Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Незнанова В.С. — Правовая основа взаимодействия государственной власти и гражданского общества (на примере г. Санкт-Петербурга). // Социодинамика. - 2020. - № 6. DOI: 10.25136/2409-7144.2020.6.33292 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=33292
Правовая основа взаимодействия государственной власти и гражданского общества (на примере г. Санкт-Петербурга).
□
Незнанова Виолетта Сергеевна
кандидат философских наук
доцент, кафедра Государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт
управления РАНХиГС при Президенте РФ
199178, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Средний Проспект В.о., 57/43
vi o.vi [email protected]
Статья из рубрики "Государство и гражданское общество"
DOI:
10.25136/2409-7144.2020.6.33292
Дата направления статьи в редакцию:
23-06-2020
Дата публикации:
28-06-2020
Аннотация.
Предмет настоящей статьи - процесс взаимодействия гражданского общества и государственной власти. Цель работы доказать, что не только в России в целом, но и в отдельно взятых ее регионах, существует перспективная правовая база для развития диалога гражданского общества и государственной власти. Автор достигает данной цели проанализировав эволюцию гражданского общества в России и уяснив особенности процесса взаимодействия государственной власти и гражданского общества в Санкт-Петербурге. Работа опирается на данные центра «Стратегия», общественной палаты Российской Федерации, общественной палаты Санкт-Петербурга, «Центра развития некоммерческих организаций» и т.д. При проведении исследования применялись следующие методы: историко-философского анализа, сравнительного анализа, междисциплинарный подход. Научная новизна заключается в том, что выявлены особенности, оказывающие влияние на процесс взаимодействия государства и гражданского общества в Санкт-Петербурге. Основным выводом проведенного исследования является то, что в Санкт-Петербурге действует достойная юридическая и социальная база для дальнейшего развития взаимодействия государственной власти и
гражданского общества: наличие нормативной правовой базы, регламентирующей их взаимодействие; наличие относительно большого количества зарегистрированных НКО в Санкт-Петербурге; активная деятельность ряда НКО, отражаемая в СМИ; наличие общественных советов, действующих на территории Санкт-Петербурга. В целом, в Санкт-Петербурге созданы все условия для эффективного взаимодействия государственной власти гражданского общества.
Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, демократия, третий сектор, НКО, государственная власть, общественная палата РФ, общественная палата Санкт-Петербурга, центр Стратегия, некоммерческий сектор
Цель данной статьи - доказать, что в Санкт-Петербурге существует многообещающая правовая основа для развития некоммерческого сектора, опираясь на раннее проделанные мной и коллегами исследования и на данные центра «Стратегия», общественной палаты Российской Федерации., общественной палаты Санкт-Петербурга, «Центра развития некоммерческих организаций» и т.д Для ис^едования был выбран Санкт-Петербург, так как этот город обладает особенностями, влияющими на взаимодействие государствeнной власти и третьего сектора:
^ревальвированный уровень общественно-политической активности по сравнению с общероссийским уровнем как учреждений третьего сектора, так и жителей города, ориентированных на общественный контроль за деятельностью государственной власти;
2. признание большинством петербуржцев своей принадлежности к столице с уникальной культурой, которая порождает особый патриотизм по отношению к их малой родине;
3. сочетание ориентации на ценность личности как ведущей ценности, которая характерна для западноевропейской традиции, и высокий уровень коллективизма, который характеризует русский менталитет;
4. значительное представительство в органах государственной власти России уроженцев Санкт-Петербурга, что, однако, не дает преимуществ для социально-экономического развития города по сравнению с другими российскими территориями;
5. сосредоточить внимание на неформальных методах разрешения социально-экономических противоречий, которые, с одной стороны, позволяют формировать эффективные механизмы социального воздействия на государственную власть, в том числе эффективно действующих НКО, а с другой стороны, поддерживают разрешение этих противоречия вне правовых рамок.
Понятие «гражданское общество» является одним из основополагающих в современной социальной философии, политологии, социологии, правоведение. В настоящее время проблемы некоммерческого сектора, которые связаны с индивидом, социальными группами, общественными формированиями и государством, представлены в центр внимания ученых, СМИ, публицистов, политиков. Концепция «гражданского общества», основанная на различных универсальных ценностях, становится все более инв а риа нтно й.
Развитие третьего сектора обеспечивает социальную справедливость, ведь именно развитие некоммерческого сектора играет важную роль в развитии правового государства - государства, которое обеспечивает верховенство закона, равенство граждан перед законом и судом, которое основано на принципе разделения властей,
который позволяет большому количеству людей, принадлежащих к различным социальным сообществам, участвовать в управлении государством и участвовать в деятельности местных органов власти
Процесс взаимодействия некоммерческого сектора и государственной власти является основополагающим для совместного решения различного спектра социально значимых задач. Государственный сектор не может и не должен брать на себя решение всех социальных проблем общества. Вопросы, затрагивающие интересы жителей и общественных организаций или объединений в демократическом государстве, должны решаться государственными властями с участием соответствующих общественных объединений или организаций.
Труды Аристотеля, Цицерона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса и Ф. Энгельса служат теоретической и методологической основой для дальнейших научных исследований в области философского понимания феномена гражданского общества, под которым очень часто понималось все, что не есть государство.
Сегодня исследователи могут выделить шесть основных этапов развития гражданского общества в России. Первый этап связан с началом развития благотворительности в России, которое совпало с принятием христианства. Церковь стала ее основным учреждением, оказывая различную помощь своей пастве. Второй этап начинается во времена правления Петра I и характеризуется целенаправленным оказанием помощи нуждающимся и усилением влияния на государственный процесс. Третий этап начинается в период реформ 60-70-х годов XIX века, когда система регулирования благотворительной деятельности была передана в руки местного самоуправления в лице земств и городских советов. Четвертый этап, начался в конце XIX века, связан с быстрыми темпами развития благотворительных учреждений, полностью независимых от государственной власти. Пятый этап - советский период, когда элементы некоммерческого сектора (партии, профсоюзы, национальные контрольные комитеты, различные молодежные, ветеранские, женские и т. д. организации) были отождествлены с государством, обеспечивающим социальную справедливость и благотворительность. Шестой этап можно охарактеризовать как современный, который начался в 1992 году, когда доминирующей моделью является государство, в котором государство выступает в роли клиента для организаций, представляющих некоммерческий сектор. С одной стороны, это способствует развитию институтов гражданского общества (местного самоуправления, некоммерческих организаций (называемых НКО)), а с другой стороны, не обеспечивает полного контроля общества над государством.
Для решения важнейших социальных задач значительную роль играют некоммерческие организации. Вопросы, затрагивающие проблемы граждан могут быть продуктивно решены властями в диалоге с соответствующими общественными объединениями или в консультации с ними. Необходимость взаимодействия государства и некоммерческого сектора обосновывается тем фактом, что государство и третий сектор имеют в значительной степени схожие интересы, функции, задачи. Основная причина необходимости диалога между государством и общественными организациями заключается в том, что большинство некоммерческих организаций создаются для решения тех же проблем, с которыми власти работают каждый день. Основными задачами государства и некоммерческого сектора являются забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных жителей (города,района), помощь в воспитание и в образование детей и подростков, сохранение и развитие культуры, защита прав и
свобод и многое другое, что не может быть предоставлено только государством или только на коммерческой основе. Намного эффективнее решать социальные задачи консолидировано, передавая решение значительной части ^циальных услуг третьему с е кто ру .
В качестве примера целесообразно представить опыт Центра «Стратегия» как один из примеров продуктивного сотрудничества НКО с органами государственной и муниципальной власти. Центр стратегии - общественная организация, созданная в начале 1993 года группой депутатов городского совета и жителей города с активной социальной позицией. Целью центра является содействие формированию некоммерческого сектора, правопорядка, посредством реализации проектов и программ, направленных на развитие социального партнерства, ответственности органов власти и центров государственной политики. Центр «Стратегия» сформировался как активная научно-образовательная некоммерческая организация. Наряду с исследованиями, направленными на анализ процессов формирования структур третьего сектора, центр организует образовательные семинары, конференции, круглые столы., разработан ряд законопроектов по заказу Законодательного Собрания .
Основные программы центра: 1) «Региональный Омбудсмен и Права Человека» и Развитие института Уполномоченного по правам человека; 2) Интегральная программа «Развитие публичной политики и Центров публичной политики». С помощью программ Взаимодействие НКО и власти, Противодействие коррупции центром был создан проект «Усиление эффективности сотрудничества НКО с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в процессе противодействия коррупции». Центр является примером сотрудничества и диалога власти и «третьего сектора».
Так же стоит отдельно рассмотреть деятельность Общественной палаты Российской Федерации, которая была организована в соответствии с федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации». Согласно закону, Общественная палата избирается каждые три года и осуществляет помощь во взаимодействие жителей с государственной власти и местным самоуправлением для сведений об интересах и проблем граждан, защиты их прав и свобод при формирoвании и реализации государственной политики.
Согласно федеральному закону №235-ФЗ от 23 июля 2013 года Общественная палата состоит из 168 членов, которые составляют 3 равнозначные группы. Это 40 граждан, которых указом утверждает Президент РФ; 85 представителей региональных общественных палат; 43 представителя общероссийских общественных объединений.
Для обеспечения независимой общественной экспертизы законопроектов, Общественная палата и Государственная Дума подписали Соглашение об информационном сотрудничестве. В 2009 г., благодаря поправкам в законодательство, был установлен порядок, в соответствии с которым социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу Общественной палаты. Палата использует различные формы взаимодействия с гражданами: слушания, собрания, круглые столы, встречи,
конференции и т. д.
Палата Санкт-Петербурга принимает активное участие в подготовке законопроектов (разрабатывает предложения в области законодательства и социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также проводит общественную экспертизу проектов правовых актов и программ социально-экономического развития), укрепляет ценности идеи гражданского общества. Организует общественную работу для развития города
(проводит общественные обсуждения, семинары, круглые столы и т.д.). Рассматривает обращения организаций, жителей и учитывает ( после их анализа) поступившие от них предложения. Ведет диалог с исполнительной властью. Обращается в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга с запросами. Регулирует создание, работу общественных советов при главах администраций районов Санкт-Петербурга. Содействует развитию патриотизма (участвует в награждении граждан, представляет Общественную Палату на федеральном уровне). Общественная Палата Санкт-Петербурга состоит из 8 постоянно действующих комиссий: 1) По научно-промышленной политике, развитию предпринимательства и инвестициям; 2) По развитию гражданского общества, связям с общественными организациями и взаимодействию со СМИ; 3) Комиссия по транспорту, дорожному хозяйству и городской инфраструктуре; 4) Комиссия по культуре, установке памятников и рекламе; 5) Комиссия по взаимодействию с правоохранительными органами, силовыми структурами, судебно-правовой системой, ОНК и общественными советами силовых структур; 6) Комиссия по оптимизации деятельности органов власти и управления Санкт-Петербурга и координации вза им одействия районных структур; 7) Комиссии по социальным вопросам и здравоохранению; 8) Комиссии по образованию.
Коснувшись темы диалога между гражданским обществом и государственной властью в Санкт-Петербурге, также стоит упомянуть «Центр развития некоммерческих организаций». Межрегиональная благотворительная общественная организация «Центр развития некоммерческих организаций» осуществляет деятельность, направленную на развитие некоммерческих организаций, инициативных групп, благотворительных инициатив и помощи. Партнерами центра являются следующие государственные организации: 1) Общественная палата Российской Федерации; 2) Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию благотворительности и волонтерства; 3) Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга; 4) Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга; 5) Комитет здравоохранения Санкт-Петербурга; 6) Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга; 7) Центры здоровья; 8) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга.
В Н КО нуждаются и государство и бизнес, они дополняют их, создавая равновесие. Эффективно работающие и обеспеченные ресурсами НКО нужны обществу, чтобы возникающие социальные вопросы решались силами гражданской инициативы. Государственная поддержка Н КО обеспечивается с помощью системы договоров с участием НКО и органов государственной власти Механизмами, обеспечивающими такое сотрудничество трех секторов, выступают конкурсные и грантовые программы, социальные форумы, содействие развитию фондов местного сообщества и др.
В Санкт-Петербурге действует достойная юридическая и социальная база для дальнейшего развития взаимодействия государственной власти и гражданского общества: наличие нормативной правовой базы, регламентирующей взаимодействие; наличие относительно большого количества зарегистрированных НКО в Санкт-Петербурге; активная деятельность ряда НКО, отражаемая в СМИ; наличие общественных советов, действующих на территории Санкт-Петербурга. Это можно рассмотреть на примере диалога НКО - Центра «Стратегия» и государственной власти, который свидетельствует о том, что в Санкт-Петербурге существует хорошая основа для дальнейшего развития взаимодействия власти и третьего сектора, что в будущем усилит авторитет властей, социальную ответственность коммерческого сектора, повысит социальную ответственность и активность горожан, консолидируют работу органов
государственной власти, некоммерческого сектора и коммерческого сектора для достижения эффективных результатов в реализации городской социально-экономической политики и повышения качества и уровня жизни жителей Санкт-Петербурга, города федерального значения.
Библиография
1. Незнанова В.С. Взаимоотношения гражданского общества и власти в России в социально-историческом контексте/В.С.Незнанова//НТВ СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки.-2015.-№1(215).-С.140-145
2. Третий сектор и его роль в социальной защите населения. URL: http://soc-work.ru/article/24 (дата обращения: 30.06.2019).
3. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ popular/nekomerz/ (дата обращения: 10.05.2019).
4. Незнанова В.С. Роль гражданского общества в экологическом воспитании личности ребенка/ В.С. Незнанова //Интернет и цифровое пространство постматериальные ценности молодежи:Сборник научных трудов/ под.ред. К.В.Султанова.-СПб.,2018.-С.406-408.
5. Незнанова В.С. Роль гражданского общества в духовно-нравственном воспитании детей / В.С. Незнанова //Историческое сознание и постматериальные ценности: Сборник научных статей/ под.ред. К.В.Султанова.-СПб.,2019.-С.484-486
6. Пую Ю.В. В сборнике: Историческое сознание и постматериальные ценности сборник научных статей по материалам XXVI Международной конференции "Ребенок в современном мире. Формирование исторического сознания", Санкт-Петербург, 1719 апреля 2019 года. главный редактор и автор-составитель К. В. Султанов; ответственные за выпуск: И. Б. Романенко, А. А. Воскресенский; члены редколлегии: И. Б. Романенко, А. А. Грякалов, Ю. В. Пую, В. А. Рабош, К. С. Пигров, М. Ю. Пучков. 2019. С. 58-61.
7. Незнанова, Виолетта Сергеевна Проблема взаимодействия гражданского общества и государственной власти : философский анализ : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 Москва 2018
8. Незнанова В.С.Понятие гражданского общества в западноевропейской философской традиции/В.С.Незнанова,Ю.В.Пую// Вестник Орловского государственного университета .-2015.-№ 5 (46).-С.259-261.
9. Незнанова В.С.Социально-философские факторы функционирования гражданского общества в условиях глобализации /В.С.Незнанова //Научное мнение.-2016.-№8-9.-С.125-129
10. Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.oprf.ru .-Загл. с экрана.-На рус.яз. Дата:15.08.2019.
11. Официальный сайт Общественной палаты Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://palataspb.ru-Загл. с экрана.-На рус.яз. Дата:15.08.2019.
12. Официальный сайт Центра «Стратегия» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.strategy-spb.ru/-Загл. с экрана.-На рус.яз. Дата:15.08.2019.
13. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. М.: Эксмо, 2005. 832 с.
14. Пую Ю.В. Политическое манипулирование: вчера, сегодня, завтра // Философия права. 2011. № 1. С. 49-51
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Данная статья посвящена достаточно актуальной теме, особенно в контексте предстоящих изменений Конституции и связанных с этим процессами и преобразованиями в системе законодательной и исполнительной власти. При этом следует иметь в виду, что данные процессы еще не нашли своей формализованной формы, а также способов воплощения в новой политической реальности. Цель статьи -доказать, что в Санкт-Петербурге существует многообещающая правовая основа для развития некоммерческого сектора, опираясь на раннее проделанные исследования и на данные центра «Стратегия», общественной палаты Российской Федерации., общественной палаты Санкт-Петербурга, «Центра развития некоммерческих организаций» и т.д. Работа написана понятным языком и хорошим стилем, присутствует обращение к основным работам отечественных авторов в настоящее время, а также аргументация и контаргументация к точкам зрения и позициям оппонентов. Список литературы включает достаточное количество литературы, отражающей современное состояние проблемы рассматриваются проблемы и сложности возникшего процесса, а также новые требования и обстоятельства, которые необходимо принимать во внимание при анализе процессуальных обстоятельств реализации данных нововведений. В Санкт-Петербурге действует достойная юридическая и социальная база для дальнейшего развития взаимодействия государственной власти и гражданского общества: наличие нормативной правовой базы, регламентирующей взаимодействие и т.п. Автор базируется на компаративной методологии, системном анализе и структурном подходе, что дает возможность обосновать авторскую позицию и концептуальную точку зрения. При этом можно согласиться с позицией автора о том, что основными задачами государства и некоммерческого сектора являются забота о малообеспeченных, бoльных, социально неблагополучных жителей (города,района), помощь в воспитание и в образование детей и подростков, сохранение и развитие культуры, защита прав и свобод и многое другое, что не может быть предоставлено только государством или только на коммерческой основе. Представляется, что данные материалы будут интересны определенной части аудитории журнала, ибо данная проблематика интересна и злободневна в современных социально-экономических и политических условиях и отражает те проблемы и обстоятельства, которые присутствуют в настоящий конкретно-исторический период. Рассмотрение опыта Санкт-Петербурга представляет собой достаточно значимый контекст, исходя из которого можно выстраивать соответствующую политическую структуру в других регионах России. Конечно, можно предположить, что присутствует определенная специфика, но иного и не может быть, потому что приложение и внедрение различных общественных процессов с необходимостью должно учитывать региональную специфику и соответствующий менталитет для того, чтобы эффективность функционировать а реальных условиях и обстоятельствах.