Научная статья на тему 'Концепция уголовно-правовой политики Республики Таджикистан: проблемы и перспективы'

Концепция уголовно-правовой политики Республики Таджикистан: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINAL POLICY / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / PENAL CODE / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ВЫВОД / CONCLUSION / УТВЕРЖДЕНИЕ / STATEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлдошев Зифат Рахмаджонович

В тезисном варианте автором ставится цель в определении векторов развития уголовной политики Таджикистана по итогам двух завершившихся программ судебно-правовых реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юлдошев Зифат Рахмаджонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CRIMINAL-LEGAL POLICY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: PROBLEMS AND PROSPECTS

In thesis option, the author aims at determining the trends of development of criminal policy of Tajikistan on the results of two completed programs of judicial and legal reforms.

Текст научной работы на тему «Концепция уголовно-правовой политики Республики Таджикистан: проблемы и перспективы»

ВЕСТНИК СЮИ

УДК 340

КОНЦЕПЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© 2016 Р. Р. Юлдошев

Аннотация. В тезисном варианте автором ставится цель в определении векторов развития уголовной политики Таджикистана по итогам двух завершившихся программ судебно-правовых реформ.

Ключевые слова: концепция, уголовно-правовая политика, уголовный кодекс, анализ, вывод, утверждение.

THE CONCEPT OF CRIMINAL-LEGAL POLICY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: PROBLEMS AND PROSPECTS

© 2016 R. Yuldoshev

Summary. In thesis option, the author aims at determining the trends of development of criminal policy of Tajikistan on the results of two completed programs of judicial and legal reforms.

Keywords: concept, criminal policy, penal code, analysis, conclusion, statement.

Анализ результатов судебно-правовых реформ, их реальное воплощение и хаотичность совершенствования уголовной политики в контексте Концепции уголовно-правовой политики Таджикистана1 (далее - Концепция) побудили нас разобраться и предложить на суть общественности недостатки реформирования и свои рекомендации по их оптимизации.

Концепция уголовно-правовой политики состоит: 1) из общих положений; 2) целей и задач уголовно-правовой политики; 3) основных направлений уголовно-правовой политики; 4) обеспечения условий эффективности уголовно-правовой политики; 5) эффективности уголовно-правовой политики Республики Таджикистан; 6) условий и предпосылок изменения уголовного законодательства; 7) сроков реализации Концепции.

Если учитывать сроки реализации Концепции, то на первом этапе (2014-2017 гг.) необходимо создание организационных, информационных и научно-методических предпосылок для совершенствования уголовного законодательства Республики Таджикистан и практики его применения, а на втором этапе (2018-2020 гг.) будут продолжаться реализо-вываться основные направления совершенствования уголовного законодательства.

По утверждению разработчиков Концепции, она является основой для разработки перспективных и ежегодных планов законопроектной деятельности Правительства Республики Таджикистан в области защиты личности, общества и государства от преступных посягательств средствами уголовного законодательства, проектов нормативных правовых актов в области совершенствования уголовного законодательства и практики его применения, а также основой для оценки и последующей корректировки уголовно-правовой политики (раздел 1.5 Концепции).

1 Концепция уголовно-правовой политики Республики Таджикистан: утв. постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 ноября 2013 г. № 492 [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан. - URL: http://mmk.tj (дата обращения: 15.07.2016).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Другим положительным моментом является научно-методическое обеспечение эффективности уголовно-правовой политики, которое предполагает ее надлежащее доктри-нальное сопровождение на всех этапах законотворчества. Далее указывается, что приоритетными направлениями научных исследований в области уголовно-правовой политики являются: мониторинг уголовного законодательства Республики Таджикистан и практики его применения; прогнозирование и уголовно-правовое и криминологическое моделирование; изучение причин и обстоятельств совершения преступления с учетом криминологической обусловленности и эффективности уголовного законодательства; анализ системы и практики реализации мер уголовно-правового характера и иных правовых последствий совершения преступления; разработка эффективных методик криминологической, антикоррупционной, правовой, лингвистической и иных экспертиз уголовного законодательства; использование сравнительного правоведения в сфере уголовного права (раздел 4.23 Концепции). Изложенные утверждения частично раскрывают некую актуальность и своевременность данного документа, что в общем не снижает качественный уровень его подготовки.

Ядром данного анализа являются следующие компоненты Концепции: осуществление уголовно-правовой политики государства как политики предупреждения преступности, которая осуществляется совместно с уголовным правом, криминологией, уголовным процессом и исполнением уголовного наказания (раздел 3.14 Концепции). По нашему мнению, именно в данном положении и закрепляются основы для полного реформирования уголовной политики Таджикистана. Утверждения авторов Концепции наводят на мысль, что они разработали данный документ в целях полного воплощения идей второй Программы судебно-правовых реформ (2011-2013 гг.), которая предусматривала принятие Уголовного кодекса в новой редакции. По завершении данной программы и в сроки, указанные в них, уголовный закон не был подготовлен. Авторы своевременно приняли Концепцию, чтобы продолжить работу по общему реформированию уголовной политики страны.

Далее в Концепции утверждается, что развитие уголовно-правовой политики связано с комплексной взаимосвязанностью реформ уголовного права, уголовно-процессуального права и уголовно-исполнительного права, а также правоприменения, и является основным звеном правовой политики государства. В связи с этим уголовно-правовая политика предусматривает совместное совершенствование уголовного законодательства, исполнения наказания и уголовного процесса (раздел 3.15 Концепции). Данные подразделы охватывают все основные ветви уголовной политики, но в официальном тексте документа их содержание вообще не определяется. В основном это поверхностное указание на названные сферы. Проанализированный контекст свидетельствует о том, что требуется эффективная и равномерная реализация всех направлений уголовной политики.

В Таджикистане стало традицией продвигать вперед одно направление, а о другом родственном направлении забывать, а когда дело дойдет до отставленных положений, придется начинать все заново и переделывать или заниматься частичной кройкой уголовной политики. В данном случае появляются материальные и иные затраты, от которых больше вреда, чем пользы.

Также следует отметить, что анализируемая Концепция частично скопировала раздел 20.57 Концепции прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан , которая закрепляет, что в целях дальнейшей гуманизации уголовного законодательства целесообразно принять Уголовный кодекс Республики Таджикистан в новой редакции с

2 Концепция прогнозного развития законодательства РТ (утв. указом Президента РТ от 19.02.2011 № 1021) [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан. - URL: http://mmk.tj (дата обращения: 15.07.2016).

ВЕСТНИК СЮИ

учетом следующих задач: приведение в соответствие с требованиями международных актов, признанных Таджикистаном, Уголовного кодекса, в частности, с Конвенцией ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью и борьбе с коррупцией; исключить из Уголовного кодекса вопросы повторности преступлений; усилить уголовную ответственность за совершение коррупционных преступлений; декриминализировать отдельные преступления и установить штрафы для экономических преступлений; проанализировать рецидив преступлений как связующий признак; смягчить наказания для некоторых категорий граждан, в частности для несовершеннолетних; исключить ограничение свободы как вид наказания из Уголовного кодекса и внести вместо нее другой вид наказания, не связанный с лишением свободы.

В рамках исполнения вышеуказанных пунктов распоряжением Президента Республики Таджикистан от 13 мая 2013 г. была сформирована рабочая группа по разработке новой редакции Уголовного кодекса. По предварительным данным проект Уголовного кодекса в новой редакции после согласования с министерствами и ведомствами страны находится на завершающей стадии доработки со стороны рабочей группы. В связи с объективными причинами работа по согласованию и окончательной доработке затянулась, и вновь распоряжением Президента Республики Таджикистан от 26 февраля 2016 г. за № АП-684 была сформирована новая рабочая группа, которая планирует завершить работу над текстом Уголовного кодекса в новой редакции. По неофициальным данным это -конец текущего года.

Изложенные нами выводы и некоторые рекомендации носят дискуссионный характер и не умаляют настоящую научную и практическую ценность Концепции уголовно-правовой политики. Дискуссионный характер данного анализа должен поспособствовать дальнейшей оптимизации уголовной политики, оживлению научной полемики и выработке конкретных перспективных направлений с учетом всех обстоятельств, которые в совокупности могут оказать положительное влияние на дальнейшее формирование и развитие уголовной политики Таджикистана. В свою очередь уголовная политика нуждается в тщательном и системном подходе при реформировании уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Разобщенность при принятии ключевых законодательств и неучет особенностей различных отраслей права, их взаимообусловленности приводят к разночтению и недопониманию в правоприменительной практике. В итоге получается парадокс, сводящий все старания реформаторов к нескончаемым поправкам законодательной базы вместо концентрированной деятельности в законотворчестве.

Библиографический список

Концепция прогнозного развития законодательства РТ (утв. указом Президента РТ от 19.02.2011 № 1021) [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан. - URL: http://mmk.tj (дата обращения: 15.07.2016).

Концепция уголовно-правовой политики Республики Таджикистан (утв. постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 ноября 2013 г. № 492) [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан. - URL: http://mmk.tj (дата обращения: 15.07.2016).

Программа судебно-правовой реформы на 2011-2013 г.: предварительные результаты и дальнейшие шаги. - Душанбе, 2013.

3 Программа судебно-правовой реформы на 2011-2013 г.: предварительные результаты и дальнейшие шаги. - Душанбе, 2013. - С. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.