Научная статья на тему 'От политики права к правовой политике'

От политики права к правовой политике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2682
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ПРАВА / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПРАВОВЕДЕНИИ / POLICY OF THE LAW / LEGAL POLICY / HISTORY OF SEARCHING OF POLITIC DIRECTION IN JURISPRUDENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малько Александр Васильевич

Статья посвящена основным этапам исследования правовой политики: от XIX в., когда анализировалась политики права как политическое натравление в правоведении, включая XX в., когда правовая политика стала востребована как некая практическая деятельность государства, и до XXI в., когда правовая политика стала полноценной юридической категорией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the Right Policy to the Legal Policy

The article is devoted to the basic stages of searching of legal policy: from XIX century, when policy of the law analyzed as the politic direction in jurisprudence, including XX century, when legal policy became popular as practical activity, and till XXI century, when legal policy became full-grown legal category.

Текст научной работы на тему «От политики права к правовой политике»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

А.В. Малько

ОТ ПОЛИТИКИ ПРАВА К ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ

Статья посвящена основным этапам исследования правовой политики: от XIX в., когда анализировалась политики права как политическое натравление в правоведении, включая XX в., когда правовая политика стала востребована как некая практическая деятельность государства, и до XXI в., когда правовая политика стала полноценной юридической категорией.

Ключевые слова: политика права, правовая политика, история исследования политического направления в правоведении.

A.V. Malko

FROM THE RIGHT POLICY TO THE LEGAL POLICY

The article is devoted to the basic stages of searching of legal policy: from XIX century, when policy of the law analyzed as the politic direction in jurisprudence, including XX century, when legal policy became popular as practical activity, and till XXI century, when legal policy became full-grown legal category.

Key words: policy of the law, legal policy, history of searching of politic direction in jurisprudence.

О политике написано немало. Предмет нашего исследования — политика правовая. О правовых началах политики говорили и в Древней Греции, и в последующие времена. Однако учение о том, как политику сделать правовой, как внести системность, последовательность и научную обоснованность в правовое развитие общества стало формироваться лишь в XIX в. Причем сначала вполне логично складывается политическое направление в правоведении, которое назвали «политика права» и которое было ориентировано на критику действующего права, а также на оптимизацию существующего правового регулирования.

Одной из первых работ в этом направлении можно считать «Курс конституционной политики» (1816-1820) Б. Констана, в которой автор, используя термин «конституционная политика», обосновал необходимость деконцентрации власти государства посредством ее разделения, что могло выступать как гарантия против произвола политиков, как одно из условий прогрессивного развития общества и права1.

Юриспруденция, в отличие от политики права, по мнению К. Бергбома, является теоретическим «чистым сознанием абстрактных понятий о праве, как оно есть, а не каким оно должно быть». Право, каким оно должно быть, его оценка и критика — это предмет не юриспруденции, а политики права, использующей

© Малько Александр Васильевич, 2012

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Саратовского филиала Института государства и права рАн. 11

не догматическии, а критическии метод, определяющий ориентиры изменения правопорядка2.

Политика права изначально мыслилась как дисциплина, отличная не только от теории, но и от догмы права. В то время, как предметом догматической науки, по утверждению Г. Радбруха, является позитивный правопорядок, т. е. реально действующее, обязательное право, предметом политики права выступает идеальное, правильное право, право, каким оно должно быть, т. е. цели права и средства достижения этих целей3.

По оценкам того периода, появившись в немецкой литературе в связи с критикой проекта Германского гражданского уложения, учение о политике права обратило на себя всеобщее внимание в западной юриспруденции. В частности, в определенной степени политическим направлением в правоведении стали заниматься и Р. Штаммлер, и Г. Еллинек, и Р. Иеринг, и Ф. Жени, и другие, хотя сам термин «политика права» в их трудах не использовался.

Обоснованность такого научного направления была признана и отечественным правоведением4. Действительно, указания на политику права как особую научную дисциплину являются характерной чертой юридической литературы рассматриваемого периода. Они встречаются не только у С.А. Муромцева и Л.И. Петра-жицкого, стоявших у истоков данного явления, но и многих других правоведов, приверженцев различных научных направлений и школ (И.А. Ильина, В.И. Сергеевича, Ф.В. Тарановского, М.П. Чубинского, Г.Ф. Шершеневича и др.). Это говорит о том, что идея политики права не была чем-то случайным и мимолетным для отечественной правовой науки. Напротив, она органично вписывалась в об-2 щую концепцию правоведения, развиваемую дореволюционными авторами, со? ответствовала господствующим представлениям о его структуре, методологии, « социальном назначении. Иными словами, политику права необходимо рассма-

m о«.»«.» о

g тривать в качестве такой оригинальной научной концепции, в которой нашли

Ï свое отражение отдельные закономерные стороны становления и развития оте-

I чественной юридической науки в целом5.

J Одним из первых проблему «науки политики права» поднял известный ученый

§ и политический деятель С.А. Муромцев. Уделяя значительное внимание анализу

1 функций права, он выделял не «чистую», а «прикладную науку политики пра-

s

s ва», задача которой заключалась в реформе существующего и создании нового

° права. При этом он отмечал, что предметом политики права будет исследование

« того, что должно быть, к чему следует стремиться в правовом устройстве и поряд-

! ке общества6. Согласно его взглядам, политика права «определяет цели и прие-

2 мы, которыми должны руководствоваться гражданский законодатель и судья»7. 1 Впервые обосновал необходимость создания науки «политика права» Л.И. Пе-

0

g тражицкий, причем в монографиях, изданных на немецком языке: "Die Fruchtver-§ teilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten. Vom Standpunkt des positiven

1 Rechts und der Gesetzgebung" (Берлин, 1892) и "Die Lehre vom Einkommen" (Бер-I лин, 1893. Т. 1; 1895. Т. 2)8. Вероятно, это было сделано потому, что, во-первых,

Л.И. Петражицкий в тот период находился на стажировке в Германии; во-вторых, к тому времени немецкая научная общественность была более подготовлена к данной новаторской идее и соответственно науке и автору было удобнее апробировать подобные взгляды именно там. Сам же Л.И. Петражицкий по поводу обозначенных трудов отмечал, что «основная цель моих немецких монографий — не 12 в решении специальных проблем, а в доказательстве возможности и необходимо-

сти создания науки политики права и в выработке основных посылок и научного метода для решения вопросов законодательной политики»9.

В содержательном отношении политика права мыслилась Л.И. Петражицким как наука, состоящая из трех частей: учения о правовом идеале (цели права); учения о средствах, ведущих к его достижению; учения о соответствующих правилах мышления, методологии. Он полагал, что эти три части обязательно присутствуют в любой политике. Например, для того чтобы выстроить уголовную политику, необходимо, во-первых, определить идеал, к которому она должна стремиться; во-вторых, выявить оптимальные средства, ведущие к идеалу; в-третьих, развить учение о методе уголовной политики как приемах мышления, путем которых можно познать средства, ведущие к искомому идеалу. То же относится и к гражданской, и любой другой политике права. В этом смысле, т. е. с точки зрения своего содержания, политика права, по убеждению Л.И. Петражицкого, не является национальной или провинциальной наукой, а представляет собой единую науку всего цивилизационного человечества. Учение о политике права одинаково применимо при составлении законов в Бессарабской губернии, Франции или какой-либо иной стране10.

Суть проблем политики права, по мнению Л.И. Петражицкого, состоит в «научно обоснованном предвидении последствий, какие следует ожидать в случае введения определенных правовых предписаний, а также в разработке таких положений, введение которых в систему действующего права путем законодательной деятельности (либо иным путем, например, в международной деятельности) оказалось бы причиной определенных желательных результатов»11. Отсюда, «миссия будущей науки политики права, — не без пафоса утверждалось Л.И. Петражицким, — состоит в сознательном ведении человечества в том же направлении, в каком оно двигалось пока путем бессознательно-эмпирического приспособления и в соответственном ускорении и улучшении к свету и великому идеалу будущего»12.

Говоря о соотношении права и правовой политики, Л.И. Петражицкий вопрошает и сам же отвечает на свой вопрос следующим образом: «Должно ли право быть направляемо к достижению свободы или равенства, или мира, или иных идеальных благ... решения этих проблем относятся к практической науке — политике права»13, «которая ведет к улучшению, к воспитанию человеческой души, к положительному добру»14.

Политика права как практическая наука привлекла внимание и П.А. Сорокина. Он, в частности, писал: «Чтобы получить желательный эффект или осуществить поставленный идеал, необходимо знать причинные связи сущего; без них знания — реализация своих целей невозможна; а это значит, что, прежде чем строить прикладную науку, необходимо изучить причинные связи. Без последнего условия вся наша «наука» будет пустым словопрением и. только. Поэтому мы не можем не приветствовать новейшие течения в области творчества социальной политики (политики права, нравственности и т.д.), которые идут именно путем причинного изучения явлений, а не путем абстрактных дедукций и постулатов»15.

По мнению Г.Ф. Шершеневича, политика права — есть система мер, направленных на изменение законодательным путем существующего порядка в соответствии с идеальными представлениями, разрабатываемыми философией права. Суть политики права он сводил к трем последовательным моментам:

1) созданию неудовлетворенности действующим правопорядком в целом или в его частях;

2) постановке идеала как цели, в направлении которой должны проводиться преобразования права;

3) изысканию мер для перехода от существующего к желательному16.

По существу, как точно подметил Г.И. Муромцев, в этих трех пунктах Г.Ф. Шер-шеневич раскрывает стадии формирования и реализации политики права: от неудовлетворенности действующим правопорядком к определению целей будущего преобразования права и от него — к их практической реализации17.

Придерживаясь рамок данного научного подхода, российский цивилист А.А. Симолин писал: «Критикуя действующее право, политика права сосредотачивает все свое внимание на выработке новых, более соответствующих духу времени, правовых идеалов и тех путей, по которым следует идти для их достижения; деятельность ее творческая, созидающая»18.

Б.А. Кистяковский указывал на необходимость, с точки зрения правовой политики, прежде всего, «находить и устанавливать нормы для удовлетворения вновь возникающих потребностей или осуществления новых представлений о праве и неправе»19.

Ф.В. Тарановский подчеркивал, что «политика права, имея в виду задачу дальнейшего правового творчества, определяет, что должно почитаться имеющим общий интерес, какие индивидуальные интересы и какие запросы свободы должны быть приняты в расчет при предстоящем преобразовании действующего права», что «политика права представляет собой не что иное, как внесение сознательного человеческого творчества в стихийный закономерный процесс развития права»20.

По мнению И.А. Ильина, политика права — это такое научное направление, которое «должно установить и доказать единую, высшую цель, осуществляемую правом и правовыми союзами людей, и вслед за тем подыскать верные средства, ведущие к осуществлению этой цели; оно рассмотрит каждое правовое явление и каждую правовую норму с точки зрения их практической годности и негодности и даст указание и советы мудрому правителю» 21.

Чуть позже Г.Д. Гурвич также обосновывает существование «политики права» как совокупности правовых ценностей, идеалов, приемов юридической техники, наиболее подходящей для определенной системы права, в конкретную историческую эпоху и являющейся эталоном развития такой системы. Политика права, как считает ученый, выступает техникой совершенствования правовой действительности и призвана обеспечить наиболее полную реализацию в правовой жизни тех объективных ценностей, которые присутствуют в действующих правовых нормах. Такой цели она может достичь путем сравнения соответствующих ценностных установок с правовой действительностью22.

Однако у политики права как у самостоятельной науки были и оппоненты, которые считали, что такой науки не существует и ее нельзя смешивать с философией права и другими науками. Среди подобных критиков науки политики права наиболее убедительно выступили Г.А. Ландау, И.В. Михайловский и Б.Н. Чичерин.

Так, Г.А. Ландау был солидарен с Л.И. Петражицким в том, что политическое направление в юриспруденции есть специфический ракурс исследования права, что он правильно определил основные элементы содержания политики права, хотя и неверно их истолковал. Поэтому, по мнению Г.А. Ландау, политики права в том значении, которое придавал ей Л.И. Петражицкий, не существует. В действительности, «есть (и всегда было) изучение запросов, касающихся создания права, которое производится путем теоретического исследования и выяснения

целей права, общественности и нашей работы в ней»23. Такое изучение не представляет собой какой-то отдельной науки, а является приспособлением данных уже существующих наук (теории и деонтологии) к какому-нибудь специальному вопросу. Политика права, подчеркивал Г.А. Ландау, также относится к теоретической науке права, как технология относится к физике, терапия к физиологии и т.д. «Технология есть политика обращения с природой, как политика есть социальная технология. Терапия есть политика здоровья, как политика — терапия и гигиена общественности»24.

И.В. Михайловский также отмечал: «Что же касается тех «положений правовой политики, которая создается отдельными специальными науками», то опять-таки, несмотря на существование отдельных работ и курсов озаглавленных, например, «Уголовная политика», «Политика», на обещание создать «Цивильную политику», таких наук нет и быть не может и вот почему. Если, например, криминалист, изучая ту область правовой жизни, которая имеет своим предметом преступление и наказание, рекомендует законодателю те или иные меры для проведения в жизнь общих начал науки уголовного права, если он предлагает известные реформы, то все это находится в органической связи со всем содержанием науки, обусловлено общими началами и без них будет «висеть в воздухе». Уголовная политика не есть наука, а есть один из приемов обработки содержания науки (т. н. «политический метод»). Сущность этого приема, этой точки зрения на предмет науки заключается в указании тех средств, путей, которыми в данной конкретной среде могут быть проведены в жизнь те или иные общие принципы. Тут весьма важную роль играют соображения целесообразности, потребности т. н. «оборота» в изучении всех условий места и времени. То же самое ш

с

следует сказать о всех других «политиках». Все это составные элементы соответ- н ствующих специальных юридических наук: гражданского, государственного, С

а

административного права. Из них можно делать специальные научные работы, т

о

специальные курсы для изложения, но из того, что существует особый курс, на- к пример «учение о наказании», вовсе не следует, что это самостоятельная наука»25. о!

В свою очередь Б.Н. Чичерин выступил с критикой такой разновидности поли- | тики права, как «цивильная политика», о которой писал Л.И. Петражицкий26. в В этой связи Б.Н. Чичерин не без иронии отмечал: «Чего только нет в этой на- н

о

уке будущего? Тут и проповедь любви ап. Павла, которая должна сделаться це- Ю лью правоведения (!), и экономическое устройство общества по новейшим рецеп- и там немецких социалистов кафедры, теории которых представляют полнейших с

к

хаос всякого рода юридических, нравственных, экономических и политических а понятий. Нет только того, что составляет источник и основание всякого права — Л

е

человеческой личности с ее духовной природой и вытекающими из нее требова- | ниями... Целью цивильной политики ставится распределение имуществ, которое • признается не частным, а общественным делом, а потому должно заведоваться 8 государством по общему плану». Далее он подчеркивает: «Но всего изумительнее 2? то, что эти взгляды самого новейшего изделия подкрепляются авторитетом рим- 2 ских юристов. Правда, последние не имели понятия о цивильной политике, которая, к благополучию человеческого рода, даже в настоящее время еще не родилась и, можно надеяться, никогда не родится»27.

Думается, и Г.А. Ландау, и И.В. Михайловский, и Б.Н. Чичерин во многом правы. Корректнее все же вести речь не о самостоятельной науке, а о составных частях соответствующих наук, о направлении в рамках них. Отсюда вполне ло- 15

гично считать, что общая правовая политика — составная часть общей теории государства и права; конституционная политика — составная часть науки конституционного права; уголовная политика — составная часть науки уголовного права; цивильная политика — составная часть науки гражданского права и т.д.

Кроме того, И.В. Федоров верно подчеркивает, что русские дореволюционные юристы (Б.А. Кистяковский, С.А. Муромцев, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершене-вич, Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, М.П. Чубинский28 и др.), рассматривая политику права как сугубо прикладную науку, призванную оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права, понимали ее излишне узко и утилитарно. Современный смысл данной категории гораздо сложнее и шире29.

Таким образом, в дореволюционный период среди мыслителей превалировало мнение, что политика права представляла собой отдельный пласт знания, имеющий в первую очередь теоретическое значение. Среди недостатков разработок упомянутых ученых стоит назвать их оторванность от практического применения, невозможность реализации в общественно-политических условиях Российской империи30.

Вместе с тем важно отметить, что именно в названный период, во-первых, были заложены основы политического подхода в правоведении, что нашло отражение в понятии «политика права», в рамках которого право анализировалось преимущественно с точки зрения того, каким оно должно быть; во-вторых, представители данного направления активно выступали за «расширение методологии» в исследовании правовых явлений, что позволило бы полноценнее познавать такие важнейшие составляющие правового регулирования, как цели права и средства их достижения, а также результаты воздействия права на социальные связи (в частности, они выступали за включение в арсенал изучения права инструментального, социологического и иных методов); в-третьих, для законодателя и правоприменителя «политика права» выступила своего рода научным и идеологическим ориентиром того, по какому пути должно осуществляться правовое развитие общества.

Что касается последующего периода, то от научного направления «политика права» ученые переходят уже к анализу юридической политики как специфической социальной практики. В частности, еще Г. Кельзен признавал, что «анализ "юридической политики" был бы полезен для определения того, "каким образом право должно быть или должно быть сделано"»31.

Выдающийся английский юрист Дайси, чьи доктринальные наработки использовались английскими судами при рассмотрении дел и вынесении решений, в свое время еще говорил о том, что «английские суды не будут признавать силы за правом, приобретенным на основании права другой страны, если признание это несовместимо с политикой английского права, или с моральными правилами, поддерживаемыми английским правом, или с сохранением английских политических и судебных учреждений»32. Другой крупный английский юрист Чешир относительно публичного порядка заметил: «Трудно определить его объем. Можно смело утверждать лишь, что иностранный закон не будет применен в Англии, если этот закон уголовный или фискальный или если он противоречит определенной политике английского права»33.

Профессор Зальцбургского университета (Австрия) Т. Майер-Малы определяет правовую политику как политику, направленную на изменение или сохра-

нение существующей правовой системы. Результатом правовой политики, отмечает он, служит не только конкретная направленность законодательства, но и определенная идеология. Слово «идеология» имеет сегодня негативную окраску. Прослеживается всеобщая тенденция к деидеологизации системы знаний об обществе. Тем не менее, сравнительный и исторический анализ правовых систем показывает, что любой правопорядок есть не что иное, как конкретизация системы ценностей данного общества в сфере права, и при желании эту систему ценностей можно рассматривать как идеологию. Право не может возникнуть на ценностно-нейтральной основе34.

Например, в той же Австрии начало целенаправленной правовой политики связывают с именем юриста и политического деятеля Х. Броды35.

Правовая политика, по убеждению В. Кубеша, создает новые правовые нормы, «ищет» правильные среди тех, которые уже действуют. Существующий правопорядок, государственный и международный, представляет собой важный фактор, от которого отталкивается правовая политика36.

Правовая политика, отмечает Р. Циппелиус, не является чисто правовым феноменом. За социальной инженерией, в которой праву отводится немаловажная роль, стоит сущность государства. Именно потому, что политика государства опирается на догматику права, она невольно становится на рельсы жесткого планирования и прогнозирования37. Под правовой политикой понимают также конкретные правовые средства и правовые начала, при помощи которых достигаются те или иные социальные цели38.

Таким образом, в западной юриспруденции правовую политику все больше «завязывают» на практические дела, «ставят на службу» оптимизации правово- ш го регулирования. Более того, соответствие правовой политике становится важ- н нейшим условием (критерием) как использования права, приобретенного на осно- С вании права другой страны, так и применения иностранного закона. Практиче- т

о

ское значение правовой политики заметно повышается. к

В советской науке, несмотря на давление известной идеологии и принцип пар- о' тийности, все равно исследования правовой (юридической) политики проводи- | лись. Они, естественно, были весьма немногочисленными и к тому же во многом в

политизированными, что в значительной мере затормозило процесс полноценно- н

°

го анализа феномена правовой политики. Ю

Определенную динамику «затухающему» процессу исследования правовой по- и литики придали обсуждение и принятие Конституции СССР 1977 г. и наступив- с

к

шая перестройка. В этот период публикуются работы В.Н. Кудрявцева, К. Д. Кры- а лова, Н.П. Колдаевой, Е.В. Куманина, Н.В. Федорова, Л.С. Явича39 и других ав- Л

е

торов40, в которых рассматриваются отдельные аспекты обозначенного явления. | В частности, В.Н. Кудрявцев предлагал включить в предмет общей теории госу- • дарства и права научные основы юридической политики, в рамках которой мож- 8 но было бы «рассмотреть вопрос о том, как соответствующие принципы и поло- 2? жения политики партии и государства воплощаются в правовые нормы и прак- 2 тику деятельности юридических учреждений, в правосознание граждан...»41. Он подчеркивал, что «специфика правовой политики состоит в том, что она всегда предполагает использование методов правового регулирования»42.

О такой разновидности правовой политики, как законодательная политика, писала Н.П. Колдаева, которая подобную политику считала «начальным этапом в процессе формирования права»43. Она также заметила, что, «познавая объектив- 17

ные законы общественного развития, определяя возможности воздействия на их проявление для достижения поставленных целей, раскрывая скрытые возможности правовой формы, государство определяет свою законодательную политику»44.

Специальное исследование правовой политики Советского государства провел Н.В. Федоров, который отмечал, что «правовая политика — это обобщающее понятие, показывающее идейно-теоретические основы и главные направления деятельности партии и государства в сфере правового строительства. Основное ее назначение — это выработка единой научной стратегии и практической политической линии правового строительства на базе освоения общих законов и тенденций, обусловливающих правовое развитие общества». В результате он приходит к выводу, согласно которому «целостная разработка проблемы правовой политики представляется актуальной коллективной задачей ученых»45.

В коллективной монографии «Правовая система социализма» содержится параграф «Юридическая политика: понятие и принципы», написанный Е.В. Кума-ниным, в котором говорится, что «наряду с использованием законодательства в процессе осуществления политических функций и механизма взаимосвязи политической и правовой систем входит также деятельность по определению основных направлений и проведению в жизнь юридической политики»46. Совокупность же «специальных политических воздействий, преследующих цели формирования и реализации права в ходе решения задач социально-экономического и культурного развития, и образует, по его мнению, сферу юридической (правовой) политики», которая «охватывает деятельность государственных и общественных организаций, направленную на изменение правовых установлений или их отдель-2 ных характеристик», которая «ориентирована на совершенствование законода-? тельства, улучшение практики его реализации, создание оптимальных условий м. для повышения правовой активности граждан»47.

| Л.С. Явич также отмечал, что наряду с экономической и социальной полити-

1 кой, с политикой в области культуры и образования, здравоохранения и охра-

| ны среды обитания, в области обороны и внешних сношений, административного

| го управления выделяется область, охватывающая всю нормотворческую и пра-

§ воприменительную деятельность государственных органов, которую можно на-

| звать правовой политикой государства. По его мнению, под правовой (юридиче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 ской) политикой следует понимать принципы и важнейшие задачи, которые го° сударство проводит в жизнь при издании и применении нормативно-правовых « актов, в деятельности учреждений юстиции, в идеологическом воздействии на | правосознание и правовую культуру населения48.

I Таким образом, развитие теории правовой политики в советский период име-

1 ло противоречивый характер. С одной стороны, данное направление исследова-

0

° ний признавалось чрезвычайно важным. То, что было наработано в указанный

(Го

¿5 период, недооценивать нельзя, ведь многие ученые мыслили общечеловеческими

1 категориями, но вынуждены были «прятать» эти мысли под «давлеющую» идео-| логическую часть нашей жизни.

В то же время, с другой стороны, в силу, прежде всего, объективных факторов указанная проблематика носила чрезмерно политизированный и идеологизированный характер. Принцип партийности препятствовал объективному анализу политико-правовых процессов, происходящих в советском обществе. Идея правовой (юридической) политики находилась в глубоком противоречии также с идео-18 логией социалистического строительства и его целью — коммунизмом, т. е. обще-

ства без государства и права. Отсюда получалось, что основное назначение юридической политики состояло в создании условий для перехода к обществу, которое принципиально несовместимо ни с правом, ни с самой этой политикой. Концепция правовой (юридической) политики при таком подходе по сути дела превращалась в свою противоположность, в концепцию политики, направленной не на утверждение и развитие права, а на его последовательную ликвидацию49.

Другими словами, в условиях руководящей роли одной партии (КПСС) практически всеми политическими процессами правовая политика, по сути, могла рассматриваться лишь как одно из средств в общей системе управления обществом. О правовой политике как о самостоятельном политическом подходе в исследовании права и как о специальной деятельности, направленной именно на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, на формирование правового государства, говорить в тот период практически не приходилось. Поэтому не случайно активно изучать правовую политику начали в постсоветский период, когда в полный голос заговорили о правах человека и о строительстве правового государства в России.

В 1993 г. в России стали появляться труды, так или иначе связанные с данной проблематикой50.

В 1995 г. С.С. Алексеев опубликовал две работы, которые были посвящены основам правовой политики реформируемой России51. В частности, в порядке предварительных замечаний, он отмечал, что «основы правовой политики — научная и учебная дисциплина о понимании права, его возможностях, силе, направлениях его использования в соответствии с задачами, решаемыми обществом в современных условиях, прежде всего, о воплощении в содержании права, в пра- ш вовой системе, в жизни общества прирожденных, неотъемлемых прав человека», н что «проблемы правовой политики имеют обобщающий, синтетический харак- С

а

тер: они являются сведенной воедино суммой политико-социологических знаний, т

с

данных современной теории права и обобщенных положений о реальной, прак- к

°

тической деятельности в области права и законности, ее перспективах, трудно- о' стях, проблемах»52. Далее он делает следующий вывод: «Таким образом, основы | правовой политики — научная и учебная дисциплина одновременно и мировоз- в зренческого, и общетеоретического, и прикладного профиля, нацеленная в ко- |

о

нечном итоге на то, чтобы правовая политика в России (насколько это окажется Ю возможным в современных посттоталитарных российских условиях) приобрела и последовательно научный, выверенный теорией и практикой характер сообраз- с

к

О

но доминирующим направлениям цивилизации современного мира»53. а

В 1996 г. автор этих строк, будучи членом редколлегии журнала «Правоведе- Л

_ Ф

ние», проводил «круглый стол» «Приоритеты правовой политики в современной | России» на базе Саратовской государственной академии права, который полу- • чился весьма результативным, после чего в двух номерах журнала «Правоведе- 8 ние» были опубликованы соответствующие материалы54. Данное научное меро- ? приятие придало импульс более активному исследованию правовой политики и 2 ее видов, ибо было направлено на рассмотрение целей и основных первоочередных задач обозначенной политики.

По проблемам правовой политики стали издавать монографии55, сборники научных статей56, словари57, защищать докторские58 и кандидатские59 диссертации.

В настоящее время образуются специализированные структуры (институты) по изучению данного феномена. В частности, после создания в 2000 г. Саратовско- 19

го филиала Института государства и права Российской академии наук, основной целью которого стало исследование проблем правовой политики, его сотрудниками было проведено более 100 научных мероприятий: конференций, «круглых столов», методологических семинаров и т.д., направленных на анализ различных сторон этого многогранного явления. Так, в июне 2000 г. филиалом и Саратовской государственной академией права была проведена одна из первых научных конференций на тему: «Правовая политика: федеральные и региональные проблемы», материалы которой впоследствии были опубликованы60.

В Германии при Университете г. Трир с 29 ноября 2000 г. действует Институт правовой политики, в Венгрии функционирует Институт конституционной и правовой политики, в Украине (г. Киев) также создан и действует Институт правовой политики, в России (при Министерстве юстиции РФ) — Институт правовой политики и правоприменения.

В силу того, что правовая политика стала выступать объектом исследования целого ряда структур, ее проблемы теперь изучаются постоянно и системно. Открываются научные журналы, публикующие результаты данных исследований. Так, в Германии (г. Франкфурт-на-Майне) выходит журнал «Правовая политика», в России (в частности Саратовским филиалом Института государства и права РАН) уже более 10 лет издается академический и вузовский юридический научный журнал «Правовая политика и правовая жизнь», созданный в целях научного сопровождения обозначенных исследований.

В журнале «Правовая политика и правовая жизнь» (2004. № 1) был опубликован проект Концепции правовой политики в Российской Федерации61, кото-| рый обсуждался около 4-х лет и после доработки был издан отдельной брошю-¿- рой62, а затем, после обсуждения на Ученом совете Института государства и пра-

СО

го ва РАН, вошел составной частью в книгу «Правовая политика: словарь и проект

| концепции»63.

| В 2004 г. Саратовским филиалом Института государства и права РАН со-| вместно с Саратовской государственной академией права был создан «Научно° образовательный центр федеральных и региональных проблем правовой поли-

0

| тики», в результате чего не только увеличилось количество исследователей дан-| ного феномена, но и в учебный процесс стали активно внедряться результаты на->§ учных наработок. Более того, для комплексного исследования разных видов пра-| вовой политики Саратовский филиал Института государства и права РАН создал | совместный с Саратовским государственным университетом им. Н.Г. Чернышев-| ского «Научно-образовательный центр правовой политики в сфере предпринимательства», совместный с Самарским филиалом Московского городского педагоги-§ ческого университета «Научно-образовательный центр правовой политики в сфере § образования: федеральные и региональные проблемы», совместный с Тамбовским

1 государственным университетом им. Г.Р. Державина «Научно-образовательный | центр правовой политики субъектов Российской Федерации», совместный с

Северо-Кавказским филиалом Московского гуманитарно-экономического института «Научно-образовательный центр правотворческой политики в современной России», совместный с Пензенским государственным университетом «Научно-образовательный центр сравнительной правовой политики».

Появились главы в учебниках и учебных пособиях64, был создан специаль-

20

ный курс лекций «Российская правовая политика»65, который с 2004 г. читает-

ся магистрантам и студентам различных вузов страны. Сейчас уже разработаны и читаются спецкурсы по правотворческой политике, судебной политике и т.д.

Правовая политика все больше привлекает к себе внимание не только ученых-юристов, но и практиков, политиков, руководителей государств. В частности, 13 августа 1991 г. Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным было подписано Распоряжение «Об утверждении Положения о Государственном советнике РСФСР по правовой политике и его службе». Согласно ст. 1 названного Положения «Государственный советник РСФСР по правовой политике:

вырабатывает предложения по концептуальным основам правовой политики РСФСР;

обеспечивает правотворческое направление деятельности Президента РСФСР; обеспечивает взаимодействие Президента РСФСР со Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР;

обеспечивает обоснование, подписание Президентом РСФСР законов РСФСР и реализацию им права отлагательного вето на принятые законы РСФСР;

обеспечивает право приостанавливать решения органов исполнительной власти на территории РСФСР, противоречащие Конституции РСФСР и законам РСФСР; осуществляет правовое консультирование Президента РСФСР». Анализ данного Распоряжения говорит о благих намерениях власти в тот период. Однако, как и многое другое во времена Б.Н. Ельцина, немало чего оставалось на бумаге. К тому же в таких жестких правовых рамках Б.Н. Ельцин и «Тимур со своей командой» действовать не могли. Ни «прихватизацию» государственной собственности, ни «суверенизацию» регионов в подобных условиях не проведешь. Естественно, это распоряжение осталось не реализованным, хотя ориента- С цию в нем на правовую политику можно только поддержать. к

3 декабря 1994 г. Президент РФ утвердил своим Указом «Положение об обеспе- р

а

чении деятельности Института государства и права Российской академии наук в о качестве аналитического центра по правовой политике Президента Российской ° Федерации»66, в котором устанавливался ряд мер, направленных на обеспече- у

а

ние деятельности Института государства и права РАН в качестве аналитическо- С

т

го центра по правовой политике Президента РФ. Однако и это решение не было н выполнено. Потенциал Института государства и права РАН

в этой плоскости так °

и остался не востребованным властью. д

Между тем в 2002 г. в Республике Казахстан была принята Концепция пра- е вовой политики до 2010 года, утвержденная Указом Президента Республики Ка- ° захстан Н. Назарбаевым, а в 2009 г. — обновленный вариант с 2010 до 2020 года. | То, что Концепция правовой политики утверждена главой государства — знако- | вое событие. Это означает своеобразный «перевод» накопленных концептуаль- •

га

ных знаний о правовой политике из доктринального документа в документ офи- ( циальный, содержащий определенные ориентиры для юридической практики, ~ для правового развития общества. 22

Следует отметить, что проблемами правовой политики озаботились и отдельные структуры, что называется для своих нужд. Например, Торгово-промышленной палатой РФ была разработана Концепция правовой политики (на период до 2008 г.), которая предусматривала вопросы взаимоотношений государства и общества при осуществлении властных полномочий в сфере экономики, а также правовые аспекты системы национальной безопасности Российской Федерации 21

в социально-экономической сфере применительно к предпринимательской деятельности.

В последние годы словосочетание «правовая политика» все чаще встречается и в иных нормативно-правовых актах67. Так, в Приказе МВД РФ от 5 января 2007 г. № 5 «Об утверждении Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007-2017 годы» говорится даже о необходимости формирования комплексной правовой политики в сфере внутренних дел. В разд. III прямо указывается, что «государственная правовая политика в сфере внутренних дел основывается на политико-правовой доктрине Российской Федерации, демократических принципах построения общества и правового государства и призвана выработать эффективные подходы к правовому обеспечению сферы внутренних дел.

Для достижения указанной цели необходимо:

1) повысить перспективность и научную обоснованность государственной правовой политики в сфере внутренних дел;

2) определить наиболее эффективные средства реализации государственной правовой политики в сфере внутренних дел;

3) выявить несоответствия отдельных направлений правового обеспечения сферы внутренних дел потребностям и ожиданиям общества, а также внутренние противоречия в организации и подходах к правовому обеспечению сферы внутренних дел;

4) выработать прогнозы потребностей в правовом обеспечении сферы внутрен-12 них дел;

? 5) разработать предложения по совершенствованию государственной правовой

£ политики в сфере внутренних дел, предусматривающие, в т. ч., разработку част-| ных концепций правового обеспечения сферы внутренних дел, деятельности ор-I ганов внутренних дел и внутренних войск;

1 6) обеспечить средствами нормативно-правового регулирования действие ме-| ханизмов проведения административной реформы в части, касающейся систе-§ мы МВД России.

| Достижение указанных задач предполагает реализацию следующих мер:

2 проведение анализа концептуальных подходов современной политики в вопро-° сах правового обеспечения сферы внутренних дел;

ж изучение сложившейся правоприменительной практики в сфере внутренних дел;

0

| уточнение места и роли правовых средств в реализации государственной по-

1 литики в сфере внутренних дел и управления органами и подразделениями си-1 стемы МВД России;

° уточнение пределов полномочий Российской Федерации, субъектов Россий-

¿5 ской Федерации и органов местного самоуправления по правовому регулирова-I нию сферы внутренних дел;

| активное использование потенциала научных и образовательных учрежде-

ний подразделений системы МВД России для изучения правовых проблем сферы внутренних дел;

проведение правового мониторинга в целях определения потребностей в правовом регулировании деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;

укрепление взаимодействия с федеральными и региональными органами го-22 сударственной власти, общественными объединениями;

активное привлечение потенциала правозащитных организаций к разработке государственной правовой политики в сфере внутренних дел и по контролю за ее реализацией».

Подобные циркуляры свидетельствуют о том, что и такие важнейшие ведомства, как МВД, привлекают для оптимизации своей деятельности ресурсы правовой политики, которые, действительно, вполне могут этому содействовать. Значит уже есть кое-что в теории, если практика потянулась к ее разработкам.

Таким образом, история исследования понятия «правовая политика» («политика права») весьма богата и содержательна. Сложившись еще в XIX в. в качестве самостоятельного научного направления (политического подхода), связанного не столько с действующим, сколько с должным правом, «политика права», «державшаяся» несколько нейтрально по отношению к государству, уже в XX в. вполне обоснованно трансформируется в правовую (юридическую) политику как понятие, охватывающее своим смыслом не только теоретический, но и практический срез усовершенствования действующего права, в т. ч. и деятельность государства в юридической сфере, ориентированную на повышение эффективности правового регулирования, а в XXI в. в полной мере приобретает свой категориальный статус, становится полноправной категорией юридической науки, отражающей масштабные процессы правового развития общества, преобразования его правовой системы и упорядочения правовой жизни.

1 Constant B. Cours de politique constitutionelle. Bruxelles, 1851. T. 1.

2 Berqbohm K. Jurisprudenz und Rechtsphilosophie. Leipziq, 1892.

3 См.: Радбрух Г. Философия права. М., 2004. С. 127.

4 См.: Ландау Г.А. О политике права (к теории прикладных наук) // Вестникъ права. 1906. Кн. 1. С. 1.

5 Подробнее об этом см.: РудковскийВ.А Правовая политика и осуществление права / под ред. Н.Н. Во-пленко. Волгоград, 2009. С. 8-9.

6 См.: Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М., 1879. С. 14, 39; Он же. Право и справедливость // Северный вестник. 1892. № 2. С. 257-260.

7 Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. С. 14-15.

8 См.: Ем В.С., Долгов А.Г., Рогова Е.С. Крупнейшая величина в области юридических и вообще гуманитарных наук... // Петражицкий Л.И. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права. М., 2002. С. 8.

9 Цит. по: Ем В.С., Долгов А.Г., Рогова Е.С. Указ. соч. С. 8.

10 См.: Петражицкий Л.И. Введение в науку политики права (1896-1897) // Теория и политика права. Избранные труды. СПб., 2010. С. 61-62, 67.

11 Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. Основы эмоциональной психологии. 3-е изд. СПб., 1908. С. 2-3.

12 Там же. С. 97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. С. 292.

14 Петражицкий Л.И. Введение в науку политики права (1896-1897) // Теория и политика права. Избранные труды. С. 16.

15 Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1999. С. 52.

16 См.: ШершеневичГФ. Революция и гражданское уложение. Право. СПб., 1906. С. 11.

17 См.: Муромцев Г.И. Правовая политика: специфика понятия и ее преломление в постсоветской России // Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации / под ред. Н.С. Соколовой. М., 2006. С. 17.

18 Симолин А.А. Слияние торгового права с гражданским с точки зрения политики права // Возмездность, безвозмедность, смешанные договоры и иные теоретические проблемы гражданского права. М., 2005. С. 487.

19 Кистяковский Б.А Философия и социология права. СПб., 1998. С.194.

20 Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. 3-е изд. СПб., 2001. С. 112, 341.

21 Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Теория права и государства: учебник / под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М., 2003. С. 154.

22 См.: Гурвич Г.Д. Философия и социология права: избранные сочинения. СПб., 2004. С. 30-31.

23 Ландау Г.А. О политике права (к теории прикладных наук) // Вестникъ права. 1906. Кн. 1. С. 88.

24 Там же. Кн. 2. С. 2.

25 Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1. Томск, 1914.

26 См.: Петражицкий Л.И. Die Lehre vom Einkommen. Берлин, 1895.

27 Чичерин Б.Н. Философия права // Избранные труды. СПб., 1998. С. 18.

28 См.: Кистяковский Б.А. Указ. соч. С. 194; Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. С. 15; Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. С. 2-3; Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1912. С. 15; Чубинский М.П. Курс уголовной политики. СПб., 1912. С. 1.

29 См.: Федоров Н.В. Концепция политики права в буржуазной юридической мысли дореволюционной России // Советское государство и право. 1985. № 7. С. 127-131.

30 См.: Перова А.С. Правовая политика в дореволюционной России: основные черты и результаты // Право. Законодательство. Личность. 2009. № 1-2. С. 225.

31 Цит. по: Бержель Жан-Луи. Общая теория права. М., 2000. С. 203.

32 Цит. по: Автономов А.С. Частноправовые начала в Конституции // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2008. № 6. С. 129.

33 Там же.

34 Mayer-Maly Th. Rechtsidee — Rechtswissenschaft — Rechtspolitik // Recht und Rechtsbesinnunq: Gedachtnisschrift fur Gunter Kuchenhoff (1907-1983) / Hrsg. von Just V. et al. B., 1987.

35 См.: Право XX века: идеи и ценности: сборник обзоров и рефератов / отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М., 2001. С. 98.

36 Kubes V. Grundfragen der Philosophie des Rechts. Wien; New York, 1977.

37 Zippelius R. Gesellschaft und Recht: Grundbegriffe der Rechts- und Staatssoziologie. Munchen, 1980.

38 Genauer: die Kunst, im Medium der Öffentlichkeit Zustimmungsbereitschaft zu erzeugen (Hermann Lubbe), Siehe Axel Gorlitz/Rudiger Voigt, Rechtspolitologie. Eine Einfuhrung, Opladen 1985; eike von Hippel. Rechtspolitik. Berlin, 1992.

39 См.: Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978; Крылов К.Д. Правовая политика в условиях развитого социализма. Социально-психологический аспект. М., 1977; Колдаева Н.П. Социально-политические факторы правотворчества // Научные основы советского правотворчества / отв. ред. Р.О. Халфина. М., 1981. С. 103; Куманин Е.В. Юридическая политика и развитие права в условиях зрелого социализма // Советское государство и право. 1983. № 3; Он же. Юридическая политика: понятие и принципы // Правовая система социализма: Понятие, структура, социальные связи / отв. ред. А.М. Васильев. Т. 1. М., 1986. С. 140-149; Федоров Н.В. Правовая политика Советского государства (вопросы истории, теории, практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1985; Теория государства и права: учебник / отв. ред. А.И. Королев и Л.С. Явич. Л., 1987 и др.

40 См., например: Современная правоприменительная практика как осуществление правовой политики перестройки: сборник научных статей. Пермь, 1989.

41 Кудрявцев В.Н. Указ. соч. С. 166.

42 Там же. С. 163.

43 Колдаева Н.П. Социально-политические факторы правотворчества // Научные основы советского правотворчества / отв. ред. Р.О. Халфина. М., 1981. С. 103.

44 Там же.

45 Федоров Н.В. Правовая политика Советского государства (вопросы истории, теории, практики): авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1985. С. 8, 15.

46 Куманин Е.В. Юридическая политика: понятие и принципы // Правовая система социализма: Понятие, структура, социальные связи: в 2 т. / отв. ред. А.М. Васильев. Т. 1. М., 1986. С. 140.

47 Там же. С. 141-142.

48 См.: Теория государства и права: учебник / отв. ред. А.И. Королев и Л.С. Явич. Л., 1987. С. 101-102.

49 Подробнее об этом см.: Рудковский В.А. Правовая политика и осуществление права / под ред. Н.Н. Во-пленко. Волгоград, 2009. С. 59, 67.

50 См., например: Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993. С. 27; Пермяков Ю.Е. Введение в основы уголовной политики: учебное пособие. Самара, 1993; Баренбойм П. Экономической реформе нужно новая правовая политика правительства // Советская юстиция. 1993. № 14. С. 9-10.

51 См.: Алексеев С.С. Основы правовой политики в России: курс лекций. Екатеринбург; М., 1995; Он же. Стратегия реформ: материалы к курсу «Основы правовой политики в России». М., 1995.

52 Алексеев С.С. Основы правовой политики в России: курс лекций. С. 5.

53 Там же. С. 5-6.

54 См.: Правоведение. 1997. № 4. С. 146-176; 1998. № 1. С. 124-186.

55 См., например: Рыбаков О.Ю. Личность и правовая политика в Российском государстве. Саратов, 2003; Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004; Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. СПб., 2004; Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е ггоды: деятели, идеи, институты. Екатеринбург, 2005; Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации / под ред. Н.С. Соколовой. М., 2006; Правовая политика России: теория и практика / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2006; РудковскийВ.А. Политика права: проблемы политико-правовых исследований. Волгоград, 2007; Орешкин С.И. Введение в судебную политику / отв. ред. Ю.Ю. Ветютнев. Элиста, 2007; Бакарджиев Я.В. Теоретико-методологические основы исследования юридической политики государства. Курган, 2008; Правовая политика в Российской Федерации: региональный уровень / под ред. А.В. Малько. Тамбов, 2008; Российская правовая политика в осуществлении реформы местного самоуправления / под ред. А.В. Малько. Тамбов, 2008; РудковскийВ.А. Правовая политика и осуществление права / под ред. Н.Н. Вопленко; Овчинников А.И., Мамычев А.Ю., Манастырский А.В., Тюрин М.Е. Юридические архетипы в правовой политике России. Ростов н/Д, 2009; Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. М., 2010; Корсакова С.В. Муниципально-правовая политика России: теоретико-методологические основы. Ростов н/Д, 2010; Правовая политика в сфере предпринимательства в изменяющейся России / под

ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 2010; Правоохранительная политика в России: проблемы теории и практики / под ред. А.В. Малько. Тамбов, 2010.

56 См., например: Правовая политика субъектов Российской Федерации: материалы «круглого стола» от 26 сентября 2001 года / отв. ред. В.А. Номоконов. Владивосток, 2002; Правовая политика: от концепции к реальности: материалы «круглого стола» от 3 июня 2004 года / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2004; Правовая политика: сборник тезисов Всероссийской научно-теоретической конференции / отв. ред. П.П. Баранов и А.В. Малько: в 2 ч. Ростов н/Д; Таганрог, 2005; Актуальные проблемы судебно-правовой политики: сборник статей / под ред. А.В. Малько и В.А. Терехина. Пенза, 2007; Правовая политика и правовая жизнь России в начале XXI века: материалы Международного «круглого стола» от 23 июня 2008 года / под ред. И.А. Иванникова, В.Я. Любашица и А.В. Малько. Ростов н/Д, 2008; Проблемы взаимодействия субъектов правоохранительной политики: сборник статей / под ред. А.В. Малько и В.А. Терехина. Пенза, 2008; Правотворческая политика в современной России: сборник научных трудов по материалам Всероссийского «круглого стола» / под ред. А.В. Малько, Н.В. Исакова и А.П. Мазуренко. Саратов; Минеральные Воды, 2009; Приоритеты формирования правоохранительной политики в современной России: федеральный и региональный аспекты: материалы «круглого стола» от 15 мая 2008 года / под ред. А.В. Малько. Тамбов, 2009; Правовая политика: проблемы формирования: сборник научных статей по итогам работы «круглого стола» / под ред. А.В. Малько. Тамбов, 2010; Законотворческая политика субъектов Российской Федерации: проблемы теории и практики: сборник научных статей по итогам работы «круглого стола» / под ред. А.В. Малько. Пенза, 2010; Юридическая техника как важнейшее средство правовой политики: сборник научных статей / под ред. А.В. Малько и М.А. Костенко. Саратов; Таганрог, 2010.

57 См.: Антикоррупционная политика: справочник / под ред. А.В. Малько. М., 2006; Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2010.

58 См., например: Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2004; Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности: вопросы теории. автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005; Рудков-ский В.А. Правовая политика и осуществление права: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2009.

59 См., например: Коробова А.П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000; Дунаев А.В. Правовая политика субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2006; Сидорова Н.А. Договорно-правовая политика: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006; Саркисов Р.С. Российская правовая политика как концепция и реальность: автореф. дис. ... канд. юрид наук. Владимир, 2008; Дуденкова А.А. Легитимность российской правовой политики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008; Потапова О.Б. Правовая политика Президента Российской Федерации: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009; Сту-деникина С.В. Национальные интересы в правовой политике России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009; Солдаткина О.Л. Информационные ресурсы российской правовой политики: общетеоретический аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010.

60 См.: Правовая политика: федеральные и региональные проблемы: материалы научной конференции, 22-23 июня 2000 года / под ред. Н.И. Матузова. Тольятти, 2001.

61 Подробнее об этом см.: Матузов Н.И., Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: предлагаем проект концепции для обсуждения // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 1. С. 6-27.

62 См.: Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года / под ред. А.В. Маль-ко. М., 2008.

63 Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2010. Данное издание представляет собой своеобразный отчет перед широкой научной общественностью сотрудников Саратовского филиала Института государства и права РАН за десятилетие научной деятельности, направленной на исследование проблем правовой политики.

64 См., например: Теория государства и права: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2001; Матузов Н.И., МалькоА.В. Теория государства и права: учебник. М., 2001; Теория государства и права: учебник / под ред. А.В. Малько и А.Ю. Саломатина. СПб., 2007; Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2008; Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права: элементарный курс. М., 2009.

65 См.: Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2003.

66 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3337.

67 См., например: Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 42, ст. 4806; Приказ МВД РФ от 5 января 2007 г. № 5 «Об утверждении основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007-2017 годы». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.