УДК 34 ББК 67
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ НА ВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ ОРГАНАМИ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
МВД РОССИИ
АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ СТАРЦЕВ,
начальник кафедры специальной тактики учебно-научного комплекса специальной подготовки
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Статья посвящена теоретико-правовому анализу охранных услуг на возмездной основе, как социально-экономического явление, его влияния на гражданско-правовой инструментарий и конъюнктуру рыночных механизмов в современной России. Автор обращает особое внимание на своеобразие различных подходов к понятию публичные услуги и специфическую функцию уполномоченных органов МВД России.
Ключевые слова: Россия, публичные услуги, вневедомственная охрана, договор, охранные услуги, полиция, гражданско-правовые отношения, возмездная основа.
Annotation. The article is devoted to theoretical and legal analysis of security services on a reimbursable basis, as a socioeconomic phenomenon, its impact on civil-legal instruments and the conjuncture of market mechanisms in modern Russia. The author pays special attention to the originality of different approaches to the notion of public service and specific function of the authorized bodies of the MIA of Russia.
Keywords: Russia, public services, private security, contract security services, police, civil relations, a reimbursable basis.
Оказание публичных услуг1 населению органами внутренних дел не должно рассматриваться, как результат коммерческой деятельности с целью извлечения максимальной прибыли и отступление от своих основных задач и принципов2 в угоду экономической ситуации в стране3. МВД России следует рассматривать в первую очередь, как качественного поставщика услуг, гарантирующего верховенство закона, незыблемость прав и свобод граждан. Переход к новому формату отношений произошел 7 февраля 2011 года с принятием современного и концептуально перспективного нормативного правового документа4, отражающего гражданские, научные и профессиональные замыслы участников процесса, и публичного обсуждения. Необходимо отметить, что оказание государственных услуг органами внутренних дел формирует парадигму:
правовое государство и гражданское общество, как модель тесного, долгосрочного и перспективного партнерства на основе правового взаимопонимания, уважения и создания конкурентоспособной среды. В связи с этим следует обратить внимание на совершенствование административных регламентов, переработку и принятие новых подзаконных актов регулирующих деятельность органов внутренних дел по оказанию возмездных услуг на договорной основе.
В настоящий момент перед МВД России стоит задача совершенствования вопросов оказания услуг в рамках современных требований с применением современных технологий5.
Перечень государственных услуг6, предоставляемых физическим и юридическим лицам органами внутренних дел оптимизирован с учетом возможно-
стей поставщика и спроса на рынке. В тоже время некоторые услуги оказываются на муниципальном уровне в рамках правового поля без участия основных потребителей, что в свою очередь усиливает процесс «антикриминального характера» и создание благоприятной среды развития гражданского общества. Однако адресная помощь со стороны органов внутренних дел помогает решать широкий круг проблем урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, единства и динамизма, иначе говоря, создании необходимых правовых условий для нормального и прогрессивного развития общества. Рассмотрим например одну из самых востребованных динамично развивающихся секторов экономики — это сфера возмездного оказания охранных услуг частными охранными организациями7 и Главным управлением вневедомственной охраны МВД России (далее — ГУВО)8. Обратим свое внимание на интересующий нас орган являющейся структурным подразделением МВД России, где решаются задачи общественного порядка и его поддержания, а также имеются специфические функции по охране имущества собственников.
Основными задачами и перспективами дальнейшего развития Главного управления определено следующее:
• организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области охранной деятельности;
• совершенствование нормативного правового регулирования в установленной области деятельности;
• разработка и реализация в пределах своей компетенции мер по совершенствованию охраны имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в том числе при чрезвычайных ситуациях и в особый период;
• организация и проведение в пределах своей компетенции единой технической политики в области охраны имущества и объектов с использованием инновационных технологий;
• организация инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставны-
ми задачами и подразделений ведомственной охраны;
• организация работы по выдаче руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в обеспечении охраны и безопасности объекта;
• участие в установленном порядке в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности различных категорий объектов; оценка защищенности и выработка дополнительных мер по обеспечению безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств;
• осуществление контроля и организация деятельности в следующих областях: выполнение научно-исследовательской, научно-технической и научно-методологической деятельности по решению проблем защиты объектов и охраны имущества граждан и организаций различных форм собственности от противоправных пося-гательств9.
Несомненно, при изучении правовой природы оказания государственных услуг на возмездной основе органами внутренних дел следует отметить различный подход среди ученых юристов10 в понимании и интерпретации таких понятий, как публичные услуги и возмездные услуги. Например, Санникова Л.В. придерживается мнения ограниченного влияния норм гражданского законодательства на публичные услуги, Талапина Э.В. утверждает о полном предоставлении публичных услуг только государственным управлением, исключая возможность регулировать их рыночными механизмами, Бахрах Д.Н. считает существование публичных услуг, как проявление позитивного государственного управления и признает возможность при их осуществлении использовать частноправовые формы для достижения публичных целей.
Такой дифференцированный подход научных школ формирует необходимость в комплексном исследовании правового регулирования догово-
ра возмездного оказания государственных услуг в Российской Федерации. Особый интерес в связи с неоднозначностью представлении добавляет необходимость закрепить дефиницию вышеуказанного договора; возможностью определить правовую природу договора; выявить признаки; рассмотреть элементы и механизмы заключения, исполнения и прекращения действия договора; внести предложения и рекомендации по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей договор в России. Таким образом, с нашей точки зрения необходимо рассмотреть иную концепцию формирования гражданско-правового регулирования с указанием на социально-экономическую составляющую перспективу оказания публичных услуг.
Данная позиция обусловлена рядом причин, главными из которых могут являться:
1. Оказание качественных государственных услуг на возмездной основе воспитывает «правовую культуру поставщика услуг»;
2. Конкуренция среди поставщиков при заключении федерального государственного контракта соблюдая нормы Гражданского кодекса Российской Федерации11 и Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»12;
3. Всесторонний контроль, жесткая структура гражданско-правового инструментария, сложная процедура корреляции условий и предложений, усиливает методы по предотвращению коррупции и недопущения злоупотребления должностными полномочиями. Что отражает государственную политику борьбы с коррупционными правонарушениями13.
В соответствии с этим возникает потребность общественного значимого вектора развития выраженное в виде оказания государственных услуг уполномоченными на это субъекты (органы, организации государственных структур).
Как мы видим одна из основных функций вневедомственной охраны МВД России в предоставлении услуг является — охранная, осуществляемая на возмездной основе физическим и юридическим лицам и деюро разграничивает полномочия полиции, т.е. решает определенные задачи по охране общественного порядка. Чем в свою очередь
пользуются недобросовестные частные охранные предприятия, например: демпингуя стоимость охранных услуг используют в рекламных акциях символику МВД России, фотографический образ вооруженного сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей, тем самым указывая на прямые обязанности полиции закрепленные в п. 2 ст. 12 федерального закона «О полиции» (прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия). Таким образом потребитель вводится в заблуждение о реальности предоставлении услуг и в будущем становится потенциальным потерпевшим при оказании некачественных услуг.
В силу этого необходимо четко обозначить правоспособность каждого гражданина Российской Федерации сделать выбор при выборе платных услуг, не умоляя при этом его прав на безопасность закрепленное в Конституции Российской Федерации14 и других нормативных правовых актах.
И выраженное в ряде норм Федерального закона «О полиции», способствующие незамедлительному оказания помощи (безвозмездных публичных услуг), например:
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России является участником государственной системы бесплатной юридической помощи и оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к его компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.
Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи установлены статьей 20 Федерального закона от 21 ноя-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
бря 2011 г. № 324-ФЭ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
К компетенции ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России, по которым может оказываться бесплатная юридическую помощь, относятся следующие направления:
• научно-исследовательская и научно-техническая деятельность по решению проблем защиты объектов и охраны имущества юридических и физических лиц, государственного и муниципального имущества от противоправных посягательств;
• участие в разработке и реализации государственной научно-технической политики в области защиты объектов и охраны имущества от противоправных посягательств;
• экспериментальные разработки новых и сопровождение серийно выпускаемых технических средств охраны и безопасности;
• участие в создании нормативно-технической базы и внедрении научной продукции в области охраны объектов и имущества в практическую деятельность подразделений органов внутренних дел;
• участие в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России в области безопасности и защиты от криминальных посягательств;
• участие в разработке технических регламентов, национальных и международных стандартов в области технических средств охраны и безопасности;
• мониторинг и научное прогнозирование тенденций развития технических средств охраны и безопасности;
• проведение испытаний и сертификация средств инженерно-технической укрепленности;
• разработка и реализация комплекса организационно-практических мероприятий по защите объектов всех категорий;
• повышение квалификации технических специалистов органов внутренних дел.
ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России http://www. nicohrana.ru/yuridicheskaya-pomosch.html
1 На законодательном уровне понятие — публичные услуги
не закреплено, что вызывает множество мнении и споров среди юристов применяющий данный термин в своей научной и трудовой деятельности. Употребление такого неопределенного термина в юридической области затрудняет работу таких специалистов, как юрист-практик, юрист-ученый. Тем самым существует вероятность в подмене понятий, в частности к отождествлению с понятиями: государственные услуги и муниципальные услуги. Однако внести ясность о правовой природе вышеупомянутых терминов может только фундаментальное исследования возникшей проблематики. Очевидно сделать это в рамках нашего ограниченного труда не представляется возможным, но сделать краткий обзор наблюдений показывает:
Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (публичность - гласность);
Словарь иностранных слов русского языка А.Н. Чудинова (публичность - общеизвестность, гласность);
Словарь синонимов русского языка З.Е. Александровой (публичность — открытость, официальность, общедоступность, гласность);
Толковый словарь русского языка Ожегова (публичность - открытый, общественный);
Словарь современных понятий и терминов В.А. Макаренко (публичный — открытый, общественный).
Данный анализ позволяет определить количественное совпадение значений — гласность и открытость, что в свою очередь характеризует словосочетание «публичные услуги», как «общедоступные услуги». Таким образом, из перечисленных правовых терминов коренным звеном в словосочетании «публичные услуги» является слово — услуга, а определяющим свойство и принадлежность к субъекту является слово — публичный, что под понятиями государственные услуги и муниципальные услуги в пределах данной системы допустимо обозначить, как разновидность публичных услуг.
2 Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ («Российская газета», № 28, 10 февраля 2011 г.).
3 Семерка тянется к России, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 6627 (56).
4 Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ («Российская газета», № 28, 10 февраля 2011 г.).
5 Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России: Учебное пособие. Часть пятая: Предоставление государственных услуг. М.: ДГСК МВД России, 2012. С. 7.
6 П. 1, ст. 2 ФЗ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» («Российская газета», № 168, 30 июля 2010 г., № 31, ст. 4179).
7 Федеральный закон от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (http://www.consultant.ru/law/review/2517724.html).
8 Главное управление вневедомственной охраны является структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и выполняет функции головного подразделения Министерства в области организации охраны имущества и объектов.
9 http://www.mvd.ru//
10 Грачев А.И., Коломейцева А.Г. Правовые проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг. Социальные и правовые механизмы оказания публичных услуг: теория, практика, перспективы. Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 2013. С. 42.
11 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ («Российская газета», № 238-239. 8 декабря 1994 г.).
12 «Российская газета», № 163 28 июля 2005 г.
13 ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» («Российская газета», № 266. 30 декабря 2008 г.).
14 Ст. 132.