Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / НОРМАТИВНЫЙ АКТ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЯ ОБЪЕКТАМ НЕДВИЖИМОСТИ КАДАСТРОВЫХ НОМЕРОВ / LEGAL SYSTEM / INNOVATIVE SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL CENTER / NORMATIVE ACT / LOCAL AUTHORITIES / ASSIGNMENT OF CADASTRAL NUMBERS TO REAL ESTATE OBJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вареник Петр Константинович

В статье рассмотрены вопросы по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере земельных и смежных с ними отношений. Был проанализирован комплексный характер проведения работ по актуализации границ кадастрового деления для подготовки местоположения границ кадастрового деления различных уровней. Проведен анализ допущенных ранее ошибок в процессе формирования кадастрового деления деятельности и показано, что в качестве правовых источников выступает довольно широкий перечень нормативных правовых актов. Указаны причины для присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых кварталов соответствующего кадастрового района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF AGRICULTURAL ACTIVITIES IN MODERN SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

In the article "Legal regulation of agricultural activities in modern socio-economic conditions" addresses issues for improving the normatively-legal regulation in the field of land and adjacent relations with them. The complex nature of the work on updating the boundaries of the cadastral division for the preparation of the location of the boundaries of the cadastral division of various levels was analyzed. The analysis of earlier mistakes in the process of forming the cadastral division of activities is carried out and it is shown that a fairly wide list of regulatory legal acts as legal sources. The reasons for assigning cadastral numbers to real estate located on the territory of two or more cadastral quarters of the corresponding cadastral region are indicated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вареник Петр Константинович

Подполковник юстиции, преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

e-mail: varieniks@mail.ru

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере земельных и смежных с ними отношений.

Был проанализирован комплексный характер проведения работ по актуализации границ кадастрового деления для подготовки местоположения границ кадастрового деления различных уровней. Проведен анализ допущенных ранее ошибок в процессе формирования кадастрового деления деятельности и показано, что в качестве правовых источников выступает довольно широкий перечень нормативных правовых актов.

Указаны причины для присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых кварталов соответствующего кадастрового района.

Ключевые слова: правовая система, инновационный научно -технологический центр, нормативный акт, органы местного самоуправления, присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров.

Varenik Pyotr K.

Lieutenant Colonel ofjustice, the teacher of the Department of legal regulation of economic activity Financial University under the Government of the Russian Federation e-mail: varieniks@mail.ru

LEGAL REGULATION OF AGRICULTURAL ACTIVITIES IN MODERN SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS.

Abstract. In the article "Legal regulation of agricultural activities in modern socio-economic conditions" addresses issues for improving the normatively-legal regulation in the field of land and adjacent relations with them. The complex nature of the work on updating the boundaries of the cadastral division for the preparation of the location of the boundaries of the cadastral division of various levels was analyzed. The analysis of earlier mistakes in the process of forming the cadastral division of activities is carried out and it is shown that a fairly wide list of regulatory legal acts as legal sources.

The reasons for assigning cadastral numbers to real estate located on the territory of two or more cadastral quarters of the corresponding cadastral region are indicated.

Key words: legal system, innovative scientific and technological center, normative act, local authorities, assignment of cadastral numbers to real estate objects.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Правовая система земельных отношений базируется на основных положениях Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В течение 2017 года велась работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере земельных и смежных с ними отношений, уточнялись положения федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов.

Вступил в силу Федеральный закон от 01.07.2017 № 141 -ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве» (далее - Закон № 141-ФЗ).

Законом № 141-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты в части урегулирования правоотношений в рамках реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве.

Включение в границы территории инновационного научно -технологического центра земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается по согласованию с субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно изменениям в Земельном кодексе предусмотрена возможность передачи фонду, созданному в соответствии с Законом № 216-ФЗ, по договору аренды без торгов или в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра.

Чтобы оптимизировать и активизировать ведение гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, был принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этом случае - Закон № 217-ФЗ, в соответствии с которым Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с 01.01.2019 утрачивает силу.

Законом № 217-ФЗ устанавливаются особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительства. Так, принятый закон не содержит понятия «дачный земельный участок». При этом понятие «садовый земельный участок» расширено и предполагает использование такого земельного участка для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей [2. С.22].

Также Закон № 217-ФЗ устанавливает, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, устанавливающие предельные параметры такого строительства.

В силу Закона № 217-ФЗ садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно -правовую форму «товарищество собственников недвижимости» и вид «товарищество собственников жилья» в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья.

В целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства,

относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории.

В целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель, Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации был изменен (Далее -Закон № 280-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

В первую очередь, данные изменения касаются устранения противоречий между сведениями, содержащимися в ЕГРН и государственном лесном реестре, в целях защиты прав собственников земельных участков.

Законом № 280-ФЗ определяется порядок устранения указанных противоречий, в том числе регламентируются порядок образования и предоставления земельных участков, порядок отнесения земель или земельных участков к определенной категории, устанавливаются требования к содержанию документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Устанавливается порядок их подготовки, согласования и утверждения, к государственному кадастровому учету земельных участков и государственной регистрации прав на них, в том числе к уточнению границ соответствующих земельных участков.

Кроме того, Законом № 280-ФЗ регулируются вопросы, касающиеся образования населенных пунктов из лесных поселков и военных городков, в том числе порядок подготовки и утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов и порядок определения границ таких населенных пунктов.

В указанных целях внесены изменения в Земельный кодекс и Градостроительный кодексы Российской Федерации, Закон № 218-ФЗ, федеральные законы от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране

окружающей среды» и другие законодательные акты, регулирующие земельные, градостроительные, лесные и иные отношения.

Федеральным законом от 29.12.2017 № 447-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 14.1 Закона № 101-ФЗ внесены соответствующие изменения, устанавливающие более четкий порядок проведения общего собрания участников долевой собственности. А также определены функции для проведения общего собрания участников долевой собственности, органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

Так, общее собрание участников долевой собственности вправе принимать решения только по вопросам, которые включены в повестку дня общего собрания. Общее собрание не вправе изменять повестку дня общего собрания.

Не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов об условиях договора аренды, установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и о заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд[3]. Нельзя допустить отказ о заключении соглашения, об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд либо о предложениях, об изменении условий соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, если решение по ним принято менее трех месяцев назад.

Введены дополнительные функции уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Он должен принимать участие в организации и проведении общего собрания. В его обязанность входит осуществление проверки надлежащего извещения участников долевой собственности о проведении общего собрания и соответствия повестки дня общего собрания требованиям Закона № 101-ФЗ, обеспечение соблюдения требований Закона № 101-ФЗ к

порядку проведения общего собрания, а также разъяснение участникам долевой собственности их права и обязанности при проведении общего собрания.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее - единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.

Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 № 877 (далее - Порядок № 877), вступившим в силу с 01.01.2017.

Территория Российской Федерации делится на кадастровые округа. Приказом Росреестра от 28.12.2015 № П/675 «О кадастровом делении территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы» утверждены перечень наименований и учетных номеров кадастровых округов Российской Федерации и схема расположения кадастровых округов.

Кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с Порядком № 877, не изменяется, в том числе и в связи с изменением кадастрового деления. В случаях, если кадастровый номер присвоен объекту недвижимости в кадастровом квартале, в котором такой объект недвижимости фактически не находится. Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Каждому кадастровому кварталу присваивается

уникальный учетный номер. В целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых округов, создается кадастровый округ с учетным номером «0» и наименованием «Общероссийский», границы которого совпадают с Государственной границей Российской Федерации.

В кадастровом округе «Общероссийский» создается один кадастровый район с учетным номером «0:0» и наименованием «Условный», в котором соответственно - один кадастровый квартал с учетным номером «0:0:0», границы которого совпадают с границами кадастрового округа «Общероссийский».

В целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, которые расположены на территории двух и более кадастровых районов соответствующего кадастрового округа, в каждом кадастровом округе создается один кадастровый район. Ему присваивается порядковый номер «0» с наименованием «Условный», в котором соответственно - один кадастровый квартал с порядковым номером «0», границы которых совпадают с границами соответствующего кадастрового округа.

В целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых кварталов соответствующего кадастрового района, в каждом кадастровом районе создается один кадастровый квартал с порядковым номером «0», границы которого совпадают с границами соответствующего кадастрового района.

На основании приказов Росреестра от 28.12.2015 № П/675 «О кадастровом делении территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы» и от 18.10.2016 № П/515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» полномочия по кадастровому делению территории Российской Федерации на кадастровые районы и кадастровые кварталы осуществляет Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата

Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), на кадастровые округа - Росреестр.

В 2017 году продолжались мероприятия по актуализации единиц кадастрового деления, подготовке, согласованию и утверждению приказов, содержащих описание местоположения границ кадастровых районов и кадастровых кварталов [1. С. 321]. ФГБУ «ФКП Росреестра» издало 25 приказов об утверждении 329 кадастровых районов на территории 22 кадастровых округов.

Проводятся работы по актуализации границ кадастрового деления и по подготовке описания местоположения границ единого кадастрового деления. Учитываются различные уровни. В виде координат характерных точек границ выявляются и устраняются ошибки. Допущенные ранее в процессе формирования кадастрового деления, в том числе случаи дублирования кадастрового учета объектов недвижимости в кадастровых районах городов и в кадастровых районах сельских поселений, а также наложение или дублирование кадастровых кварталов.

Библиографический список.

1. Абдикеев Н.М., Авдийский В.И., Шаркова А.В. и др. Реальный сектор экономики в условиях новой промышленной революции. - Москва, 2019. 428 с.

2. Васильева О.Н. К вопросу о проблемах в сфере получения государственной поддержки субъектами малого предпринимательства в аграрном секторе // Legal Bulletin, 2019. Т.4 №3 С.20-15.

3. Афанасьев И.В. Сравнительно-правовой анализ сервитута и аренды как прав пользования чужой вещью // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2017. № 1 (44). С. 133-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.