Научная статья на тему 'Правовая природа материнского капитала'

Правовая природа материнского капитала Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
1795
258
Поделиться
Ключевые слова
МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ / ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ / СЕМЕЙНЫЙ КАПИТАЛ / НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Волокитина О. В.

Рассматриваются проблемы, возникающие при появлении права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Указывается на пробелы, допущенные законодателем при принятии закона № 256-ФЗ и способах их восполнения.

THE LEGAL NATURE OF THE PARENTAL CAPITAL

The article discusses the problems arising when the law on additional measures of state support for families with children. It specifies the gaps, when adopting law no. 256-FZ and ways to improve them.

Текст научной работы на тему «Правовая природа материнского капитала»

УДК 347.61/.64

О. В. Волокитина

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА

Рассматриваются проблемы, возникающие при появлении права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Указывается на пробелы, допущенные законодателем при принятии закона № 256-ФЗ и способах их восполнения.

Ключевые слова: материнский капитал, дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, семейный капитал, направления реализации средств материнского капитала.

В Российской Федерации очень остро стоит демографическая проблема. Именно поэтому государство различными способами пытается стимулировать рост рождаемости [1]. Одной из мер, призванных помочь женщинам, родившим второго и последующего ребенка, стало принятие федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [2]. К числу таких мер относится право на материнский (семейный) капитал.

Средства материнского капитала могут быть использованы только в конкретных указанных в законе направлениях: улучшение жилищных условий, получение образования (ребенком) детьми, формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин. На какие-либо другие цели средства материнского (семейного) капитала направлены быть не могут.

Привязка возникновения права на средства материнского капитала к конкретной дате, а именно начиная с 1 января 2007 г., говорит о том, что семьи, в которых дети родились за несколько дней, а может быть и часов, до этой даты, автоматически исключаются из претендентов на подобные меры социальной поддержки семей, имеющих детей. В юридической литературе на данный недостаток в законе обращается внимание. Так, К. В. Бубон указывает на противоречие норм ФЗ № 256 нормам Конституции РФ. Так как в Основном законе нашего государства указано, что граждане России от рождения приобретают равные права, в том числе в сфере социальной поддержки [3].

Средства материнского капитала выделяются женщинам, родившим второго и последующего ребенка после 1 января 2007 г. Однако в законе четко не прописано, имеет ли право женщина на материнский капитал, если ее рожденный второй или третий ребенок умерли на первой неделе жизни или ребенок был рожден мертвым. В силу определенных обстоятельств второй или третий ребенок в конечном итоге может быть единственным в семье. В этом случае органы Пенсионного фонда отказывают в выдаче соответствующего сертификата, мотивируя отказ следующими доводами: в соответст-

вии с законодательством РФ документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является свидетельство о рождении; в Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, вносятся сведения о детях с указанием реквизитов свидетельства о рождении; федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает материальную государственную поддержку семьям, имеющим детей, а не женщинам, родившим второго и более ребенка.

Представляется, что отказ в выдаче сертификата в подобных ситуациях, является неправомерным.

В соответствии со ст. 47 ГК РФ, а также ст. 3, 6, 8 гл. 2 федерального закона «Об актах гражданского состояния» [4] подтверждением государственной регистрации рождения ребенка, родившегося умершим (или умершим на первой неделе жизни) является не свидетельство о рождении, а справка о рождении по форме № 26 (Утверждена постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 № 1274 в ред. от 2. 02. 2006 г.).

Ограничение права на получение государственного сертификата в зависимости от продолжительности жизни ребенка и наличия свидетельства о рождении законом № 256-ФЗ не предусмотрено. Кроме того, п. 6 ст. 5 закона № 256-ФЗ и п. 7 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный капитал) содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче сертификата на материнский капитал, среди которых «непредоставление свидетельства о рождении ребенка» не названо.

Конституция РФ, а именно ст. 55, говорит о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в общественно значимых целях.

Таким образом, можно сделать вывод, что доводы пенсионных органов о том, что право на получение государственного сертификата выступает дополнительной гарантией семьям, имеющим двоих детей (в том числе и на момент обращения с за-

явлением в Пенсионный фонд), не должно приниматься во внимание, так как отказ от выдачи сертификата произведен по формальным основаниям. Соответственно, пока не будет изменен закон или инструкции Пенсионного фонда, в данной ситуации для защиты своих прав матерям необходимо обращаться в суд.

Другой проблемой является то, что при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами лиц, претендующих на получение средств материнского (семейного) капитала.

Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. № 1539 О-О было указано, что исключение из числа усыновленных детей, с учетом которых дополнительные меры государственной поддержки могут быть предоставлены, тех детей, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами, законодателем было сделано исходя из того, что усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а именно лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и иными экстраординарными обстоятельст-

вами. Что касается пасынков (падчериц), то они воспитываются в семье (хотя и не полной), а потому не нуждаются в семейном устройстве. Их усыновление не изменяет их социальный статус в качестве детей, имеющих родительское попечение (от единственного родителя) [5].

Отталкиваться только от определения ребенка, оставшегося без попечения родителей, не совсем верно, так как, во-первых, Закон о материнском (семейном) капитале направлен на государственную поддержку семьи, а не только детей, во-вторых, в законодательстве нет четкого определения пасынка (падчерицы), мачех (отчимов); говорить о пасынках или падчерицах можно исходя только из общих представлений, определяя их как детей супруга.

Необходимо сказать, что, несмотря на попытки государства материально поддержать семьи, имеющие детей, в ФЗ № 256 имеется достаточно много спорных моментов, которые соответственно нуждаются в доработке. Например, нужно определить конкретного субъекта, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки. Таким субъектом должна быть названа женщина, родившая или усыновившая детей. Нормы в части порядка и направления использования материнского капитала тоже должны быть изменены. Направления, на которые могут быть потрачены данные средства, нужно, на наш взгляд, расширить.

Список литературы

1. Шелехов И. Л., Скрипачева И. Н. Репродуктивное поведение российских женщин // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 2.

2. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в ред. от 02. 07. 2013 // Рос. газета. № 297 от 31. 12. 2006.

3. Бубон К. В. Темная сторона закона о материнском капитале // Адвокат, май 2007.

4. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» в ред. от 19.05.2013 // Собрание законодательства РФ, 24.11.1997, № 47, ст. 5340.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 17.11.2011 № 1539-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лимон-никовой Екатерины Викторовны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Волокитина О. В., ассистент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634041.

E-mail: volokitina.84@mail.ru

Материал поступил в редакцию 28.10.2013.

O. V Volokitina THE LEGAL NATURE OF THE PARENTAL CAPITAL

The article discusses the problems arising when the law on additional measures of state support for families with children. It specifies the gaps, when adopting law no. 256-FZ and ways to improve them.

Key words: parental capital, additional measures of state support for families with children, family capital, directions of realization of means of the parental capital.

References

1. Shelekhov I. L., CKpwnaneBa I. N. Reproductive behavior of Russian women. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, no. 2 (in Russian).

2. Federal law “On additional measures of state support to families with children” as amended on 02.07.2013. Rossiyskaya Gazeta, no. 297, 31. 12. 2006 (in Russian).

3. Bubon K. V. Dark side of the law on maternal capital. Advokat, may 2007 (in Russian).

4. Federal law “On acts of civil status” as amended on 19.05.2013. Collection of legislation of the Russian Federation, 24.11.1997, no. 47, art. 5340 (in Russian).

5. Definition of the constitutional Court of the Russian Federation of 17.11.2011 no. 1539-Oh “About refusal in admission for consideration of the complaint of the citizen Limonnikova Ekaterina Viktorovna on the infringement of her constitutional rights by part 2 of article 3 of the Federal law “On additional measures of state support of families with children” (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: volokitina.84@mail.ru