Вестник МГТУ, том 13, №2, 2010 г.
стр.431-438
УДК 101.1 : 316.624
Правовая социализация молодежи как фактор развития гражданского общества
Ю.В. Кузнецов, И.Ю. Салмина
Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра социальной работы и теологии
Аннотация. В статье предпринята попытка социально-философского осмысления феномена правовой социализации молодежи как фактора развития гражданского общества. Также анализируется социальнофилософская система отношений права и правосознания; философские аспекты проблем девиантного поведения и экстремистские тенденции в правовой социализации молодежи.
Abstract. The paper considers the phenomenon of legal socialization of the youth as the factor of civil society development. Social and philosophical system of right and right thinking relations has been analyzed; philosophical aspects of the problems of deviant behaviour and extremist trends in the legal socialization of the youth have been studied.
Ключевые слова: общество, социализация, правовая социализация молодежи, социальные отношения, социальные связи, социальные нормы, девиантное поведение, правовое государство, гражданское общество
Key words: society, socialization, legal socialization of youth, social relations, social communications, social regulations, deviant behaviour, legal state, civil society
1. Введение
На фоне обострения социально-экономических и политических отношений в российском обществе проблемы социализации молодежи приобретают актуальный характер. Несовершенство социальной среды, ее политических, экономических и культурных структур, отсутствие определенных ориентиров, социальное расслоение и отчуждение проявляются в цепочке многослойных кризисов гражданского, национального, семейного, нравственного, правового и политического самосознания. Особенность молодежи как социально-демографической группы проявляется в том, что она участвует во всех сферах жизнедеятельности общества и при этом отличается инновационностью. В процессе социализации личности молодежный возраст становится наиболее ярким, эмоциональным и эффективным. Молодежь в гражданском обществе и правовом государстве, как и все группы общества, сталкивается с системой права и правосознания. И в этих условиях проблемы девиантного поведения молодежи, в том числе радикальные его проявления, проявляющиеся в экстремистских формах, вызывают исследовательский интерес как для ученых, так и для практиков, работающих в молодежной среде.
На первый план в процессе исследования обозначенных проблем правовой социализации молодежи выходит такая задача, как социально-философский анализ феномена правовой социализации в трудах зарубежных и российских философов и социологов.
2. Правовая социализация: понятие и сущность
Термин "правовая социализация" стал использоваться в 60-е годы XX века. Одним из наиболее известных исследователей этого феномена является французский социолог Ж. Карбонье. Он обратил внимание на социальность правовых явлений и особенно подчеркнул различие между правовыми нормами и нравами, обычаями, другими нормативными системами (к ним относятся, например, правила гигиены). Критерием различия правовых и неправовых норм Ж. Карбонье считает их "юстициабельность", т.е. возможность их процессуального оспаривания (Карбонье, 1986).
В этой связи задача правовой социализации видится не только в том, чтобы усвоить правовые нормы, но и в том, чтобы соотнести их с другими нормативными системами. Сама же правовая социализация выступает не как воспитание привычки повиноваться принуждению, а как привитие молодому поколению сознательной потребности обращаться к судье-арбитру, к третьему лицу в споре. Одним из важных аспектов правовой социализации, с точки зрения Ж. Карбонье, является включение индивида в "правовое пространство", очерченное "сетью правоотношений" и создаваемое людьми, связанными между собой и образующими группы, формирование правильного представления о системе и принципах правосудия (Карбонье, 1986). Он выделил и ряд институтов, способствующих правовой социализации. Особенный интерес представляет его анализ "детского права", т.е. норм и форм правового
431
Кузнецов Ю.В., Сатина И.Ю. Правовая социализация молодежи как фактор...
поведения, складывающихся в детских группах и либо имитирующих правила, принятые среди взрослых (включая самые архаические), либо спонтанно возникающие в процессе общения (что отчасти может пролить свет на формирование механизмов юридического мышления у взрослых).
Ценный материал по проблеме развития личностных начал индивидуума в процессе правовой социализации можно найти в работе К. Оппа "Социология в праве" (Opp, 1973). Специальное исследование отношения права и социализации представляет собой работа Г. Икингера (разумеется, из числа работ, доступных нам), которая так и называется "Социализация и право" (Ikinger, 1982). Эта монография является фундаментальным исследованием, рассматривающим понятие "социализация" в историческом развитии и в современных дискуссиях (социологические, психологические, социальнопсихологические проблемы), понятие права в современных дискуссиях (собственно юридический, философский и социологический аспекты), право анализируется как регулятор процесса социализации в процессе жизнедеятельности человека, и, наконец, рассматривается процесс интернализации социальных и правовых норм, при котором уже сама социализация выступает элементом формирования права.
Для понимания своеобразия правовой культуры России особое значение имеет проблема взаимоотношения права и нравственности. Синтез права и нравственности в русской философии права осуществлялся как на религиозной, так и на рациональной почве и отражал социальный универсализм отечественной духовной культуры, в которой свобода получала социальное измерение и рассматривалась как Мы-свобода. "Славянская свобода реконструируется как процесс и качество (свойство) жизни человека (особи будущей особы) в рамках протополитической организации (собины)" (Ильин, 1997). Такое - соборное - представление о свободе повлияло и на формирование парадигмы права в России XVIII-XIX вв. Вместе с этим в этот период вопрос о различиях Запада и православной Руси имел в значительной мере религиозно-нравственный оттенок и рассматривался в контексте культурноконфессиональных и бытовых дифференциаций.
Полная нравственно-правовая социализация личности - это идеал, стремиться к которому человеку предписывает долг его практического разума. Без этого идеала человек не может существовать, но и достичь его в полной мере невозможно. Правовая социализация молодежи имеет свою структуру: правовое образование (цель и результат - формирование правосознания), нравственно-правовое воспитание и самовоспитание личности, целью и результатом которого является нравственно-правовая культура. Уровень правовой культуры личности и ее правосознания определяется степенью ее правомерного поведения, мотивами которого должны выступать внутренняя убежденность в справедливости требований правовых норм и значимости системы нравственных ценностей (включая право как ценность). Соотносясь друг с другом в рамках нравственно-правовой культуры, право и нравственность оказывают регулятивное воздействие на сферу свободы и объективно направлены на стимулирование правомерной активности личности, создание всех необходимых предпосылок для ее социализации. Правовая социализация, во-первых, есть восприятие индивидуумом общественных норм и ценностей, усвоение им социального опыта. Здесь активным субъектом действия является индивид. На активную роль личности в ходе усвоения юридических знаний в качестве элемента процесса социализации обращал внимание Ю.И. Гревцов, выступая тем самым против стремлений свести проблему юридических свойств личности к внешним факторам юридической социализации индивида: "В действительности все гораздо сложнее и неоднозначнее. Судьбу внешних воздействий, их действенность в конечном счете определяет сам человек. Но делать это он может по-разному. В одном случае он их просто не замечает; в другом, выстраивая свою линию поведения, «вписывает» в нее внешние стимулы, однако отнюдь не механически; наконец, он может слепо следовать таким воздействиям, растворяя в них свою собственную личность" (Гревцов, 1996). Во-вторых, правовая социализация подразумевает передачу социального опыта от общества к личности. Это определение отражает объективную позицию индивида в отношениях с обществом. При этом общество предлагает разную степень своего участия: от тотальной до либеральной.
Важнейшим результатом правовой социализации является формирование правосознания, которое составляет собственно образовательный момент в процессе социализации (образование и воспитание здесь нераздельно связаны). Для этого можно выделить три составляющие нравственноправовой социализации в ее динамической структуре. Вначале право как таковое воспринимается по преимуществу сквозь призму нравственных требований, как моральный императив, который выступает в качестве превращенной формы единой нравственно-правовой субстанции общественной жизни. Важнейшее значение на этом этапе имеет социализирующее действие семьи, т.к. семья это не только форма, внешняя оболочка жизненного пути человека, она чрезвычайно полифункциональна. Именно здесь молодой человек усваивает систему ценностей, определяющую его нравственную и правовую позицию. Затем следует восприятие нравственным сознанием норм права в форме закона. На этой ступени в личности молодого человека, прежде всего, формируются качества гражданина. Главным
432
Вестник МГТУ, том 13, №2, 2010 г.
стр.431-438
объектом деятельности здесь выступает та социальная группа, к которой он относится, а также государство, которое молодой человек воспринимает на этой ступени, скорее всего как данность, вне его исторического становления. Всемирно-исторический контекст для него еще скрыт или, во всяком случае, не является объектом нравственно-правового отношения. И, наконец, право само по себе воспринимается субъектом как нравственная ценность. Это - высшая ступень развития нравственно-правового сознания. Ее достижение свидетельствует о наибольшей степени социализации личности, поскольку здесь нравственное и правовое начало самосознания человека выступают в наиболее глубоком взаимодействии. Достижение этого уровня социализации говорит о полной включенности индивида в общественные процессы, о его признании в социальной среде в качестве легитимного субъекта социально-политического управления. На данном уровне социализации личности ее десоциализация невозможна, или возможна только как сравнительно редкое исключение в части деятельностноадаптационной.
Правосознание включает в себя не только юридические знания (право, законы, правонарушения, нормативные акты, акты правоприменительной деятельности и сама эта деятельность и т.д.), но и психологический настрой, ценности, установки. Внутренние механизмы действия норм права и их эффективность недостаточно исследованы в образовательном и в воспитательном аспектах. Ранее исследовать их было практически невозможно. Развитие в 70-х годах XX в. социологической концепции права и в 90-х гг. XX в. естественно-правовой концепции дало возможность по-новому взглянуть на проблему внутреннего механизма действия права. Источником прав человека является он сам, его потребности, интересы, его образ существования и развития. Он же выступает их носителем. С этой точки зрения право - продукт нормальной жизнедеятельности человека, а не государства. Если рассматривать право только во взаимосвязи с государством, как продукт государственной деятельности, то человек предстает всего лишь как элемент механизма государственной машины. Именно такой взгляд на человека, вытекающий из абсолютизации трактовки права, затруднял исследования в социальнопсихологической области права. Но полностью исключить значение нормативности в механизме усвоения права нельзя. Благодаря нормативности, право способно программировать и направлять поведение людей, упорядочивать их связи и взаимодействие, обеспечивать правопорядок, необходимый для организованного функционирования социальной системы. Внутренний механизм реализации права необходимо исследовать не только исходя из принципов теории права, но и из принципов социологии права, психологии как общей, так и социальной.
Для правовой социализации молодежи особенно важна правовая установка, где установка - это и структурный элемент правосознания, и готовность личности к реализации правовых норм, и направленность личности на осуществление норм права, а также её два аспекта - позитивный и негативный. Так, позитивный аспект усматривался во внутренней социально-психологической настроенности личности (А.Б. Сахаров), а негативный аспект - в дефекте правового сознания (Яковлев, 1964), в промежуточном звене между антиобщественным поведением и возникновением преступного умысла (Филимонов, 1970), в личностной форме антиобщественной ориентации части преступлений (Н.С. Лейкина, П.С. Дагель, В.А. Серебрякова и др.).
Однако установка - многоуровневое явление. На социально-позитивном уровне установка -сознательная и актуализирует высококультурное нравственно-правовое поведение личности, а на социально-негативном уровне она импульсивна и, как правило, имеет своим последствием совершение неосторожных правонарушений.
Выделение указанных уровней установки важно для учета механизма проявления человеческого поступка, что поможет оценить личность, определить ее тип, что весьма важно в процессе правового воспитания и перевоспитания личности. Правовая установка выступает результатом интернализации норм права и морали, механизм которой функционирует в тесной органической взаимосвязи с интериоризацией нравственно-правовой практики как отдельной личности, так и различных социальных групп.
Итак, правовая социализация личности - это обусловленная совокупность правовых явлений, формирование культурно и нравственного зрелого члена общества, отвечающего уровню общественных требований, способного ориентироваться в правовой системе и действовать с полным осознанием взаимной ответственности социальных субъектов за свои поступки.
3. Отношения права и правосознания в правовой социализации молодежи
В правовой социализации молодежи особенно важен процесс отражения права в сознании на уровне личности молодого человека. Индивидуальное правосознание - результат социализации молодого человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредствованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания и личный опыт человека образуют основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью. Отражаемый
433
Кузнецов Ю.В., Сатина И.Ю. Правовая социализация молодежи как фактор...
индивидуальным правосознанием мир правовых явлений достаточно специфичен, включает в себя и самовосприятие, место, занимаемое личностью в структуре социальных и межличностных связей, степень удовлетворенности ее интересов, качество ее жизни и накопленный жизненный опыт, возможности реализации ею своего творческого потенциала. Ценностные характеристики юридических явлений признаются личностью таковыми далеко не автоматически, а при необходимом участии в оценочном процессе этих факторов. Мы выделим три аспекта воздействия права на индивидуальное сознание. Во-первых, это то, что декларировано в нормативном акте и непосредственно обращено к сознанию человека. Во-вторых, это воздействие, понуждающее человека к совершению действия, либо к воздержанию от него. В этом случае, как справедливо отмечал С.Л. Рубинштейн, поступок реализует нечто новое в самом человеке, а неоднократность повторения поступка обуславливает фиксацию в индивидуальном сознании соответствующий установки. В-третьих, регулируя общественные отношения, право закрепляет или изменяет условия бытия человека, влияя на его социальный статус, размеры его доходов, структуру потребления, характер коммуникации и круг общения, возможности интеллектуального роста.
К числу важнейших аспектов правовой социализации личности относится и процесс последовательного развития механизма саморегуляции и самоконтроля. Он внутренне мотивирован субъективным восприятием социальной ситуации на разных стадиях жизненного цикла и тесно связан с доминированием тех или иных внутренних регуляторов социального поведения. Человек может избегать конфликтов с законом из страха наказания - это низший вид саморегуляции, не влекущий усвоения социальных ценностей. Затем роль регулятора может играть чувство стыда перед окружающими. В этом случае человек психологически ощущает чувство причастности к эталонной группе, но что касается усвоения ценностей общества, нет оснований говорить об этом с той же долей уверенности. Только через совершенствование институциональных форм правовой социализации можно прийти к распространению высшего уровня саморегуляции, основанного на совести, а значит - на осознании своей ответственности перед обществом, уважении законных прав и интересов других субъектов независимо от того, к какой социальной группе они принадлежат. Без этого нет движения к правовому государству, к широкому привлечению людей к выработке управленческих решений. Большое значение в этой связи приобретает тот "образ права", который складывается в сознании субъектов социального действия. По мнению Ю.И. Гревцова (1996), "образ права" - это субъективная картина "нормативного поля", в контексте которой человек принимает решения о целесообразности тех или иных поступков. Важным компонентом его контекста является состояние общественного мнения о деятельности правовых институтов общества, юридический кругозор субъектов социального действия и их готовность поддержать нормы правового социального поведения. Правовая культура ориентирована обществом на формирование и развитие правового сознания молодежи, ее ценностно-нормативного комплекса, а тем самым поведения и деятельности в правовой сфере. Воздействие правовой культуры осуществляется путем закрепления определенных правовых взглядов, духовных ценностей и т.д.; развития и трансформации содержания правовой идеологии и правового сознания; введения в правовое сознание личности новых взглядов, новых правовых ценностей и т.п. (Кудрявцев, Казимирчук, 1995). Правосознание и правовая социализация взаимосвязаны комплексом объективных и субъективных факторов.
Таким образом, право, в частности процессуальное, контролирует поступки людей, их поведение. Оно не распространяет своего контролирующего действия на образ мыслей, на правовую идеологию, взгляды, настроения, склонности участников процесса.
4. Проблемы девиантного поведения и молодежь
Отношения права и нравственности в правовой социализации молодого человека особо важны при оценке девиантного поведения. Девиантное может быть созидательным (социальная инновация, нововведение) и разрушительным (асоциальным). Границы между ними подвижны, ибо меняются идеалы и ценности, нормы и правила. Если отклоняющееся поведение становится стойким, то обществу следует переоценить социальные нормы. С другой стороны, следует расширить доступ к законным способам социализации личности молодого человека, соблюдать социальное равенство перед законом всех членов общества, постоянно совершенствовать само законодательство, стремиться к адекватности наказаний. Особенность нашего времени - возрастание числа молодых людей, вынужденных рисковать при усложненной реальности и возрастании неизвестных ситуаций. Практика показывает, что все больше девиантное поведение становится рациональным - это сознательный выбор риска, при опоре на профессионализм и творческую интуицию. В этом случае девиантное поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности. Как показывают данные института Бехтерева, основные причины мотивационных конфликтов, вытесненных в подсознание, определяются в настоящее время социальными факторами, жестким регулированием каналов социальной мобильности,
434
Вестник МГТУ, том 13, №2, 2010 г.
стр.431-438
что и ведет к переписыванию сценария социально-ролевых интеракций (Вишнякова, 1995). С другой стороны, девиантное поведение и преступность связаны с маргинальностью, с феноменом состояния личности, которая подвергается определенным испытаниям, вызванным переходом индивидом из одной социокультурной среды в другую, когда и возникает состояние отчужденности, отверженности от общества. К маргиналам относятся не только бродяги, алкоголики, проститутки, наркоманы, социально неадаптировавшиеся субъекты, но в определенном смысле и молодежь. Маргинальность свойственна молодым людям, находящимся в состоянии незавершенной социализации, особенностью которой является изменение, развитие личности в социальном времени. Молодой человек, будучи внешне прикреплен к определенным социальным общностям - семье, школе, малым группам дворовых, спортивных и других товариществ, вместе с тем внутренне находится в состоянии духовно-нравственной нестабильности, неопределенности, пребывает в процессе поиска самого себя и своего места в социуме и его конкретных подсистемах. Эта внутренняя изменчивость, вовлеченность, связанная с взрослением, и есть тот возрастной, молодежный маргинализм, что порождает основную массу проблем.
В условиях морально-правового конфликта молодому человеку чаще всего нелегко совершать выбор и принимать решение, которое бы отвечало необходимым нравственным критериям. Постоянно вторгающиеся в мотивационную сферу разнообразные факторы имморального, эгоистического и корпоративного характера стремятся воспрепятствовать его действиям в соответствии с нравственными и правовыми предписаниями. Субъект, пребывающий в конфликтогенной ситуации, требующей от него взвешенного самоопределения, имеет перед собой несколько возможных направлений деятельного реагирования на требования внешних обстоятельств: адаптивное поведение (подчиняться и приспосабливаться), дезадаптивное (пассивность) и контрадаптивное (волевое). Дезадаптивное поведение - молодой человек еще не совершил выбора, переживает внутреннее конфликтное состояние сомнений, колебаний, борьбы мотивов. Процесс принятия решений затормаживается, личность как бы застревает перед альтернативой: либо смирение и покорность, либо опасный конфликт, чреватый непредсказуемыми последствиями. Это поведение ведет не к разрешению проблемно-конфликтных ситуаций, а к их усугублению.
Так, наркомания среди молодежи становится показателем ее дезадаптивности. Стремление к активному познанию окружающего мира и себя, сам процесс социализации, адаптации к жизненным условиям, утверждение себя в среде и возникновение в связи с этим проблем, непонимание другими, попытка вызвать сочувствие к себе, действия "назло", "от нечего делать" приводят к наркотикам (Быков, 2000). Наркомания среди молодежи - следствие, отражение глубоких внутренних противоречий как психологического, так и социального плана. Широкая пропаганда здорового образа жизни, как и информированность об объективных последствиях наркомании, как это не парадоксально, может привести к переключению на что-то другое, не менее опасное в социальном плане. Необходима работа по профилактике психотравмирующих ситуаций, возникающих в процессе социализации молодежи в семье, учебном заведении, группах сверстников и т.д., которые и толкают молодого человека к наркотикам, а также целенаправленное разъяснение молодежи ее противоправных действий в этой сфере. Лавинообразное распространение наркомании можно оценить как психоэпидемический феномен, требующий адекватного реагирования со стороны государства, общества, личности ввиду исходящей от нее угрозы для общества. Проблема наркомании навязывается нам и обусловлена экономическими и политическими интересами различных политических групп, находящимися как внутри страны, так и за рубежом.
Возможно прийти к выводу, что необходимо создание стратегии реагирования, которая сегодня в нашей стране еще вырабатывается. Учитывая международный опыт, адекватным опасности понятием является "борьба", при блокировании аболиционистских идей.
5. Правовая социализация и экстремистские тенденции в молодежной среде
Состояние агрессивности в определенной степени имеет в своей основе генетическую (защитную) природу и, с одной стороны, свойственно молодежи в силу возраста, получая выражение в отстаивании своих адекватно или ложно понимаемых прав, в завышенных претензиях и самооценках, стремлении идти к цели кратчайшим, хотя и не всегда оправданным путем, в пренебрежении средствами достижения целей и т.д., часто подводится под понятие "юношеского максимализма", а с другой стороны, является следствием отражения в сознании правовых, политических, нравственных и идеологических стереотипов. Особенностью проявления экстремизма в современных российских условиях является масштабность базовой агрессивности и ее импульсивность, что оказывает сильное деформирующее воздействие на ценностные структуры личности, на групповые ценности. Исследования показали, что молодежный экстремизм провоцируется шестью группами факторов: социальнопсихологическими, информационными, социально-экономическими, жизнеустройства, факторами
435
Кузнецов Ю.В., Сатина И.Ю. Правовая социализация молодежи как фактор...
исторического плана, психоэпидемическими. При этом можно говорить об экстремистском типе, который специфичен и ограниченно распространен. Ясно, почему значительное число молодых людей лишь эпизодически попадают под воздействие экстремистских идей. Существенную роль в провоцировании экстремизма играет социально-психологический фактор страха. Экстремистский потенциал в молодежи сохраняется и может проявиться в том случае, если будут задеты ее ценностнокоренные интересы. Замечено, что молодые люди в большей степени устойчивы к проявлению экстремизма, если в них проявлены качества граждан и патриотов. Существенное значение имеет воспитательное воздействие, предполагающее переход от провоцирующих агрессию и экстремизм старых моделей воспитания к новым неконфликтным моделям.
Недостаточная включенность в общество и его "игры" ведет к тому, что, придя в армию, молодой человек попадает в новый круговорот событий, а неподготовленность в правовой сфере приводит к новым проблемам. Оказалось, что 16 % военнослужащих знают свои права хорошо, 84 % -плохо; 9 % студентов заявили, что знали права военнослужащего отлично, 23 % - хорошо, 46 % - плохо, 13 % признались, что не знали их совсем. Между прочим, 14 % офицеров также признались, что не знают прав военнослужащих, и еще 26 % затруднились с ответом. При этом следует учитывать тот факт, что 24 % военнослужащих срочной службы (и 50 % студентов) не хотят служить ни при каких условиях даже в профессиональной армии на добровольной основе (Мацкевич, 2000). Приведенные данные показывают, что в армейской среде существуют факторы, способствующие возникновению агрессивности, которая зачастую является благоприятной основой экстремизма и преступности.
Усиление криминогенного влияния на молодежь (особенно в возрасте от 16 до 21 года) отмечают многие исследователи, что ведет за собой существенную трансформацию ее социального самочувствия (доминирует чувство опасности и ненависти), нежелание большинства молодых людей содействовать органам правопорядка в борьбе с преступностью; возрастает влияние блатного жаргона, уголовно-тюремного фольклора, татуировок; ослабление правовых регуляторов поведения молодежи вместе с расширением правового нигилизма; имеется социальное и криминогенное влияние вынужденной миграции в южных районах России, войны в Чечне и т.д. Преступность - не сама болезнь, а лишь симптом более глубоких социальных заболеваний общества в целом, которые непостоянны, текучи и изменчивы. Преступления не только обозначают девиантные (нежелательные, но реальные) линии поведения, а испытывают прочность, крепость и надежность нормативно-ценностной структуры общества. Молодежная преступность - часть контекста всей динамики общества. Пока не существует достаточно обоснованных, единых в мировом сообществе классификаций форм социального насилия. Факторы, усиливающие преступность (от космических до биосоциальных), многозначны, но для молодежи главными являются следствие отчужденных отношений, незнание своих прав, обесценивание человеческой жизни и здоровья, что свидетельствует о далеко зашедших процессах нравственной деградации (Слуцкий, 1995).
Криминализация сознания молодежи проявляется в наиболее характерных формах: ориентациях на участие в криминальных группировках и на занятие проституцией. Быстрое формирование капитализма в современной России, криминальный характер происходящих процессов сопровождаются заметными отклонениями в сознании и поведении больших масс молодежи. Причем, наибольший интерес представляют не столько явные, сколько скрытые, допускаемые в мыслях переходы правовой и нравственной нормы. Исследование этой стороны сознания (в религиозной практике издревле отнесенной к так называемым "греховным мыслям") показывает, что допуски криминального поведения в различных формах носят достаточно массовый и закономерный в современных условиях характер. Что касается личности каждого молодого человека, то ее реакция на подобное воздействие зависит от: 1) сформированности внутреннего духовного мира личности, в особенности от действенности систем самозащиты ("внутренний нравственный сторож"); 2) общей обстановки в обществе и характера доминирующих в нем понятий и норм (нравственно-правовых); 3) характера ближайшего окружения, реакции референтных групп. Следует учитывать и переходный период, переживаемый нашим обществом, когда многие нормы нивелируются, а часть меняет свое значение на противоположное. С другой стороны, молодежь, допускающая участие в криминальных группах, отличается определенным психологическим и нравственным складом. Среди основных характеристик выделяются: жестокость и прагматичность в оценке ситуации и выборе способа действий, пониженность значений морального фактора, правовой нигилизм, ярко выраженная неприязнь к органам охраны правопорядка, определенная практика правонарушений, оценка людей как средств достижения целей, принятие тезиса "цель оправдывает средства". Этой группе свойственны анархистский настрой, потребительское отношение к людям, ослабленность связей с семьей ("уличные дети").
Семья недостаточно участвует в формировании представлений у подростков и молодежи о сущности правового нарушения, о правовой культуре, объективного представления о преступности.
436
Вестник МГТУ, том 13, №2, 2010 г.
стр.431-438
Процесс воспитания, освоения социальных ролей молодежью, усвоение моральных и нравственноправовых ценностей и норм для более чем 40 % респондентов происходит среди людей, имеющих криминальное прошлое, что не может не сказаться на формировании правосознания. При этом отмечается высокий процент совершения первого преступления молодежью до 16 лет (до 50 %) и возможностью рецидива до 24 лет (Двойменный, 2000).
Таким образом, правовая социализация как раз и позволяет молодому человеку выбрать цель и определить стратегию поведения, не противоречащую правовым нормам общества, позволяющая снизить и/или исключить проявления экстремизма как радикальной формы преступления. Действенность системы правовой социализации в профилактике экстремистских тенденций находится в прямой зависимости от степени ее совпадения с внутренне присущей каждой личности молодого человека системы взглядов, принципов, ценностей и норм поведения.
6. Норма в системе правовой социализации молодежи
Строящееся гражданское общество в России встречается со всеми типами отношений. Задачи социализации молодежи в области права связаны с нормами права. Нормы права способны побуждать индивидов к законопослушному поведению, и обусловлено это тем, что они опираются на более древние и фундаментальные нормативно-ценностные основания (мифологические табуальные "первонормы", религиозные и моральные нормы, современные идеологемы).
Нормы призваны оберегать индивида, общество, государство от наиболее опасных видов зла, от произвола и насилия. В праве доминирует долженствование социально-волевого порядка. Необходимо понять, что обыденное, официальное и теоретическое правосознание взаимосвязаны. Для молодежи на первый план выступает обыденное правосознание - представления о принципах обычного права, о властных функциях государства, юридических законах, системе судопроизводства и присутствующей в их содержании и деятельности мере справедливости. Нормы права в их долженствовательной форме пребывают не только в общественном, но и в индивидуальном правосознании, которое представляет собой совокупность духовно-интеллектуальных, эмоционально-чувственных и волевых свойств, позволяющих человеку существовать в сложной системе наличных правоотношений, адаптироваться к ним, пользоваться их преимуществами и поддерживать их стабильность собственными духовнопрактическими усилиями. Правосознание молодого человека сформировано тогда, когда есть 1) понимание объективной необходимости в правовой оформленности и упорядоченности социальных отношений; 2) уверенность в способности права и закона обеспечить должный порядок; 3) авторитет законной власти; 4) сознание и чувство ответственности при соблюдении норм права; 5) наличие достаточно сильной воли, позволяющей молодому человеку противостоять внешним влияниям и внутренним искушениям, толкающим его на путь правонарушений. Стабильный правопорядок не может держаться только на внешнем принуждении: его оплотом служит развитое, зрелое правосознание граждан. Право самосохраняет (адаптирует), защищает (блокирует, предупреждает деструкцию), упорядочивает и регулирует внутреннюю жизнь сообщества. Для молодежи наиболее важны адаптирующие и предупреждающие функции норм права, на втором плане стоят функции интегративные и сберегающие ведущие нормативно-ценностные принципы. По всей видимости, следует представлять право для молодого человека как инструмент полноценного жизнестроительства. Молодой человек, зачастую, является сосредоточением витальной, социальной и духовной жизни (его три "Я") и ценностей. Такие ценности, как материальные, общественного самоутверждения, а также идеи, принципы этического, религиозного и т. п. характера, позволяют ему отыскивать высшие жизненные ориентиры.
Абсолютное большинство совершаемых молодежью преступлений обусловлено тем, что они оказываются не в состоянии справиться с собственными внутренними противоречиями, не находят оптимальных, социально одобряемых путей, средств и способов их разрешения. Законопослушное поведение является результатом успешного использования молодым человеком уроков общества. Данное поведение связано с успешной правовой социализацией, логика которой предполагает восходящее продвижение индивидуального сознания от непосредственно-эмпирических созерцаний к обобщениям различных уровней.
7. Заключение
Учитывая зачастую негативный характер оценок социализации молодежи в 90-е гг. XX в., необходимо выделять позитивные оценки, которые часто оставались абстрактными, требующими доведения их до ясного понимания. В лице молодых людей 1990-х гг. мы имеем первое поколение граждан новой России, способных сформировать и развить гражданское общество. Специфика социализации первого поколения молодых россиян заключалась в непроявленности и противоречивости
437
Кузнецов Ю.В., Сатина И.Ю. Правовая социализация молодежи как фактор...
требований к формирующейся личности, в сужении поля жизненного самоопределения, искажении и обеднении культурного, образовательного, нравственного, правового и политического пространства.
В борьбе с наркоманией, преступностью, проституцией и в целом с девиантным поведением необходимо создание гибкой системы, сочетающей различные формы и способы (пропаганда, профилактика, социальная поддержка и помощь, силовые операции, психологическое воздействие, экономическое стимулирование и т.д.). При этом существенной частью является выработка в личности человека, начиная с раннего детства, внутренних защитных механизмов и непримиримого отношения к нарушениям базовых принципов нормального бытия. Единая государственная политика должна основываться на развитой законодательной базе. Необходимо более четко определиться с положением людей, потребляющих наркотики, с проституцией и алкоголизмом, как социально опасными явлениями. Ибо это провоцируется безнадежностью ситуации; отсутствием позитивно значимых для личности целей; разрывом ее связей с обществом, друзьями, семьей; политическо-правовым и социальнонравственным негативизмом.
При этом гражданско-правовое воспитание, формирование патриотического и национального самосознания на основе общенациональной идеи возрождения России, в целом правовая социализация молодежи является фактором развития гражданского общества.
Литература
Ikinger G. Sozialisazion und Recht. Bonn, 1982.
Opp K. Soziologie im Recht. Hamburg, 1973.
Быков С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптивности. Социс, № 4, с.51, 2000. Вишнякова Н.Ф. Креативная психология: психология творческого обучения. Минск, Университетское, с.125, 1995.
Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб., Знание, с.72, 130-147, 1996.
Двойменный И.А. Рецидивная преступность: характер, факторы, уровень. Социс, № 1, с.34-44, 63, 2000. Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., РОССПЭН, с.70, 1997.
Карбонье Ж. Юридическая социология. М., Прогресс, с.105, 163, 177, 1986.
Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., Юрист, с.120-121, 1995. Мацкевич И.М. Преступность в армейской среде. Социс, № 4, с.55-56, 2000.
Слуцкий Е.Г. Проблемы подростковой и молодежной преступности. В кн.: Социальные проблемы молодежи: Социологические очерки. СПб., Изд-во СПбГУ, с.43, 1995.
Филимонов В.Д. Общественная опасность личности преступника. Томск, Изд-во ТГУ, с.126-130, 191199, 1970.
Яковлев А.М. Борьба с рецидивной преступностью. М., Наука, с.107, 1964.
438