Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ'

ПРАВОВОЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
327
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
искусственный интеллект / технологии искусственного интеллекта / правовое регулирование / стратегия / artificial intelligence / artificial intelligence technologies / legal regulation / strategy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Келепова М.Е., Молодчик А.В., Нагорная М.С.

В статье на основе анализа международных, зарубежных и отечественных нормативно-правовых актов, отчётной документации рассматривается опыт правового регулирования института искусственного интеллекта на международном уровне, исследуются в сравнении национальные стратегии государств по развитию ИИ и институциональный аспект, определяются тенденции и и национальная специфика развития технологий искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND INSTITUTIONAL REGULATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE AT THE INTERNATIONAL AND NATIONAL LEVELS

The article, based on the analysis of international, foreign and domestic regulatory legal acts, reporting documentation, examines the experience of legal regulation of the Institute of artificial Intelligence at the international level, examines national strategies of states for the development of AI in comparison, studies the institutional aspect, identifies trends and national specifics of the development of artificial intelligence technologies.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ»

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ

Для цитирования: Келепова М.Е., Молодчик А.В., Нагорная М.С. Правовое и институциональное регулирование искусственного интеллекта на международном и национальных уровнях// Управление в современных системах. 2022. №3. С. 68-78.

DOI: 10.24412/2311-1313-35-68-78 УДК 004.8/349 ББК 67.9

ПРАВОВОЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Келепова М.Е.1, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Молодчик А.В.2, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Нагорная М.С.3, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»

Аннотация

В статье на основе анализа международных, зарубежных и отечественных нормативно -правовых актов, отчётной документации рассматривается опыт правового регулирования института искусственного интеллекта на международном уровне, исследуются в сравнении национальные стратегии государств по развитию ИИ и институциональный аспект, определяются тенденции и и национальная специфика развития технологий искусственного интеллекта.

Ключевые слова: искусственный интеллект, технологии искусственного интеллекта, правовое регулирование, стратегия.

Введение

В современном мире технологии, основанные на искусственном интеллекте (далее -ИИ), широко применяются как в специализированных отраслях: медицине, инженерии, так и в повседневной жизни: при покупках через интернет, в веб-поиске или голосовых помощниках. По данным Организации по вопросам образования, науки и культуры ООН (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) (далее - ЮНЕСКО), правительства развитых стран используют искусственный интеллект при принятии решений, а также в борьбе с такими проблемами, как голод и изменение климата. При этом в ЮНЕСКО предупреждают, что данная технология потенциально способна создать «беспрецедентные

1 Келепова Маргарита Евгеньевна - студентка 4 курса ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9А; e-mail: kelepovamargarita@gmail.com

2 Молодчик Анатолий Викторович - д.и.н., профессор кафедры ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9А; e-mail: rector@inueco.ru; SPIN-код: 27790076, Author ID: 700846

3 Нагорная Мария Сергеевна - к.и.н., доцент кафедры ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9А; e-mail: marya.nagornaya@mail.ru; SPIN-код: 4190-9463, Author ID: 670336

проблемы»1, Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш призвал мировое сообщество разработать четкие международные правила, которые позволили бы предотвратить негативные тенденции. В ноябре 2019 г. государства - члены ЮНЕСКО приняли решение начать процесс разработки глобальной рекомендации по этическим аспектам искусственного интеллекта2, а уже в ноябре 2021 г. 193 государства - члены Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры подписали соглашение по искусственному интеллекту3. Данный документ является первым универсальным стандартом в области применения ИИ, он определяет общие ценности и принципы, необходимые для обеспечения его безопасного развития и использования. Генеральный директор ЮНЕСКО отметил, что принятое соглашение устанавливает первую в мире глобальную нормативную базу в области искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект - это искусственная система, имитирующая решение человеком сложных задач в процессе его жизнедеятельности [Иванов, 2022]. Впервые термин «искусственный интеллект» появился в США в 1956 г., но активно использовать его стали только после проведения в 1969 г. в Вашингтоне Международной объединенной конференции по искусственному интеллекту, организованной одноименной некоммерческой организацией International Joint Conferences on Artificial Intelligence (IJCAI, Inc.).

Искусственный интеллект: институционально-правовой аспект

Развитие института искусственного интеллекта влечет за собой разработку нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу. На данный момент основным международным нормативно-правовым актом в области ИИ является Рекомендация об этических аспектах искусственного интеллекта, разработанная ЮНЕСКО и принятая всеми государствами - членами организации. Целью данной Рекомендации является создание основы, которая позволит использовать ИИ на благо всего человечества, отдельного человека, обществ, окружающей среды и экосистем и не допустить причинения им вреда. Она также устанавливает ценности и принципы, которыми должны руководствоваться государства при разработке собственного законодательства в области ИИ:

- уважение, защита и поощрение человеческого достоинства, прав человека и основных свобод;

- благополучие окружающей среды и экосистем;

- обеспечение разнообразия и инклюзивности;

- жизнь в гармонии и мире;

- соразмерность и непричинение вреда;

- безопасность и защищенность;

- справедливость и равноправие;

- устойчивость;

1 193 страны подписали первое в истории соглашение по искусственному интеллекту / Новости ООН. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://news.un.org/ru/story/2021/11/1414592 (дата обращения: 20.07.2022)

2 Значительный прогресс ЮНЕСКО в разработке первого глобального нормативного документа по этическим аспектам искусственного интеллекта. / ЮНЕСКО. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unesco.org/ru/articles/znachitelnyy-progress-yunesko-v-razrabotke-pervogo-globalnogo-normativnogo-dokumenta-po (дата обращения: 20.07.2022)

3 Итоговый документ: Первый проект рекомендации об этических аспектах искусственного интеллекта. / ЮНЕСКО. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000373434_rus (дата обращения: 24.07.2022)

- неприкосновенность частной жизни;

- подконтрольность и подчиненность человеку;

- прозрачность и объяснимость;

- ответственность и подотчетность;

- осведомленность и грамотность;

- многостороннее и адаптивное управление и взаимодействие.

Помимо данной Рекомендации на международном уровне действуют и другие нормативно-правовые акты в сфере ИИ [Кузьмин, 2020; Никитенко, 2021]:

- Европейская этическая хартия Совета Европы по использованию ИИ в судебных системах, принятая Советом Европы (далее - СЕ) в 2018 г. и устанавливающая правила для лиц, ответственных за разработку и внедрение технологий искусственного интеллекта при обработке судебных решений и данных1;

- Руководство по защите данных при использовании ИИ, принятое Советом Европы 25 января 2019 г. и устанавливающее комплекс рекомендаций, которым должны следовать правительства, разработчики ИИ, производители и поставщики услуг для обеспечения гарантии прав и основных свобод человека, в частности права на защиту данных2;

- Декларация Комитета Министров СЕ об манипулятивных возможностях алгоритмических процессов, утвержденная 13 февраля 2019 г. и призывающая граждан остерегаться использования алгоритмических процессов из-за риска манипулирования социальным и политическим поведением3.

Стоить отметить, что создание международных стандартов является результатом деятельности признанных во всем мире специализированных международных организаций по стандартизации, которые обладают полномочиями по разработке и публикации стандартов, руководств, рекомендаций и технических отчетов [Бегишев, 2021; Затейщикова, 2022]. К таким организациям можно отнести:

- Международную организацию по стандартизации (ISO);

- Международную электротехническая комиссия (IEC);

- Международный союз электросвязи (ITU).

В настоящее время в различных странах уже разработано собственное законодательство, регулирующее применение искусственного интеллекта. Так, к началу 2021 года более чем в 30 государствах были приняты Национальные стратегии развития искусственного интеллекта (Россия, США, Канада, Китай, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.) [Арзуманян, 2021]. В стратегиях, как правило, выделены основные этапы и ключевые области, установлены контрольные сроки и планируемые к достижению показатели.

1 Европейская этическая хартия об использовании искусственного интеллекта в судебных системах и окружающих их реалиях / Совет Европы. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/ru-ethical-charter-en-version-17-12-2018-mdl-06092019-2-/16809860f4 (дата обращения: 24.07.2022)

2 Руководство по искусственному интеллекту и защите данных: Консультативный комитет Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Конвенция 108) / Совет Европы. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/guidelines-on-artificial-intelligence-and-data-protection/168091f9d8 (дата обращения: 24.07.2022)

3 Декларация Комитета Министров об манипулятивных возможностях алгоритмических процессов / Совет Европы. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.coe.int/en/web/data-protection/-/declaration-by-the-committee-of-ministers-on-the-manipulative-capabilities-of-algorithmic-processes (дата обращения: 24.07.2022)

На наш взгляд, для выявления тенденций и проблем в развитии искусственного интеллекта, необходимо сравнить Национальные стратегии экономически развитых стран (табл. 1).

Таблица 1

Национальные стратегии развития ИИ в зарубежных странах.

Государство Название Дата Цели Приоритетные

стратегии принятия направления

Китай «Программа июнь 2017 Становление «научно- - медицинское

развития г. технической обслуживание;

сверхдержавой», - общественная

искусственного мировым центром безопасность;

интеллекта инноваций в области - военное дело;

нового ИИ (лидером во всех - социальное

поколения» областях ИИ) с устройство

активной государства;

коммерческой - общественные и

индустрией ИИ и судебные услуги

лидером в создании

промышленных

роботов

Германия «ИИ - сделано в 14 ноября Мировое лидерство в - здравоохранение;

Германии» 2018 г. исследовании и

разработке ИИ, а также - безопасность;

лидером в применении - промышленность;

ИИ в Германии и

Европе - логистика

Франция «Национальная 29 марта Мировое лидерство в - здравоохранение;

стратегия 2018 г. развитии ИИ в области - оборона и

развития экологии безопасность;

искусственного - транспорт и

интеллекта», мобильность;

- экология

Доклад депутата

Национального

собрания

Франции от

департамента

Эсон Седрика

Виллани

«Придать смысл

искусственному

интеллекту как

европейской и

национальной

стратегии»

[Егорова, Дюфло, Минбалеев, 2020]

США «О сохранении американского лидерства в области искусственного интеллекта» 11 февраля 2019 г. - Удержание мирового лидерства через лидерство в области ИИ. - Создание системы вооружений, на основе имеющихся только в США технологий, которую ни одна страна в мире не сможет ни скопировать, ни применить; - здравоохранение; - военные цели; - производство; - ^-сфера и кибероперации; - судебная система

Российская Федерация «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года» 10 октября 2019 г. - Создание экосистемы цифровой экономики России. - Устранение существующих препятствий развития. - Повышение конкурентоспособно сти - здравоохранение; - безопасность; - сельское хозяйство и производство; - логистика; - образование; - нормативное регулирование; - информационная инфраструктура

Евросоюз «Белая книга по искусственному интеллекту: европейский подход к совершенству и доверию» 19 февраля 2020 г. Достижение лидерства в вопросах этики, морали и кибербезопасности в связи с разработкой и использованием ИИ - безопасность (в т.ч. кибербезопасность); - производство; - ^-сфера

Великобрита ния «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта» сентябрь 2021 г. - Лидерство в регулировании ИИ. - Поддержка усилия по улучшению координации и сотрудничества между исследователями - здравоохранение - безопасность (в т.ч. кибербезопасность); - производство; - ^-сфера; - сельское хозяйство; - энергетика

Источник: авторская разработка

Исходя из данных таблицы, можно заметить, что, в основном, Национальные стратегии были приняты с 2017 по 2021 гг., до принятия Рекомендации ЮНЕСКО, первым государством, принявшим стратегию, стал Китай (2017), в РФ стратегия была утверждена в 2019 г. Среди приоритетных направлений большинство государств выделяют здравоохранение,

безопасность, производство и 1Т-сферу, а главной целью стратегий, как правило, является достижение мирового лидерства в развитии искусственного интеллекта.

Сравнивая, разработанную ЮНЕСКО, Рекомендацию об этических аспектах искусственного интеллекта и Национальные стратегии развития ИИ в зарубежных странах необходимо отметить схожесть принципов деятельности, среди которых главными являются уважение и защита прав, свобод и ценностей личности; неприкосновенность частной жизни; безопасность; инклюзивность и др. Стоит отметить различие целей Рекомендации и Национальных стратегий государств, так международный нормативно-правовой акт определяет приоритетом создание основы для использования ИИ на благо всего человечества во всех сферах жизни общества, а целью стратегий государств, как правило, является достижение мирового лидерства в сфере искусственного интеллекта, нормативные акты ставят перед собой задачи по разработке и внедрению технологий ИИ во все сферы жизни общества. Также глобальное соглашение устанавливает этическую основу применения технологий ИИ с уделением особого внимания проблематике гендерного равенства, охране окружающей среды и защите экосистем, при этом стратегии некоторых стран также направлены на решение данных вопросов с помощью ИИ, например, Национальная стратегия развития искусственного интеллекта во Франции ставит перед собой задачу развитие технологий ИИ в области экологии.

Российский ученый Андрей Незнамов, изучая Национальные стратегии развития ИИ различных государств, классифицировал их по трем моделям:

Первая модель подразумевает, что Национальная стратегия играет основную роль в развитии технологий ИИ в стране, при этом искусственному интеллекту посвящены, как правило, программные документы, а не жесткая регламентация отношений, что позволяет бизнесу активно развивать новые направления, данная модель, например, используется в Китае, Франции и России.

Вторая модель, наоборот, предусматривает, что нормы непосредственного действия, регулирующие общественные отношения, в связи с использованием технологий искусственного интеллекта, имеют наибольшее значение, в отличие от документов стратегического планирования, примером является Южная Корея.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третья модель является смешанной и включает в себя первые две, примером может послужить законодательство США и Евросоюза в области ИИ [Филиппова, 2022].

В некоторых государствах также приняты отдельные законы и подзаконные акты, например, в Австралии разработано Руководство по испытаниям автоматизированных транспортных средств (2017), Китай издал пробный свод правил для испытания автономных транспортных средств своей территории (2018), в Бельгии разработана Резолюция о запрете применения автономных смертельных систем вооружения (2018) [Юдинцева, 2022]. Необходимо также обратить внимание на этические стандарты применения технологий ИИ, к примеру, Белая книга по стандартизации ИИ в Китае (2018) или Монреальская декларация об ответственном развитии искусственного интеллекта (2017) и др. [Менекер, 2021]. Мы видим, что изначально, перед принятием национальных стратегий в сфере ИИ, государства разрабатывали отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие различные области применения искусственного интеллекта.

Анализ основных международных и зарубежных нормативно-правовых актов позволяет вывести ряд принципов и тенденций в регулировании отношений в области искусственного интеллекта, а именно:

- приоритет прав и интересов человека;

- интеллектуальные системы рассматриваются исключительно в качестве инструментов, объектов;

- постоянный мониторинг состояния развития технологии, анализ рисков алгоритма на этапе разработки;

- создание открытой площадки для активного обсуждения возникающих проблем, а также формирования инициатив по внесению изменений в регулирование.

На наш взгляд, необходимо рассмотреть институциональный аспект развития ИИ в зарубежных странах и на международном уровне, для этого выделим органы и организации, которые регулируют сферу развития и применения технологий искусственного интеллекта в государствах (табл. 2).

Таблица 2

Органы и организации, регулирующие сферу ИИ на международном и национальном уровне.

Государство/ международная организация Орган/организация Дата создания

Международный уровень

ООН Всемирная организация по интеллектуальной собственности (WIPO) 14 июля 1967 г.

ЮНЕСКО Всемирная комиссия по этике научных знаний и технологий (COMEST) ЮНЕСКО 1998 г.

Европейский союз Европейская ассоциация искусственного интеллекта (EurAI) 1982 г.

Независимая высокоуровневая экспертная группа по искусственному интеллекту (AI HLEG) июнь 2018 г.

Совет Европы Межправительственный комитет экспертов по искусственному интеллекту (CAHAI) май 2019 г.

Национальный уровень

США Объединенный центр искусственного интеллекта (ТЛЮ) апрель 2018 г.

Специальный комитет по искусственному интеллекту ^СА1) в рамках Национального совета по науке и технике (NSTC) май 2018 г.

Комиссия по вопросам национальной безопасности и искусственного интеллекта (NSCAI) март 2019 г.

Китай Министерство промышленности и информатизации (головной орган со стороны Правительства, март 2008 г.

отвечающий за координацию действий государственных структур в развитии искусственного интеллекта)

Великобритания Специальный комитет по науке и технологиям Парламента Великобритании 1 октября 2009 г.

Национальный центр кибербезопасности Великобритании (NCSC) 3 октября 2016 г.

Центр для разработки стандартов искусственного интеллекта поддержке Британского института стандартов (BSI) и Национальной физической лаборатории (NPL) 2021 г.

Германия Немецкий исследовательский центр по искусственному интеллекту (DFKI) 1988 г.

Франция Национальный исследовательский институт информатики и автоматики (INRIA) 1967 г.

Совет по инновациям (Le Conseil de l'Innovation) 18 июля 2018 г.

Российская Федерация Подкомиссия по развитию искусственного интеллекта правительственной комиссии по цифровому развитию сентябрь 2019 -май 2022 г.

Центр экспертизы по реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» в составе Аналитического центра при Правительстве РФ. июль 2021 г.

Национальный центр развития искусственного интеллекта сентябрь 2022 г.

Источник: авторская разработка

Опираясь на данные таблицы, стоит отметить, что на международном уровне существуют различные органы и организации, отвечающие за развитие искусственного интеллекта, однако на национальном уровне таких учреждений недостаточно и зачастую они являются не отдельно созданной организацией, направленной только на развитие технологий ИИ в стране, а различными структурными подразделениями (комитетами или министерствами), для которых регулирование искусственного интеллекта является одним из направлений деятельности.

Рассматривая институционально-правовой аспект развития ИИ на международном и национальном уровне, необходимо выявить положительные результаты, которые достигнуты странами на данный момент.

По данным американского аналитического центра Information Technology and Innovation Foundation на конец 2020 г., лидерами в развитии искусственного интеллекта

являются США, Китай и Евросоюз1, при этом Китай обогнал ЕС по сравнению с предыдущим годом и стремительно наращивает свой потенциал, приближаясь к США, он также является лидером по количеству самых мощных суперкомпьютеров в мире.

В США ученые из Чикагского университета создали алгоритм на основе ИИ, который может прогнозировать преступность. При тестировании данная программа с точностью до 90% предсказала правонарушения в 8 городах США за неделю до их совершения2. В основу данной технологии были заложены определенные закономерности совершения преступлений в различных районах, а также результаты изучения личности преступников.

В Китае с 2016 г. разрабатывается система «умного суда», с помощью которой нейросеть автоматически просматривает судебные дела на наличие ссылок, рекомендует законы и постановления, составляет проекты юридических документов и исправляет судейские ошибки в приговоре. Председатель Верховного народного суда КНР Цян Чжоу призвал использовать данные технологии для повышения справедливости, эффективности и авторитета судебной системы3. В настоящее время данная система используется всеми судьями страны, что позволяет на более чем на треть сократить служебную нагрузку. В перспективе, система сможет самостоятельно выносить судебные вердикты.

Использование искусственного интеллекта в сфере здравоохранения является одним из главных приоритетных направлений многих государств, так в Великобритании с осени 2022 г. собираются использовать технологии ИИ для выявления гепатита С на ранних стадиях у людей, которые еще даже не подозревают о заболевании4. Система получит доступ к медицинским данным граждан и будет выявлять факторы риска, характерные для этого заболевания. Данный алгоритм позволит не только выявить гепатит на ранних стадиях, но и минимизирует новые заражения к 2030 г.

Признавая важность развития технологий ИИ, ежегодно организуются различные конференции, собрания и симпозиумы по искусственному интеллекту, на которых выступают представители международных организаций, научного сообщества и технические специалисты, представляя новые методы внедрения технологий ИИ в различные сферы жизнедеятельности.

Заключение

Таким образом, вы видим, что в настоящее время на международном уровне существует глобальный нормативно-правовой акт в сфере создания и применения ИИ -Рекомендация об этических аспектах искусственного интеллекта, разработанная ЮНЕСКО, а правовое регулирование института искусственного интеллекта в странах основывается на разработанных программных документах, на базе которых принимаются отдельные нормативно-правовые акты государств. Это говорит о том, что правовые основы

1 Who Is Winning the AI Race: China, the EU, or the United States? Information Technology and Innovation Foundation / ITIF. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://itif.org/publications/2021/01/25/who-winning-ai-race-china-eu-or-united-states-2021-update/ (дата обращения: 16.08.2022)

2 Искусственный интеллект научился предсказывать преступления в США / Секрет фирмы. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://secretmag.ru/technologies/iskusstvennyi-intellekt-nauchilsya-predskazyvat-prestupleniya-v-ssha-03-07-2022.htm (дата обращения: 19.08.2022)

3 Судей в Китае обязали использовать искусственный интеллект / Legal.report. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://legal.report/sudej-v-kitae-obyazali-ispolzovat-iskusstvennyj-intellekt/ (дата обращения: 19.08.2022)

4 В Великобритании начнут использовать ИИ для выявления гепатита С / Ведомости. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2022/08/01/934023-v-velikobritanii-nachnut-ispolzovat (дата обращения: 19.08.2022)

регулирования ИИ на международном уровне только начинают закладываться и дальнейшей задачей мирового сообщества является принятие международно-правовых актов, которые будут являться основой для регулирования иных сфер использования и деятельности систем с искусственным интеллектом. Необходимо отметить проблему малочисленности организаций, направленных на развитие ИИ на национальном уровне, в большинстве стран этим занимаются структурные подразделения, сфера деятельности которых обширна, это может привести к недостаточному вниманию к развитию технологий искусственного интеллекта в государстве.

Список источников

1. Арзуманян А.Б. Искусственный интеллект: вопросы международно-правового регулирования // Северо-Кавказский юридический вестник. 2021. № 3. С. 92-99.

2. Бегишев И.Р. Международно-правовые основы регулирования искусственного интеллекта и робототехники // Международное публичное и частное право. 2021. № 1. С. 3740.

3. Егорова М.А., Дюфло А., Минбалеев А.В. Правовое регулирование технологий искусственного интеллекта: опыт России и Франции // Евразийская адвокатура. 2020. № 4(47). С. 79-82.

4. Затейщикова Е.Л. Международно-правовое регулирование систем с искусственным интеллектом в современных реалиях // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2022. Т. 4. № 14-1. С. 148-154.

5. Иванов В.М. Интеллектуальные системы: учебное пособие для вузов под научной редакцией А.Н. Сесекина. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 91 с.

6. Кузьмин Д.В. Сравнительный анализ правовой базы регулирования технологий искусственного интеллекта в Российской Федерации и в ЕС // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2020. № 12. С. 143-149.

7. Менекер Я. Искусственный интеллект: от этики к правовому регулированию, основанному на принципе защиты прав человека // Право и цифровая экономика. 2021. № 2(12). С. 39-44.

8. Никитенко С.В. Международно-правовое регулирование искусственного интеллекта: анализ текущего состояния и перспективы развития // Вестник Волжского университета им. В Н. Татищева. 2021. Т. 1. № 2 (98). С. 151-163.

9. Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: 2-е издание. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2022. 275 с.

10. Юдинцева А.П. Правовое регулирование искусственного интеллекта. Научная статья в сборнике конференции / International & Domestic Law: Материалы XVI Ежегодной международной конференции по национальному и международному праву, Екатеринбург, 17 декабря 2021 года. Екатеринбург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный юридический университет», 2022. С. 777-779.

LEGAL AND INSTITUTIONAL REGULATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE AT THE INTERNATIONAL AND NATIONAL LEVELS

Kelepova M.E., South Ural University of Technology Molodchik A.V., South Ural University of Technology Nagornaya M.S., South Ural University of Technology

Abstract

The article, based on the analysis of international, foreign and domestic regulatory legal acts, reporting documentation, examines the experience of legal regulation of the Institute of artificial Intelligence at the international level, examines national strategies of states for the development of AI in comparison, studies the institutional aspect, identifies trends and national specifics of the development of artificial intelligence technologies.

Keywords: artificial intelligence, artificial intelligence technologies, legal regulation, strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.