Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СТОРОНЫ ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЕЧЕНИЯ ПО НЕМЕЦКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СТОРОНЫ ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЕЧЕНИЯ ПО НЕМЕЦКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЕЧЕНИЯ / ЛЕЧАЩЕЕ ЛИЦО / ПАЦИЕНТ / ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ / ДОГОВОР ПОДРЯДА / ГЕРМАНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Блинова Юлия Викторовна

В настоящей статье рассматривается правовая природа и стороны договора о предоставлении лечения по Германскому гражданскому уложению. Научный интерес к данной теме обусловлен большой значимостью жизни и здоровья человека, права на которые устанавливаются на высшем уровне и в Основном законе фиксируется обязанность государства по их защите и охране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL NATURE AND PARTIES OF CONTRACT FOR THE PROVISION OF TREATMENT UNDER THE GERMAN LAW

This article discusses the legal nature and parties to the contract for the provision of treatment under the German Civil Code. The scientific interest in this topic is due to the great importance of human life and health, the rights to which are established at the highest level and the Basic Law fixes the duty of the state to protect and protect them.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СТОРОНЫ ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЕЧЕНИЯ ПО НЕМЕЦКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 61 : 340 ББК 67.404

© 2022 г. Блинова Юлия Викторовна,

доцент кафедры гражданского права Алтайского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент. E-mail: jblinova@yandex.ru

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СТОРОНЫ ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЕЧЕНИЯ ПО НЕМЕЦКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

В настоящей статье рассматривается правовая природа и стороны договора о предоставлении лечения по Германскому гражданскому уложению. Научный интерес к данной теме обусловлен большой значимостью жизни и здоровья человека, права на которые устанавливаются на высшем уровне и в Основном законе фиксируется обязанность государства по их защите и охране.

Ключевые слова: договор о предоставлении лечения, лечащее лицо, пациент, договор оказания услуг, договор подряда, Германское гражданское уложение.

Blinova Yulia Viktorovna - Associate Professor, the Department of Civil Law, the Altai State University,

PhD in Philology, Associate Professor.

LEGAL NATURE AND PARTIES OF CONTRACT FOR THE PROVISION OF TREATMENT UNDER

THE GERMAN LAW

This article discusses the legal nature and parties to the contract for the provision of treatment under the German Civil Code. The scientific interest in this topic is due to the great importance of human life and health, the rights to which are established at the highest level and the Basic Law fixes the duty of the state to protect and protect them.

Keywords: contract for the provision of treatment, treating person, patient, contract for the provision of services, work contract, German Civil Code.

В Российской Федерации договор оказания медицинских услуг легально не определен, отсутствует единообразное его доктри-нальное представление, более того, нет единой, установленной номинации данного договора [1, с. 93]. Однако сфера регулирования отношений врач - пациент относится к категории наиважнейших в любом правопорядке, что демонстрируется установлением права на жизнь, здоровье, а также обязанности государства по их защите и охране на высшем, конституционном уровнях. В связи со сказанным, а также вследствие широкого распространения ныне медицинского туризма видится актуальным изучение лучших зарубежных практик законодательного решения отношений врач - пациент на примере рассмотрения правовой природы и сторон договора о предоставлении лечения по Германскому гражданскому уложению (далее - ГГУ).

Договор о предоставлении лечения (Behandlungsvertrag) появился в немецком законодательстве сравнительно недавно. Так, например, туристский договор (Reisevertrag)

инкорпорирован в ГГУ Законом от 04.05.1979 (§ 651 а-т) [2]. Что касается исследуемого договора, то он введен в ГГУ Законом «Об улучшении прав пациентов» от 20.02.2013 (вступил в силу 26.02.2013) (§ 630 а^ ГГУ) [3]. Целью нового Закона выступает создание транспарентных правил для получения пациентами информации о своих правах при оказании медицинских услуг, поскольку до сих пор, как указывается в пояснительной записке к проекту закона, «не обладают знаниями о том, какие права есть у пациентов, ни они сами, ни врачи» [4, с. 9].

По словам Д. Францки, «правовое регулирование отношений пациент - врач известно еще с римских времен: в римских текстах есть как минимум два места, которые засвидетельствовали эти отношения. В одном из них упоминается договор с пациентом, который строится по модели locatioconductiooper-агит, что соответствует современному договору об оказании услуг; в другом месте деятельность врача сравнивается с научной профессиональной деятельностью юристов и

философов. Однако поскольку в Германии к моменту создания ГГУ еще четко не определились с правовой природой договора, поэтому решено было его не включать в кодекс» [5, с. 6].

В Германии в начале ХХ в. существовало много подходов к вопросу определения юридической природы договора врача с пациентом (Arztvertrag), отражением чего стала и первая диссертация, датируемая 1919 г. и принадлежащая перу Р. Тойфеля [5, с. 10]. Так, названный договор предлагали считать договором поручения. И почти сразу нашлись противники атрибутирования рассматриваемого договора с договорами поручения: они напомнили о гонораре врача [5, с. 6]. В дальнейшем мнения балансировали в пределах двух договоров - подряда и оказания услуг, что не исключало и возможности позиционирования договора как комплексного. Периодически все же делались попытки однозначно определить природу договора, выбрав один из вариантов, и тогда возникал следующий вопрос: следует ли применять к договору нормы уже имеющихся в ГГУ типов договоров или это договор suigeneris. Интересно отметить, что суды иногда рассматривали этот договор как подрядный в случае, например, если речь шла о проведении операции [5, с. 9]. Основанием для данной позиции выступает более простая по сравнению с российской трансформация договоров по предмету: договор подряда определяется в § 631 ГГУ как договор, имеющий целью оказание услуги с результатом. В России договор с врачом является договором на оказание услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ) [6; 7, с. 90; 8, с. 397].

Сегодня договор о предоставлении лечения является особой разновидностью договора оказания услуг и содержится в Книге 2 ГГУ подраздела 2 раздела 8 «Договор оказания услуг и подобные договоры». Данный подход продиктован принципом разумности, ибо лечащее лицо может обещать по общему правилу лечение пациента, а не его излечение [9, с. 127]. Разработчики законопроекта отмечают, что, хотя законодатель четко обозначил свою позицию относительно типа договора, это не препятствует сторонам (в данном случае лечащему лицу) взять на себя обязательства по гарантии успеха при медицинском вмешательстве, и тогда такие отношения будут регулироваться по типу договора подряда, что практиковалось и практикуется ныне, например, при оказании стоматологических услуг, а также в косметологии [9, с. 17]. Аналогичным образом в немецкой доктрине иногда отмечается, что не все мероприятия с участием лечащих лиц и

пациентов могут быть однозначно квалифицированы в качестве просто услуг (например, производство лабораторных исследований), потому услуги временами не исчерпываются осуществлением самой деятельности, а предполагают достижение определенного результата (установление уровня железа в организме при сдаче крови, легочной патологии на рентген-снимке и т. п.) [10].

При разработке новых норм вопрос отраслевой и типовой принадлежности договора с врачом в Германии исследовался наиболее тщательно и всесторонне, в связи с чем анализировались возможности придания данному договору публично-правового звучания, поскольку в договоре могут участвовать больничные кассы, потому вариант инкорпорирования норм о договоре о предоставлении лечения в ГГУ был не единственным. Так, при создании законопроекта его разработчики задумывались о включении норм в Социальный кодекс Германии либо создании Медицинского кодекса, но приоритет был отдан ГГУ и выделению в нем нового типа договоров [5, с. 47-50]. На выбор законодателя в части определения правовой природы договора о предоставлении лечения в немалой степени повлияли решения Федерального Верховного суда Германии, который квалифицировал отношения пациент - врач как «преимущественно договор по типу оказания услуг» [5, с. 17].

Особенностью договора о предоставлении лечения является возможность его исполнения в части оплаты третьими лицами (больничные кассы, частные лица), что в принципе не предусматривается для других типов договоров согласно ГГУ. К договору о предоставлении лечения применяются субсидиарно нормы подраздела 1 раздела 8 Книги 2 ГГУ, если они не противоречат его специальному регулированию. По договору оказания услуг по § 612 ГГУ возможно молчаливое согласование вознаграждения исполнителя, что явно расходится с обязанностью лечащего лица уведомить пациента до начала лечения о его стоимости, особенно если лечащему лицу становится понятно, что оплату лечения будет производить не пациент (абзац 3 § 630 с ГГУ). Примечательно, что указанный подраздел регулирует и трудовой договор. Однако в силу четкого указания § 630 Ь ГГУ положения, регулирующие трудовой договор, к рассматриваемому договору не применяются.

Сторонами договора о предоставлении лечения являются пациент и лечащее лицо.

В качестве пациента может выступать дееспособное лицо для заключения соответствующего договора. Последнее становится понятным в связи с многочисленными положениями ГГУ, требующими от пациента активной позиции, т. е. пациент по немецкому законодательству является не просто лицом, которое претерпевает медицинские манипуляции, а которое сознательно и деятельно участвует в определении направлений своего лечения путем выбора тех или иных методов, предложенных лечащим лицом [11; 12, с. 6]. В связи с этим будет уместно привести мнение медсестры из Германии М. Герлиц, которая отметила в качестве особенности оказания услуг российскими врачами, что последние «могут не сообщать пациентам о методах лечения и о том, какие препараты назначили» [13]. При этом немецкая доктрина отрицательно отвечает на вопрос о возможности участия в качестве пациента в договоре о предоставлении лечения лица, находящегося в бессознательном состоянии, или недееспособного, без согласия его законного представителя. В данном случае будут подлежать применению нормы о ведении дел в чужом интересе без поручения (§ 677 ГГУ), потому как такое лицо не способно заключать никаких договоров [5, с. 54-55; 10]. Кроме того, если лицо получает уход и медицинскую помощь в социальном учреждении, то оно также не будет квалифицироваться пациентом по рассматриваемому договору [14].

В немецком законе контрагент пациента сформулирован чрезвычайно широким образом, что просматривается уже в части наименования стороны - лечащее лицо (Behandelnde/r), в отличие от врача (Arzt). Во-первых, немецкий законодатель отнес к категории лиц, которые с 2013 г. подчиняются нормам § 630 a-h ГГУ, помимо врачей, также представителей иных профессий, которые осуществляют лечение людей: натуропатов, целителей, акушерок, психотерапевтов, физиотерапевтов, знахарей, массажистов, акватера-певтов, оставив без договора о предоставлении лечения аптекарей и ветеринаров. Однако в данном случае юристы не исключают в будущем применения, например к ветеринарам, данного нормативного состава по аналогии [10]. В целях же определения сферы действия договора по лицам важно понимать, что наряду с диагностикой и терапией медицинские услуги включают все мероприятия и вмешательства в тело человека «для предупреждения, распознавания, лечения или

уменьшения болезни, страданий, вреда здоровью, телесных повреждений или душевных страданий непатологической природы, а также косметическую медицину» [14]. Во-вторых, закон говорит, что лечащим лицом может быть тот, кто соглашается осуществить лечение, и медицинская организация в том числе (больница, например) [14].

Согласно абзацу 2 § 630 а ГГУ, лечащее лицо должно осуществлять лечение в соответствии с общепризнанными профессиональными стандартами, действующими на момент оказания услуги, если иное не предусмотрено договором. Действия при таких условиях будут удовлетворять добросовестности и надлежащей заботливости, что необходимо для исключения гражданско-правовой (договорной или внедоговорной) ответственности по § 276 ГГУ. Говоря об общепринятых профессиональных стандартах, адвокат Й. Ной обращает внимание на необходимость различать соблюдение стандарта как такового, соблюдение положений (Richtlinien) и следование принципам (Leitlinien) [15, с. 11-12]. Так, соблюдение положений, регламентирующих ту или иную медицинскую область, является обязательным для исполнения, их несоблюдение уже влечет врачебную ошибку без проведения какой-либо экспертизы. В то же время следование принципам является факультативным, потому как они дают лишь общие рекомендации на случай проблемных ситуаций. Что касается профессионального стандарта, то он определяется для каждой сферы и для каждого конкретного случая, это вариабельная величина. Например, специальные познания повышают стандарт, и если врач обладает превышающими стандарт медицинскими познаниями и возможностями лечения, то он их должен использовать на благо пациентов [15, с. 12]. Кроме того, целесообразно отметить, что врачу надлежит повышать свою квалификацию, знакомиться с новейшими разработками по своей специализации, при этом от узкопрофильного врача ожидается, что он читает как отечественную, так и иностранную литературу, а от врача общей практики знакомство только с отечественной литературой [15, с. 13].

Таким образом, правовое регулирование договора о предоставлении лечения в ФРГ (по сравнению с российским законодательством) предусматривает ряд особенностей. Во-первых, по ГГУ услуги могут быть как предметом договора оказания услуг, так и предметом договора подряда; соответственно, договор

о предоставлении лечения по § 630 а-h ГГУ является договором оказания услуг, но стороны могут предусмотреть иное. Во-вторых, частноправовая природа договора с пациентом и закон позволяют «отходить» от стандартов лечения или обращаться к лечащим лицам, в отношении которых отсутствует стандарт лечения. В-третьих, в ГГУ с 2013 г.

Литература

1. Старчиков М.Ю. К вопросу об определении понятия договора оказания медицинских услуг // Закон и право. 2015. № 6.

2. URL: https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/media/ C7B83E448639A9B771FA5F3396B3F8D0/ bgbl179s0509_35195.pdf (дата обращения: 17.01.2022).

3. URL: https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/media/ C7B83E448639A9B771FA5F3396B3F8D0/ bgbl113s0277_22468.pdf.

4. Entwurf eines Gesetzes zur Verbesserung der Rechte von Patientinnen und Patienten // Drucksache 17/10488. 2012.

5. Franzki D. Der Behandlungsvertrag. Ein neuer Vertragstypus im Bürgerlichen Gesetzbuch: Göttinger Schriften zum Medizinrecht. Bd. 19. Göttingen, 2014.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.11.2001 № 14-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2021. № 27 (Ч. I). Ст. 55123.

7. Горбунова О.В. Общая характеристика договора оказания медицинских услуг // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2017. № 4. Т. 2.

8. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2004.

9. Emmerich V. BGB-Schuldrecht, Besonderer Teil. 12. Auflage. Heidelberg, 2009.

10. URL: https://www.juracademy.de/schul-drecht-bt2/behandlungsvertrag.html (дата обращения: 15.01.2022).

11. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/ bgb/BJNR001950896.html (дата обращения: 03.01.2022).

12. Fleischhauer K. Die Regulierung der medizinischen Versorgung in Deutschland. Normsetzung und Normen in der gesetzlichen und in der privaten Krankenversicherung - Eine Einführung. Berlin, 2014.

13. URL: https://lenta.ru/news/2020/02/12/nurse/ ?utm_source=lentatg&utm_medium=social (дата обращения: 28.12.2022).

14. URL: https://rsw.beck.de/rsw/upload/Buch-handel/Palandt-Nachtrag_§ §_630a_-_630h. pdf (дата обращения: 12.12.2021).

15. Neu J. Haftungsfragen // Saarländisches Ärzteblatt. 2013. № 8.

закреплен более широкий подход к лицам на стороне лечащего лица - любое лицо, соглашающееся осуществить лечение человеческого организма. В-четвертых, пациентом с учетом его активной роли, заложенной ГГУ, может выступать только дееспособное лицо, за исключением лиц, находящихся в социальных учреждениях.

Bibliography

1. Starchikov M.Yu. On the question of defining the concept of a contract for the provision of medical services // Law and law. 2015. №2 6.

2. URL: https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/media/ C7B83E448639A9B771FA5F3396B3F8D0/ bgbl179s0509_35195.pdf.

3. URL: https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/media/ C7B83E448639A9B771FA5F3396B3F8D0/ bgbl113s0277_22468.pdf (date of access: 17.01.2022).

4. Draft Law on improving the Rights of patients // Printed matter 17/10488. 2012.

5. Franzki D. The treatment contract. A new type of contract in the Civil Code: Göttinger Schriften zum Medizinrecht. Bd. 19. Göttingen, 2014.

6. The Civil Code of the Russian Federation (Part Two) of26.11.2001 № 14-FL (as amended. dated 01.07.2021) // SZ RF. 1996. №> 5. Art. 410; 2021. № 27 (Part I). St. 55123.

7. Gorbunova O.V. General characteristics of the contract for the provision of medical services // Bulletin of the Volga University named after V.N. Tatish-chev. 2017. № 4. Vol. 2.

8. Romanets Yu.V. The system of contracts in the civil law of Russia. Moscow, 2004.

9. Emmerich V. BGB-Law of Obligations, Special part. 12th Edition. Heidelberg, 2009.

10. URL: https://www.juracademy.de/schul-drecht-bt2/behandlungsvertrag.html.

11. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/ bgb/BJNR001950896.html.

12. Fleischhauer K. The regulation of medical care in Germany. Standard setting and standards in statutory and private health insurance - An introduction. Berlin, 2014.

13. URL: https://lenta.ru/news/2020/02/12/nurse/ ?utm_source=lentatg&utm_medium=social (date of access: 28.12.2021).

14. URL: https://rsw.beck.de/rsw/upload/Buch-handel/Palandt-Nachtrag_ §§_63 0a_-_63 0h.pdf (date of access: 12.12.2021).

15. New J. Liability issues // Saarländisches Ärzteblatt. 2013. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.