Научная статья на тему 'Правовая подготовка будущих специалистов как условие противодействия экстремизму в молодежной среде'

Правовая подготовка будущих специалистов как условие противодействия экстремизму в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежный экстремизм / проектно-целевые механизмы / проектирование правовой подготовки / правовая компетентность / youth extremism / design and target mechanisms / design of legal training / legal competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмеева Р. Х., Корчагин В. Н., Мухаметзянова Л. Ю.

В статье раскрываются особенности правовой подготовки будущих специалистов как важнейшее условие противодействия экстремизму в молодежной среде. Описываются проектноцелевые механизмы ее проектирования как системы, в качестве которых выступает четырехкомпонентный алгоритм ее реализации: целевой, содержательный, технологический, оценочнорезультативный. Особое внимание уделяется формированию правовой компетентности будущего специалиста; раскрываются ее понятийная характеристика, структурные компоненты, критерии оценки эффективности формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильмеева Р. Х., Корчагин В. Н., Мухаметзянова Л. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS AS A CONDITION OF COUNTERACTION TO EXTREMISM AMONG YOUNG PEOPLE

The peculiarities of legal training of future specialists as the most important condition of counteraction to extremism among young people are considered in this article. Design and target mechanisms of its project as a system which act as a four-component algorithm for its implementation: the target, informative, technology, assessment and resulting are described. Special attention is paid to the formation of the legal competence of future specialist; its conceptual characteristics, structural components, criteria for evaluating the effectiveness of formation are revealed.

Текст научной работы на тему «Правовая подготовка будущих специалистов как условие противодействия экстремизму в молодежной среде»

Казанский педагогический журнал. 2015. № 1

УДК 377.5

ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК УСЛОВИЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Р.Х. Гильмеева, В.Н. Корчагин, Л.Ю. Мухаметзянова

Аннотация: В статье раскрываются особенности правовой подготовки будущих специалистов как важнейшее условие противодействия экстремизму в молодежной среде. Описываются проектноцелевые механизмы ее проектирования как системы, в качестве которых выступает четырехкомпонентный алгоритм ее реализации: целевой, содержательный, технологический, оценочно-

результативный. Особое внимание уделяется формированию правовой компетентности будущего специалиста; раскрываются ее понятийная характеристика, структурные компоненты, критерии оценки эффективности формирования.

Ключевые слова: молодежный экстремизм, проектно-целевые механизмы, проектирование правовой подготовки, правовая компетентность.

LEGAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS AS A CONDITION

OF COUNTERACTION TO EXTREMISM AMONG YOUNG PEOPLE

R.H. Gilmeeva, V.N. Korchagin, L.Yu. Muhametzyanova

Abstract: The peculiarities of legal training of future specialists as the most important condition of counteraction to extremism among young people are considered in this article. Design and target mechanisms of its project as a system which act as a four-component algorithm for its implementation: the target, informative, technology, assessment and resulting are described. Special attention is paid to the formation of the legal competence of future specialist; its conceptual characteristics, structural components, criteria for evaluating the effectiveness of formation are revealed.

Keywords: youth extremism, design and target mechanisms, design of legal training, legal competence.

Проблема экстремизма в России в последние годы приобретает особую остроту. В первую очередь, это касается молодежной среды, где его проявления непредсказуемы, молниеносны и особо опасны. Молодежный экстремизм - это взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении к окружающим, вплоть до насилия и убийства. Экстремизм содержит в себе непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.

В ряду социально-экономических условий, способствующих распространению экстремизма в молодежной среде, следует выделить низкий уровень материального благосостояния основной массы населения;

резкое социальное расслоение общества, его коррумпированность; отсутствие внятной молодежной политики, лишающей основную массу российской молодежи благоприятных условий для самореализации в образовательной, высококвалифицированной профессиональной деятельности, что в конечном результате приводит к маргинализации и люмпенизации. Продолжающийся духовный кризис общества способствует нравственной деформации и ценностной дезориентации индивидов, начиная с периода их первичной социализации.

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что молодежный экстремизм в современной России имеет как объективные, так и субъективные условия для возникновения и развития, что активно используется различными негативными силами.

1

Казанский педагогический журнал. 2015. № 1

Сегодня экстремизм в молодежной среде стал в России массовым явлением, распространение которого стало одной из острейших проблем. Проявления его разнообразны: от возбуждения гражданской ненависти или вражды в малых социальных группах до функционирования незаконных вооруженных формирований и совершения террористических актов.

Решение проблемы молодежного экстремизма требует устойчивой нормативноправовой базы, с помощью которой можно определить, какую деятельность или действие можно отнести к экстремистской, какое преступление произошло на почве экстремизма. Федеральный закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, а также устанавливает ответственность за ее осуществление на основе Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», принятого Госдумой 27 июня 2002 г.

Среди мер нормативно-правового воздействия на различные формы молодежного экстремизма особая роль принадлежит правовой подготовке учащейся молодежи, целью и результатом которой является правовая компетентность как основной элемент правовой культуры личности. Она предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм. Важная роль в развитии правовой культуры граждан принадлежит системе образования. Так, в ст. 14 Закона РФ «Об образовании» есть прямое указание на то, что содержание образования в современных условиях должно быть ориентировано на укрепление и совершенствование правового государства. Таким образом, правовое образование следует рассматривать как одно из приоритетных направлений деятельности общеобразовательной и профессиональной школы.

В педагогической науке ведутся интенсивные поиски оптимальной модели правовой подготовки учащихся и студентов (С.С.

Алексеев, Г.П. Давыдов, З.Г. Крылова, В.В. Лазарев, С.А. Морозова, А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов, Н.И. Элиасберг), соответствующей новым социально-экономическим условиям и отвечающей потребностям личности и общества. За последнее десятилетие в учреждениях общего и профессионального образования осуществлялось системное обновление содержания правовой подготовки, а в правообразовательный процесс интенсивно внедрялись передовые методики и технологии.

Наиболее позитивные изменения произошли в сфере среднего профессионального образования, где продолжительное время преобладал эмпирический подход к преподаванию права над научно обоснованным подходом. Так, в ГОС СПО второго поколения (2002 г.) была заложена принципиально новая схема реализации правовой подготовки, отражающая специфику данного образовательного уровня. Она нашла отражение в проектировании содержания и технологии преподавания правоведческих дисциплин: «Основы права», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и раздела «Право» в курсе «Обществознание».

Огромным шагом вперед следует признать введение общепрофессиональной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Данный курс имеет ярко выраженную практическую направленность, обусловленную профилем образовательного учреждения, и позволяет включить правовое образование в общий процесс профессиональной подготовки.

Однако в последнее время наметилась негативная тенденция, ведущая к снижению уровня и качества не только правовой подготовки будущих специалистов среднего звена, но и их гуманитарной подготовки в целом. По оценкам преподавателей техникумов и колледжей, большая часть студентов имеют поверхностные знания по дисциплинам гуманитарного цикла, теряют

2

Казанский педагогический журнал. 2015. № 1

интерес к учению. В чем же заключается причина сложившейся ситуации в учреждениях среднего профессионального образования?

Практика реализации ФГОС третьего поколения в процессе гуманитарной подготовки студентов колледжей показывает, что в нынешнем своем составе и структуре знания, умения и навыки являются однобокими, т.к. среди них достойного и ведущего места не занимает человековедческий компонент. Этому в определенной степени способствует снижение образовательного потенциала новых образовательных стандартов в области гуманитарной подготовки студентов по сравнению с предыдущими образовательными стандартами. Так, в частности, как следует из ФГОС СПО третьего поколения, из содержания правовой подготовки студентов колледжей, обеспечиваемой вышеназванными дисциплинами, «выпала» первая дисциплина, что существенно сужает их правовую подготовку в целом, не обеспечивает продуктивность правого воспитательного процесса и снижает качество деятельности педагогов по формированию у будущих специалистов основ правовой культуры.

Таким образом, актуальность проблемы правовой подготовки учащейся молодежи, целью и результатом которой является правовая компетентность личности, обусловлена наличием следующих противоречий между:

• необходимостью включить правовое образование будущих студентов в единый процесс их профессионального становления и слабым научно-методическим обеспечением их правовой подготовки;

• конструктивными идеями и достижениями педагогики и психологии профессионального образования в области гуманитарной подготовки и малопродуктивной моделью правового образования в техникумах и колледжах.

В этой связи возникает необходимость разработки такой системы правовой подго-

товки будущих специалистов, которая по своим результатам отвечала бы потребностям личности в профессиональном становлении и потребностям производства в кадрах, обладающих правовой компетентностью. В качестве механизма реализации этой задачи выступает педагогическое проектирование.

Проектирование (от лат. projectus: брошенный вперед), «тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. В этом контексте проектирование - это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте» [2, с. 20].

В современной интерпретации проектирование это «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть» [6, с. 25]. Проектирование можно рассматривать как:

• специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта;

• научно-практический метод изучения и преобразования действительности;

• управленческую процедуру [2, с. 21].

Проектно-целевой подход обеспечивает

организацию проектирования в соответствии с заданной целью (организация ресурсов под цель). Проектно-целевой подход как совокупность концептуальных идей, обеспечивающих проектирование педагогической системы в соответствии с заданной целью и стратегически ориентирующих на разработку проектно-целевых механизмов реализации ФГОС, «предполагает рассмотрение целей, содержания, технологий образования как проект инновационной деятельности на интегративной основе» [5, с. 105].

Система правовой подготовки студентов включает структурные компоненты:

3

Казанский педагогический журнал. 2015. № 1

целевой, содержательный, технологический, оценочно-результативный. Ее функционирование обеспечивается посредством проектно-целевых механизмов реализации ФГОС: целевого, содержательного, технологического, критериально-

диагностического.

Целевой механизм реализации ФГОС СПО в процессе осуществления целевого компонента системы правовой подготовки студентов. Цель, выступающая как «способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, придает всей системе правовой подготовки студентов технологического колледжа состояние целеустремленности [5].

Как подчеркивает Г.В. Мухаметзянова, только целеустремленная система способна к «целенаправленному поведению, самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления на основе переработки информации» [5, с. 104]. При определении целей правовой подготовки студентов необходимо опираться на потребности личности, образовательного учреждения и рынка труда. Исходя из этого, цели могут быть стратегические (формирование правовой компетентности студентов), тактические (проектирование принципов и функций проектнообучающей деятельности).

Стратегическая цель, в свою очередь, подразделяется на цели обучения, воспитания и развития. Так, цель правового обучения - формирование правовых знаний и умений, составляющих ядро правовой компетентности специалиста. Правовые знания и умения подразделяются на общеправовые и профессионально-значимые правовые (с учетом профессионального контекста).

Общеправовые знания, умения и представления. Независимо от профиля подготовки, каждый специалист среднего звена должен:

• иметь представление о назначении и

признаках права; механизме правового регулирования; системе российского права и его основных источниках; основных международных документах в области прав человека; судебной системе и правоохранительных органах; основных положениях конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного, экологического права, а также права на социальное обеспечение;

• знать основные положения Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина и механизм их реализации, конституционные обязанности гражданина; способы защиты нарушенных прав; основания и виды юридической ответственности; правила действия закона во времени, пространстве и по кругу лиц;

• уметь вести целенаправленный поиск правовой информации; давать правовую оценку юридически значимым событиям, действиям, отношениям; прогнозировать правовые последствия своего поведения; составлять деловые бумаги, сопровождающие юридически значимое решение.

Цель развития предполагает формирование правовой компетентности, являющейся основой для формирования общих и профессиональных компетенций.

Правовая компетентность - это интегративное целостное личностное образование, характеризующее способность и готовность субъекта сорганизовать внутренние (правовые знания, умения и навыки, способы деятельности, волевые усилия, психологические особенности, ценности) и внешние (правовая информация [7]) ресурсы для постановки и достижения определенной цели.

Правовая компетентность представляет собой совокупность 4-х компонентов: когнитивного (правовые знания, представления и мышление), поведенческого (правовые умения и навыки, самоконтроль и самоанализ), эмоционально-ценностного (ценность гражданской совести и глубокого уважения к закону), нравственно-

4

Казанский педагогический журнал. 2015. № 1

волевого (сознательность, коллективизм, ответственность, организованность и пунктуальность, способность преодолевать трудности).

Содержательный механизм реализации ФГОС СПО в процессе реализации содержательного компонента системы правовой подготовки студентов обеспечивает отбор, структурирование и представление учебной информации в рамках аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. Особое внимание в этом процессе следует уделить разработке учебной программы правоведче-ского курса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и программы факультатива для студентов «Правовая культура личности».

Данный курс обладает всеми потенциальными возможностями для того, чтобы придать правовой подготовке ярко выраженную практическую направленность, обусловленную профилем образовательного учреждения, и включить правовое образование в общий процесс профессиональной подготовки. При проектировании учебной программы правоведческого курса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» используется блочный (модульный) принцип построения модели содержания дисциплины.

Технологический механизм реализации ФГОС СПО в процессе реализации технологического компонента системы правовой подготовки студентов. «Технология» это понятие, которым в широком значении слова характеризуют особый вид процессов -«технологических». Под технологией понимают систему знаний о способах и операциях, реализуемых в определенной последовательности для получения (достижения) определенного продукта (результата).

Общей теорией и исходной объективной моделью педагогических технологий выступает системно-функциональная теория структуры и содержания педагогической деятельности. Педагогическая технология в объективном ее понимании и есть системно-

функциональное построение педагогической деятельности педагога, обеспечивающее необходимый системно-синергетический эффект - достижение цели воспитания и обучения. Поскольку проектная деятельность является разновидностью педагогической деятельности, то со всей очевидностью следует утверждать, что технология проектно-обучающей деятельности - это ее системно-функциональное построение и реализация, обеспечивающие гарантированное достижение учебно-воспитательных целей, представляющие собой технологический механизм реализации.

Критериально-диагностический механизм реализации ФГОС СПО в процессе реализации оценочно-результативного компонента системы правовой подготовки студентов. Интегративными критериями оценки степени владения, обладания правовой компетентностью являются: когнитивный, поведенческий, эмоционально-ценностный, нравственно-волевой критерии. В свою очередь, каждый интегративный критерий (ИК) включает в себя опорные критерии оценки степени владения, обладания правовой компетентностью (ОК) и их показатели. Характеристики правового сознания и поведения личности проявляются в уровнях (низком, среднем и высоком), по которым можно судить о степени владения и обладания правовыми компетенциями. Для низкого уровня характерно преобладание негативных отклонений в проявлении характеристик правового сознания и поведения, для среднего уровня - частичное негативное отклонение от проявления характеристик правового сознания и поведения, а для высокого уровня -полное проявление характеристик правового сознания и поведения.

Таким образом, среди мер нормативноправового воздействия на различные формы молодежного экстремизма особая роль принадлежит правовой подготовке учащейся молодежи, целью и результатом которой является правовая компетентность как основной элемент правовой культуры личности.

5

Казанский педагогический журнал. 2015. № 1

Литература:

1. Волович Л.А. и др. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в ССУЗ: концептуальные подходы, принципы, варианты, уровни. Казань. 1996. 116 с.

2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособ. для высш. учеб. завед. М: ИЦ «Академия». 2005. 288 с.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк. 1989. 167 с.

4. Мухаметзянов И.Ш. Здоровьесберегающая информационно-коммуникативная среда учебного заведения: проблемы и перспективы развития. Казань: Изд-во «Идел-Пресс», 2010.

5. Мухаметзянова Г.В. Проектно-целевой подход - императив формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 104-110.

6. Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов. М. 1995.

7. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва: ИИО РАО, 2010.

References:

1. Volovich L.A. i dr. Integratsiya gumanitarnoy i professional'noy podgotovki v SSUZ: kontseptual'nye podkhody, printsipy, varianty, urovni. Kazan'. 1996. 116 s.

2. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P.. Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posob. dlya vyssh. ucheb. zaved. M: ITs «Akademiya». 2005. 288 s.

3. Kuz'mina N.V. Professionalizm deyatel'nosti pre-podavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya proftekhuchilishcha. M.: Vyssh. shk. 1989. 167 s.

4. Mukhametzyanov I.Sh. Zdorov'esberegayushchaya informatsionno-kommunikativnaya sreda uchebnogo za-vedeniya: problemy i perspektivy razvitiya. Kazan': Izd-vo «Idel-Press», 2010.

5. Mukhametzyanova G.V. Proektno-tselevoy podk-hod - imperativ formirovaniya professional'noy kompe-tentnosti // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. № 8. S. 104-110.

6. Novye tsennosti obrazovaniya. Tezaurus dlya uchi-teley i shkol'nykh psikhologov. M. 1995.

7. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizatsii ob-razovaniya (psikhologo-pedagogicheskiy i tekhnologiche-skiy aspekty). Moskva: IIO RAO, 2010.

Гильмеева Р.Х. (г. Казань), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.

Корчагин В.Н. (г. Казань), доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.

Мухаметзянова Л.Ю. (г. Казань), кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.

Gilmeeva R.H. (Kazan), doctor of pedagogical sciences, professor, leading researcher of Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.

Korchagin V.N. (Kazan), doctor of pedagogical sciences, associate professor, leading researcher of Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.

Мukhамеtzyanovа L. Yu. (Kazan), candidate of pedagogical sciences, leading researcher of Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.