Научная статья на тему 'Правовое обеспечение педагогического образования'

Правовое обеспечение педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
536
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
реформа образования / правовой статус / педагогическая деятельность / education reform / legal status / teaching activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каландаришвили З.Н., Кочисов Ч.В.

Разработка нормативной правовой базы образования, как особого вида деятельности, требует практического выделения тех сфер общественных отношений, которые подлежат правовому воздействию посредством соответствующих юридических способов, форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the legal and regulatory framework of education, as a special kind of activity requires a practical separation of the spheres of social relations, which are subject to legal influence through appropriate legal methods, forms.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение педагогического образования»

Территория науки. 2015. № 6

социально -образовательная мысль. 2014. Т. 6. № 6. Ч. 1. С.23.

4. Терентьева И.А., Матвеева М.А., Щеглова М.И. Теоретические

основания евразийства: история и современность// Успехи

современной науки. 2015. № 1. С. 59-61.

5. Толочко П.П. Украина в огне евроинтеграции. - СПб.: Алетейя, 2015.

Каландаришвили З.Н., Кочисов Ч.В.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Ключевые слова: реформа образования, правовой статус,

педагогическая деятельность.

Keywords: education reform, legal status, teaching activities.

Аннотация: Разработка нормативной правовой базы образования, как особого вида деятельности, требует практического выделения тех сфер общественных отношений, которые подлежат правовому воздействию посредством соответствующих юридических способов, форм.

Abstract: Development of the legal and regulatory framework of education, as a special kind of activity requires a practical separation of the spheres of social relations, which are subject to legal influence through appropriate legal methods, forms.

В настоящее время в нашей стране осуществляются реформы в различных сферах - в сфере экономики, образования, права и т.д. Принцип демократизма, возможности саморегулирования, а также комплекс частноправовых свобод нашли свое отражение в системе отечественного законодательства. В правотворчестве монополизм государства сопровождается новыми формами и субъектами правотворческой деятельности. В последнее время значительный круг общественных отношений упорядочивается не только с помощью правовых норм, исходящих от компетентных органов власти и управления, но и тех, которые разрабатываются и принимаются непосредственно в организациях [1].

Стратегия совершенствования нормативной правовой базы в области образования сегодня должна обеспечивать функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и

160

Территория науки. 2015. № 6

государства [2, 3]. Разработка нормативной правовой базы

образования, как особого вида деятельности, требует практического выделения тех сфер общественных отношений, которые подлежат правовому воздействию посредством соответствующих юридических способов, форм.

Исходя из общих целей правового регулирования отношений в сфере образования, необходимо выделить следующие направления нормативного воздействия на поведение участников образовательной деятельности, связанного с распоряжением ими своими гражданскими правами и осуществлением гражданских обязанностей, то есть реализацией своих конституционных и гражданских прав [4].

1. Установление правового статуса участников образовательной

деятельности (образовательного процесса), в частности,

образовательных организаций, обучающих (педагогов,

преподавателей), обучающихся.

2. Правовое регулирование имущественных отношений,

построенных на принципах гражданского права - отношения собственности, распоряжение и управление имуществом образовательной организации в зависимости от её организационно -правового статуса и иные формы реализации прав.

3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности образовательной организации, установление условий занятия и направлений данным видом деятельности.

4. Особо выделяется сфера платной образовательной деятельности образовательной организации.

5. Обусловлена необходимость развития образования и принятие нормативно-правовых актов в области образования как фактор обеспечения законодательной защиты права граждан на качественное образование.

6. Гражданско-правовая ответственность за нарушение неимущественных прав обучающихся (нематериальные блага), возмещение морального вреда, причиненного в процессе образовательной деятельности (банкротство, прекращение деятельности образовательной организации, лишение аккредитации, причинение вреда образовательными технологиями и т. п.).

7. Правовые гарантии качества контроля в сфере образования [5].

За пределами собственно гражданско -правового регулирования, но

в сфере предмета частноправового взаимодействия, находится установление правил взаимоотношений преподавателей (педагогов) и обучающихся, образовательной организации и обучающихся. К таким ситуациям относятся, в частности, основания и порядок исключения

161

Территория науки. 2015. № 6

(отчисления) обучающегося из образовательной организации, правила организации образовательного процесса, проведения промежуточной и итоговой аттестаций, обжалование решений и действий должностных лиц образовательной организации, нарушающих права, свободы и охраняемые законом интересы обучающихся.

Названные взаимоотношения регулируются преимущественно уставами и локальными актами образовательных организаций.

Анализ существующего законодательства в области образования России показал, что развитие образования должно идти с учётом заинтересованности всех субъектов образовательной политики, чётком распределении их полномочий и ответственности в этой сфере [6]. Также необходимо использовать общественные механизмы принятия и реализации административно -управленческих и политико -правовых решений в образовании.

На сегодняшний день чрезвычайно актуальным является разрешение вопроса о соотношении норм законодательства об образовании и гражданского законодательства. При этом следует учитывать правовые различия между этими понятиями. Так, законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. При этом гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско -правовые отношения.

Таким образом, понятие гражданского законодательства достаточно чётко и узко обозначено только в ГК РФ и тех федеральных законах, которые приняты после его введения в действие, да и то только в соответствии с ним. В то же время термин "законодательство в области образования" расширительно вбирает в себя и законы, и иные нормативные правовые акты, в том числе принимаемые субъектами Российской Федерации.

При наличии таких "упрямых" фактов, логически следует, что наличие либо отсутствие тех или иных правовых норм объективно влияет на развитие образовательной сферы в обществе. Самой чувствительной "струной" в образовании являются педагогические исследования, поскольку именно они предопределяют качественные показатели образования в целом и образования личности в частности.

162

Территория науки. 2015. № 6

Именно по этой причине педагогические исследования оказываются в поле специальных правовых отношений, которые, в свою очередь, являются частью правового поля всей системы образования России [1].

Проблема развития исследовательского компонента под

воздействием нормативных актов в частности и правового поля образовательной сферы в целом не нашло до настоящего времени специального научного рассмотрения. В данной ситуации результатом педагогической деятельности является эффект воздействия нормативно-правовых актов на реальное функционирование педагогической исследовательской деятельности, то есть определение спектра педагогических отношений нормами действующего законодательства.

Таким образом, актуальность вопросов правового обеспечения образовательной деятельности, особенно в условиях модернизации российского педагогического образования, становится еще более очевидной. Активизация исследований проблем соотношения права и образования позволит выявить новые и, во многом, эффективные пути повышения качества и эффективности образовательного пространства Российской Федерации.

Список литературы

1. Белоцерковский А. В. Качество образования: заметки на полях // Аккредитация в образовании. 2011. № 51. С . 48-50.

2. Гогицаева О.У. Освоение учителем организационно -

управленческих навыков// Категория «социального» в современной педагогике и психологии: Материалы 3-й научно-практической

конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2015. С. 158-162.

3. Гогицаева О.У. Творчество и креативность как условие инновационного образования// Инновационные технологии в системе высшего образования: Сборник материалов II Международной научно -практической конференции. Махачкала. 2014. С. 47-49.

4. Концепция развития образования в России на 2012 -2020 годы Электронный ресурс. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Режим доступа: htppZ/минобрнауки. РФ/

5. Куров С.В. Образование и гражданское право: Учебное пособие. М., 2004

6. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М, 2002.

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.