А.Д. Шминке
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
В данной статье посредством анализа различных подходов представлена правовая политика как сложно-структурированный доктринальный документ системного характера, важнейший фактор укрепления единства системы права и системы законодательства, главной целью которого является создание правовых условий, обеспечивающих строительство демократического правового социального государства.
Ключевые слова: правовая политика, гармоничный, развитие, система права, законодательство, цель, структура.
A.D. Shminke
THE LEGAL POLICY OF THE STATE IN THE SPHERE OF REALIZATION OF HARMONIOUS DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF LAW AND THE SYSTEM OF LEGISLATION IN RUSSIA
In this article the author analyses different approaches and presents the lawful policy as a complex structural doctrinal document of system character and the most important factor of strengthening of unity between the system of law and the system of legislation. Its main goal is to create lawful conditions which provide the foundation of the democratic lawful social state.
Keywords: legal policy, development, system of law, legislation, goal, structure.
Рассматривая систему права и систему законодательства как целостную единую сущность, мы неизбежно сталкиваемся с правовой политикой государства. Именно правовая политика является связующим звеном этих двух систем. По мнению О.А. Рыбакова, «речь идет о правовой политике тогда, когда затрагиваются принципы, цели законодательства, параметры, приоритеты создания и реализации норм права»1. Поэтому поиск методологии внутренне согласованной, практически значимой и последовательно реализуемой общей концепции правовой политики весьма актуален.
Несмотря на то, что фундаментальные труды по проблеме правовой политики появились сравнительно недавно, это направление при исследовании других правовых проблем затрагивали С.А. Муромцев2, Г.Ф. Шершеневич3, Л.И. Пет-ражицкий4 и др.
С одной стороны, представление дореволюционных авторов о правовой политике (политике права5) встречает критику, а с другой — в этих подходах мы находим рациональное зерно для наших исследований. Так, автор социально-научной теории права С.А. Муромцев, говоря о «реформе существующего и создании нового права», наметил пути правовой политики (политики права). Политика права, по его словам, «определяет цели и приемы, которыми должны руководствоваться гражданский законодатель и судья»6. Л.И. Петражицкий идет еще дальше. Связывая правовую политику (политику права) с социальными благами человека, достижение этих благ он видит в практической науке —
© Шминке Алла Дмитриевна, 2013
Кандидат юридических наук (Саратовская государственная юридическая академия).
политике права7 — превращение этих благ из цели, идеала в практическую реальность8. Таким образом, он выстраивает логическую последовательность правовой политики: цель, средства, результат. Для Г.Ф. Шершеневича правовая политика (политика права) — поэтапная реализация мер, направленных на изменение посредством законодательства существующего порядка в соответствии с идеальными представлениями, разрабатываемыми философией права9. На первом этапе выявляется неудовлетворенность действующим правопорядком; на втором — формулируются цели будущих преобразований права; на третьем — осуществляется практическая реализация поставленных целей10. По сути он выстраивает ту же самую логическую последовательность правовой политики, что и Л.И. Петражицкий, лишь с разницей в содержании.
Разработки С.А. Муромцева, Л.И. Петражицкого, Г.Ф. Шершеневича и других дореволюционных авторов не получили должного развития в советский период. Исследователи того времени, находясь под влиянием марксистско-ленинской парадигмы, в рамках которой «все юридическое в основе своей имеет политическую природу»11, а «закон есть мера политическая, есть политика»12, приходили к мысли, что «политика в широком смысле слова включает в себя право»13, т. е. преобладал взгляд о примате политики над правом14.
Это в свою очередь привело к отказу от термина «политика права», используемого дореволюционными авторами, в пользу термина «юридическая политика», под которой понималась планомерная, научно обоснованная стратегическая программа внутреннего развития и совершенствования правовой надстройки и пути ее осуществления; принципы и основные направления, характерные а для процесса разработки и применения норм права, развития правосознания ? трудящихся, планирования законодательной деятельности, определения задач й и методов функционирования юридических учреждений15. При этом термин | «правовая политика» было предложено «применять для характеристики, по-I мимо прочего, регулятивных функций права для политического руководства»16. I Правда, отдельные авторы после принятия Конституции СССР 1977 г. пыта-
го
| лись по-иному взглянуть на проблему. Например, Д.А. Керимов высказал идею § исследовать не только определяющую роль политики в правовом регулировании, | но и обратного воздействия права на единообразное и эффективное осуществлена ние политики17. Однако эта идея не нашла поддержки в «юридическом мире», ° который не признавал «иной, немарксистской политики права в условиях со-« циалистической политической системы»18.
| Ситуация меняется с принятием в 1993 г. Конституции РФ, где наше государе ство объявляется правовым и социальным, т. е. право становится приматом над 1 государством. В этих условиях авторы меняют вектор исследования правовой
0
° политики, пытаясь выразить свое мнение в ключе коренных изменений в праве
(Го
¿5 и государстве. Так, например, Н.И. Матузов представил правовую политику как
1 политику, проводимую государством в силу следующих обстоятельств. Во-первых, | в основе правовой политики лежит право. Во-вторых, правовая политика осуществляется правовыми методами. В-третьих, ее границы очерчены правовой сферой деятельности. В-четвертых, правовая политика, по мере необходимости, осуществляется силовыми методами, принуждением. В-пятых, правовая политика носит публичный, официальный характер. В-шестых, правовая политика имеет нормативно-организационное начало. Во всех этих случаях «право вы-
24 ступает базовым и цементирующим элементом правовой политики»19.
О.Ю. Рыбаков, исследуя такие базовые понятия, как «право», «политика», «доктрина», «концепция» и другие, а также, используя труды дореволюционных и советских авторов, формулирует понятие «правовая политика» в узком и широком смысле. В узком смысле правовая политика, по его мнению, представляет собой выработку и реализацию стратегии и тактики в области создания и применения права. В широком смысле правовая политика понимается им как «деятельность прежде всего государственных и муниципальных органов, а также общественных объединений, граждан, включающая систему идей, целей и средств, обеспечивающих функционирование и воспроизводство правовых механизмов, развитие законодательства, создание, поддержание и развитие условий для осуществления интересов, прав и свобод личности во взаимодействии с ее обязанностями»20.
В подходе О.Ю. Рыбакова прослеживается определяющая роль правовой политики как некой методологической конструкции, в которой автор, подобно Г.Ф. Шершеневичу, видит формулирование на основе идей цели, выбор средств ее реализации для достижения определенного результата.
Это направление имеет тенденцию дальнейшего развития. А.В. Малько, например, придает правовой политике научный и системный характер. Он определяет правовую политику как научно обоснованную, последовательную и системную «деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности с и высокого уровня правовой культуры в жизни общества и личности»21. к
Р.С. Саркисов в диссертационном исследовании говорит о правовой политике р
а
как о концепции — системе теоретических положений, фиксирующих достигну- с тый уровень правового развития и определяющих цели, принципы, перспективы й и направления совершенствования основополагающих механизмов правово- у
го регулирования и правоприменительной практики, наиболее эффективно с
т
функционирующей в форме доктринального документа. Концепция правовой н политики — это отражение совокупности представлений об определенном по й
5
показателям и тенденциям уровне правового развития, задачах и принципах и эволюции правовой системы, основных стратегических направлениях и так- е
о
тических мероприятиях по достижению намеченных в Конституции РФ целей й развития общественной жизни22. Д
Несколько по-иному развивает это направление В.А. Рудковский. Правовую | политику он формулирует как обусловленную общим политическим курсом • стратегию (тактику) деятельности государства в правовой сфере, выражающую ( его официальную позицию по ключевым вопросам правового регулирования и ~ направленную на совершенствование и развитие действующего права в соот- 3 ветствии с определенной иерархией социальных ценностей23.
Системный характер правовой политики авторы пытаются подчеркнуть в ее структуре. Так, Р.С. Саркисов выделяет структурные элементы правовой политики не как атрибутивные моменты «формирования эффективной правовой политики, а как совокупность взаимосогласованных элементов и связей единой системы, демонстрирующих ее логическую непротиворечивость и ясность»24. 25
В.А. Рудковский, анализируя особенности внутреннего строения правовой политики, пришел к выводу, что это целостное системное образование25.
Системный характер правовой политики выражен и в ее целевой направленности. Р.С. Саркисов, например, исследуя целевой аспект правовой политики, выделил главные и вспомогательные, общие, комбинированные и специальные цели. В качестве основной, наиболее общей цели функционирования правовой политики он формулирует создание сбалансированного, основанного на социальной солидарности и компромиссе социальных интересов социального, правового государства. «Именно сочетание социального и правового государства, — считает он, — позволяет направить правовое развитие на решение важнейших социальных задач и поддерживать баланс интересов в обществе»26.
В.А. Рудковский в ходе исследования особенностей правовой политики на этапе претворений правовых предписаний в практическую деятельность субъектов общественных отношений классифицирует цели правовой (правоприменительной) политики по степени общности: на общие и специальные цели; по последовательности осуществления; на ближайшие или тактические и перспективные, или стратегические; по содержанию: на общественно-политические, идеологические и культурно-воспитательные, социально-экономические, организационно-управленческие, информационные; по степени индивидуализации: на предметные и функциональные. Основными общими целями правовой (правоприменительной) политики В.А. Рудковский считает обеспечение и защиту прав и свобод личности; упрочение законности и правопорядка; повышение эффективности правоприменительной деятельности; стимулирование а социально-активного поведения граждан по реализации своих прав и обязан? ностей; предупреждение и борьбу с правонарушениями; совершенствование а. профессионального правосознания и правовой культуры правоприменителей и ! ряд др. Исходя из этого, он формулирует основную (генеральную) цель правовой I (правоприменительной) политики современной России — «создание правовых
1 условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
го
| Эта цель, по словам автора, «в полной мере отражает природу современного § Российского государства как правового и социального (ст. 7 Конституции РФ),
| его ориентацию на гуманистические идеалы (ст. 2 Конституции РФ) и, вместе с
■
2 тем, адекватно указывает на его политико-правовые возможности». Поскольку ° государство само по себе не может сделать жизнь человека достойной и свободной, « оно создает для этого необходимые государственно-правовые условия27.
| Необходимо признать, что цель, сформулированная В.А. Рудковским, удачна,
I но если рассматривать ее через призму функциональной системы, она требует
1 некоторых корректив. Дело в том, что в условиях функциональной системы, цель
0
° правовой политики, с одной стороны, должна быть направлена на преодоление
(ТО
¿5 сложившихся противоречий в системе права и системе законодательства, а, с
1 другой — соответствовать «потребностям развития страны и коренным интере-
о 9й
сам основных слоев населения»28.
У В.А. Рудковского отсутствует такая составляющая, как «потребности развития страны» — строительство демократического правового социального государства, в условиях которого реализуется достойная жизнь и свободное развитие человека. Отсюда цель правовой политики — создание правовых условий, обеспечивающих строительство демократического правового социального 26 государства.
Итак, обобщая изложенное, можно выделить ключевые моменты, отражающие мнение автора на проблему правовой политики государства в сфере обеспечения гармоничного развития системы права и системы законодательства в России. Во-первых, правовая политика — это сложно-структурированный док-тринальный документ системного характера, целью которого является создание правовых условий, обеспечивающих строительство демократического правового социального государства. Во-вторых, правовую политику государства можно определить в качестве важнейшего фактора укрепления единства системы права и системы законодательства в России, как особую программную, стратегическую деятельность соответствующих субъектов по приведению системы права и системы законодательства в состояние наиболее полного взаимного соответствия и гармоничного кооперационного развития.
1 Рыбаков О.Ю. Правовая политика: Понятие и приоритеты //Актуальные проблемы правоведения, 2004. № 1. С. 102.
2 См.: Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. СПб., 1879.
3 См.: Шершеневич Г.Ф. Революция и гражданское уложение. Право. СПб., 1906; Он же. Общая теория права. Вып. 4. М., 1912.
4 См.: Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907; Он же. Очерки философии права. Вып. 1. СПб., 1900.
5 В дореволюционную эпоху для обозначения правовой политики использовали словосочетание «политика права».
6 Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. С. 14-15.
7 См.: Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. С. 292; Он же. Введение в изучение права и нравственности. 3-е изд. СПб., 1908. С. 2-3.
8 См.: Муромцев Г.И. Правовая политика: специфика понятия и ее преломление в постсоветской России // Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации / отв. ред. Н.С. Соколова. М., 2006. С. 9.
9 См.: Там же. С. 9-10.
10 См.: Шершеневич Г.Ф. Революция и гражданское уложение. Право. С. 11; Он же. Общая теория права. Вып. 4. С. 803.
11 Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 635.
12 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 30. С. 99.
13 Чесноков Д.И. Исторический материализм. М., 1964. С. 255.
14 См.: Муромцев Г.И. Правовая политика: специфика понятия и ее преломление в постсоветской России // Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации / отв. ред. Н.С. Соколова. М., 2006. С. 19-20.
15 См., например: Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1979. С. 163.
16 Муромцев Г.И. Правовая политика: специфика понятия и ее преломление в постсоветской России // Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации / отв. ред. Н.С. Соколова. М., 2006. С. 25-26.
17 См.: Керимов Д.А. Конституция СССР: развитие политико-правовой теории. М., 1979. С. 38.
18 Муромцев Г.И. Правовая политика: специфика понятия и ее преломление в постсоветской России // Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации / отв. ред. Н.С. Соколова. М., 2006. С. 25-26.
19 Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 17.
20 Рыбаков О.Ю. Указ. соч. С. 103.
21 Малько А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь: материалы «круглого стола», состоявшегося 12 сентября 2000 г. в ПГТУ / под ред. В.А. Казначеева. Пятигорский технологический университет. Научные труды. Т. 1. Сер.: Юридические науки. Пятигорск, 2002. С. 7.
22 См.: Саркисов Р.С. Российская правовая политика как концепция и реальность: дис. ... канд. юрид. наук. Пятигорск, 2008. С. 7-9.
23 Рудковский В.А. Правовая политика и осуществление права: Теоретико-методологический аспект: автореф. ... дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2009. С. 14, 33-34.
24 Саркисов Р.С. Указ. соч. С. 9.
25 См.: Рудковский В.А. Указ. соч. С. 34-35.
26 Саркисов Р.С. Указ. соч. С. 207-208.
27 См.: Рудковский В.А. Указ. соч. С. 43-46.
28 Нерсесянц В.С. Правовая политика Российской Федерации: основные направления и задачи // Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации / отв. ред. Н.С. Соколова. М., 2006. С. 69.