Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ЦИФРОВИЗАЦИИ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ЦИФРОВИЗАЦИИ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ / DIGITALIZATION / SOCIAL SPHERE / SOCIAL PROTECTION / SOCIALLY SIGNIFICANT SERVICES / SOCIAL ASSISTANCE / SOCIAL INSURANCE / DIGITAL TRANSFORMATION / GOVERNMENT BENEFITS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Качкын Кызы Гульназ

В статье рассмотрены предпосылки и условия развития цифровых технологий в правовой политике Киргизской Республики, механизм их влияния на ускорение процессов в социальной сфере: упрощение выдачи государственных пособий, обеспечения защиты и учет детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, цифровизации системы содействия занятости населения, улучшения качества обслуживания получателей пенсий и какие проблемы, риски и вызовы возникают в этой связи. Наиболее важными результатами цифровизации сферы социального обеспечения являются создание предпосылок роста культурно-правового уровня населения вследствие стремительного развития цифровой среды. Автор приходит к выводу, что развивая цифровизацию в сфере социально значимых услуг, государственные структуры должны нести ответственность за предоставление электронных документов, населению, в свою очередь необходим переход к обучению в течение всей жизни, к непрерывному образованию и переквалификации кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL POLICY OF THE KYRGYZ REPUBLIC ON DIGITALIZATION OF SOCIAL SECURITY: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article discusses the prerequisites and conditions for the development of digital technologies in the legal policy of the Kyrgyz Republic, the mechanism of their influence on the acceleration of processes in the social sphere: simplification of the issuance of state benefits, ensuring the protection and registration of children and families in difficult life situations, digitalization of the system for promoting employment of the population, improving the quality of service for pension recipients and what problems, risks and challenges arise in this regard. The most important results of the digitalization of the social security sphere are the creation of prerequisites for the growth of the cultural and legal level of the population due to the rapid development of the digital environment. The author comes to the conclusion that by developing digitalization in the field of socially significant services, the state should be responsible for the reliability and correctness of information translated into electronic format, in turn, the population needs a transition to lifelong learning, to lifelong education and retraining of personnel.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ЦИФРОВИЗАЦИИ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

УДК 342.22/352 https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/39

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ЦИФРОВИЗАЦИИ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

©Качкын кызы Г., ORCID: 0000-0003-4118-1701, канд. юрид. наук, Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]

LEGAL POLICY OF THE KYRGYZ REPUBLIC ON DIGITALIZATION OF SOCIAL SECURITY: PROBLEMS AND PROSPECTS

©Kachkyn kyzy G., ORCID: 0000-0003-4118-1701, J.D., Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены предпосылки и условия развития цифровых технологий в правовой политике Киргизской Республики, механизм их влияния на ускорение процессов в социальной сфере: упрощение выдачи государственных пособий, обеспечения защиты и учет детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, цифровизации системы содействия занятости населения, улучшения качества обслуживания получателей пенсий и какие проблемы, риски и вызовы возникают в этой связи. Наиболее важными результатами цифровизации сферы социального обеспечения являются создание предпосылок роста культурно-правового уровня населения вследствие стремительного развития цифровой среды. Автор приходит к выводу, что развивая цифровизацию в сфере социально значимых услуг, государственные структуры должны нести ответственность за предоставление электронных документов, населению, в свою очередь необходим переход к обучению в течение всей жизни, к непрерывному образованию и переквалификации кадров.

Abstract. The article discusses the prerequisites and conditions for the development of digital technologies in the legal policy of the Kyrgyz Republic, the mechanism of their influence on the acceleration of processes in the social sphere: simplification of the issuance of state benefits, ensuring the protection and registration of children and families in difficult life situations, digitalization of the system for promoting employment of the population, improving the quality of service for pension recipients and what problems, risks and challenges arise in this regard. The most important results of the digitalization of the social security sphere are the creation of prerequisites for the growth of the cultural and legal level of the population due to the rapid development of the digital environment. The author comes to the conclusion that by developing digitalization in the field of socially significant services, the state should be responsible for the reliability and correctness of information translated into electronic format, in turn, the population needs a transition to lifelong learning, to lifelong education and retraining of personnel.

Ключевые слова: цифровизация, правовая политика, социальная сфера, социальная защита, социально значимые услуги, социальная помощь, социальное страхование, цифровая трансформация, государственные пособия.

Keywords: digitalization, social sphere, social protection, socially significant services, social assistance, social insurance, digital transformation, government benefits.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

Переход к цифровизации страны заявлен в качестве одного из приоритетов национального развития страны и заложен в программные документы и ряд мероприятий по цифровой трансформации страны [1].

Одним из государственных программ Киргизской Республики явилась Национальная стратегия развития Киргизской Республики на 2018-2040 годы, которая дополняет и расширяет программу цифровой трансформации, определяет структуру, систему управления и основы процесса цифровизации страны.

Взятый курс страны на внедрение цифровых технологий во всех областях государственного управления, а также во всех сферах жизнедеятельности имеет цель интеграцию с мировыми цифровыми процессами, которые должны будут упростить экономические и торговые задачи.

Указанные государственные цели должны преследовать две задачи:

-сделать жизнь граждан комфортной, т. е. не выходя из дома взаимодействовать с государственными органами и структурами, обмениваться электронными данными (создание, хранение, учет);

-снизить уровень коррупции и создать комфортные условия для развития общества, т. е. государственные услуги должны быть прозрачными и доступными, подотчетными обществу [2, с. 290].

За истекший период независимости в Кыргызстане осуществлены определенные меры по реформированию сферы социального обеспечения. В соответствии с мировой практикой ведется работа по четкому разделению системы социального обеспечения на две организационно- самостоятельные и с разными источниками финансирования структуры:

- социальную помощь;

- социальное страхование.

С 1994 г. действует социальный фонд при Правительстве, создан первый в республике негосударственный Пенсионный фонд. В результате реформирования в социальной политике Кыргызстана за последние годы произошли изменения, позволившие улучшить состояние социальной защищенности уязвимых категорий населения, поднять уровень социальных выплат, расширить государственный социальный заказ и внедрить стандарты оказания услуг.

Тем не менее, по утверждению А. Маматова, реформы в социальной сфере, проводимые в Кыргызстане на протяжении последних десятилетий, не дали ощутимых результатов. Занятость по отраслям экономики остается нестабильной, безработица растет, не создан полноценный рынок труда вследствие политических, социальных, экономических, демографических и других причин. Доходы многих людей остаются небольшими и не могут обеспечить элементарный прожиточный минимум [3, с. 23].

С начала 2019 г проведены информационные тренинги по цифровизации во всех областях республики с участием органов местного самоуправления, территориальных руководителей и ректоров вузов, а также семинары с руководителями республиканских государственных органов.

Запущенная с 1 июля 2019 г. Национальная система мониторинга позволит в режиме реального времени отслеживать экономические, финансовые, социальные показатели государства. В целях реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023», одобренной решением Совета безопасности Киргизской Республики от 14 декабря 2018 г №2 для системного, поэтапного подхода была разработана и утверждена Дорожная карта [4].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

Дорожная карта предусматривает цифровую социальную защиту и пенсионное обеспечение, где основными задачами являются: ускорить процессы выдачи государственных пособий путем интегрирования государственных органов, задействованных в выдаче справок для получения гражданами государственных пособий, муниципальных услуг и социальной помощи; обеспечение защиты и учет детей, и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; цифровизация системы содействия занятости населения; улучшение качества обслуживания получателей пенсий.

Для реализации указанных задач, разработаны новые механизмы и методы поддержки социально незащищенных категорий граждан, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и с ограниченными возможностями здоровья:

-создан и функционирует сервис посредством СМЭВ «Тундук» на Государственном портале электронных услуг по автоматизированной выдаче справок для получения государственных услуг;

-создана база данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; -утверждена Методология прогнозирования процессов миграции родителей-мигрантов в системе управления рисками;

-запущен веб-портал «Занятость»;

-создана и внедрена электронная биржа труда;

-внедрен личный кабинет застрахованного лица и/или пенсионера.

В главном ведомстве страны — Министерстве труда и социального развития Киргизской Республики полноценно функционируют две автоматизированные базы — «Корпоративная информационная система социальной помощи» (КИССП) и «Информационная система рынка труда» (ИСРТ) [5].

Социальный фонд одним из первых в КР работает по развитию процесса цифровой трансформации в сфере оказания социальных услуг: открыл колл-центр — 1202, проводит семинары-тренинги для повышения квалификации сотрудников Соцфонда КР, в ведомстве функционирует система электронной отчетности [6, с. 3].

Для поддержки детей в ведомстве утвержден план мероприятий по поддержке детей, который отвечает целям и задачам по цифровизации страны и доступа детей к социальным выплатам. Так, с 1 июля 2019 г запушен упрощенный процесс получения пособия «Балага суйунчу» («Подарок детям») путем обмена информации через систему «Тундук». Пособие выдается в течение 1-2 дня вместо нескольких месяцев.

Во исполнения Указа Президента республики об объявлении 2020 г. «Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей» в Министерстве труда и социального развития КР разработана автоматизированная база данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На данный момент в 5 районах страны проводится пилотное функционирование данной системы. К ней будут подключены соответствующие государственные органы, что позволит оперативно реагировать и принимать решения по возникающим вопросам.

В августе 2019 г. произведено подключение системы «Тундук» и Интеграционного шлюза Евразийской экономической комиссии, позволяющей в автоматизированном режиме производить обмен информацией с другими государствами-членами ЕАЭС.

Отметим, что в электронном виде предоставляются лишь некоторые услуги фонда, но это не в полной мере отвечают целям и задачам цифровизации социальной сферы, в связи с

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

чем нужно запланировать цифровую трансформацию государственных услуг через запуск различных суперсервисов.

Если сейчас гражданин должен сам запрашивать информацию о той или иной мере социальной поддержки, то после внедрения суперсервисов государство будет уведомлять человека о том, что ему положены те или иные услуги из социального фонда Киргизской Республики.

Одним из главных этапов цифровой трансформации Кыргызстана является проект уполномоченного органа по информационным технологиям КР «Открытые данные», в рамках которого в скором времени население Кыргызстана получит доступ к порталу с актуальными базами данных различных ведомств КР, для того, чтобы бесконтактно взаимодействовать и получать различного рода справки.

Старт цифровизации в Российской Федерации и Республике Казахстан был дан еще в 90-е годы, были разработаны госпрограммы по форсированному инновационному развитию, запущены порталы «электронного правительства»; повсеместно внедрены цифровые технологии на основе единых государственных информационных систем по вопросам труда, здравоохранения, социального страхования и поддержки семьи , пенсионного обеспечения, занятости, миграции, которыми ежегодно уже пользуются миллионы человек.

Следует отметить, что есть комплекс ограничивающих организационно-технических, правовых, экономических и других факторов.

Выделим наиболее ключевые моменты:

-отсутствие системной программы цифровизации страны, а также массовый сбор данных, который может привести к нарушениям права на неприкосновенность частной жизни и облегчить правительству контроль за деятельностью отдельных граждан;

-автоматизирование и повсеместное использование компьютерных технологий для повышения производительности может вызвать риски для понижения уровня заработной платы и подбора низкоквалифицированных кадров;

-повышение вероятности кибератак и киберугроз потребует принятия адекватных мер реагирования и дополнительных расходов по обеспечению кибербезопасности;

-отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров и недооценка роли.

Решение задач по цифровой трансформации в социальной сфере напрямую обеспечивает рост уровня жизни населения, приведет к развитию цифровых компетенций населения, морального и физического здоровья граждан.

Н. В. Романова отмечает преимущества использования цифровых технологий в социальной сфере: данная сфера станет мобильной и восприимчивой к текущим переменам и приведет к росту качества оказываемых госструктурами социальных услуг.

При этом цифровые технологии не являются социально нейтральными - с одной стороны, они несут обществу новые перспективы, возможности и решения, а с другой стороны, являются одновременно источником возникновения социальных рисков (защита персональных данных, цифровая этика, кибербезопасность и т. п.) [7, с. 58].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

Для развития цифровой модели Кыргызстану требуются специалисты высокого уровня, способные осваивать постоянно обновляющиеся технологии. Это обусловит необходимость перехода к обучению в течение всей жизни, к непрерывному образованию и переквалификации кадров. В связи с чем, государству на базе существующих учебных заведений, целесообразно открыть центры по переобучению.

Развивая цифровые технологии в сфере оказания социальных услуг, государственные структуры должны нести ответственность за достоверность электронной информации. Сервисы, оказываемые на базе этих данных, должны поддерживать и развивать как бизнес-структуры, так и технологичные компании на принципах государственно-частного партнерства.

Список литературы:

1. Об объявлении 2020 года Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей: Указ Президента Киргизской Республики от 8 января 2020 г.

2. Айдарбекова Г. Б., Уметов К. А. Цифровое правосознание общества в контексте правовой политики Киргизской Республики // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №9. С. 288-292. https://doi.org/10.33619/2414-2948/58/31

3. Маматов А. Основные направления модернизации социальной сферы Кыргызстана (1992-2002 гг.): автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Бишкек, 2005.

4. «Дорожная карта» по реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023». Распоряжение Правительства Киргизской Республики от 15 февраля 2019 года № 20-р. https://clck.ru/SRfAv

5. Официальный сайт Министерства труда и социального развития Киргизской Республики. http://socfond.kg/ru/pensioners/

6. Цифровой Кыргызстан: нынешнее состояние и путь вперед. https://clck.ru/SReue

7. Романова Н. В. Цифровизация услуг в социальной сфере: проблемы и перспективы // Bulletin USPTU. Science, education, economy. Серия Экономика. 2020. №1 (31). С. 58. https://doi.org/10.17122/2541-8904-2020-1-31-58-65

References:

1. On declaring 2020 the Year of Regional Development, Digitalization of the Country and Support for Children: Decree of the President of the Kyrgyz Republic of January 8, 2020.

2. Aidarbekova, G., & Umetov, K. (2020). Digital Legal Consciousness of the Company in the Context of the Legal Policy of the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 6(9), 288292. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/58/31

3. Mamatov, A. (2005). Osnovnye napravleniya modernizatsii sotsial'noi sfery Kyrgyzstana (1992-2002 gg.): authoref. Ph.D. diss. Bishkek.

4. "Roadmap" for the implementation of the Concept of digital transformation "Digital Kyrgyzstan 2019-2023". Order of the Government of the Kyrgyz Republic dated February 15, 2019, no. 20-r. https://clck.ru/SRfAv

5. Official site of the Ministry of Labor and Social Development of the Kyrgyz Republic. http://socfond.kg/ru/pensioners/

6. Digital Kyrgyzstan: Current State and Way Forward. https://clck.ru/SReue

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 6. №12. 2020 https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

7. Romanova, N.V. (2020). Digitalization of Services in the Social Sphere: Problems and Prospects. Bulletin USPTU. Science, education, economy, 1(31), 58. (in Russian). https://doi.org/10.17122/2541-8904-2020-l-31-58-65

Работа поступила в редакцию 05.11.2020 г.

Принята к публикации 10.11.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Качкын кызы Г. Правовая политика Киргизской Республики по цифровизации сферы социального обеспечения: проблемы и перспективы // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №12. С. 339-344. https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/39

Cite as (APA):

Kachkyn kyzy, G. (2020). Legal Policy of the Kyrgyz Republic on Digitalization of Social Security: Problems and Prospects. Bulletin of Science and Practice, 6(12), 339-344. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/39

£1 ® I

й^Е^Н Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC Bh 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.