Научная статья на тему 'Правовое и морально-этическое в поведении врача'

Правовое и морально-этическое в поведении врача Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1205
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВРАЧА / ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ ВРАЧА / AN ETHICAL DOCTOR BEHAVIOR / PRINCIPLE OF A DOCTOR MORAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ясеновая В. В.

Представлены общие принципы морали в сфере врачебной деятельности, дана оценка этического поведения врача, предпринята попытка раскрытия этики поведения врача в юридической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATE OF AN ETHICAL DOCTOR BEHAVIOR IN JURIDICAL PRACTICE

General principle of a moral at sphere of a medical practice. Estimate of an ethical doctor behavior. Disclosure of ethic of doctor behavior in juridical practice

Текст научной работы на тему «Правовое и морально-этическое в поведении врача»

хотя и они скрыты. «Латентный объект» реально существует, влияет на окружающую среду и сам испытывает ее воздействие.

Латентный не означает несуществующий. Если преступления не зарегистрированы, это не означает, что они исчезли вовсе. Такие преступления существуют тайно и также «тайком» действуют против людей и общества, нанося им ощутимый вред. «Скрытая активность» латентной преступности представляет собой потенциальную опасность, укрывающуюся угрозу, скрытую общественную опасность. Допустимо вести речь о совокупной общественной опасности: преступлений, лиц, их совершающих, и т.д. Однако за счет «засекреченности» степень общественной опасности латентной преступности выше нелатентной. Но здесь существует цепкая взаимосвязь.

Все признаки и компоненты преступности, представленные в виде конструкции «преступление — преступник — потерпевший — последствия преступности — латентная преступность», сопряжены, жестко соединены друг с другом, переплетены. Эта сопряженность имеет свой смысл. Она означает единство признаков и компонентов, определяющих целостность преступности, и ее понятие в широком смысле, ядром которого является вышеприведенное понятие преступности в узком смысле. При такой сопряженности на первый план выступает системно-информационная зависимость между изучаемыми признаками и компонентами, а отсюда их системное взаимодействие. Это понятие в широком смысле и связанные с ним преступные проявления следует анализировать как процессы социального и информационного взаимодействия.

Важную роль играет информационно-аналитическое обеспечение взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков и компонентов преступности. Информация выступает связывающим звеном между этими признаками и компонентами. Выделяя особо преступность в широком смысле, можно сказать, что она является специфическим «информацион-

ным пространством», куда поступают преступления, лица, их совершившие, потерпевшие, последствия преступлений и т.д. Это, по существу, особого рода криминальное пространство, занятое именно преступностью.

1 Блувштейн Ю.Д., Добрынин А.В. Основания криминологии. Опыт логико-философского исследования. Мн, 1990.

2 Понятия советской криминологии / А.И. Долгова [и др.]. М., 1985.

3 Преступность и реформы в России. М., 1998. С. 5.

4 Коган В.М. Социальные свойства преступности. М., 1977; Карпец И.И. Проблема преступности. М., 1969; Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968.

5 Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969. С. 171.

6 Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1991. С. 44—45; Викторов Н.Н. Личность, социальная среда, поведение. СПБ, 2002. С. 89-90.

7 Антонян Ю.М., Беликова Г.Г. Криминологическая оценка взаимодействия личности и ситуации // Криминологический журнал. 2007. № 1. С. 19.

8 Филимонов В.Д. Общественная опасность личности преступника. Томск, 1970. С. 10-12, 44.

9 Франк Л.В. Виктимология и виктимное поведение. Душанбе, 1974. С. 44.

10 Сафиуллин Н. Преступник и потерпевший // Преступление и наказание. 1996. № 6. С. 32.

11 ШнайдерГ.Й. Криминология : пер. с нем. М., 1994. С. 250.

12 Титова О.Н. Криминологические аспекты минимизации социальных последствий преступности несовершеннолетних : автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 3.

13 Лунеев В.В. Социальные последствия и интегрированная цена преступности // Россия: уроки реформ : науч. тр. М., 2008. С. 99.

14 Бабаев М.М. Социальные последствия преступности. М., 1982. С. 11-12.

15 Лунеев В.В. Социальные последствия и интегрированная цена преступности. С. 102.

ПРАВОВОЕ И МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ В ПОВЕДЕНИИ ВРАЧА

В.В. ЯСЕНОВАЯ, адъюнкт кафедры гражданского права Московского университета МВД России 12.00.00 - юридические науки [email protected]

Аннотация. Представлены общие принципы морали в сфере врачебной деятельности, дана оценка этического поведения врача, предпринята попытка раскрытия этики поведения врача в юридической практике. Ключевые слова: этическое поведение врача, принципы морали врача.

ESTIMATE OF AN ETHICAL DOCTOR BEHAVIOR IN JURIDICAL PRACTICE

V.V. YASENOVAYA, a graduate student for the department of civil law Moscow University MVD of Russia

Annotation. General principle of a moral at sphere of a medical practice. Estimate of an ethical doctor behavior. Disclosure of ethic of doctor behavior in juridical practice. Key words: an ethical doctor behavior, principle of a doctor moral.

Юристов и медиков всегда интересовали вопросы своеобразия отношений морали и нравственности в сфере врачебной деятельности в связи с теми изменениями, которые внесли происходящие социально-экономические преобразования в область здравоохранения. Совершенствование работы системы здравоохранения, повышение качества медицинской помощи невозможно без такой составляющей, как профессиональная этика медицинских работников.

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других пр офессионально-моральных медицинских кодексов. Так, возникшая в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия Женевской декларации — современного варианта клятвы Гиппократа.

Среди принципов профессиональной этики медицинских работников, содержащихся в клятве Гиппократа, выделяют следующие принципы: непричинение вреда, милосердие, доминанта интересов больного, уважение жизни и отрицательное отношение к эвтаназии, неразглашение врачебной тайны, корректное отношение к коллегам, разоблачение лжеврачей.

Действия медицинских работников, основанные на отказе от соблюдения этих принципов, следует считать аморальным проступком. Особое значение следует придавать тем случаям, когда это касается трудовых отношений специальных субъектов, наделенных особыми полномочиями, в том числе медицинских работников.

Аморальным проступком следует считать распространение информации, составляющей врачебную тайну (о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, другие сведения). Привлечение к дисциплинарной ответственности за разглашение врачебной тайны возможно в виде замечания и выговора, а увольнение за это правонарушение трудовым законодательством не предусмотрено.

Врачебная этика должна рассматривать не индивидуальные поступки врача, а наиболее общие и существенные черты, закономерности поведения,

свойственные ему как представителю определенной профессии. История врачебной этики начинается с клятвы Гиппократа. Однако вопреки распространенному заблуждению главная мысль клятвы — это не обещание врача больному в оказании помощи, а, по сути, обещание ученика учителю, научившему его врачебному мастерству.

Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты. Получение диплома может являться фактом доведения до сведений врача обязательств по нераспространению врачебной тайны. Следовательно, за нарушение клятвы врача, в том числе в отношение распространения сведений, составляющих врачебную тайну, врачи несут ответственность, предусмотренную законодательством, независимо от того, содержат ли локальные нормативные акты обязательства по недопустимости распространения врачебной тайны или нет.

Сегодня клятва Гиппократа, равно как и клятва врача, носит лишь общий, декларативный характер, не содержит прямых норм права и не может являться юридическим мерилом деятельности медицинских работников.

Попытки моральной ответственности врача неоднократно предпринимались в истории, например «Духовная медицина» Ар-Рази, «Молитва врача Май-монида». Сколько бы мы ни возвышали так называемый общечеловеческий элемент в нравственном кодексе врача, сколько бы ни романтизировали внешними атрибутами святости, незыблемости, клятвами и присягами — все это останется на этапе чисто эмоционального, поверхностного восприятия, пока не будет воспринято законодательством.

Исследуя природу социальных норм, становится очевидным их общие начала в регулировании человеческого поведения, однако нравственная регуляция отличается от правовой:

Ф для правового регулирования характерна более жесткая регламентированность, разработка писаных правил поведения;

Ф правовые нормы устанавливают определенные права и обязанности, в то время как нормы морали не приобретают силу юридических прав и обязанностей;

Ф право предусматривает карающие санкции. Моральные санкции более гибкие и разнообразные, применяются не в силу принуждения, а по убеждению;

® правовые нормы адресуются определенным лицам, организациям, государству, тогда как в моральных нормах адресат четко не определен, они опираются на силу общественного мнения.

Предмет врачебной этики и медицинской деонтологии должен быть определен в полном объеме. Одним из основных инструментов, при помощи которого государство решает свои задачи в сфере охраны здоровья граждан, является правовое регулирование общественных отношений. Центральное место принадлежит законодательству.

В статье 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан закреплено право пациента на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала, но дальнейшего подкрепления нет ни в одном законодательном акте.

По данным общественной организации «Лига защиты пациентов», каждый год от врачебных ошибок умирают 50 тыс. человек. По неофициальным данным, просчеты медиков убивают больше россиян, чем ДТП. Сами врачи признают: каждый третий диагноз — ошибочный. Так, в феврале 2007 г. Пресненский суд Москвы приговорил к трем годам условно врача-педиатра Д. Пакалина. Медик не определил, что у полуторагодовалого Н. Полякова запушенная кишечная инфекция, и не настоял на медленной госпитализации. Ребенок погиб.

В июле 2008 г. столичный Тверской суд приговорил косметолога Г. Рымеренко к трем годам условно и взыскал с нее 670 тыс. руб. Женщина сделала «укол красоты» О. Пушкиной. Средство оказалось поддельным, из-за чего лицо телеведущей было серьезно изуродовано.

В научной литературе вопросу врачебной ошибки придается особое значение. Врачебная ошибка рассматривается как «ненаказуемое добросовестное заблуждение при отсутствии небрежности и халат-ности»1, как «обстоятельство, смягчающее ответственность врача»2. Зачастую учеными отождествляются понятия «правонарушения, совершенные медицинскими работниками» и «врачебная ошибка»3.

Разграничение понятий «дефект медицинской помощи» и «врачебная ошибка» проводят в своей работе А.А. Мохов и И.Н. Мохова. Под врачебной ошибкой понимается прежде всего невиновное причинение вреда здоровью пациента. Чаще всего в качестве таковых выступают недостаточная квалификация медицинского работника или сочетание недостаточной квалификации с дефицитом времени, сил и средств организации применительно к конкретному клиническому случаю (организационно-хозяйственные причины)4. «Дефекты медицинской помощи» — понятие большее широкое, включающее в себя и понятие «врачебная ошибка».»5

Отдельные попытки закрепления этого понятия предпринимаются на законодательном уровне. Так, в приказе Федерального фонда обязательного меди-

цинского страхования от 2 июня 2006 г. № 64 «Об утверждении формы ведомственного статистического наблюдения № ПГ и инструкции по ее заполнению» дается понятие врачебных ошибок как ошибок, которые способствовали или могли способствовать нарушению медицинских технологий, увеличению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, неоптимального использования ресурсов медицины и неудовлетворенности пациента, а именно невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых обусловленных состоянием пациента диагностических или лечебных мероприятий, а также выполнение непоказанных мероприятий, неблагоприятно повлиявших на сроки или стоимость лечения или состояние пациента.

Защитить пациентов от нерадивых медицинских работников решили и московские власти, внеся в Мосгордуму законопроект об охране здоровья москвичей. Самая главная и спорная статья законопроекта касается введения страхования профессиональной ответственности медиков. Предполагается, что вред или ущерб, не связанный с халатностью или небрежностью врачей (это уже уголовные статьи), будет возмещаться пациенту из средств бюджета. Правда, механизм этого вида страхования пока не проработан.

В некоторых странах установлена ответственность государства за неправомерные действия (бездействие) медперсонала в связи с осуществлением деятельности, связанной с охраной здоровья. Так, американский Апелляционный суд вынес постановление против США по иску о возмещении убытков, причиненных в результате бездействия врачей, не госпитализировавшего вовремя больного.

Конечно, следует согласиться с тем, что врачебные ошибки неизбежны. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вместе с тем ужесточение ответственности за совершение врачебных ошибок может привести к ухудшению качества оказания медицинской помощи, поскольку медицинские работники начнут панически бояться ошибок. Действительно, на практике очень трудно отличить легкомыслие от добросовестного заблуждения, и представляется, что принять такой нормативный правовой акт, который окончательно урегулировал бы отношения, возникающие по этому поводу, невозможно.

В идеале все нормы права должны основываться на нормах морали, воспроизводить их на языке законов, но так бывает не всегда. Не всегда и не во всем нравственные и правовые требования согласуются, нередко они противоречат друг другу. Несоответствия между моральными и правовыми нормами свидетельствуют о необходимости уточнения смысла и значений принципов профессиональной этики, границ и меры их применения в практической медицине.

В России нет реальных способов оценки этичности поведения врача, хотя попытки раскрыть поня-

тие этики поведения постоянно предпринимаются в юридической практике (кодекс судебной этики, кодекс профессиональной этики адвоката и т.д.) Целесообразно и в российском законодательстве предусмотреть ответственность государства за действия или бездействие медицинского персонала (аналогично противоправным действиям правоохранительных органов), приведшие к причинению вреда жизни или здоровью граждан. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепили права пациента, которым установлены обязанности медицинского персонала, в том числе врача. Однако сам врачебный персонал наделен в соответствии с Основами только общедекларативными правами, такими как право на труд, отдых.

Проблема правового и этического в поведении врача требует научно-практического решения. Целесообразно принятие федерального закона «О статусе

медицинского работника», закрепляющего понятие «этика врача» и устанавливающего дополнительные требования к их социально-психологическим и морально-этическим качествам.

1 Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., 1995. С. 162.

2 Савицкая А.Н. Возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим врачеванием. Львов, 1982. С. 186—194.

3 Бондаренко Д.В. К вопросу о юридической ответственности медицинских работников // Медицинское право. 2006. № 4.

4 Мохов А.А., Мохова И.Н. Функции обязательств вследствие причинения вреда здоровью или жизни пациента // Медицинское право. 2006. № 3.

5 Мохов А.А, Мелихов АВ. Деятельность по оказанию медицинских услуг — разновидность деятельности предпринимательской // Медицинское право. 2006. № 2.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Юридическая психология. 2-е изд. / Под ред. В.Я. Кикотя.

В учебнике системно объединены основы общей, социальной и юридической психологии. Раскрыты основные положения и частные вопросы юридической психологии. Изложены общие проблемы психологии, особенности психологии личности, ее свойства и характерологические черты, основные проявления психики в поведении человека. Рассмотрены психологические требования к личности и профессиональной деятельности юриста. Разбираются психологические особенности предварительного расследования, а также обвиняемых и потерпевших в судебно-следственном процессе, даются основы проведения 2-е издание судебно-психологической экспертизы. Для

курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, а также практических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.