Научная статья на тему 'Правовое образование школьников'

Правовое образование школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
791
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зырянов Михаил Юрьевич

В статье обосновывается необходимость комплексного подхода к правовому и духовнонравственному обучению и воспитанию молодежи школьного возраста. Подчеркивается важность взаимодействия всех социализирующих институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое образование школьников»

УДК 340.11

М.Ю. Зырянов ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

В статье обосновывается необходимость комплексного подхода к правовому и духовнонравственному обучению и воспитанию молодежи школьного возраста. Подчеркивается важность взаимодействия всех социализирующих институтов.

Ключевые слова: правовое образование, школьная молодежь, правосознание, комплексный

подход, духовность, нравственность.

В условиях современной России обострение экономических проблем сопровождается углублением духовного кризиса. Если попытаться охарактеризовать его сущность в нескольких словах, то можно сказать, что он заключается в размывании важнейших ценностей, веками создаваемой культуры российского народа, а также в незрелом правосознании. В России на основе серьезных перемен в социальной жизни меняется и общественное сознание, что не удивительно, потому что в любой «.. .переходный период происходит существенное изменение мировоззренческих ориентаций» [9, с. 63].

В результате получили широкое распространение такие негативные явления, как низкая правовая активность, государственный и правовой нигилизм, всеобщее недоверие, отсутствие четкого понимания назначения и роли государства и права. «В наше бурное время мы невольно стали свидетелями того, как ослабляются нравственные устои общества и отодвигаются на задний план духовные ценности, создававшиеся на протяжении многих веков. Порой человек топчет то, что необходимо беречь» [8, с. 65].

Люди старшего возраста имеют более устойчивую жизненную позицию и ценности, поэтому они подверглись многим отрицательным влияниям в меньшей степени, чем подрастающие поколения, на долю которых выпало жить в перестраивающемся обществе, в период преобразований и реформ, т.е. в один из наиболее трудных периодов для нашей страны. «В своеобразный психоментальный капкан попала значительная часть людей, особенно молодежь, изверившихся в старых и не обретших новых ценностей» [6, с. 143].

Речь главным образом идет о молодежи школьного возраста. Школьный возраст является периодом формирования сущностных черт личности, ее главных мировоззренческих ориентиров. В это время приобретаются базовые знания, умения и навыки, которые будут необходимы во взрослой жизни. «Молодежь как поколение пе-

реходного периода от детства и отрочества к статусу в полной мере взрослых людей можно представить себе как единство прошлого, настоящего и будущего» [2, с. 133].

Школьники крайне восприимчивы ко всему новому, естественно, не только положительному, но и общественно вредному, в том числе к употреблению алкогольных напитков, курению, наркомании, половой распущенности, конфликтам с законом, неуважению к старшим, сквернословию и т.п. Но молодым людям предстоит жить в двадцать первом веке, быть достойными членами общества и гражданами государства, именно на них лежит задача по укреплению России. «Вот почему в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания населения, в первую очередь школьной молодежи, насчитывающей более 20 млн. человек, призванных в будущем определять судьбу страны» [4, с. 28].

Понятно, что многие негативные трансформационные процессы, происходящие в нашем современном российском обществе, серьезно препятствуют процессу формирования развитой в культурном и правовом отношении личности, личности гражданина, обладающего не только необходимыми знаниями в соответствующих областях (например, назначении государства и права и т.д.), но и имеющего активную жизненную позицию, стремящегося к саморазвитию и способного нести ответственность за свои действия. Именно такие люди нужны будущей России. Цель является настолько же сложной и труднодостижимой, насколько и высокой. «В постсоветский период развития российского общества проблема формирования правового сознания несовершеннолетних, к сожалению, не стала предметом необходимого внимания со стороны политиков, общественных деятелей, ученых, а ее значимость в правовом развитии общества, становлении правового государства, борьбе с преступностью явно недооценивалась. Правовое

262

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

© М.Ю. Зырянов, 2009

воспитание неоправданно ассоциировалось с различными направлениями идеологической работы партийных, комсомольских, государственных органов прошлых лет» [4, с. 28].

Очевидно, что полумерами не обойтись. Необходим всесторонний, комплексный подход, предполагающий также пересмотр школьного обучения с первого до выпускного класса. В первую очередь, требуется коренным образом изменить школьную учебную программу. Ее следует переосмыслить с точки зрения значимости входящих в нее предметов для последующей взрослой жизни, тщательнейшим образом продумать их практическую применимость. Понятно, что здесь требуются глубокие научные исследования. Исходя из полученных результатов, нужно будет перераспределить часы школьной программы между предметами пропорционально их важности, как для развития личности, так и для ее последующей профессиональной деятельности. Уже сейчас, в силу давно назревшей необходимости, можно прогнозировать появление нового полноценного учебного курса, системно освещающего государственно-правовые явления общественной жизни, на который выделялось бы не меньшее количество учебных часов, чем, к примеру, на математику или русский язык. «Школьное правовое образование в России сейчас развивается по двум направлениям. Первый путь - интегративный, когда право представлено в виде модульного курса в системе изучения основ других общественных наук: школьники наряду с изучением основ социологии, культурологии, политологии, этики осваивают базовые правовые знания. Второй путь, который сейчас становится очень популярным - это преподавание права в виде самостоятельного учебного предмета» [3, с. 2].

Уроки подобной направленности проводятся и сейчас, но не во всех школах. Отсутствуют единообразие и согласованность действий. На подобный предмет, во-первых, отводится всего несколько часов в год, во-вторых, он преподается зачастую начиная только с девятого класса средней школы, в-третьих, он пока даже не имеет единого названия и содержания и может именоваться по-разному: «основы государства и права», «основы правовых знаний», «основы права», «граждановедение», «конституционное право», «основы социологии и политологии» и т.д.

Следует подчеркнуть, что его введение должно осуществляться только путем перераспреде-

ления, а не увеличения часов общей программы, потому что она «не резиновая» и не должна создавать непомерную нагрузку для формирующегося организма, что пагубно отражается на здоровье школьников. Целесообразно даже некоторое ее сокращение.

Одновременно с уменьшением базовой части программы важно предоставить школьникам уже средних классов возможность посещать факультативные занятия по избранной ими специальности, в том числе по предметам государственно-правовой направленности (с целью содействия возможности выбора профессии и заблаговременной подготовки к поступлению в ВУЗ). Целесообразно создание профильных классов. Это нововведение убедительно обосновывает преподаватель московской школы .№627, руководитель программы «Подросток и закон», С.В. Бу-сурин: «Уже сейчас негосударственный образовательный координационный центр дополнительного образования “Подросток и Закон” и московская школа №627 осуществляют набор в очередной 10-й юридический класс с углубленным изучением права. Курс в этом классе построен на основе программ для вступительных экзаменов ведущих юридических вузов г. Москвы (Московской государственной юридической академии, юрфака МГУ, Московской юридической академии МВД России и др.)» [1, с. 60]. Но ясно, что пока невозможно подтянуть сельские школы до уровня и возможностей московских.

Следует преодолеть стереотип, согласно которому цель школы видится только лишь в передаче суммы знаний. Школа должна не только обучать, но и воспитывать. Ее целью должно быть формирование личностных и волевых качеств, среди которых можно выделить активность, ответственность, самостоятельность и др. Необходимо содействовать демократизации школьной жизни, но под руководством педагогов, чтобы демократизация не вырождалась в попустительство и разнузданность. Нужно способствовать развитию личности школьника, его духовных качеств. «Именно духовность делает человека личностью» [7, с. 83].

Предложенные меры тормозятся из-за недостатка специалистов нужного профиля. Педагогические ВУЗы, по нашему мнению, должны вести работу по созданию специализированных факультетов или отделений по подготовке юристов, имеющих педагогические знания и способ-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

263

ных работать в школе. Подобных специалистов можно будет также готовить и в других ВУЗах. Одновременно этот процесс необходимо сочетать с повышением престижности профессии учителя, что требует целого комплекса мер материального и морального поощрения учительского труда. Только при этом условии повысится мотивация молодых людей для поступления на соответствующие направления вузовской подготовки, а затем для преподавания в школе. «На эффективности работы по формированию правосознания школьной молодежи продолжает сказываться и такой фактор, как слабая правовая подготовка учителей. Казалось бы, ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону, учитывая общее усиление правовой подготовки студентов педагогических вузов, а также начавшийся выпуск педагогов-юристов. К сожалению, действие последнего фактора в значительной мере сводится на нет нежеланием молодых специалистов из-за низкой заработной платы идти в школу. Хорошо хотя бы то, что многие из них устраиваются работать в правоохранительные органы, где заметно возросла потребность в работниках с соответствующей педагогической подготовкой» [4, с. 33].

Представляется, что школа не в состоянии справиться с задачей воспитания полноценной личности без активного содействия со стороны родителей школьников, государственных органов, средств массовой информации, различных общественных организаций и т.д. Уже на первых этапах необходимо добиться четкой согласованности действий различных субъектов социализации. Имеет первостепенное значение выработка государственной воспитательной политики. Только тогда можно будет ожидать высоких результатов. Кризисная ситуация в современной российской школе во многом является прямым следствием кризиса, постигшего наше государство и общество.

«.Для России характерна еще одна особенность: пошатнулся последний оплот общества -семья, породившая многочисленные дефекты семейного воспитания» [10, с. 62]. Задача воспитания детей лежит, конечно, и на самих родителях. Проблема здоровья института семьи стоит в нашей стране весьма остро. Внутрисемейные отношения и общее состояние семей оставляют желать лучшего. «.Многократно и безоговорочно доказано, что в массе своей неполные семьи значительно чаще, чем нормальные по своей

структуре семьи, оказываются «территорией криминогенного риска» [2, с. 137-138].

Весьма значительная роль в воспитании молодого поколения, социализации личности, фактически принадлежит средствам массовой информации, главным образом телевидению. Современные подростки проводят существенную часть свободного времени за просмотром различных телепередач и фильмов, которые часто пропагандируют поведение, мягко говоря, не соответствующее моральным нормам. Излишне говорить, что психика подростка еще не сформирована, поэтому сильно восприимчива для негативного влияния. Сцены насилия, жестокости, секса воспринимаются ими как реальность и образец для собственного поведения. «.Через СМИ идет формирование таких ментальных черт, как безжалостность ко всем вокруг, отсутствие совести и стыда, любви к Отечеству, человека «рыночного общества». Пропаганда свободы без морали, без совести страшна, она может обернуться хаосом в душе, своеволием, произволом, даже преступлением» [6, с. 145]. Поэтому необходимо принимать неотложные меры по скорейшему преодолению разрушающего влияния СМИ. Возьмем, например, телевидение, «... которое в разумно организованном обществе может быть уникальным средством массовой пропаганды образцов высокого искусства, способствовать развитию в людях ментальных чувств собственного достоинства, порядочности, национальной гордости, восхищения отечественными достижениями в науке, искусстве и т.д.» [6, с. 145].

Становится вполне понятно, что задача воспитания подрастающего поколения, главным образом детей школьного возраста, является очень сложной, требующей комплексного подхода. Не обойтись без взаимодействия всех ключевых институтов социализации, таких как школа (и в целом система образования на всех уровнях), семья, СМИ, правоохранительные органы, общественные организации, государство и т.д. Проблему преодоления общего духовного кризиса надо решать поэтапно, продумывая каждый дальнейший шаг, при этом учитывая социокультурную обусловленность процессов, происходящих в общественном сознании. Только при всестороннем подходе к духовно-нравственному и правовому обучению и воспитанию молодого поколения можно ожидать положительных результатов в оздоровлении общества. «.Правовое образование

264

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством» [5, с. 30].

Библиографический список

1. Бусурин С.В. Юридическое образование -государственный приоритет. Курс «Право и ответственность» - подготовка к ВУЗу // Государство и право. - 2002. - .№1. - С. 59-60.

2. КрутерМ.С. Молодежь как социальный наследник проблем периода несовершеннолетия // Философские науки. - 2001. - №4. - С. 132-143.

3. Певцова Е.А. Построение системы правового образования в школе // Основы государства и права. - 2002. - №5. - С. 2-5.

4. Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, про-

блемы и перспективы // Государство и право. -

2005. - №4. - С. 28-36.

5. Поливанова К.Н. Концепция структуры и содержания правового образования в школе / К.Н. Поливанова, Б.И. Хасан, В.В. Спасская // Основы государства и права. - 2002. - №5. - С. 24-30.

6. Полищук И. С. К вопросу о российском менталитете // Социально-гуманитарные знания. -

2006. - № 1. - С. 143-152.

7. Русская школа как система воспитания и образования: первая национальная программа // Государство и право. - 2002. - №1. - С. 80-84.

8. СафоновВ.Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. - 2004. - №12. - С. 65-69.

9. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. - 2002. - №10. - С. 59-70.

10. Сочнев Д. Информационное и правовое воздействие на правосознание молодежи // Российская юстиция. - 2003. - №5. - С. 62-64.

УДК 316: 33.32

Л.Р. Исмагилова

НАЦИОНАЛЬНЫМ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА МЕЖДУ ПОЛАМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

В основе гендерного неравенства лежит неравное положение мужчин и женщин и сохраняющееся в обществе традиционное распределение гендерных ролей. Очевидно, что изменение такого положения возможно только путем реализации комплекса мер, предусматривающих долгосрочное воздействие на общество и его институты. Одной из таких стратегий стал комплексный подход.

Ключевые слова: гендер, комплексный гендерный подход, обеспечение равенства, институционная структура, механизм.

Анализируя состояние гендерной политики в Российской Федерации в пос. ледние годы, можно констатировать, с одной стороны, всё более явный институциональный кризис, сопровождающийся сворачиванием деятельности органов государственной власти, ответственных за её проведение, а с другой -недостаток идей, способных вдохнуть в неё новую жизнь. Так, были ликвидированы Комиссия по вопросам положения женщин в Российской Федерации, Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, Департамент по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития РФ. Заторможено рассмотрение такого политического доку-

мента, как «Гендерная стратегия Российской Федерации», законопроекта «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностях мужчин и женщин в РФ», принятого Государственной Думой в первом чтении и покоящегося в парламенте нового созыва без движения. Дефицит политической воли и явное нежелание рассматривать гендерную политику в числе приоритетов деятельности органов государственной власти ведет к дальнейшему усилению гендерного и социального неравенства, углублению дискриминации по признаку пола. Так как проявления неравенства между женщинами и мужчинами продолжает иметь место во всех областях нашей жизни, требуются новые подхо-

© Л.Р. Исмагилова, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009І

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.