Научная статья на тему 'Правовая защита лиц, участвующих в оперативном внедрении'

Правовая защита лиц, участвующих в оперативном внедрении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
849
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОПЕРАТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ / ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Михаил Юрьевич

вопрос о правомерности вынужденного причинения вреда является одним из острых в теории и практике оперативно-розыскной деятельности. В эту сферу попадает и проведение оперативно-розыскного мероприятия «оперативное внедрение», осуществляемого на основании постановления, содержащего обоснование необходимости его проведения, тактический замысел и другие данные, подтверждающие правомерность и допустимость действий участника оперативного внедрения. Законодатель сосредоточил свое внимание на правовых гарантиях лиц, участвующих в оперативном внедрении, установив, что государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту, правовую защиту, связанную с правомерным выполнением этими лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей. Правовая защита распространяется и на штатных негласных сотрудников, а также на лиц, им содействующих. Законодатель допускает вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, совершаемое при правомерном выполнении служебного или общественного долга. Однако закон лишь декларирует освобождение от уголовной ответственности. В связи с этим имеют место рекомендации имитировать преступную деятельность либо совершать административные правонарушения. Между тем отказ от участия в преступной деятельности приведет к утрате оперативных позиций, поэтому необходимо освобождать от уголовно ответственности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронин Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая защита лиц, участвующих в оперативном внедрении»

УДК 343 .13 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ВОРОНИН,

доктор юридических наук, доцент, начальник факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров (Академия управления МВД России), e-mail: m.voronin@mail.ru

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОПЕРАТИВНОМ ВНЕДРЕНИИ

Реферат: вопрос о правомерности вынужденного причинения вреда является одним из острых в теории и практике оперативно-розыскной деятельности. В эту сферу попадает и проведение оперативно-розыскного мероприятия «оперативное внедрение», осуществляемого на основании постановления, содержащего обоснование необходимости его проведения, тактический замысел и другие данные, подтверждающие правомерность и допустимость действий участника оперативного внедрения.

Законодатель сосредоточил свое внимание на правовых гарантиях лиц, участвующих в оперативном внедрении, установив, что государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту, правовую защиту, связанную с правомерным выполнением этими лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей. Правовая защита распространяется и на штатных негласных сотрудников, а также на лиц, им содействующих. Законодатель допускает вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, совершаемое при правомерном выполнении служебного или общественного долга. Однако закон лишь декларирует освобождение от уголовной ответственности. В связи с этим имеют место рекомендации имитировать преступную деятельность либо совершать административные правонарушения. Между тем отказ от участия в преступной деятельности приведет к утрате оперативных позиций, поэтому необходимо освобождать от уголовной ответственности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе.

Ключевые слова: оперативно-розыскные мероприятия, оперативное внедрение, правовые гарантии, уголовное законодательство.

Вопрос о правомерности вынужденного причинения вреда является одним из острых в теории и практике оперативно-розыскной деятельности. Особенно это относится к такому оперативно-розыскному мероприятию, как оперативное внедрение. О. А. Вагин, А. П. Исиченко, В. С. Овчинский рассматривают оперативное внедрение как оперативно-розыскное мероприятие, основанное на конспиративном вводе штатного сотрудника оперативного подразделения или конфидента в криминально-криминогенную среду или на соответствующие объекты, добывании сведений о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес, на воздействии на лиц и ином конспиративном участии в решении или способствовании решению задач оперативно-розыскной деятельности [1, с. 361]. Другие авторы считают, что оперативное внедрение предполагает проникновение в криминальную среду с целью добывания сведений при контактах с ее представителями, общение офицеров особого назначения с лицами, входящими в сферу и инфраструктуру со-

циально-аномальной среды под легендой, в том числе с имитацией противоправной деятельности, а также с реальным участием в противоправной деятельности и иных проявлениях социальной патологии, ей свойственных. Это возможно при условии, когда представители криминальной среды не знают, что в отношении их проводится оперативно-розыскное мероприятие [2, с. 375].

Субъектом оперативного внедрения выступают оперативные подразделения, наделенные правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Законодатель отразил перечень этих субъектов. В их число входят и оперативные подразделения Федеральной службы исполнения наказаний. В криминально-криминогенную среду или на соответствующие объекты непосредственно внедряются оперативники этих подразделений и (или) лица, оказывающие конфиденциальное содействие [3, с. 71].

Отмечая, что рассматриваемое оперативно-розыскное мероприятие проводится на основании постановления, которое утверждается руководите-

© Воронин М. Ю., 2015

лем оперативно-розыскного органа, содержит обоснование необходимости оперативного внедрения, тактический замысел оперативно-розыскного мероприятия, роль и задачу внедряемого лица, его линию поведения, меры по обеспечению безопасности и конспирации, а также другие данные, подтверждающие правомерность и допустимость действий участника оперативно-розыскного мероприятия, О. А. Вагин, А. П. Исиченко, В. С. Овчинский пишут, что исходя из этого впоследствии при необходимости дается оценка и решается вопрос об отсутствии в действиях внёедренного лица признаков преступления. По их мнению, участие в незаконном вооруженном формировании (ч. 2 ст. 208 УК РФ), устойчивой вооруженной группе, банде (ч. 2 ст. 209 УК РФ) или в преступном сообществе (ч. 2 ст. 210 УК РФ) образует признаки оконченного состава преступления, однако такое участие внедренного лица не является преступлением, поскольку не причиняет вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям и не создает угрозы причинения такого вреда, является допустимым с точки зрения закона и прямо предусмотрено им, направлено на защиту общественных интересов, а не вредит последним.

Определяя степень принадлежности внедряемого лица к оперативно-розыскным подразделениям правоохранительных органов Российской Федерации, законодатель сосредоточивается на правовых гарантиях лиц, внедренных либо выведенных из оперативно-розыскного мероприятия. Так, лицо, оказывающее конфиденциальное содействие, из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее за собой тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» «лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства». Действительно, деятельность этих лиц, имеющая положительную социальную направленность, заслуживает одобрения общества, поэтому государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гаран-

тирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей (ч. 2 ст. 18). Важность проблемы защиты указанных лиц предопределена как объективной сложностью общественных отношений, участниками которых являются данные лица, так и недостаточной проработкой вопросов их правовой защиты.

Норма, допускающая вынужденное причинение вреда, включена в ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ: «При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга».

Однако действующий Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», по существу, лишь декларирует освобождение от уголовной ответственности в этих случаях, так как всесторонне разработанный и отработанный механизм их защиты в российском законодательстве отсутствует. Правовой основой исследуемой сферы должен быть не только Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», но и положения Уголовного кодекса Российской Федерации, включая обстоятельства, исключающие преступность деяния. В связи с этим ряд исследователей предлагают использовать прямую ссылку на ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 12 августа 1995 г .№ 144-ФЗ как на основание освобождения от уголовной ответственности указанных лиц [4, с. 170, 171]. Однако, исходя из содержащегося в ч. 1 ст. 1 УК РФ положения о том, что «уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса», а также из принципа законности, заключающегося в том, что «преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом» (ч. 1 ст. 3 УК РФ), представляется, что никакие другие законы, содержащие нормы, устанавливающие преступность и наказуемость, действовать не могут.

Ряд авторов отмечают, что в ведомственных нормативных актах рекомендуется лишь имитировать преступную деятельность или, в крайнем случае, совершать административные правонарушения. Между тем для выявления и изобличения преступной деятельности часто этого недостаточно, поскольку: во-первых, лицо, не являющееся представителем преступной среды, лишь в

отдельных случаях может представлять оперативный интерес и давать информацию, как правило, ориентирующего характера, во-вторых, вне преступной среды штатный негласный сотрудник или конфидент редко способен достоверно и полно освещать ее деятельность, в-третьих, отказ от участия или прикосновенности лица к преступлению в конечном счете приведет к утрате оперативных позиций и соответственно к безнаказанности действий участников преступной деятельности.

Так, при выявлении каналов поступления наркотиков, мест их хранения, для установления лидеров и активных участников, действующих в этой сфере, обеспечения их задержания с поличным и изъятия наркотических средств внедренного оперативного работника или конфидента, как правило, провоцируют на уголовно наказуемые действия, которые должны быть совершены в присутствии представителей криминальной группы. Придерживаясь рамок легендированного поведения и отказываясь от участия в преступной деятельности,

субъект внедрения тем самым теряет доверие членов преступного сообщества, вызывает у них подозрение [5, с. 9].

По мнению ученых, правовые нормы не всегда и не во всех случаях обеспечивают реальную защиту лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность [6, с. 154]. В связи с этим необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, касающихся освобождения от уголовной ответственности лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами на конфиденциальной основе и приобщения к материалам уголовного дела документов, подтверждающих такое сотрудничество [7, с. 10].

Правовая защита лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, имеет много неразрешенных проблем межотраслевого характера и требующих законодательного разрешения, а также ведомственного правового регулирования.

Список литературы

1. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинско-го, Г. К. Синилова. М., 2008. 832 с.

2. Основы оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. С. В. Степашина. СПб., 1999. 704 с.

3. Петров В. В. Правовое регулирование осуществления оперативно-розыскных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков : монография. М., 2005. 131 с.

4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : научно-практический комментарий / под ред. В. В. Николюка. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002. 198 с.

5. Горяинов К. К., Вагин О. А., Исиченко А. П. Теория и практика применения органами внутренних дел Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» : научный доклад. М., 2001. С. 64.

6. Радачинский С. Н. К вопросу о совершенствовании уголовного законодательства в части защиты лиц, участвующих в проведении оперативно-розыскных мероприятий // Юридическая наука и практика. 2013. № 21.

7. Егорова Н. Два закона - подход разный // Законность. 1997. № 9.

MIHAIL JUR'EVICH VORONIN,

dsc in law, associate professor, head of the department, scientific and scientific-pedagogical personnel department (Management academy of the Ministry for internal affairs of Russia),

e-mail: m.voronin@mail.ru

LEGAL PROTECTION OF PERSONS INVOLVED IN OPERATIONAL INTRODUCTION

Annotation: the question of legitimacy of the compelled infliction of harm is one of the sharpest in theory and practice of detective activities. Carrying out a detective action called «expeditious introduction» also falls into this sphere. It is carried out on the basis of resolution containing justification of need of its carrying out, a tactical plan and other data proving legitimacy and admissibility of actions performed by a participant of expeditious introduction.

The federal law accentuates legal guarantees of persons participating in expeditious introduction. According to it the state guarantees legal protection connected with lawful performance of a public debt or duties to persons which agreed to give assistance under a contract. Legal protection covers regular secret employees, and

© Voronin M. Ju., 2015

also persons, assisting them. The legislator allows the compelled infliction of harm to the right protected interests made at lawful performance of an office or public debt.

However the law only declares release from criminal liability. In this regard recommendations to imitate criminal activity or to make administrative offenses take place. Meanwhile refusal of participation in criminal activity will lead to loss of operational positions. That's why it is necessary to exempt the persons confidentially cooperating with detective activity bodies from criminal liability.

Key words: detective activities, expeditious introduction, legal guarantees, criminal legislation.

References

1. Teorija operativno-rozysknoj dejatel'nosti [Theory of operational search activity]. Under the editorship of K. K. Gorjainov, V. S. Ovchinskogii, G. K. Sinilov. Moscow, 2008, 832 р.

2. Osnovy operativno-rozysknoj dejatel'nosti [Bases of operational search activity]. Under the editorship of S. V. Stepashin. St. Petersburg, 1999. 704 р.

3. Petrov V. V. Pravovoe regulirovanie osushhestvlenija operativno-rozysknyh meroprijatij po protivodejstviju nezakonnomu oborotu narkotikov [Legal regulation of implementation of operational search actions for counteraction to a drug trafficking]. Moscow, 2005, 131 р.

4. Federal'nyj zakon «Ob operativno-rozysknoj dejatel'nosti» [The federal law «About operational search activity»]. Under the editorship of V. V. Nikoljuk. 4th edition. Moscow, 2002. 198 р.

5. Gorjainov K. K., Vagin O. A., Isichenko A. P. Teorija i praktika primenenija organami vnutrennih del za-kona «Ob operativno-rozysknoj dejatel'nosti» [Theory and practice of application of the law «About operational search activity» by law-enforcement bodies]. Moscow, 2001. Р. 64.

6. Radachinskij S. N. K voprosu o sovershenstvovanii ugolovnogo zakonodatel'stva v chasti zashhity lic, uchastvujushhih v provedenii operativno-rozysknyh meroprijatijah [To a question of improvement of the criminal legislation regarding protection of the persons participating in carrying out operational search actions]. Ju-ridicheskaja nauka i praktika - Jurisprudence and practice, 2013, no. 21.

7. Egorova N. Dva zakona - podhod raznyj [Two laws - a different approach]. Zakonnost' - Legality, 1997, no. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.