Научная статья на тему 'Правовая политика советского государства как теоретическая конструкция и практическая деятельность государства'

Правовая политика советского государства как теоретическая конструкция и практическая деятельность государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
512
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ТЕОРИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА / THE LEGAL POLICY / THE THEORY OF LEGAL POLICY / THE LEGAL POLICY OF THE SOVIET STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельникова Виктория Анатольевна

Статья посвящена правовой политике советского государства, рассматривает современное понятие правовой политики, определяет критерии оценки развития правовой политики, выявляет специфику ее реализации советским государством и рассматривает процесс ее теоретического осмысления советскими правоведами. Автор приходит к выводу, что в советский период правовая политика не достигла зрелой формы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SOVIET POLICY AS A THEORETICAL DESIGN AND PRACTICES OF THE STATE

The article deals with the legal policy of the Soviet state. The author considers the modern concept of the legal policy, determines the development the criterion of the legal policy, identifies the specifics of its implementation by the Soviet state and considers the process of its theoretical interpretation of Soviet law scientists. The author comes to the conclusion that the legal policy has not reached the mature form of development in the Soviet period.

Текст научной работы на тему «Правовая политика советского государства как теоретическая конструкция и практическая деятельность государства»

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Мельникова В. А.

Статья посвящена правовой политике советского государства, рассматривает современное понятие правовой политики, определяет критерии оценки развития правовой политики, выявляет специфику ее реализации советским государством и рассматривает процесс ее теоретического осмысления советскими правоведами. Автор приходит к выводу, что в советский период правовая политика не достигла зрелой формы развития.

Ключевые слова: правовая политика, теория правовой политики, правовая политика советского государства.

LEGAL SOVIET POLICY AS A THEORETICAL DESIGN AND PRACTICES OF THE STATE

Melnikova V. A.

The article deals with the legal policy of the Soviet state. The author considers the modern concept of the legal policy, determines the development the criterion of the legal policy, identifies the specifics of its implementation by the Soviet state and considers the process of its theoretical interpretation of Soviet law scientists. The author comes to the conclusion that the legal policy has not reached the mature form of development in the Soviet period.

Key words: the legal policy, the theory of legal policy, the legal policy of the Soviet state.

Современная теория правовой политики имеет длительную историю, в ходе которой концептуализировалась сама научная категория «правовая политика», устанавливалась природа отражаемого ею явления, уточнялось и раскрывалось ее содержание. В настоящее время определений термина «правовая политика» дано довольно много, в связи с чем имеет смысл классифицировать позиции различных авторов по группам.

К первой группе можно отнести тех, кто в основе определения правовой политики видит, в первую очередь, какую-либо фактическую деятельность. Например, А. В. Малько и В. А. Затонский считают, что «правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность уполномоченных и заинтересованных субъектов (прежде всего, государственных и муниципальных органов власти) по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и

правопорядка, формирование социально ориентированной правовой государственности и высокого уровня правовой культуры, правовой жизни общества и личности»1.

Вторая группа авторов исходит из идеологического начала правовой политики. Например, некоторыми из них правовая политика определяется как «комплекс идей, мер, задач, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права»2.

По мнению третьей группы авторов, о правовой политике нельзя говорить как о четком и едином понятии, поскольку термин «правовая политика» многозначен. Так, например, О. Ю. Рыбаков считает, что в узком смысле

1 Малько А. В., Затонский В. А. Правовая политика в сфере местного самоуправления как средство усиления Российской государственности // Закон. 2006. №11. С. 89-94. См. также: Малько А. В. Проблемы наградной политики в России // Правоведение. 1997. № 4. С. 153-155. См. также: Матузов Н. И., Малько А. В., Шундиков К. В. Правовая политика современной России: предлагаем проект концепции для обсуждения // Правовая политика и жизнь. 2004. № 1. С. 1-28.

2 Теория государства и права: курс лекций. 2-е изд. /

под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2000. С. 512.

правовая политика - это выработка и реализация тактики и стратегии в области создания и применения права на общих принципах гуманизма. В широком смысле - это деятельность, включающая систему идей, целей, мер и способов, обеспечивающих функционирование и воспроизводство правового механизма, направленная на осуществление интересов, прав и свобод личности во взаимодействии с ее обязан-ностями3. Таким образом, «правовая политика есть комплекс теоретических и практических институтов, явлений, отношений, функционирующий для защиты прав и свобод личности и обладающий для этого арсеналом средств»4.

Придерживаясь третьего подхода, мы считаем, что многоплановое понимание феномена «правовая политика» весьма продуктивно с точки зрения выявления эвристических возможностей соответствующего понятия. Правовая политика может пониматься как, во-первых, как юридическая категория - понятие юриспруденции, отражающее системные связи между деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, формируемые правом и процессами его реализации; во-вторых, как системная, целенаправленная, правомерная, научно обоснованная деятельность, которой присущ публичный, динамичный, стабильный и плановый характер, деятельность, которая осуществляется в правовой сфере при помощи правовых методов и средств органами государственной власти федерального и регионального уровней, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, гражданами и направленная на сохранение и достижение правовых ценностей; в-третьих, как научная теория - форма организации научного знания, представляющая собой систему научных принципов, идей, категорий,

3 См.: Рыбаков О. Ю. Правовая политика как юридическая категория: понятие и признаки // Журнал российского права. 2002. №3. С. 71-78. Рыбаков О. Ю. Правовая политика: понятие и приоритеты // Актуальные проблемы правоведения. 2004. № 1. С. 100-106.

4 Рыбаков О. Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 49. См. также: Марченко М. Н. Правовая политика современной России и региональное правотворчество // Образование и общество. 2007. №1. С. 71-76. Левченкова Е. А. Правовая политика государства и ее приоритеты в сфере правоохранительной деятельности органов внутренних дел: теоретико-правовой аспект, автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 8; Исаков Н. В. О содержании термина «правовая политика» // Новая правовая мысль. 2003. № 2(3). С. 10-16. С. 16.

постулатов, направленная на выработку обоснования необходимости осуществления правовой политики в конкретных сферах, на создание программ-мероприятий, на разработку стратегии и тактики осуществления уполномоченными субъектами конкретных видов деятельности, на обобщение практического опыта5.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовая политика является тем понятием, которое хотя все чаще употребляется, однако является сложным для понимания и формулирования, поскольку общественноправовая, идеологическая, историческая природа его очень сложна и многопланова.

Сегодня все чаще осуществляются ретроспективные исследования правовой политики. Отметим, что по справедливому замечанию О. Ю. Рыбакова и С. В. Тихоновой, на методологическом уровне теория правовой политики должна быть соотнесена с теорией естественного права, «формирует для теории правовой политики объект и цель политико-правовой деятельности, а именно - права и свободы личности»6. Такая политика возможна только в правовом государстве, т.е. государстве, признающем эти права7.

Проверку этим критерием советская правовая плитика не выдерживает. Анализируя первую советскую Конституцию РСФСР 1918 г.8, можно прийти к выводу, что правовая политика советской власти была весьма далека от защиты интересов личности. Так, уже первые положения Конституции РСФСР 1918 указывают на необходимость «беспощадного подавления эксплуататоров, установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах». Нетрудно догадаться, что такая конституционная установка ориентировала правоприменителя в достижении поставленных задач, прежде всего,

5 См.: Рыбаков О. Ю., Юрьева Ю. С. Правовая политика: сущность, основные черты // Вестник СГАП. 2009. № 6. С. 20-21.

6 Рыбаков О. Ю., Тихонова С. В. Методологические проблемы формирования теории правовой политики // Правоведение. 2010. № 1. С. 39.

7 Подробнее см.: Рыбаков О. Ю. Ценностные измерения российской правовой политики // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № дополнительный. С. 11-17.

8 См.: Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР 20 июля 1918 г. № 51.

на уголовно-правовую и административную репрессию. Во главу угла правовой политики первых лет советской власти было поставлено не позитивное право как четкие нормативные установки, а революционное правосознание -субъективные и изменчивые представления о том, «как надо», основанные на всепоглощающем принципе целесообразности9. Именно поэтому назвать данную политику в области создания и применения норм права нельзя в полной мере определить как правовую (хотя в тексте мы будем использовать этот термин). Правильнее вести речь о государственной политике в этой сфере, которая могла и не основываться на праве и не быть связанной с правом.

О каких-либо правах человека, составляющих основу цивилизованной правовой политики, не говорится ни в Конституции СССР 1924 г.10, ни в Конституции РСФСР 1925 г.11

И только в Конституции РСФСР 1937 г.12, как и в Основном Законе СССР 1936 г.13 советский законодатель обратил внимание на человека, личность и включил в их тексты соответствующие разделы «Основные права и обязанности граждан», которые, впрочем, поместил в самом конце текста. Думается, что для того времени это было довольно характерным проявлением особенностей правовой политики советского государства, поскольку даже в таком состоянии положения сменявших друг друга советских конституций о правах и свободах советских граждан носили декларативный, показной ха-

9 См.: Иванов А. А. Российская правовая наука рубежа Х1Х-ХХ веков и формирование личностного подхода в наказании // Журнал российского права. 2005. №5. С. 125-133.

10 См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена II Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.). М.: Юридическое Издательство Наркомюста, 1924.

11 См.: Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г.) // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.

12 См.: Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.) (в редакции от 11 декабря 1975 г.) // Собрание Узаконений и распоряжений рабочекрестьянского Правительства РСФСР. 1937. № 2.

13 См.: Конституция (Основной закон) Союза Советских

Социалистических Республик (утверждена постановлени-

ем Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских

Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.). М.: Юридическое Издательство НКЮ СССР, 1937.

рактер. Практика массовых репрессий и расправ убедительно демонстрировала фиктивность прав и свобод человека при социализме, антиправовую природу этого строя14.

Тем не менее, если исходить из того, что «правовая политика призвана закладывать основные начала, стратегию и тактику формирования законодательных актов, как способствовать созданию условий применения законов, так и направлять данный процесс в русло адаптации правовых норм к реальным условиям функционирования субъектов права»15, то советское государство, безусловно, практиковало правовую политику. Пусть она была далека от зрелых форм, способных реализовывать принципы гуманизма и справедливости, однако она носила целенаправленный систематический характер. Это обстоятельство фиксируется и на доктринальном уровне юридической науки.

В советский период правовая политика анализировалась различными авторами исключительно под воздействием идеологической основы примата политики над правом, подчинения права политике. Соответственно, и сама правовая политика становилась инструментом власти государства над правом. Характер научных исследований, так или иначе посвященных правовой политике в то время, свидетельствует о том, что изучению подвергалась, прежде всего, политика в силу ее первичности по отношению к праву16.

Таким образом, изучение понятия и свойств правовой политики в советском государстве было подчинено главной мысли -право является производным элементом по отношению к государству и собственно политике, а изучение правовой политики было возможно исключительно с идеологической точки зрения.

Тем не менее, в период 1970-1980-х гг. XX века в советской юридической литера-

14 См.: Нерсесянц В. С. Правовая политика Российской Федерации: основные направления и задачи // Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации: монография / под ред. Соколова Н. С. М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 113.

15 Рыбаков О. Ю. Предисловие // Правовая политика как научная теория в историко-правовых исследованиях. М., 2011. С. 4.

16 См., например: Алексеев С. С. Советское право как средство осуществления политики КПСС // Правоведение. 1977. № 5. С. 15-23.

туре все чаще стал подниматься вопрос об объективном осмыслении рассматриваемого термина, в который, однако, непременно закладывался государственно-политический смысл17. Во многом такое изменение ситуации было обусловлено принятием конституций СССР 1977 г.18 и РСФСР 1978 г.19, в которых на принципиально ином уровне были урегулированы вопросы правового статуса личности, а также взаимоотношений государства и человека. Невзирая на то, что «в советский период российской истории правовая политика отождествлялась с государственной политикой и линией партии, была монопольно выраженной прерогативой партийно-государственной власти»20, проблемы правовой политики постепенно и уверенно пробивали себе путь.

Принятие Конституции СССР 1977 года -конституции «развитого социализма» дало толчок к более объективным и глубоким исследованиям в области взаимодействия и взаимопроникновения государства, права и политики21. Впервые делались попытки сформулировать понятие правовой политика, которая большинством исследователей именовалась юридической. Например, В. Н. Кудрявцев характеризовал юридическую политику как планомерную, научно обоснованную стратегическую программу внутреннего развития и совершенствования правовой надстройки и пути ее осуществления22. А Е. В. Куманин предлагал вообще отказаться от

17 См.: Куманин Е. В. Юридическая политика и развитие права в условиях развитого социализма // Советское государство и право. 1983. № 3. С. 126-130.

18 См.: Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

19 См.: Конституция (Основной закон) Российской Федерации - России (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г.) // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1978. № 15. С. 407.

20 Рыбаков О. Ю., Ситкова О. Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Саратов, 2009. С. 23.

21 См., например: Керимов Д. А. Конституция СССР: развитие политико-правовой теории. М.: Мысль, 1979. 244 с. Куманин Е. В. Юридическая политика и развитие права в условиях развитого социализма // Советское государство и право. 1983. № 3.

22 См., напр.: Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М.:

Юридическая литература, 1979. С. 163.

термина «правовая политика» и оперировать исключительно понятием «юридическая политика», поскольку оно, по мнению автора, более точно отражает специфику целенаправленных политических воздействий на право23. Следует отметить важную, с точки зрения восполнения исторической справедливости, диссертацию Н. В. Федорова «Правовая политика советского государства (вопросы истории, теории, практики)», успешно защищенную в 1985 году.

Итак, рассмотренные нами исторические и теоретико-методологические вопросы правовой политики позволяют констатировать следующее: правовая политика - явление объективное, существующее вне зависимости от того, фигурирует ли данное понятие в теории, практике государства. Можно сказать, что правовая политика - суть неотъемлемая часть самого права как объективного явления в общественном порядке. Однако применительно к конкретной правовой системе, политическому режиму или государственному строю можно говорить о степени зрелости правовой политики. Базовым критерием ее оценки является направленность на естественные права человека. Сопутствующими - наличие доктринальных и научных форм ее отражения. Применение базового критерия в советский период не позволяет зафиксировать зрелой формы правовой политики, но дополнительный критерий позволяет зафиксировать период ее оформления.

Об авторе

Мельникова Виктория Анатольевна, аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического института СевероКавказского федерального университета, тел. 89682660220, [email protected].

23 См.: Куманин Е. В. Указ. соч. С. 127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.