Научная статья на тему 'Правовая политика России по отношению к капиталам стран Тройственного Союза в годы первой мировой войны'

Правовая политика России по отношению к капиталам стран Тройственного Союза в годы первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
432
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / КАПИТАЛ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ГЕРМАНСКИЕ КАПИТАЛЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / НЕМЕЦКОЕ ЗАСИЛЬЕ / ТОРГОВЛЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗАКОНЫ / АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА / RIGHT / CAPITAL / JURISPRUDENCE / GERMAN CAPITALS / LEGISLATION / INDUSTRY / GERMAN PREPONDERANCE / TRADE / ENTERPRISES / LAWS / JOINT-STOCK COMPANY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Капаев Максим Александрович

Исследовано правовое законодательство Российской империи в годы первой мировой войны. Стабильность и размерность экономической и политической жизни России была нарушена первой мировой войной. Война прервала естественный ход развития в российской экономике, деформировала сложившуюся систему хозяйственных связей. Иностранные предприниматели и предприятия из числа подданных неприятельских государств были лишены права на осуществление операций в России путем последовательно принимаемых законодательных актов. Со всей очевидностью проявилась приверженность России англо-американскому взгляду на проблему поражения подданных неприятельских государств, согласно которому война прекращает все торговые сношения с «внешним врагом», все сделки заключенные с ним, теряют силу на время войны и т.д. Были отменены все договоры, трактаты и конвенции, заключенные с вражескими державами. Без сомнения, эти действия оправданы реалиями военного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL POLICY OF RUSSIA CONCERNING CAPITALS OF THE COUNTRIES OF THE TRIPLE ALLIANCE DURING WORLD WAR I

This article is devoted to the legal legislation of the Russian Empire during World War I. Stability and regularity of economic and political life of Russia had been broken by World War I. The war interrupted the natural run of the development in the Russian economy, deformed the system of the economic connections. During World War I the foreign businessmen and enterprises from the enemy countries were deprived of the right for realizing operations in Russia by consequently taking legislative acts. It was clearly seen the Russian adherence with the AngloAmerican point of view to the problem of defeated people from the enemy countries. Because of it the war had stopped all trade relations with the "external enemy" and all deals which were negotiated with it were losing the power during the war. All agreements, treaties and conventions were abolished because they dealt with the enemy countries. Without any doubts, these activities were justified by reality of the war time.

Текст научной работы на тему «Правовая политика России по отношению к капиталам стран Тройственного Союза в годы первой мировой войны»

УДК 947:340.111.53:336.714

М.А. КАПАЕВ

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К КАПИТАЛАМ СТРАН ТРОЙСТВЕННОГО СОЮЗА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Ключевые слова: право, капитал, юриспруденция, германские капиталы, законодательство, промышленность, немецкое засилье, торговля, предприятия, законы, акционерные общества.

Исследовано правовое законодательство Российской империи в годы первой мировой войны. Стабильность и размерность экономической и политической жизни России была нарушена первой мировой войной. Война прервала естественный ход развития в российской экономике, деформировала сложившуюся систему хозяйственных связей. Иностранные предприниматели и предприятия из числа подданных неприятельских государств были лишены права на осуществление операций в России путем последовательно принимаемых законодательных актов. Со всей очевидностью проявилась приверженность России англо-американскому взгляду на проблему поражения подданных неприятельских государств, согласно которому война прекращает все торговые сношения с «внешним врагом», все сделки заключенные с ним, теряют силу на время войны и т.д. Были отменены все договоры, трактаты и конвенции, заключенные с вражескими державами. Без сомнения, эти действия оправданы реалиями военного времени.

M.A. KAPAEV

THE LEGAL POLICY OF RUSSIA CONCERNING CAPITALS OF THE COUNTRIES OF THE TRIPLE ALLIANCE DURING WORLD WAR I

Key words: right, capital, jurisprudence, German capitals, legislation, industry, German preponderance, trade, enterprises, laws, joint-stock company.

This article is devoted to the legal legislation of the Russian Empire during World War I.

Stability and regularity of economic and political life of Russia had been broken by World War I. The war interrupted the natural run of the development in the Russian economy, deformed the system of the economic connections. During World War I the foreign businessmen and enterprises from the enemy countries were deprived of the right for realizing operations in Russia by consequently taking legislative acts. It was clearly seen the Russian adherence with the Anglo- American point of view to the problem of defeated people from the enemy countries. Because of it the war had stopped all trade relations with the "external enemy" and all deals which were negotiated with it were losing the power during the war. All agreements, treaties and conventions were abolished because they dealt with the enemy countries.

Without any doubts, these activities were justified by reality of the war time.

В годы первой мировой войны резко изменилась ситуация по отношению правительства к подданным неприятельских стран, в том числе к Германии, с которыми Россия находилась в состоянии войны. Появилась серия постановлений сходного содержания, которые и образуют группу документов чрезвычайного законодательства. Были предприняты меры по прекращению деятельности в России промышленных и торговых предприятий, главной базой создания и функционирования которых послужили германские капиталы [10, с. 131] Началась активная компания по ликвидации так называемого «немецкого засилья».

Ликвидационную политику, направленную против германских, австрийских, венгерских и турецких подданных, правительство оправдывало своим стремлением защитить национальные интересы государства.

Война привнесла в законодательство России относительно новый термин - «подданные неприятельских государств», или в просторечии - «враждебные» иностранцы. На страницах периодической печати вновь стал актуальным и активно обсуждался вопрос о влиянии войны на частных лиц, их имущество, совершаемые ими сделки и на процессуальную правоспособность указанных субъектов [5, с. 102].

В то время мировая юридическая наука знала два полярных взгляда на проблему правового положения подданных неприятельских государств. Первый взгляд был основан на англо-американской юридической литературе и судебной практике, согласно которой война прекращает все торговые сношения с «внешним врагом». Все сделки, заключенные с ним, теряют силу на время войны, приостанавливается течение давностного срока, навсегда прекращаются договоры морского страхования и те, которые теряют свое значение вследствие перерыва во время войны.

В континентальной Европе, наоборот, был признан взгляд на войну как на вооруженную борьбу между государствами. Враждебные действия в таком случае не должны были быть направлены на частных лиц и их имущества. Поэтому и частные договоры сохраняли свою силу, поскольку обратное не вызывалось военной необходимостью.

Россия до первой мировой войны придерживалась начал, господствовавших в континентальной Европе. Однако нелогичной представлялась бы ситуация, когда в реалиях военного времени предприниматели враждебных государств пользовались бы режимом благоприятствования, предоставляемого им со стороны противоборствующих правительств.

Мероприятия по ограничению прав и прекращению деятельности торговых и промышленных предприятий неприятельских подданных начались сразу же после вступления России в войну и первоначально были весьма умеренны. Так, указом 28 июля 1914 г. властям было предписано задержать все торговые суда воюющих с Россией государств, застигнутые войной в русских портах [9]. Последующие законодательные акты вводили временные ограничения прав «вражеских» подданных в приобретении недвижимости (22 сентября 1914 г.) и надзор за деятельностью принадлежавших им торговопромышленных предприятий (15 ноября 1914 г.), т.е. меры, вызванные исключительно военной необходимостью [1, с. 231].

В 1913 г., а потом уже в 1914 г., раздались требования об ограничении прав иностранцев на предпринимательскую деятельность в стране, в частности на разработку недр. Первым актом в этом направлении стал Высочайший Указ от 28 июля 1914 г., который устанавливал прекращение действия всяких льгот и преимуществ, предоставленных подданным неприятельских государств договорами или началами взаимности [10, с. 103]. Вместе с тем Указ не касался общегражданских прав, предоставленных иностранцам российскими законами, т.е. подданные неприятельских государств, пребывающие в России, не были лишены, в частности, права на совершение сделок и судебную защиту.

Указ особо оговаривал тот момент, что Положение Гаагской конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» сохраняет свою силу, если условия взаимности не нарушены Германией и Австрией.

Военное положение, в котором находилась Россия, вызвало необходимость в исключительных, высказываемых ранее, мерах, связанных с ограничением имущественных прав германцев и австрийцев [4, с. 243]. Эти меры были легализованы 22 сентября 1914 г. Законом «Об установлении временных ограничений в отношении приобретения прав на недвижимое имущество, а также пользование и заведование ими подданными иностранных государств, которые состоят в положении войны с Россией» [5, с. 104].

Летом 1915 г. царское правительство предприняло ряд мер, которые придавали борьбе с «немецким засильем» в промышленной сфере более жесткий характер, чему способствовали неудачи на фронте и ухудшение внутриполитической обстановки в стране. Военные круги, усилившие в этот период

своё вмешательство в дела государственного управления, подталкивали правительство на усиление борьбы с «немецким засильем» в экономике, обосновывая это тем, что «организация немцами в России предприятий под видом русских акционерных обществ - враждебная деятельность, борьба с ней должна быть смелой и решительной», так как «подобные предприятия все будут приносить глубокий вред армии и государству», а также обвинениями служащих «немецких компаний» в причастности к военному шпионажу [8].

Усилила свою «антинемецкую» активность и определённая часть русской буржуазии. В то время как финансовые олигархи относились к борьбе с «германизмом» в промышленности в целом негативно, опасаясь неблагоприятных последствий для экономики (оттока иностранных капиталов) и защищая в принципе частную собственность, средняя и мелкая буржуазия была настроена крайне радикально и стремилась избавиться от конкурентов немецкого происхождения, главным образом в торговле [2, с. 233]. В области промышленности рассчитывали на солидный куш при дележе «германского наследства» и некоторые крупные предприниматели. Правящие круги учитывали эти настроения и старались подыграть им по мере возможности.

Положением Совета Министров от 16 марта 1915 г. вводилось право назначения на принадлежавшие германским подданным предприятия правительственных инспекторов [1, с. 219]. 10 мая 1915 г. императором было Высочайше Утверждено Положение Совета министров «О ликвидации торговых предприятий, принадлежащих неприятельским подданным», где были подробно регламентированы все основные положения о ликвидации предприятий, принадлежащих на правах общей собственности подданным государств, воюющих с Россией, товариществ полных и на вере, в числе товарищей, которых состояли названные выше категории лиц, а также акционерных компаний. Положения Совета министров от 10 мая 1915 г. о представлении ему права ликвидировать торгово-промышленные предприятия, функционировавшие по германским уставам, было 1 июля 1915 г. «высочайше» распространено и на фирмы с русским уставом, в которых участвовали германские капиталы [1, с. 219].

Ликвидация производилась в одностороннем порядке, никаких прав владельцы ликвидируемых предприятий не имели. В итоге в большинстве случаев были ликвидированы мелкие кустарные и торговые заведения, принадлежащие подданным воюющих стран, как, например, подковный завод Посселя в Петрограде.

Дальнейшая российская законодательная политика по отношению к правовому положению подданных государств, воюющих с Россией, продолжала тяготеть к англо-американской позиции. Подтверждением этого является также Решение Общего Собрания Сената 9 февраля 1915 г. о лишении прав судебной защиты враждебных иностранцев. Согласно решению «все, без исключения, австрийские, венгерские, германские и турецкие подданные не имеют права на судебную защиту, независимо от того, пребывают ли они в России или нет» (п.1). Положение это распространялось также на:

а) иностранные акционерные общества, хотя таковые были допущены к операциям в России в порядке Закона от 9 ноября 1887 г. или на обосновании Закона от 8 июля 1888 г.;

б) на товарищества полные и на вере, как незарегистрированные в России, так и зарегистрированные в ней [5, с. 106].

Устанавливалось также, что дела, находящиеся в судопроизводстве с участием означенных лиц, на текущий момент приостанавливались, если они возникли до начала войны, и прекращались, если они возникли по объявлению вой-

ны. Один из аргументов законодателей, оправдывающих столь жесткие меры в отношении враждебных иностранцев, заключался в том, что Указ от 28 июля 1914 г. никак не регламентировал прав иностранцев на судебную защиту.

Для стабилизации экономики и развития военных отраслей промышленности правительства воюющих государств, как правило, осуществляли переход к государственному регулированию экономической деятельности. Летом 1915 г. в России была сформирована система государственных органов, осуществляющих централизованное и координационное воздействие на экономику. Совету министров предоставлялось право контролировать деятельность акционерных обществ, образованных по законам иностранных государств и допущенных к деятельности в России на основании утвержденных в империи уставов.

Только за один год для надзора за иностранными предприятиями было учреждено 439 специальных должностей. Причем все расходы по надзору за предприятиями подданных неприятельских государств были отнесены на средства означенных предприятий. Позже круг торгово-промышленных предприятий, подлежащих надзору, был расширен.

С июля 1916 г. в претворение в жизнь ликвидационных мер в торговопромышленной области активно включился Особый комитет по борьбе с немецким засильем, направивший свои усилия на освобождение русской торговли и промышленности от немецкого засилья и стремившийся «путём неуклонного применения действующих узаконений» добиться «полного очищения предприятий, непосредственно принадлежавших германским подданным», а также ликвидации «русских по форме, а по существу немецких акционерных обществ и товариществ» [7].

Полному закрытию подлежали предприятия, принадлежавшие германским подданным, с точки зрения Особого комитета, государственно бесполезные. В остальных случаях ликвидация дел предприятия являлась не прекращением его существования, а лишь передачей в руки новых собственников с помощью образуемого для этих целей особого правления.

В конце января - начале февраля 1917 г. правительство сделало последний шаг в законодательной области, связанный с ликвидацией «германизма» в торгово-промышленной сфере - было принято решение о принудительной продаже «неприятельских» акций [2, с. 232]. Особые полномочия в отношении акционерных обществ (право постановлять об обязательной продаже этих акций в некоторых из них) было предоставлено Совету министров, однако узаконение предусматривало возможность таких действий и со стороны Министерства торговли и промышленности.

В целом всю тяжесть ликвидационного законодательства приняли на себя мелкие фирмы с небольшими капиталами и годовым оборотом, область предпринимательства которых ни в коей мере не являлась стратегической.

Акционерное учредительство претерпело настоящее потрясение сразу же после вступления России в войну. За время войны значительно снизилось число вновь открывших действия иностранных компаний, пошел на спад объем акционерного предпринимательства. Вместе с тем проявилась интересная тенденция: если в довоенные годы, наряду с учредительными, параллельно росло число неакционерных предприятий, то во время войны усиленный характер принял переход от единоличной формы владения к акционерной. Акционерная форма организации капитала, одобренная и использовавшаяся большинством иностранных промышленников, одержала крупную победу во всех областях промышленности и торговли [3, с. 145].

Одновременно с предпринятыми чрезвычайными мерами к концу 1916 г. законодательная деятельность по регулированию экономики, в частности от-

ношений с иностранными предпринимателями и предприятиями, замерла как в правительственных сферах, так и в системе особых совещаний.

Таким образом, в годы первой мировой войны иностранные предприниматели и предприятия из числа подданных неприятельских государств были лишены права на осуществление операций в России путем последовательно принимаемых законодательных актов. На деле со всей очевидностью проявилась приверженность России англо-американскому взгляду на проблему поражения подданных неприятельских государств, согласно которому война прекращает все торговые сношения с «внешним врагом», все сделки заключенные с ним, теряют силу на время войны и т.д. Были отменены все договоры, трактаты и конвенции, заключенные с вражескими державами. Без сомнения, эти действия оправданы реалиями военного времени.

Очевиден также был констатированный дореволюционными и современными исследователями факт: число компаний и предпринимателей, воюющих с Россией держав, абсолютно сократилось вследствие предпринятых против них правительственных мер [11, с. 115].

В результате законодательной и экономической политики, осуществленной в воюющей России, в годы войны впервые произошло вытеснение из иностранных компаний иностранного капитала русским, хотя в это время даже заключались соглашения о взаимном признании акционерных обществ между Россией и дружественными странами.

В первую очередь ликвидационная политика была направлена против германских капиталов, и это нашло горячий отклик в определённых кругах русской деловой элиты. Согласно подсчётам В.С. Дякина, из 611 акционерных обществ, в которых в той или иной степени было обнаружено участие австрийского и германского капитала, решению о закрытии подлежали только 96 обществ, одно из которых ещё не успело открыть действий. Из них тем или иным способом избежали ликвидации 62 общества, 19 предприятии в полном составе перешли в другие руки. Общее число ликвидированных обществ составило 23 промышленных и 7 торговых [2, с. 237].

Из этого видно, что чрезвычайные мероприятия правительства в отношении граждан воюющих с Россией стран дали незначительные результаты, но получили громкую огласку в обществе.

Таким образом, в основу законодательного регулирования иностранного предпринимательства в Российской империи был положен принцип равноправия русских и иностранных подданных. Вместе с тем закон предусматривал ряд исключений из этого общего правила. Во-первых, ограничения на правоспособность иностранного предпринимателя были введены только в приграничных губерниях и областях России на всей протяженности границы. Во-вторых, вводя ограничения на некоторые виды предпринимательской деятельности (горный и золотой промыслы, судоходство во внутренних водах), правительство делало ставку на развитие отечественного бизнеса [6, с. 31]. Но саму практику сепаратного законодательства в отношении иностранцев нельзя рассматривать как ограничение их правоспособности, поскольку она распространялась и на российских подданных.

В целом законодательное регулирование в России иностранного предпринимательства отличалось последовательной защитой государственных интересов и поддержкой отечественного бизнеса.

Литература

1. Дякин В.С. Германские капиталы в России. Электроиндустрия и электрический транспорт / В.С. Дякин. Л.: Наука, 1971. 288 с.

2. Дякин В.С. Первая мировая война и мероприятия по ликвидации так называемого немецкого засилья / В.С. Дякин // Первая мировая война. 1914-1918. М., 1969. С. 227-238.

3. Зив В.С. Иностранные капиталы в русской горнозаводской промышленности / В.С. Зив. Петроград, 1917. 98 с.

4. История государства и права России: учебник. М.: Проспект, 2003. 544 с.

5. Курысь Н.В. Иностранные инвестиции: Российская история (правовое исследование) / Н.В. Курысь. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. 219 с.

6. Поткина И.В. Законодательное регулирование предпринимательской деятельности иностранцев в России. 1861-1916 гг. / И.В. Поткина // Иностранное предпринимательство и заграничные инвестиции в России. М., 1997. 328 с.

7. РГИА. Ф.1483. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.

8. РГИА. Ф.1483. Оп. 1. Д. 7. Л. 61 об.

9. РГИА. Ф. 1483. Оп. 1 Д. 36 Л. 1.

10. Соболев И.В. Борьба с «немецким засильем» в России в годы первой мировой войны: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1998. 211 с.

11. Шепелёв Л.Е. Акционерные компании в России / Л.Е. Шепелёв. Л.: Юридическая литература, 1973. 347 с.

КАПАЕВ МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант кафедры экономической истории и информационных технологий, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск (kapalyudmila@yandex.ru).

KAPAEV MAKSIM ALEXANDROVICH - post-graduate student, Mordovian State University, Russia, Saransk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.