, приобретают статус адвоката без сдачи квалификационного экзамена (часть 1 статьи 45 Закона Республики Таджикистан «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»)). Законы Казахстана и Туркменистана оперируют понятием «аттестация лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью». Закон Казахстана говорит, что аттестация будущих адвокатов состоит из 2-х этапов: 1) комплексное компьютерное тестирование на знание законодательства Республики Казахстан и психологическую готовность к осуществлению адвокатской деятельности; 2) практическое задание по анализу обстоятельств дела с использованием необходимых источников (пункт 6 статьи 40, пункт 1 статьи 39). В силу пункта 2 статьи 39 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» от прохождения аттестации освобождаются: 1) лица, сдавшие квалификационный экзамен в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан, успешно прошедшие стажировку в суде и получившие положительный отзыв пленарного заседания областного или приравненного к нему суда; 2) лица, прекратившие полномочия судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 3, 9, 10

и 12 пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»; 3) лица, уволенные из органов прокуратуры и следствия, при наличии стажа работы в должности прокурора или следователя не менее 10 лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам.

Помимо лицензирования адвокатской деятельности в Кыргызской Республике, Республиках Казахстан и Узбекистан и вынесения квалификационной комиссией решения о присвоении статуса адвоката в Республике Таджикистан в указанных странах применяется система ведения реестра адвокатов. В соответствии со статьей 68 Закона Казахстана список адвокатов размещается на сайте Республиканской коллегии адвокатов. В Кыргызской Республике государственный реестр адвокатов в бумажной и электронной формах ведется Министерством юстиции и размещается на сайте указанного ведомства (часть 8 статьи 16.2, статья 23 Закона Кыргызстана). Министерство юстиции Республики Узбекистан ведет Сводный государственный реестр адвокатов, открытый для всеобщего доступа, а его территориальные органы - территориальные государственные реестры адвокатов (часть 2 статьи 17 Закона Узбекистана). Согласно статьям 17 и 18 Закона Таджикистана Министерство юстиции вносит сведения об адвокате в Единый реестр адвокатов. В Законе КНР «Об адвокатах» и Мерах регулирования деятельности адвокатов не предусмотрено ведение единого реестра адвокатов. Однако сведения о каждом адвокате, являющемся членом местной ассоциации адвокатов, можно найти на ее сайте. Например, сведения об адвокате, входящем в ассоциацию адвокатов района Чаоян г. Пекина, размещены на сайте этой ассоциации.

Адвокаты по праву пяти изучаемых стран Средней Азии, как и адвокаты в КНР и иных государствах, обладают самыми широкими полномочиями в сфере оказания юридической помощи, начиная от консультирования и заканчивая представительством, в том числе процессуальным (статьи 1, 33 Закона Казахстана, статьи 24-26 Закона Кыргызстана, статьи 1, 5-7, 7-1 Закона Узбекистана, статьи 1, 8-10 Закона Таджикистана, часть 2 статьи 8, статья 14 Закона Туркменистана).

Как относятся законы пяти республик к вопросу о совмещении адвокатской деятельности с иными видами деятельности?

Самыми «либеральными» в данном вопросе являются Законы Казахстана и Узбекистана. Пункт 11 статьи 33 Закона Казахстана говорит, что адвокату запрещается состоять на государ-

ственной службе и заниматься предпринимательской деятельностью, занимать иную оплачиваемую должность, кроме случаев вхождения в состав Высшего Судебного Совета Республики Казахстан и наблюдательного совета коммерческой организации, избрания или назначения арбитром соответствующего арбитража для разрешения спора, избрания на оплачиваемую выборную или назначаемую должность в коллегии адвокатов, Республиканской коллегии адвокатов и международных общественных объединениях адвокатов, а также занятия преподавательской, научной или творческой деятельностью. В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Узбекистана адвокату помимо своей профессиональной деятельности можно заниматься научной и педагогической деятельностью, деятельностью в Палате адвокатов Республики Узбекистан и ее территориальных управлениях, деятельностью в качестве патентного поверенного и медиатора, деятельностью в качестве работника юридической службы государственных органов, органов хозяйственного управления, государственных предприятий, учреждений и организаций, а также деятельностью в качестве судьи в третейских судах и арбитражах.

Законы Таджикистана и Кыргызстана разрешают адвокату совмещать его деятельность только с выборными должностями в самих адвокатских образованиях и их саморегулируемых организациях. В соответствии с частью 2 статьи 8 и частью 3 статьи 9 Закона «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» адвокаты, являющиеся соответственно членами комиссии по этике и ревизионной комиссии, могут совмещать работу с адвокатской деятельностью.

Согласно части 3 статьи 3, части 10 статьи 9, части 3 статьи 40, части 3 статьи 41 Закона Республики Таджикистан «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского формирования, на выборных должностях в Союзе адвокатов и его территориальных органах, включая ревизионную и дисциплинарную комиссии, а также общественных объединениях адвокатов, в том числе международных.

В законах Таджикистана и Кыргызстана ничего не сказано о том, может ли адвокат заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью. В Законе Узбекистана мы встречаем молчание относительно права адвоката заниматься творческой деятельностью. Закон Туркменистана, разрешая адвокатам преподавательскую, научную и творческую деятельность, говорит, что

Таблица 2

Таблица 1

КНР Республика Казахстан Кыргызская Республика Республика Узбекистан Республика Таджикистан Туркменистан

Саморегулируемые организации

Общегосударственная СРО Всекитайская ассоциация адвокатов Республиканская коллегия адвокатов Адвокатура Палата адвокатов Союз адвокатов -

Местные СРО Местные ассоциации адвокатов Территориальные коллегии адвокатов Территориальные адвокатуры (филиалы) Территориальные управления Палаты адвокатов Территориальные органы Союза адвокатов (структурные подразделения) Коллегии адвокатов велаятов, города с правами велаята

Формы адвокатской деятельности

Индивидуальное осуществление деятельности Адвокатский кабинет V Адвокатский кабинет Адвокатское бюро Адвокатский кабинет V

Коллегия адвокатов (как форма адвокатской деятельности) - - V (создается > 2 адв.) V (создается > 10 адв.) V (создается > 5 адв.) Адвокатское объединение

Law firm Адвокатская фирма (создается > 3 адв.) Адвокатская контора (создается > 2 адв.) Адвокатское бюро (создается > 2 адв.) Адвокатская фирма (создается > 2 адв.) Адвокатское бюро (создается Союзом адвокатов)

Юридическая консультация V (финансируется за счет государственного бюджета) V (структурное подразделение территориальной коллегии адвокатов) V (создается территориальным управлением Палаты адвокатов) V (создается > 2 адв.) V (создается коллегией адвокатов велаятов, города с правами велаята)

КНР Республика Казахстан Кыргызская Республика Республика Узбекистан Республика Таджикистан Туркменистан

Общие требования к образованию, опыту работы и стажировке

Высшее юридическое образование V V V V V V

Опыт работы по юридической специальности > 1 год > 2 лет > 2 лет (либо стажировка в адвокатском образовании от 6 месяцев до 1 года) > 2 лет

Стажировка в адвокатском образовании > 1 год от 6 месяцев до 1 года (лица, прекратившие полномочия судьи по определенным основаниям, освобождаются от прохождения стажировки) > 3 месяцев (лица, имеющие стаж по юридической специальности не менее 3-х лет, освобождаются от стажировки) от 6 месяцев до 1 года (либо опыт работы по юридической специальности > 2 лет) от 6 месяцев до 1 года

Специальные требования к образованию, опыту работы и стажировке

Высшее неюридическое образование V - - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт работы по юридической специальности > 3 года - - - - -

«адвокат не может состоять на государственной службе или заниматься другой оплачиваемой деятельностью» (часть 3 статьи 8).

Отдельное место в системе оказания юридической помощи в рассматриваемых странах занимают юрисконсульты. В части 2 статьи 3 Закона Узбекистана и части 4 статьи 1 Закона Туркменистана говорится о таких юрисконсультах, как работники юридических служб государственных органов и юридических лиц. Часть 2 статьи 4 Закона Таджикистана помимо работников юридических служб юридических лиц, включая корпоративных юристов, упоминает и работников организаций, оказывающих юридические услуги.

В разделе 4 Закона Казахстана содержится полноценное регулирование деятельности юрисконсультов (юридических консультантов). Ими являются, в том числе, корпоративные юристы и юрисконсульты, которые оказывают юридическую помощь в качестве индивидуальных предпринимателей (пункт 2 статьи 75). Требования, предъявляемые к юридическим консультантам, можно считать тождественными требованиям, предъявляемым к адвокатам (высшее юридическое образование, прохождение аттестации, членство в своей саморегулируемой организации - палате юридических консультантов). Отличительным условием приобретения статуса юри-

дического консультанта является наличие стажа работы по юридической специальности не менее 2-х лет. Кроме того, в отличие от адвоката консультант может иметь иностранное гражданство.

Несмотря на то, что в статье 25 Закона Казахстана не сказано, что юридические консультанты оказывают квалифицированную юридическую помощь, в то же время из положений статей 33 и 76 указанного Закона следует, что объем полномочий адвокатов и юридических консультантов совпадает, за исключением отсутствия у последних доступа к государственной тайне. Между адвокатами и юридическими консультантами проводится различие в гарантиях осуществления деятельности. В пункте 3 статьи 35 Закона Казахстана предусмотрен запрет на допрос адвоката в качестве свидетеля и истребование у него сведений и документов, связанных с оказанием юридической помощи.

Выводы. Проведенный анализ показывает следующее. Оказание юридических услуг на основании договора успешно осуществляется как адвокатами, так и юрисконсультами. Между тем вопрос о представительстве при рассмотрении дел в государственных судах наиболее кардинально решен в законодательстве КНР. В этой стране оказание юридической помощи в виде такого представительствах «монопольно» закреплено только за адвокатами (в КНР представителями по делам, рассматриваемым в порядке гражданского и административного судопроизводства, могут быть также юрисконсульты основной ступени). К странам, сохраняющим монополию адвокатов на судебное представительство, относят также Республику Узбекистан [20]. К странам, ограничивающим вышеуказанную «монополию», относится Республика Казахстан, где наряду с адвокатами представлять права и интересы в суде могут юридические консультанты. В обзорах сравнительного правоведения приводится мнение, что в Республике Казахстан, а также в Кыргызской Республике оказывать юридическую помощь в уголовном процессе могут только адвокаты [20]. По нашему мнению, система, санкционирующая участие юрисконсультов в качестве представителей в гражданских делах наряду с адвокатами, направлена на развитие конкуренции в сфере оказания юридических услуг, поэтому заслуживает большей поддержки со стороны общества. В остальных областях защиты прав и оказания юридической помощи также должно поощряться развитие конкурирующих систем. Например, обращение не только в государственные, но и в третейские суды, делегирование полномочий но-

тариуса по удостоверению, в частности, доверенностей иным органам и должностным лицам. Наличие конкуренции, безусловно, стимулирует повышение качества оказываемых услуг и влияет на их стоимость.

Пристатейный библиографический список

1. Закон КНР «Об адвокатах» от 15.05.1996 (в редакции от 01.09.2017) [Электронный ресурс]. URL: https:// www.66law.cn/tiaoli/44.aspx.

2. Меры по внедрению государственного юрис-дикционного квалификационного экзамена, утв. приказом Министерства юстиции КНР от 25.04.2018 № 140 [Электронный ресурс]. URL: http://www.sohu. com/a/229910326_762747.

3. Меры наказания адвокатов и адвокатских образований за незаконные действия, утв. приказом Министерства юстиции КНР от 07.04.2010 № 122 [Электронный ресурс]. URL: http://www.law-lib.com/law/ law_view1.asp?id=312435.

4. Ербахаев Е.А., Чжао Л. Институт представительства в гражданском праве КНР // Трансграничная безопасность и государство в современном мире: материалы международной научно-практической конференции, г. Улан-Удэ, 24-26 июня 2016 г. Удан-Удэ: Издательство Восточно-Сибирского Государственного университета технологий и управления, 2016.

5. Меры регулирования деятельности адвокатов, утв. приказом Министерства юстиции КНР от 18.07.2008 № 112 (в редакции 2016 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.sohu.com/a/282218271_120012319.

6. Меры регулирования совмещения деятельности адвоката, утв. Министерством юстиции КНР 25.11.1996 [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinalawedu. com:8080/falvfagui/fg22598/28981.shtml.

7. Меры регулирования деятельности юрисконсультов основной ступени, утв. приказом Министерства юстиции КНР от 30.03.2000 № 60 (в редакции 2017 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.moj.gov.cn/ government_public/content/2018-01/01/fggz_12992.html.

8. Положение Министерства юстиции КНР и Управления промышленно-торговой администрации КНР «Об усилении управления юридическими консультационными организациями» от 15.07.1989 [Электронный ресурс]. URL: https://wenku.baidu.com/view/c5 9ab2d6793e0912a21614791711cc7930b77834.html.

9. Закон КНР «Об арбитраже» от 31.08.1994 (в редакции 2017 г.) [Электронный ресурс]. URL: https:// www.66law.cn/tiaoli/36.aspx.

10. Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» от 05.07.2018 № 176-VI ЗРК (в редакции 2019 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/m/document?doc_ id=33024087.

11. Закон Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» от 14.07.2014 № 135 [Электронный ресурс]. URL: http:// cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/205356.

12. Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики от 25.01.2017 № 14 (в редакции 2019 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.