Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
468
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ИНТЕРНЕТ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КИБЕРСТРАТЕГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КИБЕРУГРОЗАМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миткевич В.Н.

В настоящей статье исследуются вопросы правового регулирования и обеспечения кибербезопасности в Великобритании. Проведён анализ регулирования кибербезопасности в соответствии с национальной киберстратегией (HTML) на 2022 г. Также раскрывается вопрос о взаимодействии Великобритании с компаниями социальных сетей в целях мониторинга вмешательства и ограничения распространения дезинформации. Изложены позиции Соединённого Королества в сфере обеспечения кибербезопасности, при этом затронуты меры, принимаемые государством в данной связи во время распространения коронавирусной инфекции. В завершении исследования сформулированы выводы относительно национального опыта в противодействии киберугрозам, иностранного вмешательства и касаемо борьбы властей с дезинформацией.This article examines the issues of legal regulation and cybersecurity in the UK. The analysis of cybersecurity regulation in accordance with the national cyber strategy (HTML) for 2022 was carried out. It also reveals the issue of the UK's interaction with social media companies in order to monitor interference and limit the spread of misinformation. The positions of the United Kingdom in the field of cybersecurity are outlined, while the measures taken by the state in this regard during the spread of coronavirus infection are touched upon. At the end of the study, conclusions were formulated regarding the national experience in countering cyber threats, foreign interference and the authorities' fight against disinformation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

Миткевич В.Н.

студентка 3 курса сокращённого бакалавриата Крымский филиал ФГБОУВО ««РГУП»»

Научный руководитель: Чернядьева Н.А., д.ю.н, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымский филиал ФГБОУВО ««РГУП»»

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Аннотация: В настоящей статье исследуются вопросы правового регулирования и обеспечения кибербезопасности в Великобритании. Проведён анализ регулирования кибербезопасности в соответствии с национальной киберстратегией (HTML) на 2022 г. Также раскрывается вопрос о взаимодействии Великобритании с компаниями социальных сетей в целях мониторинга вмешательства и ограничения распространения дезинформации. Изложены позиции Соединённого Королества в сфере обеспечения кибербезопасности, при этом затронуты меры, принимаемые государством в данной связи во время распространения коронавирусной инфекции. В завершении исследования сформулированы выводы относительно национального опыта в противодействии киберугрозам, иностранного вмешательства и касаемо борьбы властей с дезинформацией.

Ключевые слова: Великобритания, Интернет, кибербезопасность, национальная киберстратегия Великобритании, противодействие киберугрозам.

LEGAL PROVISION OF CYBERSECURITY IN THE UK

Abstract: This article examines the issues of legal regulation and cybersecurity in the UK. The analysis of cybersecurity regulation in accordance with the national cyber strategy (HTML) for 2022 was carried out. It also reveals the issue of the UK's interaction with social media companies in order to monitor interference and limit the spread of misinformation. The positions of the United Kingdom in the field of cybersecurity are outlined, while the measures taken by the state in this regard during the spread of coronavirus infection are touched upon. At the end of the study, conclusions were formulated regarding the national experience in countering cyber threats, foreign interference and the authorities' fight against disinformation.

Keyword: UK, Internet, cybersecurity, UK national cyber strategy, countering cyber threats.

Великобритания - это страна, которая, согласно международному Индексу кибербезопасности за 2020 г., заняла второе место в рейтинге из 193 стран мира, которые предпринимают наиболее эффективные меры Интернет-защиты [1], и это является ее поводом для гордости

Известно, что Великобритания горда тем, что, защищая демократичность в своей стране, ей удалось освободить от других обязанностей Закона о безопасности в Интернете онлайн-сервисы, которые принадлежат признанному издателю новостей, связанных с Соединенным Королевством, способствующие «демократическим политическим дебатам в Соединенном Королевстве». Кроме того, в Великобритании в 2017 г. был издан закон о цифровой экономике, достижением которого является введение требования к Интернет-провайдерам блокировать порнографические сайты с неадекватной проверкой возраста.

В то же время, имеется случай, когда средства онлайн-платежей использовались для финансирования террористических актов, путем мошеннических действий. Примером указанного может служить дело Соединенного Королевства против Юниса Цоули, который прибыль от украденных кредитных карт в размере 1,6 миллиона фунтов стерлингов профинансировал террористов «Аль-Каиды» [2]. В связи с этим Правительство Соединенного Королевства в 2006 году приняло Акт о терроризме, в который включены положения, касающиеся деятельности в интернете, связанной с терроризмом.

Как отмечал в данной связи бывший Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун -«Интернет является ярким примером того, как террористы могут вести себя по-настоящему транснациональным образом; в ответ государства должны мыслить и действовать таким же транснациональным образом».

Кроме того, в 2020 г. проводилась активная кампания по борьбе с фейками о коронавирусной инфекции. Министерство иностранных дел Великобритании направило денежные средства в размере 500 000 фунтов в сети, которые имеют большой опыт борьбы с распространением дезинформации [3]. А также Великобритания оказывает поддержку организации «Переводчики без границ», которая отслеживает ложную информацию на различных языках и переводит проверенный контент от ВОЗ и организации Evidence Aid, которая ежедневно обновляет базу данных исследований по болезням.

Поэтому Министерство цифровых технологий, культуры, СМИ и спорта Великобритании объявило о создании нового межведомственного подразделения по борьбе с дезинформацией, объединяющего группы экспертов, чтобы помочь составить всеобъемлющую картину потенциального масштаба и воздействия дезинформации на коронавирусе в Великобритании.

Британская власть активно взаимодействует с компаниями социальных сетей для мониторинга вмешательства и ограничения распространения дезинформации. NHS England также сотрудничает с сайтами социальных сетей и поисковыми системами, чтобы гарантировать, что официальные медицинские рекомендации отображаются в онлайн-поиске о вирусе, а также для проверки или удаления учетных записей, утверждающих, что они принадлежат местным органам здравоохранения.

Также центр кибербезопасности разработал средства отслеживания наиболее опасных групп и методы противодействия им. В Великобритании нет единого источника руководящих указаний по кибербезопасности, однако существует известное руководство NCSC, которое называется «10 шагов к кибербезопасности».

Отдельно необходимо отметить поддержку стандартов безопасности данных индустрии платежных карт (PCI DSS) и группа стандартов ISO/IEC 2700 для систем безопасности и стандарт BS 10012:2017, совместимый с GDPR.

Великобритания также положительно отличилась своей инвестицией в размере 1,9 млрд фунтов стерлингов на создание партнёрства между государственными структурами и технологическими предприятиями, налаживания взаимного обмена данными, а также на поощрение совместных усилий по противодействию хакерским атакам. В рамках этой стратегии в 2016 г. был создан Национальный центр кибербезопасности (НЦК), в задачи которого вошла реализация программы «Активная киберзащита».

Ещё в 2011 г. Великобритания заявила о намерении активно содействовать поиску ответов на глобальные киберугрозы и с этой целью она сотрудничает с союзниками в США, Германии, Франции и Австралии.

Все компании остаются уязвимыми перед хакерскими атаками - это факт. И поскольку в Великобритании нет специального набора законов о кибербезопасности, пытаясь разобраться с вопросами кибербезопасности, необходимо синтезировать анализ сложного и развивающегося права с достаточным пониманием технических особенностей обеспечения компьютерной безопасности.

Так, можно отметить Закон о неправомерном использовании компьютеров 1990 года [4], который в более общем плане касается компьютерных преступлений и киберпреступности.

Основное внимание политической цензуры в законодательстве Великобритании направлено на предотвращение политического насилия. Следовательно, разжигание этнической или расовой ненависти является преступлением в Великобритании [5], и те, кто создает расистские веб-сайты, подлежат судебному преследованию. Подстрекательство к ненависти к религиям является правонарушением в Англии и Уэльсе в соответствии с Законом о расовой и религиозной ненависти 2006 года [6].

В то же время, поправка к Закону об уголовном правосудии и судах 2015 года [7] устанавливает в Англии и Уэльсе особое правонарушение, заключающееся в распространении личных сексуальных изображений кого-либо без их согласия и с намерением причинить им. Максимальный срок лишения свободы — два года.

Вред, как определение, данное в предлагаемом Законопроекте безопасности в Интернете [8], относится к контенту, который причиняет физический или психологический вред в зависимости от характера, распространения и раскрутки пользовательского контента. Это происходит всякий раз, когда в результате содержания отдельные лица действуют таким образом, что это приводит к причинению вреда себе или другим, или увеличивает вероятность причинения вреда себе или другим.

Сеть H2H состоит примерно из 50 организаций, которые предоставляют специализированные услуги сектору гуманитарной помощи, включая борьбу с фальшивыми новостями после стихийных бедствий и эпидемий. Сеть H2H поддерживается UK aid и размещается Датским советом по делам беженцев (DRC).

Таким образом, хотя многие преимущества Интернета очевидны, он также может использоваться для облегчения коммуникации внутри террористических организаций и для передачи информации о материальная поддержка, планируемые террористические акты, все из которых требуют специальных технических знаний для эффективного расследования этих преступлений.

Помимо действий, связанных с совершением серьезных террористических актов (например, взрывов бомб), имеются четкие свидетельства того, что террористы все чаще используют Интернет для осуществления вспомогательных действий, таких как вербовка и обучение членов, обмен полезной информацией, распространение пропаганды и подстрекательство к совершению террористических актов [8, с. 165]. Из-за конфигурации и глобального охвата Интернета становится все более вероятным, что в этих видах деятельности могут участвовать разные субъекты, физически присутствующие в разных правовых юрисдикциях.

В последние годы это преступление использовалось для успешного судебного преследования нескольких лиц, у которых были обнаружены такие разнообразные предметы, как жесткие диски, DVD-диски и документы с инструкциями по изготовлению или эксплуатации таких предметов, как минометы, жилеты смертников и напалм. чтобы это преступление имело место, обвинение должно доказать связь между рассматриваемой статьей и конкретным актом терроризма, которым было выдано уведомление об отключении, требуется удалить контент, связанный с терроризмом, в течение двух рабочих дней. В то время как в других юрисдикциях также применяются уведомления об удалении за определенные правонарушения, это чаще применяется в связи со случаями нарушения авторских прав или содержания откровенного сексуального содержания.

Вышеуказанный законопроект также определяет «приоритетный незаконный контент» как компонент незаконного контента, который включает сексуальную эксплуатацию и надругательства над детьми (CSEA), террористический контент и другие приоритетные правонарушения. Приоритетные правонарушения включают содействие самоубийству, угрозы убийством, преднамеренное преследование, вызывающее страх перед насилием, нарушения общественного порядка с отягчающими обстоятельствами на расовой или религиозной почве, преступления, связанные с огнестрельным оружием, сексуальные преступления, содействие незаконной иммиграции, доходы от преступлений или мошенничества и многое другое [9].

Законопроект вводит новые правила для фирм, которые размещают пользовательский контент, то есть те, которые позволяют пользователям размещать свой собственный контент в Интернете или взаимодействовать друг с другом, а также для поисковых систем, у которых будут специальные обязанности, направленные на сведение к минимуму представления вредоносных результатов поиска. пользователям. Те платформы, которые не смогут защитить людей, должны будут ответить перед регулятором и могут быть оштрафованы на сумму до десяти процентов от их доходов или, в самых серьезных случаях, заблокированы. Все подпадающие под действие платформы должны будут устранять и удалять незаконные онлайн-материалы, особенно материалы, касающиеся терроризма, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения с детьми.

Платформы, к которым, вероятно, будут иметь доступ дети, также будут обязаны защищать молодых людей, пользующихся их услугами, от законных, но вредных материалов, таких как материалы о членовредительстве или расстройствах пищевого поведения. Кроме того, провайдеры, которые публикуют или размещают порнографический контент в своих службах, должны будут предотвращать доступ детей к этому контенту.

Интернет произвел революцию в человеческой способности общаться друг с другом и широко выражать свои взгляды. Тем не менее, большая часть высказываний в Интернете в настоящее время поддерживается небольшим числом частных компаний, которые имеют значительное влияние на то, какой контент появляется в Интернете.

Таким образом, регулирование кибербезопасности, в соответствии с национальной киберстратегией (HTML) на 2022 г. [10] включает следующие меры защиты:

1. Защитить плюрализм и обеспечить, чтобы интернет-пользователи могли продолжать активно участвовать в онлайн-дебатах — мы потребуем, чтобы крупнейшие сервисы с функциональными возможностями с наивысшим риском (сервисы категории 1) внедрили четкие политики для защиты контента, имеющего демократическое значение, и последовательно применяли это по всей модерации контента

2. Обеспечить недискриминацию со стороны платформ определенных политических точек зрения: крайне важно, чтобы законодательные меры поддерживали и защищали свободу выражения мнений в Интернете, чтобы люди могли выражать свое мнение по вопросам, важным для демократии.

3. Детально рассмотреть вопрос о том, каким образом бороться с более широким ущербом для демократии, причиняемым ложной информацией (законодательство учредит экспертный консультативный комитет по недостоверной информации и дезинформации, который может включать рассмотрение этого вопроса - Ofcom также сможет создать специальные консультативные комитеты для понимания возникающего вреда для общества это не было бы решено одной только обязанностью проявлять осторожность).

Подводя итог, следует подчеркнуть, что отнесение противодействия информационным и кибератакам к статусу ведущих тем в двухстороннем диалоге со странами Восточной Европы, продвижение тематики кибер-угроз в отношениях с бывшими колониями, участие в работе по изучению применимости международного права в киберпространстве, существующих и потенциальных угроз, должно развиваться и дальше, и этому поспособствовало создание постоянной диалоговой площадки на базе ООН и соответствующих международных механизмов для защиты глобальных информационных систем, разработка в 2018 году свода правил по требованию к безопасности дизайна потребительских товаров, который был положен в основу по созданию отраслевого стандарта ETSI потребительских устройств подключаемых к интернету, разработка и главенство в реализации Кибердекларации Содружества, разработка программы

цифрового доступа, породившей успешное сотрудничество в Африке, Азии и Латинской Америке, по защите наиболее уязвимых людей от рисков и проблем, связанных с онлайн доступом.

Великобритания занимает передовые позиции в сфере обеспечения кибербезопасности, что позволяет ей выдвинуть эту тематику как ключевую для глобальной повестки стран-единомышленников. Ее передовой опыт в противодействии киберугрозам, иностранному вмешательству и в борьбе с дезинформацией может обеспечить ей особый статус не только в отношениях со странами-единомышленниками в Европейском союзе и НАТО, но и за пределами Евро-Атлантики.

Пристатейный библиографический список:

1. Глобальный индекс кибербезопасности [Электронный ресурс] URL: https://www.itu.int/epublications/publication/D-STR-GCI.01-2021-HTM-E (дата обращения 04.12.2022).

2. The use of the Internet for terrorist purposes [Электронный ресурс] URL: https://www.unodc.org/documents/frontpage/Use_of_Internet_for_Terrorist_Purposes.pdf (дата обращения 04.12.2022).

3. UK aid to tackle global spread of coronavirus «fake news» [Электронный ресурс] URL: https://reliefweb.int/report/world/uk-aid-tackle-global-spread-coronavirus-fake-news (дата обращения 04.12.2022).

4. Закон о неправомерном использовании компьютеров 1990 г. [Электронный ресурс] URL: https://gadgetshelp.com/bezopasnost/zakon-o-nepravomernom-ispolzovanii-kompiuterov-zakon-kriminaliziruiushchii-khakerstvo-v-velikobritanii/ (дата обращения 04.12.2022).

5. Закон об общественном порядке 1986 г. [Электронный ресурс] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Public_Order_Act_1986 (дата обращения 04.12.2022).

6. Закон о расовой и религиозной ненависти 2006 г. [Электронный ресурс] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Racial_and_Religious_Hatred_Act_2006 (дата обращения 04.12.2022).

7. Закон об уголовном правосудии и судах 2015 г. [Электронный ресурс] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Criminal_Justice_and_Courts_Act_2015 (дата обращения 04.12.2022).

8. Чернядьева Н.А. Международный терроризм: происхождение, эволюция, актуальные вопросы правового противодействия. М., Проспект, 2022. 336 с.

9. Online Safety Bill: factsheet [Электронный ресурс] URL: https://www.gov.uk/government/publications/online-safety-bill-supporting-documents/online-safety-bill-factsheet (дата обращения 04.12.2022).

10. National Cyber Strategy 2022 (HTML) [Электронный ресурс] URL: https://www.gov.uk/government/publications/national-cyber-strategy-2022/national-cyber-security-strategy-

2022#:~:text=The%20new%20National%20Cyber%20Strategy,promote%20our%20interests%20in%20cyberspace (дата

обращения 04.12.2022).

Сеитмедиева И. Р.

студентка 2 курса бакалавриата Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Чернядьева Н.А., д.ю.н, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. НАЦИОНАЛЬЬНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы кибербезопасности во Французской Республике. Акцентируется внимание на изучении основных причин правонарушений в киберпространстве. Показана необходимость борьбы с хакерскими атаками, распространением террористическими организациями запрещенного контента. Обязательной частью такой борьбы должна стать дальнейшая разработка адекватных механизмов и государственной политики по минимизации их влияния. Поднимается вопрос о необходимости расширения международного сотрудничества и взаимодействия кибердержав по обеспечению превентивных и неотложных мер по противодействию киберпреступлениям. Предлагаются меры по обновлению международно-правовых механизмов и критериев по противодействию киберпреступникам. Ключевые слова: Французская Республика, глобализация, кибербезопасность, киберпреступность, международное право, национальное законодательство.

ENSURING CYBER SECURITY IN THE FRENCH REPUBLIC. NATIONAL AND INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS

Abstract: The article discusses the problems of cybersecurity in the French Republic. Attention is focused on the study of the main causes of offenses in cyberspace. The necessity of combating hacker attacks and the spread of prohibited content by terrorist organizations is shown. A mandatory part of such a struggle should be the further development of adequate mechanisms and state policies to minimize their impact. The question is raised about the need to expand international cooperation and interaction of cybernations to ensure preventive and urgent measures to counter cybercrime. Measures are proposed to update international legal mechanisms and criteria for countering cybercriminals.

Keywords: French Republic, globalization, cybersecurity, cybercrime, international law, national legislation.

Информационные технологии все больше проникают в общественные сферы, что вызывает значительный рост разного рода киберугроз. Теперь уязвимость или защищенность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.