УДК 34°.15; 34°.Ш.233 Акмал Рауфджонович Нематов,
заведующий отделом теоретических проблем современного государства и права Института философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан,
доктор юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Akmal Raufjonovich Nematov, Head of the Department of Theoretical Problems of Modern State and Law of Institute of Philosophy, Political Science and Law, the Academy of Sciences of Tajikistan (Dushanbe), Doctor of Law,
Associate Professor
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
В СФЕРЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ
В статье рассматриваются концептуальные вопросы дальнейшего развития правовой политики государства в сфере уголовно-правовой ответственности и наказания. Обосновывается необходимость дальнейшего развития уголовно-правовой политики путем развития не только уголовного законодательства, но и уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства.
Ключевые слова: правовая политика, уголовно-правовая политика, уголовная ответственность, уголовное наказание, концепция уголовно-правовой политики, уголовное законодательство, уголовно-исполнительное производство, уголовный процесс.
LEGAL POLICY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN THE SPHERE OF CRIMINAL AND LEGAL RESPONSIBILITY AND PUNISHMENT
The article considers conceptual questions of further development of legal policy of the state in the sphere of criminal and legal responsibility and punishment. Need of further development of criminal and legal policy by development not only the criminal legislation, but also the criminal procedure, criminal and executive legislation is proved.
Keywords: legal policy, criminal and legal policy, criminal liability, criminal penalty, concept of criminal and legal policy, criminal legislation, criminal and executive proceedings, criminal trial.
Правонарушение и преступление как негативные и общественно опасные явления сопровождали человечество на всем протяжении его истории. Государство как политическая организация общества всегда боролось с противоправными деяниями посредством выработки правовой политики в сфере юридической ответственности субъектов права и применения соответствующих мер воздействия и форм наказаний в отношении лиц, совершивших противоправное деяние, тем самым оказывая влияние на уровень и качество правонарушений в обществе. Сегодня юридические институты преступления и наказания с особыми характерными чертами продолжают развиваться в Таджикистане, прежде всего отличающиеся с точки зрения правовой идеологии и правовой политики современного Таджикистана, государственно-правовая система которого основывается на принципах и нормах международного права, постулате о приоритете защиты прав и интересов человека, провозглашенного в конституции государства в качестве высшей ценности [1, с. 7].
Как известно, правовая политика и законодательство как составные элементы правовой системы государства в процессе правового регулирования должны отражать действительную жизнь общества. Только в этом случае право может показать свою регулятивную функцию. Поэтому в Таджикистане необходим был документ, предусматривающий на государственном уровне анализ существующих общественных отношений и прогнозирование дальнейшего развития этих отношений в обществе, что возможно только в том случае, если законодатель в ходе законотворческого процесса сможет выявить весь круг общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. В свою очередь, формирование демократического, правового, в особенности светского государства, борьба с все нарастающей угрозой
международного терроризма, религиозного экстремизма и радикализма, транснациональной преступности во многом зависело от разработки специального программного документа, предусматривающего концептуальные положения развития уголовно-правовой сферы государства, в том числе вопросы уголовно-правовой ответственности и наказания.
В Республике Таджикистан принципиальный круг вопросов правовой политики в сфере уголовно-правовой ответственности и наказания, а также вопросов, нуждающихся в законодательном регулировании, нашли отражение в Концепции уголовно-правовой политики Республики Таджикистан, утвержденной Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 ноября 2013 г. № 492, и Концепции прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан, утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 19 февраля 2011 г. № 1021.
Концепции разрабатывались Национальным центром законодательства при Президенте Республики Таджикистан, которые определили сущность, цель, направления, приоритеты и критерии эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в области защиты личности, общества и государства от преступных посягательств средствами уголовного законодательства, четко установили необходимость разработки проектов законов, их сопоставление с действующими законами, изучение и определение соответствия принятых законов требованиям времени и общества. Для реализации Концепций были разработаны соответствующие государственные программы. Программные документы стали своего рода ориентирами для органов государственной власти, в том числе и для парламента в осуществлении законотворческой деятельности в целях обеспечения выполнения требований Конституции Республики Таджикистан и решения актуальных проблем системы законодательства Республики Таджикистан.
Максимальность исполнения и реализации положений Концепций должна быть оценена от эффективности правового регулирования в стране, снижения пробельности и противоречивости в законодательстве, надлежащей его систематизации, в особенности в форме кодификации, реализации и воплощения положений и всех пунктов Концепций. В настоящий момент перед сотрудниками Национального центра законодательства при Президенте Республики Таджикистан в силу того, что этот орган является научно-исследовательским и информационно-аналитическим государственным учреждением, стоит задача оценить эффективность исполнения и уровень реализации Концепции прогнозного развития законодательства и Концепции уголовно-правовой политики Республики Таджикистан, объем достигнутых поставленных целей и задач.
Правовая политика, согласно вышеназванных концепций в сфере уголовно-правовой ответственности и наказания, предусматривала развитие уголовного законодательства в следующих направлениях: приведение в соответствии с требованиями международных актов, признанных Таджикистаном, Уголовного кодекса, в частности с Конвенциями Организации Объединенных Наций по борьбе с транснациональной организованной преступностью и борьбе с коррупцией; исключение из Уголовного кодекса вопросов повторности преступлений; усиление уголовной ответственности и наказания за совершение коррупционных преступлений; декриминализация отдельных преступлений и установление штрафов для экономических преступлений; анализ рецидивов преступлений как связующего признака; смягчение наказания для некоторых категорий граждан, в частности, для несовершеннолетних; исключение ограничения свободы как вида наказаний из Уголовного кодекса и внесение вместо него другого вида наказания, не связанного с лишением свободы.
Концепция уголовно-правовой политики Республики Таджикистан, определяя уголовно-правовую политику Республики Таджикистан в качестве одного из направлений по реализации государственной концепции обеспечения криминологической безопасности, базируется на признании фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости ее основных положений с социальной политикой государства, а также политикой в области профилактики
преступности, защиты и поддержки потерпевших от преступлений, исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, социальной реабилитации и надзора за лицами, отбывшими уголовное наказание. Единая уголовно-правовая политика Республики Таджикистан основана на современных направлениях развития общества; положения государственной концепции выработаны в результате учета юридической практики, строятся на необходимом научном обосновании, представляют собой фундаментальные доктринальные основы ближайшего и долговременного развития государственно-правовой системы Таджикистана и общества в названном направлении [2].
Следует отметить, что реализация положений указанной концепции в короткий период времени была в основном реализована. Однако основная задача, которая стояла перед концепцией, была достигнута частично, в частности, определены степень востребованности обществом того или иного акта законодательства, проведена оценка социальной базы будущих актов законодательства и степени охвата правовым регулированием общественных отношений, а также осуществлен поиск оптимальных вариантов регулирования возникших общественных отношений. С целью продолжения реформ в правовой сфере, в том числе развития законотворческой деятельности, в правоприменительной и правоохранительной деятельности была поставлена задача разработать единую Концепцию правовой политики Республики Таджикистан, которая прозвучала в послании главы государства парламенту в декабре 2016 года. Скорее всего, основные направления дальнейшей правовой реформы и развития законодательства, в том числе в сфере уголовно-правовой ответственности и наказания, в Таджикистане будут отражены в Концепции правовой политики Республики Таджикистан, которая в настоящий момент разрабатывается и все нереализованные моменты, предусмотренные Концепцией прогнозного развития законодательства и Концепцией уголовно-правовой политики, найдут свое отражение в новой концепции, где могут быть определены новые горизонты развития законодательства и законотворческой деятельности, модернизации правоприменительной и правоохранительной деятельности с учетом сложившихся новых общественных отношений как внутри страны, так и за ее пределами.
В настоящий момент Концепция уголовно-правовой политики Республики Таджикистан легла в основу развития уголовного законодательства страны. Считаем, что правовая политика в сфере уголовно-правовой ответственности и наказания, как и в целом уголовно-правовая политика государства, должна охватывать отрасли уголовного права, уголовно-процессуального права и право исполнения уголовных наказаний, нормативно-правовую основу которых должны составить соответственно уголовное, уголовно-процессуальное законодательство и законодательство в сфере исполнения уголовных наказаний в совокупности. Рассмотрим, в каких направлениях должны развиваться отдельные отрасли уголовно-правовой политики в сфере уголовно-правовой ответственности и наказания.
На современном этапе в условиях демократического развития государства уголовное законодательство, выступая в качестве одного из наиболее важных средств регулирования уголовных правоотношений, защищает интересы личности, общества и государства от преступных посягательств и предусматривает соответствующие уголовные наказания. Глобализация, появление новых форм преступности, таких как терроризм, экстремизм, коррупция, незаконный оборот наркотических средств, киберпреступность, требуют от государства периодического совершенствования уголовного законодательства, и оно должно быть готовым к борьбе с такими явлениями.
После приобретения государственной независимости Парламент страны в 1998 г. принял один из совершенных своих законов, каковым является Уголовный кодекс Республики Таджикистан. Почти 20-летнее действие этого нормативного правового акта свидетельствует о том, что он в основном отвечал требованиям времени, обеспечивая единое правовое пространство в сфере борьбы с преступностью и назначения наказаний. Но на современном этапе, с учетом внутренней и внешней политической ситуации, развития общественных отношений, укрепле-
ния устойчивого развития страны, возникла необходимость совершенствования уголовного законодательства страны и приведения его в соответствие с требованиями нового времени.
В настоящий момент правовая политика государства в сфере уголовно-правовой ответственности и наказания выходит на более новый качественный уровень. Возникла острая необходимость пересмотреть уголовно-правовую политику с учетом новых общественных отношений, возникших впоследствии таких мировых угроз и вызовов, как международный терроризм, религиозный экстремизм, киберпреступность и др. Поэтому необходима модернизация положений уголовного законодательства о наказаниях и иных мерах уголовно-правового воздействия. Эта модернизация должна двигаться в следующих направлениях: упорядочение соотношения категорий «уголовная ответственность», «меры уголовно-правового характера», «уголовное наказание» в соответствии с новыми достижениями правовой науки; обеспечение оптимального баланса карательных, восстановительных и превентивных средств уголовно-правового регулирования, комплексное применение которых будет способствовать достижению целей уголовно-правовой политики; согласование в законодательстве иной отраслевой принадлежности предусмотренной Уголовным кодексом Республики Таджикистан системы мер уголовно-правового характера с системой правовых ограничений и запретов, установленных для лиц, совершивших преступления; оптимизирование, с учетом международно-правовых актов, признанных Таджикистаном, системы и содержания основных наказаний; разработка обособленной системы дополнительных наказаний, согласованной с системой иных мер уголовно-правового характера; приведение в соответствие системы отбывания основных и дополнительных наказаний с учетом существующих обстоятельств в Республике Таджикистан; оптимизация объемов и пределов усмотрения суда при назначении уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера.
Эффективная реализация уголовно-исполнительной политики является одной из основных задач государства и уголовно-правовой политики государства, которая в первую очередь ориентирована на возвращение в общество полноценных лиц, ранее совершивших преступление. В период государственной независимости нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов исполнения уголовного наказания, с учетом требований международных актов были разработаны и приняты заново, в том числе Кодекс исполнения уголовного наказания Республики Таджикистан от 6 августа 2001 г., Закон Республики Таджикистан «О системе исполнения уголовного наказания» от 15 июля 2004 г., а также другие отраслевые положения, инструкции и уставы.
Для решения проблем, касающихся исполнения уголовного наказания, необходимо: повысить эффективность наказания в виде лишения свободы путем надлежащего осуществления педагогически-психологического воспитания осужденных (учитывая тот факт, что этот вид наказания остается основным, содержание, формы и методы исправительно-воспитательного воздействия на осужденных должны совершенствоваться на основе принципа индивидуализации исполнения наказания); улучшить качество медицинских услуг для профилактики инфекционных заболеваний среди заключенных (для этого следует разработать и усовершенствовать систему мер по предотвращению распространения инфекционных заболеваний среди лиц, отбывающих наказание); расширить правовые возможности применения наказаний, не связанных с лишением свободы; с учетом условий и возможностей государства улучшить производственно-хозяйственную деятельность в рамках системы исполнения уголовного наказания и повысить экономическую эффективность труда осужденных; разработать новые формы и методы организации труда и деятельности осужденных, ориентированные на поддержание их психического и физического здоровья, активизировать процесс их реабилитации; совершенствовать систему получения осужденными среднего и среднего профессионального образования.
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан, который составляет нормативно-правовой центр системы всего уголовно-процессуального законодательства, был
принят в 2009 г. Как единый систематизированный закон Уголовно-процессуальный кодекс, с одной стороны, признал естественные права и свободы человека высшей ценностью, соблюдая принцип приоритетности интересов личности. С другой стороны, в кодексе указываются механизмы согласования естественных прав человека с социальной жизнью, способы и методы установления реальных обстоятельств дела, сохраняется принцип массовости, конкретизируется необходимость развития основ диспозитивности, разработки процессуального механизма реализации конституционно-правовых основ защиты прав человека и разработки соответствующей процессуальной формы.
Конституционно-правовые основы уголовного судопроизводства способствовали урегулированию важных вопросов отношений человека и государства в области защиты лица от преступных посягательств и безосновательных, незаконных преследований. Они на долгие годы определили демократический характер уголовного процесса. Содержание уголовного судопроизводства, его цель и задачи, способы защиты права от уголовных посягательств, незаконного ограничения права и безосновательных преследований по уголовным делам, принципы, процессуальный статус участников уголовного процесса, процессуальные формы и гарантии, доказательства, досудебное и судебное ведение дел согласованы с конституционно-правовыми основами.
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан поставил точку в длительном споре правоохранительных органов, государственных деятелей, ученых относительно того, к компетенции какого органа относятся: применение предварительного заключения, обыск жилища, арест имущества и другие меры процессуального принуждения, которые ограничивают основные права. Выдача санкций на реализацию вышеуказанных мер новым уголовно-процессуальным законодательством Таджикистана была передана в компетенцию суда.
Для совершенствования правовой политики государства в сфере уголовно-правовой ответственности и наказания в направлении модернизации процессуальных начал рассмотрения уголовных дел и обеспечения справедливого судебного производства по уголовным делам необходимо донести суть концепции уголовно-правовой политики государства до сознания каждого человека. Важно, чтобы содержание уголовного судебного разбирательства было воспринято обществом как известный способ защиты права человека от уголовных посягательств, незаконного ограничения права и безосновательных преследований по уголовному делу.
Также необходимо предоставить человеку возможность с помощью уголовно-процессуального метода защиты его прав использовать государственные программы по защите участников уголовного процесса, примирению, лечению, принятию альтернативных мер наряду с мерами уголовного преследования. Учеными-юристами предлагается в правовой политике государства в сфере уголовного наказания усовершенствовать механизм признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, его приоритет при разработке основ процессуального статуса потерпевшего и подозреваемого посредством процессуального порядка. С учетом цели уголовного процесса, т. е. обеспечения правосудия, обеспечения баланса интересов личности и государства, с учетом признания достоинства человека, плохого состояния потерпевшего, возможности прощения вины друг друга в уголовном судебном разбирательстве, целесообразно разрабатывать программы, направленные на восстановление справедливости, права и ущемленных интересов. Другими словами, судебная справедливость должна иметь не карающий, а воспитательный и восстановительный характер. Основная цель восстановительного правосудия заключается в том, что виновный обязуется компенсировать ущерб, нанесенный им потерпевшему, любым путем, а государство содействует этому. Поэтому следует широко использовать: встречи потерпевшего с подозреваемым; примирение с потерпевшим; возмещение ущерба потерпевшему; замену наказания в виде лишения свободы другими воспитательными видами; стимулирующие меры по содействию и помощи
уголовному процессу. Другим направлением в сфере уголовно-правовой ответственности и наказания является также улучшение практики применения мер пресечения, не связанных с лишением свободы, в том числе залога, личного поручительства, домашнего ареста и др.
Отсюда, гуманизация уголовных санкций остается одним из краеугольных камней всей уголовно-правовой политики государства. Такую тенденцию М.М. Махмудов объясняет тем, что с момента обретения независимости наша страна предпринимает активные действия по формированию современной правовой системы, которая бы соответствовала основным принципам демократического государства. Реальный смысл гуманизации в республике означает не только и не столько смягчение уголовной ответственности, сколько создание дифференцированной и гибкой системы уголовных санкций, позволяющей государству экономить карательные средства, достаточно широко применять другие способы наказания преступника [3, с. 67].
Таким образом, осуществление правовой политики в сфере уголовно-правовой ответственности и наказания в Таджикистане, скорее всего, будет протекать путем модернизации институтов уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права и законодательства, касающихся вопросов ответственности и наказания. Ожидается гуманизация некоторых институтов наказания путем применения альтернативных мер пресечения и видов уголовного наказания, не связанных с лишением свободы, и ужесточение уголовного наказания в отношении преступлений террористического, религиозно-экстремистского, транснационального и кибер-информационного характера.
Список литературы
1. Азизов У. А. Эволюция институтов преступления и наказания на территории исторического и современного Таджикистана: историко-правовое исследование: Монография / Отв. ред. Ф.Т. Тахиров. - Душанбе: «Ан-далеб-Р», 2015. - 368 с.
2. Концепция уголовно-правовой политики Республики Таджикистан // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mmk.tj/ru/Government-programs/concept/jinoyat (официальный сайт Национального центра законодательства при Президенте Республики Таджикистан).
3. Махмудов М.М. Обязательные работы как вид уголовного наказания // Меры уголовной ответственности, не связанные с изоляцией от общества. - Душанбе, 2005. - С. 66-78.