Научная статья на тему 'Правовое обеспечение инновационного развития космической деятельности'

Правовое обеспечение инновационного развития космической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимова В. В., Фарафонтова Е. Л.

Рассматривается категория «инновация» с точки зрения права, в практике космической деятельности на примере США, Евросоюза и КНР. Новое тысячелетие диктует свои требования мировой космической деятельности: мировое космическое сообщество объединяет усилия и ресурсы для перехода от научных исследований к практическому использованию инновационных космических технологий на благо всего мира, что требует выработки соответствующих нормативно-правовых механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение инновационного развития космической деятельности»

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

- Большинство законотворцев считает, что следует ужесточить ответственность воздушных хулиганов. Штрафы за хулиганство на борту необходимо увеличить и сделать сравнимыми с практикой, применяемой в зарубежных странах, когда сумма штрафа может составлять несколько тысяч евро или долларов. В особо опасных случаях, правомерно рассматривать возможность привлечения виновных не только к административной, но и к уголовной ответственности [4].

Наиболее интересным представляется предложение депутата ГД П. Крашенинникова, который предложил повысить ответственность за хулиганские действия в целом и обратил внимание на наиболее высокую опасность хулиганских действий, производимых в любом виде транспорта - автомобильном, водном, железнодорожном и особенно воздушном. Крашенинников напомнил, что в настоящее время законодательство предусматривает для хулиганов административный штраф от 500 до 2 тысяч рублей, но на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, увеличивающий наказание до 4 тысяч рублей. Он также предусматривает возможность дифференцировать меру ответственности в зависимости от того, где именно было совершено правонарушение [2].

Хотелось бы отметить, что предложение о запрете проноса спиртного, создание «черных списков» авиапассажиров, снабжение самолетов видеорегистраторами и т. д. по большей части относится к изменениям подзаконных актов. Для нас наиболее интересным было предложение депутата Крашенин-

никова о введении классификации хулиганских действий в зависимости от вида транспорта, на котором нарушены правила поведения. Нам кажется, что противоправные действия, совершенные на самолете в отличие от поезда, автомобильного транспорта и т. д. могут повлечь за собой серьезные последствия и многочисленные человеческие жертвы, поэтому ответственность необходимо увеличить в разы, и может быть, есть смысл ввести в закон специальную статью о хулиганстве на борту воздушного судна.

Библиографические ссылки

1. Афанасьева Н. // РИА Новости/Аврора [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/incidents/20130 204/921178573.html#13648228958283&message =resize &relto=register&action=addClass&value=registration#i xzz2PDahYjOS.

2. Воздушных дебоширов ждут «черные списки», штрафы и электрошокеры. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aviaport.ru/digest/2013/02/05/248465. html.

3. Аэрофобия, алкоголь, дебош... В России штраф за хулиганство в самолёте - 23 доллара, в США - 25 тысяч [Электронный ресурс]. URL: http://cripo. com.ua/?aid=152487&sect_id= 1.

4. Вечерняя Москва - Дебаты о дебоше: от хулиганства до терроризма [Электронный ресурс]. URL: http://www.trunov.com/content.php?act=showcont&id=1 4453.

© Сызганова А. С., Борисенко С. А., 2013

УДК 34.096

В. В. Трофимова Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривается категория «инновация» с точки зрения права, в практике космической деятельности на примере США, Евросоюза и КНР. Новое тысячелетие диктует свои требования мировой космической деятельности: мировое космическое сообщество объединяет усилия и ресурсы для перехода от научных исследований к практическому использованию инновационных космических технологий на благо всего мира, что требует выработки соответствующих нормативно-правовых механизмов.

Инновация есть итог двух процессов - получения нового знания и его передачи в хозяйственное использование, т. е. коммерциализации. В области космической деятельности коммерциализация проявилась относительно недавно (в 1960-х годах в США с запуском первых коммерческих спутников связи).

Смена приоритетов космической деятельности, продиктованная практикой государств, была закреплена в международном космическом праве [1]. Основными источниками, регулирующими деятельность человека в космосе, остаются лишь пять международных договоров [2]. Особенностью правового режима космического пространства, включая Луну и другие

небесные тела, является то, что оно «открыто для исследования и использования всеми государствами». Освоение космоса должно осуществляться в рамках международного космического права, в интересах поддержания мира и безопасности народов [3].

Декларация Тысячелетия ООН провозгласила стратегию решения в будущем ряда глобальных задач. В ряде стран (США, Израиле и др.) активно внедряется эффективная нормативно-правовая поддержка инноваций. Правительство США возложило ответственность на НАСА обеспечивать коммерциализацию всей космической деятельности страны. На данный момент, в сопряженные отрасли экономики США

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

передано порядка 1600 космических технологий.

Необходимость разработки Европейской космической политики впервые была закреплена в Лиссабонском договоре. Европейское космическое агентство несет полную ответственность за реализацию всех космических миссий от имени объединенной Европы [1]. На заседании Совета министров ЕКА, прошедшем в Неаполе 20-21 ноября 2012 года, были определены контуры будущих европейских космических программ и согласован размер инвестиций на 2013-2017 годы, что подтвердило намерение двадцати стран-членов агентства и Канады развивать инновации и технологии для повышения конкурентоспособности Европы, несмотря на кризисное состояние европейской экономики [4].

Долгое время лишь две страны в мире конкурировали за лидерство в космосе. Сейчас число активно развивающихся космических держав увеличилось в несколько раз. Свои космонавты есть у 37 стран мира, а собственные спутники запустили 50 государств. В программах Китая и Индии есть целый набор достижений и перспективных проектов [5].

Первая космическая программа Китая была принята в 1956 г., а в 1970 году был успешно запущен первый китайский космический аппарат. Единственным официальным документом в рассматриваемой сфере является «Белая книга „Космическая деятельность Китая" в 2006 году», содержащая перечень достижений на текущий год, основные принципы, задачи и направления развития китайской космонавтики [1]. К 2013 году на обширной территории Китая было создано четыре космодрома с несколькими стартовыми площадками в каждом [5]. Китай активно продвигает собственные интересы на международных форумах, налаживает двусторонний обмен опытом и технологиями с Западом и Востоком, усиливает интеграцию в Азиатско-Тихоокеанском регионе [1]. Но, если раньше космическая программа Китая была немыслима без участия России, то сейчас отечественный вклад трудно назвать удачным. Объемы финансирования и амбиции Китая возрастают с каждым годом. К 2020 году в планах КНР постройка орбитальной станции, а в отдалённой, но вполне реалистичной перспективе -пилотируемые миссии на Луну и Марс.

Индия - шестая космическая держава, способная в ближайшие годы потеснить в космической гонке Японию и Евросоюз. Уже сейчас Индия самостоятельно выводит спутники связи на геостационарную орбиту, имеет возвращаемые космические аппараты и АМС, а также заключает международные контракты, предоставляя свои ракеты-носители и стартовые площадки. В планах космического агентства Индии (ШЯО) на ноябрь 2013 года намечена отправка собственного марсохода. Параллельно разрабатывается амбициозная концепция космической транспортной системы «Аватар».

В своё время нам было трудно завоевать господство в космосе, но удержать его может оказаться еще сложнее. Вчерашние отстающие страны сейчас имеют

хорошие шансы завоевать утерянное ранее первенство. Китай обгоняет США, а Индия теснит Евросо-юз[5]. Дальнейшее развитие инновационного направления непосредственно связано с задачами повышения качества продукции (услуг) и ее конкурентоспособности на мировом космическом рынке [1].

В связи с расширением сферы космической деятельности и увеличением числа государств, участвующих в ее осуществлении, все актуальнее встают проблемы, связанные с осуществлением международного контроля [3]. Главным источником международного космического права является Договор по космосу. Его положениями должны руководствоваться все участники космической деятельности. Любая инновационная деятельность в рамках исследования и в целях использования космоса подпадает под сферу действия Договора и государства - участники такой деятельности посредством государственных органов, коммерческих организаций и даже физических лиц обязаны подчиняться их императивным нормам [1]. Всё большее число государств мира приходит к пониманию того, что международное сотрудничество и объединение ресурсов является лучшим средством реализации космических программ. Это придает особую актуальность развитию сотрудничества в освоении космоса [6], учитывая ужесточение конкуренции на внутренних и мировом космическом рынках за счет инновационного производственного роста [1].

Библиографические ссылки

1. Бодин Н. Б., Волынская О. А. Правовое обеспечение инновационного развития космической деятельности (Западный опыт и традиции Востока) // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 1.

2. Штодина И. Ю. Частноправовые аспекты использования космического пространства // Цивилист.

2007. № 2.

3. Телятник И. А. О роли международного космического права в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации // Военно-юридический журн.

2008. № 7.

4. Бондаренко Е. Европа смотрит в космос в поисках выхода из кризиса [Электронный ресурс] // Факультет международных отношений СПбГУ // Портал euActive. СПбГУ, 2012. URL: http://euactive.ru/ articles/inews/economy/evropa_smotrit_v_kosmos_v_pois kah_viihoda_iz_krizisa_.shtml.

5. Васильков А. Новая космическая гонка: современные космические программы Китая и Индии [Электронный ресурс] : цифровой журн. Компьютера // Электрон. журн. : М., 2013. № 6. URL: http://www.computerra.ru/52769/novaya-kosmicheskaya-gonka-sovremennyie-programmyi-kitaya-i-indii/.

6. Адамов И. Н. Перспективы создания Всемирной космической организации // Журнал международного права и международных отношений. 2011. № 2.

© Трофимова В. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.