3.УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК ОБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ (ФИНАНСОВОХОЗЯЙСТВЕННОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Коренюгин Виталий Валерьевич, адъюнкт адъюнктуры Ростовского юридического института МВД России, старший лейтенант милиции.
Место работы: Ростовский юридический институт МВД России.
Аннотация. Статья освещает процесс проверки финансово-хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц подразделениями по борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере потребительского рынка, с учетом реформ административного законодательства, федеральных законов, регулирующих эту сферу деятельности.
Ключевые слова: Кодекс об административных правонарушениях России, финансовохозяйственная деятельность, административное правонарушение, инструкция, законность, торговля, ревизия, гражданин, жалоба, проверка, протокол, изъятие, лицензия, сертификат, предпринимательство.
THE LEGAL BASIS OF THE ACTIVITY OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES OFFICERS IN CARRYING OUT OF THE INSPECTION OF BUSINESS (FINANCIAL AND ECONOMIC) ACTIVITY PROJECTS
Korenyugin Vitali Valerievich, the place of work: Rostov Law Institute of the Interior of Russia.
Post: post-graduate student of the Rostov Law Institute of the Interior of Russia.
Annotation. The article interprets the inspection process of individual manufactures and legal persons financial and economic activity by the units for combating with offences and
crimes in the sphere of consumers’ market, taking into consideration the reforms of administrative legislation and the Federal laws regulating this sphere of activity.
Keywords: administrative offences code of Russia, financial and economic activity, administrative offence, instruction, lawfulness, trade, inspection, citizen, complaint, check, record, seizure, license, certificate, enterprise.
С введением в 2002 году Кодекса РФ об административных правонарушениях появился ряд новелл в регулировании публично-правовых отношений, в том числе в области административной ответственности за нарушения законодательства в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, валютного регулирования. Кодексом был серьезно реформирован институт административной ответственности в российском праве. Одновременно с его введением отменились (полностью или частично), а также внесены поправки почти в 150 ранее принятых нормативных актов.
Следует отметить, что, как и ранее, так и сегодня с реализацией положений нового КоАП РФ у сотрудников правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, просматриваются ряд проблем при проведении проверок физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательством (финансово-
хозяйственной деятельностью). Нередко им оказывается противодействие в получении необходимой информации от этих лиц, а порой оказывается не только неповиновение, но и сопротивление.
Сотрудники органов внутренних дел должны четко себе представлять алгоритм своих действий при возникновении подобных ситуаций и действовать грамотно, в строгом соответствии с законом.
Правовой основой деятельности органов внутренних дел (милиции) по выявлению и пресечению правонарушений в сфере предпринимательской деятельности являются федеральные законы, законы и иные правовые акты субъектов РФ, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, изданные в пределах компетенции и ведомственные приказы и указания (в том числе совместные).
К таким правовым актам следует отнести закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. (с изменениями и дополнениями), Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-
процессуальный кодекс РФ и многие другие законы и подзаконные акты.
В соответствии с законом «О милиции» на милицию возложено сегодня 6 задач, которые напрямую связаны с выявлением и пресечением нарушений в сфере предпринимательской деятельности:
1. Обеспечение безопасности личности.
Указанную задачу следует понимать, в том числе и как обеспечение безопасности личности (людей) от некачественных товаров и услуг, которые могут причинить вред здоровью и жизни человека.
2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
В этой задаче четко просматривается необходимость предупреждать и пресекать любые правонарушения, в том числе в предпринимательской сфере.
3. Выявление и раскрытие преступлений.
Не вызывает сомнения то, что здесь речь идет обо всех преступлениях, подведомственных милиции, в том числе и преступлений в сфере хозяйственной, предпринимательской и финансовой сферах.
4. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Следует отметить, что общественный порядок, хоть и проблемное понятие с точки зрения его толкования, но все же не вызывает сомнения факт, что нарушения в сфере предпринимательской деятельности могут угрожать общественной безопасности и как следствие - общественному порядку.
5. Защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Рассматривая эту задачу можно отметить, что некачественный продукт предпринимательской деятельности может нанести ущерб собственности физических и юридических лиц.
6. Оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим законом.
А права и законные интересы могут нарушаться опять же при ведении хозяйственной, предпринимательской деятельности с нарушениями установленных правил.
Из задач вытекают функции милиции, которые тесно переплетаются с обязанностями. В частности, в соответствии с п.1 ст.10 рассматриваемого закона милиция обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств.
В соответствии с п.4 ст.10 закона милиция обязана выявлять и раскрывать преступления. То есть эта обязанность идентична одной из задач, возложенных на милицию статьей 2 закона «О милиции».
В соответствии с п.5 ст.10 рассматриваемого закона милиция обязана возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия, что напрямую вытекает из задачи «выявлять и раскрывать преступления».
А в соответствии с п.7 ст.10 закона «О милиции» сотрудники милиции обязаны осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
Перечень обязанностей, возложенных на милицию, связанных напрямую с выявлением, пресечением и документированием нарушений в предпринимательской сфере этим не ограничивается. В статье 10 закона «О милиции» оговорены и другие обязанности милиции, которые косвенно или напрямую тесным образом связаны с осуществлением проверок объектов предпринимательской (финансово-хозяйственной) деятельности. Этим же законом милиции предоставлены и многие права, способствующие эффективному выполнению своих обязанностей.
Следует отметить, что в связи с исключением п.25 ст. 11 закона РФ «О милиции» был изменен порядок проведения сотрудниками милиции ревизий и документальных проверок.
В течение последних лет имелось немало нареканий на необъективные, а порой и незаконные действия сотрудников милиции при проведении проверок предприятий малого и среднего бизнеса. В целях защиты предпринимателей от неправомерного вмешательства в их деятельность со стороны сотрудников милиции, были изменены полномочия сотрудников органов внутренних дел в этой области.
Эти кардинальные изменения законодательного положения потребовали издания соответствующего ведомственного нормативного правового акта МВД России, который бы детально регламентировал проверочные мероприятия органов внутренних дел в сфере законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
Инструкция, утвержденная приказом МВД России от 2 августа 2005 г. № 636 и опубликованная 12 августа с.г. в «Российской газете», по сути, являлась административным регламентом, который закреплял порядок назначения и проведения проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также оформления их результатов. В частности был определен полный перечень должностных лиц, наделенных правом назначать такие проверки и ревизии, что уже само по себе исключает их произвольное проведение. Кроме того, прописывались процедурные особенности проверок и ревизий, порядок изъятия и копирования документов, возможные варианты реализации полученных по их результатам материалов.
Практическая значимость данного нормативного правового акта заключалась в том, что он, в целом обеспечивал однозначность и предсказуемость поведения сотрудниками милиции проведения проверок и ревизий в указанной сфере.
Однако, 19 декабря 2008 года Государственной думой принят федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности, в котором согласно ст.1 ч.1. п. «а» пункт 25 статьи 11 Закона «О милиции» утратил силу, а так же вышеупомянутая Инструкция, утвержденная приказом МВД России от 2 августа 2005 г. № 636, утратила силу на основании Приказа Министерства внутренних дел от 08.01.2009 года №12 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов МВД России»
В связи с этим проведение проверок объектов предпринимательской (финансово-хозяйственной) деятельности считается обоснованным при наличии зарегистрированного обращения (жалобы) в порядке, предусмотренном ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006 года., и Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений иной информации о происшествиях, утвержденных Приказом МВД РФ № 985 от 01.12.2005г.
Необходимо обратить внимание, что анонимная жалоба не будет являться законным основанием для проведения проверочных мероприятий.
Необходимо помнить, что проверка сотрудниками милиции юридических лиц или индивидуальных предпринимателей проводится в срок, установленный уголовнопроцессуальным законодательством для проверки сведений о совершенном либо готовящемся преступлении.
В законе этот срок установлен и составляет не более 3 суток. Однако прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству сотрудника продлить срок проведения проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток (ст. 144 УПК РФ).
При проведении проверки сотрудниками милиции могут запрашиваться любые документы, отражающие финан-
совую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
Норма закона о коммерческой тайне на милицейскую проверку не распространяется. На документах, предоставляемых при проверке и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц -полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
При изъятии таких документов органы милиции обязаны принять меры по сохранению коммерческой тайны. В случае утраты или разглашения сведений виновные могут понести гражданско-правовую ст.139 ГК РФ, административную ст. 13.14 КоАП, уголовно-правовую 183 УК РФ ответственность .
Завершается проверка составлением протокола, в котором указывается, какие помещения были осмотрены и какие предметы и (или) документы при этом были обнаружены и изъяты. Протокол подписывается проверяющими и гражданами, участвовавшими в осмотре. Копия протокола вручается представителю предприятия или индивидуального предпринимателя под расписку.
По итогам проверки сотрудники милиции должны составить акт. Акт составляется и в случае, если правонарушения не установлены. Моментом окончания проверки является день подписания акта. Акт составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими.
Первый и второй экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются на хранении в подразделениях органов внутренних дел. Третий экземпляр акта вручается представителю организации или физическому лицу (его представителю) под расписку (с отметкой в первом экземпляре акта). Акт должен подписать руководитель проверяемой организации или другой сотрудник, уполномоченный учредительными документами организации.
В случае отказа от получения акта, а также при невозможности вручить акт по иным обстоятельствам (в связи с болезнью, отъездом и другим причинам) в нем делается отметка, удостоверенная подписями сотрудников милиции, осуществляющих проверку. В этом случае экземпляр акта направляется предприятию или предпринимателю для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.
Изъятие документов у проверяемых лиц возможно при наличии у сотрудников милиции оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены или же имеют признаки подделки и необходимо установить их подлинность .
Изыматься эти документы могут на срок не более семи суток, а в случае, если их изъятие приведет к приостановлению деятельности организации, - на срок не более 48 часов.
Изъятие сотрудниками милиции сертификатов, лицензий, свидетельств о государственной регистрации со ссылкой на их финансово-хозяйственную значимость при проведении проверки незаконно. Изъятие указанной документации допускается только в рамках возбужденного уголовного дела, и это процессуальное действие называется выемкой.
В случае если проверяющие сотрудники милиции не выполнят этих требований, суд не признает изъятые предметы вещественным доказательством. В этом случае у проверяемого есть возможность избежать наказания.
Если товар перестает быть предметом нарушения, сотрудники милиции обязаны его вернуть. В случае если предприниматель не представит документального подтверждения о том, что имущество принадлежит ему, органы милиции должны направить официальное письмо в Российский фонд Федерального имущества. И по решению суда, при признании имущества бесхозным, оно будет обращено в доход государства.
В субъектах Российской Федерации в пределах компетенции могут приниматься подзаконные нормативноправовые акты государственного управления, регламентирующие отдельные стороны проведения проверок субъектов предпринимательской (финансово-
хозяйственной) деятельности.
Так, например, на основании Письма № 38/7-2969 от 11.08.04 начальника Главного Управления Внутренних дел Ростовской области Белозерова А. М. и Соглашения о сотрудничестве между Администрацией Ростовской области и Главным управлением внутренних дел Ростовской области от 07.07.2004 г. сотрудникам милиции, осуществляющим проверку, вменена обязанность делать отметку в Журнале учета мероприятий по контролю за деятельностью юридического лица и индивидуального предпринимателя.
В завершении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день происходит активное реформирование в сфере малого и среднего бизнеса, как результат реализации Указа Президента «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
Как это скажется на деятельности милиции - покажет время.
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная на рецензирование работа выполнена на актуальную тему. Проведение радикальной экономической реформы в России объективно потребовало создания новой правовой основы определенных видов деятельности, в том числе предпринимательской, усиления роли законов в правовом регулировании этой сферы.
В современных экономических условиях развития в России актуальной является проблема надзора (контроля) государства за деятельностью экономических субъектов. Важная роль по выявлению и пресечению правонарушений в сфере предпринимательской деятельности отводится органам внутренних дел (милиции).
В ходе работы автором проанализировано различные виды и формы контроля, посредством которых органами внутренних дел осуществляются проверки финансовохозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Автор детально изучил специфику деятельности подразделений по борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере потребительского рынка, с учетом реформ административного законодательства, федеральных законов, регулирующих эту сферу деятельности. Такой подход позволил автору выявить недостатки действующих норм права, сформулировать и обосновать предложения по их совершенствованию.
Принимая во внимание изложенное, считаем проведенные автором исследования имеющими научную и практическую ценность, а работу - заслуживающей опубликования.
Начальник кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России, д.ю.н., профессор Позднышов А.Н.