О. А. Фомичева, кандидат юридических наук, заведующий кафедры менеджмента и маркетинга, филиал ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента» в г. Орске e-mail: [email protected]
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОСОБОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В данной работе проводится анализ правовых источников, регулирующих правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В работе исследуется правовая природа власти, сконцентрированной в полномочиях депутата нижней палаты парламента: государственной, политической, социальной. Законодательство Российской Федерации закрепляет Федерации статус депутата Государственной Думы Российской Федерации как должностного лица, не закрепляя место в системе органов государственной службы. Его статус определяется в качестве особого, который приравнивается по своему статусу к положению должностного лица федерального органа исполнительной власти. В результате исследования формулируются выводы о необходимости выделения правового статуса депутата Государственной Думы как особого должностного лица, наделенного властными полномочиями в сфере государственного управления, политического лоббирования и социального воздействия.
Ключевые слова: власть, депутат Государственной Думы, правовой статус, полномочия.
Статус депутата Государственной Думы Российской Федерации является особым. Правовая природа статуса депутата Государственной Думы многогранна и окончательно в законе не проявлена. В связи с чем, в научной сфере активно обсуждается место депутата Государственной Думы Федерального Собрания в системе должностных лиц органов государственной власти. Решению вопроса о закрепления статуса парламентария посвящены работы М. В. Варлен [5], Е. А. Григорьевой [10], А. А. Смоленской [6], и многих других ученых. Тем не менее, окончательно статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в системе власти не определен. В Российской Федерации существует единая система власти.
Профессор Чиркин Вениамин Евгеньевич отмечает: «.. .системный подход к ней (власти: прим. автора) с одновременным выяснением наиболее целесообразных сфер регулирования и организации различных видов публичной власти может сделать научные исследования более эффективными, а практику управления в обществе более рациональной» [9]. Именно поэтому с целью установления пределов реализации власти депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации необходимо подвергнуть присталь-
ному вниманию рассмотрение правовой регламентации определения статуса парламентария в системе действующего законодательства Российской Федерации.
Власть является многогранной категорией. Выделяют власть народную (социальную), политическую и государственную [7]. Парламент в соответствии с Конституцией Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94), который осуществляет государственную власть в России (ст. 10) [1]. Таким образом, Государственная Дума, прежде всего, является органом государственной власти, который входит в структуру парламента России.
Статус Государственной Думы - органа государственной власти предопределяет статус депутата, как лица, занимающего государственную должность. Система государственных должностей включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба [4].
По действующему законодательству Российской Федерации статус депутата Государственной Думы Российской Федерации усматривается как должностное лицо, замещающего должность государственного гражданского служащего. На это положение депутата Государственной
Думы в системе государственной службы России указывают нормы закона, определяющего статус депутата Государственной Думы. Его статус определен как особый статус, который приравнивается по объему социальных гарантий к должности федерального министра [2]. Дополнительно законодательство закрепляет социальные гарантии депутата Государственной Думы, которые предусматривают зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в стаж государственной гражданской службы. Все это позволяет сделать выводы о том, что статус депутата закрепляется в числе должностей государственного гражданского служащего.
Рассмотрим статус депутата Государственной Думы как элемента системы политической власти. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации — нижняя палата парламента России сформирована по принципу политического представительства. На такое правовое положение депутата указывает законодательство, определяющее порядок избрания депутата Государственной Думы Российской Федерации. Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов, при этом выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями [3]. Таким образом, статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации одновременно приравнивается к статусу лица, осуществляющего политическую власть. Законы, принимаемые высшим законодательным органом власти, отражают политическую волю народа, представленного в лице депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Правовой статус депутата Государственной Думы как лица, осуществляющего политическую власть, реализуется посредством принятия законодательства. Данный статус означает, что законотворческий процесс, в который вовлечен депутат Государственной Думы, вбирает в себя элементы политического процесса. Такая деятельность носит идеологическую функцию, отождествляемую с лоббированием. Под лоббированием понимается идеологическое продвижение интересов определенной группы людей.
Депутат Государственной Думы является представителем политической партии и в соста-
ве Государственной Думы входит в структурную составляющую нижней палаты — фракцию. Таким образом, сам депутат Государственной Думы в процессе законотворческой деятельности олицетворяет политическую власть, делегированную ему определенной политической партией. Депутат Государственной Думы является субъектом политической воли определенной группы лиц, объединенной по признаку идеологической принадлежности к конкретной политической концепции.
Статус депутата Государственной Думы обладает определенными признаками социальной власти — власти народной. Конституция Российской Федерации провозглашает парламент как представительный орган. Под социальной властью понимают право управления определенным человеческим сообществом, действиями, поступками людей, теми или иными социальными процессами [8]. Депутат Государственной Думы осуществляет управление социальными институтами посредством своих представительских полномочий. Так, в рамках закона, определяющего статус депутата Государственной Думы, основным видом представительской работы является работа с избирателями. Депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями своего округа; рассматривает обращения избирателей, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения; информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации [2]. Таким образом, депутат Государственной Думы обладает определенными функциями социальной власти.
Депутат Государственной Думы является непосредственным представителем населения всей страны. На представительство указывает особый статус, предопределяемый действующим законодательством. В числе критериев, предусматривающих кандидатов на должность депутата Государственной Думы, законодатель не указал в качестве обязательных требований наличие особого специального образования, пределы возрастных критериев, наличие специальных навыков осуществления государственного управления (стаж определенной государственной должности) и многое другое. Анализ депутатского корпуса Государственной Думы шестого созыва позволяет выявить депутатов с отсутствием высшего профессионального
образования, депутатов различной возрастной категории. Таким образом, статус депутата Государственной Думы не содержит обязательных требований к кандидатуре на данную должность, то есть депутатом Государственной Думы может стать любой гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям по законодательному ограничению. В большинстве запретов депутату Государственной Думы закон относит ограничения с коррупционной составляющей. К числу таких требований относятся ограничения, например: совмещения депутатом Государственной Думы по нахождению на государственной или муниципальной службе; запрет на занятие предпринимательской деятельностью; запрет на получение в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения от физических и юридических лиц; и прочие запреты, связанные с осуществлением деятельности депутата [2].
Депутат является представителем от народа без указания на определенные навыки, знания и умения депутата Государственной Думы по законотворческой деятельности. Исходя из норм права, регламентирующих требования к кандидату на должность депутата Государственной Думы, он является представителем от определенной группы лиц граждан. К примеру,
таким представителем является депутат шестого созыва Государственной Думы Н. Валуев, или, М. Кожевникова. Нельзя сказать, что данные представители от народа являются весьма компетентными в законотворческой технике. Тем не менее, их представительство от народа определенного круга граждан России вполне очевидно. При осуществлении депутатских полномочий они будут представлять интересы определенной категории населения (спортсменов представляет депутат А. Валуев, а актеров
- М. Кожевникова). Таким образом, законодатель указывает на социальную природу власти статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Исследование правовой регламентации статуса депутата Государственной Думы позволяет сделать вывод о том, что эта должность объединяет все три власти: государственную, политическую и социальную. Отсутствие определенности в закреплении правового статуса депутата позволяет разносторонне относиться к деятельности депутата Государственной Думы: как государственному служащему, члену политического образования и социальному управленцу. Этими признаками и проявлена особенность правового статуса депутата Государственной Думы, и, как следствие, повышена ответственность его перед органами государственной власти, политической партии, и народа.
Литература
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). - М. : ООО «Юрайт-Издат», 2009.
- 45 с.
2. Федеральный закон от 08 мая 1994 года № 3-Ф3 (ред. от 07 мая 2013 года) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 28. - Ст. 3466.
3. Федеральный закон от 18 мая .2005 года № 51-ФЗ (ред. от 02 мая.2012 года) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 21. - Ст. 1919.
4. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ (ред. от 07 мая 2013 года) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003.
- № 22. - Ст. 2063.
5. Варлен, М. В. Статус парламентария: теоретические проблемы : монография / М. В. Варлен.
- М. : Проспект, 2011. - 124 с.
6. Смоленская, А. А. Сравнительный анализ статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ / А. А. Смоленская // Конституционное и муниципальное право. - 2012. -№ 6. - С. 47-51.
7. Григорьева, И. В. Теория государства и права : учебное пособие / И. В. Григорьева. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - С. 15.
8. Чернобель, Г. Т Институциональная детерминанта системы государственного управления / Г. Т. Чернобель // Журнал российского права. - 2008. - № 4. - С. 46.
9. Чиркин, В. Е Публичная власть в современном обществе / В. Е. Чиркин // Журнал российского права. - 2009. - № 7. - С. 24-29.
10. Григорьева, Е. А. Комментарий к Федеральному закону от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Н. И. Воробьева ; Е. А. Григорьева // СПС Кон-сультантПлюс. - 2010.