Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
УДК 340 https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/22
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МСУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
©Бейшембек кызы А., ORCID: 0000-0003-4712-2956, Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, asemabk@mail.ru ©Абжапаров М. С., ORCID: 0000-0002-8828-0638, Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, tailung111@mail.ru
THE LEGAL POLICY OF THE KYRGYZ REPUBLIC ON THE DIGITALIZATION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES, LOCAL GOVERNMENT BODIES AT THE PRESENT STAGE
©Beishembek kyzy A., ORCID: 0000-0003-4712-2956, Kyrgyz National University named after
Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, asemabk@mail.ru ©Abzhaparov M., ORCID: 0000-0002-8828-0638, Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, tailung111@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается государственная политика в сфере цифровой трансформации страны. Рассмотрено понятие государственной политики и цифровизации. Отмечено, что правильно построенная правовая и государственная политика — залог достижения успеха в намеченной цели в развитии страны. Сделана попытка осветить положительные стороны как грамотной государственной политики, так и развития государства по курсу использования инновационных технологий. Авторы попытались осветить положительное влияние перехода на цифровые технологии на качество жизни человека и государственной деятельности в перспективе. Приведены несколько примеров внедрения автоматизированных информационных систем.
Abstract. The article discusses government policy in the field of digital transformation of the country. The concept of public policy and digitalization is considered. It is noted that a properly constructed legal and state policy is the key to achieving success in the intended goal in the development of the country. An attempt is made to highlight the positive aspects of both competent public policy and the development of the state at the rate of using innovative technologies. The author tried to highlight the positive impact of the transition to digital technologies on the quality of human life and government activities in the future. Several examples of the implementation of automated information systems are given.
Ключевые слова: информационные технологии, цифровизация, политика, государство, общество, национальная стратегия, развитие, цифровая трансформация.
Keywords: information technology, digitalization, politics, state, society, national strategy, development, digital transformation.
На всех этапах становления и развития государства внедрялись новые методы регулирования жизни общества. Внедрение новых способов главным образом преследовало цель упрощения и облегчения выстраивания социальных взаимоотношений. На сегодняшний день, с развитием общества по пути высоких технологий, информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. Достижения в этой области затронули все
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
сферы деятельности личности, общества и государства. В настоящее время использование тех или иных информационных технологий стало обыденным явлением.
Как пишет А. А. Карцхия: «Стремительное развитие революционных преобразований привело к новому технологическому укладу на основе цифровых технологий (цифровой революции), последовательно формирующей новую социальную, экономическую, политическую и правовую реальность, в основе которой лежит так называемая «цифровизация» производства и общественных процессов в целом» [1].
Киргизская Республика не является исключением и в настоящее время проводит правовую политику в сфере цифровизации страны. Так, в Стратегии развития Киргизской Республики на 2018-2040 гг. каждый раздел, предусматривающий видение и шаги развития, охватывает внедрение и широкое использование информационных технологий [2].
Как правильно отмечает А. В. Малько: «Политика осуществляется в различных сферах жизнедеятельности общества и в этой связи может иметь различную природу и направленность. Как известно, бывает политика социальная, экономическая, национальная, военная, информационная и т. п.» [3].
Также важно мнение Е. М. Стрелец, которая пишет, что существенными причинами модернизации механизмов формирования государственных стратегий служат зарубежные идеологии и образцы управления, научные разработки и достижения политико-управленческой теории, которые стимулируют административное реформирование. Важное значение в процессе формирования государственной политики имеют правящие элиты, качество политических команд и лидеров государства, стиль деятельности государственных менеджеров [4].
«... Четкая юридическая политика, — как отмечается в литературе, — должна оказывать воздействие на развитие национальных отношений, способствовать тому, чтобы они не приобрели разрушительный, деструктивный характер» [5].
Нам импонирует точка зрения А. В. Малько, который считает, что под правовой политикой можно понимать научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и негосударственных структур по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности [3].
Также мы согласимся с мнением Т. Майер-Малы, который считает, что результатом правовой политики служит не только определенная направленность законодательства, но и определенная идеология [6].
По этому поводу В. А. Рудковский писал: «Научно обоснованная правоприменительная политика служит необходимой гарантией практического обеспечения прав и свобод личности, упрочения законности и правопорядка, решения других жизненно важных задач» [7].
Как видно из вышеизложенного вектор развития государства зависит от правильно сформулированной и утвержденной правовой политики. Ведь идеи, заложенные в правовой политике государства, определяют направленность совершенствования институтов государства. И как мы отмечали выше, Стратегия развития Киргизской Республики на 20182040 гг. заложила концепцию, ориентированную на цифровизацию. В условиях нового подхода к «цифровизации» права и правоприменения следует признать необходимость нового взгляда на правовые институты в эпоху информационного общества и цифровых технологий, последовательной адаптации традиционных правовых механизмов к новым реалиям [1].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
Эволюция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), их повсеместное использование приводит к институциональным изменениям во всех сферах жизнедеятельности человека и человечества, а также к возможности повышения уровня комфорта для отдельных людей. Традиционные сегодня виды жизнедеятельности — от медицинского обслуживания, образования, до финансовых услуг — переходят в цифровой формат, что должно их по замыслу сделать более качественными, удобными и широкодоступными [8].
Одним из приоритетных направлений оптимизации процесса отправления правосудия является применение современных информационных технологий в деятельности судов. Внедрение электронного судопроизводства позволит не только достичь максимальной прозрачности и облегчения доступа граждан к правосудию, но также способствует повышению качества, своевременности, прозрачности и открытости правосудия. Каждый гражданин получит прямой доступ к онлайн информации, касающейся состояния преступности и мер, принимаемых со стороны государства, по борьбе с ней [2].
В Стратегии развития КР 2018-2040 четко и ясно предусмотрено обязательное включение компонента цифровой трансформации во все концептуальные и стратегические документы, разрабатываемые в соответствии с данной стратегией. Также Президентом КР С. Ш. Жээнбековым на заседании Совета безопасности КР было отмечено, что борьба против коррупции -это приоритетная работа, которую надо начать незамедлительно и проводить постоянно. И в данной работе метод цифровизации является одним из действенных путей.
Необходимо понимать, что цифровизация страны — это требование современности. И она, как явление, неизбежно коснется всех отраслей государства. Если мы, как часть общества, понимаем, что развитие его неразрывно связано с развитием информационных технологий и внедрением их в нашу жизнь, то мы должны понимать и то, что цифровизация — это шаг в будущее.
Также разработана Национальная концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023», которая гласит: «В целях своевременного и эффективного использования современных технологий и получения дивидендов от цифровизации нашего общества необходимо заложить прочный фундамент, который состоит из нецифровых факторов». На основе концепции разработана Дорожная карта, где предусматривается 89 мероприятий по ее реализации, из которых уже выполнено 71.
Данные факторы включают в себя такие важные для развития государства элементы, как строительство современных и адаптивных государственных институтов, инвестиции в человеческий капитал, создание гибких механизмов разработки и обновления нормативной правовой базы, поощрение научно-исследовательской деятельности и инноваций в бизнесе, консолидация деловой среды, которые станут локомотивом роста экономики» (https://digital.gov.kg).
Основными направления проекта является развитие цифровых навыков у граждан, предоставление государственных и иных услуг в электронном формате, обеспечение стабильного экономического роста на основе цифровых технологий.
Так, в Киргизской Республике в 2016 г., первоначально, в пилотном режиме, между несколькими ведомствами была внедрена система «Тундук». На сегодняшний день система «Тундук» функционирует между 45 государственными органами и 23 коммерческими организациями. «Тундук» — это информационная система, позволяющая органам власти и юридическим лицам обмениваться в автоматическом режиме данными, необходимыми для исполнения государственных функций и оказания государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям в электронном формате (https://www.tunduk.gov.kg/ru).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
Отметим и единый Портал электронных услуг Государственной регистрационной службы при Правительстве Киргизской Республики, который качественно улучшает взаимосвязь между гражданином и государственными органами. Данный Портал работает пока в тестовом режиме, но хотелось бы обратить внимание, что он уже заслужил хороший отзыв со стороны пользователей.
Переход на предоставление большей части государственных услуг через информационные технологии имеет большие преимущества, начиная от упрощения процедуры получения данных услуг и заканчивая воспрепятствованием созданию коррупционных схем. Так, в ходе работы по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг в режиме онлайн было выявлено, что многие услуги искусственно навязываются государственными и муниципальными органами. Результатами проведенной работы стало то, что до оптимизации и дальнейшего перевода услуг на онлайн режим было 19726 платных государственных услуг. После проведения оптимизации в общем осталось 398 государственных услуг из них платных — 238 и бесплатных — 160 услуг. Конечно, сравниваемые цифры удивляют и, встает вопрос и зарождается опасение: А не повредит ли такая оптимизация простым гражданам и юридическим лицам?
Для частичного рассеивания опасений, хотим отметить, что для исключения конкретной государственной или муниципальной услуги из списка был выстроен определенный критерий необходимости и запрашиваемости данной услуги физическими и юридическими лицами.
И соответственно, после, так называемой, ревизии и выработке стандартов предоставления указанных услуг, появилась отличное подспорье для легкого и «безболезненного» перехода на предоставление их в онлайн режиме.
2020 год в Кыргызстане объявлен Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей — это еще раз подтверждает о важности поставленных задач по цифровой трансформации страны. Задача развития регионов имеет большое значение в общем деле преобразования страны. Отмечая наш Кыргызстан, где больших городов мало, где сельское население преобладает над городским, где в города стекаются жители регионов для работы, учебы или смены места жительства, хотелось акцентировать внимание на необходимость проведения работ именно в регионах. Ведь понятно, что возможность увидеть и воспользоваться результатами цифровой трансформации во многом зависит от доступа к интернету, которого, как мы знаем, в регионах мало и если есть, то качество и скорость оставляют желать лучшего.
Как отмечают С. В. Есипов и А. В. Сергейчук: «Реформы местного самоуправления — важная составляющая модернизации государства и общества, поскольку объективно органы местного самоуправления представляют собой некий фронт-офис централизованных институтов социально-экономического управления, а с другой — объективно выражают первичный оттиск интересов населения. От эффективности нередко недооцениваемой работы этого уровня социальной организации зачастую в наибольшей степени зависит эффективность общества и государства» [9].
Цифровая трансформация страны идет полным ходом. В декабре 2019 года Государственное предприятие «Инфоком» презентовало систему «Санарип аймак», которая с мая 2020 года начала свою реализацию. Основными целями создания системы являются:
-автоматизация процесса формирования хозяйственной книги и паспорта айыл окмоту (сельской управы) с применением новых технологий;
-учет и контроль внутренней миграции населения;
-упрощение бизнес-процессов и обеспечение формирования актуальных данных; -интеграция с ведомственными информационными системами через СМЭВ «Тундук».
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
-автоматическое формирование статистики и отчета, на основе которых производится мониторинг и анализ по предоставляемым государственным услугам.
-формирование выходных форм и отчетной документации по данным, регистрируемым и формируемым в системе (https://www.akchabar.kg/ru/news/).
Первоначально данная система была внедрена в пилотном режиме, планируется до конца 2020 года реализовать ее в 484 айыл окмоту (сельских управах).
Цифровая трансформация не обошла стороной и правоохранительные органы Киргизской Республики, так, с 1 января 2019 г. в рамках судебно-правовой реформы начала свое действие Автоматизированная информационная система «Единый реестр преступлений и проступков» (ЕРПП). Данная система преследует несколько задач, в числе которых прозрачность деятельности правоохранительных органов и, конечно же, борьба с коррупцией в данных ведомствах.
Отмечая положительные и отрицательные стороны ЕРПП, хотелось бы сказать, что явных недостатков в ЕРПП не наблюдается, но возникают технические проблемы использования ЕРПП — это материально-техническое оснащение сотрудников правоохранительных органов, вернее его отсутствие или нехватка. Это проблема, к счастью, решаема. Что касается положительных сторон, то основным неоспоримым преимуществом данной системы является, как уже указано выше, прозрачность деятельности правоохранительных органов.
С учетом того, что цифровизация страны рассматривается на уровне Совета безопасности Киргизской Республики, принимаются целые стратегии и концепции развития, предполагающие цифровую трансформацию страны и того, что на сегодняшний день проделан колоссальный труд по внедрению автоматизированных информационных систем, делается вывод, что мы идем по верному пути.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что работа по цифровизации страны ведется по всем направлениям. Государство и гражданское сообщество функционируют в одном направлении. В направлении улучшения качества жизни. На сегодняшний день Кыргызстан стоит на пороге глобальных изменений. Изменений, улучшающих качество жизни, которое зависит от многих факторов начиная от своевременной квалифицированной медицинской помощи, внедрения современных образовательных систем и легкого доступа к государственным услугам без лишней бюрократии, заканчивая искоренением коррупции на всех уровнях власти. И цифровизация в этом плане является универсальным методом, который применим в любой отрасли для решения поставленных задач.
Работа была выполнена в рамках проекта «Правовая политика Киргизской Республики в сфере цифровой трансформации» Министерства образования и науки КР.
Список литературы:
1. Карцхия А. А. Цифровизация в праве и правоприменении // Мониторинг правоприменения. 2018. №1 (26).
2. Национальная стратегия развития КР 2018-2040. www.prezident.kg
3. Малько А. В. Правовая политика: актуальные проблемы исследования // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2011. №4. С. 57-81.
4. Стрелец Е. М. Государственная политика как механизм формирования долгосрочных стратегий современного государства // Вестник государственного и муниципального управления. 2016. №3 (22). С. 51-56.
5. Законодательство в Российской Федерации / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 2000. С. 44.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
6. Майер-Малы Т. Идея права - правовая наука - правовая политика // Право XX века: идеи и ценности. М., 2001. С. 99.
7. Рудковский В.А. Правовая политика и осуществление права. Волгоград, 2009. С. 267268.
8. Юдина Т. Н. Цифровизация как тенденция современного развития Экономики российской федерации: pro y contra. Государственное и муниципальное управление // Ученые записки СКАГС. 2017. №3. С. 139-143.
9. Есипов С. В., Сергейчук А. В. Оптимизация деятельности органов местного самоуправления по предоставлению муниципальных услуг в условиях цифровизации // Петербургский экономический журнал. 2019. №2. С. 71-82.
References:
1. Kartskhiya, A. A. (2018). Digitalisation in law and law enforcement. Monitoring pravoprimeneniya, (1), 36-40. (in Russian).
2. Natsional'naya strategiya razvitiya KR 2018-2040. www.prezident.kg
3. Malko, A. V. (2011). Pravovaya politika: aktual'nye problemy issledovaniya. TrudyInstituta gosudarstva iprava Rossiiskoi akademii nauk, (4), 57-81. (in Russian).
4. Strelets, E. M. (2016). Gosudarstvennaya politika kak mekhanizm formirovaniya dolgosrochnykh strategii sovremennogo gosudarstva. Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya, (3), 51-56. (in Russian).
5. Zakonodatel'stvo v Rossiiskoi Federatsii (2000). Moscow. (in Russian).
6. Maier-Maly T. (2001). Ideya prava - pravovaya nauka - pravovaya politika. In Pravo XX veka: idei i tsennosti, Moscow. (in Russian).
7. Rudkovskii, V. A. (2009). Pravovaya politika i osushchestvlenie prava. Volgograd. (in Russian).
8. Yudina, T. N. (2017). Tsifrovizatsiya kak tendentsiya sovremennogo razvitiya Ekonomiki rossiiskoi federatsii: pro y contra. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS, (3), 139-143. (in Russian).
9. Esipov, S. V., & Sergeichuk, A. V. (2019). Optimizatsiya deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya po predostavleniyu munitsipal'nykh uslug v usloviyakh tsifrovizatsii. Peterburgskii ekonomicheskii zhurnal, (2), 71-82. (in Russian). https://doi.org/10.25631/PEJ.2019.2.71.82
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 12.07.2020 г. 17.07.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Бейшембек кызы А., Абжапаров М. С. Правовая политика Киргизской Республики по цифровизации правоохранительных органов, органов МСУ на современном этапе // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №8. С. 216-221. https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/22
Cite as (APA):
Beishembek kyzy, A., & Abzhaparov, M. (2020). The Legal Policy of the Kyrgyz Republic on the Digitalization of Law Enforcement Agencies, Local Government Bodies at the Present Stage. Bulletin of Science and Practice, 6(8), 216-221. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/22
1(2) ©I I
ь^вХИ Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)