Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПАРАДИГМА ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ПРАВОВАЯ ПАРАДИГМА ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общий рынок труда / трудоустройство / цифровизация / трудовая миграция / евразийская интеграция / сближение / common labor market / employment / digitalization / labor migration / Eurasian integration / convergence

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Евгеньевна Орлова

Исследованы вопросы формирования правового пространства общего рынка труда государств – участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Правовая парадигма общего рынка труда и процессы гармонизации правового регулирования в сфере занятости представляют собой важнейшие элементы более масштабного процесса евразийской интеграции. Особое внимание уделено определению понятия и содержания рынка труда как системы отношений в сфере труда и занятости, предпринята попытка анализа правовой составляющей этого сложного явления. Приведено обоснование мысли о том, что эффективное развитие общего рынка труда потребует синхронизации коллективных усилий всех его государствучастников в сфере труда, занятости и социального обеспечения. Проанализированы сложившиеся особенности развития общего рынка труда ЕАЭС, существующие и потенциально возможные проблемы в данной сфере. Практическое выражение правовой парадигмы общего рынка труда связано с нормативным закреплением равных возможностей трудоустройства на территории союза для граждан всех государств ЕАЭС. Такой подход дает ряд преимуществ при трудоустройстве гражданам государств союза по сравнению с государствами, не являющимися членами ЕАЭС. Значительное внимание уделено цифровизации единого рынка труда с помощью платформы «Евразийская биржа труда». Приведен вывод об объективном характере интеграционных процессов на евразийском пространстве, эффективность которых во многом определяется степенью их соответствия правовой парадигме общего рынка труда. В качестве основного инструмента обеспечения этого соответствия должна стать гармонизация правового регулирования в сфере занятости, наднациональный механизм реализации которой уже складывается в рамках сближения правовых систем интегрирующихся государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елена Евгеньевна Орлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Paradigm of the Common Labor Market in the Context of Integration Processes of the Eurasian Economic Union

The paper studies the issues of building the legal space of the labor market of the member states of the Eurasian Economic Union (EAEU). The legal paradigm of the common labor market and the processes of harmonization of legal regulation in the field of employment represent the most important elements of the larger process of Eurasian development. Particular attention paid to the definition of concepts and content of the labor market as a system of relations in the sphere of labor and employment requires an attempt at analysis that explains the consequences of this complex phenomenon. The rationale for the idea is given that the effective development of the common labor market requires synchronization of the collective successes of all its participating states in the field of labor, employment and economic security. The current features of the development of the common labor market of the EAEU, possible and compatible problems in this area are analyzed. A practical expression of the common labor market paradigm is associated with the regulatory provision of employment opportunities in the territory of the union for citizens of all EAEU states. This approach provides several advantages when employing citizens of states compared to states, which is not a clear sign of members of the EAEU. Increased attention is paid to the digitalization of the complex labor market using the Eurasian Labor Exchange platform. It is concluded that the integration processes in the Eurasian space have an objective nature and their effectiveness is largely determined by the degree of their compliance with the common labor market paradigm. The main tool for ensuring this compliance should be the harmonization of legal regulation in the sphere of presence, a supranational implementation mechanism, which is already taking shape within the framework of the rapprochement of the legal systems of the integrating states.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПАРАДИГМА ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

УДК 349.2

DOI: 10.17277/pravo.2023.03.pp.310-316

Исследованы вопросы формирования правового пространства общего рынка труда государств - участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Правовая парадигма общего рынка труда и процессы гармонизации правового регулирования в сфере занятости представляют собой важнейшие элементы более масштабного процесса евразийской интеграции. Особое внимание уделено определению понятия и содержания рынка труда как системы отношений в сфере труда и занятости, предпринята попытка анализа правовой составляющей этого сложного явления. Приведено обоснование мысли о том, что эффективное развитие общего рынка труда потребует синхронизации коллективных усилий всех его государств-участников в сфере труда, занятости и социального обеспечения. Проанализированы сложившиеся особенности развития общего рынка труда ЕАЭС, существующие и потенциально возможные проблемы в данной сфере. Практическое выражение правовой парадигмы общего рынка труда связано с нормативным закреплением равных возможностей трудоустройства на территории союза для граждан всех государств ЕАЭС. Такой подход дает ряд преимуществ при трудоустройстве гражданам государств союза по сравнению с государствами, не являющимися членами ЕАЭС. Значительное внимание уделено цифро-визации единого рынка труда с помощью платформы «Евразийская биржа труда».

Приведен вывод об объективном характере интеграционных процессов на евразийском пространстве, эффективность которых во многом определяется степенью их соответствия правовой парадигме общего рынка труда. В качестве основного инструмента обеспечения этого соответствия должна стать гармонизация правового регулирования в сфере занятости, наднациональный механизм реализации которой уже складывается в рамках сближения правовых систем интегрирующихся государств.

Ключевые слова: общий рынок труда; трудоустройство; цифровизация; трудовая миграция; евразийская интеграция; сближение.

Елена Евгеньевна Орлова, канд. юрид. наук, доцент, директор Юридического института, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», Тамбов, Россия;

elenaorlowa@yandexru

ПРАВОВАЯ ПАРАДИГМА ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Введение

Свободное передвижение рабочей силы является краеугольным камнем построения межгосударственной интеграционной системы [1]. Содержание и особенности правовых отношений в сфере занятости во многом определяются той ролью, которую она играет в структуре более

масштабных социально-экономических явлений и процессов. Например, в формировании и развитии рынка труда как на национальном уровне отдельного государства, так и на всей территории евразийского пространства.

Рынок труда представляет собой важнейший элемент любой экономики, а его динамика и состояние определяют его функционирование [5]. В современном мире национальные рынки труда начинают утрачивать свою уникальность, структурную обособленность и определенную замкнутость. По объективным причинам интегрированный рынок трудовых ресурсов с каждым этапом своего развития становится все больше и больше похож на наднациональное образование [3]. Функционирование общего рынка товаров, работ, услуг, создание общего рынка стран - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сегодня является наиболее актуальной задачей, от решения которой в значительной степени зависит реализация интеграционного процесса [2].

Общий рынок труда, правовая парадигма его развития и одно из основных ее материальных воплощений - гармонизация правового регулирования, по большому счету, являются элементами одного масштабного процесса евразийской интеграции.

Рынок труда с точки зрения права определяется как специфическая система отношений в сфере труда и занятости населения граждан, организаций и государства, направленная на организацию и эффективное использование трудовых ресурсов, оборот вакансий (вакантных рабочих мест), мотивацию к занятости лиц, не имеющих работы, и обеспечение нуждающихся в ней временной социальной поддержки.

Обсуждение

В юридической науке отсутствует единый подход к определению понятия «рынок труда», в то же время указанный термин употребляется в нормативных актах о занятости населения, а также в законодательствах других стран. «Рынок труда» является в каком-то смысле универсальной и достаточно часто употребляемой в нормативных актах категорией. У специалистов в области отраслевой правовой науки данный термин также не вызывает никакой сложности в его понимании и применении.

Как видно из определения, проблема организации рынка труда теснейшим образом связана с решением вопроса занятости населения. Создание эффективной системы оборота имеющихся вакансий, использования как национальных, так и иностранных трудовых ресурсов, осуществление мероприятий по формированию и повышению мотивации к занятости уже невозможно без учета процессов глобализации и региональной интеграции. Открытые экономики современного мира не могут работать локально, обособленно друг от друга.

Общий рынок труда обладает такими же характеристиками, в части структуры и целеполагания, как и национальный рынок труда, а специфику определяет его трансграничный характер. Проблема заключается в том, что на данный момент эта специфика представляет собой сдерживающий фактор развития, так как инструменты и средства управления общим рынком труда, в том числе и правовое регулирование, пока находятся в зача-

точном, не гармонизированном состоянии. Решение этого сложного вопроса как раз и составляет основной смысл его правовой парадигмы. Если задача формирования эффективного управления и правового регулирования решается - развитие общего рынка труда приобретет позитивную динамику, если нет - сама возможность евразийской интеграции будет поставлена под вопрос. Без четкой, сбалансированной на всех уровнях и концептуально обоснованной системы правового регулирования общего рынка труда быстрое и эффективное развитие ЕАЭС невозможно.

Трудовые ресурсы - базовый фактор не только экономических, но и многих социальных процессов. От того, насколько полно защищены и гарантированы права работника, зависит качество выполняемой им работы, его психоэмоциональное состояние и членов его семьи, а это оказывает непосредственное влияние на социально-экономическую и даже криминогенную обстановку в стране проживания.

Обеспечение позитивной динамики развития общего рынка труда потребует синхронизации коллективных усилий всех его государств-участников по нескольким направлениям, главным из которых является выработка единого подхода к решению вопроса правового регулирования занятости населения. Такое (синхронное) развитие национальных и наднациональных механизмов правового регулирования общего рынка труда ЕАЭС в контексте определенной правовой парадигмы дает возможность гражданам стран союза продуктивно работать, перемещаясь из одной страны ЕАЭС в другую вместе со своими семьями. При этом их права защищены, и после завершения трудовой деятельности они могут рассчитывать на пенсию с учетом всего трудового стажа, полученного в странах ЕАЭС. В настоящее время органы ЕАЭС на основе ст. 97 Договора о Евразийском союзе продолжают работу над тем, чтобы гражданам союза было комфортнее трудиться на едином рынке [7].

Граждане стран - участниц ЕАЭС имеют право работать во всех странах союза без получения для этого разрешительных документов. Правила, введенные для защиты национальных рынков труда от граждан третьих стран, не распространяются на граждан ЕАЭС. Таким образом, они реализуют свои трудовые права в пределах границ общего рынка труда ЕАЭС.

Гражданам стран ЕАЭС на поиск работы дается срок до 90 дней. В других странах ЕАЭС они могут находиться до 30 суток с даты въезда без регистрации. После завершения этого срока они проходят процедуру регистрации, в случае наличия такой обязанности по законодательству страны пребывания. Кроме этого, проводится проработка вопросов упрощения административных процедур, связанных с осуществлением трудовой деятельности; расширения доступа к государственным услугам, в том числе в электронном формате; признание документов об ученых званиях и ученых степенях; расширения доступа к медицинскому страхованию.

Союзный договор зафиксировал возможность одинакового трудоустройства для граждан всех государств ЕАЭС. У них есть целый ряд преимущественных прав по сравнению с гражданами третьих стран. Это работа без разрешительных документов, доступ к порталу «Работа без границ», который, по сути, является первым общим цифровым проектом, реализованным для союзных государств [8]. Данная электронная площад-

ка представляет собой совокупность национальных баз вакансий государств ЕАЭС, которыми могут воспользоваться как работодатели, так и работники. Такой сервис является первым шагом к созданию полноценной цифровой экосистемы в сфере занятости граждан из государств ЕАЭС. По мере развития планируется значительное расширение его функционала. Потенциальный работник сможет: заключить электронный трудовой договор, пройти обучение в рамках курсов дополнительного образования, получить разнообразные информационные и консультационные услуги. К 2025 году для граждан евразийского сообщества будет создана наднациональная цифровая экосистема «Евразийская биржа труда» (Eurasian Labour Exchange - ELE). Уже сейчас на портале социально-экономического интеграционного проекта «Евразийская биржа труда» (https://srwe.ru) предусмотрена возможность работодателям и работникам завести свои личные кабинеты, работодателям ознакомиться с базой резюме работников, а работникам воспользоваться базой вакансий.

При приеме на работу в государствах - членах ЕАЭС признаются документы об образовании, выданные в других государствах союза. Доходы трудящихся из стран союза облагаются налогом по той же ставке, что и граждане страны трудоустройства с первого дня трудоустройства. Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно для трудящихся и членов их семей. Семья трудящегося вправе проживать на территории государства, предоставившего работу, в течение действия трудового или гражданско-правового договора. Существует возможность реализации права на получение образования для детей трудящегося, также предусмотрена возможность участия трудящихся в профсоюзах.

1 января 2021 года вступило в силу и Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся ЕАЭС [6]. Его основной целью было формирование, сохранение и реализация пенсионных прав трудящихся на тех же условиях трудоустройства, что и граждан государства. Так, трудящиеся имеют равные права с гражданами государства трудоустройства как в части уплаты страховых взносов, так и в части назначения и выплаты пенсии.

Каждое государство - член союза может назначить пенсию за периоды стажа работы (уплаты страховых взносов) на своей территории. Каждая страна, входящая в ЕАЭС, определяет право на пенсию и исчисляет ее размер в соответствии со своим законодательством, с учетом норм международных договоров.

Стаж работы, приобретенный на территории ЕАЭС, суммируется для определения права на пенсию. А при назначении пенсии по инвалидности возможно заочное освидетельствование.

В ЕАЭС производится также экспорт пенсий. Пенсии будут назначаться и выплачиваться также в случае проживания трудящегося на территории другого государства - члена ЕАЭС, кроме тех выплат, которые производятся только при условии проживания трудящегося на территории соответствующего государства.

Каждое государство ЕАЭС создает свои собственные организационно-правовые механизмы реализации права на пенсию. Для права на пенсию суммируется стаж работы на территории других стран в составе сою-

за в соответствии с законодательством каждого государства-члена, за исключением случаев, когда стаж совпадает по времени. При этом каждое государство исчисляет размер пенсии в соответствии со своим национальным законодательством.

Право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся претендует на назначение пенсии. Право на накопительную пенсию, а также пенсию по инвалидности и по случаю потери кормильца устанавливается в соответствии с законодательством данной страны.

При возвращении на родину трудящиеся смогут получать пенсию от тех стран ЕАЭС, в которых они работали и сформировали пенсионные права. Каждое государство будет осуществлять экспорт части пенсии за периоды работы трудящегося на своей территории.

Каждый год органы ЕАЭС совершенствуют документы, лежащие в основе права союза, и разрабатывают предложения по дальнейшему развитию интеграции. Основная задача союзных органов - обеспечение координации этого процесса с правотворческими субъектами на национальном уровне.

Заключение

Приведенные примеры правового регулирования и организации трудовых отношений, гарантий обеспечения прав в сфере занятости и социальной защиты населения позволяют сделать вывод об объективном характере интеграционных процессов на евразийском пространстве. Эффективность таких усилий полностью зависит от степени их соответствия правовой парадигме общего рынка труда.

В качестве основного инструмента обеспечения этого соответствия должна стать гармонизация правового регулирования в сфере занятости, наднациональный механизм реализации которой уже складывается в рамках сближения правовых систем интегрирующихся государств. Организационно-правовой основой этого механизма являются ст. 97 Договора о Евразийском союзе и решения Высшего Евразийского экономического совета, на основе которых национальными органами государственной власти будут приниматься решения по вопросам повышения эффективности защиты прав в сфере занятости населения.

Список литературы

1. Михалева Т. Н. Формирование общего рынка труда в ЕАЭС // Международные отношения: история, теория, практика: материалы V науч.-практ. конф. молодых ученых фак. междунар. отношений БГУ. Минск, 2015. С. 228 - 231.

2. Москалевич Г. Н. Формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов на евразийском пространстве // Россия: тенденции и перспективы развития: материалы XXI Национальной науч. конф. с международным участием. 2022. Вып. 17, Ч. 1. С. 197 - 202.

3. Осадчая Г. И. Вступительное слово. Международный круглый стол «Евразийская интеграция: проблемные звенья и точки роста». Текст: электрон. //

Архонт. 2017. № 1(1). С. 27 - 31. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 30779491_23673531.pdf (дата обращения: 22.02.2023).

4. Рахимов К., Азизова А. Сравнительный анализ единого рынка труда EC и ЕАЭС // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22, № 1. С. 94 - 110. doi: 10.22363/2313-0660-2022-221-94-110

5. Сардарян А. Р., Петроченко А. А. Современное состояние и проблемы рынка труда в странах ЕАЭС // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, № 1. С. 19 - 27. doi: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-19-27

6. Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (ратифицировано Федеральным законом от 09.11.2020 № 354-ФЗ, вступило в силу 1 января 2021 года). Текст: электрон. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202101190008?ysclid=lehilu4ubk976484012 (дата обращения: 22.02.2023).

7. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022). Текст: электрон. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 22.02.2023).

8. Работа без границ. Международная система поиска работы и подбора персонала на территории стран ЕАЭС: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. Текст: электрон. URL: https://trudvsem.ru/rbg (дата обращения: 22.02.2023).

References

1. Mikhaleva T.N. Mezhdunarodnyye otnosheniya: istoriya, teoriya, praktika: materialy V nauch.-prakt. konf. molodykh uchenykh fak. mezhdunar. otnosheniy BGU, [International relations: history, theory, practice: materials of the V scientific-practical. conf. young scientists faculty. international relations of BSU], Minsk, 2015, pp. 228-231. (In Russ.)

2. Moskalevich G.N. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya: materialy XXI Natsional'noy nauch. konf. s mezhdunarodnym uchastiyem [Russia: trends and development prospects: materials of the XXI National Scientific. conf. with international participation], 2022, Is. 17, Part 1, pp. 197-202. (In Russ.)

3. Osadchaya G.I. [Opening address. International round table "Eurasian integration: problematic links and growth points"], Arkhont [Archon], 2017, no. 1(1), pp. 27-31, available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 30779491_23673531.pdf (accessed 22 February 2023).

4. Rakhimov K., Azizova A. [Comparative analysis of the single labor market of the EU and the EAEU], Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnyye otnosheniya [Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: International relations], 2022, vol. 22, no. 1, pp. 94-110. doi: 10.22363/23130660-2022-22-1-94-110 (In Russ., abstract in Eng.)

5. Sardaryan A.R., Petrochenko A.A. [Current state and problems of the labor market in the EAEU countries], Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravleniye. Pravo [News of Saratov University. New episode. Series: Economics. Control. Right], 2018, vol. 18, no. 1, pp. 19-27. doi: 10.18500/19942540-2018-18-1-19-27 (In Russ., abstract in Eng.)

6. available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202101190008?ysclid=lehilu4ubk976484012 (accessed 22 February 2023).

7. available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (accessed 22 February 2023).

8. available at: https://trudvsem.ru/rbg (accessed 22 February 2023).

Legal Paradigm of the Common Labor Market in the Context of Integration Processes of the Eurasian Economic Union

E. E. Orlova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Director of the Law Institute, Tambov State Technical University, Tambov, Russia;

elenaorlowa@yandexru

The paper studies the issues of building the legal space of the labor market of the member states of the Eurasian Economic Union (EAEU). The legal paradigm of the common labor market and the processes of harmonization of legal regulation in the field of employment represent the most important elements of the larger process of Eurasian development. Particular attention paid to the definition of concepts and content of the labor market as a system of relations in the sphere of labor and employment requires an attempt at analysis that explains the consequences of this complex phenomenon. The rationale for the idea is given that the effective development of the common labor market requires synchronization of the collective successes of all its participating states in the field of labor, employment and economic security. The current features of the development of the common labor market of the EAEU, possible and compatible problems in this area are analyzed.

A practical expression of the common labor market paradigm is associated with the regulatory provision of employment opportunities in the territory of the union for citizens of all EAEU states. This approach provides several advantages when employing citizens of states compared to states, which is not a clear sign of members of the EAEU. Increased attention is paid to the digitalization of the complex labor market using the Eurasian Labor Exchange platform.

It is concluded that the integration processes in the Eurasian space have an objective nature and their effectiveness is largely determined by the degree of their compliance with the common labor market paradigm. The main tool for ensuring this compliance should be the harmonization of legal regulation in the sphere of presence, a supranational implementation mechanism, which is already taking shape within the framework of the rapprochement of the legal systems of the integrating states.

Keywords: common labor market; employment; digitalization; labor migration; Eurasian integration; convergence.

© Е. Е. Орлова, 2023 Статья поступила в редакцию 01.10.2023

При цитировании использовать:

Орлова Е. Е. Правовая парадигма общего рынка труда в контексте интеграционных процессов Евразийского экономического союза // Право: история и современность. 2023. Т. 7, № 3. С. 310 - 316. doi: 10.17277/pravo.2023.03.pp.310-316

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.