Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / ПРЕЗИДЕНТ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ФЕДЕРАЛИЗМ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / СУБЪЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яценко Ольга Васильевна

Цель статьи заключается в рассмотрении правового института федерального вмешательства и его роли в правовой системе государства и общества. Характеризуется сущность федерального вмешательства и порядок его применения. Определяется роль федерального вмешательства для государства с федеративной формой устройства. Делаются предложения по совершенствованию правового регулирования института федерального вмешательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА»

О.В. ЯЦЕНКО

Кандидат юридических наук Доцент кафедры теории и истории государства и права ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Цель статьи заключается в рассмотрении правового института федерального вмешательства и его роли в правовой системе государства и общества. Характеризуется сущность федерального вмешательства и порядок его применения.

Определяется роль федерального вмешательства для государства с федеративной формой устройства. Делаются предложения по совершенствованию правового регулирования института федерального вмешательства.

Федеральное вмешательство, Президент, конституционно-правовая ответственность, федерализм, конституционное право, субъект, государственная власть, исполнительный орган. Тематический рубрикатор е-ЫЬгагу: 10.00.00.

В современной науке конституционного права термин «федеральное вмешательство» представляет собой конституционно-правовой институт, устанавливающий систему согласованных мер, применяемых федеральными органами государственной власти по отношению к органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения последними обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, которые заключаются в ограничении полномочий органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации, досрочном прекращении их полномочий либо применении в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации иных мер организационного характера, предусмотренных действующим законодательством, с целью восстановления конституционной законности.

К мерам федерального вмешательства следует отнести досрочное прекращение полномочий (роспуск) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), временное перераспределение полномочий между федеральным центром и субъектом Российской Федерации, введение федерального (прямого президентского) правления в субъекте Российской Федерации, а также меры, применяемые в рамках режима чрезвычайного положения: полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, введение особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, или путем создания федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

Конституция Российской Федерации не содержит норм, прямо указывающих на возможность осуществления федерального вмешательства, но ряд ее положений может рассматриваться в качестве конститу-

ционно-правовой основы института федерального вмешательства.

Федеральное вмешательство - это действенное орудие реализации общей политики центра федерации по отношению к ее же субъектам, выступающее в качестве самого существенного фактора преодоления кризисных ситуаций во внутрифедеративных отношениях. Стержневыми целями применения федерального вмешательства являются необходимость восстановления конституционного порядка в субъекте федерации, его финансово-экономической системы, обеспечение безопасности самой федерации с точки зрения внутренней и внешней политики, сохранение целостности и предотвращение распада федеративного государства или сецессии его отдельных субъектов, защита прав и свобод граждан, сохранение демократического государственного режима в стране в целом и в субъектах федерации, предотвращение национального, религиозного или социального антагонизма [1].

Однако применение приемов федерального вмешательства не является символом кризиса всего комплекса федерализма. Ни в одном государстве за весь исторический период существования оно не вызвало распада федерации, хотя, как правило, порождает и положительные, и негативные результаты. Позитивные последствия спаяны с реставрацией конституционного правопорядка и законности в субъекте федерации, со стабилизацией работы государственных органов субъекта, с медиацией споров о компетенции, с разрешением финансовых и/или экономических вопросов субъекта, ликвидацией угрозы национальной безопасности и целостности государства, упрочением гарантий сохранения основ федерализма. В ряде стран федеральное вмешательство влечет за собой отрицательные последствия, обусловливающие употребление чрезвычайных мер, касающихся субъекта федерации, усугубление конфликта в федерально-субъектных отношениях, активизацию оппозиции, снижение престижа как региональных государственных органов (которые способствуют появлению плацдарма для федерального вмешательства), так и общефедеральных (которые оказываются неспособными найти решение проблемы иным способом, кроме принуждения - федеральной интервенции). Несмотря на разные формы и модели, суть федерального вмешательства остается

неизменной: его основой является силовой метод, заключающийся в прямом принуждении субъекта федерации к определенным действиям или бездействию. Вместе с тем это инструмент эффективного воздействия федерального центра на общую политику субъекта федерации, способ перераспределения полномочий в пользу самой федерации, показатель дальнейшей централизации государственного управления [2].

Описание института федерального вмешательства (федеральной интервенции) имеет значение не только в качестве теоретических конструкций, но и как общность политических, экономических и организационных мер, необходимых для защиты государственного правопорядка и основ федеративного устройства в принципе, регламентированных законодательством. Однако в советской правовой науке преобладала концепция, противоречащая вышесказанному и подразумевавшая, что «право вмешательства федеральных властей в дела штатов (провинций) подрывает принцип федеративного устройства». Противоречит указанному положению и точка зрения, предполагающая, что все многообразие форм и методов федерального вмешательства сводится лишь к механизмам введения ЧП и установлению президентского правления - в настоящее время это наиболее распространенный и устоявшийся взгляд на проблему в отечественном государствоведении, который, однако, не отражает в полной мере реально существующей картины.

Исходя из вышеуказанного определения такого понятия, как федеральное вмешательство, становится возможным выделение следующих элементов отмеченного правового института.

Основанием для применения мер интервенции внутри государства является нарушение положений, закрепленных федеральной Конституцией, особенно положений, которые гарантируют нерушимость единства правового пространства и целостность государственного устройства страны.

Федеральное вмешательство может осуществляться только при обнаружении факта нарушения норм Конституции Российской Федерации и/или федерального законодательства. В этом кроется ее основное отличие от политической ответственности. Меры, предусмотренные политической ответственностью, применяются в отношении субъектов, которые могут выступать и в качестве субъектов федеративной ответственности, принимаются благо -даря аргументам политической значительности и целесообразности, но не в силу нарушения закона. Использование мер политической ответственности, например, отставка правительства, происходит не на основании факта правонарушения, но в строгом соответствии с регламентированными правовыми алгоритмами. Перечень мер, возможных для приме -нения в случае принятия решения о проведении федерального вмешательства, закреплён в Конституции Российской Федерации и федеральных законах. Учитывая, что Россия развивается по пути правовой державы, условием такого государства является конституционность указанных мер. Меры интервенции предпринимаются как в отношении

органов власти субъектов Российской Федерации, так и их должностных лиц, депутатов.

Полномочиями, позволяющими применять санкции к субъектам и решать вопросы, связанные с применением интервенции, наделены, прежде всего, Конституционный Суд, Верховный Суд Российской Федерации, уставные (конституционные) суды субъектов Федерации. Однако правом инициировать и/или применить меры вмешательства обладает значительно более широкий круг государственных органов: Президент, Федеральное Собрание, Генеральная прокуратура, Министерство юстиции Российской Федерации [3].

Стоит отметить, что в большей степени частое употребление мер вмешательства распространено в странах, которые не отличаются значительной политической константностью. С повышением уровня развития, упрочения конституционного строя, укоренения демократических принципов, прав, свобод, а также стабилизации политической обстановки численность эпизодов использования федеральной интервенции существенно сокращается, однако это, как правило, не означает отмены соответствующих положений Конституции.

При осуществлении федерального вмешательства не должно допускаться нарушение или ограничение прав и свобод человека и гражданина за исключением временного ограничения права участвовать в управлении делами государства на уровне субъекта Российской Федерации. Меры федерального вмешательства не должны нести негативные последствия в отношении населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации; они не влекут изменений конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации как государственного образования.

Думается, что в целях становления и развития Российской Федерации как подлинно демократического федеративного правового государства, обеспечения прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности необходима соответствующая модернизация института федерального вмешательства, предоставляющего арсенал необходимых средств воздействия в ситуациях, связанных с нарушением Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.

Бесспорно, что институты федерального вмешательства до своего применения должны быть четко и определенно закреплены в нормативных правовых актах. В противном случае их применение будет неконституционным, что должно повлечь за собой прекращение их применения. Исследование проблематики конституционно-правовых оснований и практики применения мер федерального вмешательства приводит к осознанию потребности предоставления гарантий субъектам Российской Федерации, их органам государственной власти против незаконного применения в отношении их мер федерального вмешательства.

БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Кондрашев А.А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы

теории и реализация в Конституции Российской

Федерации / А.А. Кондрашев. - Текст : непосредственный // Государство и право. - 2010. - №2.

2. Перов А.Н. Конституционное право России : учебное пособие / А.Н. Перов. - Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2019. - 118 c. - ISBN 978-5-9926-1103-8. - Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. - URL: https://www.ipr bookshop.ru/99500.html (дата обращения: 27.04.2022).

3. Конституционное право России : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / В.О. Лучин, Б. С. Эбзеев, Е.Н. Хазов [и др.] ; под ред. В.О. Лучина [и др.]. -10-е изд. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. -687 c. - ISBN 978-5-238-03214-6. - Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. - URL:https://www.iprbooks hop.ru/101912.html (дата обращения: 27.04.2022).

© Ольга Васильевна Яценко, 2022 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.