Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. НАЦИОНАЛЬЬНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. НАЦИОНАЛЬЬНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
484
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сеитмедиева И. Р.

В статье рассматриваются проблемы кибербезопасности во Французской Республике. Акцентируется внимание на изучении основных причин правонарушений в киберпространстве. Показана необходимость борьбы с хакерскими атаками, распространением террористическими организациями запрещенного контента. Обязательной частью такой борьбы должна стать дальнейшая разработка адекватных механизмов и государственной политики по минимизации их влияния. Поднимается вопрос о необходимости расширения международного сотрудничества и взаимодействия кибердержав по обеспечению превентивных и неотложных мер по противодействию киберпреступлениям. Предлагаются меры по обновлению международно-правовых механизмов и критериев по противодействию киберпреступникам.The article discusses the problems of cybersecurity in the French Republic. Attention is focused on the study of the main causes of offenses in cyberspace. The necessity of combating hacker attacks and the spread of prohibited content by terrorist organizations is shown. A mandatory part of such a struggle should be the further development of adequate mechanisms and state policies to minimize their impact. The question is raised about the need to expand international cooperation and interaction of cybernations to ensure preventive and urgent measures to counter cybercrime. Measures are proposed to update international legal mechanisms and criteria for countering cybercriminals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. НАЦИОНАЛЬЬНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

цифрового доступа, породившей успешное сотрудничество в Африке, Азии и Латинской Америке, по защите наиболее уязвимых людей от рисков и проблем, связанных с онлайн доступом.

Великобритания занимает передовые позиции в сфере обеспечения кибербезопасности, что позволяет ей выдвинуть эту тематику как ключевую для глобальной повестки стран-единомышленников. Ее передовой опыт в противодействии киберугрозам, иностранному вмешательству и в борьбе с дезинформацией может обеспечить ей особый статус не только в отношениях со странами-единомышленниками в Европейском союзе и НАТО, но и за пределами Евро-Атлантики.

Пристатейный библиографический список:

1. Глобальный индекс кибербезопасности [Электронный ресурс] URL: https://www.itu.int/epublications/publication/D-STR-GCI.01-2021-HTM-E (дата обращения 04.12.2022).

2. The use of the Internet for terrorist purposes [Электронный ресурс] URL: https://www.unodc.org/documents/frontpage/Use_of_Internet_for_Terrorist_Purposes.pdf (дата обращения 04.12.2022).

3. UK aid to tackle global spread of coronavirus «fake news» [Электронный ресурс] URL: https://reliefweb.int/report/world/uk-aid-tackle-global-spread-coronavirus-fake-news (дата обращения 04.12.2022).

4. Закон о неправомерном использовании компьютеров 1990 г. [Электронный ресурс] URL: https://gadgetshelp.com/bezopasnost/zakon-o-nepravomernom-ispolzovanii-kompiuterov-zakon-kriminaliziruiushchii-khakerstvo-v-velikobritanii/ (дата обращения 04.12.2022).

5. Закон об общественном порядке 1986 г. [Электронный ресурс] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Public_Order_Act_1986 (дата обращения 04.12.2022).

6. Закон о расовой и религиозной ненависти 2006 г. [Электронный ресурс] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Racial_and_Religious_Hatred_Act_2006 (дата обращения 04.12.2022).

7. Закон об уголовном правосудии и судах 2015 г. [Электронный ресурс] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Criminal_Justice_and_Courts_Act_2015 (дата обращения 04.12.2022).

8. Чернядьева Н.А. Международный терроризм: происхождение, эволюция, актуальные вопросы правового противодействия. М., Проспект, 2022. 336 с.

9. Online Safety Bill: factsheet [Электронный ресурс] URL: https://www.gov.uk/government/publications/online-safety-bill-supporting-documents/online-safety-bill-factsheet (дата обращения 04.12.2022).

10. National Cyber Strategy 2022 (HTML) [Электронный ресурс] URL: https://www.gov.uk/government/publications/national-cyber-strategy-2022/national-cyber-security-strategy-

2022#:~:text=The%20new%20National%20Cyber%20Strategy,promote%20our%20interests%20in%20cyberspace (дата

обращения 04.12.2022).

Сеитмедиева И. Р.

студентка 2 курса бакалавриата Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Чернядьева Н.А., д.ю.н, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. НАЦИОНАЛЬЬНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы кибербезопасности во Французской Республике. Акцентируется внимание на изучении основных причин правонарушений в киберпространстве. Показана необходимость борьбы с хакерскими атаками, распространением террористическими организациями запрещенного контента. Обязательной частью такой борьбы должна стать дальнейшая разработка адекватных механизмов и государственной политики по минимизации их влияния. Поднимается вопрос о необходимости расширения международного сотрудничества и взаимодействия кибердержав по обеспечению превентивных и неотложных мер по противодействию киберпреступлениям. Предлагаются меры по обновлению международно-правовых механизмов и критериев по противодействию киберпреступникам. Ключевые слова: Французская Республика, глобализация, кибербезопасность, киберпреступность, международное право, национальное законодательство.

ENSURING CYBER SECURITY IN THE FRENCH REPUBLIC. NATIONAL AND INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS

Abstract: The article discusses the problems of cybersecurity in the French Republic. Attention is focused on the study of the main causes of offenses in cyberspace. The necessity of combating hacker attacks and the spread of prohibited content by terrorist organizations is shown. A mandatory part of such a struggle should be the further development of adequate mechanisms and state policies to minimize their impact. The question is raised about the need to expand international cooperation and interaction of cybernations to ensure preventive and urgent measures to counter cybercrime. Measures are proposed to update international legal mechanisms and criteria for countering cybercriminals.

Keywords: French Republic, globalization, cybersecurity, cybercrime, international law, national legislation.

Информационные технологии все больше проникают в общественные сферы, что вызывает значительный рост разного рода киберугроз. Теперь уязвимость или защищенность

инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий, возможность утечки данных становится условием недружественного или откровенно враждебного информационного воздействия на других субъектов международно-правовых отношений [1]. По заявлению государственного секретаря по цифровым технологиям Седрика О. в эфире телеканала BFMTV,, количество кибератак во Франции на больницы, местные органы власти, маленькие предприятия, частных лиц увеличились в четыре раза в период с 2019 по 2020 год. К примеру, на французские медучреждения было совершено 27 кибератак [2].

В этой связи на ближайшую перспективу под нужды кибербезопасности Франции заложены дополнительные бюджетные ассигнования, а также увеличена численность специализированных кадров. Как следует из последнего Закона о военном планировании, до 2025 г. на цифровую оборону Республики будет выделено 1,6 млрд евро (в период 2014-2019 гг. был 1 млрд); количество «киберспециалистов» в системе Министерства вооруженных сил вырастет примерно с 2,5 до 4 тыс. человек [3]. Основным реципиентом станет командование COMCYBER, созданное в мае 2017 г. (поставлено в прямое подчинение начальнику Генерального штаба), а также внешняя разведка (DGSE) и Главное управление вооружений (DGA).

Делаются шаги навстречу инновационным предприятиям. Власти рассчитывают использовать потенциал площадки «French Tech», объединяющей французские стартапы (в том числе и в сфере ИКТ): в 2017 г. Э. Макрон пообещал вложить в ее развитие 5 млрд евро за три года; для нее же был построен один из крупнейших в мире бизнес-инкубаторов «Station F». При участии президента создана ежегодная конференция «Французский цифровой день», объединяющая предпринимателей, программистов, /T-журналистов. В ноябре 2019 г. правительство подписало трехлетний пакт об углубленном киберсотрудничестве с лидерами национального военно-промышленного комплекса — Airbus, Dassault, Thales, Naval Group и др. В 2022 г. произошло открытие в Париже киберкампуса — новой площадки для совместной работы государства, цифровых компаний и ученых. [4].

Для поддержания кибербезопасности Франция добросовестно исполняет решения Варшавского саммита 2016 г и ввела его заглавную мысль (киберпространство — самоценная сфера ведения боевых действий, как суша, воздух или море) в свой политический обиход. В соответствии с предписаниями НАТО по кибербезопасности Франция одной из первых приняла военную киберстратегию. Представленная Э. Макроном национальная стратегия в области ИИ в значительной степени основана на рекомендациях доклада «Придавая смысл искусственному интеллекту: к национальной и европейской стратегии», подготовленного депутатом Национального собрания Франции, математиком С. Виллани [5]. В ней были обобщены семь базовых принципов, на которые опирается политика кибербезопасности Франции сегодня и в будущем: защита национальных информационных систем как высший приоритет; активная работа по сдерживанию возможных атак (и скоординированное реагирование на уже произошедшие нападения); полное сохранение цифрового суверенитета; формирование и продвижение общей культуры цифровой безопасности; становление Европы как самодостаточного кибертехнологического центра; поиск вариантов коллективного регулирования киберпространства на мировом уровне [6].

Продолжается участие французских военных и экспертов в ежегодных командно-штабных учениях «Cyber Coalition». В 2018 г. Пятая Республика выступила организатором конференции НАТО по кибербезопасности [7]. Вот цитата из коммюнике Министерства обороны Франции от 18 января 2018 года: «Появление нового поля конфронтации (киберпространство - ред.) заставляет французскую армию глубоко переосмыслить подход к условиям войны. Наступательные операции в цифровой среде становятся полноценной составляющей оперативных задач вооруженных сил и будут активно применяться в военных операциях» [8].

Французская Республика выполняет киберобязательства в рамках Совета Европы и Европейского Союза. В 2001 г. Франция подписала, и в 2006 году ратифицировала Конвенцию по борьбе с киберпреступностью Совета Европы (известную как Будапештская конвенция) [9]. Нормы Конвенции направлены на регулирование трех основных блоков вопросов: сближение уголовно-правовой оценки преступлений в сфере компьютерной информации; сближение национальных уголовно-процессуальных мер, направленных на обеспечение собирания доказательств при расследовании таких преступлений; международное сотрудничество в уголовно-процессуальной деятельности, направленной на собирание доказательств совершения таких преступлений за рубежом.

Главная международная инициатива французской стороны в сфере ИКТ — Парижский призыв к доверию и безопасности в киберпространстве (ноябрь 2018 г.). В нем были закреплены следующие цели:

- предотвращать злонамеренную кибердеятельность, которая угрожает отдельным лицам или критическим инфраструктурам или наносит им значительный неизбирательный или системный вред, и устранять её;

- предотвращать преднамеренные действия, которые значительным образом подрывают доступность и целостность центрального публичного ядра Интернета;

- развивать возможности по предотвращению вмешательства со стороны иностранных субъектов, направленного на дестабилизацию избирательных процессов посредством злонамеренной кибердеятельности;

- предотвращать хищение интеллектуальной собственности с помощью ИКТ, в частности, промышленных секретов и другой конфиденциальной коммерческой информации, с целью получить конкурентные преимущества для предприятий или для какого-либо коммерческого сектора;

- разрабатывать средства для предотвращения распространения вредоносных инструментов и компьютерных методов;

- усилить безопасность цифровых процессов, продуктов и услуг в течение всего срока эксплуатации и на протяжении всей цепочки снабжения;

- поддерживать действия, направленные на развитие продвинутой компьютерной гигиены для всех участников; принимать меры, чтобы помешать негосударственным субъектам, в том числе из частного сектора, предпринимать агрессивные кибердействия в ответ на нападение на них, будь то для себя лично или для других негосударственных субъектов;

- содействовать широкому принятию и внедрению международных норм ответственного поведения, а также мер по усилению доверия в киберпространстве [10].

В последние годы Франция активизировала сотрудничество со странами-партнерами в сфере кибербезопасности. Например, Французская Республика совместно с Сенегалом открыла в 2018 г. Национальную региональную специализированную школу кибербезопасности в Дакаре. Этот проект направлен на предоставление краткосрочных и адаптируемых тренингов для специалистов по кибербезопасности и высокопоставленных государственных служащих из Западной Африки в качестве приоритета [11].

Франция также приложила усилия для принятия такого общеевропейского законодательства в киберсфере, которое одновременно учитывает требования конкурентоспособности, специфику цифровых технологий, и международные правозащитные гуманитарные стандарты (право на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных, защита критически важной инфраструктуры, борьба с кибератаками, запрет террористического контента в интернете).

Как примеры этого назовем:

- Общий Регламент по защите данных № 2016/679 (GDPR),

- Директиву по безопасности сетей и информационных систем № 2016/1148 (директива NIS), а также

- Регламент об ENISA (Агентство по защите данных), Европейского Союза по кибербезопасности и сертификации кибербезопасности информационных и коммуникационных технологий, сменившего Регламент о кибербезопасности № 526/2013. [12]

В «Международной стратегии Франции в области цифровых технологий» также подчеркивается важность для Франции продолжения «диалога на основе сотрудничества со всеми заинтересованными частными и государственными субъектами, а также со всеми международными партнерами, которые готовы к этому, как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях». В частности, Франция принимала активное участие в Организации экономического сотрудничества и развития. Она работала над организацией первого заседания Совета «Глобальный форум ОЭСР по цифровой безопасности во имя экономического и социального процветания» в декабре 2018 года на тему «Ответственность частных субъектов за цифровую безопасность». Важный акцент в рамках данного направления уделялся вопросам конфиденциальности, защиты данных и повышения доверия к новым цифровым технологиям, а также на том, как развивать цифровую инфраструктуру за счет финансирования и роли государственного сектора [13].

Таким образом, во Французской Республике можно выделить следующие основные механизмы, обеспечивающие кибербезопасность:

• разработка единой стратегии кибербезопасности;

• определение законодательной базы для обеспечения кибербезопасности и борьбы с киберпреступностью;

• внедрение процедур сотрудничества с частным сектором, особенно с крупными цифровыми компаниями;

• определение структуры защиты критически важной инфраструктуры в киберпространстве.

Обобщая вышесказанное, можем отметить, что названные меры вырабатывают киберответственное поведение любого государства. Таким образом, французские национальные правовые механизмы кибербезопасности могут стать основой для формирования общих для всех государств ООН стандартов и способствовать качественному международному сотрудничеству в киберсфере.

Пристатейный библиографический список:

1. Сидорова Т.Ю. Международная информационная безопасность: правовые аспекты и деятельность ООН // Сибирский юридический вестник. 2020. № 3. С. 103-108.

2. ОАО «Газета Известия». [Электронный ресурс] URL: https://iz.ru/1126612/2021-02-18/frantciia-vydelit-eu1-mlrd-na-kiberbezopasnost. Дата обращения: 27.10.2022 г.

3. Чихачев А. Франция: киберреспублика на марше // Российский совет по международным делам, 2019. [Электронный ресурс] URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/frantsiya-kiberrespublika-na-marshe/?sphrase id=41880876D^aTa обращения: 27.10.2022 г.

4. Киберкампус. [Электронный ресурс] URL: https://d-russia.ru/francija-otkryla-sobstvennyj-centr-po-borbe-s-kiberprestupnostju.html. Дата обращения: 27.10.2022 г.

5. La France va investir 1, 5 milliard d'euros pour l'intelligence artificielle d'ici 2022. Le Figaro. 29 Mar. 2018.

6. Information systems defence and security: France's strategy. [Электронный ресурс] URL:.https://www.ssi.gouv.fr/uploads/IMG/pdf/20110215_Defense_et_securite_des_systemes_d_information_strategie_de_la_Fran ce.pdf. Дата обращения: 27.10.2022 г.

7. Cyber Coalition: NATO's Flagship Cyber Exercise. [Электронный ресурс] URL: https://act.nato.int/cyber-coalition. Дата обращения: 27.10.2022 г.

8. Анненков А. Военная кибердоктрина Франции, 2019. [Электронный ресурс] URL: https://d-russia.ru/voennaya-kiberdoktrina-frantsii-ili-kak-proshhe-vsego-nachat-ww3.html. Дата обращения: 27.10.2022 г.

9. Convention on Cybercrime. [Электронный ресурс] URL: https://rm.coe.int/1680081580. Дата обращения: 27.10.2022 г.

10. La France et les Nations unies. [Электронный ресурс] URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/appel_de_paris_en_russe_cle8a41ae.pdf. Дата обращения: 27.10.2022 г.

11. Forum international de Dakar sur la paix et la sécurité en Afrique. [Электронный ресурс] URL: https://dakarforum.org/ . Дата обращения: 27.10.2022 г.

12. Regulation (EU) 2019/881 of the European Parliament and of the Council of 17 April 2019 on ENISA (the European Union Agency for Cybersecurity) and on information and communications technology cybersecurity certification and repealing Regulation (EU) No 526/2013 (Cybersecurity Act) ( In force) https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2019/881/oj. Дата обращения: 27.10.2022 г.

13. Стратегические подходы ОЭСР к многостороннему сотрудничеству: взаимосвязанность, воздействие, вовлеченность. [Электронный ресурс] URL: https://globalcentre.hse.ru/data/Дата обращения: 27.10.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.