Научная статья на тему 'Правовая основа деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел России'

Правовая основа деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
620
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
выявление преступлений / правовая основа / правовое регулирование / оперативнорозыскные мероприятия / поиск / обнаружение / detection of crimes / legal basis / legal regulation / operational-search measures / search / detection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Владимирович Акимов

В статье рассматривается правовая основа поисковой деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации. В процессе исследования автор делает вывод и считает необходимым внести изменения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», нормативно зафиксировав возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий, не требующих судебного и ведомственного санкционирования, сотрудниками оперативных подразделений для решения задачи оперативно-розыскного закона по выявлению преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Владимирович Акимов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis of activity of economic security and anti-corruption units of internal affairs bodies of Russia

The article considers the legal basis for the search activities of the economic security and anticorruption departments of the internal affairs bodies of the Russian Federation. In the course of the study, the author concludes and considers it necessary to amend the Federal Law «On Operational-Search Activities» normatively recording the possibility of conducting operational-search measures that do not require judicial and departmental authorization by employees of operational units to solve the task of the operational-search law to identify crimes, as well as identify and establish persons preparing, committing or committing them.

Текст научной работы на тему «Правовая основа деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел России»

Закон и право. 2022. № 7. С. 126-131. Law and legislation. 2022;(7):126-131.

Научная статья УДК 343

EDN: https://elibrary.ru/QDLDPQ https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-126-131

NIION: 1997-0063-7/22-395 MOSURED: 77/27-001-2022-7-595

Правовая основа деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел России

Сергей Владимирович Акимов

ВНИИ МВД России, Москва, Россия, Yan.sahatof@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается правовая основа поисковой деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации. В процессе исследования автор делает вывод и считает необходимым внести изменения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», нормативно зафиксировав возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий, не требующих судебного и ведомственного санкционирования, сотрудниками оперативных подразделений для решения задачи оперативно-розыскного закона по выявлению преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Ключевые слова: выявление преступлений, правовая основа, правовое регулирование, оперативно-розыскные мероприятия, поиск, обнаружение.

Для цитирования: Акимов С.В. Правовая основа деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел России // Закон и право. 2022. № 7. С. 126—131. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-126-131. EDN: https://elibrary.ru/QDLDPQ.

Original article

Legal basis of activity of economic security and anti-corruption units of internal affairs bodies of Russia

Sergey V. Akimov

Research Institute of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow, Russia,

Yan.sahatof@gmail.com

Abstract. The article considers the legal basis for the search activities of the economic security and anticorruption departments of the internal affairs bodies of the Russian Federation. In the course of the study, the author concludes and considers it necessary to amend the Federal Law «On Operational-Search Activities» normatively recording the possibility of conducting operational-search measures that do not require judicial and departmental authorization by employees of operational units to solve the task of the operational-search law to identify crimes, as well as identify and establish persons preparing, committing or committing them.

Keywords: detection of crimes, legal basis, legal regulation, operational-search measures, search, detection.

For citation: Akimov S.V. Legal basis of activity of economic security and anti-corruption units of internal affairs bodies of Russia // Law and legislation. 2022;(7):126—131. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-126-131. EDN: https://elibrary.ru/QDLDPQ.

© Акимов С.В. М., 2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

В исследование правовых основ оперативно-розыскной деятельности весомый вклад внесли известные ученые прошлого и современности, которые заложили платформу для поиска правовых исследований оперативно-розыскной науки. Среди них можно выделить А.И. Алексеева, В.М. Атмажитова, И.И. Басец-кого, В.Г. Боброва, А.Ф. Возного, Д.В. Гребель-ского, А.Г. Лекаря, В.А. Лукашова, Г.К. Сини-лова и ряд других.

Позиция современных ученых по вопросу правовой основы оперативно-розыскной деятельности за некоторым незначительным изменением имеет общие основания.

Так, Н.С. Железняк под правовой основой оперативно-розыскной деятельности понимает совокупность нормативных правовых актов (содержащихся в них правил, предписаний и т.д.), регламентирующих организацию и осуществление оперативно-розыскной деятельности [5, с. 45]. Авторы учебника теория оперативно-розыскной деятельности под правовой основой понимают совокупность нормативных правовых актов, на которых базируется оперативно-розыскная деятельность [8, с. 57].

А.Ю. Шумилов под правовой основой оперативно-розыскной деятельности предлагал понимать базовую, фундаментальную часть правового регулирования посредством нормативных правовых актов всех возникающих в оперативно-розыскной деятельности общественных отношений [7, с. 98].

Авторы научно-практического комментария к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» полагают, что под правовой основой стоит понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности [6, с. 25].

Обобщая вышеизложенные точки зрения, полагаем следует согласиться с тем, что во всех этих определениях правовой основы оперативно-розыскной деятельности есть три составляющих:

1. Общественные отношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности.

2. Нормативные правовые акты (законодательные и иные нормативные правовые акты) обозначенных общественных отношений.

3. Регламентация нормативными правовыми актами (законодательными и иными нормативными правовыми актами).

Полагаем, что, основываясь именно на данном подходе, законодатель в ст. 4 Федерально-

го закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) определил, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. А, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим процесс выявления преступлений и лиц, их совершающих, оперативно-розыскными органами выступает Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» [1]. Категория выявления преступлений посред -ством оперативно-розыскных мероприятий в названном Федеральном законе используется несколько раз. В частности, в качестве задач оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 Закона об ОРД) выступает выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

В контексте установления фактов, на которые должны быть направлены усилия сотрудников оперативных подразделений, в этой же статье указываются синтактические дублеры «осуществление розыска» и «добывание информации», «установление имущества» применительно к розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, к событиям или действиям (бездействию), создающим угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, а также установлению имущества, подлежащего конфискации.

Еще одно упоминание категории «выявление» встречается в ст. 11 Закона об ОРД и касается результатов оперативно-розыскной деятельности, которые могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подго-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 07-2022

тавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации.

Ряд положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в косвенной форме создают предпосылки для поисковой деятельности оперативно-розыскных органов (статьи 6, 15, 17, 18 Закона об ОРД).

Необходимо сказать, что в отдельных статьях категория «выявление» заменяется близкими по значению категориями «определение факта».

Так, в ст. 8.1 Закона об ОРД определяются особенности проведения оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и определяется, что в целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля, оперативные подразделения органов федеральной службы безопасности вправе проводить предусмотренные ст. 6 настоящего Федерального закона оперативно-розыскные мероприятия.

Широкое использование термина «выявление» и его производных позволяет говорить, что данная деятельность в целом нормативно согласована и принимается законодателем в качестве приоритетной. Вместе с тем сравнительный анализ иных статей Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет отметить, что задачи оперативно-розыскной деятельности (мы имеем ввиду выявление преступлений и лиц, их совершающих) не корреспондируются с основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий. Обоснуем свою позицию.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий выступают:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Из приведенного перечня оснований наиболее близким к решению задачи выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, выступает подп. 1 п. 2 ст. 8 названного закона, а именно: «Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

Вместе с тем детальный анализ данного основания позволяет говорить, что правовые основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий имеются исключительно при наличии определенных признаков, уже обнаружен-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

ных субъектами оперативно-розыскной деятельности, а обнаружение новых фактов, ранее не известных органам внутренних дел, находится за рамками данного основания. В противовес этому нормативно закрепленному положению поисковая деятельность предполагает обнаружение ранее не известных сведений.

Возникает вопрос, как можно обнаружить преступления для решения поставленных задач по выявлению преступлений и лиц, их совершающих, если оперативно-розыскная деятельность осуществляется исключительно посредством оперативно-розыскных мероприятий?

На это нам красноречиво указывает ст. 1 Закона об ОРД: «Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».

Все вышеизложенное означает, что выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, не может быть реализовано в рамках оперативно-розыскной деятельности (так как она осуществляется посредством оперативно-розыскных мероприятий — ст. 1 Закона об ОРД) и находится вне рамок правового поля.

Целенаправленная работа с использованием всего арсенала оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, не обеспечена нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Интересно, что в теории оперативно-розыскной деятельности возникло два противоположных лагеря.

В одном — сторонники проведения оперативно-розыскных мероприятий в рамках поисковой деятельности, несмотря на ее фактический запрет в нормах Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Во втором — противники данной позиции.

Первую точку зрения поддерживали еще до вступления в силу Законов об ОРД 1992 г. и 1995 г. Г.А. Атанесян и С.П. Голубятников, которые в своих работах утверждают, что латентный характер преступлений экономической направленности обусловливает необходимость и приоритет поисковой деятельности, в том числе и

в рамках оперативно-розыскных мероприятий [4, с. 236].

Подобную точку зрения высказывает в своем исследовании Н.П. Яблоков, который отмечает, применительно к выявлению преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями, что в качестве одного из требований, предъявляемых к оперативно -розыскной деятельности, выступает необходимость выявления даже искусно замаскированных признаков организованной преступности [10, с. 46]. По мнению ученого, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» негласные оперативно-розыскные мероприятия в целях обнаружения признаков подготавливаемых и совершаемых преступлений [10, с. 46].

Вторая точка зрения ярко высказана в диссертационном исследовании А.И. Тесникова, который, изучив оперативно-розыскную практику, не видит противоречий между необходимостью выявления тайных, замаскированных преступлений и отсутствием оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий для реализации задачи оперативно-розыскной деятельности по своевременному обнаружению преступлений [9, с. 103—105]. Данный автор заявляет, что проведение оперативно-розыскных мероприятий на этом этапе (обнаружение признаков готовящихся, совершенных или совершаемых преступлений) недопустимо, а оперативно-розыскная деятельность возможна исключительно в случаях, когда в распоряжении органа внутренних дел уже появились сведения о подготовке или совершении преступления.

Глубокий анализ приведенных выше точек зрения показал, что их сторонники имеют веские доводы.

Доводы первых заключаются в том, что выявление преступлений за счет каких-либо действий, но не оперативно-розыскных мероприятий, это нонсенс, а вторые основывают точку зрения на возможной фальсификации действий сотрудников оперативных подразделений и тотальном осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в отношении неограниченного числа лиц.

Несмотря на то что мы относим себя к первому лагерю, считаем, что выявление латентных преступлений, которые остались не известны для органов внутренних дел, а также установление лиц, представляющих оперативный ин-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 07-2022

терес (на данном этапе нормативного регулирования), должно осуществляться любым способом, но не проведением оперативно-розыскных мероприятий. В связи с этим полагаем обоснованным предложить внести изменения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», предусмотрев основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий необходимость решения задачи оперативно-розыскной деятельности, изложенной в ст. 2 Закона об ОРД.

Необходимо отметить, что близкое по значению основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий имеется в Законе Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 г. № 154-Х111 (с изм. и доп. по сост. на 19.12.2020), в п. «д» ст. 10 которого указано, что проведение оперативно-розыскных мероприятий возможно при необходимости получения разведывательной информации в интересах общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала [2].

Подобный подход реализован в Законе Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» [3], где в качестве задачи оперативно-розыскной деятельности поставлена задача поиска и фиксации фактических данных о противоправных деяниях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины (ст. 1 Закона Украины об ОРД). Этой задаче корреспондируется и основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий — потребность в получении разведывательной информации в интересах безопасности общества и государства (п. 3 ст. 6 Закона Украины об ОРД).

Наше предложение поддержано большинством сотрудников оперативных подразделений, опрошенных нами по специально разработанным анкетам.

Так, 85% респондентов посчитали возможным нормативное закрепление и проведение оперативно-розыскных мероприятий в рамках поисковой деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел. Из них:

■ 12% опрошенных посчитали возможным для решения задачи по выявлению преступлений и лиц, их совершающих, разрешить сотрудникам оперативных подразделений проводить весь арсенал оперативно-розыскных мероприятий;

■ 25% респондентов остановились на возможности проведения оперативно-розыск-

ных мероприятий ведомственного санкционирования;

■ 59% посчитали возможным ограничиться оперативно-розыскными мероприятиями, которые не требуют судебного и ведомственного санкционирования.

Мы считаем, что следует согласиться с третьей группой респондентов, которые ограничили выбор оперативно-розыскных мероприятий исключительно оперативно-розыскными мероприятиями, не требующими санкционирования. К этой группе ОРМ они отнесли: опрос, отождествление личности, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов.

Обобщив вышеизложенное, считаем необходимым внести изменения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», нормативно зафиксировав возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий, не требующих судебного и ведомственного санкционирования, сотрудниками оперативных подразделений для решения задачи оперативно-розыскного закона по выявлению преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Список источников

1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

2. Закон Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15.09.1994 № 154-XIII (с изм. и доп. по сост. на 19.12.2020) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id= 1003158

3. Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.1992 № 2135-XII (с изм. и доп. по сост. на 17.09.2020) // http:// search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T213500.html

4. Атанесян Г.А., Голубятников С.П. Судебная бухгалтерия: учебник. М.: Юрид. лит., 1989. 236 с.

5. Железняк Н.С. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности. Красноярск: Сибирский юрид. ин-т МВД России, 2010.

6. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Учеб. пособие. Хабаровск: Дальневосточный юрид. ин-т МВД России, 2014.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

7. Словарь оперативно-розыскной деятельности. М.: Изд. Шумилова И.И., 2004.

8. Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2017.

9. Тесников А.И. Оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства о преступлениях, совершенных организованными группами: Дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2002.

10. Яблоков Н.П. Общеметодологические проблемы оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью // Вестник МНУ. Сер. 11. Право. 1996. № 2.

References

1. Federal Law of August 12, 1995 № 144-FZ «On Operational-Search Activities» (as amended on April 5, 2013) // http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW

2. Law of the Republic of Kazakhstan of September 15, 1994 № 154-XIII «On operational-search activities» (as amended and supplemented as of 19.12.2020) // https://online.zakon.kz/Document/ ?doc id=1003158

3. Law of Ukraine of February 18, 1992 № 2135-XII on operational-search activities (as amended and supplemented as of 17.09.2020) // http:// search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T213500.html

4. Atanesyan G.A., Golubyatnikov S.P. Judicial accounting: a textbook. M.: Yuri. lit., 1989. 236 p.

5. Zheleznyak N.S. Legislative regulation of operational-search activities. Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia, 2010.

6. Fundamentals of operational-search activities of internal affairs bodies: Textbook. Khabarovsk: Far Eastern Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Dictionary of operational-search activities. M.: Publisher I.I. Shumilova, 2004.

8. Theory of operational-search activities/edited by K.K. Goryainova, V.S. Ovchinsky. 4th edition, rev. and additional M.: Norma: Infra-M, 2017.

9. Tesnikov A.I. Operational-search support of criminal proceedings on crimes committed by organized groups: Dis. ... cand. jurid. sciences. Voronezh, 2002.

10. Yablokov N.P. General metodological problems of operational-search activities in the fight against organized crime // Bulletin of MNU. Ser. 11. Right. 1996. № 2.

Информация об авторе

Акимов С.В. — старший научный сотрудник НИЦ № 3

Information about the author

Akimov S.V. — researcher of Research Center № 3 of the Federal State Institution

Статья поступила в редакцию 18.04.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 14.06.2022.

The article was submitted 1 8.04.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 14.06.2022.

LAW & LEGISLATION • 07-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.